УДК 659+ 640.2 (045)
ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Т. А. Лютикова
Научный руководитель — Т. А. Кадоло, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье характеризуется специфика дефиниции «сетевое взаимодействие», широко применяемой в совершенно разных сферах современной действительности, но не имеющей однозначного толкования.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сеть, сетевая политика, сетевое сообщество.
В настоящее время понятие «сетевое взаимодействие» представлено во многих видах человеческой деятельности, подтверждая тем самым свою многогранность, открывая перед исследователями этого явления большие перспективы и определяя в связи с этим новый круг проблемных вопросов. Один из них - отсутствие точного и единого определения данного термина.
«Термин "сеть" широко используется в современных общественных науках и привлекает внимание многочисленных исследователей, которые пытаются объяснить причины интенсивного роста сетевых структур с разных точек зрения. К сетям проявляют интерес в различных областях знаний об обществе - в экономике и социологии, в теории управления и социальной психологии. С одной стороны, это хорошо, так как именно на стыках научных дисциплин нередко удаётся добиться интересных результатов, выдвинуть новые гипотезы и теории. С другой стороны, это сильно запутывает ситуацию, поскольку различия в описаниях и объяснениях одного и того же феномена порой настолько велики, что перерастают в некий "информационный хаос", когда все говорят одними словами о разных явлениях и разными словами об одном и том же» [1].
Столь объёмная цитата приведена с целью акцентирования внимания на основной проблеме рассматриваемого вопроса - сетевое взаимодействие зачастую является объектом изучения смежных дисциплин, что, с одной стороны, существенно расширяет границы этого явления, с другой - лишает точности и однозначности его толкования.
Так, одной из первых сфер применения рассматриваемого понятия стала система образования, где сетевая форма законодательно признана одним из способов реализации образовательных программ: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» (ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации») [2].
Таким образом, «в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов» [3, с. 39-55].
Иначе говоря, рассматриваемое нами понятие в современной педагогике подразумевает разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей. Это могут быть образовательные комплексы, совместные программы повышения квалификации, коллективная работа нескольких сельских или городских школ по организации профильного обучения старшеклассников, взаимодействие между вузом и школой, школой и детским садом и т. п.
Весьма распространённым в мировом пространстве является термин «экологическая сеть». Это двойственное понятие на стыке биологии и политики обозначает в узком смысле «систему заповедных территорий и связывающих их экологических коридоров, буферных зон и других территорий с экологически обоснованным режимом использования» [4]. В более широком значении - это целое направление современной биополитики, направленной на сохранение природного наследия и выделенной в одну из приоритетных задач государства.
Анализ использования понятий «сеть» и «сетевой» был бы неполным без упоминания о термине «сетевая политика». Речь идёт о том, что информационно-коммуникативные технологии активно применяются в политической жизни страны (форумы и обсуждения заметных политических проблем, аккаунты и блоги политиков, взаимодействие в сети различных структур и объединений и пр.).
Все это даёт исследователям данного явления возможность полагать, что «Интернет используется в настоящее время как одна из форм политической коммуникации, а внедрение Сети в политический процесс способствует переходу от жёсткого властного доминирования государства к партнёрству и согласованию интересов власти и общества» [5, с. 46].
Но в целом термин «сетевое взаимодействие» наиболее употребителен относительно групп, сообществ, объединяющих пользователей сети Интернет и «ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединённых в локальные и глобальные сети» [6, с. 176].
В этом направлении сетевые сообщества через единый информационный ресурс становятся формой организации не только досуговой (социальные сети), но и профессиональной деятельности (сетевые сообщества энергетиков - Портал энерготрейдера (www.energotrade.ru), учителей - образовательная сеть «Эврика» (www.eureka.ru), психологов - Сообщество профессиональных психологов (prof-psiholog.ru) и пр.).
Динамичное развитие такого явления, как сетевое взаимодействие в системе ЖКХ, связано с тем, что в последние годы государство и стейкхолдеры этой отрасли заинтересованы в поиске новых эффективных механизмов управления коммунальным сектором. Причиной всплеска интереса к этому вопросу является, как мы уже упоминали, катастрофическое положение отрасли ЖКХ.
Исследователи отмечают, что изменить эту ситуацию возможно благодаря информационно-коммуникационным технологиям. И хотя существует точка зрения, что уровень востребованности таких технологий именно в ЖКХ не слишком высок, поскольку Интернет и по техническим причинам, и в силу особенностей менталитета недоступен определённой части потребителей, аналитики признают это направление весьма перспективным [7, с. 130].
В частности, заслуживает внимания теория «малых групп» российских специалистов В. Минаева, Е. Биргера, предложивших создать «Специальную социальную сеть сотрудничества в ЖКХ» (4С ЖКХ), в которой «целесообразно объединить сетевым взаимодействием» определённые группы людей для «обмена ими лучшими практиками по защите прав потребителей услуг ЖКХ, непрерывного повышения уровня их компетенций». В этой сети, по мнению авторов, смогут взаимодействовать специалисты, потребители услуг ЖКХ, управляющие компании и государственные служащие всех уровней, отвечающие за ЖКХ на своих территориях.
Активисты некоммерческого партнёрства «Балтийский жилищный союз» несколько расширили указанную точку зрения и предложили не ограничивать сетевое взаимодействие рамками тех или иных групп/объединений, разработав «модель сетевого взаимодействия, в рамках которой работают люди, заявившие о своей готовности работать на общественных началах в системе общественного жилищного контроля» [8].
В настоящее время в России как никогда проявляется закономерный интерес к подобным инновационным разработкам, будь то образование или коммунальное хозяйство, поскольку они позволяют не только развивать и двигать вперёд те или иные отрасли, но и привлекать внимание к проблемам, не решавшимся многие десятилетия.
Приведённые примеры хотя и позволяют предположить, что такая форма функционирования, как сетевое взаимодействие, во многих направлениях деятельности человека имеет большие перспективы для дальнейшего развития, но не дают однозначного определения этого понятия.
Для более точной интерпретации данного термина расшифруем его составляющие. В словаре Т. Ф. Ефремовой слову «взаимодействие» даётся следующее определение.
1. Воздействие различных предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них.
2. Согласованность, непротиворечивость положений, выводов, результатов деятельности человека в различных сферах [9, с. 150].
С. И. Ожегов определяет взаимодействие как взаимную связь явлений, взаимную поддержку [10, с. 135]. Таким образом, ключевыми словами в данном определении будут «взаимосвязь», «воздействие». Понятие «сеть» трактуется следующим образом.
1. Приспособление из перекрещивающихся, переплетающихся верёвок, проволоки и т. п.
2. перен. Совокупность каких-либо путей, каналов, линий связи, расположенных в различных направлениях на каком-либо пространстве.
3. перен. Совокупность расположенных где-либо и связанных единой системой учреждений, предприятий и т. п. [10, с. 546].
Таким образом, ключевыми словами в данном определении будут «переплетённые», «пространство», «единая система».
Исходя из приведённых определений, под понятием «взаимодействие» мы понимаем объединение каких-либо групп или отдельных индивидов с целью реализации той или иной задачи, достижения определённой цели. Под понятием «сеть» - совокупность, объединённое чем-либо пространство, переплетённость.
Итак, с учётом того, что сетью также именуется Интернет как «информационная система связи, объединяющая множество компьютеров во всём мире» [11, с. 346], под сетевым взаимодействием можно понимать взаимодействие в виртуальном пространстве объектов, нацеленных на решение той или иной задачи, имеющих некую совместную цель или выполняющих сходные функции.
Библиографический список
1. Шерешева, М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций / М. Ю. Шерешева. - URL: http://coollib.eom/b/216467/read (дата обращения: 13.07.2015).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - URL: Российская газета, http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 01.02.2015).
3. Пинский, А. А. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования / А. А. Пинский, А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов // Вестник образования. - М., 2004. - № 4. - URL: http://www.behmo.m/doc/Profil_1(2004).pdf (дата обращения: 08.02.2015).
4. Андреев, А. Экологическая сеть. Вызовы. Решения / А. Андреев, О. Казанцева, Л. Жосан. - URL: http://www.biotica-moldova.org/library/ECO-net_decision-makers_ru.pdf (дата обращения: 15.10.2015).
5. Буренко, В. И. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) / В. И. Буренко, И. А. Бронников // Знание. Понимание. Умение. - М., 2012. - № 1. - URL: http://www.zpu-joumal.ru/zpu/contents/2012/1/Burenko_Bronnikov_E-Civil-Society/ (дата обращения: 18.02.2015).
6. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 / Е. Д. Патаракин. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - С. 176.
7. Минаев, В. А. Сетевые коммуникационные технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве / В. А. Минаев, Е. В. Биргер // Портал научных журналов Naukaru.ru. - URL: http://www.naukaru.ru/app/uploads/docs/2014-11-18/9fbd82ef0033cf942c8fa48ef1dfe366.pdf (дата обращения: 28.02.2015).
8. НП «Балтийский жилищный союз». - URL: http://www.zhkhcontrol39.ru/inspekt.html (дата обращения: 12.02.2015).
9. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
11. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов; ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
© Лютикова Т. А., 2015
УДК 81'276(571.513-25)
КОММЕРЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ ГОРОДОВ АБАКАНА И ЧЕРНОГОРСКА (НА МАТЕРИАЛЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ)1
В. М. Мальцева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Статья посвящена проблемам называния объектов общественного питания городов Абакана и Черногорска — ресторанов, кафе, бистро и т. п. Описаны основные способы номинации, выявлены названия, соответствующие и не соответствующие номинативной норме.
Ключевые слова: номинация, коммерческая номинация, эргоним, номинативная норма, отклонение от номинативной нормы, ошибки номинации.
Ономастическое пространство современного города - это сложный многоплановый комплекс имён собственных разных классов, употребляемых для наименования объектов городской инфраструктуры: улиц, площадей, переулков, проспектов, микрорайонов, промышленных предприятий, различных организаций, объектов здравоохранения, культуры, торговли, предприятий общественного питания - ресторанов, кафе, столовых и т. д.
Цель нашей статьи - описать принципы номинации объектов общественного питания городов Абакана и Черногорска и выявить отступления от этих принципов или их нарушения. Ранее мотивы, положенные в основу номинации абаканских кафе, были проанализированы Т. А. Кадоло [1, с. 35-50], однако к настоящему времени произошли изменения как в количественном, так и в качественном составе данной группы объектов городской инфраструктуры: как известно, урбанонимы - названия внутригородских объектов - являются самым подвижным и изменяющимся классом имён собственных, например, в городе Абакане кафе «Блиндаж» в настоящее время носит название «Kafe Stambul», кафе «Слон» называется «Бургерс» и т. д.
Для наименования объектов данного класса мы будем использовать термин эргоним - собственное имя делового объединения людей, в том числе союза, организации, учреждения, корпорации, предприятия, общества, заведения, кружка [2, с. 151]. По нашему мнению, этот термин универсален применительно к наименованию любого предприятия или любой организации, независимо от формы собственности и места, где подобные объекты находятся. В состав эргонима нами включается название объекта общественного питания и номенклатурный термин, указывающий его тип: кафе «Славянское», ресторан «Хакасия», кофейня «Токана», закусочная «Встреча», столовая «Хлеб-Соль» и т. д.
По вопросу включения / невключения эргонимов в класс имён собственных мы придерживаемся точки зрения А. В. Суперанской: «Названия предприятий, учреждений и т. п. относятся к собственным именам, независимо от сохранения ими лексического значения апеллятивов, от которых они образованы, потому что это индивидуальные обозначения отдельных единиц, денотат которых определён, что накладывает ограничения на их коннотации» [3, с. 198; см. также: 2, с. 151; 4, с. 25-29, 42 и др.]. Мы считаем эргонимы именами собственными, так как они выполняют главную функцию лексем данного класса - номинативную: служат для наименования соответствующих объектов действительности - производственных и коммерческих предприятий, фирм, заведений общественного питания и т. д. Кроме того, эргонимам присущи информационная функция и функция воздействия: они информируют о товарах и услугах, воздействуют на эмоциональную сферу человека с целью привлечения внимания к объекту, вызывают интерес к нему.
Названия объектов общественного питания состоят как из русских, так и иностранных слов: ресторан «Сибирь», кафе «Весна», ресторан «Сакура», кафе «Авокадо». Подобные эргонимы оформляются средствами русского и латинского алфавитов, их сочетанием: кафе «Аппетит», закусочная «Орбита», кафе «Fashion», кофейня «PRADO coffee», ресторан «Ирландский паб «Limerick».
По структуре эргонимы представляют собой отдельные слова (кафе «Токана», закусочная «Славянка»), сочинительные или подчинительные сочетания слов (ресторан «Золотая империя», кафе «Вилка и ложка»), пред-ложно-падежные сочетания (закусочная «На Караване»).
Присвоение имени объекту общественного питания мы относим к сфере коммерческой номинации. Коммерческая номинация, по определению М. Е. Новичихиной, - это языковая номинация учреждений и товаров, преследующая коммерческие цели и ориентированная на получение коммерческого эффекта [5, с. 3].
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-14-19002
60