Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.М. ЯДРИНЦЕВА В ОБЛАСТИ ТЮРЬМОВЕДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ОПЫТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИОЛОГИИ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.М. ЯДРИНЦЕВА В ОБЛАСТИ ТЮРЬМОВЕДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ОПЫТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Society and Security Insights
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТЮРЬМОВЕДЕНИЕ / Н. М. ЯДРИНЦЕВ / СИБИРСКОЕ ОБЛАСТНИЧЕСТВО / ТЮРЕМНАЯ ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна

Данная статья посвящена реконструкции социально-философских воззрений основоположника движения сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева в области пенитенциаристики. Авторы акцентируют социально-философское и публицистическое наследие сибирского просветителя в сфере тюрьмоведения как один из первых отечественных опытов пенитенциарной социологии. Апеллируя к опубликованным ; источникам - статьям и книгам известного сибиряка в публикации установлено, что в идейном наследии просветителя заключенные понимались как особая социальная группа, а исправительные учреждения и кадровый персонал тюрем как институт воздействия, что свидетельствует о социологическом подходе мыслителя к тюрьмоведению. В статье показано, что в концепции Н. М. Ядринцева отчетливо прослеживается рефлексия об организации жизненного пространства осужденных и ссыльных преступников. В целом авторы констатируют, что основоположник движения сибирских регионалистов Н. М. Ядринцев один из первых в отечественной исследовательской литературе осуществил попытку анализа законов социальной жизни в местах лишения свободы, в том числе бытия тюремной субкультуры. В этом отношении, с известной степенью условности лидера движения областником можно считать одним из основателей пенитенциарной социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PHILOSOPHICAL HERITAGE OF N.M. YADRINTSEVA IN THE FIELD OF PRISON STUDIES AS ONE OF THE FIRST EXPERIENCES OF PENITENTIARY SOCIOLOGY

This publication is devoted to the reconstruction of the socio-philosophical views of the founder of the movement of Siberian democratic regionalism N. M. Yadrintsev in the field of penitentiary. The authors emphasize the socio-philosophical and journalistic heritage of the Siberian educator in the field of prison science as one of the first domestic experiments in penitentiary sociology. Appealing to published sources - articles and books by a famous Siberian, the article establishes that in the ideological heritage of the educator, prisoners were understood as a special social group, and correctional institutions and prison staff as an institution of influence, which indicates the thinker's sociological approach to prison studies. The article shows that the concept of N. M. Yadrintsev clearly reflects the organization of the living space of convicted and exiled criminals. In general, the authors state that N.M. Yadrintsev, the founder of the movement of Siberian regionalists, was one of the first in Russian research literature to attempt to analyze the laws of social life in places of deprivation of liberty, including the existence of a prison subculture. In this regard, with a certain degree of conventionality, the leader of the movement, the regionalist, can be considered one of the founders of penitentiary sociology.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н.М. ЯДРИНЦЕВА В ОБЛАСТИ ТЮРЬМОВЕДЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ОПЫТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИОЛОГИИ»

Научная статья / Research Article УДК 316.2

DOI: 10.14258/SSI(2022)4-11

Социально-философское наследие Н. М. Ядринцева в области тюрьмоведения

как один из первых опытов пенитенциарной социологии

Александр Викторович Головинов1, Юлия Владимировна Головинова2

1Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

2Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Аннотация. Статья посвящена реконструкции социально-философских воззрений основоположника движения сибирского демократического регионализма Н. М. Ядринцева в области пенитенциаристики. Авторы акцентируют социально-философское и публицистическое наследие сибирского просветителя в сфере тюрьмоведения как один из первых отечественных опытов пенитенциарной социологии.

На основе опубликованных источников — статей и книг известного сибиряка в публикации установлено, что в идейном наследии просветителя заключенные понимались как особая социальная группа, а исправительные учреждения и кадровый персонал тюрем — как институт воздействия, что свидетельствует о социологическом подходе мыслителя к тюрьмоведению. Показано, что в концепции Н. М. Ядринцева отчетливо прослеживается рефлексия об организации жизненного пространства осужденных и ссыльных преступников.

В целом авторы констатируют, что основоположник движения сибирских региона-листов Н. М. Ядринцев одним из первых в отечественной исследовательской литературе осуществил попытку анализа законов социальной жизни в местах лишения свободы, в том числе бытия тюремной субкультуры. В этом отношении, с известной степенью условности, лидера движения областником можно считать одним из основателей пенитенциарной социологии.

Ключевые слова: пенитенциарная социология, история социологической мысли, осужденные, тюрьмоведение, Н. М. Ядринцев, сибирское областничество, тюремная община

Для цитирования: Головинов А.В., Головинова Ю.В. Социально-философское наследие Н.М. Ядринцева в области тюрьмоведения как один из первых опытов пенитенциарной социологии // Society and Security Insights. 2022. Т.5, № 4. С. 185-194. doi: 10.14258/ssi(2022)4-11.

Socio-Philosophical Heritage N. M. Yadrintseva

in the Field of Prison Studies as one of the First Experiences

of Penitentiary Sociology

Alexandre V. Golovinov Yulia V. Golovinova 2

'Altai State University, Barnaul, Russia,

alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

2Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Abstract. This publication is devoted to the reconstruction of the socio-philosophical views of the founder of the movement of Siberian democratic regionalism N. M. Yadrintsev in the field of penitentiary. The authors emphasize the socio-philosophical and journalistic heritage of the Siberian educator in the field of prison science as one of the first domestic experiments in penitentiary sociology.

Appealing to published sources — articles and books by a famous Siberian, the article establishes that in the ideological heritage of the educator, prisoners were understood as a special social group, and correctional institutions and prison staff as an institution of influence, which indicates the thinker's sociological approach to prison studies. The article shows that the concept of N. M. Yadrintsev clearly reflects the organization of the living space of convicted and exiled criminals.

In general, the authors state that N.M. Yadrintsev, the founder of the movement of Siberian regionalists, was one of the first in Russian research literature to attempt to analyze the laws of social life in places of deprivation of liberty, including the existence of a prison subculture. In this regard, with a certain degree of conventionality, the leader of the movement, the regionalist, can be considered one of the founders of penitentiary sociology.

Keywords: penitentiary sociology, history of sociological thought, convicts, prison studies, N.M. Yadrintsev, Siberian regionalism, prison community

For citation: Golovinov, A.V., Golovinova, Yu.V. (2022). Socio-Philosophical Heritage N.M. Yadrintseva in the Field of Prison Studies as one of the First Experiences of Penitentiary Sociology. Society and Security Insights, 5(4), 185-194. (In Russ.). doi: 10.14258/ssi(2022)4-11.

Введение

Пенитенциарная социология как самостоятельное направление социологической науки по официальным данным полноценно сформировалось в конце XX в. В действительности ввел в научный оборот термин «пенитенциарная социология» и определил его содержание Ю. А. Алферов. В 1994 г. в работе «Рабочая книга пенитенциарного социолога» были комплексно определены объект, предмет и метод данного направления знания (Алферов, 1994). Исследователь заложил традицию междисциплинарного подхода к проблемному полю социо-

логического анализа тюремного мира, основанного на гармоничном совмещении социологической науки и уголовно-исполнительного права. Стоит полагать, что именно междисциплинарный характер пенитенциарной социологии побуждает в наши дни развернуть широкий дискурс о трактовках и истоках предмета пенитенциарной социологии. Выражая принципиальное согласие с Н. П. Щукиной, отметим, что методология качественных исследований предмета пенитенциарной социологии остается практически за пределами внимания российских ученых — социологов и правоведов (Щукина, 2021: 48).

Вместе с тем, чтобы обозначить предметную область данного специфического вида исследований, важно обратиться к отечественным истокам первых опытов социологического анализа тюремного мира и личности осужденного. Необходимо отметить, что в современной исследовательской литературе можно наблюдать позитивные попытки определить становление и развитие пенитенциарной социологии в России.

Так, в работе современных авторов говорится о том, что к проблематике осужденных русские и зарубежные исследователи проявили интерес в XIX в. Прежде всего Н. В. Нятина, Н. Н. Клименко и М. И. Черных выделяют дореволюционные работы Д. А. Дриля, Э. Ферри и др. (Нятина, Клименко, Черных, 2020).

Однако, чтобы глубже понять предметное поле пенитенциарной социологии, полагаем, важно обратиться наряду с признанными к малоизвестным социально-философским учениям второй половины XIX в., которые были посвящены социологическому изучению мест заключения, личности преступника и тюремной субкультуры.

Так, основоположник движения сибирских регионалистов Н. М. Ядринцев одним из первых в отечественной исследовательской литературе осуществил попытку анализа законов социальной жизни в местах лишения свободы, в том числе бытия тюремной субкультуры. В этом отношении, с известной степенью условности, лидера движения областников можно считать одним из родоначальников пенитенциарной социологии, возникшей на стыке социологической науки, уголовно-исполнительного права и криминалистики. Конечно, еще раз подчеркнем, что данное научное направление было признано и полностью сформировано только в самом конце XX в.

Обращает на себя внимание тот факт, что в современной научно-исследовательской литературе получили освещение лишь самые общие положения социальной философии сибирского просветителя. В этом отношении можно выделить разработки петербургских социологов и философов, таких как А. О. Бороноев,

A. В. Малинов и А. Э. Зайнутдинов (Бороноев, 2004; Малинов, 2012; Зайнутдинов, 2011). Отдельные фрагменты идейного наследия Н. М. Ядринцева в области пени-тенциаристики, тюрьмоведения и уголовной политики представлены в работах

B. П. Позднякова, И. В. Упорова, С. А. Кутякина, А. А. Сысоева и др. (Поздняков, 2020; Упоров, 2004; Кутякин, 2007; Сысоев, 2022). Как видим, специальных работ, где реконструировались бы социально-философские взгляды идеолога областничества в фокусе пенитенциарной социологии, до сих пор нет.

Таким образом, иод целью настоящего исследования как раз и видится попытка показать, что социально-философское и публицистическое наследие идеолога сибирского областничества в сфере пенитенциаристики вполне можно рассматривать как один из первых позитивных опытов теоретико-методологических исканий пенитенциарной социологии.

Методология исследования

В настоящем исследовании широко применялся историко-философский подход. Данный исследовательский инструментарий способствует установлению контекста эпохи и позволяет показать влияние доминирующих социально-философских воззрений на взгляды лидера движения сибирских областников в области пенитенциарной социологии. В работе активно использовалась герменевтическая методология. Для воплощения исследовательских замыслов также были полезны приемы текстологического анализа.

Результаты и их обсуждение

Любопытно отметить, что известный зарубежный исследователь ссылки в Сибирь, современник и приятель Н. М. Ядринцева Дж. Кеннан в некрологе, посвященном сибирскому просветителю, отмечал общую социологическую направленность исследований просветителя в сфере пенитенциаристики. «В промежутке от 1865 и 1875 гг., — писал американский публицист, — Н. М. Ядринцев путешествовал по Сибири и сообщал результаты своих изысканий в журнале „Неделя". Около того времени он выпустил в свет замечательное социологическое исследование о русских преступниках в тюрьме и ссылке, озаглавленное „Русская община в тюрьме и ссылке"» (Кеннан, 1894: 2).

На большом фактическом материале и личном опыте арестанта сибирский общественный деятель рефлексировал о тюремном мире, субкультуре преступного сообщества и проблемах перевоспитания арестантов. Просветитель всегда максимально критически оценивал реальное положение дел в направлениях государственной политики, в том числе в сфере исполнения наказания. На данное свойство мировоззрения Н. М. Ядринцева обращал внимание выдающийся русский социолог Н. К. Михайловский, лично знакомый с известным сибиряком. Основатель субъективной социологии вспоминал о лидере сибирского областничества следующее: «Только контроль сознания и работа критической мысли может нас оградить от печальных последствий. Такая работа ... есть уже несомненная заслуга. И эта заслуга должна быть поставлена счету Н. М. Ядринцева. <...> Его критическая мысль различала добро и зло, свет и тени» (Михайловский, 1905: 58-59).

Другой авторитетный представитель русской социологической школы, С. Н. Южаков, также высоко оценивал научную и публицистическую деятельность сибирского просветителя для социальных и гуманитарных наук. В 1905 г., характеризуя произведение Н. М. Ядринцева «Русская община в тюрьме и ссылке», С. Н. Южаков отмечал: «Вера в творческие силы народа сказалась в ориги-

нальной идее, положенной в основу его труда, что в общинном духе и быте надо искать и для тюрьмы принципы организации и основы для исправления преступников. <...> Смелость критики, — продолжал автор «Социологических этюдов», — широта замысла, многосторонность мысли, эти крупные отличительные черты литературы 1860-х составляют у Н. М. Ядринцева особенность литературной физиономии» (Южаков, 1905: 67).

Сразу же заметим, что лидер движения сибирского областничества, вероятно, изначально не задавался целью по максимуму изобразить острожную жизнь с точки зрения пенитенциарной социологии, которой на тот момент официально вообще не существовало. Однако скрупулезный и научно-обоснованный подход вкупе с критическим анализом отечественной и зарубежной теории и практики тюрьмоведения вывел Н. М. Ядринцева на основной круг проблемно-исследовательского поля протосоциологии мест лишения свободы.

В действительности его первая крупная работа, изданная в 1872 г., «Русская община в тюрьме и ссылке» посвящена именно основным направлениям исследований в области пенитенциарной социологии. Данное произведение раскрывает такие проблемы, как организация социального и жизненного пространства арестантов, особенности жизни и деятельности тюремной субкультуры, перевоспитание осужденных и их социальная адаптация, а также социально-исправительное воздействие тюремного персонала на осужденных. Несомненно, подобная проблематика в литературно-публицистическом ключе обсуждалась как предшественниками, так и современниками сибирского мыслителя. В этом смысле «Русская община.» Н. М. Ядринцева по праву может разместиться на одной полке с такими авторитетными изданиями, как «Записки из мертвого дома» Ф. М. Достоевского, «Остров Сахалин» А. П. Чехова и «Сибирь и каторга» С. В. Максимова. Каждое из отмеченных тюрьмоведческих произведений характеризуется достоверностью сведений и емким опытом осмысления положения заключенных. В социальном и философском плане работа Н. М. Ядринцева заметно отличается своей научной составляющей. Николай Михайлович продвинулся дальше своих «коллег по цеху» — он позволил себе выйти на уровень научно-теоретических обобщений.

Акцентируя значение общих социальных законов в деле перевоспитания осужденных, очень убежденно мыслитель заявлял: «Рациональный метод исправления должен быть основан именно на примерах социальной жизни, дающих понятия о взаимной связи людей и законах, управляющих человеческими сношениями. Пенитенциарное воспитание должно начаться вследствие этого с наглядного убеждения в выгоде соединения человеческих сил и взаимных обязательств, какие установляются общественной жизнью, и разделением труда» (Ядринцев, 1872: 706).

Мыслитель-сибиряк придерживался позиции о том, что само общество заинтересовано в развитии «человека в человеке». Потому, согласно социологическим представлениям Н. М. Ядринцева, общественный интерес в основе рационального устройства тюрем должен лежать в основе благотворительных социальных об-

ществ. Свои мысли и результаты рефлексии по этому поводу он открыто излагал, выступая в комиссии Петербургского юридического общества для подготовки к работе международного тюремного конгресса в 1890 г. Просветитель тогда смело высказывался, что «комиссия предлагает, чтобы, кроме добровольных благотворительных обществ была учреждена официальная благотворительность; было бы также полезным создать общественные учреждения этого рода, как дополнения к частным исправительным домам для виновных и заброшенных детей. Еще большая необходимость чувствуется в дополнении частной благотворительности и благотворительности общественной по отношению к освобожденным от долгосрочного заключения лицам» (Ядринцев, 1890: 3).

Как видим, мыслитель-регионалист вышел на проблемы социальной работы с арестантами и бывшими заключенными. Преимущественно речь шла о вопросах посттюремного существования бывших арестантов, которые находились в определенном состоянии ресоциализации. Именно благотворительные общественные институции, в социально-философской мысли Н. М. Ядринцева, эффективно могли бы способствовать включению ранее осужденных в общественную жизнь.

Рисуя панораму социального пространства осужденных, Н. М. Ядринцев попытался составить социально-профессиональный портрет тюремного персонала. Надо заметить, что провинциального философа интересовало то воспитательно-исправительное воздействие, которое мог оказать надзиратель на арестанта. И здесь в своем философско-публицистическом творчестве известный сибиряк погружает читателя в чрезвычайно мрачную картину. По мнению мыслителя-областника, такие факторы, как необразованность, отсутствие должной квалификации, грубость и невежество тюремных служащих способствовали процветанию коррупции в тюрьмах, а отнюдь не нравственному воздействию на тюремных жителей. Чуть ли не нормой были многочисленные злоупотребления должностным положением со стороны надзирателей и смотрителей. Как замечал Н. М. Ядринцев, «у них были два приема в отношении арестантов: или они старались внушить к себе уважение палкой и площадной бранью или напоминали о своем авторитете сбором в свою пользу разных пятаков, в виде штрафов, причем арестанты могли откупаться от всякой вины. Доходы их были, впрочем, не велики и не замысловаты» (Ядринцев, 1872: 166).

В социально-правовом контексте идеолог сибирского областничества обнаруживал принципы общинного самоуправления сообщества арестантов. По его мнению, такие начала самовоспитания хорошо могут содействовать процессу исправления преступного элемента. Потому он придавал коллективистскому настрою в среде заключенных важное значение, считая его фактором, активно сопутствующим перевоспитанию, а значит, и исправлению преступников. Вообще, стремление к общинному укладу жизни, в том числе в условиях тюремного заключения, сибирский мыслитель считал отечественной национальной особенностью. «Мы, — писал он, — питаем робкую надежду в этом случае, что может быть, в силу нашего национального чутья и особого народного расположения

к общинным учреждениям, мы угадали ту тайну, которая должна довершить систему европейского исправления преступников и тем послужить к окончательному разрешению фатально-уголовного вопроса» (Ядринцев, 1872: 718).

Социально-философским воззрениям сибирского просветителя была свойственна проблематика социально-психологических исследований личности арестантов. Н. М. Ядринцев одним из первых отечественных мыслителей-публицистов осуществил попытку показать, каким образом условия мест лишения свободы влияют на социальное и индивидуальное бытие осужденного. Мыслитель полагал, что под действием общественного авторитета тюремной субкультуры возможно дисциплинировать арестантов. В 1872 г. он отмечал: «Самый поучительный урок арестантская община делает в обуздании и перевоспитании личности. Обладая силой общественного авторитета, она побуждала личность сообразоваться в поступках с интересом общественного блага, дисциплинировала своих членов и заставляла их повиноваться правилам, созданным общественным мнением» (Ядринцев, 1872: 185).

Жизнь преступников интересовала сибирского областника не только в условиях тюремных застенков, но ив ссылке. Отметим, что данный вид наказания был чрезвычайно распространен в Российской Империи. Итак, из фокуса мировоззрения Н. М. Ядринцева никогда не выпадал «самый насущный вопрос Сибири» — ссылка. Первая фундаментальная его книга, опубликованная в 1872 г., «Русская община в тюрьме и ссылке» всецело посвящена обличению химерности ссылки как наказания. На богатом статистическом и социологическом материале известный сибиряк подробно изложил доводы о несостоятельности ссылки как уголовно-правового воздействия.

В своем крупном и очень известном труде «Сибирь как колония» сибирский публицист также отмечал, что обстановка, в которой пребывали ссыльные, явно была неудовлетворительной. Такое социальное положение совершенно никак не могло способствовать сохранению нравственности в среде ссыльных. «Тяжкие условия труда, — как описывал бытие ссыльных просветитель, — нищета и бедность, отсутствие оседлости, праздность и бродяжество, наклонность к побегам не могли не усилить наклонности к преступлениям. Точно так же не мог благоприятствовать нравственности ссыльных целибат, преобладание в нем мужского населения над женским, предшествовавшая жизнь по острогам, долгое этапное странствование по прежним тюрьмам — все это не могло не отразиться на нравах ссыльных» (Ядринцев, 2000: 201).

К тому же просветитель многократно отмечал, что ссылка до сих пор служила тормозом в распространении на Сибирь общих гражданских прав и искажала само воззрение на развитие восточной окраины. «Необходимость отмены ссылки, — резюмировал Н. М. Ядринцев, — вполне обнаружена временем, осознана обществом и правительством» (Ядринцев, 2000: 227). Известный сибиряк очень надеялся на то, что общественность и государственная власть вместе встанут против ссылки.

Заключение

Таким образом, социально-философские взгляды лидера движения сибирских областников в сфере тюрьмоведения вполне отражают некоторые направления предметной области пенитенциарной социологии. Исходя из широкого круга поднятых социальных проблем тюремного мира, H. М. Ядринцева вполне можно считать одним из пионеров развивающегося в наши дни междисциплинарного направления знания — пенитенциарной социологии, разумеется, наряду с другими мыслителями и публицистами.

Круг проблем, рассматриваемых H. М. Ядринцевым еще во второй половине XIX в., таких как социальная адаптация и нравственное воспитание осужденных, роль и значение в этом процессе служащих уголовно-исполнительной системы, и социологические наблюдения за арестантской субкультурой могут быть полезными как исследовательские парадигмы и, по сути, как один из первых примеров практических разработок в сфере социологического изучения мест лишения свободы.

СПИСОК источников

Алферов Ю. А. Рабочая книга пенитенциарного социолога: (диагностика ценностных ориентаций среды и личности в ИТУ): учеб.-практ. пособие: в 2 ч. Ч. 2. Домодедово, 1994. 159 с.

Бороноев А. О. Сибирская идентичность: становление и содержание // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. № 3(36). С. 152-159.

Зайнутдинов, А. Э. Социологические взгляды Н.М. Ядринцева // Петербургская социология сегодня. 2011. Т. 1. С. 22-26.

Кеннан Дж. Памяти Н. М. Ядринцева // Восточное обозрение. 1894. № 120. С. 2.

Кутякин С. А. Формирование криминальной оппозиции в русской тюремной общине (история и современность) // История государства и права. 2007. № 21. С.15-16.

Михайловский, Н. К. К характеристике Н. М. Ядринцева // На сибирские темы: сборник в пользу томских воскресных школ и Гоголевского народного дома. СПб., 1905. С. 58-59.

Малинов А. В. Философия и идеология областничества. СПб.: Интерсоцис, 2012. 146 с.

Нятина Н. В., Клименко Н. Н., Черных М. И. К вопросу об институционализации пенитенциарной социологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №10. С. 35-39. https://doi.org 10.24158/spp.2020.10.7

Позняков В. П. Эмпирические исследования в русской науке второй половины XIX — начала XX века как предпосылки становления исторической психологии // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 1(17). С. 116-133. https://doi. org/10.38098/ipran.sep.2020.17.1.004.

Сысоев А. А. Умышленные убийства на территории Восточной Сибири досоветского времени // Известия Лаборатории древних технологий. 2022. Т. 18, № 1. С. 151-160. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2022-1-151-160

Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в XVIII-XX вв.: историко-право-вой анализ тенденций развития. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 608 с.

Щукина Н. П. К вопросу об инвентаризации пенитенциарной социологии в российском дискурсе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. №4 (64) С. 77-81. https://doi. org/10.52452/18115942_2021_4_43

Южаков С. Н. Памяти Н. М. Ядринцева // На сибирские темы: сборник в пользу томских воскресных школ и Гоголевского народного дома. СПб., 1905. С. 66-69.

Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения за жизнью тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Сравнение различных систем наказания у нас и в Западной Европе. Основа новой рациональной системы исправления согласно выводам пенитенциарной науки и опыту русской тюремной общины. СПб., 1872. 768 с.

Ядринцев Н. М. Тюрьма и ссылка // Восточное обозрение. 1890. № 28. С. 1-3.

Ядринцев Н. М. Сибирь как колония: Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее / под ред. С. Г. Пархимовича. Тюмень: Ман-дрики, 2000. 476 с.

REFERENCES

Alferov, Yu. A. (1994). Working book of a penitentiary sociologist: (diagnostics of value orientations of the environment and personality in ITU): study guide. allowance: at 2 pm. Part 2. Domodedovo (In Russ.).

Boronoev, A. O. (2004). Siberian identity: formation and content. Vestnik Rossijskogo gu-manitarnogo nauchnogo fonda, 3, 152-159 (In Russ.).

Zainutdinov, A. E. (2011). Sociological views of N. M. Yadrintseva. Peterburgskaya soci-ologiya segodnya, 1, 22-26 (In Russ.).

Kennan, J. (1894). In memory of N. M. Yadrintseva. Vostochnoye obozreniye, 120, 2 (In Russ.)

Kutyakin, S. A. (2007). Formation of criminal opposition in the Russian prison community (history and modernity). Istoriya gosudarstva i prava, 21, 15-16 (In Russ.).

Mikhailovsky, N. K. (1905). On the characterization of N. M. Yadrintsev. In: Na sibirskiye temy : sbornik v pol'zu tomskikh voskresnykh shkol i Gogolevskogo narodnogo doma. St. Petersburg, 58-59 (In Russ.).

Malinov, A. V. (2012). Philosophy and ideology of regionalism. St. Petersburg: Intersocis, 146 (In Russ.).

Nyatina, N. V., Klimenko, N. N., Chernykh, M. I. (2020). On the issue of the institutionalization of penitentiary sociology. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 10, 35-39 (In Russ.). https://doi.org 10.24158/spp.2020.10.7

Poznyakov, V. P. (2020). Empirical research in Russian science in the second half of the 19th — early 20th centuries as prerequisites for the formation of historical psychology. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya, 5, 1(17), 116-133 (In Russ.).

Sysoev, A. A. (2022). Intentional murders on the territory of Eastern Siberia in the pre-Soviet period. Izvestiya Laboratorii drevnih tehnologij, 18, 1, 151-160 (In Russ.).

Uporov, I. V. (2004). Russian Penitentiary Policy in the 18th — 20th Centuries: Historical and Legal Analysis of Development Trends. St. Petersburg: Yuridicheskij centr Press, 608 (In Russ.).

Shchukina, N. P. (2021). On the inventory of penitentiary sociology in Russian discourse. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, 4(64), 77-81 (In Russ.). https://doi.org/10.52452/18115942_2021_4_43

Yuzhakov, S. N. (1905). In memory of N. M. Yadrintseva. Na sibirskiye temy : sbornik v pol'zu tomskikh voskresnykh shkol i Gogolevskogo narodnogo doma. St. Petersburg, 6669 (In Russ.).

Yadrintsev, N. M. (1872). Russian community in prison and exile. Research and observation of the life of prison, exile and vagrant communities. Comparison of different punishment systems in our country and in Western Europe. The basis of a new rational system of correction according to the conclusions of penitentiary science and the experience of the Russian prison community. St. Petersburg, 768 (In Russ.).

Yadrintsev, N. M. (1890). Prison and exile. Vostochnoye obozreniye, 28, 1-3 (In Russ.).

Yadrintsev, N. M. (2000) Siberia as a colony: The current situation in Siberia. Her wants and needs. Her past and future (ed. S.G. Parkhimovich). Tyumen: Mandriki, 476 (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ/ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Александр Викторович Головинов — канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета, г. Барнаул, Россия.

Alexandre V. Golovinov — Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor Associate Professor at the Department of Constitutional and International Law of the Altai State University, Barnaul, Russia.

Юлия Владимировна Головинова — канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия.

Yulia V. Golovinova — Cand. Sci. (History), Associate Professor at the Department of Law and Methods of Teaching of Socio-Economic Disciplines, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 25.11.2022;

принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 25.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.