Научная статья на тему 'Дедуктивные силлогизмы контрапункта многоголосной музыки'

Дедуктивные силлогизмы контрапункта многоголосной музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
дедукция / силлогизм / музыка / многоголосие / педагогика / рассуждение / посылки / теория силлогизма / многоголосие / полифония

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

Статья фокусируется в силлогизм который рассуждает, состояния силлогизма, что он состоит из трёх простых высказываний вида «А есть Б», два из которых называются посылками, а третье заключением. Теорию силлогизмов придумал древнегреческий философ Аристотель, а до совершенства их довели средневековые схоласты.). Дедуктивные способности строение музыки дедуктивное умозаключение, силлогизм структура музыки вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. В дедукции вывод строится от общих положений к частным случаям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дедуктивные силлогизмы контрапункта многоголосной музыки»

Дедуктивные силлогизмы контрапункта многоголосной

музыки

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Статья фокусируется в силлогизм - который рассуждает, состояния силлогизма, что он состоит из трёх простых высказываний вида «А есть Б», два из которых называются посылками, а третье - заключением. Теорию силлогизмов придумал древнегреческий философ Аристотель, а до совершенства их довели средневековые схоласты.). Дедуктивные способности строение музыки - дедуктивное умозаключение, силлогизм - структура музыки вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. В дедукции вывод строится от общих положений к частным случаям.

Ключевые слова: дедукция, силлогизм, музыка, многоголосие, педагогика, рассуждение, посылки, теория силлогизма, многоголосие, полифония

Deductive syllogisms of counterpoint polyphonic music

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article focuses on a syllogism - which argues, the state of a syllogism, that it consists of three simple statements of the form "A is B", two of which are called premises, and the third - a conclusion. The theory of syllogisms was invented by the ancient Greek philosopher Aristotle, and the medieval scholastics brought them to perfection.). Deductive abilities - structure of music - deductive inference, syllogism - structure of music - conclusion according to the rules of logic; a chain of inferences (reasoning), the links of which (statements) are connected by a relation of logical implication. In deduction, the conclusion is built from general provisions to particular cases.

Keywords: deduction, syllogism, music, polyphony, pedagogy, reasoning, premises, theory of syllogism, polyphony, polyphony

Силлoгизм это - paccyждeниe, ^TOpoe cocTOm1 из тpёx Dpocrbix выcкaзывaний вида «А ecra Б», двa из ^TOpbix нaзывaютcя пocылкaми, a тpeтьe

- заключением. Теорию силлогизмов придумал древнегреческий философ Аристотель, а до совершенства их довели средневековые схоласты.). Многоголосие - в музыке координация изложения звуков для совместного одновременного звучания. При многоголосии звуки входят не только в мелодическую последовательность, как в одноголосии, но и образуют созвучия в виде интервалов и аккордов; несколько одновременно звучащих мелодий могут образовывать контрапункт. В зависимости от соотношения голосов в многоголосии различают полифонию и гомофонию. Полифония -многоголосная музыка, основанная на функциональном равноправии мелодических голосов.

Музыкальная ткань - склад многоголосной музыки, определяющийся функциональным равноправием отдельных голосов (мелодических линий, мелодий в широком смысле) многоголосной фактуры. Звуковысотная или мелодическая линия (мелодический рисунок) это - совокупность восходящих и нисходящих интервалов, подъемов и спадов мелодических волн. Соотношение восходящего и нисходящего движения может быть весьма разнообразным по амплитуде размаха мелодической волны, по частоте смены направлений. Направление мелодического движения восходящее движение; нисходящее движение;

волнообразное движение, образующееся от последовательно чередующихся восходящего и нисходящего направлений; «гopизoнтaльнoe» движение на повторяющемся звуке.

Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Интервал, на который сдвигается первое звено, называют шагом секвенции. Чаще всего звенья сдвигаются на секунду, терцию, кварту вниз - вверх. Секвенция (позднелат. sequentia «последовательность») в технике музыкальной композиции - последовательное повторение мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте. Полное проведение секвенцируемого оборота именуется звеном.

Восходящая - создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая - наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на мecтe» (пример - русский народный танец «Камаринская»).

Существует гомофонно-гармоническим склад, многоголосной музыки, в котором обычно выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 332 [М^^^И

(reccurypHo, a TaK^e, KaK npaBH.ro, TeMÖpoBo oöocoö.eHHMH n.acT ^aKTypM, Hecyrnufi «My3MKa.bHyro MMc.b» ^.oro), aKKoMnaHeMeHT (Mo^eT 6MTB cTpyKTypupoBaH MHoroo6pa3Ho.

K <onoxe cTpororo nuctMa» (h.h cTpororo cm.a) oraocaT My3MKy no3gHero CpegHeBeKoBta h Bo3po^geHHa (XV-XVI bb.), nogpa3yMeBaa, npe^ge Bcero, ^pKoBHyro My3MKy ^paHKo-^.aMaHgcKux no.H$oHHcTOB (^ocKeH, OKereM, OöpexT, BH..apT, .Hacco h gp.) h na.ecTpHHM.

CboSo^hmh cTH.t, cBoöogpoe nuctMo - yc.oBHoe HasBaHue cTH.a no.H^oHHHecKofi My3MKH, xapaKrepH3yrorn,eroca (no cpaBHeHuro co cTporuM cTH.eM) cboso^hoh b nocrpoeHHH Me.oguu, pa3Hoo6pa3HMMH npueMaMH coneTaHua no.H$oHHHecKux ro.ocoB, a TaK^e 6e3pa3ge.tHMM rocnogcTBoM gByx .agoB - Ma^opa h MHHopa. BepmuHa cBoöogHoro cTH.a b cTapuHHofi My3MKe -TBopnecTBo H.C.Eaxa h r.OXeHge.a. Hnorga noHaTue «CBoöogHMH cTH.t» pacnpocrpaHaroT Ha Bce MHoroo6pa3HMe cth.h XVII-XX bb. B mupoKoM cMHcne cboöoahmm cTH.eM Ha3MBaeTca no.H$oHHnecKoe ucKyccTBo c XVII BeKa go HacToarn,ero BpeMeHH. My3MKa cTaHoBHTca ucKyccTBoM caMocToaTe.bHMM, cym,ecTByrorn,HM He KaK aTpuöyT 6oroc.y^eHua h.h conpoBo^geHua TaH^B. noaB.aroTca npou3BegeHua, npegHa3HaneHHMe To.tKo g.a c.ymaHHa. 3to npHBogHT k pac^eTy HHcTpyMeHTantHofi My3MKH h pasBHTuro rapMoHHH KaK ocHoBHoro cpegcTBa $opMoo6pa3oBaHua. CpegcTBaMH no.u$oHHH pacKpMBaeTca BHyTpeHHHH MHp ne.oBeKa HaeguHe c caMHM coöofi, b oöm,eHHH c npupogoH mmc.h h HyBcTBa Hano.HaroTca omyrn,eHHeM 6e3rpaHHHHocTH geöcTBHTe.bHocTH.

CBoöogHMH cm.t b My3MKe, no.H$oHHnecKHH cm.t, xapaKTeproyrornuHca cBoöogofi h pa3Hooöpa3HeM b nocTpoeHHH Me.oguu, rocnogcTBoM gByx .agoB -Ma^opa h MHHopa.

OaHTa3HA - ^aHp HHcTpyMeHTantHofi My3MKH, b kotopom нмнтaцнoннoe H3.o^eHHe h pasBHTue coneTanoct co cBoöogHMMH, BupTyo3HMMH nacca^aMH.

Kaнцoнa (ura.. canzone - necHa) - nteca g.a opraHa, K.aBupa h.h aHcaMÖ.a, cocToarn,aa H3 HecKo.tKHx ^yrupoBaHHMx pa3ge.oB Ha pa3HMe h.h pogcTBeHHMe TeMM.

ToKKaTa (ura.. - TporaTt, Kacartca, urpart Ha HHcrpyMeHTe) - nepBoHanantHo BcTynHTe.tHaa nteca g.a opraHa h.h K.aBupa, no3gHee caMocToaTe.bHMH HHcTpyMeHTantHMH ^aHp, ocHoBaHHMH Ha nepegoBaHHH aKKopgoBMx h ^yrupoBaHHMx nacren. OraunaeTca 3HaHHTe.bHocTtro cogep^aHua, pa3pa6oTaHHocTbro, TexHHHHocTtro.

Oyra (uTa.. fuga - 6er, TeneHue) - BMcmaa ^opMa no.H^oHHHecKofi My3MKH. Coctoht H3 нмнтaцнoннoгo экcпoннpoвaннa HHgHBHgya.H3upoBaHHoH TeMM, ee noc.egyrornux npoBegeHHH b pa3HMx ro.ocax c KompanyHKTHHecKHM h ToHa.tHo-

гармоническим развитием. Самый гибкий и наиболее ёмкий в содержательном отношении тип имитационной композиции.

Строения произведения окажется несколько необычным с точки зрения здравого смысла, которому свойственно ограничивать феномен произведения физико-акустическими рамками заполненного музыкальными звуками времени. Произведение воспринимается как нечто органичное, индивидуальное, живое, то есть рождающееся, действующее и меняющееся в историческом времени. А это также означает, что свойства его не ограничиваются звуковыми параметрами. Подобно тому как, знакомясь с человеком, мы интересуемся его делами, его родиной, происхождением и друзьями, и чем полнее постигается мир его жизни, тем глубже познается человек, - подобно этому и художественное произведение тем полнее открывается как живое создание, чем больше жанровых, стилевых, жизненно-бытовых и эстетических владений, принадлежащих ему в истории, обнаруживается для нас на карте его судьбы. И вce эти влaдeния в той мepe вxoдят в cтpoeниe caмoгo пpoизвeдeния, в кэкой oни ocвeщeны ero индивидуальностью. Хpaнимый в пэмяти мyзыкaнтa или cлyшaтeля музыкальный oпыт и мaтepиaл кyльтypы, жизни и иcтopии пoдчac oгpoмeн.

Диффepeнциaции пpeдмeтныx cфep coдepжaния музыки cпocoбcтвoвaлo в эвoлюции мyзыкaльнoгo иcкyccтвa yчacтиe в вocпpиятии тpex paзныx мexaнизмoв oтpaжeния. В шиpoкoм cмыcлe ceнcopный мexaнизм, мexaнизм эмoций и мexaнизм мышлeния и oпpeдeляют вo мнoгoм cтpyктypy coдepжaния, ecли ee paccмaтpивaть нeпocpeдcтвeннo c пoзиций пcиxoлoгии вocпpиятия. С тpиo мexaнизмoв oтpaжeния - ceнcopнoe, эмoциoнaльнoe, лoгичecкoe - cвязaны и ^которью дpyгиe тpиaды в cтpyктype мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния и eгo вocпpиятия.

Дoпoлнитeльнoй кoppeкции тpeбyeт cpaвнeниe cyбъeктивнoгo cлyшaтeльcкoгo зaпeчaтлeния музыки c зaпиcью. Оно бyдeт знaчитeльнo ближe к пpeдcтaвлeниям o кoмпoзиции и кoмпoзициoннoй лoгикe, ecли в eгo coдepжaнии aкцeнтиpoвaть вpeмeннyю кoopдинaтy, ecли paccмaтpивaть зaпиcь кaк нeчтo пoдoбнoe oживaющeй вo вpeмeни кинoлeнтe. Анэлиз cтpoeния пpoизвeдeния в тэком плaнe фaктичecки и дэст основу для выдeлeния coбcтвeннo композиционной стороны.

Тepмин «мyзыкaльнaя формэ» имeeт в тeopии музыки ^сколько знaчeний, отличэющихся друг от друга по oбъeмy. Поскольку вce они, однэко, coдepжaт и нeчтo обш^, a имeннo выдeляют в музы^ оргэнизэцию, структуру, cтpoeниe, и cлeдoвaтeльнo, нeпocpeдcтвeннo связэны с кoмпoзициeй, цeлecooбpaзнo крэтко oxapaктepизoвaть их. В широком cмыcлe музыкальной формой нэзывэют кoмплeкcнyю оргэнизэцию вcex cpeдcтв в пpoизвeдeнии, нaпpaвлeннyю нэ

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 334 [М^^^И

воплощение содержания и на донесение его до слушателя. Она включает в себя несколько важных для музыкальной практики сторон. В их число входят фактура, ритм, оркестровка, звуковысотная организация. Одной из сторон является также музыкальная форма в узком смысле слова. Термин «музыкальная форма» фиксирует лишь крупномасштабную временную схему произведения - количество, расположение и качественные соотношения частей целого.

В понятии музыкальной формы в широком смысле заключено два момента, требующих дифференциации. Оно предполагает, с одной стороны, форму как способ существования содержания и в этом аспекте близко обще эстетическому и философскому пониманию формы. С другой же стороны, оно подразумевает также и организационный момент - структуру музыкально-звукового целого, объединяющую все музыкальные средства. В этом плане анализируемый вариант понятия совпадает с тем, что имеют в виду под строением произведения, когда его рассматривают с формально-конструктивной стороны. Кстати говоря, иногда, желая подчеркнуть структурный момент, вместо термина «музыкальная форма» в широком смысле используют термин «строение произведения», что, безусловно, снимает противоречивость и двойственность понятия.

Строение музыкального произведения охватывает не только форму, но и содержание и связано не только с музыкальным текстом, но и со множеством выходящих за его пределы явлений. Более того, строением, структурой, организацией обладают не только форма и содержание, но также и их взаимосвязи. Так, мы уже видели, что при восхождении от материала к воплощаемому в нем содержанию возникает специфическая структура иерархической лесенки. Каждый из слоев, каждая из ступеней при этом одновременно является и формой - по отношению к более высокому слою, и содержанием - по отношению к более низкому, а музыкальное произведение в целом - единством формы и содержания.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Ed^atwn 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Ed^atwn 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Ed^atwn 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Ed^atwn 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Ed^atwn 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Ed^atwn 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Ed^atwn 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Ed^atwn 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.