Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивойлова Лариса Витальевна

В статье рассмотрены особенности воспитательного потенциала декоративно прикладного творчества как ключевой доминанты в сфере досуга. Оно способствует творческому и духовно нравственному развитию личности, независимо от возраста и социального статуса. Также позволяет интересоваться историей и традициями своего народа, что приводит к моделированию ценностных ориентиров и к пониманию ценности народного искусства. Декоративно прикладное искусство позволяет личности активно знакомиться с культурой, развивать эстетическое восприятие и мышление, формировать память и моторные навыки. Оно способствует не только усвоению знаний, но и ценностных ориентиров народного искусства и культуры, духовно нравственному воспитанию. Все эти знания, умения и навыки формируются и закрепляются в различных досуговых мероприятиях (мастер классах, конкурсах, экскурсиях, праздниках). Воспитательный потенциал досуга важен как для детей и молодежи, так и для людей в зрелом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивойлова Лариса Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF DECORATIVE AND APPLIED CREATIVITY IN THE SPHERE OF LEISURE

The article considers the features of the educational potential of decorative and applied creativity as a key dominant in the fi eld of leisure. It contributes to the creative and spiritual and moral development of the individual, regardless of age and social status. It also allows you to be interested in the history and traditions of your people, which leads to the modeling of value orientations and to an understanding of the value of folk art. Decorative and applied art allows a person to actively get acquainted with culture, develop aesthetic perception and thinking, form memory and motor skills. It contributes not only to the assimilation of knowledge, but also to the value orientations of folk art and culture, spiritual and moral education. All this knowledge, skills and abilities are formed and consolidated in various leisure activities (master classes, competitions, excursions, holidays). The educational potential of leisure is important both for children and young people, and for people in adulthood.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА

УДК 37.03 : 745 : 379.8

http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-128-133

Лариса Витальевна ИВОЙЛОВА,

старший преподаватель кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Российская Федерация, e-mail: larisa_pedagog@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности воспитательного потенциала декоративно-прикладного творчества как ключевой доминанты в сфере досуга. Оно способствует творческому и духовно-нравственному развитию личности, независимо от возраста и социального статуса. Также позволяет интересоваться историей и традициями своего народа, что приводит к моделированию ценностных ориентиров и к пониманию ценности народного искусства. Декоративно-прикладное искусство позволяет личности активно знакомиться с культурой, развивать эстетическое восприятие и мышление, формировать память и моторные навыки. Оно способствует не только усвоению знаний, но и ценностных ориентиров народного искусства и культуры, духовно-нравственному воспитанию. Все эти знания, умения и навыки формируются и закрепляются в различных досуговых мероприятиях (мастер-классах, конкурсах, экскурсиях, праздниках). Воспитательный потенциал досуга важен как для детей и молодежи, так и для людей в зрелом возрасте.

Ключевые слова: досуг, декоративно-прикладное творчество, воспитание, традиции, культура, развитие личности.

Для цитирования: Ивойлова Л. В. Воспитательный потенциал декоративно-прикладного творчества в сфере досуга // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2022. №4 (47). С. 128-133. http:// doi.org/10.24412/2310-1679-2022-447-128-133

EDUCATIONAL POTENTIAL OF DECORATIVE

AND APPLIED CREATIVITY IN THE SPHERE OF LEISURE

Larisa V. IVOILOVA, Senior Lecturer at the Department of Artistic Culture and Arts and Crafts, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russian Federation, e-mail: larisa_pedagog@mail.ru

Abstract: The article considers the features of the educational potential of decorative and applied creativity as a key dominant in the field of leisure. It contributes to the creative and spiritual and moral development of the individual, regardless of age and social status. It also allows you to be interested in the history and traditions of your people, which leads to the modeling of value orientations and to an understanding of the value of folk art. Decorative and applied art allows a person to actively get acquainted with culture, develop aesthetic perception and thinking, form memory and motor skills. It contributes not only to the assimilation of knowledge, but also to the value orientations of folk art and culture, spiritual and moral education. All this knowledge, skills and abilities are formed and consolidated in various leisure activities (master classes, competitions, excursions, holidays). The educational potential of leisure is important both for children and young people, and for people in adulthood.

Keywords: leisure, arts and crafts, éducation, traditions, culture, personal development.

For citation: Ivoilova L. V. Educational potential of decorative and applied creativity in the sphere of leisure. Culture and Education: Scientific and Informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2022, no. 4 (47), Pp. 128-133. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/2310-1679-2022-447-128-133

Современный ритм жизни оставляет слишком мало времени для интересного и познавательного досуга - как детей, так и взрослых. Однако увеличение количества свободного времени в жизни человека и развитие технического прогресса изменили направление и смысловое содержание досуга в XXI веке. Стала появляться сфера досуга, при которой он начал ассоциироваться с постоянным развлечением и ничегонеделанием. Развлекательные формы досуга «определили новую социально-культурную реальность, в которой принципы и функции досуговой сферы претерпели существенные модификации» [4, с. 70]. Развлечениями можно назвать посещение музыкальных концертов и театральных спектаклей, спортивные соревнования и разного рода путешествия, прогулки и даже просмотр художественных фильмов, которые дают человеку насыщение эмоциями и смену впечатлений. В данных мероприятиях человек добавляет в свой досуг то, что он не может осуществить в труде (свои физические и духовные способности и склонности). «Функциональной сущностью подобных развлечений является привнесение в досуг ярких впечатлений и эмоциональных переживаний, которые могут способствовать повышению жизненного тонуса» [5, с. 30].

В досуге можно органично сочетать обучение и воспитание. Он не только способствует формированию знаний и представлений о сути различных вещей и явлений, помогает сформировать у человека определенные практические умения и навыки, он формирует коммуникативные способности (умение взаимодействовать и сотрудничать, оказывать взаимопомощь и планировать деятельность). Досуг также формирует нравственные качества личности. Мероприятия досуговой сферы имеют достаточно высокий воспитательный потенциал, который основывается на использовании в них культурных ценностей. Одновременно он отражает в себе принятые в обществе нормы поведения, формирует способности личности к выстраиванию культурных взаимоотношений с окружающими людьми. Полноценная реализация воспитательного потенциала как ключевой доминанты сферы досуга основана на педагогически рациональной его организации, когда деятельность основывается на нескольких компонентах: культурном, творческом и интеллектуальном. Говоря о досуговой деятельности детей и подростков, можно сказать, что она играет роль не только способа разрядки после трудных учебных задач, но и является одним из способов социализации, ничуть не менее важным,

чем процесс обучения в школе. В современном обществе досуг становится вторичной социализацией человека. Это происходит потому, что общепринятые институты социализации, которыми являются семья и образование, теряют свою традиционную функцию воспитания личности, не выполняя ее в полной мере. Воспитание в досуговой сфере осуществляется в культурно-досуговых и образовательных организациях (парках, художественных школах, библиотеках, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных учреждениях). Досуговая деятельность становится не только одной из значимых сторон жизни детей в обстановке перенасыщенности информацией и усталости от учебы, но и актуальным способом организации этой жизни через творческие дела, которые представлены разнообразием форм внеклассной работы.

В современном мире люди все меньше стали общаться, переводя общение в виртуальную плоскость коммуникации. Это снижает возможности формирования и развития коммуникативных навыков, приводит к ослаблению физического развития и снижению творческого развития личности. Сегодня многие отдают предпочтение домашнему пассивному отдыху, проводя большую часть свободного времени за компьютером. Современных детей и молодежь окружают высокотехнологичные гаджеты с компьютерными играми. Они требуют сосредоточенности, большой концентрации внимания и быстроты реакции. В быту и в жизни их окружают новые материалы, технологии, способы и приемы деятельности. Для ребенка, который находится в этой среде, все уже изобретено, продумано, нарисовано. Нет необходимости стимулировать его развитие. Вот тогда-то дети и теряют элементарные умения, такие как навык ручной работы (лепка, вырезание, шитье). В связи с проблемой зависимости современного человека от виртуальной реальности особую роль начинает играть организация разностороннего досуга - как для детей, так и для взрослых. При продуманном планировании и организации досуга можно оказать положительное влияние на поведение человека, повышая его культурный уровень и способствуя его социализации через его же интересы и творчество. Эту ситуацию стараются изменить образовательные и досуговые организации путем использования в своей деятельности разнообразных видов декоративно-прикладного искусства.

Досуг - это свободное время, которое человек проводит с пользой для своего здоровья, интеллекта, творческого проявления. Всем этим критериям соответствует народное декоративно-прикладное искусство, создающее для человека пространство свободного выбора ценностной системы, а еще это художественная деятельность, которая имеет свои воспитательные возможности. Огромный воспитательный потенциал имеют художественные школы, этнокультурные центры, дома народного творчества. Данные образовательные и досуговые организации

используют различные формы работы для формирования интереса к декоративно-прикладному искусству (ДПИ). Здесь организуют выставки различных видов ДПИ (ткачество, лепка, вышивка, народный костюм и т. д.). Участие в различных выставках, творческих фестивалях и конкурсах обладает колоссальной воспитательной значимостью, потому что они помогают знакомить участников с историей и национальными традициями, формируют умения любоваться красотой, создаваемой людьми. Также это могут быть развлечения, которые предполагают различную активность участников. Во-первых, участники могут быть только зрителями, наслаждаясь красотой искусства. Во-вторых, участники могут быть какой-либо одной группы (дети, девочки или мальчики и т. д.). В-третьих, непосредственными участниками могут стать все желающие. Например, на праздник Масленицы дети и взрослые могут приготовить постановку театрального представления или на Рождество - показ вертепного театра, соблюдая традиции, которые были важны для наших предков. «... Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости - и развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [3, с. 343]. Творчество тоже является одной из доминант сферы досуга. «Только в процессе творческой деятельности можно создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, что благотворно скажется на его воспитании. Активный интерес побуждает к развитию личности, формирует знания, способности и умения» [1, с. 134].

Одним из видов досуговой деятельности, имеющей высокий воспитательный потенциал, является самообразование. Оно дает человеку возможность самосовершенствоваться в культурном отношении, включая в себя целенаправленную досуговую деятельность познавательного характера: экскурсии, посещение музеев, чтение научно-познавательной литературы. Здесь кроме образовательных и досуговых организаций большую роль должна сыграть семья. «Несмотря на то, что роль семьи в последнее время заметно изменилась, для современного цивилизованного общества характерно большое число разводов, увеличения числа неполных семей, изменение социальной позиции отца и матери др., роль семьи в процессе социализации все же значительна» [2, с. 56]. Детям, например, надолго запоминаются семейные походы в музей или на экскурсию вместе с родителями. И через много лет они с удовольствием поведут своих детей.

Увеличению интенсивности процесса формирования постоянного интереса к традициям народного искусства оказывает содействие не только использование досуговыми организациями разнообразных форм и мето-

дов работы, но и тщательный подбор заданий для участников так, чтобы они носили проблемный характер. Для проведения интересного познавательного мероприятия также необходима высокая профессиональная подготовка педагогов, которые знают традиции народного искусства (в том числе декоративно-прикладного), владеют не только технологией и специфическими методическими приемами выполнения того или иного изделия любого промысла, но и способностями, позволяющими организовать творческую деятельность. Это дает возможность педагогу, который владеет профессиональными компетенциями, обладает креативным мышлением и способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности, воспитывать нравственные качества личности, такие как познавательная активность, целеустремленность, умение взаимодействовать, сотрудничать. Необходимо воспитывать как детей, так и взрослых на принципах взаимного уважения.

Обобщая вышесказанное, можно отметить следующие: воспитательный потенциал декоративно-прикладного творчества как ключевой доминанты сферы досуга очень велик. Если использовать в мероприятиях сферы досуга декоративно-прикладное творчество, то это будет способствовать осуществлению не только рекреационной функции, но одновременно и обучающей с воспитательной. Дети и взрослые, участвуя в различных конкурсах и выставках, расширяют свое культурное пространство, повышают самооценку, формируют трудолюбие и самостоятельность, а также способность доводить начатое до логического завершения, достигая поставленную цель.

Рассматривая воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства как ключевую доминанту в сфере досуга, можно сделать вывод, что оно способствует формированию национального самосознания и уважения к старшим поколениям, интереса к истории и традициям своей страны. Увлечение человека декоративно-прикладным искусством способствует творческому становлению и обогащению личности, ее духовно-нравственному развитию, воспитывает ценностные ориентиры, давая возможность изучить, понять и принять ценности народной культуры и искусства. Оно способствует формированию и развитию таких качеств, как толерантность и патриотизм, профессиональному и социальному самоопределению. Мероприятия досуговой сферы позволяют участникам заниматься творчеством по выбору (художественным или техническим), давая возможность реализовывать цели самосовершенствования знаний и умений, оказывают положительное влияние на воспитание личности ребенка. От этого в немалой степени зависит как социальная адаптация человека, так и его удовлетворенность проведением свободного времени, что имеет большое значение в современных реалиях.

Список литературы

1. Бигдай А. Д. Старинные казачьи песни. Анапа : Полиграфобъединение, 1991. 134 с.

2. Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии : научно-метод журнал / ред. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов. 1998. № 1 январь -март. С. 54-59.

3. Некрасова М. А. Народное искусства как часть культуры. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 343 с.

4. Ярошенко Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6(44). С. 66-73.

5. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4(44). С. 28-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.