Научная статья на тему 'Дефиниция контроля качества в аудите'

Дефиниция контроля качества в аудите Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО / АУДИТ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТ / QUALITY / CONTROL / AUDIT / FINANCIAL STATEMENTS USERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина Г. А.

Рассматривается понятие контроля качества аудита. Проводится анализ терминологического аспекта «аудит», «качество», «контроль», специфики аудиторской услуги, особенности ее пользователей. Материал представлен с философской точки зрения, нормативно-правовой, профессиональной с целью формирования определения контроля качества аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF QUALITY CONTROL IN AUDIT

The concept of quality control in audit is considered. The analysis of the terms audit, quality, control and the specific nature of audit service, audit service users are carried out. The information is presented from the philosophic, normative, legislative and professional points of view in order to develop the definition of quality control in audit.

Текст научной работы на тему «Дефиниция контроля качества в аудите»

Г.А. Юдина

ДЕФИНИЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА В АУДИТЕ

Рассматривается понятие контроля качества аудита. Проводится анализ терминологического аспекта «аудит», «качество», «контроль», специфики аудиторской услуги, особенности ее пользователей. Материал представлен с философской точки зрения, нормативно-правовой, профессиональной с целью формирования определения контроля качества аудита.

Ключевые слова: контроль, качество, аудит, пользователи финансовой отчетности.

G.A. Yudina THE CONCEPT OF QUALITY CONTROL IN AUDIT

The concept of quality control in audit is considered. The analysis of the terms “audit”, “quality”,” control” and the specific nature of audit service, audit service users are carried out. The information is presented from the philosophic, normative, legislative and professional points of view in order to develop the definition of quality control in audit.

Key words: quality, control, audit, financial statements users.

В России аудит как элемент рыночной инфраструктуры начал развиваться в конце 80-х годов двадцатого столетия. В декабре 1993 года эта деятельность была узаконена указом Президента РФ. В настоящее время аудит регулируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», в котором раскрыты основные понятия в этой области, права и обязанности, ответственность ее участников, условия допуска к профессиональной деятельности, органы, осуществляющие контроль. Отдельная статья в законе посвящена контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Однако в ней представлены только общие положения по установлению и соблюдению контроля качества аудита как внешнего, так и внутреннего. В законе не раскрыто понятие контроля качества аудита, что и вызывает основную проблему по его реализации. В настоящее время в России ведется активная работа по организации контроля качества аудита в рамках РФ. Данный факт подтверждается и 2006-2007 годов. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ публикует отчет контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Проблемы контроля качества аудита носят международный характер.

Крах "Энрона" и ряда других крупных компаний серьезно подорвал в мире доверие общественности к профессиональным бухгалтерам и аудиторам, поскольку они не выполнили возлагавшихся на них обязанностей. Более того, в подобных ситуациях отдельные из них, те, которые работали в данных фирмах или обслуживали их, были причастны или даже замешаны в рассматриваемых скандалах. Они формировали (или подтвердили) финансовую отчетность компаний, содержащую заведомо недостоверную информацию и вводившую в заблуждение различные группы ее пользователей. Отмеченные обстоятельства побудили Международную федерацию бухгалтеров (МФБ) принять ряд мер, направленных на исправление сложившейся ситуации. Она сочла делом первостепенной важности повысить требования к профессиональному мастерству бухгалтеров и аудиторов. В этой связи было принято решение разработать новый комплекс международных образовательных стандартов (МОС) для данной категории специалистов [5].

Основное внимание в настоящее время уделяется вопросам усиления контроля над качеством аудиторских проверок и обеспечением их должного качества. В частности, основной задачей в современных условиях становятся контроль над реальным исполнением стандартов, ужесточение ответственности за их нарушение.

Как решающий фактор обеспечения качества аудиторских проверок рассматривается повышение квалификации аудитора, соблюдение им основных требований Кодекса этики аудиторской профессии [8].

Развитие аудита в РФ и за рубежом показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются весьма высокие требования. Связано это с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Повышение требований к аудиту со стороны пользователей и усиление конкуренции на рынке аудиторских услуг ставят перед российским аудитом основную задачу - повышение качества аудиторских проверок при минимизации стоимостных, временных и трудовых затрат на их проведение [10].

Все указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы. Данная работа посвящена проблеме формирования понятия «контроль качества аудита», так как на сегодня отсутствует его определение, что затрудняет дальнейшие процедуры по его реализации.

Целью данного исследования является - проанализировать понятия контроля качества аудита, применяемые в теории и практике, сформулировать наиболее адекватное определение.

Объектом исследования является аудиторская деятельность (аудит).

Для того чтобы вести речь о контроле качества аудита, необходимо проанализировать терминологический аспект слов и сочетаний, используемых в данном выражении. В связи с чем возникает необходимость рассмотреть понятия: аудит, качество, контроль.

Анализ начнем с аудита как элемента рыночной инфраструктуры, в отношении которого проводится контроль качества. В процессе исследования были проанализированы определения «аудит», представленные в официальных нормативных правовых актах (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»), стандартах (ИСО 2000-2001), работах зарубежных (Аренс Э.А., Лоббек, Робертсон Дж.К.) и российских (Пя-теренко С.В., Голосова О.В., Гаутсайт Е.М.) авторов. Приведем некоторые из них.

Аудит - независимая проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о достоверности такой отчетности [1].

Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита [2].

Э.А. Аренс, Дж.К. Лоббек дают следующее определение. Аудит - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

По мнению О.В. Голосова, Е.М. Гаутсайт, «самым удачным представляется предложение говорить об аудите в узком и в широком смысле слова, причем в первом случае понимается аудит бухгалтерской отчетности, а во втором - как он, так и другие виды проверок различных сторон хозяйственной деятельности» [6]. В данной работе будет использован термин «аудит» в узком смысле слова.

Проанализировав определение «аудит», можно сделать вывод, что в Законе «Об аудиторской деятельности» идет речь о выражении мнения о достоверности финансовой отчетности, той же точке зрения придерживаются Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек.

Российские ученые (Пятеренко С.В., Голосова О.В., Гаутсайт Е.М.) рассматривают аудит в двух аспектах: в широком смысле и узком. Данный факт имеет место быть по причине того, что всякий объект (с позиций философии) может быть представлен как мера бытия (т.е. связаное с внешней стороной предмета на уровне созерцания) и как мера субстанциональная (связанная с сущностью, с теоретическим уровнем познания).

Проанализировав представленные определения, мы считаем, что аудит - деятельность по выражению мнения эксперта (аудитора) о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

По своей экономической и юридической сути аудит - услуга, причем специфичная, так как аудитор по итогам деятельности представляет клиенту аудиторское заключение о степени достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, в которой нуждаются ее потенциальные пользователи. В таблице представлены группы пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Заинтересованные пользователи и их основные интересы по отношению к информации, формирующейся в бухгалтерском учете

Пользователи информации Их основные интересы по отношению информации, представленной в бухгалтерском учете

Инвесторы и их представители Рискованность и доходность предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; возможность и целесообразность инвестиций; способность организации выплачивать дивиденды

Работники и их представители Стабильность и прибыльность организации; ее способность гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест

Заимодавцы Своевременность погашения представленных ими организации займов и выплаты соответствующих процентов

Поставщики и подрядчики Своевременная выплата в срок причитающихся сумм

Покупатели и заказчики Продолжение деятельности организации

Органы власти Осуществление возложенных на них функций: по распределению ресурсов; регулированию народного хозяйства; разработке и реализации общегосударственной политики; ведению статистического наблюдения

Общественность в целом Роль и вклад организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном, федеральном уровнях

Хочется обратить особое внимание на то, что в таблице представлено семь групп пользователей финансовой отчетности, и, следовательно, аудиторского заключения. Можно сделать вывод, что все пользователи аудиторского заключения являются потребителями аудиторской услуги. Представители каждой группы пользователей имеют право формировать свой взгляд на то, что является аудиторской услугой «по существу». Однако это не значит, что он будет соответствовать и качественной характеристике. В связи с чем представляется опасным со стороны аудитора при аудите отдавать предпочтение потребностям отдельной группы пользователей, за исключением последней (общественность в целом). Что касается такой группы, как общественность в целом, то она является категорией обобщенной и ее предпочтение определяется как наиболее нейтральное. Следовательно, аудиторы должны ориентироваться на потребителя, но в той мере, в которой это позволит сохранить качественные и количественные характеристики, не изменяя сути услуги, т.е. аудита. В противном случае такая услуга не будет сохранять свою уникальность и потребность.

Международной федерацией бухгалтеров определено следующее. Профессиональные бухгалтеры (к ним относят и аудиторов) выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие секторы делового сообщества, а также правительство и население в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в плане разумного финансового учета и финансовой отчетности, эффективного финансового управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Отношение и поведение профессиональных бухгалтеров при предоставлении ими таких услуг влияет на экономическое благосостояние их общества и страны.

Профессиональные бухгалтеры смогут оставаться в таком привилегированном положении, только если по-прежнему будут предоставлять обществу уникальные услуги на уровне, свидетельствующем о том, что общественное доверие полностью обосновано. Поэтому представители бухгалтерской профессии во всем мире более всего заинтересованы в том, чтобы довести до сведения потребителей услуг, предоставляемых профессиональными бухгалтерами, что такие услуги отличаются самым высоким уровнем качества и предоставляются в соответствии с этическими требованиями, признаваемыми обеспечить такой уровень [7].

В Кодексе этики Международной федерации бухгалтеров отмечается, что аудиторы оказывают уникальные услуги, и они характеризуется выражением мнения о достоверности финансовой отчетности.

Далее, по нашему мнению, необходимо уделить особое внимание категории «качество» и в дальнейшем рассматривать ее применительно к аудиту как виду деятельности. В ходе исследования категория «качество» была рассмотрена в философском аспекте (Ильин В.В., Алексеев П.В., Панин А.В., Спиркин А.Г.), экономическом (зарубежных авторов - Кросби Ф., Деминг Э., Фейгенбаум А.В., Исикава К., Джуран Дж., Пирсинг Р.М., Шухарт У.А., Тагути Г., российских - Шадрин А.Д.) и специальном (стандарты ИСО, зарубежных авторов - Э.А. Аренс, Дж.К. Лоббек, Робертсон, Монтгомери; отечественных - Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю.). Приведем некоторые из них.

Впервые категорию качества проанализировал Аристотель. Он определил ее как видовое отличие сущности. Аристотель отмечал текучесть качества как состояние вещей, их способность превращаться в противоположное.

Г. Гегель отмечает, что нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть.

Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть [3].

По мнению А.Г. Спиркина, качество неотъемлемо от предмета (для аудита выражение мнения, прим. автора). Данный предмет, теряя свое качество, перестает существовать.

Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Целостность свойств и есть качество. Свойство - это способ проявления одной определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.

Мы представили информацию только о понятии «качество». Однако философский подход предполагает рассмотрение качества во взаимосвязи с количеством, далее к их единству - мере, а также переход количественных изменений в качественные, который характеризуется скачком.

Далее обратимся к трактовке качества стандартами ИСО. Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик (качественных или количественных, как собственных, так и присвоенных) требованиям [2].

Приведем лишь часть информации в отношении того, как понимают качество ведущие специалисты в этой области (экономический подход).

Наиболее важны высказывания А.В. Фейгенбаума по качеству:

- качество должно определяться в терминах удовлетворенности потребителя;

- качество многомерно. Оно должно определяться в целом;

- поскольку у потребителей могут измениться потребности и ожидания, качество является переменной величиной;

- качество продукции и услуги можно определить так: это общая совокупность характеристик продукции и услуги, относящихся к маркетингу, разработке, производству и техническому обслуживанию, посредством которых продукция и услуга при своем использовании удовлетворят ожидания потребителя.

Фрейгенбаум делает акцент на потребителя. Для аудита данный подход не может быть применен в полной мере, так как это уникальная услуга и ее цель определена нормативно-правовыми актами, и, следовательно, аудитор не может полностью быть ориентирован на потребителя-заказчика, а должен быть ориентирован на потребителя - пользователя финансовой отчетности. Данный подход к качеству с формальных позиций может привести к подмене потребителей, что влечет к изменению количественных характеристик, а далее к потере той уникальности, которой обладает аудит.

Мнение В. Шухарта:

Существует два аспекта качества. Один связан с представлением о качестве вещей как объективной реальности, которая не зависит от существования человека. Другой аспект - с тем, что мы думаем, чувствуем и ощущаем в отношении этой объективной реальности.

Когда мы рассматриваем качество с субъективной точки зрения, возникают серьезные трудности. Для начала отметим, что существуют различные грани ценности (значимости) продукции для потребителя. Можно различить четыре категории ценности: полезность, стоимость, важность, заменимость.

С точки зрения управления качеством в производстве, там необходимо установить стандарты качества в количественной форме. Однако это не означает, что субъективные оценки качества теперь отходят на второй план. Наоборот, именно эти оценки - предмет коммерческого интереса.

В любой момент времени существуют вполне конкретные человеческие желания, которые могут быть удовлетворены путем превращения исходных материалов в конечную продукцию различного назначения. Эти желания имеют статистическую природу, поскольку качество конечного изделия, выраженное в терминах физических характеристик, желаемое одним человеком, может не совпадать с желаниями всех других [11].

Понятие качества по Шухарту наиболее соответствует философскому. По нашему мнению, такой критерий, как заменимость в отношении аудита не выполняется, так как никто кроме аудитора, как эксперта в этой области, не может выразить профессиональное мнение о достоверности финансовой отчетности.

Определение, данное В. Шухартом, - лучшее. Оно применимо с точки зрения как теории, так и практики.

По мнению А.Д. Шадрина, качество - степень, с которой совокупность собственных отличительных свойств (характеристик) выполняет потребности или ожидания заинтересованных сторон, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными [11].

Подводя итог анализа «качества», мы будем придерживаться философской трактовки П.В. Алексеева, А.В. Панина. Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Далее был проведен анализ понятия «контроль», представленный в стандартах ИСО различными авторами (Хан Д., Родионова В.М., Шлейников В.И., Азрилияна А.Н.). Приведем некоторые из них.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 г. №332-ст, содержит следующее определение. Контроль - процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой [2].

Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия [9].

Проанализировав понятие «контроль», можно сделать вывод. Контроль - деятельность по установлению достоверности информации, определению причин ее искажения путем сравнения данных, поступивших из различных независимых друг от друга источников.

Анализ определений в отношении контроля качества аудита зарубежных профессионалов в области аудита (Дж. Робертсон, Монтгомери, Э. Аренс, Дж. Лоббек) показал, что ни один из них не раскрывает понятий «качество аудита», «контроль качества». Все авторы используют национальные стандарты аудита, которые не дают определения качеству аудита, а только констатируют, что оно обеспечивается политикой и процедурами.

В России понятие качества аудита с точки зрения практической деятельности рассматривают С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова, предлагая семь подходов [4]. Нам представляется важным данная информация. Приводим ее далее с нашими комментариями.

Первый подход. Качество аудиторских услуг и качество аудиторского заключения является прямым результатом профессиональной компетентности и опыта аудиторов.

Данный подход, по нашему мнению, ставит качество аудита в прямую зависимость от способности аудитора, без учета среды, в которой он осуществляет деятельность. Например, методическое обеспечение, материальная база, процедуры обсуждения спорных вопросов и др.

Второй подход. Качество аудита определяется рейтингом аудиторской фирмы, который учитывает такие позиции, как, например, конкурентные преимущества, показатели финансовой деятельности, продолжительность работы компании на рынке аудиторских услуг, опыт и квалификация аудиторов, количество клиентов, размер копании.

В данном подходе, как нам кажется, не представляется ясным, кто проводит рейтинг аудиторских фирм, а также мера обязательности участия в такой процедуре. На сегодня большинство аудиторских фирм не принимают участие в рейтингах.

Третий подход. Качество аудита - это соответствие требованиям аудиторских стандартов и других нормативных актов по аудиторской деятельности.

Такое понятие качества аудита, по нашему мнению, имеет один недостаток - это опасность его рассмотрения только с формальных позиций, что может привести к негативным последствиям.

Четвертый подход - измерение качества аудита с позиции оказанной аудиторской услуги. Учитывая при этом, что в основе качества аудиторской проверки лежат две четко измеряемые переменные: уровень приемлемого аудиторского риска и уровень существенности.

Данный подход, на наш взгляд, не учитывает, что оказанная аудитором услуга конкретному заказчику является результатом деятельности в комплексе всей системы управления аудиторской фирмы.

Пятый подход. Качество определяется сочетанием соответствия одновременно стандартам и стоимости.

В поддержку или в опровержение данного подхода приведем позицию А.В. Шадрина [11]. Потребитель платит только за качество. А в течение длительного времени он платит только за высокое качество.

Если мы говорим об аудите как предпринимательской деятельности, то в отношении стоимости услуги -это стратегия аудиторской фирмы. В любом случае предполагается, что аудиторы соблюдают стандарты. Следовательно, можно говорить только о той ситуации, когда при прочих равных условиях стандарты соблюдаются всеми аудиторами в равной мере, а стоимость аудита отличная. В этом случае предпочтение будет отдано аудиторской фирме, которая предлагает наименьшую стоимость. Наверное, полагаясь на такое определение качества, были разработаны правила отбора аудиторских организаций для проведения аудита унитарных предприятий. Однако впоследствии они были соответствующим образом изменены. На сегодня законодательство предусматривает применение критерия отбора аудитора не минимальную стоимость, а близкую к средней. Данный факт, по нашему мнению, свидетельствует о несостоятельности такой трактовки качества аудита.

Шестой подход - качество как результат участия потребителя в оценке качества аудиторской проверке.

Данное определение, на наш взгляд, не характеризует степень участия потребителя в оценке качества аудита. Кроме того, мы уже обращали внимание, что потребителями аудита являются как минимум семь групп пользователей. В данном определении нет ясности, о каком потребителе идет речь.

Седьмой подход. Качество - это соответствие скрытым потребностям клиентов.

Аудиторы, по нашему мнению, должны учитывать потребности клиентов, но только в том объеме, в котором это позволяет соответствовать содержанию услуги. Однако ориентироваться только на группу пользователей не вполне корректно, а кроме того ориентироваться на его скрытые потребности.

С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова делают общий вывод. Качество аудита - степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

По нашему мнению, представленные подходы к понятию качества аудита рассмотрены действительно с позиции практической деятельности. Общий вывод С.М. Бычковой, Е.Ю. Итыгиловой о качестве аудита ориентирован на потребителя, т.е. пользователя финансовой отчетности, что по сути близко к определению качества по Фрейгенбаум. Однако, исходя из анализа определений «качество», рассмотренных ранее, оно не является лучшим. По нашему мнению, при раскрытии качества аудита необходимо использовать философский подход. Из авторского, определение данное Шухартом.

Проанализировав используемые понятия, можно сформулировать следующее определение.

1. В формате стандартов ИСО.

Контроль качества аудита представляет систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов по оценке (выявлению) степени соответствия аудита совокупности присущих ему характеристик действующим требованиям.

2. В философском контексте.

Контроль качества аудита - система оценки степени соответствия внешней и внутренней определенности, системе характерных черт, теряя которые аудит (как деятельность по выражению мнения о достоверности финансовой отчетности) перестает быть таковым.

Нам представляется наиболее важным второе определение, так как оно дает больше возможности для определения количественных характеристик аудита и рассмотрения взаимосвязи качества и количества как философской категории для перехода к мере. Это позволит в дальнейшем сформировать подходы по оценки качества аудита, применимые как для внешнего, так и для внутреннего контроля качества, определить наиболее значимые количественные характеристики аудита и осуществлять их мониторинг с целью недопущения негативных изменений в аудиторской деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001. «Системы менеджмента качества. Основные

положения и словарь», утв. Постановлением Госстандарта России от 15.08.2001 г. №332-ст.

3. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 1998. - 568 с.

4. Бычкова, С.М. Контроль качества аудита / С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова. - М.: Эксмо, 2008. - 208 с.

5. Гетьман, В.Г. Международный образовательный стандарт профессиональных аудиторов / В.Г. Гетьман // Междунар. бухгалтерский учет. - 2007. - №3. - С. 38-43.

6. Голосов, О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис / О.В. Голосов, Е.М. Гаутсайт. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 512 с.

7. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002. - 804 с.

8. Мельник, М.В. Научная жизнь / М.В. Мельник // Аудиторские ведомости. - 2006. - №3. - С. 81-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Родионова, В.М. Финансовый контроль / В.М. Родионова, В.И. Шлейников. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

- 320 с.

10. Сиротенко, Э.А. Перспективы развития теоретико-методологического аппарата аудита / Э.А. Сиро-тенко // Аудиторские ведомости. - 2006. - №1. - С. 17-24.

11. Шадрин, А.Д. Менеджмент качества. От основ к практике / А.Д. Шадрин. - М.: ООО «НТК «Трек», 2005.

- 360 с.

'--------♦------------

УДК 338.27:336.77 Ю.В. Булгаков

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Целью работы является совершенствование методов прогнозирования эффективности производственных инвестиций в условиях неопределенности.

В результате выполненных исследований разработан алгоритм расчета показателей эффективности и финансовой эластичности с учетом допусков на определяющие параметры, который может найти практическое применение в экспертизе инвестиционных проектов.

Ключевые слова: инвестиции, проект, эффективность, эластичность, финансы, прогнозирование, моделирование, риск, неопределенность.

Y.V. Bulgakov STATISTICAL PREDICTION OF INVESTMENT PROJECT EFFICIENCY

The purpose of this work is the perfection of prediction methods of production investment efficiency in the conditions of uncertainty. As a result of the conducted research the algorithm of calculation of efficiency and financial elasticity indexes was developed taking into account the tolerances for determining parameters, which can find practical application in the investment projects examination.

Key words: investment, project, efficiency, elasticity, finances, prediction, modeling, risk, uncertainty.

Проблема прогнозирования экономических результатов инвестирования с учетом изменчивости внешней среды составляет основное содержание теории и практики риск-менеджмента производственных и финансовых инвестиций. Наиболее сложной и противоречивой проблемой является принятие решений по долгосрочным инвестициям. Поэтому остаются дискуссионными многие вопросы оценки эффективности, выбора альтернативы и распределения капиталовложений, в частности, вследствие наличия многих критериев предпочтения для обоснования решений и разных моделей финансирования. Целью данной работы является совершенствование методов прогнозирования эффективности производственных инвестиций в условиях неопределенности. В результате выполненных исследований разработан алгоритм расчета показателей эффективности и финансовой эластичности с учетом допусков на определяющие параметры, который может найти практическое применение в экспертизе инвестиционных проектов.

Традиционные показатели эффективности

Любые методы экономического анализа инвестиций основаны на сравнении вложенного капитала с ожидаемыми доходами от реализации проекта. Поэтому целесообразность инвестирования определяют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.