Научная статья на тему 'Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения'

Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / деколонизация / африканские исследования / панафриканизм / плюриверсальность / КОДЕСРИА / Africa / decolonization / African studies / pan-Africanism / CODESRIA / pluriversality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хохолькова Надежда Евгеньевна

Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора ‒ теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения. В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научно-образовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников – Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decolonization of African studies: theoretical and practical dimensions

The article is devoted to the analysis of the historical dynamics of the development of the processes of decolonization of African studies in the period from the 1960s to the present. The decolonization of knowledge has been a longstanding topic, gaining significant relevance in academic discussions in sub-Saharan Africa in recent decades due to the impact of postcolonial discourse. The author examines the theories and practices related to liberating the knowledge production system that have been suggested and put into action by researchers and sociopolitical leaders of African descent. The paper analyzes initiatives to consolidate researchers, and particular attention is paid to the history of the creation of the pan-African non-governmental research organization CODESRIA, which is still active today. The study also addresses the debates that occurred at the University of Dar es Salaam between the mid-1960s and 1980. Evidence suggests that during the initial two decades of independence, African intellectuals sought integration at the continent, the diaspora, and the international academic community levels. The emphasis is placed on the factors influencing the necessity of further transformations in the research and educational sphere in the 21st century. These factors encompass epistemic and epistemological injustice, along with academic asymmetry. It is noted that the works of modern intellectuals, such as Achille Mbembe and Sabelo Ndlovu-Gatsheni, form an “ideological continuum” with the works of their predecessors, Claude Ake, Samir Amin, Cheikh Anta Diop. The article also introduces and characterizes the concept of pluriversality. The author’s conclusion is that contemporary African researchers focused on decolonizing research and education frequently look to the thoughts of earlier scholars when striving to establish their own niche within the pluriversal system of knowledge.

Текст научной работы на тему «Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения»

Научная статья

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ

О 2024 Н.Е. Хохолькова

ХОХОЛЬКОВА Надежда Евгеньевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Центр истории и культурной антропологии, Институт Африки РАН, Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0002-5165-1925. E-mail: khokholkova@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена анализу исторической динамики процессов деколонизации африканских исследований в период с 1960 г. по настоящее время. Тема деколонизации знания в последние десятилетия под влиянием постколониального дискурса приобретает особую актуальность и становится предметом оживленных дискуссий в академических кругах стран Африки южнее Сахары. В центре внимания автора - теории и практики освобождения системы производства знаний, предложенные и полностью или частично реализованные исследователями и общественными и политическими деятелями африканского происхождения.

В работе рассматриваются инициативы консолидации ученых, в частности история создания панафриканской неправительственной исследовательской организации КОДЕСРИА, действующей и по сей день. Затронута проблема дебатов, проходивших в период с середины 1960-х по 1980 г. в Дар-эс-Саламском университете. Указано, что одним из ориентиров для африканских интеллектуалов первых двух десятилетий независимости была интеграция на уровне континента, диаспоры и международного академического сообщества. Сделан акцент на факторах, обусловливающих необходимость продолжения трансформации научно-образовательной сферы в XXI в. В их числе эпистемическая и эпистемологическая несправедливость, а также академическая асимметрия. Отмечено, что труды современных интеллектуалов таких как А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени образуют «идейный континуум» с работами их предшественников - Клода Аке, Самира Амина, Шейха Анта Диопа. В статье введено и охарактеризовано понятие «плюриверсальности». Автор приходит к выводу о том, что современные африканские исследователи, занимающиеся проблемами деколонизации науки и образования, в стремлении создать собственный сегмент в плюриверсальной системе знания зачастую обращаются к идеям предшественников.

Ключевые слова: Африка, деколонизация, африканские исследования, панафриканизм, плюриверсальность, КОДЕСРИА

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43

Для цитирования: Хохолькова Н.Е. Деколонизация африканских исследований: теоретическое и практическое измерения. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 32-43. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43

ВВЕДЕНИЕ

Деколонизация - комплексный исторический процесс, направленный на освобождение от всех возможных форм угнетения и зависимости. Он развивался и развивается по всему миру с разной интенсивностью и на разных уровнях, охватывая сферы политики и права, экономики и международных отношений, культуры и науки. Деколонизация нередко рассматривается как политический «контрпроект»

(по отношению к «проекту колонизации»), реализуемый народами Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. и перешедший к началу XXI в. в новую фазу эмансипации - отмены социокультурных структур и институтов, навязанных бывшими колонизаторами.

Методы преодоления «исторически обусловленных» и влияющих на процесс производства знаний «асимметрий власти» [Arowosegbe 2016: 324] остаются предметом оживленных дискуссий. Активное участие в них принимают исследователи африканского происхождения, чьи взгляды на преобразования на протяжении последних шестидесяти лет развиваются в диапазоне от панафриканизма и афроцентризма до плюриверсализма, от трансконтинентальной и региональной интеграции до фрагментации систем знания и научно-академических структур.

Тема деколонизации гуманитарного знания в целом и африканских исследований в частности не нова, однако в последние десятилетия приобретает все большую актуальность. С середины XX в. лидеры африканских государств, общественные и политические деятели и представители академической среды, в числе которых нигерийский политолог Клод Аке (1939-1996 гг.), ганский философ Квази Виреду (19312022 гг.), сенегальский ученый Шейх Анта Диоп (1923-1986 гг.), первый президент Ганы Кваме Нкрума (1909-1972 гг.), первый президент Танзании Джулиус Ньерере (19221999 гг.), обращались к проблеме разработки новых принципов, методов и подходов в изучении истории и культуры континента, чрезвычайно важных в условиях начавшегося нациестроительства [Бондаренко 2022]. В их работах и публичных речах звучали призывы к переориентации академической сферы, ее «африканизации» как на фундаментальном (теоретическом), так и на институциональном (практическом) уровнях.

Спустя шестидесятилетие намерениям деятелей периода обретения независимости, лишь отчасти воплощенным на практике, продолжили следовать современные африканские интеллектуалы А. Мбембе (Камерун), С. Ндлову-Гатшени (Зимбабве), Э. Гвараванда (Зимбабве), Т. Фалола (Нигерия-США) и другие. Сохраняя и переосмысливая интеллектуальное наследие предшественников, многие из них пытались разработать комплексную стратегию трансформации как африканистики, так и области гуманитарных знаний в целом и привести ее к действию посредством научно-образовательных институтов.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ

Африканцы и представители африканских диаспор обратились к поискам путей ментальной и духовной деколонизации за несколько десятилетий до провозглашения странами континента независимости. «Отцы-основатели» панафриканизма Эдвард Блайден (1832-1912 гг.) и Уильям Дюбуа (1868-1963 гг.), один из родоначальников этнорасового психоанализа Франц Фанон (1925-1961 гг.) заложили основы дискуссий об африканском (само)сознании и культурной самобытности. Ш.А. Диоп, именуемый «пионером деколонизации истории Африки» [ОзЬа2022: 130], стал основоположником академического афроцентризма. Он одним из первых заявил о том, что культура Древнего Египта - основа цивилизации - имеет африканское (негроидное) происхождение1 [Т)юр 1954]. Его труды, выступая в качестве своеобразной

1 Опираясь на результаты лингвистического и культурно-антропологического анализа, ученый пришел к выводу, что тотемизм, обряд обрезания, форма правления (царство), космогония, социальная организация, матриархат, родственные связи с представителями царства Куш, географическое

альтернативы западной системе гуманитарных знаний, оказали сильное влияние на многих исследователей африканского происхождения.

После обретения африканскими государствами суверенитета искания интеллектуалов перешли в более активную фазу и получили более формализованный характер. Однако первые годы независимости не ознаменовались созданием комплексных стратегий трансформации африканских исследований. Отдельные структурно оформленные идеи появились в конце 1970-х - начале 1980-х гг. К. Виреду предложил программу «концептуальной деколонизации» [\Упес1и 1980], предполагающую «обращение процессов ментальной ассимиляции африканцев вспять» через отказ от зарубежных философских традиций и возвращение к «индигенным категориям и системам мышления» [\Упес1и 1997]. Симпатизировавший идеям афроцентризма и марксизма К. Аке, выдвинул тезис об «эндогенности» производства знаний - обусловленности внутриафриканскими контекстами и факторами, и одним из первых заговорил о необходимости «неиерархичного кросс-регионального диалога» между Севером и Югом [Аке 1982].

1960-1970-е гг. стали периодом институционализации гуманитарных наук в странах Африки, в течение которого деколонизация научной инфраструктуры опережала деколонизацию науки как таковой. Политические лидеры первых лет независимости принимали активное участие в преобразовании академической среды. Усилия и ресурсы некоторых из них были направлены как на разработку деколонизационных стратегий, так и на воплощение деколониальных проектов на практике.

Кваме Нкрума, разработавший концепцию коншиенсизма2 [МкшшаЬ 1964], одним из первых среди глав государств континента начал акцентировать внимание на необходимости преобразования африканских исследований. В 1961 г. по его инициативе при Университете Ганы был создан Институт африканских исследований. В речи по случаю официального открытия учреждения, произнесенной 25 октября 1963 г., Осагиефо3 указывал на то, что «одной из важнейших функций Института, безусловно, должно быть изучение истории, культуры и институтов, языков и искусств Ганы и Африки при помощи новых африкано-центричных методов...» [ЫкгшпаЬ 1963: 3].

Институт существует и по сей день, в его миссии по-прежнему содержатся вышеприведенные слова. Он был не единственной структурой, вставшей на путь разработки новых принципов гуманитарных знаний об Африке. В качестве подобных примеров можно привести исторические школы, зародившиеся в Нигерии (университеты в Ибадане и Нсукке) и Танзании (Дар-эс-Саламский университет). Однако деятельность исследователей названных учреждений подчас оказывалась прерванной. Причинами могли служить идеологические разногласия ключевых сотрудников, вооруженные конфликты, социально-политическая нестабильность, ведущая к сокращению или прекращению финансирования институций. Взаимоотношения политических элит и научных сообществ на этапе активной фазы деколонизации были достаточно сложными - «колеблющимися между общей верой, в то, что наука может поддерживать развитие определенных политических систем и жесткой конфронтацией из-за подавления автономных научных исследований» [Са51хуск-№итапп 2022].

положение, язык свидетельствуют в пользу гипотезы об африканских корнях древнеегипетской цивилизации.

2 Коншиенсизм (от англ. conscience - сознание) - философско-идеологическая концепция, направленная на реконструкцию традиционных гуманистических ценностей африканского общества.

3 Кваме Нкруму называли «Осагиефо», что в переводе с языка акан означало «Спаситель».

В 1960-1980-х гг. многие интеллектуалы принимали участие в мероприятиях, призванных наметить траекторию дальнейшего общественно-политического развития молодых государств, вышедших из колониальной зависимости, и разработать принципы производства знаний о континенте. Их инициаторами могли выступать руководство конкретных стран, международные организации (ЮНЕСКО, научные фонды бывших метрополий и США), а также сами исследователи. Подобно политическим форумам того времени академические собрания нередко носили панафриканский характер. Итогом некоторых из них становилось создание профессиональных объединений.

Построение национальных государств требовало не только большого количества местных квалифицированных кадров различных специальностей, но и формирования нового типа сознания, что в свою очередь обусловливало необходимость переосмысления всей академической системы и механизмов взаимодействий внутри нее. С начала 1960-х гг. как на территории континента, так и за его пределами проводилось множество форумов, целью которых стала консолидация ученых, выработка новых концепций и их распространение. Одним из первых собраний, на котором прозвучала идея создания единого интеллектуального пространства в границах западноафриканского региона стал Семинар по межуниверситетскому сотрудничеству, состоявшийся во Фритауне (Сьерра-Леоне) 11-16 декабря 1961г. [Cisse 2018]. Присутствовавший на нем нигерийский историк Сабури Биобаку (1918-2001 гг.) предложил создать Ассоциацию западноафриканских университетов, членам которой надлежало собираться раз в два года для обсуждения текущих проблем [Biobaku 1962]. Подобные панафриканские инициативы вызывали опасения у бывших метрополий, продолжавших оказывать значительное влияние на науку и образование в бывших колониях. Франция в стремлении сохранить контроль на территории прежних владений по подсчетам историка Лорана Маньера в период с 1960 г. по 1969 г. организовала и провела 18 конференций, результатом которых стало подписание договоров о сотрудничестве [Manière 2012].

КОДЕСРИА - ПЕРВОЕ ПАНАФРИКАНСКОЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Навязанное вмешательство, как и вполне желаемое со стороны африканцев участие внешних акторов в процессах формирования и развития научно-образовательных сообществ и институций в странах Африки осуществлялось не только напрямую, но и косвенно - через международные организации и частные фонды. В 1964 г. в Белладжо (Италия) Фондом Рокфеллера была организована встреча экономистов и социологов, на которую пригласили двенадцать руководителей африканских научных учреждений. Основные цели мероприятия - проведение обзора исследований, реализуемых в Африке, и установление научных связей. Лишь двое делегатов из двенадцати были африканского происхождения - Герберт Онитири (1928-2016 гг.), в то время занимавший пост директора Нигерийского института экономических и социальных исследований {Nigerian Institute Of Social And Economic Research, NISER) в университете Ибадана и Омер Осман, возглавлявший факультет экономики и социальных исследований в университете Хартума, остальные являлись преимущественно французами и англичанами. Спустя три года, Г. Онитири решил созвать аналогичную конференцию для того, чтобы объединить ученых континента. Она стала первой в серии встреч, получивших название «Совет по развитию исследований в области общественных наук в Африке» (КОДЕСРИА, The Council for the Development of Social Science Research in Africa, фр. Conseil pour le développement de la recherche en sciences sociales en Afrique, CODESRIA).

В 1973 г. усилиями Г. Оиитири, франко-египетского экономиста Самира Амина (1931-2018 гг.) и кенийского социолога Абдаллы Буджры (родился в 1938 г.) регулярные конференции были преобразованы в панафриканскую неправительственную исследовательскую организацию, призванную объединить профессионалов, способных к критическому осмыслению общественно-политических проблем стран Африки, а также инициатив местных правительств и международных акторов, в первую очередь ЮНЕСКО и Всемирного банка [Саз1хуск-№итапп 2022]. Штаб-квартира учреждения с согласия Леопольда Седара Сенгора (1906-2001 гг.), первого президента Сенегала и автора концепции негритюда, открылась в Дакаре4, где и располагается до сих пор. Помимо Дакарского университета ведущими партнерами организации стали университеты Ибадана (Нигерия), Макерере (Уганда) и Дар-эс-Салама (Танзания).

Главной миссией КОДЕСРИА стала трансляция взглядов африканских исследователей на Африку. В числе ее задач было не только формирование устойчивого прогрессивного интеллектуального сообщества, но также расширение возможностей для исследователей из стран Африки и противостояние их маргинализации в рамках глобального международного научного сообщества [Дегтерев 2024: 68]. Критическая стратегия идеологов организации состояла из трех пунктов: противодействие «западному эпистемологическому господству в его притязаниях на обладание монополией на универсальную рациональность» [2еуоипои 2020: 8]; переосмысление стандартизированной модели социально-экономического развития для Африки, предлагаемой научными центрами, расположенными за пределами континента; создание конкурентоспособной африканской программы преобразований.

КОДЕСРИА стала самым крупным и стабильным интеллектуальным сообществом, вовлеченным в процессы деколонизации знания. При этом на территории Субсахарской Африки возникали и другие, пусть и менее масштабные, очаги академической активности. Значимой площадкой для дискуссий между учеными и политиками стал университет Дар-эс-Салама. В первые два десятилетия после «парада суверенитетов» он стал одним из эпицентров дебатов на тему постколониальных реформ. Первый президент Танзании (1964-1985 гг.) Дж. Ньерере (1922-1999 гг.), будучи проректором учебного заведения, активно участвовал в его жизни: регулярно общался с преподавателями и студентами, приглашал иностранных ученых.

В напряженных дебатах, затрагивавших темы сущности и перспектив африканского социализма, характера и адекватности курса Дж. Ньерере, будущего Танзании и всей Африки, принимали участие как танзанийцы, так и зарубежные ученые, многие из которых придерживались леворадикальных взглядов. В числе последних были, например, гайанский историк и политический активист Уолтер Родни (1942-1980 гг.) и угандийский исследователь, политический и общественный деятель Дани Набудере (1932-2011 гг.).

Часть обсуждений, проходивших преимущественно на факультете социальных наук, касалась академической среды и образования. Дискуссии о необходимости изменений в науке и педагогике с учетом местных контекста и условий обернулись

4 Отношение Л. С. Сенгора к процессам деколонизации академического пространства было неоднозначным. Ряд исследователей указывает на то, что решение поддержать открытие штаб-квартиры КОДЕСРИА в Дакаре для него было скорее политическим компромиссом, а не выражением симпатии к проекту. Конфронтация с Ш.А. Диопом и распоряжение о жестком подавлении забастовки в Дакарском университете в 1968 г. (в ходе нее также звучали призывы к «африканизации» вуза) часто служат аргументами критики Л.С. Сенгора.

созданием крупного панафриканского профессионального объединения - Африканской ассоциации политологии.

Она была образована в декабре 1973 г. с целью консолидации исследователей континента и диаспоры во имя избавления политологии «от колониальных и неоколониальных традиций», а также актуализации дисциплины для проблем и потребностей континента [БЬатиуапга 1974: 137]. Помимо сотрудников Дар-эс-Саламского университета танзанийца Энтони Рвеемаму, зимбабвийца Нэйтана Шамуйариры и угандийца Дани Набудере, сменивших друг друга на посту президента Ассоциации, в нее также вступили несколько десятков ученых из разных стран Африки, США и Великобритании, в числе которых были К. Аке, кенийский историк и политолог Али Мазруи (1933-2014 гг.).

Создание Ассоциации стало одним из главных результатов дебатов, продолжавшихся более десяти лет в Университете Дар-эс-Салама. Разделившись на ярых сторонников и критиков Дж. Ньерере, участники не смогли прийти к консенсусу по вопросам построения социализма и выработать единую стратегию. Однако дискуссии вызвали широкий резонанс, а также оказали влияние на формирование академического ландшафта Восточной Африки.

В течение первых двух десятилетий независимого развития стран Африки южнее Сахары исследователей и общественно-политических деятелей, призывавших к эпистемологическому освобождению, волновали в первую очередь вопросы государственно-политического устройства. Под деколонизацией и африканизацией они понимали обращение к местным феноменам и контекстам, совершенствование понятийно-категориального аппарата и методологии социальных наук путем критического анализа опыта бывших колонизаторов. Их взгляды не во всем совпадали. Так, К. Аке, видящий смысл гуманитарных наук в достижении эпистемологического равновесия и равноправия, бросал вызов самой идее существования универсалий и истин [Аке 1982: 18-21, 142] и призывал к радикальному пересмотру академических традиций и разработке иного понятийно-категориального аппарата и инструментария. В то время как К. Нкрума в рамках концепции коншиенсизма признавал диалектическую связь частностей с универсалиями [МкгишаЬ 1964].

Вне зависимости от существовавших противоречий ориентиром для большинства интеллектуалов рассматриваемого периода служила интеграция на уровне континента, диаспоры, международного академического сообщества. Заявив о самобытности африканской эпистемологии, они предполагали занять собственную нишу в мировой науке, соразмерную с той, что уже была занята европейцами. Призывы к африканизации не сводили дискуссии к дискурсу расы и не оказывали существенного влияния на кадровый состав научно-образовательных учреждений. Ни КОДЕСРИА, ни другие ассоциации того времени, в состав которых входили люди самого разного происхождения, не проявляли повышенного интереса к проблемам этнорасового состава исследователей и преподавателей и не имели прямых рычагов воздействия на кадровую политику.

С началом 1980-х гг. ситуация во многих странах Африки южнее Сахары существенно изменилась. Эйфория первых лет независимости рассеялась в условиях формирования однопартийных систем и социально-экономических кризисов. Государственные расходы на научно-образовательный сектор снизились из-за либерализации сектора по рекомендации Международного валютного фонда. В некоторых странах, например, в Нигерии, Сьерра-Леоне, Камеруне, Гвинее-Конакри обострения внутриполитической обстановки нередко оборачивались преследованиями представителей интеллектуальной элиты. Вышеперечисленные факторы

способствовали интенсификации «утечки мозгов». По данным Экономической комиссии ООН для Африки, количество высококвалифицированных профессионалов, покидающих континент, к 1987 г. удвоилось по сравнению с двумя предыдущими десятилетиями, достигнув почти 80 тыс. человек5. В последующее десятилетие поток эмигрантов продолжал расти. По словам Табо Мбеки (род. в 1942 г.), политика и дипломата, занимавшего пост президента ЮАР (1999-2008 гг.) с 1990 г. Африка потеряла 20 000 научных сотрудников6. В сложившихся обстоятельствах деятельность исследовательских сообществ переносилась за пределы континента или переходила в стадию замирания, а вопросы деколонизации знания отходили на второй план.

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УСЛОВИЯХ ПЛЮРИВЕРСАЛЬНОСТИ

Новый импульс дискуссиям об облике африканских исследований придало развитие области постколониальных исследований [Гавристова 2023]. По словам профессора Байройтского университета (Германия) и университета Йоханнесбурга (ЮАР) С. Ндлову-Гатшени, процессы деколонизации «оказались в состоянии встроиться в другие повороты и даже менять их траектории» [Ndlovu-Gatsheni 2021].

Обсуждения проблем построения освобожденной эпистемологии стали одновременно частью и следствием совокупности культурных поворотов, свершившихся в последней трети XX в. и включивших в себя, помимо постколониального, интерпретативный, рефлексивный, пространственный и другие повороты [Бахманн-Медик 2017].

На возобновление дискуссий о деколонизании эпистемологии также оказали

влияние афроцентричные течения и отдельные движения, кампании и акции. В первую

очередь следует упомянуть движение «Роде должен пасть» {Rhodes must fall)

развернувшееся в ЮАР в 2015 г. Социолог Квези Ква Пра (род. в 1942 г.) в речи

«Неужели Роде пал? Деколонизация гуманитарных наук в Африке и построение

интеллектуального суверенитета» [Prah2017], произнесенной 20 октября 2016 г. в

Академии наук Южной Африки, акцентировал внимание на том, что кампания не

только имела важное символическое значение и вызвала широкий резонанс во всем

мире, но и спровоцировала масштабные изменения в науке и образовании всего

южноафриканского региона. Повторив слова одного из активистов движения Чумани «-» 1 Максвеле, ученый заявил, что свержение статуи Сесиля Родса - лишь начало:

«следующий шаг - попросить проректора о том, чтобы к концу следующего года 50%

профессоров университета были чернокожими южноафриканцами» [Prah 2017: 2].

Кадровый состав образовательных учреждений - не единственное, что, по мнению протестующих, следовало изменить. Преобразования должны были затронуть суть и характер науки и образования. Исследователи из университета Кейптауна Шосе Кесси и Элельвани Рамугондо утверждали, что студенты требуют, чтобы их преподаватели уделяли внимание проблемам репрезентации и легитимации тех или иных явлений не

5 Regional Conference on Brain Drain and Capacity Building in Africa. Aide Memoir. Addis Ababa, Ethiopia. UNECA. 22-24.02.2000. https://repositoty.uneca.Org/ds2/streain/7#/documents/cfd515f3-1416-5fcc-afc7-b629 661d47a2/page/l_(accessed: 13.06.2024)

6Laila Majiet. Mbeki: The extent of Africa's brain drain is frightening. Jacaranda FM. 14.08.2015. https://www.jacarandafm.com/news/news/mbeki-extent-africas-brain-drain-frightening/ (accessed: 13.06.2024)

7 Сесиль Роде (1853-1902) - основатель Британской южноафриканской компании (1889 г.), премьер-министр Капской колонии (1893-1896 гг.), британский политик и предприниматель, один из самых богатых людей мира на рубеже XIX-XX вв., инициатор британской колониальной экспансии на Юге Африки.

только во время протестов, но и в своей повседневной деятельности [Kessi, Marks, Ramudongo 2020: 272]. Подобные требования стали одним из факторов, обусловивших особую вовлеченность южноафриканских исследователей в дискуссию о трансформациях гуманитарных наук и образовательных программ.

Проблема деколонизации знания, факторы ее обусловливающие, а также предлагаемые для нее решения существовали и продолжают существовать в теоретическом и практическом измерениях. Угроза распространения неоколониализма, о которой К. Нкрума предупреждал в 1965 г., в начале XXI в. сохраняет свою актуальность. В настоящее время исследователи все чаще говорят о «новом колониализме»8 и «эпиколониальном наследии»9 [Kessi, Marks, Ramudongo 2020: 271], фиксирующих эпистемическую и эпистемологическую несправедливость и способствующих увеличению академической асимметрии.

В качестве примера эпистемической несправедливости современные африканские интеллектуалы называют «колониальную парадигму открытия Африки» [Ndlovu-Gatsheni 2015: 23], связанную не только и не столько с областью географических открытий, но и с широким набором стереотипов и мифологем, основанных на идеях отсталости [Amin 1983: 7; Amin 1989] и недоразвитости африканцев и попытках объявить континент «ничьей землей», Terra nullius [Prah2017: 4]. Эпистемологическая несправедливость, проявляется в маргинализации африканских ученых, чьи голоса не только расцениваются как менее авторитетные и менее значимые, но подчас остаются проигнорированными. Из эпистемической и эпистемологической несправедливости, по мнению ряда южноафриканских исследователей, проистекает фактор академической асимметрии, прослеживающийся, в кадровой политике университетов, а также в публикационной активности. Совокупность вышеперечисленных обстоятельств заставляет представителей африканской интеллектуальной элиты разрабатывать стратегии изменений, обсуждать их в публичном пространстве.

Многое из того, что содержится в программах трансформации африканских исследований, предложенных в том числе исследователем камерунского происхождения А. Мбембе [Mbembe2021] и С. Ндлову-Гатшени, проистекает из трудов предшественников. В списке приоритетных задач по-прежнему децентрализация, девестернизация и демаргинализация африканских исследований. Вслед за К. Аке многие современные интеллектуалы говорят о трансдисциплинарности, предполагающей не только отсутствие строгих границ между областями знания и усиление их взаимодействия, но и принцип равноправия известных и малоизвестных ученых. В качестве определяющих облик современных гуманитарных исследований ими называются две в некотором смысле противоположные, но не взаимоисключающие тенденции: кросс-культурный диалог с учеными по всему миру, обусловленный трансдисциплинарностью, и индигенизация знания, рассматриваемая не в смысле культурного обособления, а как практика укоренения знания в определенном социокультурном контексте, связанная с активным использованием альтернативных источников (например, устной традиции) [Falola 2022b].

8 Паевский А., Абрамова И. Интервью. «Ирина Абрамова: новый колониализм функционирует так, что развитие большинства стран в мире замедляется». Российская академия наук. 07.03.2023. https://www.ras. ru/news/shownews.aspx?id=016ef828-17ae-478e-98d9-4543ec7cfall (дата обращения: 13.06.2024)

9 Термин «эпиколониальный» относится к явлениям, напрямую или косвенно связанным с колониализмом;

их корни и/или происхождение могут не бьггь явно связаны с колониальным прошлым, но их суть «узнаваемо колониальна». Термин впервые был предложен индийским ученым Субраманианом Шанкаром [Shankar 2013]. В контексте африканистики впервые этот термин использовали исследователи Шосе Кесси, Зои Маркс и Элельвани Рамугондо [Kessi, Marks, Ramugondo 2020: 271].

Основным намерением современных африканских ученых, преследующих цели деколонизации знания, остается, согласно терминологии нигерийско-американского историка Т. Фалолы, «конструирование африканской эпистемологии» [Falola 2022а] или, в соответствии с формулировками С. Ндлову-Гатшени, «создание собственного канона» [Ndlovu-Gatsheni 2024]. Однако позиционирование африканских исследований в системе гуманитарного знания все чаще осуществляется в соответствии с плюриверсальным подходом.

Термин «плюриверсальность» был введен коста-риканским теологом Францем Хинкеламмертом (1931-2023 гг.) [Hinkelammert 1996: 238-240; Mignolo 2018]. Концептуальное значение он приобрел в работах латиноамериканских философов, теоретиков деколониальности Энрике Дюсселя (1934-2023 гг.) [Dussel 2002], Артуро Эскобара (род. в 1951 г.) [Escobar 2018] и Вальтера Миньоло (род. в 1941 г.) [Mignolo 2018]. Идея плюриверсальности противопоставлена идее универсальности. В соответствии с ней мир определяется как взаимосвязанное разнообразие, переплетение эпистемологий существующее в условиях смены полюсов власти. По мнению С. Ндлову-Гатшени и Эфраима Гвараванды, латиноамериканский опыт имеет некоторое сходство с африканским, и деколонизированная африканская эпистемология может быть частью плюриверсального мировоззрения. Для этого необходимо лишь «включить индигенные системы знаний» в научно-образовательные процессы10.

Реконфигурация африканских исследований, по мнению многих сторонников эпистемологической деколонизации, предполагает комплексные трансформации, затрагивающие научные сообщества и образовательные учреждения. Академические сообщества сохраняют свою ценность и рассматриваются в качестве движущей силы преобразований.

Одним из ведущих научно-исследовательских центров остается КОДЕСРИА. В последние годы вследствие участия в проектах организации известных ученых, в числе которых А. Мбембе и С. Ндлову-Гатшени, наблюдается повышение престижа организации. За 50 лет существования ее структура стала более разветвленной, количество членов кратно увеличилось, появилось несколько грантовых исследовательских и издательских программ11. «Как эпистемологическое сообщество КОДЕСРИА объединяет приверженцев различных течений (марксистов, панафриканистов, националистов, сторонников теории «трех миров», постколониалистов и так далее), которые в зависимости от своей роли в организации способны придавать ей определенные импульсы» [Zevounou 2020: 3]. Спектр дисциплин, в границах которых работают участники и грантополучатели сообщества расширился за счет истории, философии и тендерных исследований.

Вокруг идеологов эпистемологической деколонизации образуются и новые центры. Так, по его инициативе С. Ндлову-Гатшени в 2011 г. при Университете Южной Африки была создана «Африканская сеть деколониальных исследований» (Afiica Decolonial Research Network, ADERN)12, преимущественно состоящая из учеников профессора. Необходимости открытия ADERN С. Ндлову-Гатшени аргументировал следующим образом: «В Университете Южной Африки (UNISA), как и в других университетах,

111 Oyegbile O., Falola T. Nigerian Historian and Thinker Toyin Falola on Decolonising the Academy in Africa. The Conversation. 23.06.2022. https://theconversation.com/nigerian-liistorian-and-tliinker-toyin-falola-on-decolonising-the-academy-in-africa-184188 (accessed: 13.06.2024) " CODESRIA Official Website. 2024. https://codesria.org (accessed: 13.06.2024)

12 Africa Decolonial Research Network (ADERN). Decolonial International Network. https://din.today/sabelo-j-ndlovu-gatsheni-we-needed-to-sliift-the-geography-of-knowledge-as-well-as-the-biography-of-knowledge/ (accessed: 25.03.2024)

находящихся на территории африканского континента (университетах в Африке, а не в африканских университетах) мы привыкли использовать академический материал с Запада. Мало кто был заинтересован в местной богатой африканской учености и производстве африканских знаний. Я обнаружил, что нам необходимо изменить как географию знаний, так и биографию знаний. Поэтому первое, что нам нужно было сделать - определиться с тем, кто такие деколониальные мыслители в Африке и в чем состоял и состоит их вклад»13.

Одним из самых радикальных примеров «деколониальности в действии» можно назвать «Черное академическое собрание» (The Black Academic Caucus', ВАС), созданное Шосе Кесси, деканом факультета гуманитарных наук Кейптаунского университета [Kessi, Marks, Ramugondo 2020:276]. Его целью стало изменение индустрии производства знаний через содействие улучшению положения чернокожих ученых. По мнению членов сообщества, восприятие «черноты как формы сознания, призмы, через которую можно смотреть на мир, мыслить и действовать в нем» [Kessi, Marks, Ramugondo 2020:274], воплощает саму идею деколониальных африканских исследований и позволяет проводить политику локализации знания и инклюзивное™. С целью низвержения «нисходящей иерархии» и достижения «строгого и взаимного плюрализма» участники Собрания осуществляют мониторинг обеспечения равенства в сфере занятости профессорско-преподавательского состава в Кейптаунском университете.

* * *

Концепции и программы деколонизации знания, предлагаемые африканскими учеными сегодня, образуют «идейный континуум» с теориями и практиками, разработанными их предшественниками в первые годы независимости. Следуя ранее сформированной траектории «африканизации» науки и образования, современные интеллектуалы стремятся сконструировать собственный сегмент в плюриверсальной системе знаний. Однако риторика некоторых из них становится более категоричной, а их деятельность временами переходит из области академической науки в плоскость академического активизма. Высказывания и предложения кардинальных трансформаций, в основе которых лежат идеи приоритезации людей с определенным цветом кожи, а также результатов их профессиональной и творческой деятельности, могут вызывать опасения и маркироваться как проявления «обратного» или реверсивного расизма. По мнению, С. Ндлову-Гатшени обращение к вдохновленным афроцентризмом радикальным идеям оправданно и временно. Синтезируя идеи «предтеч», в частности К. Аке и С. Амина, исследователь заключает, что оно необходимо для того, чтобы сначала сместить центр локализации знания, а потом устранить саму идею центра14.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бахманн-Медик Д. Культурные повороты и новые ориентиры. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Бондаренко Д.М. Постколониальные нации в историко-культурном контексте. М.: Издельский Дом

ЯСК, 2022.

13 Ndlovu-Gatsheni S. Africa Decolonial Research Network (ADERN). Decolonial International Network. https://din.today/sabelo-j-ndlovu-gatsheni-we-needed-to-sliift-the-geography-of-knowledge-as-well-as-the-biography-of-knowledge/ (accessed: 25.03.2024)

14 Omanga D. Decolonization. Decoloniality, and the Future of African Studies: A Conversation with Dr. Sábelo Ndlovu-Gatsheni. ITEMS. 14.01.2020. https://items.ssrc.org/from-our-programs/decolonization-decoloniality-and-the-future-of-african-studies-a-conversation-with-dr-sabelo-ndlovu-gatsheni/ (accessed: 25.03.2024)

Гавристова Т.М. Постколониалыюсть как реальность, постколониальный дискурс как фантом. Азия и

Африка сегодня. 2023. № 7. С. 72-78. https://doi.org/10.31857/S032150750026563-l Дегтерев Д. А. «Африканская агентность» в конструировании «африканской агентности»: международные исследования на Черном континенте. Международная аналитика. 2024. № 15 (2). С. 57-73. https://doi.org/10.46272/2587-8476-2024-15-2-57-73 Аке С. Social Science as Imperialism: The Theory of Political Development. Ibadan: Ibadan University Press, 1982.

Ainin S. The Future of Maoism. New York: Monthly Review Press, 1983.

Amin. S. Eurocentrism, Modernity, Religion, and Democracy: A Critique of Eurocentrism and Culturalism. New

York: Monthly Review Press, 1989. Arowosegbe J.O. African Scholars, African Studies and Knowledge Production on Africa. Africa. 2016. Vol. 86.

№2. Pp. 324-338. https://doi.org/10.1017/S0001972016000073 Biobaku S.O. Inter-university co-operation: Fields, Forms, Methods. In: The West African Intellectual Community. Papers And Discussions of an Intellectual Seminar on Inter-University Co-Operation in West Africa, held in Freetown, Sierra Leone 11-16 December 1961. Ibadan: Ibadan University Press, 1962. Pp. 98-104.

Castryck-Naumann K. Competing Politics in Regionalizing the Social Sciences. Revue d'histoire des sciences

humaines. 2022. Vol. 41. Pp. 153-180. https://doi.org/10.4000/rlish.7615 Cissé С. Le CAAIES 1968-2018. Un demi-siècle au service de l'enseignement supérieur et de la recherche en

Afrique. Québec: ESBC, 2018. Diop C. A. Nations nègres et culture. De l'antiquité nègre égyptienne aux problèmes culturels de l'Afrique Noire

d'aujourd'hui. Paris: Présence Africaine, 1954. Dussel E. World System and "Trans"-Modernity. Nepantla: Views from the South. 2002. Vol. 3. № 2. Pp. 221244. https://doi.org/10.4324/9780429027239-9 Escobar A. Designs for the Pluriverse: Radical Interdependence, Autonomy, and the Making of Worlds.

Durham: Duke University Press, 2018. https://doi.org/10.1215/9780822371816 Falola T. Decolonizing African Knowledge: Auto ethnography and African Epistemologies. Cambridge:

Cambridge University Press, 2022a. https://doi.org/10.1017/9781009049634 Falola T. Decolonizing African Studies: Knowledge Production, Agency, and Voice. Rochester, New York:

University of Rochester Press, 2022b. Hinkelammert F. El тара del emperador. San Jose: Departamento Ecuménico de Investigaciones, 1996. Kessi S., Marks Z., Ramugondo E. Decolonizing African Studies. Critical African Studies. 2020. Vol. 12. № 3.

Pp. 271-282. https://doi.org/10.1080/21681392.2020.1813413 Manière L. Les conférences franco-africaines des ministres de l'Éducation nationale et le développement d'un "enseignement de type français" au lendemain des indépendances. In: Labrane-Badiane C., De Suremain M.-A., Biancliini P. (dir.). L 'école en situation postcoloniale. Series: Cahiers Afrique. 2012. № 27. Pp. 8199.

Mbembe A. Out of the Dark Night: Essays on Decolonization. New York: Columbia University Press, 2021. Mignolo W. Foreword. On Pluriversality and Multipolarity. In: Reiter B. (Ed.). Constructing the Pluriverse: The Geopolitics of Knowledge. New York: Duke University Press, 2018. https://doi.org/10.1515/978147 8002017-001

Ndlovu-Gatsheni S.J. Genealogies of Coloniality and Implications for Africa's Development. Africa

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Development. 2015. Vol. XL. № 3. Pp. 13-40. Ndlovu-Gatsheni S.J. Ten challenges in reconfiguring African Studies. Review of African Political Economy.

2024. Vol. 51. № 179. Pp. 117-134. https://doi.org/10.62191/ROAPE-2024-0002 Ndlovu-Gatsheni S.J. The Decolonial Turn(s) in African Studies: The Challenges of Rewriting Africa. Politique

Africaine. 2021. № 161-162. Pp. 449-472. https://doi.org/10.3917/polaf.161.0449 Nkramah K. Consciencism. Philosophy and Ideology for Decolonization and Development with Particular

Reference to the African Revolution. London: Heinemann, 1964. Nkramah K. The African genius. Speech delivered at the opening of the Institute of African Studies on 25th

October, 1963. Accra: Government Printer, 1963. Osha S.C.A. Diop's Decolonising Historiography: A Re-Reading of 'Precolonial Black Africa' Today. In: Kresse K., Sounaye A. (Eds.). Thinking the Re-Thinking of the World: Decolonial Challenges to the Humanities and Social Sciences from Africa, Asia and the Middle East. Berlin Boston: De Grayter, 2022. Pp. 127-154. https://doi.org/10.1515/9783110733198-006 Prah K. Has Rhodes Fallen? Decolonizing the Humanities in Africa and Constructing Intellectual Sovereignty. Conference Paper. 2017. Pp. 1-21. https://www.researchgate.net/publication/315684012_Has_Rliodes_ Fallen_Decolonizing_the_Humanities_in_Africa_and_Constructing_Intellectual_Sovereignty (accessed: 13.06.2024)

Shamuyarira N. M. The Birth of a New Pan-African Political Science Association. The African Review:

A Journal of African Politics, Development and International Affairs. 1974. Vol. 4. № 1. Pp. 137-140. Shankar S. Thugs and Bandits: Life and Law in Colonial and Epicolonial India. Biography. 2013. Vol. 36. № 1.

Pp. 97-123. https://doi.org/10.1353/bio.2013.0011 Wiredu K. Philosophy and an African Culture. New York: Cambridge University Press, 1980. Wiredu K. The Need for Conceptual Decolonization in African Philosophy. In: Kimmerle H., Wimmer F.M. (Eds.). Philosophy and Democracy in Intercultural Perspective. Leiden: Brill, 1997. Pp. 11-22. https://doi.org/10.1163/9789004457997 002 Zevounou L. Produire des Savoirs 'Africains'. Revue d'anthropologie des connaissances. 2020. Vol. 14. №2. Pp. 1-29. https://doi.org/10.4000/rac.6102

DECOLONIZATION OF AFRICAN STUDIES: THEORETICAL AND PRACTICAL DIMENSIONS

© 2024 N.E. Khokholkova

KHOKHOLKOVA Nadezhda Evgenyevna, PhD (History), Senior Research Fellow, Centre for History and Cultural Anthropology, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-5165-1925. E-mail: khokholkova@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the analysis of the historical dynamics of the development of the processes of decolonization of African studies in the period from the 1960s to the present. The decolonization of knowledge has been a longstanding topic, gaining significant relevance in academic discussions in sub-Saharan Africa in recent decades due to the impact of postcolonial discourse. The author examines the theories and practices related to liberating the knowledge production system that have been suggested and put into action by researchers and sociopolitical leaders of African descent. The paper analyzes initiatives to consolidate researchers, and particular attention is paid to the history of the creation of the pan-African non-governmental research organization CODESRIA, which is still active today. The study also addresses the debates that occurred at the University of Dar es Salaam between the mid-1960s and 1980. Evidence suggests that during the initial two decades of independence, African intellectuals sought integration at the continent, the diaspora, and the international academic community levels. The emphasis is placed on the factors influencing the necessity of further transformations in the research and educational sphere in the 21st century. These factors encompass epistemic and epistemological injustice, along with academic asymmetry. It is noted that the works of modern intellectuals, such as Achille Mbembe and Sabelo Ndlovu-Gatsheni, form an "ideological continuum" with the works of their predecessors, Claude Ake, Samir Amin, Cheikh Anta Diop. The article also introduces and characterizes the concept of pluriversality.

The author's conclusion is that contemporary African researchers focused on decolonizing research and education frequently look to the thoughts of earlier scholars when striving to establish their own niche within the pluriversal system of knowledge.

Keywords: Africa, decolonization, African studies, pan-Africanism, CODESRIA, pluriversality

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43

For citation: Khokholkova N.E. (2024). Decolonization of African studies: theoretical and practical dimensions. Journal of the Institute for African Studies. № 3. Pp. 32-43. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-32-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.