Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
/
"There is Nothing More Useful Than the Abolition of this Fruitless Punishment": The Narrative of the Abolition of Exile to Siberia in N. M. Yadrintsev's Work of the 1870s_
Alexander V. Golovinov (a) & Yulia V. Golovinova (b)
(a) Altai State University. Barnaul, Russia. Email: alex-golovinov[at]mail.ru
The aim of this study is to reconstruct and demonstrate the narrative of the Siberian exile as an unsustainable form of punishment, which was widely represented in the literary and journalistic works of N.M. Yadrintsev, the leader of the Siberian regional movement in the 1870s. The chronological framework used in this study is not coincidental, as it seeks to expand the understanding of the diverse legacy of the "worthy son of Siberia" by examining the topic of exile during the initial period of his career as an enlightener in the 1870s.
The study mainly employs published sources, with emphasis on N.M. Yadrintsev's works during the 1870s. Additionally, archival materials from N.M. Yadrintsev's collection in the Department of Manuscripts and Book Monuments of the Scientific Library of Tomsk State University are utilized. This set of sources highlights N.M. Yadrintsev's actual involvement in attempting to reform the penitentiary system in the Russian Empire.
The paper notes that N.M. Yadrintsev's journalism reflects the idea that exile, by combining almost all categories of crimes, became a panacea for all ills. Exile was also considered a crucial economic tool, replacing short-term and long-term prisons.
The authors conclude that N.M. Yadrintsev's ideological and journalistic legacy, as demonstrated in central and regional periodicals during the 1870s, succinctly showed that exile has no corrective value for criminals. Instead, it contributes to the criminalization of the region and leads to an increase in illegal activity. The state spends too many financial resources on the exile system, and its colonization influence is insignificant.
Keywords
Exile; Siberia; Regionalism; Punishment; N.M. Yadrintsev; Russian Empire; Prison Policy; Crime; Colonization
(b) Altai State Pedagogical University. Barnaul, Russia. Email: yu.golovinova[at]mail.ru
Received: 24 October 2022 | Revised: 26 December 2022 | Accepted: 6 February 2023
Abstract
This work is licensed under a Creative Commons "Attribution" 4.0 International License
/
«Нет ничего полезней, чем отмена этого бесплодного наказания»: нарратив отмены ссылки в Сибирь в публицистике Н.М. Ядринцева 1870-х гг.
Головинов Александр Викторович (a), Головинова Юлия Владимировна (b)
(a) Алтайский государственный университет. Барнаул, Россия. Email: alex-golovinov[at]mail.ru
(b) Алтайский государственный педагогический университет. Барнаул, Россия. Email: yu.golovinova[at]mail.ru
Рукопись получена: 24 октября 2022 | Пересмотрена: 26 декабря 2022 | Принята: 6 февраля 2023
Аннотация
Цель настоящего исследования состоит в реконструировании и демонстрации нарратива отмены ссылки в Сибирь как несостоятельного вида наказания, широко представленного в 1870-е гг. в литературно-публицистическом творчестве лидера движения сибирских областников Н.М. Ядринцева. Хронологические рамки, обозначенные в работе, не случайны. Полагаем, что исследование темы ссылки в начальном периоде творчества просветителя (в те самые в 1870-е гг.), позволит расширить представление о многообразном наследии «достойного сына Сибири».
Нами преимущественно привлекаются опубликованные источники, акцент делается на мало используемых в отечественной и зарубежной историографии произведениях Н.М. Ядринцева. Авторы статьи обращались к архивным материалам из фонда Н.М. Ядринцева в отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная группа источников позволяет подчеркнуть реальную причастность Н.М. Ядринцева к попыткам преобразований пенитенциарной системы в Российской Империи.
В работе отмечается, что в публицистике Н.М. Ядринцева прослеживается идея о том, что ссылка объединяет почти все категории преступлений, становясь, некой панацей. Плюс - оказывается важным экономическим средством, заменяющим краткие, а порой и долгие сроки пребывания в тюрьме.
Авторы приходят к выводу, что в идейно-публицистическом наследии сибирского просветителя на страницах центральных и региональных периодических изданий 1870-х емко показано, что ссылка не имеет исправительного значения для преступника, содействует криминализации региона и приводит к росту противоправных деяний; государство слишком много тратит финансовых ресурсов на систему наказания, а колонизационное ее влияние оказывается незначительным.
Ключевые слова
ссылка; Сибирь; областничество; наказание; Н.М. Ядринцев; Российская Империя; пенитенциарная политика; преступность; колонизация
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attribution" («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
Идейное и публицистическое наследие одного из основоположников движения сибирских демократических регионалистов (областников) Н.М. Ядринцева стабильно вызывает высокий интерес как в исторической науке, так и в гуманитарных дисциплинах в целом. Разнообразие разрабатываемых сибирским просветителем тем способствует практически непрекращающемуся процессу постижения идейного мира адепта идеологии областничества. Актуальность комплекса вопросов, которые затрагивал Н.М. Ядринцев в своем литературно-публицистическом творчестве, имеет в этом смысле непроходящую ценность.
Важное место в системе убеждений «достойного сына Сибири» занимает нарратив отмены ссылки в Сибирь. В отечественной историографии данный фрагмент рассматривался преимущественно в фокусе изучения проблем пенитенциарной политики Российской Империи. Представляется возможной попытка детализировать дискурс неэффективности ссылки как наказания.
Тема ссылки в Сибирь имеет важное вспомогательное значение для фронтирных исследований. Лейтмотивом многообразного наследия известного сибирского публициста был как раз этот вопрос. В отечественной историографии по проблемам освоения «Восточной окраины» подавляющее большинство ученых апеллирует к дискурсу отмены ссылки и ее значению для вольно-народной колонизации Сибири в литературно-публицистическом творчестве Н.М. Ядринцева.
Хронологические рамки исследования
1870-е гг. в публицистическом творчестве Н.М. Ядринцева обозначены не случайно. Хронологические рамки, охватывающие исследуемый период интеллектуального наследия идеолога сибирского областничества, позволяют показать ранние взгляды просветителя на несостоятельность ссылки. В современной историографии анализу преимущественно подвергались его публикации в газете «Восточное обозрение» и в классических монографических произведениях (Сибирь как колония, 1882; Сибирские инородцы, 1891; Русская община в тюрьме и ссылке, 1872). Оно и не удивительно, ведь на протяжении все своей жизни Н.М. Ядринцев разрабатывал этот вопрос. Однако первые публикации, которые пришлись на 1870-е гг., рассматривались лишь фрагментарно. Полагаем, что исследование темы ссылки в начальном периоде творчества позволит расширить представления о многообразном наследии «достойного сына Сибири». Для демонстрации последовательности взглядов просветителя частично анализировались фрагменты публицистики 1880-1890-х гг. Отступление от хронологических рамок имело целью показать непротиворечивость выводов публициста.
Обзор историографии
Проблематика ссылки в Сибирь практически всегда находилась под пристальным вниманием отечественной историографии. Наследие Н.М. Ядринцева, посвященное указанному вопросу, анализировалось в работах С.В. Кодана (1982), А.А. Иванова (2009), С.Л. Курас (2022), Л.М. Дамешека (1981), А.О. Милевского (2017), Н.Ф. Васильевой (2009), М.В. Шиловского (2021) и др.
Стоит особо выделить иркутскую школу изучения ссылки. Именно здесь, в крупном городе Восточной Сибири, оформился полноценный научный центр анализа системы депортации. Примечателен в этом смысле сборник «Сибирская ссылка», выпускаемый силами иркутских историков.
Весомый вклад внесен А.А. Ивановым. Рассматривая историографию сибирской политической и уголовной ссылки, профессор пришел к справедливому выводу о том, что представители областнического движения были убежденными сторонниками народной, а не государственной колонизации «Восточной окраины», потому не придавали ссыльной системе ключевого значения.
Разнообразные аспекты искомой темы представлены в работах С.Л. Курас и Т.Л. Курас, которые а соавторстве и А.А. Ивановым исследовали и показали положение ссыльных евреев в Иркутской губернии в конце XIX - начале ХХ в. (Иванов, Курас & Курас, 2021). Данной группой ученых широко рассматривались вопросы дореволюционного тюрьмоведения и пенитенциарной политики.
Современные исследователи обращались и к публицистике Н.М. Ядрин-цева, используя некоторые фрагменты его творчества в качестве дополнительного источника. Иркутский историк Е.С. Сальникова изучила проблемы ссылки в освещении периодики второй половины XIX в. (Сальникова, 2011). Было доказано, что на полосах газеты «Восточное обозрение» развернулась широкая дискуссия о несправедливости ссылки как наказания и пагубном ее влиянии на сибирский регион. Именно Н.М. Ядринцев, будучи создателем, учредителем и продолжительное время главным редактором этого издания, инициировал столь масштабную «информационную атаку».
Проблематика ссылки в контексте пенитенциарной политики самодержавия рассматривается в исследовании И.В. Упорова, направленном на историко-правовой анализ уголовно-исполнительной политики царизма (Упоров, 2004); автор активно использует публицистику Н.М. Ядринцева как один из важных научных источников. К наследию лидера сибирских областников обращаются В.П. Зиновьев (2012), А.В. Малинов (2012), М.К. Чуркин (2017), А.В. Должиков (2018), Ю.Б. Костякова (2019), Н.В. Жилякова (2010), А.В. Головинов (2022).
Томский профессор В.П. Зиновьев рассматривает проблематику областничества в контексте сибирской идентичности. Философ из «северной
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
/
столицы» А.В. Малинов предпринимает попытку определить философские грани областнической мысли с момента ее исторического генезиса, то есть с момента формирования кружка земляков-сибиряков в Петербурге. Барнаульский профессор В.А. Должиков освещает проблему взаимодействия крестьян-старообрядцев Русского Алтая с аборигенным населением. Публицистическое творчество Н.М. Ядринцева исследует и Ю.Б. Костякова, штудирующая ранние творения идеолога сибирского областничества, преимущественно представленные на страницах Камско-Волжской газеты 1873 г. Аспекты писательского таланта Н.М. Ядринцева изучают М.К. Чуркин и Н.В. Жилякова.
Общие вопросы наследия сибирских областников, в том числе Н.М. Ядринцева, рассматриваются и в зарубежной историографии. Американский историк Э. Джонсон в 2016 г. на материалах Государственного архива Томской области защитил диссертацию по теме «Представляя Сибирь: сибирский регионализм через эволюцию и революцию» (Johnson, 2016). Он изучает отмену ссыльной системы в контексте насущных сибирских вопросов и, следуя за выводами отечественной историографии, отмечает, что в конце 1800-х годов Н.М. Ядринцев стремился покончить с системой ссылки, которая отравляла сибирское общество.
Другой англоязычный исследователь, Э. Фризен, в 2020 г. в университете Торонто публикует книгу «Колонизация земли обетованной России: православие и община на Сибирской степи». Фронтирное исследование канадского подданного включает отсылки к фундаментальной книге Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония». Автор сосредотачивает внимание на процессах христианизации сибирской окраины, частично касается общих вопросов колонизационных процессов (Friesen, 2020).
Тематике областничества посвящены исследования Д. Рэйнбоу. В 2013 г. западный исследователь представляет диссертационное сочинение «Сибирские патриоты: партиципаторная автократия и Российское имперское государство: 1858-1920 гг.» (Rainbow, 2013). Американец приходит к выводу, что Российская империя была государством, позволявшим привлечь правителей к благополучию своих подданных, но в создании имперской политики сильно зависела от опыта своих субъектов. Д. Рэйнбоу не исследует проблематику ссылки в публицистике Н.М. Ядринцева, но останавливает внимание на идеологии сибирских областников.
Историографический интерес для настоящего исследования представляет публикация британского подданного Р. Лопес. В работе «Понимание Сибири как колонии: бюрократия и гражданское общество в эпоху Великих реформ» (Lopez, 2020). Ученым анализируется политика объединения, царившая в Сибири во второй половине XIX в., административное присоединение Западной Сибири к бюрократическим структурам европейской России на фоне мероприятий, обеспечивших сохранение различия между столичным ядром и провинцией.
Как видим, идейное наследие Н.М. Ядринцева рассматривается как самостоятельное направление общественной-политической мысли - яркий пример тому работы Д. Рэйнбоу и Э. Джонсона; здесь проблематика ссылки в Сибирь анализируется сугубо в ракурсе интеллектуальной истории областничества. Публицистическое творчество сибирского просветителя, посвященное проблематике ссылки, вызывает интерес зарубежных ученых в контексте фронтирных разысканий и понимания общих процессов освоения, колонизации сибирского макрорегиона, о чем свидетельствуют труды Р. Лопеса и Э. Фризена.
Цель настоящего исследования - выявление нарратива отмены ссылки в идейном наследии Н.М. Ядринцева 1870-х гг.
Методология исследования и обзор используемых источников
Исследование опирается на принцип историзма и объективности. Основу методологического инструментария составляют положения «новой социальной истории», которая делает акцент на обществе и человеке, а не на государстве и власти. Выбор исследовательских приемов обусловлен мировоззрением Н.М. Ядринцева, для которого был имманентно присущ подход социальной историософии при рассмотрении общественной и государственной действительности.
Анализируются по преимуществу опубликованные источники - статьи и книги, в которых лидер движения областников обличал патологии ссылки, исследовал ее колонизационное значение. К работе привлекается публицистика Н.М. Ядринцева, представленная в его известных трудах - «Русская община в тюрьме и ссылке» 1872 г. и «Сибирь как колония» 1882 г. В первую очередь текстологическому анализу подвергаются материалы периодики 1870-х гг., на столбцах которой представлены взгляды сибирского просветителя. Это издания «Дело», «Вестник Европы», «Неделя», «Голос», «Сибирь». Частично используются материалы газеты «Восточное обозрение» 1880-1890-х гг. Вовлекаются некоторые архивные материалы из специального фонда Н.М. Ядринцев в отделе рукописей и книжных памятников научной библиотеки Томского государственного университета. Данная группа источников позволяет доказать причастность Н.М. Ядринцева к попыткам преобразований пенитенциарной системы Российской Империи. В частности, материалы показывают, что разработки известного сибиряка в области тюрьмоведения и отмены ссылки были известны Начальнику главного тюремного управления М.Н. Галкину-Враскому.
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
/
Публицистика Н.М. Ядринцева в 1870-е гг.: формирование нарратива несостоятельности ссылки в Сибирь
Отмена ссылки в Сибирь выступала одним из базовых положений идеологии движения сибирских областников. Адепт демократического регионализма, Н.М. Ядринцев на протяжении всей писательской карьеры пытался показать несостоятельность, пагубность ссыльной системы для «Восточной окраины». Этот «самый насущный вопрос Сибири», по терминологии самих областников, широко представлен Н.М. Ядринцевым в рамках фундаментального научно-публицистического произведения «Русская община в тюрьме и ссылке» 1872 г. Здесь сибирский просветитель с привлечением разнообразных статистических данных и зарубежного опыта систематизировал аргументы о несостоятельности ссылки как средства уголовно-правового воздействия.
Дж. Кеннан, первый иностранец, представивший зарубежному сообществу мир каторги и ссылки в Сибири, замечал:
«В промежутке от 1865 и 1875 гг. Н.М. Ядринцев путешествовал по Сибири и сообщал результаты своих изысканий в журнале "Неделя". Около того времени он выпустил в свет замечательное социологическое исследование о русских преступниках в тюрьме и ссылке, озаглавленное "Русская община в тюрьме и ссылке"» (Кеннан, 1894, с. 2).
Это труд, обобщающий подготовленные ранее сибирским публицистом газетные и журнальные материалы. До этого в центральном издании «Дело» увидели свет такие его публикации, как «Исторические очерки русской ссылки в связи с развитием преступлений» (1870), «Колонизационное значение русской ссылки» (1870), «Исправительное значение русской ссылки» (1871), «Условия прогресса в сфере наказаний» (1871).
Текстологический анализ позволяет утверждать, что, в 1870-1871 гг. Н.М. Ядринцев, апеллируя к уголовной статистике, выдвигает убедительный тезис: вместо того, чтобы исправлять преступника, ссылка в Сибири только приводит к росту противоправных деяний. Аргумент просветителя весьма прост - ссыльные порождают колоссальный рост преступности. С ссыльными в сибирском регионе связаны нетипичные для отчего края преступные деяния - подделка монет, ценных бумаг и др. Просветитель отмечает:
Статистические цифры ссылки в Сибирь в нач. XIX столетия, и даже после 1822 года, приводят к заключению, что она характеризовалась всегда громадным бродяжеством, смертностью поселенцев и преступлениями (Ядринцев, 1870. с. 20).
На протяжении 1870-х гг. идеолог движения сибирских областников активно развивает тематику в газете «Неделя», издававшейся в Петербурге. В 1874 г. на суд общественности представлены такие материалы как «Страна ссыльных: из воспоминаний сибиряка: результаты тюремной реформы и чем заменить ссылку» и «Результат тюремной реформы». Публицист пытается
/
предложить западные подходы к ссылке и варианты ее замены на различные виды среднесрочного пенитенциарного заключения.
В том же 1874 г. Н.М. Ядринцев активно развивает тему несостоятельности ссылки, сотрудничая с изданием «Голос», например, в работах «Исправительное значение сибирской ссылки» и «Что стоила Сибири ссылка?». Здесь раскрывается основная, по мысли идеолога областничества, патология наказания. Сибирский общественный деятель выделяет два основных тезиса против ссылки на поселение. Во-первых, отсутствие взаимосвязи ссыльных поселенцев с местным обществом разобщает социум, не имеет желаемого уголовно-исправительного воздействия на преступника.
«Отсутствие привязанности к новой местности, - замечал тогда Н.М. Ядринцев, - и непримиримость с окружающей обстановкой составляют отличительный признак ссыльных. Они клянут Сибирь, осыпают сибиряков насмешками и ругательствами. <...> Человек, пренебрегавший новым обществом и общественными отношениями, естественно не мог быть благонадежным. <...> Анализируя мотивы преступлений ссыльных, мы видим, что в совершении их значительную роль играло раздражающее и вредное нравственное влияние.» (Ядринцев, 1874, с. 146).
Лишь в одном случае есть малейший элемент исправительного воздействия - удаленность от места преступного деяния. Аргументируя такую позицию, лидер областнического движения констатирует:
«Ссылка имеет то достоинство, что, изолируя преступника от среды, в которой он совершил преступление, делает его безопасным для нее и переносит его в другую страну и общественную среду, где не знают о его преступлении, что дает ему полную возможность восстановить свою репутацию» (Ядринцев, 1874, с. 148).
Однако, лишенный прав и оказавшийся в незнакомой обстановке, вновь прибывший поселенец способен проявлять склонность к разнообразным девиациям.
Во-вторых, принудительный труд ссыльных показывает несостоятельность наказаний.
«Идея о свободном труде ссыльного, приводящем его к полному исправлению, должна была уступить труду принудительному, так как для обеспечения существования колониста пришлось заставлять его работать силой, под угрозой жестоких наказаний и подчинять суровой дисциплине, применяемой в каторге. <...> Встречая невыгодные условия для своего труда, ссыльные пускались в бродяжество и снова совершали преступления.» (Ядринцев, 1874, с. 162).
Мыслитель-публицист критически оценивает выводы ученых правоведов о том, что даже закоренелые преступники в ссылке становятся более способными к труду, приносят пользу месту, где они пребывают в ссылке и даже избавляются от вредных привычек.
«Что же касается ее исправительного значения, - писал о ссылке Н.М. Ядринцев, - то идеал благоденствующего, добродетельного ссыльного, с
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
/
таким умилением, воспеваемый теоретиками права, почти никогда или по крайней мере очень редко осуществлялся на практике. Точно так же и предположения теоретиков о том, что колонизационные цели ссылки не могут противоречить ее исправительному значению, верны только в теории, которая, отрешается от действительности...» (Ядринцев, 1872, с. 583).
Еще 1870 г. Н.М. Ядринцев высказал решительную позицию против ссылки и как карательной, и как исправительной меры уголовно-правового воздействия.
«Как карательная и устрашительная мера, - доказывает он, - ссылка не могла принести никакой пользы. Мы видим, что она нисколько не предупреждала и не уменьшала преступлений и, как всякое наказание, служило только суровым возмездием и страданием для преступников» (Ядринцев, 1870, с. 238).
Проявляя неподдельный интерес к проблеме влияния ссыльных на освоение сибирского региона, основоположник движения областников смело размышляет о социальном положении ссыльных поселенцев, об их роли в сибирском локальном социуме. Так, в 1875 г. в Вестник Европы был включен его материал «Положение ссыльных в Сибири». Публикация имеет ярко выраженную научную составляющую. Анализируя различные статистические документы и сведения, Н.М. Ядринцев попытается установить точную численность ссыльных. Подчеркивается их роль в социальной стратификации сибирского социума, подробно представлен социально-демографический состав, половозрастные особенности ссыльнопоселенцев, их основные занятия. Вся эта скрупулезная работа подчинена базовой цели - показать колонизационное влияние ссыльных на родную Сибирь.
«На всю Сибирь, - обнаруживает он тогда, - можно положить 198 122 ссыльных, а на все находящееся свободное русское население - 5,2 %. Распределение ссыльных неравномерно как по губерниям, так и по округам» (Ядринцев, 1875, с. 283).
Больше всего, согласно данным за 1868 г., ссыльнопоселенцев приходится на Тобольскую и Томскую губернию. Менее населена уголовными и политическими ссыльными Забайкальская и Якутская области. Точных сведений о приросте ссыльных в результате браков, рождений сибирскому общественному деятелю, к сожалению, не удалось обнаружить. Анализируя демографический состав, он, как всегда, апеллирует к официальным цифрам. Так, ссылаясь на енисейское начальство, на столбцах Вестника Европы пишет:
«Смертность ссыльных огромна до последнего времени и начинается во время пересылки; пересыльные арестанты заболевают в партиях и нередко на дороге их поражают целые эпидемии» (Ядринцев, 1875, с. 286).
Гендерный вопрос, который пытается анализировать просветитель, также не оставляет иллюзий:
«Что касается едущих за ссыльными женщин и детей, - замечал Н.М. Ядринцев, - то о них известно и выяснено только два факта. Между женщинами замечается
нравственное падение вследствие пребывания в партиях, и в Сибирь они являются не способными к семейной жизни.» (Ядринцев, 1875, с. 289).
Таким образом, колонизационное значение русской ссылки сибирский просветитель рассматривает с критических позиций. В 1870 г. в одной из своих публикаций он старается доказать, что в деле заселения Сибири ссылка так и не сыграла ключевой роли. Анализируя историю освоения «Восточной окраины» и долю в ней ссыльного элемента, Н.М. Ядрицев отмечает, что оседлость ссыльных поселенцев идет крайне туго. Поселенцы не становятся преобладающей частью локального сибирского социума, они составляют быстро вымирающую и сокращающуюся его часть. Незначительный успех штрафная колонизация имела только на ранних этапах освоения сибирского пространства.
«Несмотря на все усилия, - обнаруживает просветитель, - добиться слития ссыльных с туземцами <.> не удалось, и поколение за поколением прибывающих в Сибирь бобыльных и неженатых поселенцев вымирало и пропадало бесследно.» (Ядринцев, 1870, с. 34).
В итоге Н.М. Ядринцев приходит к выводу о том, что местное население неохотно принимает сосланных в Восточную окраину, ассимиляция слаба, колонизационное значение ссылки минимально. Ссыльные не отличаются нравственностью и в большинстве своем пьянствуют, совершают противоправные деяния.
В своей актуальной публицистике сибирский общественный деятель многократно обращает внимание на неразборчивость правосудия при назначении ссылки как меры названия. На это счет он имеет четкую позицию, согласно которой:
«Ссылка применяется не только как наказание, но и как предупредительная мера для лиц подозрительных, не только как суровая расправа, но и как полицейская мера. Заметим при этом, - продолжает он, - что характер ссылки на поселение, т.е. ссылки с лишением прав, с вечным пребыванием в Сибири, -наказание, созданное для важных преступников, ни мало не изменяется для маловажных и применяется с той же строгостью» (Ядринцев, 1870, с. 239).
Влияние ссылки на социально-экономическое развитие Сибири Н.М. Ядринцев видит в негативном свете. Не принижая некоторых возможных положительных моментов от политической ссылки, по вопросу уголовного элемента, ссылаемого в регион, просветитель придерживается тезиса о негативных последствиях. Он прямо заявляет, что ссылка во всех ее проявлениях не приносит пользу сибирскому обществу и выступает явным тормозом в его развитии. На страницах издания «Сибирь» в 1875 г. он убеждает:
«Вопрос об избавлении Сибири от ссылки имеет огромное значение в судьбе Сибири в будущем. Как страна ссылки, Сибирь никогда не могла быть равноправною, она не могла быть страной прочной культуры и гражданственности,
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
потому что здесь не было безопасности, она не могла содействовать развитию торговли и промышленности, колонизация ее задерживалась...» (Ядринцев, 1875, с. 23).
Можно констатировать, что в 1870-е гг. в трудах Н.М. Ядринцева были заложены все ключевые аргументы против ссылки - ее низкое исправительное значение, малое колонизационное влияние, криминогенное воздействие ссыльнопоселенцев на сибирский социум и другие пагубные последствия.
От 1870-х к 1880-1890-м гг.: дискурс отмены ссылки
Данную тему сибирский просветитель обобщил в двух крупных работах -«Русская община в тюрьме и ссылке» (1872) и «Сибирь как колония» (1882). В этих книгах им систематизирован ранее собранный статистический и теоретический материал.
Н.М. Ядринцев продолжал развивать вопрос о негативном влиянии ссыльных на коренных сибиряков. Он демонстрировал печальные последствия воздействия ссыльнопоселенцев на сибирский социум.
«Нравственное влияние ссылки, - констатировал в 1882 г. публицист, - кроме того, отражается и многими другими явлениями в Сибири. Так, указывается на развитие разврата, незаконных сожитии и увеличение незаконных рождений в крае. Иркутская губерния по числу незаконных рождений, например, занимает второе место. (В Иркутской губернии на 100 т. жителей приходилось 391 незаконнорожденный, в Петербурге - 497, в Москве - 237)» (Ядринцев, 2000, с. 211-212).
Н.М. Ядринцев убеждал, что, объединяя почти все категории преступлений, ссылка только виделась панацеей. Она была экономическим средством, заменяющим краткосрочные и долгосрочные тюрьмы, но лишала наказание исправительного значения.
«Если стоимость ссылки определять теми только расходами, которые производятся из сумм государственных, - замечал сибирский областник, - то дешевизна ее в сравнении с другими мерами наказания стояла бы вне всякого сомнения. Однако государственным расходом следует признать не только тот, который заносится в сметы министерства финансов, но и все другие расходы на общие цели, производимые жителями в виде денежной или натуральной повинности. Раз признав эту бесспорную истину, необходимо согласиться, что сибирская ссылка мера в высшей степени дорогостоящая для государства» (Ядринцев, 2000, с. 218).
По мнению основоположника идеологии сибирского областничества, исправительные и карательные задачи ссылки при существующем в Российской Империи бюджете не могли быть достигнуты.
В труде «Сибирь как колония» Н.М. Ядринцев отмечал, что обстановка, в которой пребывали ссыльные в Сибири, была крайне неудовлетворительной.
Такое социальное положение не могло способствовать сохранению нравственности в среде ссыльных.
«Тяжкие условия труда, - так описывал социальное бытие ссыльных просветитель, - нищета и бедность, отсутствие оседлости, праздность и бродяжество, наклонность к побегам не могли не усилить наклонности к преступлениям. Точно так же не мог благоприятствовать нравственности ссыльных целибат, преобладание в нем мужского населения над женским, предшествовавшая жизнь по острогам, долгое этапное странствование по прежним тюрьмам - все это не могло не отразиться на нравах ссыльных (Ядринцев, 2000, с. 201).
В 1880-1890-е гг. площадкой обсуждения отмены ссылки стала литературная и политическая газета «Восточное обозрение». На столбцах «детища свободной журналистики», издаваемого под руководством главного редактора Н.М. Ядринцева, общественность смело высказывалась против ссылки как бесплодного наказания. Данный факт еще требует специального рассмотрения.
Особого внимания заслуживает статья лидера сибирского областника «Тюрьма и ссылка», размещенная на первых полосах газеты «Восточное обозрение» в 1890 г. Содержание публикации -доклад, представленный просветителем в комиссии Санкт-Петербургского юридического общества для подготовительной работы международного тюремного конгресса.
«Наша комиссия сочла бы своим долгом, - искренне надеялся Н.М Ядринцев, -представить наблюдения и материалы, могущие бросить новый свет на ссылку и таким образом содействовать разрешению вопроса» (Ядринцев, 1890, с. 1).
Известный сибиряк активным образом взаимодействовал с председателем комиссии по тюремным преобразованиям В.А. Соллогубом и профессором уголовного права И.Я. Фойницким, вступал в открытую полемику о ссылке с А.П. Саломоном и Д.А. Дрилем. В конечном счете «Труды его [Н.М. Ядринцева - прим. А.Г., Ю.Г.] потом были переданы Начальнику главного тюремного управления М.Н. Галкину-Враскому» (ОРКП НБ ТГУ).
Неподдельный интерес со стороны адепта идеологии областничества к политике в области тюрьмоведения объясним практическими задачами. Данный вопрос был тесно связан с одним из базовых тезисов политико-правовой программы областников - отменой ссылки в Сибирь. Н.М. Ядринцев использовал любые возможности гласного обсуждения «сибирских вопросов», и дискуссии в связи с тюремной реформой во второй половины XIX в этому благоприятствовали.
Кропотливо собранные и систематизированные сведения о ссылке по достоинству оценивались учеными и крупными чиновниками. Как писал А.П. Саломон:
«По справедливому замечанию Н.М. Ядринцева, ежегодная прибыль ссылки то же, что цифра рождений: нужно еще иметь данные о смертности, чтобы составить себе понятие о всем числе жителей, проживающих на известной
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
территории. Так как статистики смертности ссыльных, никакой не ведется, то необходимо иметь новейшие сведения о числе наличных ссыльных в Сибири (Саломон, 1900, с. 136).
Идея отмены ссылки в Сибирь в публицистике Н.М. Ядринцева в 1870-е гг. занимала особое место. Изложенные в это время аргументы будут и в дальнейшем, в 1880-1890 гг., приводиться в творчестве областника, его соратников, в среде широкой общественности. В конечном итоге подвижническая деятельность «достойного сына Сибири» увенчалась достижением цели - ссылку отменили указом императора. К сожалению, Н.М. Ядринцев не дожил до этого момента.
Выводы
Оценивая ссыльную систему как один из факторов колонизации и освоения макрорегиона, Сибири, лидер движения областников придерживался сугубо демократического направления в отечественной историографии. В своей публицистике он придавал ключевое значение вольно-народному, а не штрафному освоению «Восточной окраины».
В 1870-е гг. в публицистике Н.М. Ядринцева был оформлен целый комплекс аргументов против ссылки как широко распространенного наказания в дореволюционной России. В идейно-публицистическом наследии сибирского просветителя на страницах центральных и региональных периодических изданий того времени емко показано, что ссылка не имеет исправительного значения для преступника, но содействует криминализации региона, приводит к росту противоправных деяний. Государство тратит финансы, а колонизационное влияние оказывается незначительным.
Текстологический анализ произведений лидера движения сибирских областников позволяет констатировать, что нарратив отмены ссылки был типичен для всего творчества просветителя, однако, его базовые концепты были оформлены уже в раннем творчестве, в 1870-е гг. В дальнейшем, в 1880-1890-е гг. дискуссия о крайней важности скорейшей отмены ссылка как неэффективного наказания продолжалась.
Список литературы
Friesen, A. (2020). Colonizing Russia's Promised Land: Orthodoxy and Community on the Siberian Steppe. University of Toronto Press.
Johnson, A. (2016). Envisioning Siberia: Siberian Regionalism through Evolution and Revolution [PhD Thesis, Georgia State University]. https://doi.org/10.57709/8859178
Lopez, D. R. (2020). Understanding Siberia as a colony: Bureaucracy and civil society during the era of the Great Reforms [PhD Thesis]. University of Bristol.
/
Rainbow, D. (2013). Siberian Patriots: Participatory Autocracy and the Cohesion of the Russian Imperial State, 1858-1920 [PhD Thesis]. New York University.
Васильева, Н. Ф. (2009). Сибирский сепаратизм конца Х1Х-начала ХХ вв. И взаимоотношения сибирских областников и политических ссыльных: Взгляд советских историков. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 1, 176-180.
Головинов, А. В. (2022). «Провинциальный вопрос» в политической мысли сибирского демократического регионализма (областничества). Вестник Московского государственного областного университета, 3. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1126
Дамешек, Л. М. (1981). Н. М. Ядринцев о взаимном влиянии русского и коренных народов Сибири. Проблемы социально-экономического и политического развития стран Востока: Тезисы докладов региональной научной конференции (Иркутск, 14-16 мая 1981 г.), 20-22.
Должиков, В. А. (2018). НМ Ядринцев об этнокультурном взаимодействии крестьян-
старообрядцев Русского Алтая с аборигенным населением. Народы и религии Евразии, 15 (2), 52-64.
Жилякова, Н. В. (2010). «Центр или провинция?» областническая дискуссия в сибирской печати 1870-1880-х годов. Вестник НГУ. Серия: История, филология, 9 (6), 13-19.
Зиновьев, В. П. (2012). Идеи областничества как выражение сибирской идентичности в исторической перспективе. Российская государственность: исторические ретроспективы и современность: материалы Всероссийской научной конференции к 1150-летию российской государственности и 70-летию Кемеровской области, 120-123.
Иванов, А. А. (2009). Лидеры областнического движения о роли уголовной ссылки в освоении Сибири. Известия Алтайского государственного университета, 3 (4), 56-62.
Иванов, А. А., Курас, С. Л., & Курас, Т. Л. (2021). Ссыльные евреи в политической жизни Иркутской губернии конца XIX - начала ХХ в. Вестник Томского государственного университета. История, 71, 162-169. https://doi.org/10.17223/19988613/71/23
Иванов, А. А., Курас, С. Л., & Курас, Т. Л. (2022). Сибирская ссылка в отечественной историографии 1990-2010-х годов. Научный диалог, 11 (1), 395-413. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-395-413
Кеннан, Дж. (1894). Памяти Н.М. Ядринцева. Восточное обозрение, 120, 2.
Кодан, С. В. (1982). Реформа сибирской ссылки в первой половине XIX века. В Историко-правовые исследования: Проблемы и перспективы (сс. 110-118). Москва.
Костякова, Ю. Б. (2019). Публикаторская деятельность Н.М. Ядринцева в ссылке: Причины и результаты (по письмам к Г.Н. Потанину за 1872-1873 гг.). Вестник Томского государственного университета. История, 62, 45-53. https://doi.org/10.17223/19988613 /62 /6
Малинов, А. В. (2012). Философия и идеология областничества. Интерсоцис.
Милевский, О. А. (2017). Политическая ссылка 1860-1890-х годов на Тобольский Север: Социокультурный аспект. Аксиома.
Отдел рукописей и книжных памятников Научной библиотеки Томского государственного
университета. (ОРКП НБ ТГУ). (б. д.). Архив Н.М. Ядринцева. Фонд 3. Опись 1. Дело 2. Л. 1301.
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
/
Саломон, А. П. (1900). Ссылка в Сибирь: Очерк ее истории и современного положения: Для Высочайше учрежденной комиссии о мероприятиях по отмене ссылки. Типография С.-Петербургской тюрьмы.
Сальникова, Е. С. (2011). Проблемы уголовной ссылки в Восточную Сибирь в кон. XIX в. В освещении периодической печати. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 5-2, 171-174.
Упоров, И. В. (2004). Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: Историко-правовой анализ тенденций развития. Юридический центр Пресс.
Чуркин, М. К. (2017). Сибирский колониальный дискурс в фельетонах Н.М. Ядринцева. Гуманитарные науки в Сибири, 3, 122-125. https://doi.org/10.15372/HSS20170321
Шиловский, М. В. (2021). Публицистическое осмысление Н. М. Ядринцевым перспектив развития Сибири в 1870-1880-е гг. Ядринцевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 101-104.
Ядринцев, Н. М. (1870a). Исторические очерки русской ссылки в связи с развитием преступлений. Дело, 10, 220-248.
Ядринцев, Н. М. (1870b). Колонизационное значение русской ссылки: (Ист. Очерк). Дело, 12, 1-34.
Ядринцев, Н. М. (1871a). Исправительное значение русской ссылки: (Ист. Очерк. Дело, 1, 193-213.
Ядринцев, Н. М. (1871b). Условия прогресса в сфере наказаний. Дело, 6, 124-148.
Ядринцев, Н. М. (1872). Русская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения за жизнью тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Сравнение различных систем наказания у нас и в Западной Европе. Основа новой рациональной системы исправления согласно выводам пенитенциарной науки и опыту русской тюремной общины. б. и.
Ядринцев, Н. М. (1874a). Результат тюремной реформы. Неделя, 21.
Ядринцев, Н. М. (1874b). Страна ссыльных: из воспоминаний сибиряка: результаты тюрем. Реформы и чем заменить ссылку. Неделя, 35.
Ядринцев, Н. М. (1874c). Что стоила Сибири ссылка? Голос, 349.
Ядринцев, Н. М. (1875a). Накануне реформ. Сибирь, 3.
Ядринцев, Н. М. (1875b). Положение ссыльных в Сибири. Вестник Европы, 11, 281-308.
Ядринцев, Н. М. (1890). Тюрьма и ссылка. Восточное обозрение, 28, 1-3.
Ядринцев, Н. М. (2000). Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее (С. Г. Пархимович, Ред.). Мандрики.
References
Churkin, M. K. (2017). Siberian Colonial Discourse in N.M. Yadrintsev's Feuilletons. Humanitarian Sciences in Siberia, 3, 122-125. https://doi.org/10.15372/HSS20170321 (In Russian).
Dameshek, L. M. (1981). N. M. Yadrintsev on the mutual influence of the Russian and indigenous
peoples of Siberia. Problems of Socio-Economic and Political Development of the Countries of the East: Abstracts of the Regional Scientific Conference (Irkutsk, May 14-16,1981), 20-22. (In Russian).
/
Department of Manuscripts and Book Monuments of the Scientific Library of Tomsk State University. (ODKP NB TSU). (b. d.). Archive of N. M. Yadrintsev. Fond 3. Inventory 1. Case 2. p. 1301. (In Russian).
Dolzhikov, V. A. (2018). N.M. Yadrintsev on the ethno-cultural interaction of the Old Believer peasants of the Russian Altai with the aboriginal population. Peoples and Religions of Eurasia, 15 (2), 52-64. (In Russian).
Friesen, A. (2020). Colonizing Russia's Promised Land: Orthodoxy and Community on the Siberian Steppe. University of Toronto Press.
Golovinov, A. V. (2022). "Provincial issue" in the political thought of Siberian democratic regionalism (oblastnichestvo). Vestnik (Herald) of the Moscow State Regional University, 3. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-3-1126 (In Russian).
Ivanov, A. A. (2009). Leaders of the Oblast movement on the role of criminal exile in the development of Siberia. Proceedings of the Altai State University, 3(4), 56-62. (In Russian).
Ivanov, A. A., Kuras, S. L., & Kuras, T. L. (2021). Exiled jews in the political life of the Irkutsk province at the end of the XIX - beginning of the XX century. Tomsk State University Journal of History, 71, 162-169. https://doi.org/10.17223/19988613/71/23 (In Russian).
Ivanov, A. A., Kuras, S. L., & Kuras, T. L. (2022). Siberian Exile in Russian Historiography of 1990s -
2010s. Nauchnyi dialog, 11 (1), 395-413. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-1-395-413 (In Russian).
Johnson, A. (2016). Envisioning Siberia: Siberian Regionalism through Evolution and Revolution [PhD Thesis, Georgia State University]. https://doi.org/10.57709/8859178
Kennan, J. (1894). In Memory of N. M. Yadrintsev. Oriental Review, 120, 2. (In Russian).
Kodan, S. V. (1982). Reform of the Siberian exile in the first half of the 19th century. In Historical and Legal Studies: Problems and Prospects (pp. 110-118). Moscow. (In Russian).
Kostyakova, Yu. (2019). Publication activities of N.M. Yadrintsev's work in exile: causes and results (on the letters to G.N. Potanin for 1872-1873). Tomsk State University Journal of History, 62, 45-53. https://doi.org/10.17223/19988613/62/6 (In Russian).
Lopez, D. R. (2020). Understanding Siberia as a colony: Bureaucracy and civil society during the era of the Great Reforms [PhD Thesis]. University of Bristol.
Malinov, A. V. (2012). Philosophy and ideology of regionalism. Intersociety. (In Russian).
Milevsky, O. A. (2017). Political exile of 1860-1890s in Tobolsk North: Sociocultural aspect. Axiom. (In Russian).
Rainbow, D. (2013). Siberian Patriots: Participatory Autocracy and the Cohesion of the Russian Imperial State, 1858-1920 [PhD Thesis]. New York University.
Salnikova, E. S. (2011). Problems of Criminal Exile in Eastern Siberia in the late 19th century. 19th
century. In the coverage of the periodical press. Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Problems of Theory and Practice, 5-2, 171-174.
Salomon, A. P. (1900). Exile to Siberia: Sketch of its history and present situation: for the Imperial
Commission on Measures to Abolish Exile. St. Petersburg Prison Printing House. (In Russian).
Siberian and Far Eastern Frontiers | https://doi.org/10.46539/jfs.v8i2.471
Shilovsky, M. V. (2021). N. M. Yadrintsev's Publicistic Comprehension of the Prospects for the Development of Siberia in the 1870s - 1880s. Yadrintsev Readings: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, 101-104. (In Russian).
Uporov, I. V. (2004). Penitentiary policy of Russia in 18th - 20th centuries: Historical and legal analysis of development trends. Legal Center Press. (In Russian).
Vasilyeva, N. F. (2009). Siberian Separatism in the late 19th-early 20th centuries. And the Relations
between the Siberian Regionalists and Political Exiles: The View of Soviet Historians. Proceedings of the Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious Studies, 1, 176-180. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1870a). Historical sketches of Russian exile in connection with the development of crime. Delo, 10, 220-248. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1870b). Colonization significance of the Russian exile: (Hist. Essay). Case, 12, 1-34. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1871a). The corrective value of Russian exile: (Hist. Essay). Delo, 1, 193-213. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1871b). Conditions of progress in the field of punishment. Delo, 6, 124-148. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1872). The Russian community in prison and exile. Studies and observations on the life of prison, exile and vagrant communities. A comparison of the various systems of punishment in our country and in Western Europe. The basis of a new rational system of correction according to the conclusions of penitentiary science and the experience of the Russian prison community. n. p. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1874a). The result of the prison reform. Week, 21. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1874b). The Country of the Exiles: From Memoirs of a Siberian: Results of Prison Reforms. Reforms and what to replace exile with. Week, 35. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1874c). What did exile cost Siberia? Golos, 349. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1875a). On the eve of the reforms. Siberia, 3. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1875b). The situation of the exiles in Siberia. Herald of Europe, 11, 281-308. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (1890). Prison and exile. Oriental Review, 28, 1-3. (In Russian).
Yadrintsev, N. M. (2000). Siberia as a Colony: The Present Situation of Siberia. Its Needs and Needs. Its past and future (S. G. Parkhimovich, Ed.). Mandricks. (In Russian).
Zhilyakova, N. V. (2010). "Center or province?" a regionalist discussion in the Siberian press of the 1870s - 1880s. Vestnik NSU. Series: History, Philology, 9 (6), 13-19. (In Russian).
Zinoviev, V. P. (2012). Ideas of regionalism as an expression of Siberian identity in historical perspective. Russian Statehood: Historical Retrospects and Modernity: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference for the 1150th Anniversary of Russian Statehood and the 70th Anniversary of Kemerovo Oblast, 120-123. (In Russian).