СКОРЕВ М.М., ЗАЛОЗНАЯ Д.В.
ДЕФИНИЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.) отмечалось, что: туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения; развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга; существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад [7, с. 115].
Несмотря на то, что туризм является понятием социальным, как отрасль рыночной экономики он в настоящее время превратился в чисто коммерческий вид деятельности. Уровень развития социального туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране. Экономический рост не может осуществляться без учета человеческого фактора, следовательно необходим институт гуманизации этого
Ш
процесса. Одним из элементов института гуманизации экономического роста выступает социальный ь туризм. В нашей стране социальному туризму пока уделяется недостаточное внимание государства. щ
В ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дано
т
следующее определение: «социальный туризм — это путешествия, субсидируемые из средств, вы- ? деляемых государством на социальные нужды». В соответствии с Законом (ст. 4) социальный туризм ^ в Российской Федерации — приоритетное направление государственного регулирования туристс- ^ кой деятельности [12, с. 72-75]. □
Более точное толкование социального туризма дано в Монреальской декларации, принятой ^ Генеральной Ассамблеей Международного бюро социального туризма в 1996 г. В ст. 13 Декларации записано, что к движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация, £ компания и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характе- ^ ра и цель — обеспечение доступности путешествий и туризма для максимального количества лю- ^ дей, не ограничивая туризм единственной целью максимального получения прибыли. §
Один из разработчиков концепции развития социального туризма профессор В. А. Квартальнов ^ по данному поводу отмечает, что туризм — это рынок, и многоотраслевые рыночные связи — его 2 экономическая составляющая. Но при этом нельзя забывать, что основная его цель — социальная. Важно туризм сделать доступным для каждого человека. Такая установка не противоречит его вы- 2 годности. Напротив, мировая практика показывает, чем страна ближе к упомянутой цели, тем выше
в ней и доходность туризма [6, с. 221]. <
>
Социальный туризм может активно развиваться, как отмечалось ранее, при достаточной госу- о дарственной поддержке и наличии соответствующей инфраструктуры. Инфраструктура социального туризма представляет собой часть индустрии внутреннего туризма, включающей туристские базы, о пансионаты, туристские гостиницы, мотели, кемпинги, туристские клубы и др. о
В СССР социальный туризм был основной формой массового, индустриального туризма. Соци- £ альный туризм был полностью подчинен государственному управлению и выполнял социальные о функции. Такая политика государства в области социального туризма была органично включена в административно командную систему управления в России. Стоимость основных фондов индустрии социального туризма составляла в ценах 1989 г. 3,5 млрд руб., а сумма за предоставленные услуги в этот период — около 5,5 млрд руб.
Технико-экономические показатели состояния инфраструктуры туризма в бывшем СССР на 1989 г. (по данным Госкомстата СССР) по трем структурообразующим предприятиям сферы туризма — профсоюзного (Центральный Совет по туризму и экскурсиям — ЦСТЭ), молодежного (Бюро международного молодежного туризма — БММТ «Спутник») и международного (Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инновациям — ВАО «Интурист») — приведены в приложении 4.
CL
Однако качество предоставляемых туристских услуг было низким, структура и квалификация кадров — неудовлетворительные. Кроме того, сегментация по видам внутреннего и международного туризма и монопольное положение нескольких туристских корпораций не отвечали спросу и равенству прав отечественных и зарубежных клиентов. Туризм, в том числе международный, в ряде случаев, носил явно дискриминационный политический характер. Тем не менее туристские услуги внутри страны были общедоступными всем слоям населения, и значит социальный туризм был мощным инструментом физического и нравственного оздоровления нации.
В 1989 г. около 89% объема предоставляемых туристских услуг дотировались органами социального страхования, профсоюзами, предприятиями и организациями. В настоящее время такая социальная поддержка предоставляется фондом социального страхования только инвалидам и детям до 16 лет, пользующимися путевками в санаторно-курортные организации и оздоровительные учреждения, находящиеся на территории России.
В период перехода от административного управления экономикой к рыночному хозяйству в последнее десятилетие XX века российский туризм пережил кардинальные изменения. Они коснулись, прежде всего, внутреннего социального туризма, который ранее был прерогативой профсоюзной системы, построенной на плановой основе и не похожей на современный коммерческий туризм [13, с. 67-76]. Изменился сам тип предприятий в туризме, изменилась организация туризма, возоб-ГМ ладали чисто коммерческие начала в развитии этой сферы, была нарушена воспроизводственная я структура национального туризма в пользу выездного и в ущерб внутреннему и въездному туризму.
0 Главная закономерность переходного периода — изменение роли государства. Значительная
1 часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на распоряжение материальными богатствами общества. Экономическая деятельность осуществляется не только государством, но и другими хозяйствующими субъектами. Предприятия сферы социального туризма тоже переходят в частную собственность. Современная система туризма организационно
д включает следующие хозяйствующие субъекты:
□ - фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха,
^ деловые консультации и др.);
-<> - фирмы-туроператоры, т. е. фирмы по разработке и реализации туристского продукта преиму-
щественно на оптовой основе; ф - фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформирован-
ного туроператорами;
- специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы и др.);
- специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
о - специализированные транспортные предприятия (авиационные предприятия, автопредприя-
х тия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и др.); ЕЕ - предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующиеся на товарах для туристов;
о. - предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.); < - рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро,
^ информационно-туристские центры и др.);
д - государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия
о унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих или социальных ^ началах).
2 Таким образом, государство становится одним из субъектов рыночной экономики и занимает £ новое место в хозяйственной системе. За ним сохраняются функции административно-правового
обеспечения экономического процесса, то есть издания законов и иных нормативных актов и конт-^ роля за их соблюдением, но к ним прибавляются и функции макроэкономического регулирования ® через денежную, налоговую, бюджетную и валютную политику. Это регулирование может быть не >| менее жестким чем плановое, потому что финансовые регуляторы в принципе допускают гораздо * меньше льгот и исключений, чем план. Государство должно заниматься и некоторыми производствен® ными функциями, которые не способен выполнить рынок, а также финансировать фундаментальную Л науку, охрану окружающей среды, социальную сферу в которую включен и социальный туризм. § Вторая закономерность — это макроэкономическая (финансовая) стабилизация. В обстановке
<т) стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис.
а
>
В этих условиях не работают рыночные институты. Например, производители отказываются инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере. Стабилизационные меры, направленные на ликвидацию инфляционного потенциала, привели к изъятию из оборота денежных средств, а снятие государственного контроля над ценами — к разрыву темпа роста цен на услуги (товары) и заработной платы, к проблеме неплатежей. Объекты оздоровления населения не смогли выдержать такой государственной политики и стали ликвидироваться. С 1990 по 1999 г. количество санаториев и учреждений отдыха сократилось на 40% — с 7431 до 4468. На 38% уменьшился коечный фонд. Более 50% существующих здравниц, домов отдыха, пансионатов изменили форму собственности, и доля государственной собственности на начало 2000 г. составила 40,6%.
Третьей закономерностью переходного периода является приватизация. В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании российских предприятий социального туризма. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Все туристские фирмы и организации действуют на основе трех исходных экономических принципов:
- во-первых, они предпочитают свободу хозяйствования и соответственно свободу инициативы и ответственности; 2
- во-вторых, их хозяйственная деятельность объективно подчиняется законам туристского рынка ^ (законам стоимости, спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, ценообразования); ц
- в-третьих, государственные и общественные институты (в частности, профсоюзы) предпри- ® нимают попытку регулировать рыночные процессы в туризме с целью привнести в туризм социальное и нравственное начало по отношению к самому туристу, природе и обществу в целом. ^
Приватизация привела к тому, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ори- □ ентиров. В туризме, равно как и во всякой экономической сфере, необходимо избегать двух крайно- О стей: абсолютно коммерческой и чисто административной системы организации. Все искусство хозяйственной деятельности современного туризма как раз и состоит в том, чтобы органично соеди- ^ нить два начала — рыночное и институциональное, регулируемое. а
Четвертая закономерность переходного периода — это трансформационный спад. Данный тер- ® мин введен в научный оборот венгерским ученым Я. Корнай. Корнай утверждает, что при переходе о от административно-командной системы к рынку экономика переживает глубокий кризис, вызван- ®
СО
ный переходным, трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, | что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а но- ^ вые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще. Причина трансформационного спа- о да — это отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы в ^ переходный период. £5
Опасность трансформационного спада состоит не только в его глубине, но и в том, что наряду ^ с неконкурентоспособными, неэффективными и устаревшими предприятиями социального туризма < сворачиваются и не развиваются современные здравницы. Это связано с искажением соотношений о цен в переходной экономике, которые не могут служить надежными критериями конкурентоспособ- 0 ности, а также с сокращением спроса на туристские услуги (в связи с низкой платежеспособностью ° населения), конкуренцией зарубежных туруслуг более приемлемых по цене и качеству, удорожанием топлива и другими причинами. Это говорит о том, что рыночный отбор конкурентоспособных предприятий, который всегда происходит во время кризиса, в переходный период особенно нуждается в дополнительном участии государства.
Наконец, пятая, последняя закономерность постсоциалистической трансформации — это интеграция в мировое хозяйство. В условиях полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг российский туристский рынок стал «челночной» формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Покупка валюты в 90-е гг. XX в. в России составляла 12,6-21,3% в общей структуре расходов денежных доходов населения, около половины валютных доходов ежегодно мигрирует за границу. В этих условиях экономика туризма в России выступает как весомый сегмент мировой торговли, мирового валютного рын- о ка, как одна из форм миграции капиталов из одной страны в другую. <г)
о
В России с появлением возможности свободного выезда значительно возрастает число граждан, выезжающих за рубеж. Если в 1992 г. это число составляло 4,15 млн человек, то в 1993 г. оно достигло уровня 9,18; в 1994 г. — 10,20; в 1995 г. — 21,33; в 1996 г. — 12,26; в 1997 г. — 11,88; в 1998 г. — 11,71; в 1999 г. — 12,61; в 2000 г. — 18,37; в 2001 г. — 17,94 млн. человек (рисунок 1). Это означает, что туризм является одним из важнейших источников утечки твердой валюты.
Ш
.о ь и га
I
01 г
0] □
□ ш
о
I—
®
I— ^
о а
>
о о
о а
о
<
>
о о
о о
IX
о ®
о ®
о
X
о
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
ВёпоИё 1. АНа/ёёа айадаа дтпёёпёёо ада&аа( да доааж
Принципиально новая экономическая ситуация в сфере российского социального туризма обострила проблемы его выживания и развития в процессе конкуренции на мировом туристском рынке. Известно, что после распада Советского Союза за годы перестройки объемы внутреннего туризма значительно снизились — с 23% в бывшем СССР В 1989 г. до 4,1 в России в 2001г., без учета экскурсий (аналогичный показатель для Франции — 54%, Голландии — 65%, Швеции — 75%). В 1992 г. число гостиниц, мотелей, общежитий для приезжих составляло 6804, их единовременная вместимость — 485,3 тыс. мест; в 1998 г. эти цифры были соответственно 4319 и 373,3 тыс. мест, т. е. число гостиниц, мотелей и общежитий для приезжих сократилось на 36,5 %, а их вместимость — на 27%. Число санаториев и организаций отдыха в 1993 г. было 6492, в 1998 г. — 4525 (сокращение составило 30%); мест в них — соответственно 963 тыс. и 732 тыс. (сокращение составило 24 %). Численность лечившихся и отдыхавших в санаторно-оздоровительных организациях в 1993 г. составляла 11 225 тыс. человек; в 1998 г. — 6 256 тыс. (сокращение — 46%).
Хотя стандарты качества социального туристского продукта не соответствовали международным, но, тем не менее, он выполнял свою рекреационную функцию и позволял классифицировать российский туризм как массовый.
Если к концу 1989 г. средняя продолжительность жизни населения составляла 69,6 года, то в 2000 г. в период преобразований в экономике она снизилась до 65,3 лет. Одним из факторов ухудшения физического и нравственного здоровья нации специалисты считают отсутствие доступа к услугам туризма и отдыха широких социальных слоев населения.
Тяжелейшее экономическое и финансовое положение российского социального туризма в переходный период обострило и социальные аспекты проблемы. Падение уровня жизни, сокращение реальных доходов, резко возросшая дифференциация доходов населения России, падение покупательной способности населения, громадная доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума — все эти и другие факторы объективно подняли социальные аспекты проблемы развития туризма в России.
Развитие социального туризма особенно актуально во время кризисного состояния экономики и в момент социальных депрессий. Так, после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. только прямой материальный ущерб экономике страны составил более 100 млрд. долл. Однако более серьезный ущерб грозил американской экономике за счет снижения деловой активности ее граждан, в том числе в области туризма, которая приносила ежегодно около 80 млрд. долл. Кризисная социальная ситуация привела к тому, что на территории страны оказались пустыми 1 млн. 900 тыс. гостиничных номеров, потерпели громадные убытки транспортные и страховые компании и вся индустрия туризма. В этих условиях по инициативе властей потерпевших городов появился новый туристский феномен — социально-патриотический туризм. Граждане других штатов в массовом порядке из патриотических чувств и национальной солидарности стали прибывать в Вашингтон, Нью-
Йорк и другие города в качестве туристов, помогая тем самым оздоровить городские бюджеты. Здесь социальный туризм послужил фактором оздоровления национальной экономики и снижения социальной напряженности в обществе.
Богатые страны реализуют концепцию развития массового индустриально-дифференцирован-ного туризма социальной направленности. По данным ВТО, 100%-ное государственное финансирование национальных туристских администраций и основных программ социального туризма осуществляется в Австралии, Испании, Франции, Сингапуре, Тунисе, Малайзии, Канаде, Индии, Кении, Польше, Ливане, Ямайке, Шри-Ланке и др.; 80—90%-ное финансирование — в Ирландии, Южной Африке, Колумбии, Чили, Египте и др. Наибольшее внимание в Европе социальному туризму уделяется в Бельгии, Франции, Италии, Швейцарии, Испании, Австрии и Португалии.
Программам развития социального туризма за рубежом свойственны некоторые общие цели:
- долевое финансирование программ со стороны государства и негосударственных фондов (пенсионного, фондов трудовых советов предприятий, профсоюзов и др.);
- создание системы государственной поддержки участников социального туризма (за счет льготных или беспроцентных кредитов, субсидий, налоговых льгот и др.);
- использование достижений в социальной сфере по улучшению уровня жизни и стандартов отдыха и оздоровления и др.
За рубежом доступ к социальному туризму открыт для многочисленных категорий населения: 2 инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, школьников и студентов, граждан с низким уровнем ^ дохода, безработных и др. В некоторых странах дополнительно таким правом пользуются государ- ц ственные служащие, военнослужащие и члены их семей, беженцы и вынужденные переселенцы, ® священнослужители и др.
В ряде случаев социальные льготы некоторым категориям населения предоставляются на оп- ^ ределенное время. Так, в большинстве стран Западной Европы школьники, студенты и молодежь до 25 лет пользуются значительными транспортными льготами. Студенты в системе социальных моло- □
□
Ш
о
дежных хостелей получают значительные скидки по размещению и питанию, члены международных студенческих союзов и ассоциаций — дополнительные льготы на посещение культурных, спортивных и развлекательных заведений и экскурсий.
В России в настоящее время на федеральном уровне по линии органов социальной защиты
некоторые ограниченные социальные льготы получают немногочисленные категории граждан (ин- ®
валиды, лица, подвергшиеся воздействию радиации, дети, проживающие на Севере и приравненных о
ч о.
к нему районах и др.) в основном при предоставлении им санаторно-оздоровительных услуг. ®
Для некоторых социальных категорий (инвалидов, школьников, студентов и др.) установлены |
сезонные транспортные льготы. В большинстве случаев предоставление таких социальных льгот реа- ^
лизуется на отечественных объектах санаторно-оздоровительного профиля вне основного сезона. о
Такие немногочисленные льготы не гарантируют доступа к туристским услугам широких слоев ^
населения и не могут служить устойчивой базой для возрождения социального туризма. Р
Потребителями социального туристского продукта в России могли бы стать граждане, нуждаю- ^
щиеся в социальной защите: <
- инвалиды всех групп и категорий; о
- ветераны труда (в соответствии с установленным перечнем); о
- бывшие узники концлагерей; о
- участники Отечественной войны;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации (по установленному перечню);
- лица, работа которых связана с высоким профессиональным риском;
- пенсионеры и лица пенсионного возраста; ;=
- жители удаленных территорий Севера и Дальнего Востока; ^
- дети-сироты и дети из многодетных семей; 2
- другое слабо защищенное население. >|
Критериями принадлежности к потребителям социального туристского продукта могут быть не о
только перечисленные категории граждан, но и показатели благосостояния граждан, например, сово- |
купный годовой доход по отношению к прожиточному минимуму, совокупный семейный доход и др. |
В развитие социального туризма в настоящее время вносят определенный вклад негосударствен- §
ные учреждения: профсоюзы, различные фонды, ассоциации и др. Однако их возможности и степень оо
участия ограничены, а поддержка с их стороны касается в основном отдыха и оздоровления. Примером может служить благотворительный фонд «Москва-Крым», частично субсидирующий отдых и оздоровление детей в крымских здравницах, Всероссийское общество инвалидов, Российская ассоциация социального туризма и др.
Поданным профессора В. С. Сенина, к 1991 г. потребителями услуг социального туризма были 30-40% населения [11, с. 26]. К 2001 г. число таких потенциальных потребителей, поданным экспертов, снизилось до 2-3%. Такой упадок социального туризма в стране отражается не только в ухудшении физического и нравственного потенциалов нации — в форме прямого экономического ущерба, но имеет и другие формы экономических потерь.
При потреблении социального продукта денежный оборот происходит внутри страны. Это значит, что расширяются налоговая база и спрос на товары местных производителей, стимулируется развитие производства и сферы услуг.
Социальный туризм является фактором возрождения малых городов России. Он способствует также повышению инвестиционного рейтинга инфраструктуры и индустрии внутреннего туризма, что будет стимулировать интенсификацию въездного туризма. Кроме того, туризм может стать механизмом улучшения структуры внешнеэкономического баланса. За счет его развития можно снизить удельный вес зарубежных туров, тем самым частично предотвратить дальнейшую утечку твер-2дой валюты из страны. Развитие социального туризма будет способствовать созданию новых рабо-я чих мест и сохранению имеющихся, решению проблемы занятости в регионах.
0 Однако приведенные преимущества социального туризма в нашей стране в достаточной мере
1 не используются, а упущенная выгода измеряется сотнями миллиардов рублей. Массовый (в ряде случаев сравнительно недорогой) выездной туризм, невысокий уровень благосостояния граждан, отсутствие государственной поддержки, низкий инвестиционный потенциал инфраструктуры, физический и моральный износы объектов индустрии внутреннего туризма, наряду с другими факторами
06вызвали упадок отечественного социального туризма.
□ В условиях полной коммерциализации туризма стало экономически невыгодным возрождать
2социальный туризм, загружая недорогие объекты размещения и питания, содержать туристские транс--<> портные предприятия и иные объекты его инфраструктуры.
Отсутствие инвестиционных ресурсов не позволяет произвести реконструкцию материальной ф базы внутреннего туризма в целом и его социальной инфраструктуры, в частности. Поэтому одни и предприятия социального туризма были акционированы и изменили профиль деятельности, другие ф предприятия стали потенциальными банкротами без надежды на санацию, а оставшиеся предприя-| тия компенсируют недозагрузку высокими ценами при низком качестве туристского продукта. ^ В настоящее время цены внутреннего социального тура выше или равняются ценам зарубеж-о ных туров наших сограждан в Турцию, на Кипр, Грецию, Мальту, Болгарию, Словакию, Хорватию, Чехию Ее и т.д. Однако, даже при равенстве ценового показателя, уровень качества туристского продукта в этих ЕЕ странах значительно выше.
о. Стало экономически невыгодным развивать экскурсионную деятельность внутри страны, а так-< же походный, спортивный, самодеятельный и экологический туризм. Данные виды туристской дея-^ тельности перестали быть предметом публичной туристской статистики. Совокупность данных нед благоприятных факторов привела к тому, что уровень развития социального туризма, по данным о профессора В. А. Квартальнова, снизился в 20 раз [5, с. 116].
^ Общий объем внутреннего туризма в 2000 г. составил 767 000 человек по сравнению с 4 млн
2 485 тыс. человек, путешествующих за рубежом. Число социальных туристов в расчетном объеме £ внутреннего туризма, достигнутого в 2000 г., — ещё меньше и составлял ориентировочно 2-3% (1623 тыс. человек).
^ Такое положение социального туризма не соответствует модели социально-рыночной экономи-
ст ки. В настоящее время российская экономика еще не приобрела социальную ориентацию, хотя в >| Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Плане действий Правительства * Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики в 2000-2001 гг. ® (утвержден Постановлением Правительства от 26 июля 2000 г. № 1072-р) и других законодательных Л актах закрепляется законодательно приоритетное развитие социальной сферы в ходе проведения § экономических преобразований, а экономика этой сферы названа «социально-ориентированная эко-<т) номика».
В послании президента правительству в 2006 г. В.В. Путин выделил основные стратегические направления государственной политики: к объявленному три года назад экономическому курсу (удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет, уменьшение уровня бедности, рост благосостояния людей, повышение конкурентоспособности России в мире) были добавлены вопросы коррупции, предпринимательской инициативы, конвертируемости рубля, но центральным элементом послания стала программа по кардинальному повышению рождаемости. Такая социальная направленность послания говорит об уходе от ультралиберальной политики государства, когда решение социальных вопросов и острой демографической проблемы в частности было личным делом граждан. Таким образом, можно свидетельствовать о том, что социальный туризм становится доминантным фактором гуманизации экономического роста макроэкономической системы.
В июле 2004 г. вопросы развития российского туризма и санаторно-курортной сферы впервые в истории страны были рассмотрены на заседании Президиума Государственного совета России, прошедшего под руководством Президента Российской Федерации. По результатам заседания Государственного совета даны поручения Президента Правительству Российской Федерации, в которые вошли основные предложения Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, касающиеся развития инфраструктуры, расширения сотрудничества со странами СНГ, подготовки и переподготовки кадров, стимулирования работодателей на оплату отдыха и лечения своих сотрудников на территории Российской Федерации [9, с. 27]. В качестве положительного момента в разви- ^ тии туристской индустрии стоит отметить создание Федерального агентства по туризму, являюще- ^ гося уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и призванное стать «ускори- ц телем» позитивных изменений в туриндустрии. ®
Однако, несмотря на положительные тенденции в области государственной политики роль социального туризма до сих пор законодательно не определена. Законопроект «О социальном туриз- ^ ме» не принят, финансирование Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской 6 Федерации» (1995-2005 гг.) было прекращено, не созданы организационно-правовые и финансовые □ стимулы для работодателей по полной или частичной компенсации расходов своих работников, осу- О ществляющих путешествий и отдых в пределах территории Российской Федерации, а также стимулирование самих работников на участие в таких путешествиях и отдыхе (система «социальных от- ^ пускных чеков») [1, с. 2-7]. Затянулся процесс подготовки и принятия нового закона РФ «О туризме а и туристской индустрии», который мог бы оказать определяющее позитивное влияние на развитие ®
отрасли и способствовать освоению новых туристских ресурсов. Несмотря на четкие цели и приори- о
о.
теты развития социальной политики, в них пока отсутствует приоритет развития туризма как эле- ®
СО
мента социальной сферы, представляющей собой различные отрасли народного хозяйства: народное |
образование, культуру, здравоохранение, торговлю и общественное питание, коммунальное и быто- ^
вое хозяйство и др. о
Таким образом, трансформационные процессы в российской экономике оказывают непосред- ^
ственное влияние на развитие социального туризма. При командно-административной экономике Р
социальный туризм субсидировался из средств государства и имел четкую социальную направлен- ^
ность, но в то же время выполнял и государственно-политическую функцию, т.е. был подчинен по- <
литическим целям, планировался и управлялся государственными учреждениями. о
Современная Российская экономика характеризуется устранением государства от управления 0
социальным туризмом, переходом от монопольного хозяйства к многоукладному, формированием о туристского рынка на основе новых законов, использованием туристских ресурсов на основе новых экономических и правовых отношений, невостребованностью материальной базы социального туризма, ростом показателей выездного туризма по сравнению с внутренним [8, с. 49-50]. В условиях
транзитивной экономики туризм утратил свою социальную значимость и уступил место развитию ;=
коммерческих форм туризма. ^
Целью российских реформ должно стать построение социально-рыночной экономики. В облас- 2
ти социального туризма политика такого государства направлена на соблюдение прав человека на >|
отдых, отпуск и свободу путешествий, развитие социального туризма в интересах менее обеспечен- о
®
ных граждан при использовании ими права на отдых, содействие государства развитию социальных ^ гарантий и социального партнерства как инструментов социального туризма. |
Состояние современного российского общества требует развития социального туризма, которое § позволило бы вовлечь в туристские путешествия миллионы россиян, открыло бы широкие возмож- оо
ш
ности оздоровления, познания, приобщения к культурным ценностям средствами туризма, способствовало бы переориентации большинства населения на иные социальные и политические ценности, то есть в сторону здорового образа жизни и духовности. Об этом говорилось в докладе «О развитии курортно-рекреационного комплекса РФ» на заседании президиума Государственного совета РФ 23 июля 2004 года в Геленджике [10, с. 5].
Туризм, как комплексное межотраслевое явление, сочетает в себе функции рекреации, восстановления, культурного развития, а потому присутствует в любом обществе и сопутствует любой деятельности, на определенном этапе ее развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая восстановление трудовых функций работающего населения и пр.). Социальный туризм позволяет воспользоваться своей рекреационной функцией максимально большему числу населения.
Рекреация — от латинского «восстановление» — система мероприятий и процесс возобновления жизненных сил и энергии человека, расходуемых в производственно-трудовой деятельности [4, с. 14]. Некоторыми исследователями рекреация рассматривается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. В контексте социального туризма рекреация может рассматриваться как организация отдыха, восстановление
я физической, интеллектуальной и психоэмоциональной активности людей, восполнение энергетичес-
0 ких ресурсов человеческого организма [2, с. 253].
1 Рекреационный туризм — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.
Рекреация является основополагающим аспектом социального туризма, необходимым как с точки д зрения индивидуума, так и с позиции государства, которое для своего развития должно позаботить-□ ся о воспроизводстве производительных сил общества в процессе экономического роста. Следует 2иметь в виду, что у работника, как носителя живой силы, даже после полноценного трех-четырех -<> недельного отдыха через 4-6 месяцев потенциал работоспособности иссякает, возвращается к «исходной». И если не приняты предупредительные меры, наступает утомление, переходящее в хрони-ф ческое. Синдром хронической усталости ведет к подрыву иммунных и адаптивных способностей. и Индивиду это грозит развитием каких-либо патологий, обществу — малопроизводительным трудом, ф браком, авариями и катастрофами. Более чем недельный отдых (активный, на свежем воздухе) ока-| зывается достаточным, чтоб прервать накопление утомления и предотвратить наступление синдро-^ ма хронической усталости. (Это подтверждается открытием биохимиков из НИИ вакцин и сывороток о им. И.И. Мечникова и ЦНИИ медико-биологических проблем спорта, зарегистрированным Государ-х ственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий 17.12. 1978 г.). Поэтому: отдых инди-ЕЕ вида, как носителя живой силы, важнейшего элемента производительных сил общества — не частей ное дело. От качества отдыха работника в прямой зависимости находится и уровень производитель-< ности, и производственной безопасности, и работоспособность налогоплательщика [3]. Однако до сих ^ пор ни общество не осознает рекреационную сущность туристского отдыха, оно воспринимает лишь д культурно-познавательную сторону путешествий, а это неверно, так как туризм явление комплексен ное.
^ Развитый массовый социальный туризм является основным инструментом способным с помо-
ем щью своей рекреационной функции повысить качество трудового потенциала. Из всех форм рекре-£ ационной деятельности в социальном туризме особое место в восстановлении трудового потенциала принадлежит санаторно-курортной индустрии, базирующейся на использовании природных ле-^ чебных гидроминеральных и ландшафтно-климатических ресурсов.
® В Манильской декларации Всемирной конференции по туризму (1980 г.) было заявлено: «Эко-
>| номическая рентабельность, какой бы реальной и значительной она не была, не может представлять * собой единственный критерий определения содействия этому виду деятельности... Кроме его хоробр шо известных экономических аспектов, он приобрел культурный и духовный аспекты, которые дол-
2 жны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими § факторами». Особенность и преимущество социального туризма в том, что в нем гуманистическое <т) начало туризма превалирует над фактором экономической выгоды.
Как известно из основ рекреалогии, курортно-рекреационная система, являющаяся одной из форм рекреационной системы, возникла в результате взаимодействия трех суперсистем: общества, природы и промышленного производства. Она давно стала частью социально-экономической сферы, причем в настоящее время все настойчивее проявляется экономический аспект деятельности российских курортов в отличие от советского периода, когда доминировала социальная составляющая.
Как видно из всего вышесказанного рекреационная составляющая социального туризма является его дефинициальной характеристикой в области развития качественных характеристик трудового потенциала, так как она обеспечивает одновременное восстановление физических и духовных сил человека. Таким образом, основной целью рекреационного воздействия социального туризма является предоставление возможности наибольшему числу людей проводить отпуск и восстанавливать здоровье и трудоспособность с минимальными затратами, что соответствует гуманному началу экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Барзыкин Ю.А., Писаревский Е.Л., Абрамова Т.В. Актуальные вопросы государственной политики в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. № 4(7).
2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2004.
3. Зорин И.В., Лаверов. Н.П., Некипелов А. Д. Опыт системного взгляда на государственную полити- q]
ку в области туризма. Доклад в Совете Федерации на тему «Совершенствование законодательно- ^
го обеспечения государственной политики Российской Федерации в области туризма». М., 2005. ц
4. Калинкин Л.Д. Маркетинговые аспекты развития туризма // Теория и практика физической куль- ®
туры.1997. № 6. ^
5. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2000. ^
6. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. М.: Наука, 1993. ^
7. Материалы всемирной конференции по туризму. Мадрид: WTO, 1981. □
8. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. О
9. Перечень поручений Президента Российской федерации по итогам заседания президиума Государствен-
ного совета Российской Федерации 23 июля 2004 г. // Туризм: право и экономика. 2004. № 4(7). ^
10. Савельев К. Сотрудничество поможет заполнить вакуум // Социальное партнерство. 2006. № 1. D
11. Сенин В.С. Введение в туризм. М.: РИПРКТ, 1993. ®
12. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Составитель — Н.И. Волошин. М.: Финан- о сы и статистика, 1998. ®
СО
13. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг // Маркетинг в | России и за рубежом. 2005. № 2(46). ^
о
СЛАНЧЕНКО Л.И.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
о а
> о
Повышение уровня и качества жизни населения является приоритетной целью социальной политики государства. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого и неуклонного повышения £
уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства, бедности на основе эконо- ^ мического роста, определяемого макроэкономической стратегией экономики. По мнению многих ^
исследователей в области политики доходов, заработной платы и уровня жизни населения «любые ®
изменения в макроэкономической стратегии непосредственно влияют на три важнейших социаль- >|
но-экономических параметра — занятость, доходы населения и совокупный платежеспособный ^
спрос, по отношению к которым другие социальные процессы являются вторичными, производны- ®
ми» [1, с. 54-59]. Однако и другие социальные параметры, по нашему мнению, играют немаловаж- |
ную роль в обеспечении благосостояния населения, должного уровня и надлежащего качества жиз- ^ ни народа.