УДК 37
Правдин Б.О.
магистрант 2 курса Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Южно-Сахалинск, Россия)
Пленкина A.B.
магистрант 2 курса Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Южно-Сахалинск, Россия)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, ЕГО ВИДЫ,
ВЛИЯНИЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Аннотация: в статье раскрываются патриотическое воспитание, традиции.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, традиции, декоративно-прикладное искусство, обычай, способность.
Патриотическое воспитание начинается в школе, поэтому одной из основных задач начальной школы является формирование духовно-нравственного отношения и чувства принадлежности к родной земле, семье, культурному наследию своего народа [3]. В этой связи возникает необходимость поиска и внедрения эффективных средств и методов патриотического воспитания в образовательный процесс. Возникновение патриотических чувств невозможно осуществить, не приобщая детей к социальному и культурному наследию своей страны.
Вызванный интерес к познанию истории, традиций и народного творчества, в дальнейшем перерастает в любовь к государству и ко всему обществу. Помимо этого, формирование национального духовного характера, через соблюдение традиций и обычаев дает понять и прочувствовать
национальные особенности своего народа и обеспечивает связь между поколениями [1].
Одним из эффективных средств патриотического воспитания личности младшего школьника является изучение декоративно-прикладного искусства, основная цель которого направлена на развитие способности к созданию произведений искусства и приобщение личности к ценностям и истории родного края [1].
Многие ученые писали о роли народного искусства в патриотическом воспитании детей. Так, например, А.П. Юсупова указывала на важность народного творчества в воспитании любви к Родине, которое, по ее мнению, позволит ребенку в более доступной форме изучать язык своего народа, его нравы и обычаи. A.C. Макаренко считал первостепенной задачей воспитания у подрастающего поколения жить интересами народа. К.Д. Ушинский утверждал, что воспитание должно быть народным. По мнению педагога, система образования, построенная с учетом самобытности народа (традиций, обычаев, истории), формирует в детях национальную гордость и патриотизм. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ), (от лат. «decoro» - украшаю) - один из самых древних видов искусства.
Это особый мир художественного творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории, это безграничная область изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение, лучшие традиции которого оттачивались веками и передавались из поколения в поколение как эталоны представления о красоте и образцы вкуса, а также часть культуры и жизни народа [2]. Важной составляющей ДПИ являются народные промыслы.
К основным народным промыслам относят: вышивку, различные росписи, деревянные и глиняные игрушки, кружевоплетение, керамика и другие.
Традиционные материалы: дерево, камень, глина, стекло, металл, дерево и другие.
Произведения декоративно-прикладного искусства имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, связь с окружающей жизнью,
коллективный вид творчества, эстетичность, предназначены для художественного эффекта и служат для украшения интерьера.
Предметы прикладного искусства воспроизводят стремление мастера отобразить мудрость народа, традиции и представления об окружающей жизни в ее целостности и гармонии.
Изделия ДПИ обладают определённой художественной, эстетической и исторической ценностью - это неиссякаемый источник красоты и творческой фантазии. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, однако они характеризуются несколькими общими чертами. Прежде всего, это художественная ценность предмета и его функциональность. Показателем искусства в прикладном предмете выступает сочетание практичности и красоты, что отражается в правильно подобранной форме и направленности декора.
На территории России существуют уникальные и неповторимые народные художественные промыслы, которые по сей день продолжают развивать свои исторические корни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руднев И.Ю. Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования // 83 Педагогика и психология образования. 2016. №3. с.110.
2. Силкина О.С. Воспитание патриотизма в процессе художественного образования школьников: аксиологический подход // Сибирский педагогический журнал. 2017. №4. С.231
3. Смирнова М.А., Вилкова A.A., Котышов A.B. Художник и среда. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. № 4. с. 159— с. 167.
4. Терентий М.А. Педагогические основы патриотического и интернационального воспитания учащихся: содержание патриотического и интернационального воспитания учащихся в структуре учебников
гуманитарного цикла и внеклассной, внешкольной работы в МССР: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Кишинев, 2018. - 384
Pravdin В.О.
Far Eastern State University of Railway Transport (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
Plenkina A.V.
Far Eastern State University of Railway Transport (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
DECORATIVE & APPLIED ART, ITS TYPES, INFLUENCE ON PATRIOTIC EDUCATION
Abstract: the article reveals patriotic education, traditions.
Keywords: patriotism, education, traditions, decorative and applied art, custom, ability.