Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников'

Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИЯ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ / МЕХАНИЗМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудникова Людмила Михайловна

В статье рассматривается системно деятельностный подход к организации развития детского творчества на основе средств национальной культуры и пробуждения чувства принадлежности к историческому прошлому культур малых народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство обновления содержания образования и развития творчества младших школьников»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Таким образом, в процессе доверительного диалога, выявляя разницу между тем, что понимал школьник до написания мини-текста и после его создания, создаются предпосылки для его осознанного духовно-нравственного роста. После такого диалога ученик постигает разницу между двумя духовно-нравственными - «бывшим» и «нынешним». Здесь уместно вспомнить следующее высказывание Монтеня: «Моя книга в такой же степени создана мной, в какой я сам создан моей книгой».

Для того чтобы традиция создания мини-текстов сложилась в школьном коллективе, нужна атмосфера искренней заинтересованности в результатах труда

другого человека. Ученик должен быть уверен, что все оттенки его переживаний, мировосприятия вызовут неподдельный интерес у педагога и ребят, и чем пунктуальнее будет психологическая и методическая работа учителей, тем с большим желанием ученик будет возвращаться к жанру мини-текстов.

Итак, в процессе духовно-нравственного становления человека очень важно создавать опорные минитексты, способствующие формированию целостного мировоззрения школьника. Совокупность таких минитекстов может составить личностную траекторию становления души человека в школьной жизни, которая будет ему интересна и спустя многие годы.

В статье рассматривается системно - деятельностный подход к организации развития детского творчества на основе средств национальной культуры и пробуждения чувства принадлежности к историческому прошлому культур малых народов.

Дудникова Людмила Михайловна

учитель начальной школы МОУ СОШ №2 г Салехард

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как можно реализовать системно-деятельностный подход при опоре на национальную культуру и традиции малых народов?

Ключевые слова: культура, традиция, детское творчество, прикладное искусство, творческое воображение, региональные особенности культуры, механизмы педагогической деятельности.

В сфере образования постиндустриальной эпохи актуализирована потребность общества на развитие индивидуальности личности, становление ее как субъекта деятельности, включая творческую составляющую, что обуславливает как обновление содержания образования, так и смену его целей (по Н.В. Кузьмину), ориентированных на получение нового качества образования. Приоритеты образовательной стратегии отражены в «Национальной доктрине образования» РФ, «Концепции модернизации Российского образования на период 2010 года» и в ряде других законодательных и подзаконных актов.

Гуманистическая направленность педагогической деятельности учителя ориентирует его на создание условий, способствующих раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его самоопределению и самоактуализации в будущем.

Стремительное наступление трансформаций новой эпохи, кризис культуры, обусловленный сменой поколений, разрывом связей, утерей традиций, разрушением института семьи, обостряет дефицит по-

требности человека в ощущении принадлежности, как к своему народу, так и к его историческому прошлому, своеобразию искусства, неповторимому национальному колориту.

Культура (по А.М. Новикову) - базовое основание содержания образования. Патриотизм, как личностная ценность, формируется на восприятии идей, содержащихся в истоках народной культуры.

Решение же проблемы снятия (смягчения) кризиса культуры возможно только на основе обновления содержания образования, реализации принципа преемственности на всех его ступенях обучения, начиная с дошкольных образовательных учреждений, по формированию миропонимания ребенка с использованием средств культуры, прикладного искусства и развития его способностей к творчеству.

Определение творческой деятельности сформулировано Л.С. Выготским, в котором подчеркивается получение «нового» продукта, в процессе создания которого развиваются способности ребенка на основе воображения, наблюдательности, неординар-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

31

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ности мышления. В такой деятельности ребенок проявляет самостоятельность, оригинальность, индивидуальность, свой творческий стиль но только в условиях личностно значимого смыслового действия.

Задача учителя, сопровождающего творческую деятельность ребенка:

- осуществить отбор как содержания деятельности, так и рабочего материала;

- помочь ребенку в выборе «объекта» деятельности, привлекающего его внимание;

- поддержать желание ребенка и его деятельность, которая будет способствовать развитию качеств его «Я - концепцию» (хочу, могу, делаю сам, думаю, ищу);

- определить и использовать приемы активизации внимания: погружения в содержание, эмоционального включения в деятельность, предложение необходимых и достаточных инструкций, поддерживающих вопросов, сопроводительного музыкального фона;

- использовать предварительные тренировочные упражнения по развитию воображения, способствующие созданию творческих комбинаций, устранению эмоциональных преград, раскрепощению творческого полета мысли.

Результатом такого рода тренировочных упражнений является развитие наблюдательности, ощущений, образного представления (дети могут смотреть, но не видеть). Занятие можно начинать с организации установки на восприятие: включить тихую музыку и попросить детей представить себя в том месте, где им приятнее и спокойнее всего находиться:

- серия первая: «Представь и услышишь» - корова мычит, дверь хлопает, ветер воет, паровоз гудит, собака лает, ребенок плачет, соловей поет.

- Сопроводительные вопросы: есть ли звук у мягкого облака? Какой звук может издать кислый лимон? Звучит ли горячий чайник?

- Звуки осеннего леса: шорох листвы, хруст веток, стук ««дятла»... Что успел увидеть лист за свою короткую жизнь? Может ли думать ветка?

Упало дерево, устало Оно лежало чуть дыша И долго - долго отлетала,

Его древесная душа...

«Сперва» - опали его ветви,

Потом - его опутал мох,

И уж никто на белом свете Узнать то дерево - не мог.

Лишь иногда, свернув с дороги,

Сюда случайно забредал,

Седой старик, лесник безногий,

И долго - долго вспоминал:

Пока жива была жена,

Пока цела была нога,

Здесь пахло медом и смолой У золотистого ствола.

(автор неизвестен).

- Результат - поделка из природного материала осенней поры.

- Серия вторая - ««Представь и увидишь»: трава - зелёная; небо - синее; море - изумрудное. Могут ли собаки быть синими? Есть ли цвет у доброты, смеха, зубной боли? Чем отличается полярная осень? Каковы особенности ее красок? Может ли осень быть доброй, веселой, страдающей от боли, что ей мало времени подарено природой?

- Результат - панно - основа, которого - мох разноцветных оттенков, выполнено на основе техники аппликации.

- Серия третья - « Представь и коснешься»: котенок пушистый, сироп варенья липкий, лед скользкий. Можно ли коснуться радуги? Почувствовать вкус счастья?

- Результат - конструирование фантастических животных, выдуманных персонажей.

- Серия четвертая - « Представь и попробуешь и т. д.

Фантазии предела нет. Можно методом поиска « пойти туда, не знаю куда, и найти то, не знаю что». ««Чебурашки», лесовики, гномы и феи - это результаты полета человеческой фантазии.

Опыт подтверждает, что индивидуальный творческий поиск проявляется ярче, если использовать такой системный тренинг. Многообразие детских поделок самобытно, неповторимо, может быть и не столь совершенно, но индивидуально и удивительно.

Своеобразие региональных особенностей Крайнего Севера и самобытность народов, его населяющих, позволяет « внести лепту» и обновить вариативное содержание образовательных программ, ориентированных на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, как одной из составляющих компонент мировоззрения человека

32

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

(любовь к малому - Земле родной), к Отечеству, в котором живешь.

В условиях Крайнего Севера отслеживается ряд факторов, обуславливающих концентрацию внимания на потребности обновления содержания образования на основе:

- понимания необходимости обращения к истокам народной культуры;

- устранения информационного дефицита в содержании учебных пособий на особенности содержания жизни и деятельности малых народов Севера и декоративно - прикладного искусства России;

- разработки пособия по научно - методическому сопровождению регионального компонента «Литературное краеведение» и введению его в БУП начальной ступени обучения.

Потребность в обновлении содержания трудового обучения на первой ступени обучения очевидна. Далекие от природы условия жизни, когда подрастающее поколение все предметы быта и продукты питания получает в готовом виде, не позволяют детям понять и оценить все сложные процессы создания простых, обычных вещей. Наши предки - крестьяне многие хозяйственные предметы быта, орудия труда, жилище и одежду изготавливали вместе с членами своей семьи. В предметном содержании программ по технологии в начальной школе рассматриваются только те изделия, которые выполняли деревенские умельцы для своих нужд, а так же местные мастера, специализирующиеся на их производстве для дополнительного заработка. Если же обогатить содержание яркими образцами узорных тканей, незатейливой, но выразительной домашней утвари, сказочного деревянного зодчества, они должны пробудить «исторические переживания» детей и понимание своей причастности к этому миру, запасть в душу ребенка.

Например, знакомство детей с народной вышивкой позволяет использовать ««Роспись», относящуюся к старинным традиционным видам вышивки, которую называют досельным (прежним) швом. Это счетная вышивка, ее выполняют, отсчитывая одинаковое количество нитей (3 или 4). Одновременно она является двусторонней, так как лицевая и изнаночная стороны в изделии одинаковы. Эту вышивку еще называют «полукрест». Такой вышивкой украшали полотенца, подзоры, одежду, и другие предметы быта. Создавался своеобразный линейно- графический орнамент. Язык русской народной вышивки - это письмо, только вместо бумаги применяется холст, а чернила заменяются нитью. В древности «писать» значило «изображать, украшать». Учитель в профессиональной деятельности широко использует материал о родном крае, большинство его занятий отражает краеведческое содержание: вышивка, изделия мастериц Ямала и др. Операция (сравнительный анализ) образцов вышивки (русские люди украшали и украшают нею одежду), а чем украшают ее ненцы, ханты, зыряне, возникает вопрос? Она позволяет детям осуществить работу по чтению и представлению (на бумажном носителе)

«орнаментов северных народов». Дети мысленно заглядывают в чум ненецкой мастерицы, «помогают» подбирать мех, сукно для орнамента. Сначала выполняется только один элемент узора, используемый для изготовления мини - панно, подвески, брошки, а в третьем- четвертом классах для работы вместо сукна можно брать уже мех.

Опыт подтверждает, что для маленького человека важно близкое знакомство с результатами труда обыкновенных людей, а не профессиональных художников, важно понять эволюцию трудовой деятельности человека, историю облегчения условий его жизни и проследить процесс совершенствования орудий труда, а также структуры устройства жилища, одежды, организации быта. К сожалению, в программах учителя не представляют материалы современного декоративно- прикладного искусства, создаваемого художниками - профессионалами по мотивам традиционного искусства. Использование подобных материалов предполагает наличие «специального, художественного образования» учителя и является прерогативой преподавателей изобразительного искусства. Область же трудового обучения в программах ограничена ознакомлением детей с приемами обработки материалов, употребляемых прежде в крестьянском хозяйстве, изучением их свойств, а главное, рассматриванием различных вариантов конструкций изделий из этих материалов. Ресурс наследия региональной культуры любому учителю первой ступени обучения предоставляет возможность и сопутствует цели обновления содержания образования (условия таковы).

Ямал - край проживания людей многих национальностей (в каждом классе их не менее восьми). Учащиеся, приехавшие издалека, практически ничего не знают о жизни коренных жителей, также как и местные дети не знают о культуре других народов. Идеальное условие своеобразного обмена информацией культурологической направленности, реальная возможность привлечения и потенциала родителей. Можно использовать широкий спектр существующего многообразия форм деятельности:

- накопление теоретических блоков исторической информации на основе поисковой работы (глиняная игрушка, флористика, изделия из соленого теста), о способах работы с природным материалом - песок, перо птицы, камешки, ракушки, семена и плоды растений; макраме, ковроткачество, прикладное искусство народов Ямала);

- включение регионального компонента культуры в данные блоки (экологические условия Ямала, особенности народов Крайнего севера, организация быта, условия обеспечения жизнедеятельности);

- контекстное включение в содержание обучения сформированного блока на основе межпредметных связей (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, литера-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

33

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

турное краеведение). Это рассказы об истории вещей, народных игрушек, знакомство с «Музеями народных промыслов», «Трудом северных людей».

- освоение технологий проведения нетрадиционных уроков (путешествий, экскурсий, праздников, встреч, панорам на основе интеграции);

- реализация системного подхода в работе с родителями и старожилами региона, представителями творческой деятельности Ямала (писателей, поэтов, художников, мастеров прикладного искусства и т. д.).

Результатом такой работы с содержанием является формирование целостного миропонимания на основе единства сущности человека, природы, людского сообщества, мироздания в целом, осознание своей роли и места в этой общей системе. Определенную ценность вносит и формирование способов деятельности на основе использования многообразия рабочего материала:

- освоение приемов работы с пластилином; плоскостная лепка;

- адаптация к средствам информации краеведческого направления и применение в практической деятельности (многообразие рыб водоёмов Ямала - лов, охрана, наименования, практические работы по изображению);

- овладение искусством выразительного чтения; сочинительства на ранних этапах познания (стихи об обитателях тундры, загадки);

- конструирование краеведческих поделок: панно, северных сувениров, игрушек из природного материала, ненецких кукол, птиц и животных тундры, сделанных из соленого теста,

- погружение детей в творческую атмосферу средствами поэтических произведений и поэтов Ямала. Например: «В полдень олененок малый над ручьем склонился, он просил: «Мне жарко, мама, я хочу напиться», - «Погоди, сынок, потерпи немножко, пахнет нефтью ручеек, отравиться можно. Вот пойдем подальше в Тундру, там вода живая, там смеются птицы, утром песни напевая. Там пушистый белый ягель украшает кочки. Там румяных спелых ягод столько, сколько хочешь. Там другие оленята, весело играют, а в бору грибы - маслята силы набирают. Но куда б они ни шли - всюду буровые, на озерах черной смолью - пятна нефтяные. Фары целят в ночь двустволкой. Ягель пахнет гарью, а по Тундре псы гуляют. Без хозяев, словно волки». Это стихи Юрия Вэлла - поэта Ямала.

Эмоциональный контраст желаемого и реального противоречия рождает творческий этюд ребенка:

Вы спасите нас, люди добрые.

Вы без нас, без птиц - все погибнете.

А стреляют в нас - люди злобные...

(Аня Сарафанова)

Дети рисуют на уроках, расписывают деревянные и глиняные изделия. Решают на уроках математики примеры с историческим содержанием. Активно подключаются к деятельности на интегрированных уроках: музыки и ИЗО; русского языка и окружающего мира; чтения и краеведения и т. д. Средствами интеграции создается:

- образ целостного восприятия окружающего мира детьми;

- расширяются возможности сочетания освоения содержания и его представления в практической и творческой деятельности на основе выражения в «эстетической форме» продуктов труда;

- активизируется позиция в игровых ситуациях, в условиях нестандартной деятельности;

- осуществляется приращение предметных знаний, развивается познавательная активность в урочное и во внеурочное время на основе изучения условий жизни Крайнего Сквера, ковроткачества на Руси, активизации самостоятельной поисковой работы, разработки планов индивидуальной деятельности, сопровождения детской популяции одаренных детей, выполнения творческих, самостоятельных заданий.

В результате - выпускники начальной школы могут самостоятельно:

- подобрать иллюстративный материал для уроков;

- составить композицию;

- придумать объект труда;

- расписать свои изделия из глины, солёного теста.

В каникулярное время дети наблюдают за домашними и дикими животными, насекомыми. Изучают условия жизни людей той местности, где будут отдыхать, особенности их национального уклада, предметы декоративно - прикладного искусства, назначение этих предметов. Занимаются исследовательской деятельностью. Во время экскурсий собирают природный материал, привозят его из мест летнего отдыха, сравнивают с «местным», анализируют, систематизируют. Учащиеся могут самостоятельно изготовить работы с использованием макраме, вышивки, ковроткачества, соломки, подготовить для работы материалы и инструменты, отличать одну народную игрушку от другой по форме, росписи.

Сотрудничество с родителями, осуществляемое планомерно с первого года обучения детей, способствует устойчивой мотивации детей к творческой деятельности. Родители обучаются, как и дети на основе тематической работы с содержанием: «Красота рядом», «Сохраняя народную культуру - обеспечиваем будущее своего края», «Экологическая культура ребенка и способы ее освоения в деятельности».

34

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.