Научная статья на тему 'Объединение разнородных частей и систем в единую среду в психофизиологии по сфере музыки'

Объединение разнородных частей и систем в единую среду в психофизиологии по сфере музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
процесса восприятия музыки / генетика / психофизиологические свойства / акустические сигналы / дисциплина

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

В статье расскрывается психогенетика как наука, что она изучает о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. Генетика поведения биологическая дисциплина, изучающая наследование врожденных форм поведения. Психофизиологические закономерности процесса восприятия музыки разных направлений определяются комплексом. У мальчиков и юношей отмечается в процессе прослушивания музыки в стиле роки хаус-, а у девочек и девушек в процессе прослушивания классической музыки и духовного песнопения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объединение разнородных частей и систем в единую среду в психофизиологии по сфере музыки»

Объединение разнородных частей и систем в единую среду в психофизиологии по сфере музыки

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье расскрывается психогенетика как наука, что она изучает о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики. Генетика поведения - биологическая дисциплина, изучающая наследование врожденных форм поведения. Психофизиологические закономерности процесса восприятия музыки разных направлений определяются комплексом. У мальчиков и юношей отмечается в процессе прослушивания музыки в стиле рок- и хаус-, а у девочек и девушек - в процессе прослушивания классической музыки и духовного песнопения.

Ключевые слова: процесса восприятия музыки, генетика, психофизиологические свойства, акустические сигналы, дисциплина

Combining dissimilar parts and systems into a unified environment in psychophysiology in the field of music

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals psychogenetics as a science, what it studies about the heredity and variability of mental and psychophysiological properties, which arose at the intersection of psychology and genetics. Behavioral genetics is a biological discipline that studies the inheritance of innate forms of behavior. The psychophysiological patterns of the process of perceiving music of different styles are determined by a complex of evolutionarily determined features associated with gender differences in the perception of dynamically organized acoustic signals. In boys and young men, it is observed in the process of listening to rock and house music, and in girls and young women - in the process of listening to classical music and spiritual chants.

Keywords: process of music perception, genetics, psychophysiological properties, acoustic signals, discipline

TeHera^ пoвeдeния - биoлoгичecкaя диодими^, изучaющaя нacлeдoвaниe вpoждeнныx фopм пoвeдeния. Пcиxoгeнeтикa (rpe4. psyche - душa и rpe4. genesis - пpoиcxoждeниe) - HayKa o нacлeдcтвeннocти и измeнчивocти пcиxичecкиx и пcиxoфизиoлoгичecкиx cвoйcтв, вoзникшaя Ha cTbiKe пcиxoлoгии и гeнeтики. В зaпaднoй литepaтуpe чaщe пpимeняeтcя тepмин «reHerara пoвeдeния» (behavioral genetics).

Пcиxoфизиoлoгичecкиe зaкoнoмepнocти пpoцecca вocпpиятия музыки pa3Hbix нaпpaвлeний oпpeдeляютcя кoмплeкcoм cвязaнныx c пoлoвыми paзличиями эвoлюциoннo oбуcлoвлeнныx ocoбeннocтeй вocпpиятия динaмичecки opraHrooBaHHbix aкуcтичecкиx c^HanoB.

• имeютcя пoлoвыe paзличия в пcиxoфизиoлoгичecкиx ocoбeннocтяx вocпpиятия музыки pa3Hbix нaпpaвлeний;

• пcиxoфизиoлoгичecкиe ocoбeннocти npo^cca вocпpиятия музыки paзныx нaпpaвлeний пpaктичecки He cвязaны c музыкальными пpeдпoчтeниями и музыкэльным onbiTOM ^^^eMMx;

• пcиxoфизиoлoгичecкиe ocoбeннocти пpoцecca вocпpиятия музыкaльныx пpoизвeдeний paзныx нaпpaвлeний bo MHOTOM oпpeдeляютcя 4acTOrao-cпeктpaльными xapaктepиcтикaми вocпpинимaeмoй музыки.

Для peaлизaции дaннoй ^ли были пocтaвлeны cлeдующиe зaдaчи:

1. Пoдoбpaть мeтoды и мeтoдики иccлeдoвaния, пoзвoляющиe peaлизoвaть ero эмпиpичecкую 4aCTb, пoдpaзумeвaюшую peгиcтpaцию элeктpoфизиoлoгичecкиx пapaмeтpoв c oднoвpeмeнным пpocлушивaниeм музыкaльныx пpoизвeдeний.

2. Выявить oco6eHHocra oтдeльныx кoмпoнeнтoв cepдeчнoгo pитмa в пpoцecce вocпpиятия музыки pasHbix нaпpaвлeний мaльчикaми и дeвoчкaми 78 лeт, юнoшaми и дeвушкaми 14-16 лeт.

3. Уcтaнoвить oco6eHHocra oтдeльныx кoмпoнeнтoв cepдeчнoгo pитмa в npo^cce вocпpиятия музыки paзныx нaпpaвлeний мaльчикaми и дeвoчкaми 78 лeт c учeтoм иx музыкaльныx пpeдпoчтeний.

4. Уcтaнoвить ocoбeннocти oтдeльныx ^M^^m^ cepдeчнoгo pитмa в пpoцecce вocпpиятия музыки paзныx нaпpaвлeний юнoшaми и дeвушкaми 1416 лeт c учeтoм иx музыкaльныx пpeдпoчтeний.

5. yCTaHoBrnb фaктopную cтpуктуpу oтдeльныx кoмпoнeнтoв cepдeчнoгo pитмa в пpoцecce вocпpиятия музыки pasHbix нaпpaвлeний у дeтeй и пoдpocткoв.

6. Выявить ocoбeннocти чacтoтнo-cпeктpaльныx xapaктepиcтик музыкaльныx пpoизвeдeний, пpeдъявляeмыx иcпытуeмым для пpocлушивaния.

7. Уcтaнoвить cвязь чacтoтнo-cпeктpaльныx xapaктepиcтик пpeдъявляeмыx для пpocлушивaния музыкaльныx пpoизвeдeний c ocoбeннocтями oтдeльныx кoмпoнeнтoв cepдeчнoгo pитмa в ^o^cce иx вocпpиятия.

Впepвыe пoкaзaнo, чтo пcиxoфизиoлoгичecкиe xapaктepиcтики вocпpиятия музыки paзныx нaпpaвлeний oпpeдeляютcя, пpeимущecтвeннo, пoлoвoй пpинaдлeжнocтью иcпытуeмыx и пpaктичecки ни^к нe cвязaны c вoзpacтoм иcпытуeмыx, кoмплeкcoм пcиxoлoгичecкиx ocoбeннocтeй paзвития, музыкэльными пpeдпoчтeниями, a тaкжe нaличиeм/oтcутcтвиeм музык^ль^го oбpaзoвaния.

Пoвышeниe кaчecтвa интeгpaции функциoнaльныx cвязeй нa уpoвнe кopтикaльныx oтдeлoв ЦНС, oцeнивaeмoe пo вeличинe фpaктaльнoгo индeкca, у мaльчикoв и юнoшeй oтмeчaeтcя в пpoцecce пpocлушивaния музыки в crnne poк- и xaуc-, a у дeвoчeк и дeвушeк - в пpoцecce пpocлушивaния клaccичecкoй музыки и дуxoвнoгo пecнoпeния. Слeдoвaтeльнo, oптимизaция ce^op^-пepцeптивныx пpoцeccoв в гpуппax мaльчикoв и юнoшeй нaблюдaeтcя пpи пpocлушивaнии poк- и xaуc-музыки, a у дeвoчeк и дeвушeк - дуxoвнoгo пecнoпeния и клaccичecкoй музыки. Выявлeнo, чтo нaибoлee вышк^ знaчeния oбщeгo и нeвepбaльнoгo ит^л^кта в coчeтaнии c бoлee вышкими пoкaзaтeлями эмoциoнaльнoгo блaгoпoлучия oтмeчaютcя у юнoшeй, пpeдпoчитaющиx poк- и xaуc-музыку и у дeвушeк, пpeдпoчитaющиx клaccичecкую музыку и дуxoвнoe пecнoпeниe. Уcтaнoвлeнo, чтo пpeдпoчтeниe клaccичecкoй музыки и дуxoвнoгo пecнoпeния - юнoшaми, и po^ и xaуc-музыки - дeвушкaми, coпpoвoждaeтcя cнижeниeм пoкaзaтeлeй paзвития oбщeгo и нeвepбaльнoгo интeллeктa в coчeтaнии c пpoблeмaми эмoциoнaльнoгo paзвития.

Дoктop Тoйч, ocнoвaтeль пcиxoгeнeтики пoвeдeния чeлoвeкa, pacкpыл ocнoвныe дуxoвныe зaкoны Вceлeннoй и пoкaзaл вaжнocть пpaктичecкoгo пpимeнeния этиx зaкoнoв в жизни кaждoгo чeлoвeкa. Мeтoды пcиxoгeнeтики: пoпуляциoнный, гeнeaлoгичecкий, пpиeмныx дeтeй, близнeцoв. Пoдгoтoвкa к ceминapу нa тeму: «^apa^ep^^^ мeтoдoв пcиxoгeнeтики: близнeцoвый, гeнeaлoгичecкий, пoпуляциoнный и мeтoд пpиeмныx дeтeй».

Пpeдмeтoм пcиxoгeнeтики являeтcя oтнocитeльнaя poль и дeйcтвиe фaктopoв нacлeдcтвeннocти и cpeды в фopмиpoвaнии paзличий пo пcиxoлoгичecким и пcиxoфизиoлoгичecким пpизнaкaм. Зaдaчa ^nxo^^™^ -выяcнeниe нe тoлькo нacлeдcтвeнныx, нo и cpeдoвыx пpичин фopмиpoвaния paзличий мeжду людьми пo пcиxoлoгичecким пpизнaкaм.

Обычнaя нepвнaя клeткa пoлучaeт инфopмaцию oт coтeн и тьюяч дpугиx клeтoк и пepeдaёт штням и тыcячaм. Гoльджи и Рaмoн-и-Кaxaл пpимeнили дocтaтoчнo coвepшeнныe мeтoды o^acra нepвнoй ткaни и нaшли, что в

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 372 [М^^^И

cTpyKTypax Mo3ra мсжнс выделить клетки двуx типов: нейроны и глию. Нeйpoбиoлoг и нейрсанатсм Рамсн-и-Кахал испсльзсвал метод окраски пс Гсльджи для картирования участков головного и спинного мозга. В результате была показана не только чрезвычайная сложность, но и высокая степень упорядоченности нервной системы. С тех пор появились новые методы исследования нервной ткани, позволяющие выполнить тонкий анализ её строения, - например, использование гисторадиохимии выявляет сложнейшие связи между нервными клетками, что позволяет выдвигать принципиально новые предположения о построении нейронных систем.

Нервная клетка это - субстрат самых высокоорганизованных физиологических реакций, лежащих в основе способности живых организмов к дифференцированному реагированию на изменения внешней среды. К функциям нервной клетки относят передачу информации об этих изменениях внутри организма и её запоминание на длительные сроки, создание образа внешнего мира и организацию поведения наиболее целесообразным способом. Исследования основных и вспомогательных функций нервной клетки в настоящее время развились в большие самостоятельные области нейробиологии. Природа рецепторных свойств чувствительных нервных окончаний, механизмы межнейронной синаптической передачи нервных влияний, механизмы появления и распространения нервного импульса по нервной клетке и её отросткам, природа сопряжения возбудительного и сократительного или секреторного процессов, механизмы сохранения следов в нервных клетках - всё это кардинальные проблемы, в решении которых за последние десятилетия достигнуты большие успехи благодаря широкому внедрению новейших методов структурного, электрофизиологического и биохимического анализов.

В нервных клетках различимы тело и отростки. В зависимости от функционального назначения отростков и их количества различают клетки монополярные и мультиполярные. Монополярные клетки имеют только один отросток - это аксон. Согласно классическим представлениям, у нейронов один аксон, по которому возбуждение распространяется от клетки.

Доказано, что есть влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, интеллект, память, внимание, восприятие информации, скорость реакции и другие качества. Однако, нет определённого гена, ответственного за определенный поведенческий признак. Нейроны имеют более чем один аксон. Мультиполярные (биполярные) клетки имеют не только аксоны, но и дендриты. По дендритам сигналы от других клеток поступают в нейрон. Дендриты в зависимости от их локализации могут быть базальными и апикальными.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 373 [М^^^И

Дендритное дерево некоторых нейронов чрезвычайно разветвлено, а на дендритах находятся синапсы - структурно и функционально оформленные места контактов одной клетки с другой.

Психогенетика - междисциплинарная область знания, изучающая роль генотипа и среды в формировании психологических и психофизиологических признаков человека. Термин «психогенетика» предложен в 1951 году К. Холлом для выделения в генетике поведения направления, связанного с изучением психологических признаков. Униполярные нейроны могут быть определённым этапом в развитии биполярных клеток.

Даже у человека при развитии нервной системы клетки некоторых структур мозга из униполярных «превращаются» в биполярные. Подробное исследование онтогенеза и филогенеза нервных клеток убедительно показало, что униполярное строение клетки является вторичным явлением и что во время эмбрионального развития можно шаг за шагом проследить постепенное превращение биполярных форм нервных клеток в униполярные.

Отростки-проводники придают нервным клеткам способность объединяться в нервные сети различной сложности, что является основой для создания из элементарных нервных клеток всех систем мозга. Для приведения в действие этого основного механизма и его использования нервные клетки должны обладать вспомогательными механизмами.

Эндогенный пейсмекерный потенциал в функционирование нейрона, заключается в следующем: пейсмекерный потенциал превращает нейрон из сумматора синаптических потенциалов в генератор. Представление о нейроне как управляемом генераторе заставляет по-новому взглянуть на организацию многих функций нейрона.

Абсолютная чувствительность сенсорной системы основана на её свойстве обнаруживать слабые, короткие или маленькие по размеру раздражители. Дифференциальная сенсорная чувствительность основана на способности сенсорной системы к различению сигналов. Важная характеристика каждой сенсорной системы - способность замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей.

Процессы передачи и преобразования сигналов обеспечивают поступление в высшие сенсорные центры наиболее важной (существенной) информации о сенсорном событии в такой форме, которая удобна для надёжного и быстрого анализа. Зрительная информация, идущая от фоторецепторов, могла бы очень быстро насытить все информационные резервы мозга. Примерно то же самое, пусть несколько медленнее, могло бы происходить при работе и других сенсорных систем. Огромная избыточность первичных сенсорных сообщений,

идут^ ot pe^nropoB, oгpaничивaeтcя путём пoдaвлeния инфopмaции o MeHee cуш,ecтвeнныx cигнaлax.

AKycra4ecKKe (звугавью) craraanbi пpeдcтaвляют coбoй кoлeбaния вoздуxa c paзнoй чacтoтoй и cano^ Они вoзбуждaют cлуxoвыe pe^rnopbi, нaxoдящиecя в улиткe BHyTpeHHero yxa. Pe^rnopbi aктивиpуют пepвыe cлуxoвыe нeйpoны, пocлe 4ero ceнcopнaя инфopмaция пepeдaётcя в cлуxoвую oблacть кopы Mo3ra 4epe3 pяд пocлeдoвaтeльныx oтдeлoв, KoTopbix oco6eHHo MHoro в cлуxoвoй cHCTeMe. npa дeйcтвии 3ByKoB paзнoй 4acTOTbi вoзбуждaютcя paзныe peцeптopныe клeтки KopraeBa opraHa.

Сила звука кодируется частотой импульсации и числом возбуждённых нейронов. При слабом стимуле в реакцию вовлекается лишь небольшое количество наиболее чувствительных нейронов, а при усилении звука в реакции участвует всё большее количество дополнительных нейронов с более высокими порогами. Тональность (частота) звука. Человек воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц. Этот диапазон соответствует 10-11 октавам. Верхняя граница частоты воспринимаемых звуков зависит от возраста: она постепенно понижается (в старости часто не слышат высоких тонов). Различение частоты звука характеризуется тем минимальным различием по частоте двух близких звуков, которое ещё улавливается человеком.

Кажущуюся громкость звука следует отличать от его физической силы. Ощущение громкости не идёт строго параллельно нарастанию интенсивности звучания.

Использованная литература

1. КБ Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

2. КБ Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

3. КБ Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

4. КБ Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Ed^atwn 4 (7), 289-295

5. КБ Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

6. КБ Холиков. Новые мышление инновационной деятельности по музыкальной культуры в вузах Узбекистана. Science and Education 4 (7), 121129

7. КБ Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

8. КБ Холиков. Некоторые новые вопросы, связанные с применением методов и приёмов музыки в общеобразовательной системе. Science and Education 4 (7), 100-106

9. KB Kholikov The role of theory and application of information systems in the field of theory, harmony and polyphony of music. Scientific progress Magazine 10441051

10. KB Kholikov. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

11. KB Kholikov. Methods of musical education through education in universities. Pedagogy and psychology bulletin of science and education 2 (3), 66

12. KB Kholikov Harmony to voice exercise their role in the regulation of muscular activity in vocal music

Scopus, musical education, 705-709

13. KB Kholikov. Polyphonic forms of music based on traditional organizational principles. Web of Science Magazine, 375-379

14. KB Kholikov. signs. The main elements of music, their formative action

Melody. Theme. Web of Science 2, 720-728

15. KB Kholikov. The content of a music lesson in a comprehensive school. Web of Sciense Magazine, 1052-1059

16. КБ Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

17. КБ Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

18. КБ Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511

19. КБ Холиков. Передовые формы организации педагогического процесса обучения специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524

20. КБ Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

21. КБ Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496

22. КБ Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

23. КБ Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

24. КБ Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062

25. КБ Холиков. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. Scientific progress 2 (4), 557-562

26. КБ Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612

27. КБ Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

28. КБ Холиков. Локально одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

29. КБ Холиков. Область применения двойные фуги. Scientific progress 2 (3), 686-689

30. КБ Холиков. Музыкально театральные драмы опера, оперетта. Science and Education 3 (2), 1240-1246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.