Научная статья на тему 'Процессы интеграции СМИ на примере журнала "Forbes"'

Процессы интеграции СМИ на примере журнала "Forbes" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
522
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА НОВОГО ТИПА / NEW MEDIA TYPE / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯ / ONLINE EDITION / ПЛАНШЕТНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ / TABLET COMPUTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марилова Ксения Викторовна

В статье рассмотрены этапы интеграции СМИ, а также современные тенденции их развития. Проанализированы основные площадки функционирования медиа нового типа, их отличительные особенности и влияние на традиционные типы средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration Processes in the Mass-media (on the example of the "Forbes" Magazine)

The article describes the stages of the integration of the media, as well as the current trends of their development. It analyzes the basic functioning of the platforms of a new type of media, their characteristics and impact on traditional types of media.

Текст научной работы на тему «Процессы интеграции СМИ на примере журнала "Forbes"»

нимы, представляющие другие сочетания слов, составляют 23 %. Абсолютное большинство эргонимов не содержат сокращений (99 %).

Наше исследование показало, что эргонимы выполняют номинативную и информационную функции, а также функцию воздействия, которые свойственны классу имён собственных в целом.

Большинство эргонимов городов Абакана и Черногорска являются мотивированными, отражают связь эрго-нима со сферой деятельности предприятия, местом его расположения, с человеком, либо связаны с абстрактными понятиями, что соответствует принципам номинации в сфере имён собственных.

Анализ особенностей функционирования эргонимов позволил выявить наиболее характерные ошибки и неточности, наблюдаемые в коммерческих названиях.

Выбирая название, номинатор должен понимать, что удачное название мотивирует потребителя к обращению в данное заведение общественного питания, лучше запоминается и служит эффективной рекламой.

Библиографический список

1. Кадоло, Т. А. Мотивационные признаки наименований кафе города Абакана / Т. А. Кадоло // В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 4.4 (28). - С. 35-50.

2. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская; отв. ред. А. В. Суперанская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1988. - 192 с.

3. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская; отв. ред. А. А. Реформатский. - Изд. 3-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 368 с.

4. Гусейнова, Н. А. Современная российская эргонимия в аспекте иноязычных заимствований: дис. ... д-ра филол. наук / Н. А. Гусейнова. -М., 2014. - 253 с.

5. Новичихина, М. Е. Коммерческая номинация / М. Е. Новичихина; Воронежский обл. ин-т повыш. квалиф. работн. образования. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2003. - 192 с.

6. Мезенко, А. М. Урбанонимия Белоруссии / А. М. Мезенко; под ред. Н. П. Шубы. - Минск: Университетское, 1991. - 167 с.

7. Горбаневский, М. В. Русская городская топонимия: Методы историко-культурного изучения и создания компьютерных словарей / М. В. Горбаневский. - М.: ОЛРС, 1996. - 301 с.

8. Новичихина, М. Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М. Е. Новичихина. - Воронеж, 2004. - 36 с.

9. Бутакова, Е. С. Эргонимы иноязычного происхождения в коммуникативном пространстве города: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. С. Бутакова. - Томск, 2013. - 26 с.

10. Носенко, Н. В. Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Носенко. - Новосибирск, 2007. - 22 с.

11. Крюкова, И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / И. В. Крюкова. - Волгоград, 2004. - 40 с.

12. Щербакова, Т. В. Искусственная номинация коммерческих предприятий (на материале тюменских наименований): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Щербакова. - Тюмень, 2009. - 23 с.

13. Овсянникова, К. В. Региональные аспекты нейминга предприятий общественного питания (сравнительная характеристика эргонимов г. Москвы и г. Воронежа) / К. В. Овсянникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7(37). - Ч. 2. -С. 156-159.

14. Горожанов, Ю. Ю. Ергошми мкта Луцька: структурно-семантичний анашз / Ю. Ю. Горожанов // Фшолопчш студи: Науковий вюник Криворiзького нацюнального ушверситету: зб. наук. праць / редкол.: Ж. В. Коло1з (вщп. ред.), П. I. Бшоусенко, В. П. Олексенко та ш. -Кривий Рщ 2013. - Вип. 9. - С. 134-139.

15. Амирова, Р. М. Татарская эргонимия города Казани: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Р. М. Амирова. - Казань, 2011. - 24 с.

16. Виноградов, С. И. Плеоназм / С. И. Виноградов // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник; под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 327-328.

17. Современный словарь иностранных слов: около 20000 слов. - М.: Русский язык, 1992. - 740 с.

18. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2005. - 944 с.

19. Араксин, В. Д. Англо-русский словарь: около 36000 слов. - 13-е изд., стереотип. / В. Д. Араксин, З. С. Выгодская, Н. Н. Ильина. - М.: Русский язык, 1992. - 608 с.

© Мальцева В. М., 2015

УДК 070.421:32

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СМИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «FORBES»

К. В. Марилова

Научный руководитель — В. П. Антонов, доцент кафедры стилистики русского языка и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассмотрены этапы интеграции СМИ, а также современные тенденции их развития. Проанализированы основные площадки функционирования медиа нового типа, их отличительные особенности и влияние на традиционные типы средств массовой информации.

Ключевые слова: медиа нового типа, интеграция, конвергенция, онлайн-издания, планшетные компьютеры.

Информационные технологии и сеть Интернет развиваются с крейсерской скоростью и являются причиной значительных изменений в сфере медиа. Мощный скачок в развитии технических средств коммуникации, в число которых входят и персональные электронные устройства, сделал возможным появление новых платформ для передачи и потребления информации. Благодаря этому традиционные типы СМИ - печать, радио, телевидение - претерпевают существенные изменения. Содержание, первоначально функционирующее в текстовой, графической, звуковой сферах, переходит в цифровой формат и приводит к «дигитализациии» [1, с. 55]. Пере-

вод всех типов контента СМИ в цифровой вид позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, технически соединяющей множество компьютеров, превращается в особую инфокоммуникационную среду, где цифровое содержание традиционных типов СМИ дополняется контент-продуктами и услугами, предоставляемыми только новыми медиа.

Объектом исследования выступают печатное издание и электронные версии журнала «Forbes», предметом -современные тенденции развития медиа и их влияние на традиционные типы СМИ.

Актуальность исследования определяется тем, что современные медиапроцессы и тенденции в развитии СМИ являются малоизученной областью. Поэтому значимым, в частности, является изучение интеграции форм функционирования медиа нового типа.

Цель работы - исследование современных условий функционирования СМИ в связи с появлением новых средств информирования потребителей, исследование и описание текущих процессов интеграции печатных изданий и их электронных версий, а также анализ тенденций развития цифровых медиа.

Задачи исследования:

- изучить существующие способы и инструменты для осуществления интеграции печатной версии издания с его электронными версиями;

- проанализировать и сравнить форму и содержание существующих печатных и цифровых версий глянцевых изданий на примере журнала «Forbes»;

- определить последствия появления нового типа изданий для дальнейшего развития СМИ;

Материалом нашего исследования послужили издания, функционирующие одновременно в печатной и

электронной версиях: американский и российский варианты журнала «Forbes» и их приложения («Forbes Life», «Forbes Woman», «Forbes Тема Недели»).

Настоящее время характеризуется медиаконвергенцией традиционных типов СМИ, онлайн-изданий, мобильных приложений и социальных сетей, что способствует формированию новой медиасистемы, которая выводит традиционные медиа на новый уровень развития. В связи с этим можно говорить о таком явлении, как интеграция - процесс объединения частей в целое [2, с. 47].

Задача традиционных СМИ сегодня состоит в том, чтобы освоить уже существующие методы подачи информации, полученные в результате технических преобразований в медиа, и создать основу для работы с новыми методами обработки информации, которые появятся в будущем [3, с. 83]. Развитие электронных версий печатных изданий, таким образом, становится приоритетным в данной индустрии. Подобное развитие современных СМИ, безусловно, не может происходить без учёта глобальной тенденции к дигитализации.

Исследуемое нами издание функционирует в нескольких формах: традиционно - печатный вариант, в виде сайта, мобильной и iPad-версиях, в виде приложений для планшетного компьютера.

В России журнал «Forbes» издаётся с 2004 года. В ноябре 2009 года открылся саит «Forbes». В сентябре 2011 года состоялся релиз приложения «Forbes Russia» для iPhone и мобильной версии сайта m.forbes.ru. В апреле 2012 года «Forbes Russia» запустил приложение для операционной системы «Android». 5 декабря 2014 года вышло новое интерактивное приложение «Forbes Russia» для планшетов - «Forbes Russia Mag».

Проведённый анализ материалов журналов «Forbes», издающихся в разных странах, показал, что темы, поднимающиеся в них, обычно совпадают. Чаще всего в спектр тем, обсуждаемых на страницах данного издания, входят такие, как бизнес, инвестиции, промышленность, финансы, политика, геополитика, урбанистика, экономика, маркетинг, банковская сфера и т. д.

На страницах печатной версии «Forbes Russia» рассказывается также о его цифровых версиях. Одна или две редакционные полосы заняты рубрикой «forbes.ru», в рамках которой публикуются материалы, появившиеся на сайте во время работы над номером журнала. Чаще всего это анонсы самых интересных материалов, полные версии которых можно прочесть на сайте издания, воспользовавшись указанной ссылкой.

Похожие ссылки иногда используются на страницах журнала в тех случаях, когда материал печатной версии дополняется специальным контентом (видео, фотографии, текст большего объёма), доступным только на сайте. Так, статья «Богатый улов: рыбный бизнес семьи Геннадия Тимченко» (№ 04 (133) 2015 г.) в печатной версии включает только фотографии, а в электронной версии материал публикации дополнен видеозаписью.

Некоторые материалы, подготовленные редакцией, по тем или иным причинам не публикуются в печатной версии, но могут быть эксклюзивно опубликованы в iPad-версии и/или на сайте. Такие материалы обычно анонсируются в журнале с подписью «Только на сайте». Одна или две полосы издания обычно представлены для продвижения сайта или iPad-версии, на них напечатаны QR-коды, которые при считывании мобильным устройством ведут читателя на страницу для скачивания приложения.

Важной отличительной чертой издания «Forbes» является его активная международная экспансия. Появление сети Интернет и развитие современных технологий привело издателей журнала к созданию электронного портала www.forbes.com, которыи представляет собои независимое от печатного издания СМИ с оригинальным контентом и собственным кругом авторов. Важным этапом в развитии и популяризации «Forbes» в России стало открытие в ноябре 2009 года сайта www.forbes.ru - крупнейшего бизнес-портала об экономике и финансах.

Аудитория онлайн-издания «Forbes.ru» на 78 % превышает количество читателей печатной версии журнала и составляет более 5 миллионов пользователеи ежемесячно и более 30 миллионов просмотров страниц.

В связи с такой характеристикой онлайн-СМИ, как периодичность, сайты журналов «Forbes» генерируют больший объём нового контента, нежели печатная версия. Отметим такой важный элемент в структуре онлайн-версии издания «Forbes», как ежедневные опросы читателей по наиболее актуальной теме и возможность напи-

сания комментариев к любому заинтересовавшему потребителей материалу. Используя данные методы, редакция журнала устанавливает более тесную обратную связь с целевой аудиторией.

Исследуемые издания «Forbes» имеют мобильные версии сайта для просмотра в браузере устройства. В дизайне мобильных версий можно отметить сходные черты с дизайном сайта, например, одинаковый логотип, цветовую гамму, похожие шрифты и навигационные символы и знаки. Однако мобильная версия представляет собой усечённую копию сайта, поэтому сжатие материала и качества изображений, необходимое для скорости загрузки сайта на мобильном устройстве, сказывается как на особенностях дизайна, так и на его функциональных особенностях.

Контент мобильной версии дублирует материалы, опубликованные на сайте. Представленные версии отличаются только особенностями адаптивного дизайна. В отличие от сайтов, которые генерируют большое количество нового контента, iPad-версии используют уже готовый редакционный контент из журнала, дополняя его мультимедиафайлами. На данном этапе издательство рассматривает iPad как новую площадку для публикации контента с использованием новых методов его оформления. Можно сказать, что появление iPad повлияло, скорее всего, на способ оформления и доставки информации, но не на содержание самого журнала, так как контент для iPad практически не претерпел изменений, кроме того, что редакции англо- и русскоязычных версий стали создавать специальные видеоролики в дополнение к редакционным материалам. Например, в печатной версии журнала № 02 (131) за февраль 2015 года в статье «Партнёры или враги?» представлен обзор книги Анджелы Стент «Почему Америка и Россия не слышат друг друга?», а в интерактивной версии для iPad, помимо самого обзора, представлен ещё и отрывок из книги названного автора.

Работа над оформлением материалов для других форм медиаизданий подразумевает не только копирование материала из печатной версии, но и его доработку. Такое, в частности, можно заметить на примере материала «Арсенал силовых приёмов», посвящённого анализу кадровых и административных решений в «Газпроме» и опубликованного в № 11 (128) «Forbes» 2014 года. В печатной версии журнала ограниченное пространство на полосе позволило иллюстрировать статью только одной фотографией. При публикации этого же материала в iPad-версии ему была выделена отдельная страница, следовательно, дана возможность размещения большего количества иллюстраций, а также инфографики, кроме того, это позволило вставить видео об одном из героев материала - Александре Медведеве.

Новые возможности появляются и для размещения рекламной продукции в iPad-версиях. Электронный носитель позволяет поместить на страницах издания интерактивыне рекламные блоки. Рекламодатели, таким образом, могут располагать в рекламных блоках кликабельные элементы, ведущие прямо на сайты рекламодателей (см. например, рекламу автомобиля марки Infinity в iPad-версии журнала № 11(128) 2014 года).

iPad-версии «Forbes» постоянно совершенствуются. В американской версии журнала появились функции выбора и хранения понравившихся потребителям материалов, самостоятельный раздел с редакционным видео, персональные страницы для хранения избранных материалов, возможность заказывать для приобретения вещи, представленные в журнале, самостоятельно редактировать контент, используя простые инструменты (обрезка, вставка и т. п.). При создании iPad-версии американского издания «Forbes» издатели часто пользуются опцией интерактивной обложки, которая разрешает анимировать изображение и текст, а также применять активные гиперссылки для прямого перехода с анонса материала на обложке на страницу, где этот материал опубликован. Содержание журнала интерактивное, данная особенность даёт читателю возможность с помощью одного нажатия пальцем перейти на интересующую его страницу.

Особого внимания заслуживает инициатива российского издания «Forbes» по созданию еженедельного интерактивного приложения iPad-версии журнала «Тема недели». В каждом выпуске этого приложения публикуются материалы на наиболее актуальные и интересные для читательской аудитории темы, например: «Деклара-ции-2015», «Заработать на еде», «Истории миллиардеров», «Немцов», «Обвал рубля» и др. Каждый номер издания содержит уникальный мультимедийный контент, созданный специально для размещения его в указанном приложении и не опубликованный в печатном издании, а также не выложенный на сайте журнала. Главная страница приложения представляет собой анонс номера с активными гиперссылками, позволяющими перейти непосредственно к чтению выбранной статьи. Наполнение приложения составляет 10-15 страниц, содержащих хронологию событий темы номера, советы экспертов, а также колонки аналитиков, дополненных инфографи-кой, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями и эксклюзивным видеоматериалом.

Таким образом, можно отметить, что повсеместное развитие технологий и появление новых платформ для тиражирования информации приводит создателей традиционных форм СМИ к переходу на конвергентные модели функционирования редакций. Однако на данном этапе развития индустрии медиасайты журналов не могут являться самостоятельными изданиями. Кроме создания собственного контента, они также представляют интересы печатной версии журнала. Задачей редакции становится поиск точек соприкосновения печатной и цифровой версий, их взаимосвязи, налаживание процесса их интеграции [4, с. 61].

Поиск методов взаимодействия традиционной и цифровой версий издания является важной задачей на этапе, когда в сфере медиа происходят масштабные изменения. Точное прогнозирование будущего СМИ вряд ли является возможным; специалисты и деятели медиаиндустрии могут лишь отмечать некоторые тенденции и предугадывать их последующее развитие, но не гарантировать рождение и формирование тех или иных процессов и явлений [5, с. 72]. В такой ситуации, когда нет ясного представления о будущем индустрии, её участники оказываются перед выбором: придерживаться традиционной модели функционирования СМИ или осуществлять попытки модернизации в соответствии с требованиями времени. Второй путь развития кажется более предусмотрительным и даёт традиционным СМИ возможность оказаться в числе новых медиа.

Изучив процессы интеграции форм функционирования медиа на примере печатной и электронной версий и приложений журнала «Forbes», приходим к следующим заключениям.

Для эффективного существования в контексте современных медиа и повсеместной дигитализации глянцевым печатным изданиям необходимо, кроме бумажного продукта, создать электронные версии, доступные на различных устройствах, быть готовыми к работе с мультимедийными продуктами и обеспечивать интеграцию всех процессов, связанных с созданием и распространением контента.

Для развития СМИ в современном медиапространстве издателям необходимо создавать конвергентные модели редакции и повышать квалификацию сотрудников с целью формирования мультидисциплинарных авторов и редакторов.

Технологические инновации в сфере медиа изменили характер отношений между создателем и потребителем контента. Задача глянцевого издания теперь состоит в создании образа современного читателя, который наравне с бумажной версией журнала использует его электронные версии, принимает участие в обсуждении материалов, а также имеет возможность влиять на содержание журнала в процессе его создания.

Для установления эффективной связи между разными формами функционирования глянцевого журнала перед издателями возникает задача разработки мобильных версий, создания такого дизайна, который был бы удобным для пользователя, с какого бы устройства ни осуществлялся вход на сайт. Одним из решений данной задачи может быть переход к технологии адаптивного дизайна [6, с. 96]. Кроме того, стремительное развитие мобильной связи приводит к тому, что процесс интеграции печатной и цифровых версий должен начинаться с создания мобильной версии сайта. Подход «сначала мобильные» позволяет издателям выделить главные составляющие их продуктов и переосмыслить подход к их потреблению.

Оказывая мощнейшее воздействие на культуру потребления медиа, Интернет расширяет спектр базовых задач и функций глянцевых изданий. На данном этапе развития медиа наличие у печатного журнала мобильных версий, сайта и iPad-версий позволяет ему оставаться в информационном потоке. Однако анализ предположений экспертов о будущем медиа показывает, что для формирования базиса для успешного развития издательского бизнеса необходимо уже сегодня акцентировать внимание на навигационных и сервисных функциях сайта.

Современные медиа развиваются очень стремительно. От традиционных форм (печатной, радийной, телевизионной) почти с крейсерской скоростью журналистика перешла на такую медийную разновидность, как интернет-СМИ. Используя цифровые версии журнала как одну из ключевых площадок для проникновения в Интернет, печатное издание имеет перспективы для своего дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Лосева, Н. Г. Новые медиа как продукт / Н. Г. Лосева. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 120 с.

2. Амзин, А. Н. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Амзин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 358 с.

3. Засурский, И. И. Средства массовой информации России / И. И. Засурский. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 243 с.

4. Мирошниченко, А. А. Когда умрут газеты / А. А. Мирошниченко. - М.: Книжный мир, 2011. - 284 с.

5. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. проф. М. М. Лукиной - М.: Аспект Пресс, 2010. - 452 с.

6. Aitchison, J. The Seeds Of Speech. Language Origin And Evolution / J.Aitchison. - Cambridge: Cambridge university, 2011. - 435 c. © Марилова К. В., 2015

УДК 81'27:340.1

ОСКОРБЛЕНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. Н. Пачина

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор И. В. Пекарская Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В данной статье описан феномен «оскорбление словом» в практике правовых отношений. Обсуждаются квалификация оскорбления, доказательная база при рассмотрении в судебном порядке дел об оскорблении и обращается внимание на то, что анализ речевой деятельности зачастую играет решающую роль в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам об оскорблении. В исследовательской работе обозначена проблема, возникающая при установлении наличия / отсутствия негативного смысла в словах и высказываниях, связанная с пробелами в современном административном законодательстве.

Ключевые слова: оскорбление словом, уничижение, инвектива, честь и достоинство человека, судебная лингвистическая экспертиза.

Эволюцию правового института защиты чести и достоинства человека, сопряжённую с оскорблением его личности, детально описал С. С. Омельченко. В его научных трудах утверждается, что ответственность за оскорбление предусматривалась ещё в сборнике правовых норм Древнерусского государства «Русская Правда». При этом оскорбление выражалось в повреждении бороды и усов. В пространной редакции Русской Правды введены наказания за удар мечом, не причиняющий телесного повреждения, обнажение меча без его применения, удар подручным предметом (батогом, чашей, рогом, ножнами меча) [1, с. 242]. Иначе говоря, в Древней Руси ответственность была предусмотрена только за оскорбление действием. Юридически оскорбление словом закрепляется в Соборном уложении 1649 года: оскорбление священнослужителя во время богослужения, оскорбительные слова в адрес царя, бесчестье служилых людей, именитых людей, судьи, женщины, девушки [1, с. 244].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.