НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ АФРИКИ
Интервью
ДЕКОЛОНИЗИРУЯ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Интервью с доктором Э.Т. Анише, Федеральный университет Отуоке, Нигерия
Эрнест Тоучи Анише, доктор философии, профессор и заведующий кафедрой политических наук Федерального университета Отуоке, штат Байелса, Нигерия. Имеет степень бакалавра, магистра и доктора философии факультета политологии Университета Нигерии со специализацией в области международных отношений. Э. Анише разрабатывает новую теорию африканской интеграции (пост-неофункционализм), деконструируя традиционный неофункциона-листский подход. Доктор Э. Анише - плодотворный исследователь, имеющий более сотни публикаций, включая статьи в десятках наиболее известных журналов по африканским исследованиям.
Им также были опубликованы книги в соавторстве, он автор и соавтор глав книг, опубликованных такими авторитетными издательствами, как Rontledge {Taylor & Francis), Palgrave Macmillan {Springer Nature), Rowman & LittlefieldInternational, Lexington Books и Oxford University Press. Кульминацией его редакционной карьеры стало совместное редактирование книг с легендарным африканским ученым, профессором Тойином Фалолой. Он входит в редколлегию журналов и издательств, в частности Springer Nature {SN) Social Sciences, Ubuntu: Journal of Conflict and Social Transformation и Cambridge Scholars Publishing.
В своем интервью Э. Анише объясняет, что побудило его разработать собственную теорию региональной интеграции в Африке, которая способствовала бы развитию континента. Он объясняет причины кризисных тенденций современного африканского регионализма, проявлением которых стало создание Альянса государств Сахеля. Особое внимание он уделяет перспективам деколонизации социального знания в Африке. Он также приводит вдохновляющие примеры тех африканских интеллектуалов, которые смогли превратить политическую науку об Африке в подлинно африканскую политологию, а также деколонизировать африканский регионализм, пограничные и миграционные исследования.
Ключевые слова: Африка, региональная интеграция, регионализм, африканские теории, постнеофункционализм, ЭКОВАС
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-134-143
Для цитирования: Анише Т.Э. Деколонизируя теории региональной интеграции (Интервью). Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 2. С. 134-143. https://doi.Org/10.31132/ 2412-5717-2024-67-2-134-143
- Уважаемый доктор Эрнест Анише, Вы один из тех немногих исследователей, кто перешел от использования существующих теорий к разработке собственной. В 2009 г. Вы выдвинули теорию пост-неофункционализма применительно к африканской интеграции, которая является критическим переосмыслением неофункциональной теории. Что побудило Вас к этому?
- Несколько причин вдохновили меня на создание альтернативной теории африканского регионализма, которая представлена в ряде моих научных работ [Aniche2018; Aniche 2021; Aniche, Oji, Mlambo 2023].
Во-первых, я хотел внести свой вклад в деколонизацию производства знаний в Африке, особенно в отношении регионализма или региональной интеграции, пограничных и миграционных исследований [Aniche, Moyo, Nshimbi 2021; Aniche 2022; Aniche, Iwuoha, Isike 2022]. Это должно укрепить агентность Африки в изучении африканского регионализма и сравнительного регионализма. Нынешняя ситуация, когда в изучении африканского регионализма доминируют западные теории и ученые, неприемлема, поскольку она не соответствует концепции «африканским проблемам африканские решения».
Таким образом, я начал с деконструкции и «распаковки» так называемых основных неолиберальных институциональных теорий региональной интеграции и наднациона-лизма (особенно неофункционализма), которые преимущественно являются теориями европейской интеграции [Haas 1975; Keohane 1993; Keohane, Hoffmann 1991; Morav-csik 1997; Schmitter 1970; Schmitter, Lefkofridi 2016; Tranholm-Mikkelsen 1991].
Во-вторых, было стремление создать аутентичную африканскую теорию регионализма, которая могла бы сосредоточиться на африканском регионализме, а не на регионализме в Африке. Первый подход является органичным, поскольку подчеркивает подлинно африканскую модель или знание об интеграции и регионализме, которое уходит корнями в панафриканские философские постулаты Кваме Нкрумы [Nkrumah 1963], Джулиуса Ньерере [Nyerere 1966] и Ннамди Азикиве [Azikiwe 1969]. Второй подход является институциональным, поскольку был навязан неафриканцами, в частности моделью интеграции, которую продвигала Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА ООН) как основанную на неофункционализме и нашедшую отражение в Монровийской стратегии 1979 г., Лагосском плане действий 1980 г. и Абуджийском договоре 1991 г.
В-третьих, я стремился построить теорию, которая могла бы повернуть вспять нынешнюю неофункционалистскую траекторию африканского регионализма, продвигаемого государством, ориентированного на государство, государственный сектор и модель «сверху вниз», к африканскому регионализму, продвигаемому народом, ориентированному на человека, частный сектор и рынок, регионализму «снизу вверх», способному содействовать интеграции между народами. Это должна быть постнеофункциона-листская стратегия интеграции африканских предприятий, финансов и капитала в конгломераты для конкуренции с неафриканскими многонациональными корпорациями (МНК) и транснациональными корпорациями (ТНК) внутри и за пределами континента, внутрирегионально и внерегионально.
HaKonetf, следует отметить стремление разработать теорию, способную разорвать неоколониальные связи африканских экономик с Западом, в частности с бывшими колониальными хозяевами, такими как Франция, Великобритания, Португалия и Испания, путем фундаментального переосмысления пути к региональной интеграции в Аф-
рике как прочного решения для улучшения ее перспектив и минимизации существующих вызовов.
- Что не так с традиционными теориями региональной интеграции? Почему они не подходят для Африки?
- Я настаивал на том, что эти теории являются евроцентричными, западными, ограниченными и не адаптируемыми [Aniche 2020а; 2021а]. Между тем политический контекст Евросоюза сильно отличается от контекста Африканского союза. Даже в случае европейской интеграции эвристический потенциал неофункционализма пострадал в результате непредсказуемого всплеска национализма в ЕС (хороший пример - Брекзит). Соответственно, многие сторонники интеграционных теорий начали подвергать их сомнению, особенно неофункционализм [Aniche 2020b].
Один из главных недостатков неофункционализма заключается в том, что он предполагает, что региональная интеграция - это постепенный и линейный процесс, что затрудняет объяснение неудач. Это также ограничивает способность теории предсказывать, упреждать и предотвращать недостатки региональной интеграции [Aniche 2023]. Например, Брекзит опроверг основные механизмы неофункционализма. Точнее, он показал, что европейская интеграция, как и ее африканский аналог, всегда была в основе своей государственной, несмотря на наднациональные претензии неофункционализма [Aniche, Alumona, Moyo 2021].
Еще один недостаток неофункционализма заключается в предположении, что интеграция государств является интеграцией равных, а не рассматривается как интеграция неравных [Aniche 2021b; Aniche, Iwuoha, Isike 2022]. Другими словами, неофункционализм предполагает, что региональная интеграция - это по сути отношения взаимозависимости, а не зависимости. Из этого следует, что неофункционализм представляет региональное сотрудничество как симметричную, а не как асимметричную интеграцию. Поэтому данная теория не подходит для объяснения зависимости африканских экономик от западных экономик и учета зависимости африканских государств друг от друга [Aniche, Alumona, Mlambo 2023].
- То есть Вы считаете, что неофункциональная теория не принесла практической пользы развитию Африки?
- Она не дает аналитического аппарата для анализа того факта, что структурная зависимость и центр-периферийная интеграция африканских экономик с развитыми странами преобладают над горизонтальной интеграцией африканских экономик. Она не является аналитически пригодной для объяснения причин того, почему внутриафрикан-ская торговля составляет всего 10% (самый низкий показатель по сравнению с внутрирегиональной торговлей других регионов) и почему на долю Африки приходится всего около 4% мировой торговли.
Слабый эвристический потенциал неофункциональной теории также подтверждается тем фактом, что африканский регионализм потерпел неудачу как инструмент реализации концепции коллективной опоры на собственные силы. Неофункционализм не дает достаточной основы для объяснения того факта, что спустя более чем пять десятилетий африканский регионализм все еще не решил проблемы развития Африки. Неофункционализм не предлагает решения некоторых проблем, препятствующих успешной африканской интеграции, таких как политико-идеологические разногласия, несопоставимость размеров африканских экономик, различия в уровне развития африканских государств, страх экономического и политического доминирования, монополизация благ, нежелание некоторых африканских лидеров отказаться от своего суверенитета, центр-
периферийные связи более слабых африканских экономик с региональными экономическими гегемонами, неразрешимые гражданские конфликты и сопутствующие им кризисы беженцев и внутренние перемещения.
Данный теоретический подход не может предложить панацею для преодоления некоторых препятствий, стоящих на пути африканского регионализма, таких как негативная деятельность ТНК, работающих в Африке, неоколониальные связи, экспортно-сырьевая ориентация экономики африканских государств, внешние исторические, политические, экономические и центр-периферийные связи африканских экономик с западными экономиками, структурная зависимость африканских экономик от западных экономик, а теперь и от китайской экономики. Таким образом, неофункциональный подход не позволил африканскому регионализму преодолеть целый ряд негативных факторов, как это продемонстрировала недавно созданная АфКЗСТ: эффект отклонения торговли; различия в торговых режимах; ограничительные таможенные процедуры и административные, бюрократические и технические барьеры; ограниченность производственных мощностей; неадекватность торговой инфраструктуры, инструментов торгового финансирования, торговой информации; отсутствие интеграции рынков факторов производства; недостаточное внимание к вопросам развития внутреннего рынка.
- Каковы предпосылки для перехода африканских исследователей от использования социальных теорий, разработанных за пределами континента, к разработке собственных концепций? Каков, на Ваш взгляд, оптимальный баланс между использованием внерегиональных теорий и разработкой африканских?
- В качестве необходимых условий можно назвать следующие:
1) деколонизировать производство знаний с целью усиления африканского влияния в изучении африканского регионализма и сравнительного регионализма;
2) избегать универсалистских теорий, поскольку особенности развития Африки и других регионов, особенно западных, не сопоставимы с точки зрения исторических, географических, стратегических, социокультурных и политических условий. Например, большинство европейских стран, принявших неофункциональный подход к региональной интеграции, который привел к созданию ЕС, в значительной степени преодолели проблемы национального единства, деиндустриализации и внутренней незащищенности. Но это не относится к африканским государствам, которые все еще сталкиваются с вопросами национального строительства. Поэтому применение неофункционального подхода к африканскому регионализму будет проблематичным;
3) избегать излишнего доверия и признания релевантности западных теорий, которые были разработаны для углубления ловушки зависимого развития, укрепления неоколониальных связей и центр-периферийной интеграции для Африки. Африканские ученые должны сосредоточиться на построении освободительных теорий, которые способствуют поиску африканских решений африканских проблем, таких как структурная зависимость, низкий уровень внутриафриканской торговли, неблагоприятные условия торговли (неравный обмен), внерегиональная центр-периферийная интеграция, центробежные силы субнационализма, дезинтеграционный национализм, массовая безработица, крайняя нищета, повышенное неравенство, отсутствие безопасности и т.д.
- Вы были одним из редакторов книги «Эссе в честь Элочукву Амучеази». Не могли бы Вы рассказать, что значил для Вас этот исследователь? Был ли успешным опыт переосмысления его научного наследия, который Вы предприняли вместе с коллегами?
- Элочукву Амучеази был одним из тех преподавателей, которые наставляли, воспитывали и формировали нас (всех редакторов этой книги) на программах бакалавриата и магистратуры на факультете политологии Нигерийского университета1. В результате его глубокого влияния на наши академические траектории мы решили почтить его память, опубликовав книгу в честь его неоспоримого академического лидерства и наследия в области сравнительной политики, изучения нигерийского правительства и политики, африканской политики, политической истории, политической коммуникации, политической социологии и политического поведения [Ibeanu et al. 2022].
- Кто еще из африканских интеллектуалов повлиял на Ваше мировоззрение, и чей научный вклад Вы считаете до сих пор недооцененным?
- Некоторые из ученых, которые прямо или косвенно повлияли на мой академический рост и научную траекторию, это Ассизи Асоби, Огбан Огбан-Ийам, Оки Ибеану, Клод Аке, Уолтер Родни [Rodney 1972], Оквидиба Нноли [Nnoli 1978; 2003], Тойин Фа-лола, Кен Калу [Kalu2018], Кристофер Исике, Иносент Мойо, Крис Ншимби, Юсси Лайне [Brambilla, Laine, Bocchi 2015] и Самуэль Олорунтоба.
Большинство из этих ученых внесли существенный вклад в деколонизацию производства знаний. Ассизи Асоби [Asobie 1977], Огбан Огбан-Ийам [Ogban-Iyam 2005], Оки Ибеану [Ibeanu 2006], Клод Аке [Аке 1981; 1982] и Оквидиба Нноли [Nnoli 1978] смогли превратить политическую науку об Африке в подлинно африканскую политологию. Тойин Фалола [Aniche, Falola2021], Кристофер Исике [Isike, Isike 2022], Иносент Мойо, Крис Ншимби [Nshimbi, Moyo 2017] и Самуэль Олорунтоба [Oloruntoba 2015] внесли огромный вклад в деколонизацию африканского регионализма и африканских пограничных и миграционных исследований.
Ассизи Асоби постарался заменить изучение международных отношений в Африке на подлинно африканские международные исследования [Asobie 2007]. Тем самым он смог заставить своих студентов (в том числе и меня) взглянуть на изучение международных отношений с африканской точки зрения, особенно на африканский вклад в изучение международных отношений, который часто не учитывался доминирующей западной наукой. Аналогичным образом, Оквидиба Нноли и Оки Ибеану смогли перейти от изучения политической науки в Африке к африканской политологии. Оба смогли актуализировать вклад африканских ученых в изучение политологии, особенно в области африканской политической мысли, такой как африканский социализм, африканская демократия, африканское благосостояние. Фактически они смогли выработать критический взгляд на основные западные политические теории.
Клод Аке в различных своих научных работах указывал, что навязывание неадаптированных социальных наук в Африке следует рассматривать как форму империализма [Аке 1981], и, как и Уолтер Родни, выступил с критикой модернизационной теории развития [Аке 1996]. Тойин Фалола посвятил большую часть своих научных работ тому, как деколонизировать производство знаний в Африке. Аналогичным образом, Кристофер Исике, Иносент Мойо, Крис Ншимби и Самуэль Олорунтоба внесли огромный вклад в развитие теории деколонизации, особенно в области африканского регионализма, пограничных и миграционных исследований. Я сотрудничал с ними в совместном
1 Элочукву Амучеази (1939-2024) окончил в 1966 г. Ибаданский университет. С 1967 г. он преподавал политологию в Университете Нигерии. В течение последних четырех десятилетий он изучал влияние различных групп интересов на политику и политические решения, особенно на востоке Нигерии. В 1993 г. он был генеральным директором Национального агентства ориентации (НОА), созданного для распространения информации о политике правительства - прим. ред.
редактировании книг и написании глав и журнальных статей по деконструкции неофункционализма, колониального мышления о границах в Африке в духе Вестфаля и Берлинской конференции.
- Вы были соредактором нескольких коллективных монографий вместе с Той-ином Фалолой, всемирно известным африканским ученым. Что дал Вам этот опыт?
- Тойин Фалола - один из тех ученых, кто оказал наибольшее влияние на мою академическую траекторию. Во время совместного редактирования этих книг [АшсЬе, Ба1о1а 2020; АшсЬе, Ба1о1а 2021] и соавторства в написании глав этих книг мне пришлось «разучиваться», учиться и переучиваться или перестать думать по-прежнему, начать мыслить по-другому. Я выступил в роли объекта, которого африканский ученый-легенда «разучил», обучил и переобучил2.
Это был очень глубокий познавательный опыт восприятия его академического величия и интеллектуальной высоты. Этот опыт неизгладим, бесценен и дорог. Он наставник из наставников. Он посвятил всю свою жизнь формированию и развитию молодых подающих надежды африканских ученых. Его огромный вклад в теорию деколонизации и деколонизацию производства знаний невозможно переоценить. На самом деле, история будет к нему справедлива!
- В 2023 г. произошло экстраординарное для африканского регионализма событие. Три страны Сахеля создали новую интеграционную группировку - Альянс государств Сахеля и вышли из
ЭКОВАС. Как Вы это прокомментируете? Свидетельствует ли это о кризисе традиционного регионализма в Африке?
- Да, это предвестник кризиса африканского регионализма, на что я указывал ранее в своей пост-неофункционалистской теории африканского регионализма [АшсИе 2018; АшсИе 2021]. Так что это не было полной неожиданностью, учитывая, что ЭКОВАС, как и другие региональные экономические сообщества в Африке, под руководством ЭКА ООН следовали неолиберальному институциональному, неофункционалистскому, государственно-ориентированному, государственно-секторальному пути к региональной интеграции по принципу «сверху вниз».
Проблемы, с которыми сталкивается африканский регионализм, как раз и высвечивает пост-неофункционализм [АшсЬе, Ukaegbu 2016]. ЭКОВАС стал неоколониальным инструментом для легитимации несменяемого руководства в Западной Африке, которое защищает эксплуататорские экономические интересы Запада.
К сожалению, современная африканская интеграция по-прежнему движима африканскими лидерами, а не африканским народом. Неудивительно, что после более чем пяти десятилетий регионализма африканские экономики остаются раздробленными. Они все еще структурно слабы, неиндустриализованы и недиверсифицированы, поэтому они ведут больше внерегиональную торговлю, чем внутрирегиональную. Следовательно, данные экономики находятся под внешним диктатом международных финансовых и торговых институтов, структурно зависимы и интегрированы в рамках центр-пе-
2 Тойин Фалола (родился в 1953 г.) - нигерийский историк (школа Ибадана) и ведущий мировой ученый в области африканской эпистемологии, получивший степень бакалавра и доктора философии в Университете Ифе (Нигерия), где он преподавал, пока в 1991 г. не перешел в Техасский университет в Остине (США). Автор и редактор более ста книг по истории Африки, религии, культуре, миграции, международным отношениям и т.д. В 2014-2015 гг. он занимал пост президента Ассоциации африканских исследований - прим. ред.
3 Экономическое сообщество государств Западной Африки
риферийной модели с развитыми экономиками Запада, а теперь и Китая. Таким образом, африканский регионализм не смог ни способствовать национальному и континентальному единству, ни стать успешной стратегией преодоления проблем африканской безопасности и развития. Другими словами, он не смог достичь своей основной цели: быть механизмом коллективной опоры на собственные силы и стратегической основой для экономических преобразований и развития.
Это является следствием применения текущего неофункционалистского теоретического подхода, который способствовал только межгосударственному сотрудничеству, интеграции при участии государственного сектора, интеграции между правительствами и государствами. Такой подход к региональной интеграции по принципу «сверху-вниз» не позволяет расставить приоритеты для устранения причин, которые в первую очередь препятствуют росту внутрирегиональной торговли. Каждый следующий шаг в линейном процессе приводит к дополнительному и затратному бремени, поскольку переход от зон свободной торговли к таможенному союзу требует совместной политики в области тарифов, гармонизации и координации внутренних правовых инструментов. Это также требует коллективного управления, а также институтов для управления общим внешним тарифом. Это сложно и затратно, учитывая, что некоторые правительства все еще полагаются на таможенные доходы, часто ссылаясь на отсутствие потенциала и чувствительные национальные интересы в качестве оправдания для отступления от взятых на себя правовых обязательств.
- В своих исследованиях Вы изучаете не только вопросы интеграции, но и безопасности. Между тем, мы видим ряд проблем с формированием африканской архитектуры мира и безопасности. Резервные бригады региональных экономических сообществ развертываются не так быстро, как планировалось. Все больше конфликтов на континенте решаются в рамках ad hoc форматов, будь то Многонациональная объединенная целевая группа (MNJTF), «Сахельская пятерка» и другие. Не могли бы Вы объяснить, почему так происходит?
- Это все также проявление неспособности неофункционалистского подхода преодолеть вызовы центробежных сил субнационализма (сепаратистских движений) и де-зинтеграционного национализма (тенденций к сецессии), вызванных колониальным наследием раздела Африки в Берлине в 1884 г. по сферам влияния - тому, что сегодня известно как колониальные границы. Все это рассматривается в моей теории интеграции (пост-неофункционализм) как этап регионализма в сфере безопасности, включающий в себя национальное строительство, национальное единство, национальную интеграцию, миротворчество, миростроительство и не ограничивающийся простыми силовыми решениями по принуждению к миру [Aniche2018; Aniche2021; Aniche, Oji, Mlambo 2023]. Опыт показывает, что внешнее вмешательство Запада только усугубляет конфликты и проблемы безопасности.
- Африка становится все более популярной в России. Многие молодые ученые хотели бы посвятить свою научную карьеру изучению этого континента. Что Вы им посоветуете? Какие книги и работы им стоит прочитать, чтобы получить аутентичную картину?
- Отрадно, что многие молодые российские ученые начинают интересоваться африканскими исследованиями. Я бы посоветовал им в обзорах литературы отдавать предпочтение научным работам африканских ученых и больше опираться на данные, полученные в ходе полевых исследований, а не на вторичные данные, полученные от подконтрольных Западу институтов, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирную торговую организацию и т.д.
Желательно, чтобы они сами приехали в Африку и провели полевую работу, чтобы обеспечить достоверность и надежность данных. Я готов содействовать развитию этих начинающих российских ученых, которые сделают африканские исследования частью сферы своих научных интересов посредством научного руководства их диссертаций и внешней экспертизы, или даже в роли приглашенного профессора в российских университетах и исследовательских институтах. Для России, пытающейся бросить вызов американской гегемонии и сфере влияния, я думаю, что также настало время создать Центр российских исследований или Институт российско-африканских отношений в Африке. Это необходимо для того, чтобы африканские ученые больше узнали о России. В Африке о ней очень много неверных представлений.
Интервью провел Д.А. Дегтерев
БИБЛИОГРАФИЯ
Аке С. Democracy and Development in Africa. Washington, D.C.: Brookings Institution Press, 1996. Ake C.A Political Economy of Africa. Lagos: Longman, 1981.
Аке C. Social Science as Imperialism. A Theory of Political Development. 2nd Edition. Ibadan: Ibadan University Press, 1979.
Aniche E.T. Post-neo-functionalism, pan-Africanism and regional integration in Africa: Prospects and challenges of the proposed Tripartite Free Trade Area (T-FTA). In: Olorantoba S.O., Gumede V. (Eds.). State and development in post-Independent Africa. Austin: Pan-African University Press, 2018. Pp. 155— 174.
Aniche E.T. From pan-Africanism to African regionalism: A chronicle. African Studies. 2020a. Vol. 79. № 1.
Pp. 70-87. https://doi.org/10.1080/00020184.2020.1740974 Aniche E.T. The Brexit: A massive setback for European Union and a lesson for African integration. Chinese
Political Science Review. 2020b. Vol. 5. № 1. Pp. 13-30. https://doi.Org/10.1007/s41111-019-00142-0 Aniche E.T. Institutions, inequality and crisis of developmental regionalism in Africa. In: Aniche E.T., Falola T. (Eds.). Rethinking institutions, processes, and development in Africa. New York: Rowman and Littlefield International, 2021a. Pp. 211-238. Aniche E.T. Beyond neo-functionalism: Africa in search of a new theory of regional integration. In: Aniche E.T., Alumona I.M., Moyo I. (Eds.). Regionalism, security, and development in Africa. London: Routledge, 2021b. Pp. 31-45. https://doi.org/10.4324/9781003025856 Aniche E.T. Borders, migration and xenophobic policies in West Africa: Contraventions of the ECOWAS free movement protocol and the Ghana-Nigeria Conundrum. Africa Review. 2022. Vol. 14. № 01. Pp. 24-47. https://doi.org/10.1163/09744061-20220121 Aniche E.T. African Continental Free Trade Area and African Union Agenda 2063: The roads to Addis Ababa and Kigali. Journal of Contemporary African Studies. 2023. Vol. 41. № 4. Pp. 377-392. https://doi.org/ 10.1080/02589001.2020.1775184 Aniche E.T., Alumona I.M., Mlambo V.H. Pan-Africanism and Development in Africa: Trajectories and Prognoses. In: Sooryamoorthy R., Khalema N.E. (Eds.). The Oxford Handbook of Sociology of Africa. Oxford: Oxford University Press, 2023. Pp. 285-302. https://doi.org/10.1093/oxfordlib/9780197608494. 013.22
Aniche E.T., Alumona I.M., Moyo I. (Eds.). Regionalism, security, and development in Africa. London:
Routledge, 2021. https://doi.org/10.4324/9781003025856 Aniche E.T., Falola T. (Eds). Governance and Leadership Institutions in Nigeria. London: Routledge, 2020.
https://doi.org/10.4324/9781003111405. Aniche E.T., Falola T. (Eds). Rethinking Institutions, Processes and Development in Africa. Lanliam: Rowman & Littlefield, 2021.
Aniche E.T., Iwuoha V.C., Isike C. Whither the ECOWAS free movement protocols? Pandemic nationalism, borders, and migration in West Africa. Political Geography. 2022. Vol. 99. № 102771. https://doi.org/ 10.1016/j.polgeo.2022.102771 Aniche E.T., Moyo I., Nsliimbi C.C. Interrogating the nexus between irregular migration and insecurity along 'ungoverned' border spaces in West Africa. African Security Review. 2021. Vol. 30. № 03. Pp. 304-318. https://doi.org/10.1080/10246029.2021.1901753
Aniche E.T., Oji R.O., Mlambo V.H. Transcending Neo-functionalism: Towards a New Theory of Regional Integration in Africa. In: Iloh E.C., Aniche E.T., Azom S.N. (Eds.). African Political Economy in the Twenty-First Century: Theories, Perspectives, and Issues. Lanliam: Lexington Books, 2023. Aniche E.T., Ukaegbu V.E. Structural dependence, vertical integration and regional economic cooperation in Africa: A study of Southern African Development Community. Africa Review. 2016. Vol. 8. № 2. Pp. 108119. https://doi.org/10.1080/09744053.2016.1186866 Asobie H.A. Domestic political structure and foreign policy: the Nigerian experience, 1960-1974. London:
University of London, 1977. Asobie H.A. Re-inventing the Study of International Relations: From State and State Power to Man and Social Forces. An Inaugural Lecture of the University of Nigeria, Nsukka, Delivered on July 18, 2007. Enugu: University of Nigeria, 2007. Azikiwe N. Renascent Africa. Westport: Greenwood Pub, 1969.
Brambilla Ch., Laine J., Bocclii G. Border scaping: Imaginations and Practices of Border Making. London:
Routledge, 2015. https://doi.org/10.4324/9781315569765. Haas E.B. The Obsolescence of Regional Integration Theory. Berkeley: University of California, 1976. Ibeanu O. Civil Society and Conflict Management in Niger Delta: Scoping Gaps for Policy and Ach'ocacv.
Abuja: CLEEN Foundation, 2006. Ibeanu O., Okoye I.K., Alumona I.M., Aniche E.T. (Eds.). Anonymous Power: Parties, Interest Groups and Politics of Decision Making in Nigeria's Fourth Republic (Essays in Honour of Elochukwu Amucheazi). Singapore: Palgrave Macmillan, 2022. https://doi.org/10.1007/978-981-16-6058-0 Isike Ch., Isike E.M. (Eds.). Conflict and Concord. The Ambivalence of African Migrant/Host Relations in South
Africa. Singapore: Palgrave Macmillan, 2022. https://doi.org/10.1007/978-981-19-1033-3 Kalu K. Foreign Aid and the Future of Africa. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-78987-3
Keohane R.O. Institutional Theory and the Realist Challenge after the Cold War. In: Baldwin D.A. (Ed.).
Neorealism and Neoliberalism: The Contemporary Debate. New York: Columbia University Press, 1993. Pp. 269-300.
Keohane R.O., Hoffmann S. The New European Community: Decision-making and Institutional Change.
Boulder: Westview Press, 1991. Moravcsik A. Taking Preferences Seriously: A Liberal Theory of International Politics. International Organisation. 1997. Vol. 51. № 4. Pp. 513-553. https://doi.org/10T162/002081897550447 Nshimbi Ch.Ch., Moyo I. (Eds.). Migration, Cross-Border Trade and Development in Africa. Cham: Palgrave
Macmillan, 2017. https://doi.org/10.1007/978-3-319-55399-3 Nkrumah K. Africa Must Unite. London: Heinemann, 1963. Nnoli O. Ethnic Politics in Nigeria. Enugu: Fourth Dimension Publishers, 1978. Nnoli O. Introduction to Politics. Enugu: PACREP, 2003.
Nyerere J.K. Freedom and Unity: Uhuru Na Umoja. Oxford: Oxford University Press, 1966.
Ogban-lyam O. Social Production and Reproduction, Societal Conflicts and the Challenge of Democracy in
Nigeria. University of Nigeria Journal of Political Economy. 2005. Vol. 1. № 1. Pp. 1-81. Oloruntoba S.O. Regionalism and integration in Africa: EU-ACP economic partnership agreements and EuroNigeria relations. New York: Palgrave Macmillan, 2015. https://doi.org/10.1007/978-l-137-56867-0 Rodney W. How Europe Underdeveloped Africa. London: Bogle-L'Ouverture Publications, 1972. Schmitter P.C. A revised theory of regional integration. International Organisation. 1970. Vol. 24. № 4.
Pp. 836-868. https://doi.org/10.1017/S0020818300017549 Schmitter P.C., Lefkofridi Z. Neo-functionalism as a theory of disintegration. Chinese Political Science Review.
2016. № 1. Pp. 1-29. https://doi.Org/10.1007/s41111-016-0012-4 Tranholm-Mikkelsen J. Neo-functionalism: Obstinate or obsolete? A reappraisal in the light of the new dynamism of the EC. Millennium: Journal of International Studies. 1991. Vol. 20. № 1. Pp. 1-22. https://doi.Org/10.1177/03058298910200010201
DECOLONISING THEORIES OF REGIONAL INTEGRATION Interview with Dr. Ernest Toochi Aniche, Federal University Otuoke, Nigeria
Ernest Toochi Aniche, PhD, is a Senior Lecturer and the Acting Head of the Department of Political Science, Federal University Otuoke, Bayelsa State, Nigeria. He holds BSc, MSc, and PhD
degrees from the Department of Political Science, University of Nigeria with a specialization in International Relations. He is developing a new theory of African Integration (Post-Neofunctio-nalism), deconstructing the traditional Neo-functionalist approach. Dr. Aniche is a prolific scholar with over a hundred publications, including articles in dozens of the world's most renowned African studies journals.
He has also published co-edited books and authored and co-authored chapters in books published by reputable publishers such as Routledge (Taylor & Francis), Palgrave Macmillan (Springer Nature), Rowman & Littlefield International, Lexington Books, and Oxford University Press. The highlight of his career was co-editing books with the African scholar legend, Professor Toyin Falola. He is on the editorial boards of journals and publishers, particularly Springer Nature (SN) Social Sciences, Ubuntu: Journal of Conflict and Social Transformation, and Cambridge Scholars Publishing.
In his interview, he explains what prompted him to develop his own theory of African integration, which would actually contribute to the development of the continent. He explains the reasons for the crisis tendencies of modern African regionalism, a manifestation of which is the creation of the Sahel State Alliance. He pays particular attention to the prospects for decolonizing social knowledge about Africa. He provides inspiring cases of those African intellectuals who were able to transform the study of politics from Political Science in Africa to African Political Science, as well as to decolonize African regionalism and African border and migration studies.
Keywords: Africa, regional integration, regionalism, African theories, post-neofunctionalism, ECOWAS
DOI: 10.31132/2412-5717-2024-67-2-134-143
For citation: Aniche, T.E. (2024). Decolonizing Theories of Regional Integration (Interview).
Journal of the Institute for African Studies. № 2. Pp. 134-143. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-67-2-134-143