Научная статья на тему 'Дефектологическое обследование как один из этапов работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской обл.'

Дефектологическое обследование как один из этапов работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской обл. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1418
1422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. П. Рудакова, Л. Г. Гроздова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дефектологическое обследование как один из этапов работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской обл.»

Список литературы

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Междунар. пед. акад., 1994.

2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. - М.: Педагогика, 1984.

3. Капустина Г.М. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.,

1991.

4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 1997.

5. Коррекционно-развивающее обучение школьников // Сб. нормативных док. / под ред. Л.С. Курнешова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М., 2003.

7. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. - № 6. - С. 19.

8. Масюк В.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. - М., 2004.

9. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. Мачихи-ной В.Ф. - М.: Просвещение, 1987.

10. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Мн., 1989.

11. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород,

1994.

12. Жаренкова Г.И. Действие детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975. - № 4.1. - С. 29-35.

13. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 714.

Н. П. Рудакова, Л. Г. Гроздова

Дефектологическое обследование как один из этапов работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии

Амурской обл.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Усилия государственных органов власти направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273 введено следующее определение: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [1,

ст. 2, п. 16]. Исходя из этого, статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия для получения им образования и адаптированную образовательную программу может определить только психолого-медико-педагогическая комиссия.

Обследованием таких детей в нашей области занимается центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которая осуществляет свою деятельность на основании приказа Министерства образования и науки Амурской обл. от 22.08.2014 № 1268 и с 03.09.2014 г. функционирует в составе ГАУ ДПО «Амурский институт развития образования».

Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций [2, п. 1, 2].

Нормативно-правовые акты Амурской обл., регламентирующие деятельность ЦПМПК и определяющие условия получения образования обучающихся с ОВЗ, базируются на международных федеральных и областных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социальной защиты населения. На основании федерального положения о ПМПК в Министерстве образования и науки Амурской обл. было разработано положение о ЦПМПК, на основании которого и осуществляется деятельность центральной и муниципальных комиссий Амурской обл. [4].

В состав центральной комиссии входят: руководитель, заместитель руководителя, секретарь, врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Членами комиссии по согласованию являются: сурдопедагог, тифлопедагог, офтальмолог, детский травматолог-ортопед, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-педиатр, главный специалист-эксперт отдела общего образования Министерства образования и науки Амурской обл.

ЦПМПК Амурской обл. имеет печать и бланки со своим наименованием, обеспечена необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерами и оргтехникой, автотранспортом. Специалисты ЦПМПК осуществляют свою деятельность стационарно и в форме выездных заседаний. При необходимости обследование детей проводится по месту их проживания, обучения, лечения.

За пять лет нашей комиссией было обследовано: в 2011 г. - 539 детей; 2012 г. - 914 детей; 2013 г. - 974 ребенка; 2014 г. - 1058 детей; 2015 г. - 1062 ребенка. Социальный портрет обследованных детей за 2015 г.: 300 детей являются сиротами или оставшимися без попечения

родителей; 473 ребенка имеют инвалидность. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества обращений за помощью в ЦПМПК. В 2015 г. по инициативе Амурской областной психиатрической больницы (АОПБ) - 225 обращений; медико-социальной экспертизы (МСЭ) - 48; родителей - 622; законных представителей - 350 обращений.

В ситуации реализации инклюзивной практики, введением Закона об образовании, вариантов ФГОС для различных категорий детей с ОВЗ принципиальным образом изменяется и само содержание деятельности ЦПМПК - от общих рекомендаций по выбору наиболее подходящего специализированного образовательного учреждения к описанию специальных образовательных условий, конкретных направлений деятельности всех специалистов, включенных в комплексное сопровождение ребенка в образовательной среде. В этих условиях наиболее важным является мнение и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом.

Основная задача учителя-дефектолога на ЦПМПК - определить обученность и, соответственно, обучаемость ребенка. Обученность у дошкольников определяется соответствием знаний, умений, навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие нормативы заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с новым ФГОС. Обученность у детей школьного возраста определяется соответствующей программой обучения. Можно выделить несколько уровней усвоения программы: программа в целом усвоена; программа усвоена не полностью (не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении задания); программа усвоена частично (не усвоена программа по одному из предметов); программа не усвоена.

Обучаемость определяется способностью ребёнка усвоить алгоритм деятельности, перенести его на аналогичное задание. Условно выделены три уровня обучаемости: достаточный уровень обучаемости (ребенок понимает смысл задания, способен выполнить задание самостоятельно или при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи); недостаточный уровень обучаемости (ребенок понимает смысл задания, но нуждается в организующей, стимулирующей помощи при выполнении задания по алгоритму); низкий уровень обучаемости (ребенок не понимает смысла задания, не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом).

Работа в составе ЦПМПК дает возможность проанализировать результаты обследования некоторых категорий детей школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития за 2015 г.

Дефектологическое обследование 233 детей школьного возраста с задержкой психического развития показывает, что общий объем знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире ниже возраст-

ной нормы. Смысл пословиц, фразеологических оборотов, скрытый смысл рассказов понимают по наводящим вопросам. Причинно-следственные связи по картинкам устанавливают с помощью педагога. Основная общеобразовательная программа усваивается не в полном объёме, требуется разъясняющая, направляющая и стимулирующая помощь при выполнении задания, учет темпа деятельности.

При обследовании 463 детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости выявлено: низкая общая осведомленность; пространственно-временные представления сформированы не в полном объеме; имеется непонимание смысла пословиц, фразеологических оборотов, скрытого смысла рассказов. Причинно-следственные связи по серии картинок не устанавливают. Элементарные математические представления не соответствуют возрасту или вычислительный навык сформирован с использованием наглядного материала (линейки, пальцев, счетных палочек). Чтение словесно-слоговое, слоговое или буквен-но-слоговое, замедленный темп письма под диктовку. Иногда овладевают только копированием текста, допускают специфические орфографические и грамматические ошибки. Данная категория детей понимает инструкции, но нуждается в направляющей и стимулирующей помощи.

Обследование 82 детей школьного возраста с умеренной умственной отсталостью показало: крайне низкую общую осведомленность; в пространстве и времени ориентировались частично; не понимали смысла пословиц, фразеологических оборотов, скрытого смысла рассказов; не смогли установить причинно-следственные связи по картинкам; вычислительные навыки находились в стадии формирования, использовался наглядный материал (линейка, пальцы, счетные палочки) или не сформированы; чтение послоговое или побуквенное; письмо под диктовку, как правило, не сформировано, доступно копирование прописными или печатными буквами с ошибками. Простые инструкции понимают частично, не в полном объеме, нуждаются в поэтапном контроле.

Среди школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью (легкой и умеренной) были выявлены 109 обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта (тяжелые нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, сенсорные, соматические нарушения, расстройства аутистического спектра поведения). Это усложняет усвоение данной категорией адаптированной основной общеобразовательной программы и требует создания дополнительных специальных образовательных условий.

В ходе обследования выявлено 18 детей, имеющих тяжелую и глубокую умственную отсталость, у которых предпосылки к учебной деятельности не сформированы. Отсутствует познавательный интерес. Действия с предметами носят манипулятивный характер или характер случайного наталкивания. Продуктивный контакт затруднен, либо не-

возможен. Инструкции не понимают или понимают крайне ограниченно на бытовом уровне. В окружающей среде адаптированы частично либо не адаптированы, нуждаются в постоянном уходе и сопровождении. Некоторые из детей этой категории имели вынужденное положение (лежат), находятся на зондовом питании. Все дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения (опорно-двигательных функций, сенсорные, соматические нарушения, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы), что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР).

При подборе диагностического инструментария дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, психолого-педагогические характеристики, учебные тетради. Учитывает характер взаимодействия с предметами, адекватность поведения, целенаправленность деятельности, первичную диагностическую гипотезу, включает ребёнка в ситуацию дефектологического обследования. Выводы специалист делает по данным собственного обследования и диагностики других членов ЦПМПК.

По результатам обследования дефектолог заполняет протокол и дает заключение об уровне познавательного развития ребёнка. А при коллегиальном обсуждении заключения совместно с другими специалистами определяет (в рамках разработки специальных образовательных условий) образовательную программу обучения ребенка, особенности и условия ее реализации [3, с. 144-150].

Таким образом, в 2015 г. на ЦПМПК Амурской обл. обследуемым детям были рекомендованы такие виды образовательных программ: основная общеобразовательная программа - 25 детей; специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - 18 детей; адаптированная общеобразовательная программа (АОП) для глухих - 16; АОП с нарушением слуха - 23; АОП для слепых - 4; АОП с нарушением зрения - 57; АОП с тяжелыми нарушениями речи - 17; АОП с нарушением опорно-двигательного аппарата - 4; АОП с задержкой психического развития -237; АОП для умственно отсталых детей - 564 обучающимся.

В соответствии с положением о ПМПК заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключение специальных условий для обучения и воспитания детей [2, п. 2, 23].

Поэтому так важна роль комплексного психолого-мед ико-педагогического подхода к обследованию и сопровождению детей в свете появления современной нормативно-правовой базы, развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии: приказ М-ва обр. и науки РФ от 20 сент. 2013 г. № 1082.

3. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2014. -368 с.

4. О создании центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской обл.: приказ М-ва обр. и науки Амурской обл. от 22.08.2014 № 1268.

Н. А. Сапулина

Формирование у учащихся с глубокой умственной отсталостью социально-значимых умений на уроках хозяйственно-бытового труда и социально-бытовой ориентировки

Главной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, формирование у них трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение глубоко умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью в младших классах является наиболее сложным и специфичным периодом, что обусловлено тяжестью их психофизических и возрастных особенностей. Темп развития чрезвычайно замедлен. У многих детей общий интеллектуальный дефект и связанное с ним общее недоразвитие речи сочетаются с тяжелыми дополнительными речевыми нарушениями.

Для них характерно нарушение всех высших психических функций:

•нарушение внимания, неустойчивость, отвлекаемость;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.