Научная статья на тему 'ДЕКОР БЛАГОПОЛУЧИЯ'

ДЕКОР БЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Реставрация / декор / орнамент / художественная бронза / серебро / чеканка / обои / часы-тумбы / часы-портики / канделябры / люстра / декоративно-прикладное искусство / Restoration / décor / ornament / artistic bronze / silver / embossing / wallpaper / curbstone clocks / portico clocks / candelabra / chandelier / decorative and applied art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

Статья посвящена декору и орнаменту осветительных приборов, текстиля, обоев, серебра и часов периода Реставрации. На основе материалов из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» анализируются типологические черты декора предметов Реставрации из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about décor and ornament of lighting fixtures, textiles, wallpaper, silver and clocks of the Restoration period. Based on material from Sylvia Shadene’s book «Ampir Styles and Restoration», the typological features of Restoration items décor from the Grand Assembly of Fine Arts ASG are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕКОР БЛАГОПОЛУЧИЯ»

ДЕКОР БЛАГОПОЛУЧИЯ

АННОТАЦИЯ: статья посвящена декору и орнаменту осветительных приборов, текстиля, обоев, серебра и часов периода Реставрации. На основе материалов из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» анализируются типологические черты декора предметов Реставрации из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Реставрация, декор, орнамент, художественная бронза, серебро, чеканка, обои, часы-тумбы, часы-портики, канделябры, люстра, декоративно-прикладное искусство.

ABSTRACT: the article is about décor and ornament of lighting fixtures, textiles, wallpaper, silver and clocks of the Restoration period. Based on material from Sylvia Shadene's book «Ampir Styles and Restoration», the typological features of Restoration items décor from the Grand Assembly of Fine Arts ASG are analyzed.

KEYWORDS: Restoration, décor, ornament, artistic bronze, silver, embossing, wallpaper, curbstone clocks, portico clocks, candelabra, chandelier, decorative and applied art.

В предыдущем номере «Мира искусств» нами была опубликована статья, посвящённая мебели периода Реставрации из Большого собрания изящных искусств ASG. В качестве аналогов предметам нашего собрания в ней приведены иллюстрации мебели из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация». В данной публикации мы рассмотрим осветительные приборы, текстиль, обои, серебро и часы периода Реставрации из собрания AŒ, а также идентичные им изделия декоративно-прикладного искусства из того же литературного издания.

8

(L'ECLAIRAGE)

В книге Сильвии Шадене раздел декоративно-прикладного искусства начинается с люстр. Мы будем придерживаться той же последовательности и начнём с люстр, украшенных хрустальным убором (фр. les lustres en ctistal). Подобные люстра g были главным украшением гостиных. Их каркасы изготавливали из золоченой бронзы с декором

О

N

la. §з

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Kill ITW& EHFXRE. НтДШЛОМ

Книга Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» из библиотеки Международного института антиквариата 1978 год издания

в виде волют, пальметт или цветков лотоса. Один или несколько обручей поддерживались цепями. К ним крепились нити с хрустальными подвесками круглой, каплевидной, иногда заостренной на концах формы. Во Франции в период Реставрации хрусталь для люстр производили фирмы Монсени (фр. Montcenis) и Баккара (фр. Baccarat). В городе Баккара мануфактура была основана в 1764 году епископом Меца Монморанси-Лавалем. До 1816 года здесь производили стекло для окон и зеркал, а после установки новой печи было освоено производство стеклянной посуды. Большое собрание изящных искусств ASG обладает парными люстрами с хрусталём Баккара, хотя выполнены они были не при Реставрации, а во времена Третьей Республики (около 1880 года).

Люстра на ободе с хрустальным убором периода Реставрации [1, с. 161]

в*-

Пара люстр

Франция, около 1880 года Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь Баккара, гранение БСИИ ASG, инв. № 09-4096(1,2)

Люстра с хрустальным убором в форме «клетки» периода Реставрации [1, с. 161]

В книге Сильвии Шадене воспроизведены две 1Д люстры с хрустальным убором периода Реставрации. Одна из люстр имеет тонкие изогнутые рожки с хрустальными подвесками. Достаточно широкий обод опоясан хрустальными цветочными розетками. У второй люстры ободы настолько тонки, что практически не заметны, а хрусталь собран таким образом, что образует конструкцию т.н. «клетки» (фр. cage). Часто люстры подобной формы называли g «корзинами» (фр. corbeille). Рожки в данном случае Si так же тонки и изогнуты. си

го

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится люстра в форме клетки или корзины эпохи Реставрации. Она рассчитана на двенадцать свечей, скомпонованных по три на четырёх держателях. Убор из хрусталя с шарообразными подвесками восходит от основания до верхушки стержня. Обод декорирован розетками, зажженными факелами, венками и фигурами возничих на колесницах, запряженных лошадьми, а рожки выполнены в виде лебедей. У основания стержня люстры - шишки пинии. Корона образована стилизованными листьями.

Люстра с хрустальным убором в форме «клетки» Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации)

Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь, гранение БСИИ ASG, инв. № 09-4291

Люстра с хрустальным убором в форме «клетки» Франция, XIX век Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь, гранение 113x75 см

БСИИ ASG, инв. № 09-4729

№ I

И

О

&

£

Г\| Г\|

В собрании ASG есть ещё одна люстра такого типа на двенадцать свечей и четыре лампы. Её ещё более обильный хрустальный убор восходит от основания до верхушки стержня. В верхней части -цветочные гирлянды. Обод обрамлён орнаментом «гильош» (узор из волнистых линий), а также украшен медальонами с изображениями путти.

В период Реставрации хрусталь в уборах люстр иногда заменяли на опалы, которые красиво переливались в лучах света. Однако опалы, как и хрусталь, могли позволить себе лишь немногие. С 1825 года во Франции начали изготавливать люстры из стекла, привезённого из Америки, что значительно удешевляло их стоимость.

Помимо люстр с хрусталём популярностью по-прежнему пользовались люстры из золочёной и патинированной бронзы со светильником в центре. Данная форма люстр появилась в период Ампира в подражание античным лампам. Рожки люстр (как правило шесть штук), украшенные акантом, соединялись цепями с короной из листьев. Люстры-светильники изготавливали и позднее в период правления Луи-Филиппа (король Франции с 1830 по 1848 годы).

Люстра-светильник из золоченой и патинированной бронзы на шесть свечей Период Реставрации [1, с. 161]

Люстра-светильник Франция, около 1840 года Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка 79x66 см БСИИ ASG, инв. № 09-2779

m

i И

lu

N

la. is

<Л| <Л|

Декор канделябров и подсвечников Реставрации претерпел значительные изменения. На смену милитаризированным и египетским орнаментальным мотивам Ампира пришли зефиры, лебеди, аканты и листва. В 1815 году самыми популярными моделями подсвечников являлись треножники с основаниями в виде вызолоченных лап сфинксов на плинтах. Классический подсвечник эпохи Реставрации опубликован в книге «Стили Ампир и Реставрация» на странице 162. Он изготовлен из золочёной и патинированной бронзы. Стержень каннелирован, а основание выполнено в форме трёх лап сфинкса на фигурном плинте. Аналогичное декоративное решение имеет пара канделябров на три свечи эпохи Реставрации из собрания ASG. Их стержни выполнены в виде каннелированных колонн с капителями ионического ордера. Здесь патинированное трено-жие украшено чеканными вставками из золочёной бронзы.

Подсвечник на одну свечу с каннелированным стержнем и основанием-треножием в виде лап сфинксов

Период Реставрации [1, с. 162]

ТКАНИ (LES TISSUS)

В эпоху Реставрации самыми распространёнными были шёлковые, холщовые и хлопковые ткани. В производстве шёлка монополию, как и прежде, держал Лион. Работали мануфактуры Grand Frères, Lemire, Chinar, Thuard, Delore et Cie, Chuard et Cie и др. При Карле Х шёлк украшали цветами, букетами, листьями, розетками, гирляндами и пальметтами. Характерным образцом является шелковое панно периода Реставрации из книги, расшитое цветочными гирляндами и букетами, эффектно сочетающимися со светлыми акантами.

В Большом собрании изящных искусств ASG находится шёлковая обивка канапе и стула времени Реставрации с близким декором. В середине ткани украшены центрально-симметричными орнаментальными композициями в виде розеток с обрамлением из растительных завитков и пальметт золотом по малиновому фону. По верхней кромке обивки канапе - золотой орнаментальный фриз из цветов и листьев.

Шелковое панно с цветочной вышивкой

Период Реставрации [1, с. 165]

Обивка спинки канапе и стула Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Шёлковая камчатая ткань Обивка спинки канапе 0,69x1,76 м

Обивка стула 0,45x0,55 м БСИИ ASG, инв. № 14-3837 (1,2)

Пара канделябров Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка 58x17 см

БСИИ ASG, инв. № 09-2886 (1, 2)

m

i И

lu

N

la. §з

fN fN О fN

ОБОИ (LE PAPIER PEINT)

В 1808 году в Париже работало 100 мануфактур по производству обоев (самыми известными были Dufour и Zuber). Недорогие и красивые бумажные обои пользовались большим успехом, что способствовало процветанию отрасли. В период с 1815 по 1830 годы технологии производства достигли такого высокого уровня, что позволили фабрикантам с лёгкостью создавать обои, имитирующие различные ткани: атласные, бархатные, блестящие, матовые или муаровые. При изготовлении обоев стало применяться золочение и серебрение. Распространение получили рисунки, воспроизводящие тяжёлые тканые драпировки и архитектурные рельефы.

Обои периода Реставрации, орнаментированные в стиле XVIII века изображениями цветов, птиц, урн, перевязанных лентами гирлянд и животных в медальоне (героев басен Лафонтена) [1, с. 166]

Панно с бумажными обоями периода Реставрации На обоях представлен египетский пейзаж с пирамидами, Нилом и руинами портика 290x367,5 см БСИИ ASG, инв. № 043554

Высоким спросом пользовались обои с обманками. Чаще всего это были панорамные пейзажи, создававшие у изображений иллюзию реального объёма. Считается, что основоположником жанра обманки был шотландец Роберт Баркер (1739 -1806). В 1787 году он написал круглую по формату композицию, в которой линию горизонта поместил так, что зрителю, стоящему перед ней по центру, казалось, что он воспринимает изображение с высоты. Обои с панорамными пейзажами давали возможность полюбоваться памятниками Парижа или видами Тулона.

Часто бумажные обои с панорамными видами приклеивались на деревянную основу, выполняя роль декоративных панно. В Музее декоративного искусства Парижа хранится серия таких панно с обоями на сюжеты из поэмы Торквато Тас-со (1544 - 1595) «Освобожденный Иерусалим» (1581 год). Эти панно были созданы в 1828 году в мастерской «Defour et Leroy». При их изготовлении был использован 61 цветовой оттенок. В этом же музее находится панно со сценой из романа Жана Франсуа Мармонтеля (1723 - 1799) «Инки,

Панно с бумажными обоями периода Реставрации

На обоях представлена сцена из романа Жана Франсуа Мармонтеля «Инки, или разрушение Перуанской империи» Музей декоративного искусства, Париж [1, с. 167]

m

i и

U

N

la. is

<Л| <Л|

или разрушение Перуанской империи» (1777 год). На обоях изображены персонажи экзотического вида на фоне пейзажа с пышной и разнообразной растительностью. Особенно выделяется высокая пальма в правой части. Близкие по трактовке листвы деревья представлены на панно с бумажными обоями эпохи Реставрации из собрания ASG. Обои здесь приклеены на шесть деревянных панно. Мы понимаем, что перед нами египетский пейзаж, поскольку на заднем плане изображены пирамиды, а справа - извилистое русло реки Нил. Кулисоподоб-но расположились высокие деревья, розовые кусты, кактусы и агавы. В глубине слева - руины портика с композитными капителями.

СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО (ARGENTERIE)

Во Франции периода Ампир стилистика оформления предметов декоративно-прикладного искусства была разработана двумя большими мастерами - Шарлем Персье (1764 - 1838) и Пьером Франсуа Леонаром Фонтеном (1762 - 1853). Во времена Реставрации тон задавали Жан-Батист Клод Одио (1763 - 1850) и Мартин Гийом Биенне (1764 - 1843). Одио любил придавать своим изделиям форму древнегреческих сосудов: канфаров, киликов, гидрий и т.д. На знаменитом портрете Робера Лефевра (1755 - 1830) мастер изображён сидящим за столом с эскизами будущих изделий, а также с уже готовыми сосудами. Одио указывает рукой на высокую золочёную амфору, ручки которой закачиваются обращёнными внутрь волютами.

Лефевр, Робер

Портрет Жана-Батиста Клода Одио 1822 год

Холст, масло. 157,5^125 см Детройтский институт искусств

Столовые принадлежности из серебра в форме амфор получили большое распространение в период Реставрации. В виде амфор начали изготавливать даже чайники, носики-краники которых располагались в нижних частях тулов, что придавало им сходство с русскими самоварами. Подобные чайники получили название «Fontaine à thé», что дословно можно перевести как «Фонтан для чая». Традиционный образец такого чайника из частного парижского музея Musée Bouilhet-Christofle приведён в книге Сильвии Шадене. Он украшен чеканкой в виде лебедей, пальметт, венков и листьев.

Серебряный чайник в форме амфоры Период Реставрации Музей Вош^е^ Christofle, Париж [1, с. 172]

В Большом собрании изящных искусств ASG есть такой же по конструкции чайник из серебра с носиком-краником, хотя создан он был во второй половине XIX века в стиле Людовика XVI. Чайник был изготовлен ювелирным домом Са^еН1пас, основанным в 1804 году в Париже. Марка известна разнообразной столовой утварью из серебра. На протяжении XIX века фирма получала множество наград на парижских и международных выставках. Являлась поставщиком французского королевского двора. В 1951 году вошла в состав ювелирного дома Сг^оАе.

Собрание ASG обладает коллекцией серебряных сахарниц-амфор эпохи Реставрации. Одна из них, изготовленная в Париже в период с 1819 по

Сахарница Франция (Париж), 1819 - 1838 годы Мастер: Франсуа Кайо Серебро, литьё, чеканка;стекло Высота: 22 см 490 гр.

БСИИ ASG, инв. № 954656

m

i И

U

N

la. §з

<Л| <Л|

о

<Л|

d ГО

1838 годы, имеет клеймо серебряных дел мастера Франсуа Кайо (François Caillaux). Её обращенные внутрь ручки в форме рогов изобилия близки тем, что имеет чайник, опубликованный в книге. По туло-ву сахарница украшена чеканкой с изображениями античных персонажей возле жертвенника.

Серебряный чайник с краником Франция, вторая половина XIX века (стиль Людовика XVI) Ювелирный дом Са^е^ас

Серебро, литьё, чеканка БСИИ ASG, инв. № 903705

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Античными героями декорирована ещё одна сахарница-амфора Реставрации (БСИИ ASG, инв. № 95-2494). Её тулово выполнено из стекла, а ручки - в виде орлиных голов. У другой сахарницы (БСИИ ASG, инв. № 95-4326), изготовленной в Париже между 1819 и 1839 годами, ручки оканчиваются головами львов, а по тулову - чеканные пальметты. Не все предметы столового серебра периода Реставрации украшались чеканкой. Иногда тулова оставались гладкими, как, например, у сахарницы, держатель крышки которой имеет форму лебедя (БСИИ ASG, инв. № 95-2048).

Сахарница Франция (Париж), 1819 - 1838 годы Серебро; литьё, чеканка Высота: 24 см 374 гр.

БСИИ ASG, инв. № 954326

Сахарница Франция, 1819 - 1838 годы Серебро; литьё, чеканка 435 гр.

БСИИ ASG, инв. № 95-2048

После реставрации власти Бурбонов во Франции распространение получили серебряные чайные сервизы, состоящие на английский манер из чайника и молочника. Чайник часто имел приплюснутую форму. Предметы сервизов декорировались орнаментом «годрон» (фр. godron), который в России принято называть «овоидным». Типичный образец такого сервиза представлен в книге «Стили Ампир и Реставрация».

Серебряный французский сервиз из чайника и молочника собрания ASG был создан в период с 1809 по 1819 годы. На чайнике стоит парижское клеймо в виде петуха с цифрой 2, а на молочнике

Серебряный

сервиз,

состоящий

из чайника и

молочника

Период

Реставрации [1, с. 172]

Сахарница

Франция, 1809 - 1819 годы Серебро, литьё, чеканка; стекло 428 гр.

БСИИ ASG, инв. № 95-2494

- голова Минервы. Ручки предметов, так же, как и у сервиза из книги, выполнены из тонированного в чёрный цвет дерева. По туловам - чеканка в виде античных женских фигур и листьев. Носик чайника имеет форму головы животного.

m

i И

и

N

la. §з

fN fN О fN

Серебряный сервиз, состоящий из чайника и молочника

Франция (Париж), 1809 - 1819 годы

Серебро, литьё, чеканка; дерево

Вес чайника 740 гр

Вес молочника 340 гр

БСИИ ASG, инв. № 91-1950 (1,2)

Орнаментом «годрон» декорирована серебряная чашка с блюдцем из собрания ASG 1819 - 1838 годов. Чайная пара была изготовлена в Париже ювелиром Луи Дюпре, получившим звание мастера в 1827 году. Ручка чашки украшена листьями.

ébpwz

"Чал"1 ■

Чайная пара

Франция (Париж), 1819 - 1838 годы Мастер: Луи Дюпре Серебро, литьё, чеканка 310 гр

БСИИ ASG, инв. № 83-4626 (1,2)

ЧАСЫ (LA PENDULE)

Приблизительно до 1830 года одним из лидеров по производству фарфора во Франции была фирма Жакоба Пети (1797 - 1868). Её продукция была доступна широкому кругу покупателей, а мануфактуры располагались в Фонтенбло и Париже. Перечень изделий был очень широк: сервизы, вазы, люстры, канделябры, флаконы для духов, кашпо, лампы, облицовки каминов, зеркала и др. В 1820-е годы Пети отправился в поездку по Европе (Италия, Швейцария, Голландия, Германия и Англия) дабы усовершенствовать своё мастерство и обучиться новым технологиям в сфере фарфорового производства. В это же время начался выпуск часов из фарфора. Корпусы этих часов чаще всего расписывались цветами и отличались полихромией. Примером могут служить часы-тумба, опубликованные в книге. Они увенчаны стилизованным канфаром и имеют подпись Жакоба Пети.

Часы-тумба

Мануфактура Жакоба Пети 1820-е годы (период Реставрации) Фарфор, полихромная роспись; золочёная бронза, чеканка [1, с. 174]

Часы-тумбы изготавливались не только из фарфора, но и из мрамора. Так часы из собрания ASG эпохи Реставрации выполнены из красного крапчатого мрамора (сорт Rouge griotte). Их корпус обрамлен накладками золочёной бронзы с чеканным орнаментом в виде ласточкиных хвостов и пальметт. Корпус также завершается канфаром.

Часы-тумба

Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Красный мрамор (Rouge griotte), полирование;

золоченая бронза, литье, чеканка 46x19,5x14 см БСИИ ASG, инв. № 08-0654

Чайный сервиз

Франция, Париж, мануфактура Жакоба Пети, около1840 года

Фарфор, зелёное и розовое крытьё, полихромная

роспись, золочение

БСИИ ASG, инв. № 11-4195 (1 - 28)

№ I

И N N

1а. §з

В книге Сильвии Шадене опубликована редкая модель часов-портиков Реставрации из тёмно-синего хрусталя с витыми колоннами. Часы эти имеют компенсационный маятник, который обеспечивает большую точность хода. В связи с этим часы с подобным маятником стали именовать каминными регуляторами или регуляторами бюро. Ввиду их небольших размеров, движущая сила здесь обеспечивалась пружинным, а не весовым механизмом.

Часы-портик (каминный регулятор) Период Реставрации Тёмно-синий хрусталь, золочёная бронза, чеканка [1, с. 175]

Часы-портик (каминный регулятор) Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Палисандр, лимонное дерево, маркетри; золоченая

бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 45x22,5x12,5 см БСИИ ASG, инв. № 083961

В Большом собрании изящных искусств ASG также есть каминный регулятор с витыми колоннами. Он выполнен в форме портика с парой колонн из палисандра и лимонного дерева. «Шар» компенсационного маятника украшен растительным орнаментом, ормушлями и цветочными розетками, а циферблат снабжен стрелками Бреге (особая форма часовых стрелок с окружностями («яблоками», «глазками») у их окончаний).

Часы Реставрации часто изготавливались из экзотических пород древесины. Собрание ASG обладает портиком из ценного эбенового дерева с колоннами и капителями коринфского ордера. «Шар» компенсационного маятника решён здесь в форме розетки.

Часы-портик (каминный регулятор) Франция, первая четверть XIX века (период Реставрации) Эбеновое дерево; золоченая бронза, литье, чеканка БСИИ ASG, инв. № 08-3791

Раздел декоративно-прикладного искусства Франции эпохи Реставрации завершает монографию Сильвии Шадене. Он невелик по объёму - всего 30 страниц. Однако он охватывает все основные виды прикладного искусства. Не каждая иллюстрация книги приведена в цвете, но и чёрно-белые фотографии являются ценным материалом, поскольку воспроизводят предметы не столько из крупных государственных собраний, сколько из частных коллекций.

<Л| <Л|

Ссылки:

1. СЬ^ег^ Б. Les styles Етрге et Restauration. - РапБ: ВаБсЬ^ et Пе, 1978. - 192 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.