Научная статья на тему 'Игральные фишки Краскинского городища'

Игральные фишки Краскинского городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юг Дальнего Востока России / государство Бохай (698 — 926 гг.) / Краскинское городище / игральные фишки / черепица / стенки сосудов / предметы для игр / игральное поле / south of the Russian Far East / Bohai state (698 — 926) / Kraskinskoye walled town / playing chips / tile / walls of vessels / items of games / game board

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е В. Асташенкова, Е И. Гельман

В статье анализируются такие массовые находки, как игральные фишки. Эти артефакты широко известны на бохайских памятниках, и Краскинское городище не стало исключением. Напротив, многолетние исследования средневекового города позволили собрать значительную коллекцию фишек и составить представление о досуге его жителей. Авторы дают подробное описание данных изделий, обращая внимание на цвет, размер, материал изготовления, степень и качество обработки. Рассматриваются вопросы локализации фишек: в пределах каких объектов на памятнике наблюдается их наибольшая концентрация, как меняется количество данных изделий от одного строительного горизонта Краскинского городища к другому. В работе приводятся варианты имевших хождение в Восточной Азии в эпоху средневековья игр, неотъемлемыми атрибутами которых являлись фишки. Авторы делают вывод о распространении среди бохайского населения игры типа «мельница » (известна в корейской историографии под названием «гону»), популярность которой постепенно росла. Об этом свидетельствует и расчерченное на камне игральное поле, обнаруженное на этом же городище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYING CHIPS OF KRASKINSKOYE WALLED TOWN

Such mass findings as playing chips are analyzed in this paper. These artifacts are well-known in Bohai sites and Kraskinskoye walled town is not an exception. Quite the contrary, many years of research of the medieval town allowed to get a considerable collection of chips and to have an idea about leisuretime of its inhabitants. The authors of the paper make detailed description of these artifacts paying attention to their color, material, degree and quality of processing. Questions of chips’ location are also considered: in which objects of the site their highest concentration is observed, how the quantity of these artifacts varies from one construction horizon to another. The paper also quotes East Asian games which had such chips as an integral component. Authors make a conclusion that a game of “mill” type known in Korean historiography as “gonu” was spread among Bohai population. The popularity of this game grew gradually. It is testified by finding of the game board drawn on a stone slab in this ancient town.

Текст научной работы на тему «Игральные фишки Краскинского городища»

УДК: 903.2(571.63)

Игральные фишки Краскинского городища

Е.В. Асташенкова,

кандидат исторических наук, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток

Е.И. Гельман,

кандидат исторических наук, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток

В статье анализируются такие массовые находки, как игральные фишки. Эти артефакты широко известны на бохайских памятниках, и Краскинское городище не стало исключением. Напротив, многолетние исследования средневекового города позволили собрать значительную коллекцию фишек и составить представление о досуге его жителей. Авторы дают подробное описание данных изделий, обращая внимание на цвет, размер, материал изготовления, степень и качество обработки. Рассматриваются вопросы локализации фишек: в пределах каких объектов на памятнике наблюдается их наибольшая концентрация, как меняется количество данных изделий от одного строительного горизонта Краскинского городища к другому. В работе приводятся варианты имевших хождение в Восточной Азии в эпоху средневековья игр, неотъемлемыми атрибутами которых являлись фишки. Авторы делают вывод о распространении среди бохайского населения игры типа «мельница» (известна в корейской историографии под названием «гону»), популярность которой постепенно росла. Об этом свидетельствует и расчерченное на камне игральное поле, обнаруженное на этом же городище. Ключевые слова: юг Дальнего Востока России, государство Бохай (698—926 гг.), Краскинское городище, игральные фишки, черепица, стенки сосудов, предметы для игр, игральное поле.

PLAYING CHIPS OF KRASKINSKOYE WALLED TOWN

E.V. Astashenkova, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia

E.I. Gelman, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia

Such mass findings as playing chips are analyzed in this paper. These artifacts are well-known in Bohai sites and Kraskinskoye walled town is not an exception. Quite the contrary, many years of research of the medieval town allowed

to get a considerable collection of chips and to have an idea about leisure-time of its inhabitants. The authors of the paper make detailed description of these artifacts paying attention to their color, material, degree and quality of processing.

Questions of chips' location are also considered: in which objects of the site their highest concentration is observed, how the quantity of these artifacts varies from one construction horizon to another. The paper also quotes East Asian games which had such chips as an integral component. Authors make a conclusion that a game of "mill" type known in Korean historiography as "gonu" was spread among Bohai population. The popularity of this game grew gradually. It is testified by finding of the game board drawn on a stone slab in this ancient town.

Key words: south of the Russian Far East, Bohai state (698—926), Kraskinskoye walled town, playing chips, tile, walls of vessels, items of games, game board.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время из бохайских памятников Приморья известно значительное количество артефактов, которые по давно сложившейся традиции и не без основания называют игральными фишками. Наибольшее их количество собрано на Краскинском городище, где они относятся к категории массовых находок. На других памятниках эти артефакты тоже находят, но пока в единичных случаях — на городищах Горбат-ка, Николаевское-1 и поселениях Константиновское-1, Чернятино-2 (Гельман, 2005: 421, рис. 172: 3; Никитин, Чжун Сук-Бэ, 2009; Болдин

Рис. 1. Игральные фишки Краскинского городища, изготовленные из стенок сосудов

и др., 2010; Прокопец, 2013). До сих пор игральные фишки не привлекали особого внимания исследователей, и лишь в отдельных работах при описании археологического материала указывалось, что они использовались для игры в облавные шашки (Хорев, 2012: 95—96). В данной статье представлены результаты количественного и пространственного анализа игральных фишек на Краскинском городище в пределах разных объектов из нескольких строительных горизонтов. Кроме того, ставилась задача уточнить, для какой игры могли использоваться фишки и каковы правила этой игры.

Рис. 2. Игральные фишки Краскинского городища, изготовленные из камня (1, 2, 4) и стенок сосудов (3, 5, 6, 7, 8)

Рис. 3. Игральные фишки Краскинского городища, изготовленные из стенок сосудов и черепицы

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРАЛЬНЫХ ФИШЕК

На Краскинском городище за период с 2004 по 2014 гг. найдено более 1500 экз. подобных артефактов (табл. 1). Изготовлены они обычно из стенок (реже донышек и горловин) керамических сосудов, из обломков черепицы и камня (преимущественно песчаника). Качество изготовления фишек разное — от изделий с идеально ровными гладкими краями до грубо оббитых экземпляров. Преобладают артефакты с небольшой степенью обработки и имеющие форму, близкую к округлой. Фишки из фрагментов сосудов чаще подвергались тщательной обработке и имели ровные гладкие края в отличие от изготовленных из черепицы. Вероятно, это связано с тем, что обломки сосудов в большинстве случаев тоньше, чем черепица, и с ними легче работать. Но от черепицы в качестве сырья для изготовления фишек не отказывались совсем, поскольку это был массовый

Таблица 1

Плотность распространения игральных фишек на раскопанных участках Краскинского городища

Год Раскопанная площадь (кв. м) Изготовленные из обломков сосудов (шт.) Изготовленные из обломков черепицы (шт.) Изготовленные из камня (шт.) Общее кол-во (шт.) Источник

2004 20,00 + + + 20 Отчёт об археологических исследованиях ..., 2005

2005 221,00 + + + 57 Отчёт об археологических исследованиях ..., 2006

2006 156,00 67 Отчёт об археологических исследованиях ..., 2007

2007 205,25 14 16 - 30 Болдин, Гельман, Ивлиев и др., 2008

2008 204,75 34 34 4 72 Гельман, Болдин и др., 2010

2009 141,75 59 35 10 104 Гельман, Асташенкова, Ивлиев и др., 2011

2010 307,00 75 101 8 184 Гельман, Асташенкова, Пискарева и др., 2011

2011 486,00 58 48 8 195 Гельман, Асташенкова, Пискарева и др., 2012

2012 437,00 77 105 1 183 Гельман, Ким Ынгук, Чжун-Сук-Бэ и др., 2013

2013 267,00 38 55 11 104 Гельман, Ким Ын-Гук, Чжун Сук-Бэ и др., 2014

2014 312,00 263 276 49 588

Итого 2757,75 618 670 91 1604

материал и очень часто фрагменты черепицы вторично использовали в хозяйственных нуждах. Фишки из песчаника, как правило, также имеют правильную форму и гладкие края, поскольку песчаник — довольно мягкий камень и не требует значительных усилий при его обработке.

Цвет изделий зависит от того, из какого материала они были изготовлены: цветовая гамма фишек из стенок сосудов варьирует от насыщенного оранжевого до светло-коричневого и от тёмно-серого до светлосерого, в некоторых случаях практически белого. Черепичные игральные фишки преимущественно серые, а фишки из песчаника имеют красновато-коричневый цвет, из туфов — беловато-серый.

Размеры рассматриваемых артефактов тоже разные. Можно выделить три группы. Первая включает в себя мелкие изделия диаметром 0,7—0,9 см, вторая — в среднем 2—3 см, третья — от 5 до 7 см. Преобладают фишки средних размеров. Толщина изделий, безусловно, также зависит от материала, из которого их изготовили, и, как правило, варьирует от 0,5 до 2,5 см. Роль фишек могли выполнять и обычные гальки круглой и овальной формы, которые нередко встречаются на городище в пределах разных объектов. Среди галек преобладают средние по размеру, белые и чёрные — по цвету. Следует отметить, что соотношение фишек из фрагментов черепицы и керамических сосудов практически одинаковое, а вот изделий из камня значительно меньше (табл. 1 —4).

Игральные фишки находят, как правило, на бохайских городищах и поселениях, интересно отметить, что они не встречаются при раскопках бохайских могильников. На Краскинском городище такие изделия обнаружены в пределах разных объектов: жилищ, храмовых строений, колодца, печей, хозяйственных ям и мусорных куч, дорог и их обочин. Раскопки дороги в северо-восточной части городища в 2014 г. показали, что здесь сосредоточено наибольшее количество этих артефактов. В районе дороги обнаружено не менее 1—2 фишек на один квадратный метр раскопа одного строительного горизонта, в то время как в жилом квартале менее 0,2 фишки на 1 кв. м. Это и неудивительно, поскольку дорога была социально значимым местом. Рядом с ней осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность населения города, что также отразилось в характере отложений, как на самой дороге, так и рядом с ней. Для осушения дороги и заполнения ям использовался бытовой мусор, включая кости животных и многочисленные обломки керамических сосудов и поломанной черепицы. Игральные фишки, найденные в районе дороги, ещё раз подчёркивают общественную и культурную значимость этого объекта в городе, как это было и в других городах средневекового Дальнего Востока. В них улицы являлись главными городскими рынками, где собиралось значительное количество людей, в том числе игравших у дороги в популярные в то время игры.

Многолетний анализ артефактов показывает, что в верхних строительных горизонтах фишки встречаются гораздо чаще, чем в нижних (табл. 2—4). Вероятно, по мере становления и развития городища его

Таблица 2

Игральные фишки из Краскинского городища, раскоп XLVII, сектор 3 (36 кв. м) с остатками дороги (1—5-й строительные горизонты)

Пласт Изготовленные из черепицы Изготовленные из стенки сосуда Изготовленные из камня Всего На кв. м

1 1 1 2 0,05

2 1 1 1 3 0,08

3 2 2 0,05

4 19 11 3 33 0,90

5 23 18 1 42 1,20

6 13 7 2 22 0,60

7 8 5 2 15 0,40

8 24 11 4 39 1,10

9 7 9 0 16 0,40

10 0 3 0 3 0,08

11 0 7 0 7 0,20

12 2 6 0 8 0,20

13 1 5 0 6 0,20

Итого 99 86 13 198 5,50

Таблица 3

Игральные фишки из Краскинского городища, раскоп XLIX (160 кв. м) с остатками дороги (1-й строительный горизонт)

Пласт Изготовленные из черепицы Изготовленные из стенки сосуда Изготовленные из камня Всего На кв. м

1 13 7 1 21 0,10

2 78 59 16 153 0,96

3 79 30 15 124 0,80

Итого 170 96 32 298 1,90

Таблица 4

Игральные фишки из раскопа XLIV (2014 г.) в жилом квартале Краскинского городища (116 кв. м)

Пласт Изготовленные из черепицы Изготовленные из стенки сосуда Изготовленные из камня Всего На кв. м

7 2 5 0 7 0,06

8 1 19 1 21 0,18

9 1 16 2 19 0,16

10 2 35 2 39 0,30

11 1 3 0 4 0,03

12 2 5 0 7 0,06

13 0 1 0 1 0,01

14 0 1 0 1 0,01

Итого 9 85 5 99 0,85

статус постепенно менялся (что прослеживается на археологическом материале), увеличивалась плотность населения, а быт и досуг жителей приближались по уровню к жизни населения столичных центров. Игра постепенно приобретала всё большую популярность, пик которой пришёлся на IX — начало X вв.

ИГРАЛЬНЫЕ «ПОЛЯ»

На Краскинском городище во время раскопок черепичной камеры была сделана интересная находка — расчерченный камень (рис. 4). Исследователями памятника было высказано предположение, что он использовался для игры. Аналогичные поля в мировой археологии известны из разных мест и датируются разными периодами. Так, на одном из камней, которыми вымощена дорога в г. Джераш в Иордании, прочерчено аналогичное миниатюрное поле для игры. Датируется памятник первыми веками н. э. В музее г. Лояна есть керамический стол любо. Эта находка отнесена к эпохе Восточная Хань (25—220 гг. н.э.). На поверхности стола имеется изображение, по всей видимости, игрального поля. Оно отличается от поля для игры из Краскинского городища тем, что отсутствует изображение внутреннего квадрата. На уйгурском городище Хара-Балгасун (Орду-Балык) (УШ—1Х вв.) была обнаружена керамическая доска с изображением игрального поля, аналогичного краскинскому. Исследователи

Рис. 4. Игральное поле, начерченное на камне, найденное во время археологических работ на Краскинском городище

высказали предположение, что она использовалась для игры «мельница» (Некоторые результаты ..., 2010: 68). В фондах музея провинции Цзилинь хранится кирпич, на одной стороне которого имеется подобное изображение игрального поля. Найден он на городище Тахучен, которое датируется цзиньским временем.

Игры с использованием фишек и досок известны с глубокой древности. Это многочисленные разновидности нард и игры шахматного типа, широко распространившиеся в Восточной Азии. Для одних игр достаточно только расчерченного определённым образом поля и фишек, которые могут иметь подписи или рисунки, для других требуются ещё и кости (игральные кубики). Фишки и поля, расчерченные таким образом, как на обнаруженном камне из Краскинского городища, используются для игры гону.

ИГРА ГОНУ (КОНУ)1

Рисунок на камне из Краскинского городища действительно соответствует форме игрового поля для игры гону, или кону, причём для той её разновидности, которая в Корее называется «настоящее кону». Эта игра является, вероятно, одной из разновидностей облавных шашек — игры го (в древнем Китае имела название и, а в эпоху средневековья была переименована в вэйдзи (вэйцы)), в Корее — падук, в Японии — и-го). Появившись в Индии, игра го широко распространилась по Восточной Азии. Поскольку правила и необходимый инвентарь просты, игра приобрела большую популярность в регионе и, вероятно, дала толчок к появлению различных модификаций облавных шашек, в том числе и гону. В Корее гону имеет различные названия в зависимости от игрового поля и стратегии, которые, в свою очередь, могут немного отличаться в разных провинциях. Известны такие её наименования, как «кони», «ккони», «ккон», «ккончи-ри» и «кону». Суть игры очень проста. Есть расчерченное особым способом поле (рис. 5). У каждого игрока имеется в распоряжении по 12 фишек. Сначала нужно выложить все фишки на поле, стараясь составлять при этом кону, т.е. поставить 3 свои фишки в один ряд. В случае если кону сложилось, нужно забрать фишку у партнёра в том месте, где можно сделать ещё кону. Такие места остаются пустыми (чтобы их не перепутать, можно прикрыть фишкой отличного от фишек двух игроков цвета). На следующем этапе игры игроки начинают передвигать свои фишки по пустым местам, стараясь образовать больше кону. При этом после каждого сложенного кону у противника забирается фишка. Победитель тот, кто захватит все фишки. Игра в гону (кону) имеет много разновидностей в зависимости от того, как расчерчено поле (рис. 6). В Корее насчитывается около 20 разных игровых полей, а по всему миру существует почти 40 видов. Среди них есть так называемые линейные кону (рис. 6: 7—9),

1 Авторы выражают особую признательность профессору Чжун Сук-Бэ (университет г. Пуё, Республика Корея) за оказанную помощь в поисках материала.

—>

Рис. 5. Игральное поле для игры в гону (мельница)

Рис. 6. Примеры игральных полей для разных вариантов игры в гону

поля для которых аналогичны тем, что используются в игре го. Облавные шашки были очень распространены среди средневекового населения. Согласно «Истории государства киданей», кидане летом сидят в палатках из ткани и войлока и играют в вэйци или шуаньлу (нарды). В ляоских могилах встречают фишки, изготовленные из дерева, сердолика и нефрита, и игровые поля (Гай Чжиюн, 2004: 20—21). Широко распространены эти игры и сейчас, например, в Китае можно увидеть сидящих на тротуарах игроков.

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы можем заключить, что бохайское население было знакомо с азартными играми. На это указывают обнаруженные при раскопках городищ и поселений артефакты. Наиболее вероятной выглядит версия, что жители Краскинского городища играли в игру гону. Подтверждением этого предположения является найденный камень с характерно расчерченным полем, а также фишки, изготовленные из различных материалов и разные по цвету. Каменные фишки и гальки могли быть использованы как для самостоятельной игры, так и как камни для прикрытия на первом этапе игры. Размеры поля определяют и размеры фишек, необходимых для игры. Поскольку в гону можно было играть в любом месте (находясь на отдыхе или коротая время при ожидании), поля для игры могли быть не настолько тяжёлыми и монументальными, как каменные. В древней Корее, например, люди рисовали игровое поле на земле, а вместо фишек использовали мелкие камешки или деревянные брусочки. Возможно, подобный вариант «игральных» полей был приемлем и для бохайского населения, и это оправдывает существование фишек разных размеров и различной степени обработки. Как показал наш эксперимент в Краскинской археологической экспедиции, использовать в качестве фишек можно любые более или менее плоские предметы. Главное условие при этом, чтобы фишки двух игроков имели отличия (цвет, материал изготовления, форму). Возможно, именно популярность игры среди населения и разная степень умения и увлечённости игрой обусловили наличие фишек разной степени обработки: одни игроки использовали разноцветные гальки или мелкие фрагменты черепицы или керамической посуды лишь со слегка обработанными краями (чаще всего просто грубо оббитыми), другие имели постоянные наборы из идеально обточенных фишек. При этом популярность игры, вероятно, росла вместе с развитием городища, поэтому в верхних строительных горизонтах зафиксировано наибольшее количество этих изделий. Тот факт, что в северо-восточной части Бо-хая именно Краскинское городище лидирует по числу данных артефактов, объясняется, видимо, статусом этого города в бохайское время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болдин В.И., Никитин Ю.Г., Чжун Сук Бэ, Лещенко Н.В. 2010. Бохайские памятники в Приморье и Константиновское-1 селище. Сеул: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; Корейский государственный университет культурного наследия.

Гельман Е.И. 2005. Археологические исследования на городище Горбатка в 2004 г. Отчёт об археологических исследованиях бохайских памятников в Приморском крае России в 2004 г. Сеул: Фонд изучения Когурё: 272—444.

Гельман Е.И., Болдин В.И., Асташенкова Е.В., Ивлиев А.О., Лещенко Н.В., Кан Ин Ук, Ким Ын Кук. 2010. Отчёт об археологических раскопках на Краскинском городище Приморского края в 2008 г. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Гельман Е.И., Асташенкова Е.В., Болдин В.И., Ивлиев А.Л., Лещенко Н.В., Ким Ын Гук, Кан Ин Ук. 2011. Археологические исследования российско-корейской экспедиции на Краскинском городище в 2009 году. Сеул: Фонд изучения истории Северовосточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Т. 1 -2.

Гельман Е.И., Асташенкова Е.В., Пискарёва Я.Е., Болдин В.И., Лещенко Н.В., Бессонова Е.А., Савченко А.В., Зверев С.А., Цыбульская О.Н., Буравлев И.Ю., Ким Ын Гук, Кан Ин Ук, Ким Чже Юн. 2011. Археологические исследования российско-корейской экспедиции на Краскинском городище в 2010 году. Сеул: Фонд изучения истории Северо-восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Гельман Е. И., Асташенкова Е.В., Болдин В.И., Ивлиев А.Л., Пискарёва Я.Е., Ким Ын Гук, Чжун Сук Бэ. 2012. Археологические исследованияроссийско-корей-ской археологической экспедиции на Краскинском городище Российском Приморье в 2011 году. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Гельман Е.И., Ким Ынгук, Чжун-Сук-Бэ, Асташенкова Е.В., Пискарёва Я.Е., Ким Ынок, Болдин В.И. 2013. Археологические исследования российско-корейской археологической экспедиции на Краскинском городище Российском Приморье в 2012 году. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гельман Е.И., Ким Ын-Гук, Чжун Сук-Бэ, Ким Ын-Ок, Асташенкова Е.В., Пискарёва Я.Е. 2014. Археологические исследования российско-корейской археологической экспедиции на Краскинском городище Российском Приморье в 2013 году. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Некоторые результаты исследования уйгурской столицы Хара-Балгасун в 2010 году. 2010. Mongolian Journal of Anthropology, Archaeology and Ethnology. Vol. 6, № 1: 64—71.

Никитин Ю.Г., Чжун Сук-Бэ. 2009. Археологические исследования на поселении Чер-нятино-2 в Приморье в 2008 году. Сеул: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; Дальневосточный государственный технический университет; Корейский государственный университет культурного наследия.

Отчёт об археологических исследованиях бохайских памятников в Приморском крае России в 2004 г. 2005. Сеул: Фонд изучения Когурё.

Отчёт об археологических исследованиях на Краскинском городище в Приморском крае России в 2005 г. 2006. Сеул: Фонд изучения Когурё.

Отчёт об археологических исследованиях на Краскинском городище Приморского края России в 2006 г. 2007. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии.

Отчёт об археологических исследованиях на Краскинском городище Приморского края в 2007 г. 2008. Сеул: Фонд изучения истории Северо-Восточной Азии; Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Прокопец С.Д. 2013. Отчёт об археологических исследованиях на Николаевском-1 городище в Михайловском районе Приморского края. Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1, оп. 2, д. 713.

Хорев В.А. 2012. Ананьевское городище. Владивосток: Дальнаука.

Гай Чжиюн. 2004. В поисках погибшего царства — могила Елюя Юйчжи. Хух-хото: Иэймэнгудаосюэчубаньшэ. Кит. яз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.