Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ПРОБЛЕМА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Н. М. ЯДРИНЦЕВА'

СОЦИОЛОГИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ПРОБЛЕМА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Н. М. ЯДРИНЦЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / ОСУЖДЕННЫЕ Н. М. ЯДРИНЦЕВ / СИБИРСКОЕ ОБЛАСТНИЧЕСТВО / ТЮРЕМНАЯ ОБЩИНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна

Цель настоящего исследования - реконструировать и показать проблему исправления осужденных в фокусе социологии мест лишения свободы по социологическим взглядам сибирского демократического регионалиста - Н. М. Ядринцева. Актуальность обращения к концепту исправления заключенных в идейно-социологическом наследии сибирского просветителя обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, социологические воззрения видного представителя областничества изучены фрагментарно, в частности социология мест лишения свободы недостаточнопредставлена в современном научном дискурсе социальных наук. Во-вторых, исследование может позитивно повлиять на дальнейшую разработку теоретико-методологического аппарата специальной отрасли знания - пенитенциарной социологии. В-третьих, имея в целом теоретическое содержание, данная работа в той или иной мере может иметь значение для определения доктринальных основ практической деятельности в сфере социальной работы с осужденными в целях развития социально полезных связей заключенных.С помощью герменевтической методологии авторами установлено, что, рассматривая проблематику социологии мест лишения свободы, Н. М. Ядринцев вышел на центральную задачу социальной пенитенциарной политики - перевоспитание осужденных, которое, согласно его социологическим взглядам, может быть достигнуто посредством социальной самоорганизации тюремных сообществ.Авторы приходят к выводу о том, что в социологических воззрениях Н. М. Ядринцева отчетливо прослеживается рефлексия об организации жизненного пространства осужденных преступников с акцентом на общинные начала. Именно институт общины, по учению известного сибиряка, может способствовать установлению социально полезных связей для дальнейшей интеграции арестантов в законопослушное общество. ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Головинов Александр Викторович, Головинова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF PLACES OF DETENTION AND THE PROBLEM OF CORRECTION OF CONFIRMED IN THE SOCIOLOGICAL VIEWS OF N. M. YADRINTSEVA

The purpose of this study is to reconstruct and show the problem of correction of convicts in the focus of sociology of places of deprivation of liberty according to the sociological views of the Siberian democratic regionalist N. M. Yadrintsev. The relevance of addressing the concept of correction of prisoners in the ideological and sociological heritage of the Siberian enlightener is due to several circumstances. Firstly, the sociological views of a prominent representative of the regionalism have been studied in fragments, in particular, the sociology of places of deprivation of liberty is not sufficiently represented in the modern scientific discourse of the social sciences. Secondly, the study can positively influence the further development of the theoretical and methodological apparatus of a special branch of knowledge - penitentiary sociology. Thirdly, having a generally theoretical content, this work, to one degree or another, may be important for determining the doctrinal foundations of practical activities in the field of social work with convicts in order to develop socially useful ties among prisoners. Guided by the hermeneutic methodology, the authors found that considering the problems of the sociology of places of deprivation of liberty, N. M. Yadrintsev came to the central task of social penitentiary policy - the re-education of convicts, which, according to his sociological views, can be achieved through social self-organization of prison communities. The authors come to the conclusion that in the sociological views of N. M. Yadrintsev there is a clear reflection on the organization of the living space of convicted criminals with an emphasis on community principles. It is the institution of the community, according to the famous Siberian, that can contribute to the establishment of socially useful ties for the further integration of prisoners into a law-abiding society.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ПРОБЛЕМА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Н. М. ЯДРИНЦЕВА»

Научная статья / Research Article УДК 316.2

DOI: 10.14258/SSI(2023)1-06

Социология мест лишения свободы и проблема исправления осужденных в социологических воззрениях Н. М. Ядринцева

Александр Викторович Головинов1, Юлия Владимировна Головинова 2

1Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия, alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

2Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Аннотация. Цель настоящего исследования — реконструировать и показать проблему исправления осужденных в фокусе социологии мест лишения свободы по социологическим взглядам сибирского демократического регионалиста — Н. М. Ядринцева.

Актуальность обращения к концепту исправления заключенных в идейно-социологическом наследии сибирского просветителя обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, социологические воззрения видного представителя областничества изучены фрагментарно, в частности социология мест лишения свободы недостаточно представлена в современном научном дискурсе социальных наук. Во-вторых, исследование может позитивно повлиять на дальнейшую разработку теоретико-методологического аппарата специальной отрасли знания — пенитенциарной социологии. В-третьих, имея в целом теоретическое содержание, данная работа в той или иной мере может иметь значение для определения доктринальных основ практической деятельности в сфере социальной работы с осужденными в целях развития социально полезных связей заключенных.

С помощью герменевтической методологии авторами установлено, что, рассматривая проблематику социологии мест лишения свободы, Н. М. Ядринцев вышел на центральную задачу социальной пенитенциарной политики — перевоспитание осужденных, которое, согласно его социологическим взглядам, может быть достигнуто посредством социальной самоорганизации тюремных сообществ.

Авторы приходят к выводу о том, что в социологических воззрениях Н. М. Ядрин-цева отчетливо прослеживается рефлексия об организации жизненного пространства осужденных преступников с акцентом на общинные начала. Именно институт общины, по учению известного сибиряка, может способствовать установлению социально полезных связей для дальнейшей интеграции арестантов в законопослушное общество.

Ключевые слова: социология мест лишения свободы, пенитенциарная социология, история социологической мысли, осужденные, Н. М. Ядринцев, сибирское областничество, тюремная община

Для цитирования: Головинов А.В., Головинова Ю.В. Социология мест лишения свободы и проблема исправления осужденных в социологических воззрениях Н.М. Ядринцева // Society and Security Insights. 2023. Т. 6, № 1. С. 96-106. doi: 10.14258/ssi(2023)1-06.

Sociology of Places of Detention and the Problem of Correction of Confirmed in the Sociological Views of N. M. Yadrintsev

Alexandre V. Golovinov1, YuliaV. Golovinova2

1Altai State University, Barnaul, Russia,

alex-golovinov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8493-2902

2Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, yu.golovinova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6190-4511

Abstract. The purpose of this study is to reconstruct and show the problem of correction of convicts in the focus of sociology of places of deprivation of liberty according to the sociological views of the Siberian democratic regionalist N. M. Yadrintsev.

The relevance of addressing the concept of correction of prisoners in the ideological and sociological heritage of the Siberian enlightener is due to several circumstances. Firstly, the sociological views of a prominent representative of the regionalism have been studied in fragments, in particular, the sociology of places of deprivation of liberty is not sufficiently represented in the modern scientific discourse of the social sciences. Secondly, the study can positively influence the further development of the theoretical and methodological apparatus of a special branch of knowledge — penitentiary sociology. Thirdly, having a generally theoretical content, this work, to one degree or another, may be important for determining the doctrinal foundations of practical activities in the field of social work with convicts in order to develop socially useful ties among prisoners.

Guided by the hermeneutic methodology, the authors found that considering the problems of the sociology of places of deprivation of liberty, N. M. Yadrintsev came to the central task of social penitentiary policy — the re-education of convicts, which, according to his sociological views, can be achieved through social self-organization of prison communities.

The authors come to the conclusion that in the sociological views of N. M. Yadrintsev there is a clear reflection on the organization of the living space of convicted criminals with an emphasis on community principles. It is the institution of the community, according to the famous Siberian, that can contribute to the establishment of socially useful ties for the further integration of prisoners into a law-abiding society.

Keywords: sociology of places of deprivation of liberty, penitentiary sociology, history of sociological thought, convicts, N. Yadrintsev, Siberian regionalism, prison community

For citation: Golovinov, A.V., Golovinova, Yu.V. (2023). Sociology of Places of Detention and the Problem of Correction of Confirmed in the Sociological Views of N.M. Yadrintsev. Society and Security Insights, 6(1), 96-106. (In Russ.). doi: 10.14258/ssi(2023)1-06.

Введение

В социологических взглядах основоположника движения сибирских демократических регионалистов (областников) Н. М. Ядринцева проблемы социального бытия мест лишения свободы занимали важное место. Прежде всего нар-ратив организации жизни и деятельности тюремных сообществ был характерен для раннего этапа идейного наследия Н. М. Ядринцева. Наибольшее количество социологических наблюдений сибирского просветителя в области тюрьмоведе-ния пришлось на 1870-е гг. Личный опыт пребывания в местах заключения и актуальность для общественности пенитенциарной проблематики в связи с попытками во 2-й половине XIX в. реформировать уголовно-исполнительную систему сопутствовали рассмотрению идеологом областничества уголовной политики как важной части социальной политики отечественного государства.

В настоящее время данный фрагмент идейного мира адепта сибирского регионализма мало исследован в рамках истории социологической мысли. Потому обращение к проблематике социологии мест лишения свободы в наследии Н. М. Ядринцева представляется актуальным.

С практической точки зрения обращение к теоретико-методологическим истокам социологии мест лишения свободы в идейном наследии Н. М. Ядринцева также видится актуальным, так как отечественный законодатель в «Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г.» в качестве одной из базовых мер по исправлению осужденных отмечает развитие и сохранение социально полезных связей заключенных. Стоит полагать, что опыт социологической рефлексии в области пенитенциаристики, представленный в идейном наследии лидера движения областников, который в своем интеллектуальном творчестве делал акцент именно на пользе социальных связей и самоорганизующем и исправительном значении общины, вполне может быть полезен при доктринальной проработке и совершенствовании механизмов социальной работы в учреждениях исполнения наказания.

На сегодняшний день можно выделить пока лишь одно специальное социологическое исследование, посвященное наследию Н. М. Ядринцева и областничества в целом: это работа А. Э. Зайнутдинова, выполненная в социологическом институте РАН (Зайнутдинов, 2012). Также благодаря подвижнической деятельности профессора А. А. Козловского социологическое наследие лидеров областнического движения было представлено на страницах «Журнала социологии и социальной антропологии» в разделе «История социальной мысли России» (2013, №1). Это работы А. В. Малинова, С. А. Троицкого и одного из авторов настоящей статьи — А. В. Головинова (Малинов, 2013; Троицкий, 2013; Головинов, 2013). Других попыток специальных теоретико-социологических исследований идейного наследия областников пока нет.

В то же время программные положения областнической идеологии используются и в самых современных философских и социологических работах. Так, некоторые отсылки к социально-философскому учению Н. М. Ядринцева представлены в новейших публикациях Е. А. Ерохиной и А. В. Иванова (Ерохина, 2022; Иванов, 2022).

Справедливости ради отметим, что общие аспекты философско-публици-стического и социологического наследия сибирского просветителя представлены в работах отечественных философов, историков, социологов и психологов, таких как О. А. Бороноев, В. А. Должиков, В. П. Поздняков, М. В. Шиловский, Т. П. Хри-столюбова, Ю. Б. Костякова (Бороноев, 2004; Должиков, 2018; Костякова, 2019; Поздняков, 2020; Христолюбова, 2021; Шиловский, 2019).

Интерес к общим вопросам идеологии областничества, и в частности к взглядам ее основоположника Н. М. Ядринцева, прослеживается также в среде зарубежных ученых. Прежде всего можно выделить исследования Н. Перейры, Д. Рэйнбоу, А. Юргенсона (Pereira, 1988; Rainbow, 2013; Jurgenson, 2007) и др.

Как видно, несмотря стабильно высокий интерес к социальной и философской мысли Н. М. Ядринцева, специальных работ, в которых реконструировались бы воззрения публициста в сфере тюрьмоведения, пока недостаточно. В восполнении данной исследовательской лакуны как раз видится цель настоящего исследования.

Обращение к проблематике тюрьмоведения в социальной философии Н. М. Ядринцева может способствовать также разработке теоретико-методологических оснований активно развивающейся в наши дни междисциплинарной области знания — пенитенциарной социологии. Тем более что, как отмечает современный автор, методология качественных исследований предмета пенитенциарной социологии остается практически за пределами внимания российских ученых — социологов и правоведов (Щукина, 2021).

Методология исследования

Преимущественно исследование базируется на инструментарии герменевтической методологии. Текстологический контент-анализ позволяет установить отдельные положения социологических взглядов Н. М. Ядринцева, в частности реконструировать и показать проблематику исправления арестантов в фокусе социологии мест лишения свободы.

Результаты и их обсуждение

Итак, комплексная попытка постижения тюремного мира в фокусе социального бытия лиц, отбывающих наказание, была осуществлена адептом сибирского регионализма в рамках крупного научно-исследовательского и публицистического произведения «Русская община в тюрьме и ссылке» (1872 г.). Вполне понятно, что в этом вопросе Н. М. Ядринцев не был первооткрывателем. Авторитетные публицисты-интеллектуалы Ф. М. Достоевский и С. В. Максимов одними из первых в истории отечественной социологической мысли широко рефлексировали о законах социальной жизни в местах лишения свободы.

Не умаляя достижений данных авторов, справедливым полагаем отметить, что Николай Михайлович Ядринцев избрал несколько иной исследовательский путь. Лидер движения областников отчетливо осознавал, что штрафная колонизация отчего края, имея преимущественно негативные последствия для «восточ-

ной окраины», напрямую обусловлена пенитенциарной политикой Российской Империи. Потому сибирский просветитель стремился всесторонне подойти к «тюремному вопросу». Он позволил себе выйти на уровень научно-теоретических обобщений с привлечением зарубежных идей и иностранной уголовно-исполнительной практики.

Без лишней скромности Н. М. Ядринцев пытался определить свою роль и значение в социальной науке и литературе о каторге и тюрьме. Провинциальный мыслитель по этому поводу замечал: «С Записок из Мертвого Дома Ф. М. Достоевского началось у нас более внимательное изучение социальной жизни и положения преступников, появилось немало разных очерков, записок, повестей, наконец, даже романов, посвященных исследованию острожной жизни и истории преступлений. К сожалению, значительная часть этих произведений, хотя и претендует на изображение действительной жизни, <.. .> на самом деле принадлежит к романтической школе» (Ядринцев, 1872: 170-171).

С критических начал сибирский просветитель характеризовал тюрьмо-ведческий труд С. В. Максимова. «Двойственность взгляда, — оценивая произведение, посвященное каторге, писал Н. М. Ядринцев, — нередко встречается в обширных, наполовину беллетристических, наполовину этнографических произведениях С. В. Максимова. В первой части своего труда „Сибирь и Каторга" он описывает с глубоким сочувствием к человеческой личности несчастия и страдания наказанных преступников. <.> Вторую часть своего труда автор посвящает истории преступления. Собирая факты преступлений, автор поражается рядом злодейств, которые совершает личность». В целом позитивно оценивая книгу «Сибирь и каторга», на которую известный сибиряк часто ссылался, он резюмировал: «Максимов взял труд не по силам, он захотел быть ученым исследователем, когда он только художник, поэтому-то он никак не мог сам в себе примирить два противоположных воззрения на преступника» (Ядринцев, 1872: 176).

При текстуальном анализе работ Н. М. Ядринцева, посвященных тюремному вопросу, можно обнаружить, что данные произведения стали для провинциального мыслителя хорошим подспорьем, о чем свидетельствуют частые сноски на отмеченных авторитетных авторов. В своей критической оценке, свойственной мировоззрению сибирского областника, Н. М. Ядринцев просто пытался найти свою нишу в деле обличения оттенков и нюансов социальной жизни пенитенциариев дореволюционной России.

В настоящее время среди главных практических вопросов социологии мест лишения свободы особое место занимает проблема перевоспитания осужденных. Именно так, вполне по-современному, мыслитель-областник рассматривал основную задачу деятельности исправительных учреждений — исправление арестантов. Цели политики государства в сфере исполнения наказания сибирский общественный деятель связывал не столько с карательно-устрашительными началами, сколько с нравственно-исправительными основами. Акцент делался на развитии положительных социально-интегративных связей личности в местах отбывания наказания. Сибирский просветитель отмечал, что правиль-

ная и адекватная система исправления преступников должна быть направлена на формирование так называемых социальных инстинктов. Согласно социологическим воззрения Н. М. Ядринцева их развитие наиболее действенно поспособствует социализации бывших арестантов в обществе. Тем самым идеолог областничества придавал ключевое значение не столько внешней дисциплине тюрьмы, сколько развитию самодеятельности и самовоспитания осужденных. Так, отводя ведущую роль социальным механизмам в деле исправления преступников, он отмечал: «Система исправления должна быть основана на порядке воспитания социальных и симпатических инстинктах, то есть на рациональном применении общежития, с условиями взаимных обязательств и взаимных услуг, через применение общественного самоуправления и самопомощи в различных общинных учреждениях» (Ядринцев, 1872: 716).

Незаменимым инструментом в тонком процессе самовоспитания заключенных для Н. М. Ядринцева, как и для русских народников, выступала община. Здесь свою роль сыграл личный опыт арестанта. Напомним, что Н. М. Ядринцев отдал несколько лет жизни Омскому острогу, кстати, тому самому тюремному учреждению, в котором в свое время отбывал наказание Ф. М. Достоевский.

Погружение в онтологию тюремных застенков ярко проиллюстрировало провинциальному мыслителю, как успешно тюремная община может дисциплинировать арестантов. «Опыт тюремной жизни, в нашем отечестве, — писал мыслитель-областник, — показывает нам, как превосходно тюремная община может быть употреблена для дисциплинирования личности с помощью собственных сил и взаимодействия» (Ядринцев, 1872: 711).

Рассуждая о мотивах человеческих поступков, лидер движения областников обнаруживал, что сдержать людей можно не одним только внешним законом, но и давлением силы общества. «Наша связь с обществом, — замечал просветитель, — так ощутительна и так сильно дает о себе знать, что в какой бы среде мы ни являлись, мы обязаны подчиняться его мнению. Преступник, являясь в тюрьму, старается приноровиться к товарищам, иначе ему жизнь будет невыносима» (Ядринцев, 1872: 712).

Таким образом, рассматривая проблематику социологии мест лишения свободы, Н. М. Ядринцев вышел на центральную задачу социальной пенитенциарной политики — перевоспитание осужденных, которое, согласно его социологическим взглядам, может быть достигнуто посредством социальной самоорганизации тюремных сообществ.

Рационально оценивая роль общины в этом поистине нелегком деле, он отмечал, что тюремная администрация, конечно, не должна все пускать на самотек. Напротив, тюремный персонал, содействую разумной общинной самоорганизации, будет способствовать сохранению порядка в стенах пенитенциариев. Н. М. Ядринцев предлагает весьма подробную формулу: «Когда в старой тюрьме существовал положительный разлад с начальством, то относиться к нему враждебно и принимать участие в борьбе с ним обязывалась и каждая личность общественным мнением, но то, что порождало зло при прежних порядках, при иных

условиях может быть применено и в обратную сторону; общественным влиянием на каждую отдельную личность можно воспользоваться и совершенно обратно; для этого нужно только крепко и искусно связать поведение отдельной личности с выгодами самой общины, которая и будет ее обуздывать» (Ядринцев, 1872: 712).

Такой гуманистический подход к перевоспитанию осужденных может быть объясним тем, что сибирский областник очень часто апеллировал к зарубежным социально-философским учениям. Так, размышляя о сущности и природе исправления преступников, он усердно изучал зарубежные и отечественные доктрины. Авторитетными в идейном смысле для сибирского интеллектуала становятся имена Ш. Л. Монтескье, Ч. Беккариа, И. Бентама, Г. Спенсера и многих французских просветителей и энциклопедистов. Именно отсылки к гуманистическим парадигмам, высказанным данными мыслителями, в огромном количестве можно обнаружить в его книге, посвященной исследованию жизни общины в тюремных условиях, а также в объемной публикации «Условия прогресса в сфере наказаний» (Ядринцев, 1871).

Гуманизм и нравственность как базовые концепты в деле исправления преступников как раз и сформировались в мировоззрении сибирского областника под действием западной социальной философии. Так, обличая противоестественный и патологический характер смертной казни, Н. М. Ядринцев полностью разделял гуманистическую философию Ш. Л. Монтескье и Ч. Беккариа. «Монтескье, — замечал он, — в своем историческом исследовании первый высказывается против жестоких казней. В своем труде о духе законов он говорит, что опыт доказывает, что в государствах, где наказания кротки, дух народа столь же ими обуздывается, сколько в других местах наказаниями жестокими. <...> Другой замечательный ученый, — продолжал мыслитель-областник, — следовавший по пути, проложенному Монтескье, Беккариа издал книгу специально о преступлениях и наказаниях, которая в свое время составила эпоху. Он положительно отвергает смертную казнь, как ненужную жестокость» (Ядринцев, 1872: 137).

Отсюда в мировоззрении Н. М. Ядринцева и оформился концепт нравственного отношения к личности правонарушителя. Без нравственного подхода исправление арестанта, по учению сибирского публициста, практически не возможно.

Заключение

Итак, можно констатировать, что, не будучи профессиональным правоведом и социологом, на уровне эксперта и мыслителя-публициста сибирский общественный деятель основательно рефлексировал о социологии мест лишения свободы в Российской Империи. Неподдельный интерес со стороны адепта идеологии областничества к политике в области тюрьмоведения объясним практическими задачами. Данный вопрос был тесно связан с одним из базовых тезисов социально-политической программы областников — отменой каторги и ссылки в Сибирь. Потому Н. М. Ядринцев использовал любые возможности гласного обсуждения «сибирских вопросов», и дискуссии в связи с тюремной реформой во 2-й половине XIX в. этому благоприятствовали.

В целом социально-философские взгляды лидера движения сибирских областников в сфере тюрьмоведения отражают некоторые направления социологии мест лишения свободы. В идейном наследии просветителя заключенные понимались как особая социальная группа, а исправительные учреждения и кадровый персонал тюрем — как институт воздействия, что свидетельствует о социологическом подходе мыслителя к тюрьмоведению. В концепции Н. М. Ядрин-цева отчетливо прослеживается рефлексия по поводу организации жизненного пространства осужденных преступников с акцентом на общинные начала. Именно институт общины, по учению известного сибиряка, может способствовать установлению социально полезных связей для дальнейшей интеграции арестантов в законопослушное общество. В социологическом и публицистическом творчестве сибирского регионалиста рассматриваются особенности жизни и деятельности тюремной субкультуры и осмысляется проблема перевоспитания осужденных и их социальная адаптация посредством самовоспитания и силы общественного мнения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Бороноев А. О. Сибирская идентичность: становление и содержание // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2004. № 3(36). С. 152-159.

Головинов А. В. Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев: через патриотическое просветительство к межэтнической социальной интеграции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 1. С. 53-59.

Должиков В. А. Н. М. Ядринцев об этнокультурном взаимодействии крестьян-старообрядцев Русского Алтая с аборигенным населением // Народы и религии Евразии. 2018. № 15(2). С. 78-85.

Ерохина Е. А. «Поворот на восток» и тренды современного регионального развития: сибирский вектор // Society and Security Insights, 2022. Т. 5, № 3. С. 13-25. https://doi.org/10.14258/ssi(2022)3-01

Зайнутдинов А. Э. Сибирское областничество (историко-социологический анализ): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Санкт-Петербург, 2012. 22 с.

Иванов А. В. Цивилизационная миссия Сибири: пространственный и временной аспекты // Личность. Культура. Общество. 2022. Т. 24, № 2(114). С. 63-69. DOI 10.3 0936/1606_951X_2022_24_2_63_69

Костякова Ю. Б. Публикаторская деятельность Н. М. Ядринцева в ссылке: причины и результаты (по письмам к Г. Н. Потанину за 1872-1873 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 62. С. 19-24.

Малинов А. В. Областничество в истории русской мысли // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 1. С. 41-52.

Позняков В. П. Эмпирические исследования в русской науке второй половины XIX — начала XX века как предпосылки становления исторической психологии // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. № 1. С. 116-133. https://doi.Org/10.38098/ipran.sep.2020.17.1.004.

Троицкий С. А. Областничество в Российской гуманитарной научной литературе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 1. С. 60-77.

Христолюбова Т. П. Идеи сибирского областничества в художественной жизни дореволюционного Томска // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 3. С. 34-37. DOI 10.30853/ mns210114

Шиловский М. В. Вопросы истории региона в книге Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония» // Ядринцевские чтения: вып. 6. 2019. С. 72-77.

Щукина Н. П. К вопросу об инвентаризации пенитенциарной социологии в российском дискурсе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. №4 (64) С. 77-81. https://doi. org/10.52452/18115942_2021_4_43

Ядринцев Н. М. Русская община в тюрьме и ссылке. Исследования и наблюдения за жизнью тюремных, ссыльных и бродяжеских общин. Сравнение различных систем наказания у нас и в Западной Европе. Основа новой рациональной системы исправления согласно выводам пенитенциарной науки и опыту русской тюремной общины. Санкт-Петербург, 1872. 768 с.

Ядринцев Н. М.. Преступники по изображению романтической и натуральной школы // Дело: учёно-литературный журнал. 1872. № 6. С. 130-191.

Ядринцев Н. М. Условия прогресса в сфере наказаний // Дело: учёно-литературный журнал. 1871. № 6. Отд. 1. С. 137-242.

Pereira N. G. O. Regional consciousness in Siberia before and after October 1917. Canadian Slavonic Papers. (March). 1988. Vol. 30, № 1. Р. 112-133

Rainbow D. Siberian Patriots: Participatory Autocracy and the Cohesion of the Russian Imperial State, 1858-1920. Ph.D. thesis. Department of History, New York University. 2013. 268 р.

Jurgenson Aivar. Siberlaste Identiteedi Kujunemine ja Selle uks poliitillisi Av-aldumisvorme oblastnike Liikumine. Acta Historica Tallinnensia. 2007. № 11. Р 31-40.

REFERENCES

Boronoev, A. O. (2004). Siberian identity: formation and content. Vestnik Rossijskogo gu-manitarnogo nauchnogo fonda, 3, 152-159. (In Russ.)

Golovinov, A. V. (2013). G. N. Potanin and N. M. Yadrintsev: through patriotic enlightenment to interethnic social integration. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 1, 53-59. (In Russ.)

Dolzhikov, V. A. (2018). N. M. Yadrintsev about the ethno-cultural interaction of the Old Believer peasants of the Russian Altai with the aboriginal population. Narody i religii Evrazii, 15(2), 78-85. (In Russ.)

Erokhina, E. A. (2022). "Turn to the East" and trends of modern regional development: the Siberian vector. Society and Security Insights, 5(3), 13-25. doi.org/10.14258/ ssi(2022)3-01 (In Russ.)

Zainutdinov A. E. (2012). Siberian regionalism (historical and sociological analysis) (Phd of Sociology. Sciences). St. Petersburg.

Ivanov A. V. (2022). Civilization mission of Siberia: spatial and temporal aspects. Lich-nost'. Kul'tura. Obshchestvo, 2(114), 63-69. DOI 10.30936/1606_951X_2022_24_2_63_ 69 (In Russ.).

Kostyakova Yu. B. (2019). Publication activity of N. M. Yadrintsev in exile: causes and results (according to letters to G. N. Potanin for 1872-1873). Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo universiteta. Istoriya, 62, 19-24. (In Russ.).

Malinov A. V. (2013). Regionalism in the history of Russian thought. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 1, 41-45. (In Russ.).

Poznyakov, V. P. (2020). Empirical research in Russian science in the second half of the 19th - early 20th centuries as prerequisites for the formation of historical psychology. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya, 5, 1(17), 116-133. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.17.L00 (In Russ.).

Troitsky S. A. (2013). Regionalism in the Russian Humanitarian Scientific Literature. Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 1, 60-77 (In Russ.).

Khristolyubova T. P. (2021). Ideas of Siberian regionalism in the artistic life of pre-revo-lutionary Tomsk. Manuscript, 14(3), 34-37. DOI 10.30853/mns210114 (In Russ.).

Shilovsky M. V. (2019). Questions of the history of the region in the book of N.M. Yadrintsev "Siberia as a colony". Yadrincevskie chteniya, 6, 72-77. (In Russ.).

Shchukina, N. P. (2021). On the inventory of penitentiary sociology in Russian discourse. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, 4(64), 77-81. https://doi.org/10.52452/18115942_2021_4_43 (In Russ.).

Yadrintsev, N. M. (1872). Russian community in prison and exile. Research and observation of the life of prison, exile and vagrant communities. Comparison of different punishment systems in our country and in Western Europe. The basis of a new rational system of correction according to the conclusions of penitentiary science and the experience of the Russian prison community. St. Petersburg, 768 p. (In Russ.).

Yadrintsev N. M. (1872). Criminals in the image of the romantic and natural school. Delo: uchono-literaturnyj zhurnal, 6, 130-191. (In Russ.).

Yadrintsev N. M. (1871). Conditions for progress in the sphere of punishments. Delo: uchono-literaturnyj zhurnal, 6 (1), 137-242. (In Russ.).

Pereira N. G. O. (1988). Regional consciousness in Siberia before and after October 1917. Canadian Slavonic Papers. (March), 30(1), 112-133.

Rainbow D. (2013). Siberian Patriots: Participatory Autocracy and the Cohesion of the Russian Imperial State, 1858-1920. (Ph.D. thesis). Department of History, New York University, 268 p.

Jurgenson Aivar (2007). Siberlaste Identiteedi Kujunemine ja Selle uks poliitillisi Aval-dumisvorme oblastnike Liikumine. Acta Historica Tallinnensia, 11, 31-40.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Александр Викторович Головинов — канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Алтайского государственного университета, Барнаул, Россия

Alexandre V. Golovinov — Cand. Sci. (Philosophy), Associate Professor at the Department of Constitutional and International Law of the Altai State University, Barnaul, Russia.

Юлия Владимировна Головинова — канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры правоведения и методики преподавания социально-экономических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул, Россия

Yulia V. Golovinova — Cand. Sci. (History), Associate Professor at the Department of Law and Methods of Teaching of Socio-Economic Disciplines, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 04.03.2023;

принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 04.03.2023; accepted for publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.