Научная статья на тему 'Дефиниция «исправление преступника» в политико-правовом учении Н. М. Ядринцева'

Дефиниция «исправление преступника» в политико-правовом учении Н. М. Ядринцева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исправление преступника / тюрьмоведение / пенитенциаристика / община / областничество / Н. М. Ядринцев / correctional rehabilitation of a criminal / prison science / penitentiary / community / regionalism / N. M. Yadrintsev

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А. В. Головинов, Ю. В. Головинова

Цель публикации – выявить и показать сущность и содержание категории «исправление преступника» в философско-правовых взглядах Н. М. Ядринцева. Руководствуясь герменевтической методологией и текстологическим анализом идейного политико-правового наследия сибирского интеллектуала, авторы делают акцент на том, что содержание дефиниции «исправление преступника» он связывал с нравственностью. Показано, что в идеологии Н. М. Ядринцева обращение к духовному миру человека, к нравственным началам жизнедеятельности личности оказало серьезное влияние на терминологический аппарат, используемый просветителем. Установлено, что с известной степенью условности лидера движения областников можно считать одним из основателей пенитенциарной социологии, возникшей на стыке социологической науки и уголовно-исполнительного права. Авторы приходят к выводу о том, что дефиниция «исправление преступника» в лексико-терминологическом аппарате идеолога сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева использовалась преимущественно в содержательном значении. Сибирского просветителя волновала прежде всего сущность данной категории. В целом под исправлением арестантов он понимал сложный многомерный процесс, который имеет имманентное и перманентное содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — А. В. Головинов, Ю. В. Головинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Definition of "Сorrectional Rehabilitation of a Criminal" in the Political and Legal Doctrine of N. M. Yadrintsev

The purpose of the publication is to reveal and show the essence and content of the category "correctional rehabilitation of a criminal" in the philosophical and legal commitments of N. M. Yadrintsev. Guided by the hermeneutic methodology and textual analysis of the ideological political and legal heritage of the Siberian intellectual, we have emphasized that he associated the content of the definition of "correctional rehabilitation of a criminal" with moral. It is shown that in N. M. Yadrintsev's ideology appeal to the spiritual world of the man, to the moral principles of the life of an individual had a serious impact on the terminological apparatus used by the educator. It has been established that, supposedly, the leader of the regionalist movement can be considered one of the founders of penitentiary sociology, which arose at the overlap of sociological science and penitentiary law. The authors come to the conclusion that the definition of "correctional rehabilitation of a criminal" in the lexical and terminological apparatus of N. M. Yadrintsev, an ideologist of Siberian democratic regionalism, was used mainly in its content sense. The Siberian educator was primarily concerned with the nature of this category. In general, he understood the correctional rehabilitation of prisoners as a complex diverse process that has an immanent and permanent content.

Текст научной работы на тему «Дефиниция «исправление преступника» в политико-правовом учении Н. М. Ядринцева»

Юрислингвистика

Legil Linguistics, 2023, 29, 14-18,doi: https://doi.org/10.14258/leglinf2023)2902

ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА УДК 340.12, ББК 67.1, ГРНТИ 10.15, Код ВАК 5.1.1

Дефиниция «исправление преступника» в политико-правовом учении Н. М. Ядринцева

А. В. Головинов1, Ю. В. Головинова2

1 Алтайский государственный университет пр. Ленина 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: alex-golovinov@mail.ru

2Алтайский государственный педагогический университет Молодежная, 55, 656035, Барнаул, Россия. E-mail: yu.golovinova@mail.ru

Цель публикации - выявить и показать сущность и содержание категории «исправление преступника» в философско-правовых взглядах Н. М. Ядринцева. Руководствуясь герменевтической методологией и текстологическим анализом идейного политико-правового наследия сибирского интеллектуала, авторы делают акцент на том, что содержание дефиниции «исправление преступника» он связывал с нравственностью.

Показано, что в идеологии Н. М. Ядринцева обращение к духовному миру человека, к нравственным началам жизнедеятельности личности оказало серьезное влияние на терминологический аппарат, используемый просветителем.

Установлено, что с известной степенью условности лидера движения областников можно считать одним из основателей пенитенциарной социологии, возникшей на стыке социологической науки и уголовно-исполнительного права.

Авторы приходят к выводу о том, что дефиниция «исправление преступника» в лексико-терминологическом аппарате идеолога сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева использовалась преимущественно в содержательном значении. Сибирского просветителя волновала прежде всего сущность данной категории. В целом под исправлением арестантов он понимал сложный многомерный процесс, который имеет имманентное и перманентное содержание.

Ключевые слова: исправление преступника, тюрьмоведение, пенитенциаристика, община, областничество, Н. М. Ядринцев.

The Definition of "Oorrectional Rehabilitation of a Criminal" in the Political and Legal Doctrine of N. M. Yadrintsev

A. V. Golovinov1, Yu. V. Golovinov2

1Altai State University 61 Lenin St., 656049, Barnaul, Russia. E-mail: alex-golovinov@mail.ru 2Altai State Pedagogical University 55 Molodyozhnaya str., 656035, Barnaul, Russia. E-mail: yu.golovinova@mail.ru

The purpose of the publication is to reveal and show the essence and content of the category "correctional rehabilitation of a criminal" in the philosophical and legal commitments of N. M. Yadrintsev. Guided by the hermeneutic methodology and textual analysis of the ideological political and legal heritage of the Siberian intellectual, we have emphasized that he associated the content of the definition of "correctional rehabilitation of a criminal" with moral.

It is shown that in N. M. Yadrintsev's ideology appeal to the spiritual world of the man, to the moral principles of the life of an individual had a serious impact on the terminological apparatus used by the educator.

It has been established that, supposedly, the leader of the regionalist movement can be considered one of the founders of penitentiary sociology, which arose at the overlap of sociological science and penitentiary law.

The authors come to the conclusion that the definition of "correctional rehabilitation of a criminal" in the lexical and terminological apparatus of N. M. Yadrintsev, an ideologist of Siberian democratic regionalism, was used mainly in its content sense. The Siberian educator was primarily concerned with the nature of this category. In general, he understood the correctional rehabilitation of prisoners as a complex diverse process that has an immanent and permanent content.

Key words: correctional rehabilitation of a criminal, prison science, penitentiary, community, regionalism, N. M. Yadrintsev.

Исправление осужденных (преступников) выступает одной из центральных категорий современного уголовно-исполнительного права. В частности, в Уголовно-процессуальном кодексе России содержание данной дефиниции раскрывается через понятие «исправить», под которым отечественный законодатель понимает устранение ошибок, недостатков, погрешностей, а также видит главную цель исправления как процесса - сделать кого-либо совершеннее, избавить от недостатков.

В целом данное понятие является многомерным и соответственно сложным для юридического оформления. Потому, как известно, об исправлении арестантов задумывались еще в незапамятные времена. Однако более основательно к искомому вопросу ученые и практики пришли только к XIX столетию. В этом смысле любопытным и актуальным видится обращение к правовой доктрине эпохи «великих реформ». В частности, малоизученной остается философско-правовое наследие основоположника сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева. Будучи автором более десятка больших и малых научно-публицистических произведений в области тюрьмоведения, сибирский просветитель основательно рефлексировал о целях и средствах исправления преступников.

В современной научно-исследовательской литературе в том или ином контексте воззрения Николая Михайловича Ядринцева в сфере пенитенциаристики частично используются при исследовании проблем ссылки в имперской России, а также при рассмотрении истории пенитенциарных учреждений. Наиболее обстоятельными в этом отношении являются труды С. В. Кодана [Кодан 1982], И. В. Упорова [Упоров 2004], А. А. Иванова [Иванов 2009] и др. Общие положения политико-правовой идеологии сибирского областничества представлены в работах В. А. Должикова [Должиков 2018], М. В. Шиловского [Шиловский 2021], А. В. Малинова [Малинов 2012], Ю. Б. Костяковой [Костякова 2019], Р. Лопес [Lopez 2020], Э. Джонсона [Johnson 2016], А. Юргенсона [Jurgenson 2007] и др.

В числе прочего Н. М. Ядринцев был причастен к разработке проектов тюремных преобразований в конце XIX в. Он разрабатывал программу реформирования пенитенциариев для графа В. А. Соллогуба в 1870-е гг. Сибирский мыслитель тесно сотрудничал и состоял в переписке с профессором уголовного права И. Я. Фойницким [Отдел рукописей], на его работы ссылался А. П. Саломон [Саломон 1900].

Известно также, что основоположник идеологии областников принимал участие в Санкт-Петербургском тюремном конгрессе, проходившем в 1890 году. Здесь Н. М. Ядринцев красноречиво излагал просчеты имперской пенитенциарной политики, апеллируя к доводам о несостоятельности ссылки и пагубности долгосрочного и одиночного заключения.

Таким образом, имея определенное признание в науке тюрьмоведения и непосредственно взаимодействуя с авторитетами научного и чиновничьего мира в области пенитенциаристики, сибирский просветитель смело рефлексировал о сущности и содержании понятия и категории «исправление преступника».

Н. М. Ядринцев в своем первом крупном произведении «Русская община в тюрьме и ссылке», изданном в 1872 г., взял на себя смелость сформулировать главную задачу пенитенциарной политики - исправлении преступника. «Само исправление, - считал тогда он, - имеет своей конечной задачей свободное и разнообразное развитие всех нормальных человеческих способностей, всех сил человека; оно стремится поднять его нравственно, благоприятствуя возбуждению благородных мотивов человеческой природы, развитию нравственных начал, которые должны крепко срастись с человеческими убеждениями и поступками и добровольно управлять его действиями. Вот конечная цель исправления и тот идеал, к которому стремится пенитенциарная наука» [Ядринцев 1872: 695]. Цитируемый фрагмент философско-правового наследия сибирского интеллектуала свидетельствует о том, что содержание дефиниции «исправление преступника» он связывал с нравственностью. Как видим, в идеологии Н. М. Ядринцева обращение к духовному миру человека, к нравственным началам жизнедеятельности личности оказало серьезное влияние на терминологический аппарат, используемый просветителем.

Разумеется, лидер областнического движения был человеком своего времени. Соответственно, базовые юридические термины и их содержание в идейном наследии известного сибиряка были типичными для эпохи «эмансипации». К прочему, областник очень часто апеллировал к зарубежным правовым доктринам.

Так, размышляя о сущности и природе исправления преступников, он усердно изучал зарубежные и отечественные философско-правовые доктрины. Авторитетными в идейном смысле для сибирского интеллектуала становятся имена Ш. Л. Монтескье, Ч. Беккариа, И. Бентама, Г. Спенсера и многих французских просветителей и энциклопедистов. Именно отсылки к гуманистическим парадигмам, высказанным данными мыслителями, в огромном количестве можно обнаружить в книге «Русская община в тюрьме и ссылке», а также в объемной публикации «Условия прогресса в сфере наказаний».

Гуманизм и нравственность как базовые концепты в деле исправления преступников как раз и сформировались в мировоззрении сибирского областника под действием западной философии. Так, обличая противоестественный и патологический характер смертной казни, Н. М. Ядринцев полностью разделял гуманистическую философию права Ш. Л. Монтескье и Ч. Беккариа. «Монтескье, - замечал он, - в своем историческом исследовании первый высказывается против жестоких казней. В своем труде о духе законов он говорит, что опыт доказывает, что в государствах, где наказания кротки, дух народа столь же ими обуздывается, сколько в других местах наказаниями жестокими. <...> Другой замечательный ученый, - продолжал мыслитель-областник, - следовавший по пути, проложенному Монтескье, Беккариа издал книгу специально о преступлениях и наказаниях, которая в свое время составила эпоху. Он положительно отвергает смертную казнь, как ненужную жестокость» [Ядринцев 1871: 137].

Legal Linguistics, 29, 2023

Очевидно, под действием положений классической школы уголовного права и доктринальных основ идеологии французского просвещения в философии права Н. М. Ядринцева вызревает идея о том, что понятие «исправление преступника» тесно связано со смягчением и гуманизацией наказания. Отсюда и оформляется концепт нравственного отношения к личности правонарушителя. Без нравственного подхода исправление арестанта по учению сибирского публициста практически невозможно.

Согласно взглядам сибирского областника, либерализация мышления и распространение идеала свободной личности - вот чем должно наполняться истинное человеколюбие. В учении Н. М. Ядринцева вообще используется некая формула: ликвидация самых жестоких наказаний неизбежно смягчит нравы и гуманизирует общество. Причем реальное подтверждение подобных теоретических конструкций мыслитель-областник находил в европейской истории. «Под влиянием свободы, - обнаруживал он, - нравы народа в европейских странах смягчились, гуманизировались; и это смягчение нравов совершалось путем отмены жестоких наказаний, уничтожением всяких ненужных стеснений, улучшением материального положения низших классов» [Ядринцев 1871: 231].

Вообще Н. М. Ядринцев очень педантично относился к содержанию того или иного термина. Просветитель был убежден в том, что крайне важно использовать новые достижения науки права вкупе с практическим опытом и, главное, с национальной спецификой. Банальное заимствование зарубежных дефиниций он литературно называл «пережевыванием». Так, в 1871 г. Н. М. Ядринцев констатировал: «Юридическая наука в средние века имела бесплодное схоластическое направление и в своем развитии только пережевывала юридические термины и классификации римского права, и не шла далее теории устрашения и изобретения новых жестоких наказаний» [Ядринцев 1871: 130].

Разделяя базовые положения народнической философии права, Н. М. Ядринцев придавал особую роль общине в деле перевоспитания преступного элемента. Самоорганизация, имманентно присущая общинному укладу жизни, в общественно-политических взглядах сибирского интеллектуала всецело способствовала исправлению арестанта. «Община, - замечал просветитель, - когда с ней обращались гуманно, всегда умела гарантировать наибольшее спокойствие острога и сама самым тщательным образом следила за внутренним порядком в остроге» [Ядринцев 1872: 176].

Сибирский общественный деятель считал, что тюремной жизни общинные начала были свойственны и имели притом гуманистическое значение. Убежденно он заявлял: «Идея договора, взаимного доверия и ручательства так свойственна натуре человека, что проникала даже и не в столь товарищески-организованные общества, как ссыльные артели; опыты договоров и доверия удавались и в арестантских ротах» [Ядринцев 1872: 180].

Н. М. Ядринцева волновало содержание понятия «исправление преступника» в фокусе исправительного воздействия наказания. «Очерки жизни в тюрьмах, в каторгах и в ссылке, - писал он, - чрезвычайно важны для опытного изучения наказания и определения его исправительного влияния. Такое изучение тем необходимее, что иначе самое наказание в юридической науке получит одно априорическое или гадательное назначение» [Ядринцев 1872 а: 188].

В этом отношении с известной степенью условности лидера движения областников можно считать одним из основателей пенитенциарной социологии, возникшей на стыке социологической науки и уголовно-исполнительного права. Конечно, данное научное направление было признано и полностью сформировано только в самом конце XX в. Однако, как видим, Н. М. Ядринцев один из первых в отечественной исследовательской литературе осуществил попытку анализа законов социальной жизни в местах лишения свободы, в том числе бытия тюремной субкультуры.

В социально-правовом контексте он обнаруживал принципы общинного самоуправления сообщества арестантов. По его мнению, такие начала самовоспитания хорошо могут содействовать процессу исправления преступного элемента. Потому он отводил коллективистскому настрою в среде заключенных важное значение, считая его значимым фактором, активно сопутствующим перевоспитанию, а значит, и исправлению преступников.

В своих философско-правовых воззрениях Н. М. Ядринцев придерживался постулата о том, что если каждый народ вносит свой исторический вклад, то опыты русской тюремной общины должны войти в общую сокровищницу мировой юридической науки со своим самобытным принципом и национальным значением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дефиниция «исправление преступника» в лексико-терминологическом аппарате идеолога сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева использовалась преимущественно в содержательном значении. Сибирского просветителя волновала прежде всего сущность данной категории. В целом под исправлением арестантов он понимал сложный многомерный процесс, который имеет имманентное и перманентное содержание. Нравственность и гуманизм выступают здесь как внутренние принципы перевоспитания преступников, а общинные и коллективистские начала, присущие местам лишения свободы, как внешние, также имеющие исправительное значение.

Литература

Должиков В. А. Н. М. Ядринцев об этнокультурном взаимодействии крестьян-старообрядцев Русского Алтая с аборигенным населением / Народы и религии Евразии. - 2018. - №15(2). - С. 78-85

Иванов А. А. Уголовная ссылка и освоение Сибири в трудах лидеров областнического движения второй половины XIX в / Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2009. - №1. -С. 166-165

Кодан С. В. Реформа сибирской ссылки в первой половине XIX века / Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М., 1982. - С. 110-118

Костякова Ю. Б. Публикаторская деятельность Н. М. Ядринцева в ссылке: причины и результаты (по письмам к Г. Н. Потанину за 1872-1873 гг.) / Вестник Томского государственного университета. История. - 2019. - № 62. - С. 1924

Малинов А. В. Философия и идеология областничества. СПб., 2012.

Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. Архив Н. М. Ядринцева. Фонд 3. Опись 1. Дело 186. Л.1

Саломон А. П. Ссылка в Сибирь: очерк ее истории и современного положения : для Высочайше учрежденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. СПб, 1900.

Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. -СПб., 2004.

Шиловский М. В. Публицистическое осмысление Н. М. Ядринцевым перспектив развития Сибири в 1870-1880-е гг. / Ядринцевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск. - 2021. - С. 22-26 Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения за жизнью тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Сравнение различных систем наказания у нас и в Западной Европе. Основа новой рациональной системы исправления согласно выводам пенитенциарной науки и опыту русской тюремной общины. СПб., 1872.

Ядринцев Н. М. Условия прогресса в сфере наказаний / Дело. - 1871. - № 6. - отд. 1. - С. 137

Ядринцев Н. М. Преступники по изображению романтической и натуральной школы / Дело. 1872. № 6. отд. 1 с. 188. Repenning Lopez Understanding Siberia as a Colony. Bureaucracy and Civil Society during the Era of the Great Reforms. Dissertation, University of Bristol. 2020.

Johnson A. Envisioning Siberia: Siberian Regionalism through Evolution and Revolution. Georgia, Georgia State University, 2016.

Jurgenson A. Siberlaste Identiteedi Kujunemine ja Selle uks poliitillisi Avaldumisvorme oblastnike Liikumine. In: Acta Historica Tallinnensia, 2007, No. 11, Pp. 30-47.

References

Dolzhikov, V. A. (2018). N. M. Yadrintsev about the ethno-cultural interaction of the Old Believer peasants of the Russian Altai with the aboriginal population. Peoples and religions of Eurasia. No. 15(2) (in Russian).

Ivanov, A. A. (2009). Criminal exile and the development of Siberia in the works of the leaders of the regional movement of the second half of the 19th century. Izvestia of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies. No. 1. 166165 (in Russian).

Kodan, S. V. (1982). Reform of the Siberian exile in the first half of the 19th century. Historical and legal research: problems and prospects. Р. 110-118. Moscow (in Russian).

Kostyakova, Yu. B. (2019). Publication activity of N. M. Yadrintseva in exile: causes and results (according to letters to G. N.

Potanin for 1872-1873). Tomsk State University Bulletin. Story. No. 62. 19-24 (in Russian).

Malinov, A. V. (2012). Philosophy and ideology of regionalism. St. Petersburg: Intersocis (in Russian).

Department of Manuscripts and Book Monuments of the Scientific Library of Tomsk State University. Archive N. M.

Yadrintsev. Fund 3. Inventory 1. File 186. L.1(in Russian).

Salomon, A. P. (1900). Link to Siberia: an outline of its history and current situation: for the Highly Established Commission on measures to abolish the link. St. Petersburg: Printing house St. Petersburg. prisons. (in Russian).

Uporov, I. V. (2004). Russian Penitentiary Policy in the 18th-20th Centuries: Historical and Legal Analysis of Development Trends. St. Petersburg (in Russian).

Shilovsky, M. V. (2021). Publicistic comprehension of N. M. Yadrintsev prospects for the development of Siberia in the 1870-1880s. Yadrintsev readings: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference. Omsk. Рр. 22-26 (in Russian). Yadrintsev, N. M. (1872). Russian community in prison and exile. Research and observation of the life of prison, exile and vagrant communities. Comparison of various punishment systems in our country and in Western Europe. The basis of a new rational system of correction according to the conclusions of penitentiary science and the experience of the Russian prison community. St. Petersburg (in Russian).

Yadrintsev, N. M. (1871). Conditions for progress in the sphere of punishment. Delo. No. 6. dep. 1. p. 137 Yadrintsev, N. M. (1872). Criminals in the image of the romantic and natural school. Delo. No. 6. dep. 1. 167-210 (in Russian). Repenning Lopez (2020). Understanding Siberia as a Colony. Bureaucracy and Civil Society during the Era of the Great Reforms. Dissertation, University of Bristol.

Johnson, A. (2016) Envisioning Siberia: Siberian Regionalism through Evolution and Revolution. Georgia, Georgia State University.

Jurgenson, A. (2007). Siberlaste Identiteedi Kujunemine ja Selle uks poliitillisi Avaldumisvorme oblastnike Liikumine. In: Acta Historica Tallinnensia, , no. 11, pp. 30-47.

Citation:

Головинов А. В., Головинова Ю. В. Дефиниция «исправление преступника» в политико-правовом учении Н. М. Ядринцева //

Legal Linguistics, 29, 2023

Юрислингвистика. - 2023. - 29. - С. 14-18.

Golovinov A. V., Golovinov Yu. V. (2023) The Definition of "Correctional Rehabilitation of a Criminal" in the Political and Legal Doctrine of N. M. Yadrintsev. Legal Linguistics, 29,14-18. I ("ОЕ^^^ИтЬк work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.