Научная статья на тему 'ДЕКОР И ОРНАМЕНТ АМПИРА – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ЕВРОПЕЙСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА'

ДЕКОР И ОРНАМЕНТ АМПИРА – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ЕВРОПЕЙСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ампир / интерьер / декор / орнамент / художественная бронза / часы / канделябр / люстра / прикладное искусство / empire / interior / decor / ornament / artistic bronze / clock / chandelier / chandelier / applied art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья посвящена декору и орнаменту осветительных приборов, серебра, художественной бронзы и часов стиля ампир. На основе материалов из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» анализируются типологические черты ампирного декора предметов из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the decor and ornamentation of lighting fixtures, silver, artistic bronze and Empire style clocks. On the basis of materials from the book «Empire Styles and Restoration» by Sylvia Schadenet, the typological features of the Empire decoration of items from the collections of the Great Collection of Fine Arts ASG are analyzed.

Текст научной работы на тему «ДЕКОР И ОРНАМЕНТ АМПИРА – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ЕВРОПЕЙСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА»

ДЕКОР И ОРНАМЕНТ АМПИРА -ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ЕВРОПЕЙСКОГО НЕОКЛАССИЦИЗМА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена декору и орнаменту осветительных приборов, серебра, художественной бронзы и часов стиля ампир. На основе материалов из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» анализируются типологические черты ампирного декора предметов из коллекций Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ампир, интерьер, декор, орнамент, художественная бронза, часы, канделябр, люстра, прикладное искусство.

ABSTRACT: the article is devoted to the decor and ornamentation of lighting fixtures, silver, artistic bronze and Empire style clocks. On the basis of materials from the book «Empire Styles and Restoration» by Sylvia Schadenet, the typological features of the Empire decoration of items from the collections of the Great Collection of Fine Arts ASG are analyzed.

KEYWORDS: empire, interior, decor, ornament, artistic bronze, clock, chandelier, chandelier, applied art.

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

В предыдущем номере «Мира искусств» нами была опубликована статья, посвящённая декору ампирной мебели из Большого собрания изящных искусств АБС. В качестве аналогов предметам нашего собрания в ней приведены иллюстрации мебели из книги Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация». В данной публикации мы рассмотрим ампирные осветительные приборы, серебро, художественную бронзу и часы из собрания АБС, а также идентичные им изделия декоративно-прикладного искусства из того же литературного издания.

В книге Сильвии Шадене предметы делятся по видам - канделябры, подсвечники, бра, люстры, серебро и часы. Мы будем придерживаться той же классификации и начнём с бронзовых изделий. Художественной бронзе эпохи Ампир свойственна чёткость и простота форм, тщательная проработка деталей, гармоничное сочетание матовых и полированных участков золочения. Сохраняются здесь и такие общие тенденции искусства, как торжественность, великолепие, массивность крупных объемов, богатство орнаментального декора. Бронзовщики и скульпторы, создававшие произведения в стиле Ампир, черпали вдохновение в элементах античного орнамента, ориенти-

руясь не только на греческое искусство, но и на римское барокко, у которого переняли сочность и декоративность деталей, оказавшихся созвучными с общеевропейским вкусом того периода. В орнаментике самыми популярными мотивами становятся античные женские фигуры, военная арматура, лавровые венки, лапы грифонов и т.д. Типичными для Ампира являются парные канделябры на одиннадцать свечей из Большого собрания изящных искусств АБС. Их стержни выполнены в виде древнеримской крылатой богини удачи Фортуны, одной ногой стоящей на шаре. Фигуры укреплены на прямоугольных основаниях с квадратными плинтами. Основания украшены лавровыми венками. В руках фигур - изогнутые каннелированные рожки в форме рогов изобилия, декорированные растительными завитками.

Подобное устройство имеет подсвечник эпохи Ампир из замка Гросбуа, воспроизведённый в книге «Стили Ампир и Реставрация». В данном случае туника богини развевается сходным образом, подчеркивая стройность её ног. Фортуна также держит рожки над головой. На канделябре из замка фигура стоит на прямоугольном постаменте с изображениями арф.

Пара канделябров

Франция, первая четверть XIX века Золочёная бронза, литье, чеканка Высота 112 см

БСИИ ASG, инв. № 09-0348 (1,2)

Кроме этого, на 73 странице книги приводится иллюстрация ампирного интерьера с подсвечником из патинированной и золочёной бронзы. Его стержень также представляет собой античную женскую фигуру, которая над головой держит чашечку с амуром. На подсвечнике из собрания АБС близкая ей женская фигура держит в руках цветочную гирлянду. На вершине гирлянды - чашечка, декорированная виноградной лозой. Основание подсвечника обрамлено лавровым венком.

Подсвечник

Франция, первая четверть XIX века Патинированная и золочёная бронза, литье, чеканка; окрашенное дерево Высота 30,5 см БСИИ ASG, инв. № 09-0452

Канделябр эпохи Ампир из замка Гросбуа (коммуна Буасси-Сен-Леже) [1, с. 71]

Ампирный интерьер, воспроизведённый в книге Сильвии Шадене «Стили Ампир и Реставрация» [1, с. 73]

В иллюстрации из книги Сильвии Шадене подсвечник стоит на ампирной тумбе красного дерева. Тумба такой же конструкции есть и в коллекции мебели Большого собрания изящных искусств ASG. Обе они имеют распашную дворцу, дополненную по бокам колоннами с золочёными бронзовыми основаниями и капителями дорического ордена. Столешница тумбы из собрания ASG выполнена из белого мрамора с серыми включениями.

Тумба

Франция, первая четверть XIX века Красное дерево, фанерование, точение, бронза, белый мрамор с прожилками и пятнами серого цвета Carrare blanc veiné 78,5x43,5x38 см БСИИ ASG, инв. № 192389

Ампирная тумба красного дерева [1, с. 73]

со

Ампирный стул «спинкой-гондолой» и прямой линией свода [1, с. 73]

На той же иллюстрации рядом с тумбой стоит стул со «спинкой-гондолой» и прямой линией свода. Его жёсткая спинка имеет прямоугольный средник со стилизованным изображением тре-

ножника. Такие же спинки и саблевидные ножки имеют парные кресла эпохи Ампир из собрания ASG. Здесь средники украшает муаровый рисунок древесины.

I ill I

Пара стульев

Франция, первая четверть XIX века Дерево, фанерование 80x48x48 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1265 (1, 2)

В замке Гросбуа находится ещё один осветительный прибор эпохи Ампир - это бра в форме лиры первой четверти XIX века, увенчанное пальметтой. Нижняя его часть декорирована маскароном и шишкой, а по бокам - головы орлов. Парные бра-лиры в стиле Ампир из Большого собрания изящных искусств ASG по бокам также украшены головами орлов, а на основаниях ма-скаронами Бахуса - бога виноделия. Орлы с расправленными крыльями есть ещё на одной паре бра. В верхней и нижней частях здесь присутствуют веерообразные пальметты.

Бра-лира из замка Гросбуа, декорированное головами орлов [1, с. 74]

(стиль Ампир)

Золочёная бронза, литье, чеканка; зеркало 37,5x25 см

БСИИ ASG, инв. № 09-4403 (1,2)

Франция, XIX век (стиль Ампир) Золочёная бронза, литье, чеканка; окрашенная жесть 32,5x18x12 см БСИИ ASG, инв. № 094100 (1,2)

В период Ампира двумя наиболее популярными разновидностями люстр были люстры с хрустальным убором и люстры на ободе с окрашенным в синий цвет жестяным дном. Донья последних украшались разнообразными накладками золочёной бронзы. Так, ампирная люстра на шесть свечей на ободе из собрания АБС имеет декор по дну в виде маскаронов и лиственного орнамента. По её центру - шишка пинии. Обод, держащийся на трех цепях, обрамлён цветочными корзинами и композициями с рожками и горящими факелами. В центре - фигура амура. На шесть же свечей рассчитана люстра эпохи Ампир из частной коллекции, воспроизведённая в книге «Стили Ампир и Реставрация». Её жестяное дно, закреплённое на ободе, оканчивается стилизованным нераспустившимся цветком. Рожки деко-

рированы мужскими головами, а корона (место крепления люстры к потолку), как и у люстры собрания АБС, образована листьями.

Франция, первая четверть XIX века Золоченая бронза, окрашенная жесть, литье, чеканка 95x60 см

Часто люстры на ободе выполнялись в виде ан-тикизирующих лампад со светильником в центре. Светильники эти имели форму урн, вазонов или киликов, как у люстры патинированной и золочёной бронзы, созданной мастером Жаном-Батистом Клодом Одио (1763 - 1850). Его торговый дом существует и по сей день (Chez Odiot). По заказу Наполеона I Одио изготовил скипетр и меч для коронации. Большие обеденные сервизы из серебра были заказаны ему матерью и сестрой Наполеона - Ле-тицией Рамолино и Полиной Боргезе, а также и самим императором. Рожки рассматриваемой нами люстры из книги исполнены в виде орлиных голов. Держится она на трёх цепях. Эти же головы орлов и цепи с крупными звеньями имеет люстра-лампада из Большого собрания изящных искусств ASG эпохи Ампир. Вместо килика по центру, здесь она украшена орнаментальным мотивом «горящего пламени» из золочёной бронзы.

Люстры с хрустальным убором также крепились на ободах, украшенных чеканкой и литьём. Например, обод люстры из замка Мальмезон обрамлён изображениями грифонов и крылатых коней. Подвески её хрустального убора имеют каплевидную форму. Обод люстры первой четверти XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG также имеет бронзовый декор в виде розе-

Люстра-лампада эпохи Ампир из патинированной и золочёной бронзы [1, с. 75]

Люстра-лампада Франция, первая четверть XIX века Патинированная и золоченая

бронза, литье, чеканка 79x66 см

БСИИ ASG, инв. № 092779

ток, зажжённых факелов, венков и фигур возничих на колесницах, запряжённых лошадьми. Её шарообразные подвески из хрусталя и стекла восходят от основания до верхушки стержня.

Такие люстры с нитями из хрусталя, густо покрывающими её от основания до короны, получили во Франции название «люстры-корзины» (фр. lustre corbeille). Их нижние части создают имитацию полого объема, который и рождает ассоциации с ёмкостью корзины. Образец «люстры-корзины» представлен в книге из библио-

Люстра эпохи Ампир с хрустальным убором из замка Маль-мезон [1, с. 77]

Люстра с хрустальным убором

Франция, первая четверть XIX века Золоченая бронза, литье, чеканка; хрусталь, стекло, гранение БСИИ ASG, инв. № 094291

теки Международного института антиквариата. Хрустальные нити люстры так плотно скомпонованы, что практически скрывают расположенный внутри неё стержень. Такое же устройство имеет

Люстра

Франция, XIX век (стиль Ампир) Золочёная бронза, литье, чеканка;

хрусталь, гранение 125x90 см БСИИ ASG, инв. № 09-4383

и «люстра-корзина» в стиле Ампир из собрания ASG. Её обод декорирован листьями, женскими маскаронами, факелами, вазонами, рогами изобилия и лебедями. Подвески, в основном, имеют шаровидную форму. Примечательно, что нижние пикообразные подвески расположены многоярусным каскадом, который добавляет люстре торжественности.

СЕРЕБРО

В разделе серебра Сильвия Шадене рассматривает столовое серебро и несколько осветительных приборов. Открывает раздел супница, изготовленная уже упомянутым нами домом Жана-Батиста Клода Одио. Она была подарена императором маршалу Нею, вероятно, за Русскую кампанию, т.к. супница эта носит название «Московская» («Moscova»). Супница имеет форму кан-фара, дополненного уплощённой крышкой. Она установлена на трёх химерах и треугольном плин-те. Овальная подставка этой супницы обрамлена чеканными изображениями розеток и грифонов. У ампирной супницы Большого собрания изящных искусств ASG также сохранилась подставка в форме глубокого блюда. По её контуру пущен тонкий орнаментальный поясок из пальметт. В отличие от супницы, представленной в книге, её ручки не имеют плавного округлого изгиба, как у античных сосудов. В верхних частях их изгибы выпрямляются, а плоскости декорируются цветами. Держатель крышки выполнен в виде бутонов роз. На супнице стоит клеймо парижского мастера серебряных дел Антуана Аянса. Известно, что он работал во Франции с 1789 года. Последнее

клеймённое им изделие датируется 1829 годом. Супница из собрания АБС была создана Аянсом в период с 1798 по 1809 годы.

При дворе Наполеона конкурентом дому Одио был Мартин Гийом Бьенне (1764 - 1843). Он работал по заказам императора для дворца Тю-ильри. В 1802 году Бьенне создал для Наполеона набор столовых принадлежностей, а в 1821 году отошёл от дел. В Лувре экспонируется кофейник Бьенне в «этрусском стиле». На его тулове представлены символы императорской власти Бонапарта - орлы и пчёлы. Слив носика имеет форму птичьей головы в подражание этрусскому звериному стилю.

Серебряный кофейник Мартина Гийома Бьенне Эпоха Ампир Декорирован символами власти Наполеона Хранится в Лувре (Париж) [1, с. 99]

Супница

Франция (Париж), 1798 - 1809 годы Мастер: Антуан Аянс Серебро; литьё, чеканка 658 гр.

БСИИ ASG, инв. № 89-4529

Серебряная супница эпохи Ампир, изготовленная домом Жана-Батиста Клода Одио [1, с. 96]

В Большом собрании изящных искусств АБС есть четыре ампирных кофейника, носики которых выполнены в зооморфном стиле. Подобно кофейнику Бьенне они установлены на трёх ножках, оканчивающихся звериными лапами. Сливы носиков изготовлены в виде голов лошадей, барана и птицы (орла). У трёх моделей, как и у кофейника из Лувра, деревянные ручки чёрного цвета в местах крепления к туловам украшены однотипными цветочными розетками. Эти кофейники име-

ют длинные изогнутые у тулова носики. Слив кофейника в виде головы орла короток и вплотную примыкает к горловине, как и в работе мастера Бьенне.

Кофейник

Франция (Париж), 1809 -1819 годы

Серебро; литьё, чеканка;

дерево

677 гр.

БСИИ ASG, инв. № 92-3596

Кофейник

Франция, 1809 -1819 годы

Серебро; литьё, чеканка; дерево 535 гр.

БСИИ ASG, инв. № 92-1848

Кофейник

Франция, первая четверть XIX века Серебро; литьё, чеканка; дерево

Высота 30 см 748 гр.

БСИИ ASG, инв. № 923816

Кофейник Франция, 1798 -1809 годы Серебро; литьё, чеканка; дерево Высота 23 см 493 гр.

БСИИ ASG, инв. № 92-4545

По проекту Мартина Гийома Бьенне была изготовлена и серебряная горчичница периода Ампир с длиной изогнутой ручкой. Она установлена на трех лебедях, стоящих на одной ноге. Круглое основание обрамлено лиственным и гильоширо-ванным орнаментом. Держатель крышки имеет форму желудя.

Горчичница из серебра эпохи Ампир, изготовленная по проекту Мартина Гийома Биенне [1, с. 98]

У близкой ей по форме серебряной горчичницы периода Ампир из собрания ASG тулово выполнено из синего стекла. Она установлена на

трёх ножках, оканчивающихся звериными лапами. Ручка имеет цветочный завиток в верхней части, а держать также исполнен в виде жёлудя. Дополняют горчичницу две солонки с ложками. Их тулова декорированы фигурами Психеи с крыльями бабочки.

вгщеШу т

'flHBfc

Набор из горчичницы и двух солонок с ложками Франция (Париж), 1809 - 1819 годы Серебро; литьё, чеканка 268 гр.

БСИИ ASG, инв. № 89-1993 (1 - 3)

Парные серебряные горчичницы эпохи Ампир из Большого собрания изящных искусств АБС имеют аналогичное строение: длинные ручки заканчиваются завитками, тулова образованы тремя фигурами кор, держатели крышек - стилизованные жёлуди. На горчичницах стоят клейма золотых и серебряных дел мастера Жана-Пьера Биберона, а также клейма в виде петухов с цифрой 2. Во Франции в период с 1809 по 1819 годы такие клейма применялись на серебре 840 и 800 пробы. На столичном серебре 840 пробы изображение петуха помещалось в восьмиугольную рамку. Он был повёрнут в левую сторону, а голова поднята в крике наверх. Двойка располагалась под хвостом. На серебре, произведённом в департаментах Франции, этот же петух в восьмиугольной рамке повёрнут вправо, а голова обращена назад. Двойка расположена спереди у ног птицы. На парижском серебре 800 пробы петух снова повёрнут влево. Он смотрит назад, расправив крылья. Двойка стоит возле правого крыла петуха. Углы рамки-октагона - вогнутые. Торс и голова петуха на серебре этой же пробы французских департаментов повернуты влево. Его крылья прижаты. Двойка расположена слева у ног птицы. Изгибы углов октагона здесь менее выражены.

Пара горчичниц Франция (Париж), 1809 -1819 годы Мастер: Жан-Пьер Биберон

Серебро; литьё, чеканка Высота: 13,5 см 220 гр.

БСИИ ASG, инв. № 89-1030 (1,2)

Фирма Бьенне изготавливала и столовые приборы. Приборы из книги «Стили Ампир и Реставрация» покрыты чеканными изображениями гербов, монограмм, пальметт и жемчужника, простые прерывающиеся линии которого придают декору элегантную простоту. В Большом собрании изящных искусств АБС находится набор серебряных вилок и столовых ложек. Часть из них выполнена в эпоху Ампир: одна вилка датируется 1798 - 1809 годами, 8 вилок и 5 ложек - 1809 -1819 годами, остальные изготовлены до 1838 года. Все вилки набора имеют классические четыре зубца.

Набор серебряных столовых приборов эпохи Ампир

Изготовлен по проекту Мартина Гийома Биен-не [1, с. 98]

Изображения клейм 840 пробы, применявшихся на французском серебре в период с 1809 по 1819 годы [2, с. 92]

Изображения клейм 800 пробы, применявшихся на французском серебре в период с 1809 по 1819 годы [2, с. 92]

Набор из двенадцати столовых ложек и восемнадцати вилок Франция, 1798 - 1838 годы Серебро; литьё, чеканка 2,390 кг

БСИИ АБй, инв. № 81-4544 (1 - 30)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По составу набору, воспроизведённому в книге, ближе комплект приборов в стиле Ампир из собрания АБС. Он состоит из 18 столовых приборов, 14 приборов для мороженого, 24 столовых ножей, 24 ножей для сыра и половника. Все предметы украшены монограммами, пальметтами и венками. Несмотря на ампирный декор, изготовлен

набор был в конце XIX - начале XX веков в период ар-нуво фирмой «Lappara et Gabriel». Клеймо этого торгового дома было зарегистрировано в 1902 году и использовалось вплоть до 1923 года.

Набор из восьмидесяти одного предмета Франция, конец XIX - начало XX веков Фирма «Lappara et Gabriel» Серебро; литьё, чеканка 3,710 кг

БСИИ ASG, инв. № 81-4546 (1 - 81)

Помимо фотографий серебряных изделий в книге опубликованы и иллюстрации эскизов Жана-Батиста Клода Одио. На одном из них представлен проект судка для уксуса и масла. В центре он декорирован жертвенником с женской античной фигурой, держащей над головой венок, который используется в качестве кольца для переноски. Графины из стекла алмазного гранения вставлены в подставки, имеющие разный декор: одна украшена изображениями пальметт, венков, амуров и оснований колонн, другая - виноградной лозой, лиственными гирляндами и мотивами «бандероль» в виде завязанных бантов. Прямоугольное основание с изображениями лебедей и цветов стоит на лапах грифонов.

Эскиз судка для уксуса и масла, созданный Жаном-Батистом Клодом Одио [1, с. 94]

В собрании ASG есть примечательный образец судка для уксуса и масла периода Ампир провинциальной работы. Он имеет характерное для своего времени устройство: на восьмигранной подставке - два держателя для графинов, окантованные растительными узорами, в центре - лира с пальметтой на пьедестале. Декор держателей дополнен головами орлов, неожиданно оканчивающихся копытцами. На судке стоит клеймо мастера Муте из Гренобля: «A. Moutet à Grenoble», а также клеймо с петухом и единицей. Данный тип клейма применялся во Франции с 1798 по 1809 годы на изделиях 920 пробы. На парижский изделиях изображение петуха было заключено в круг. Птица повёрнута вправо, её левая нога поднята. Единица располагалась справа перед грудью петуха. Судок из собрания ASG создан в Гренобле (департамент Изер), а потому клеймо с петухом на нём отличается расположением единицы - здесь цифра помещена за голову

птицы.

Судок для масла и уксуса

Франция (Гренобль), 1798 - 1809 годы Мастер: Муте Серебро; литьё, чеканка; стекло 739,6 гр.

БСИИ ASG, инв. № 89-3600

Or 1<г Titre Poinçon rond /Ж Poinçon rond

920 millièmes Coq tourné vers la droite ¿ Coq tourné vers la droite

Ране gauche levée |y|i) i ra.Jm 1 Palie gauche levée

Le 1 devant le cou W / Le 1 derriérp la tète

Изображения клейм 920 пробы, применявшихся на французском серебре в период с 1798 по 1809 годы [2, с. 89]

Судок для масла и уксуса парижской работы из собрания АБС создан в период с 1809 по 1819 годы. Его держатели образованы чеканными изображениями амуров с лирами, сидящих на патерах. Прямоугольная поставка на четырёх ножках в виде львиных голов и лап окантована ажурным растительным орнаментом. В центре также поме-

щена лира с маскароном и кольцом для переноски. На судке стоит клеймо мастера Жана-Пьера Биберона, который изготовил и парные горчичницы, рассмотренные нами выше (БСИИ АБС, инв.

Судок для масла и уксуса Франция (Париж), 1809 -1819 годы

Мастер: Жан-Пьер Бибе-рон

Серебро; литьё, чеканка;

стекло

655 гр.

БСИИ ASG, инв. № 893595

Раздел столового серебра в книге дополняет и кассолет (курильница) времён Директории, но оформлен он уже в традициях искусства Ампира. Тулово поддерживают три высокие ножки, верхние части которых выполнены в виде крылатых сфинксов. Их основания в форме звериных лап установлены на треугольном плинте. Плоская крышка кассолета увенчана держателем-вазоном, наполненным цветами и фруктами. Автором данной модели является Марк Жакар - парижский мастер серебряных дел, работавший с 1794 по 1829 годы. Он специализировался на изготовлении изысканных столовых принадлежностей. До 1806 года его мастерская располагалась на улице Petit Pont 1, затем Жакар перебрался в престижный район на улицу Фобур-Сент-Оноре 123.

Серебряный кассолет периода Директории, декорированный в традициях ампирного искусства Исполнен по проекту Марка Жакара [1, с. 98]

Парные кассолеты первой четверти XIX века из Большого собрания изящных искусств АБС изготовлены из золочёной бронзы и латуни. Три ножки-опоры выполнены здесь в виде гротесковых фигур с головами львов, торсами, украшенными пальмовыми ветвями, и основами в форме вытянутых звериных лап. Круглые ободы имеют волнообразный декор. Латунные крышки увенчаны стилизованным вазоном и шишкой пинии.

Пара кассолетов

Франция, начало XIX века (Ампир) Золочёная бронза, латунь; литье, чеканка 22*16 см

БСИИ ASG, инв. № 09-0775 (1,2)

ЧАСЫ

ЧАСЫ ЗОЛОЧЁНОЙ БРОНЗЫ

В декоре часов, как и во всем изобразительном и прикладном искусстве эпохи Ампир в целом, воцаряется тема античной Греции и Рима, а также древнего Египта. Конструктивные элементы отныне приобретают всё большую монументальность, массивность, строгость и при этом большую упрощенность. Формообразующей становится прямая линия. Самыми распространенными материалами для изготовления часов являются золочёная бронза с богатой чеканкой и разноцветный мрамор. Наиболее популярные орнаментальные мотивы: разнообразная военная арматура, анималистика и растительный декор: пальметты, стебли и шишки. По-прежнему в ходу часы-тумбы и часы-портики, наряду с которыми все большим успехом пользуются часы, увенчан-

ные мифологическими и аллегорическими фигурами мелкой пластики на основании с сюжетными композициями в виде рельефов.

Часы

Франция (Булонь), первая четверть XIX века (эпоха Ампир) Скульптура по модели Жана-Ан-дре Райхе «Чтение» Мастер часового механизма: Га-луа (Galois)

Золочёная бронза, литье, чеканка; зеленый мрамор (Vert Tinos), полирование; эмаль (циферблат) 30x30x15 см

БСИИ ASG, инв. № 08-0921

Аллегорической женской фигурой с книгой в руках декорированы часы первой четверти XIX века из золочёной бронзы Большого собрания изящных искусств ASG. Их корпус имеет форму квадратного стола, накрытого свисающей до пола драпировкой с кистями. На столе - арабская масляная лампа (Aladdin Lamp style). Кресло в стиле Ампир, на котором сидит девушка, орнаментировано побегами аканта и маскароном на спинке. У кресла - стопка из трех книг. Известно, что при Наполеоне Бонапарте в Европе сформировался культ чтения, истоки которого уходят в культуру эпохи Просвещения. В этот период во множестве создаются часы в виде книжного шкафа, а также часы с фигурами читающих юношей и девушек.

Женщины-учёные были излюбленной темой и

прославленного французского бронзовщика Жа-на-Андре Райхе (1 752 - 181 7), по модели которого была отлита фигура читающей девушки на часах собрания ASG. Они служили для него символом женской эмансипации, стартовой точкой которой стала Великая французская революция. В 1810-х годах Райхе создал несколько вариантов скульптурных композиций с фигурами читающих или изучающих что-либо женщин.

На часах из собрания ASG девушка бронзовщика Райхе сидит боком к зрителям. В книге Сильвии Шадене боком за роялем представлена и музицирующая Гортензия де Богарне (1783 - 1837) - дочь Жозефины де Богарне и мать будущего президента Второй республики Наполеона III. Она одета по моде Ампира в лёгкое платье с завышенной талией, напоминающее тунику, а волосы собраны на затылке подобно женским древнегреческим причёскам. Существует три версии данных часов. Те, что воспроизведены в книге находятся в замке Аренберг (Лёвен).

Ампирные часы золочёной бронзы с изображением Гортензии де Богарне за роялем Хранятся в замке Аренберг (Лёвен)

[1, с. 100]

Фрагмент часов с изображением ампирного кресла, в котором сидит героиня. Кресло декорировано побегами с листьями и цветами, а такжсе драпировками с ламбрекенами БСИИ ASG, инв. № 08-0921

Настоящей аллегорией Просвещения является декор часов золочёной бронзы эпохи Ампир из собрания ASG. Они украшены фигурой читающей девушки с цветочным венком в руках. Корпус часов выполнен в виде библиотеки с книгами и чернильницей. В левой части - балюстра с прикрепленным к ней транспортиром. Римские цифры нанесены на круглый эмалевый циферблат, подписанный: «Ле Руа, королевский часовщик в Париже» («Le Roy H.r du roi a Paris»). Ле Руа - знаменитая династия часовщиков, работавшая при Людовике XV, Наполеоне I, герцоге Шартрском и Бурбонском, а также королеве Виктории. Прямоугольное основание украшено тремя медальонами из лавровых венков. В центральном присутствует женское изображение, символизирующее искусство скульптуры. Героиня сидит в кресле, одна нога стоит на подставке. Она работает молотком над античным бюстом воина в шлеме, установленном на пьедестале. Боковые медальоны повторяют друг друга - в центре изображены палитры с кистями и зажжённые факелы.

Часы

Франция, первая четверть XIX века (эпоха Ампир) Мастер часового механизма: Ле Руа (Le Roy)

Золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 37x27x10 см БСИИ ASG, инв. № 08-3857

Ещё одни часы золочённой бронзы первой четверти XIX века из Большого собрания изящных искусств ASG являют собой аллегорию искусства Поэзии. Её персонифицирует фигура поэтессы Сафо с лавровым венком, лирой и небольшой флейтой в руках. Рядом с ней пара книг и стилизованная масляная лампа на постаменте. На прямоугольном основании - цветочные гирлянды, мужской профиль, напоминающий античные изображения с гемм, и имена Гомера и Вергилия (Homere Virgile) в картушах.

Часы

Франция (Кан), первая четверть XIX века (эпоха Ампир) Мастер часового механизма: Лекуэнт (ЬесоШе) Золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 34,5x26,5x10,5 см БСИИ ASG, инв. № 083280

Три медальона на основании часов с аллегориями искусств

БСИИ ASG, инв. № 08-3857

Основание часов, декорированное цветочными гирляндами, мужским профилем и именами Гомера и Вергилия БСИИ ASG, инв. № 08-3280

Двое часов золочёной бронзы из собрания АБС эпохи Ампир также увенчаны женскими фигурами. На одних - героиня в античном одеянии смотрится в зеркало-псише. Ногой она упирается в невысокий постамент. В левой части - кувшин на аналогичном постаменте большего размера, а по углам корпуса - изображения бутонов роз. На прямоугольном основании - орнаментальная композиция с пальметтами.

Часы

Франция (Париж), первая четверть XIX века (эпоха Ампир)

Мастер часового механизма: Тома, Николя (Thomas, Nicolas)

Золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)

28^23x8 см

БСИИ ASG, инв. № 08-4283

На других часах мы видим Флору (богиню цветов), олицетворяющую весну. В её руках цветы и расцветшая ветка дерева. Корпус украшен рельефом с рукопожатием, скипетром с лавровым венком и изображениями амуров, символизирующими времена года (амур с серпом и колосьями - лето, греющий руки у очага - зима). Здесь же картуш со словами: «Le prés de loin» («Так или иначе»). Данная фраза может означать неизбежность смены времен года и то, что приход долгожданной весны в любом случае неотвратим. Основание декорировано сценой в саду Флоры. Богиня цветов увивает голую ветку виноградной лозой. Перед ней - амур, играющий на лире, и бабочки - намек на супруга Флоры - бога весеннего ветра Зефира. Интересной деталью композиции является изображение собаки и якоря как персонификаций верности и надежды.

Часы

Франция (Париж), первая четверть XIX века (эпоха Ампир)

Мастер часового механизма: Кайяр (Caillard) Золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)

53x40x12 см

БСИИ ASG, инв. № 08-1840

Фрагмент часов с изображением рукопожатия в медальоне, лавровых веток и амуров, олицетворяющих времена года БСИИ ASG, инв. № 08-1840

Флора представлена ещё на одних ампирных часах Большого собрания изящных искусств АБС. В одной руке богиня держит раковину, другой -снимает покрывало с аллегорического изображения земного шара под лучами восходящего солнца. Рядом - ваза с горящим пламенем, стоящая на постаменте с рельефом в виде амура. Основание декорировано изображением богини утренней зари Авроры на колеснице, запряженной лошадьми.

Основание часов, декорированное изображением Авроры на колеснице, запряженной лошадьми БСИИ ASG, инв. № 08-2892

В декоре часов золочёной бронзы эпохи Ампир часто использовались изображения бога любви Амура. В последующий период Реставрации он станет одним из самых популярных персонажей декоративно-прикладного искусства Франции. Чаще всего Амур представал со своими атрибутами - стрелами, луком, колчаном, розами и голубями. Классическая трактовка образа Амура дана в корпусе часов собрания АБС. Амур-победитель предстаёт здесь с лавровым венком и луком в руках. Рядом с ним - лира, скипетр, оканчивающийся шишкой пинии, тамбурин с изображением

льва и парой голубей. Прямоугольное основание украшено орнаментальной композицией в виде пальметт, стрелы Амура и воркующих голубей.

Часы

Франция, первая четверть XIX века (эпоха Ампир)

Мастер часового механизма: Синьоль Старший (Signo! Aîné)

Золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)

36x27x11 см

БСИИ ASG, инв. № 08-3782

Фрагмент часов с фигурой Амура, держащего венок и лук

БСИИ ASG, инв. № 08-3782

ЧАСЫ-ПОРТИКИ

Часы-портики (фр. pendule portique) периода Ампир выполнялись в виде архитектурного портика с колоннами, а также лежащими на них декоративными архитравом и фронтоном. Их изготавливали из мрамора с накладками золочёной бронзы. Чаще всего на их производство шли белые (Saint-Béat blanc, Carrare blanc veiné) и черные (Saint-Béat blanc, Noir français) сорта мрамора. Показательны двое часов-портиков белого мрамора из собрания ASG. Одни имеют форму пилястр, украшенных женскими фигурами в египетском стиле из золочёной бронзы. На фронтоне - пара грифонов, а также вазон с цветами и плющом. В нижней части циферблата - декор из драпировки с маскароном посередине. Прямоугольное основание окантовано геометрическим орнаментом. Пилястры других часов декорируют шесты с шишками пинии, которые обвивают змеи золочёной бронзы. На их фронтоне - пара вазонов, а также орёл с расправленными крыльями в верхней части. В нижней части циферблата - декор из драпировки с ламбрекенами посередине. Символично, что «шары» маятников в обоих случаях выполнены в виде эмблемы «короля-солнце» Людовика XIV. Таким образом в этих часах-портиках соединились новые традиции орнаментального искусства, заложенные при Наполеоне, а также уже существовавшие не одно десятилетие при Бурбонах.

Часы-портик Франция, первая четверть XIX века (эпоха Ампир)

Белый мрамор (Saint-Béat blanc), полирование; золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат)

54x30x9,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-0818

Часы-портик Франция (Париж), первая четверть XIX века (эпоха Ампир) Мастер часового механизма: Пион (Pion) Белый (Carrare blanc veiné) и розовый (Rosé vif des Pyrénées) мрамор, полирование; золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 47,5x25,5x8,5 см БСИИ ASG, инв. № 081612

«Шар» маятника, выполненный в виде эмблемы «короля-солнце» Людовика XIV БСИИ ASG, инв. № 08-0818

В книгу «Стили Ампир и Реставрация» включены изображения двух часов-портиков эпохи Ампир из частных коллекций. Одни из них вместе с парными кассолетами образуют каминный набор. Пилястры этих часов декорируют древнеегипетские фигуры в платках-клафтах. Циферблат оправлен композицией золочёной бронзы из лебедей, химер, растительных завитков и горящего факела. «Шар» маятника исполнен в виде орла. Кассоле-ты украшены тремя крылатыми мифологическими персонажами тонкой чеканной работы.

Каминный набор эпохи Ампир из золочёной бронзы с часами-портиком Частная коллекция [1, с. 101]

Другие часы-портик, как и часы из собрания АБС (БСИИ АБС, инв. № 08-0818), увенчаны фигурами грифонов золочёной бронзы. Верхние части их колонн выполнены в виде античных женских бюстов с диадемами, которые поддерживают архитрав с накладками в форме звезд, пальметт и розеток. «Шар» мятника образован фигурами двух амуров.

Часы-портик эпохи Ампир, декорированные грифонами Частная коллекция [1, с.

102]

В Большом собрании изящных искусств АБС хранятся ещё одни часы первой четверти XIX века из крапчатого красного мрамора. Они не являются часами-портиком, однако «шар» их маятника имеет аналогичное вышерассмотренным устройство. Замечательны и накладки на их корпусе в виде Фам, трубящих славу и маски Аполлона.

Фрагмент часов с маятником и накладками золочёной бронзы в виде трубящих Фам и маски Аполлона

БСИИ ASG, инв. № 08-0817

Часы

Франция (Париж), первая четверть XIX века (эпоха Ампир)

Мастер часового механизма: Жоли (Joly) Красный (Rouge griotte) и серый (Saint-Anne des Pyrénées) мрамор, полирование; золочёная бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 31x19,5x10 см БСИИ ASG, инв. № 08-0817

В следующем номере Вестника «Мир искусств» будет опубликовано продолжение данной статьи, посвящённое мебели периода Реставрации. Мы рассмотрим корпусную мебель, а также мебель для сидения, созданную в период с 1814 по 1830 годы, когда во Франции вновь была восстановлена власть династии Бурбонов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки:

1. Chadenet S. Les styles Empire et Restauration. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p.

2. Yves Markezana. Les poinçons français. - Paris: Éditions Vial, 2005. - 240 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.