Научная статья на тему 'Алгоритм организации внутренний музыкальной культуры и формирование культуры поведения детей дошколёнка'

Алгоритм организации внутренний музыкальной культуры и формирование культуры поведения детей дошколёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальная культура / музыка / музыкальные образы / вокальные сцены / художественная культура / культура поведения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

Музыка - это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком прошлом, так и современные сочинения. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Алгоритм организации внутренний музыкальной культуры и формирование культуры поведения детей дошколёнка»

Алгоритм организации внутренний музыкальной культуры и формирование культуры поведения детей

дошколёнка

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Музыка * это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в далёком прошлом, так и современные сочинения. В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыка, музыкальные образы, вокальные сцены, художественная культура, культура поведения

Algorithm for organizing internal musical culture and the formation of a culture of behavior in preschool children

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: Music is a significant part of world culture without it our world would be much poorer. Musical culture is a means of personality formation, it brings up an aesthetic perception of the world in a person, helps to cognize the world through emotions and associations with sounds. Classical musical works combine depth, content, ideological significance with the perfection of form. Classical music can be classified as works created in the distant past, as well as modern compositions. In turn, musical culture acts as a subsystem in relation to systems of higher levels: the artistic culture of society, its spiritual culture, and, finally, culture as a whole.

Keywords: musical culture, music, musical images, vocal scenes, artistic culture, culture of behavior

Музыка играет особую роль в жизни человека, c древних времен звуки завораживали людей, погружали их в транс, помогали выразить эмоции и развить воображение. Мудрые люди называют музыку зеркалом души, она есть форма эмоционального познания окружающего мира. Поэтому музыкальная культура начинает формироваться еще на заре становления человечества. Она сопровождает нашу цивилизацию с самых истоков. Сегодня под термином «музыкальная кyльтypa» понимают совокупность музыкальных ценностей, систему их функционирования в социуме и способы их воспроизводства.

Теоретики считают, что музыкальная культура это сложное комплексное целое, в которое включаются умение ориентироваться в стилях, жанрах и направлениях этого вида искусства, знания о теории и эстетике музыки, вкус, эмоциональная отзывчивость на мелодии, умение извлекать из звука смысловое содержание. Также в этот комплекс могут входить и исполнительские и сочинительские навыки. Известный философ и теоретик искусства М.С.Каган считал, что музыкальной культуре можно выделять индивидуальное измерение, т.е. уровень отдельной личности, ее знания, умения и навыки в сфере данного искусства, а также групповой уровень, который привязан к определенным субкультурам и возрастным сегментам общества.

Некое общее свойство личности, выражающееся в музыкальной образованности и музыкальной развитости. Человек должен обладать определенной эрудицией, знать некий свод классических произведений, которые формируют его вкус и эстетические предпочтения.

В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т.д.). Но все они, для того чтобы функционировать в обществе, должны быть «oвeщecтвлeны» в различных формах фиксации как самой музыки (ноты, звукозапись), так и отношения к ней, ее отражения и осмысления (устные и письменные высказывания о музы^, «музыкальное поведена» людей). К материальным носителям этой культуры принадлежат, кроме того, музыкальные инструменты, всевозможные технические средства распространения музыки, помещения, в которых она исполняется, и тому подобное. С известной долей условности в музыкальной культуре можно различать объективную и субъективную стороны. Объективны потребности общества в музыке, средства и способы их удовлетворения. Остальные же явления и прежде всего интересы, взгляды и вкусы, управляющие деятельностью музыкантов и слушателей, образуют

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 277 LME^^Sl

cyöteKTHBHyro cTopoHy. Oöe этн ctopohm TecHo B3auMogeficTByroT h nepenneTaroTca Me^gy coöofi.

Onepa ^aHp TearpantHMx npegcTaBneHHfi, b kotopom pent, coegHHeHHaa c My3MKofi (neHue h aKKoMnaHeMeHT), h c^HunecKoe geficTBue HMeroT npeo6nagarom.ee 3HaneHue. KpynHoe My3MKantHoe npou3BegeHue, b kotopom oötegHHeHbi pa3nHHHbie BHgti ucKyccTBa. Onepa, gpaMa unu KoMegua, nono^eHHaa Ha My3MKy. ^paMaranecKHe TeKcTM b onepe noroTca; neHue h c^HHnecKoe geficTBue nonTu Bcerga conpoBo^garoTca HHcTpyMeHTantHMM (oöbihho opKecTpoBMM) aKKoMnaHeMeHToM. ^na MHorux onep xapaKTepHo TaK«:e Hanunue opKecTpoBMx HHTepnrogufi (BcTynneHHfi, 3aKnroneHHfi, aHTpaKToB h T.g.) h cro^eTHtix nepeptrnoB, 3anonHaeMMx öaneTHMMH cцeнaмн. Onepa pogunact KaK apucTCKparnnecKaa 3a6aBa, ho BcKope cTana pa3BneneHueM gna mupoKofi nyönHKH. nepBMfi o6rn,egocTynHbifi onepHMfi TeaTp 6bin otkpmt b Вeнeцнн b 1673, cnycTa Bcero numb neTtipe gecaTHneTHa nocne noaBneHHa Ha cBeT caMoro ®:aHpa. 3aTeM onepa cTpeMHTentHo pacnpocTpaHHnact no Bcefi EBpone. KaK nyönHHHoe pa3BneneHue oHa gocTHrna HauBMcmero pa3BHTHa b 19 Hanane 20 bb.

EaneT - Bug c^HHnecKoro ucKyccTBa, cogep^aHue KoToporo pacKptrnaeTca b TaH^BantHo-My3biKantHbix o6pa3ax. 3to Bug TearpantHoro npegcTaBneHHa, KoTopMfi coeguHaeT b ceöe HecKontKo Bern,efi: TaH^i, geкopaцнн h My3MKy. HeKoTopme öaneTM HMeroT cro^eT, gpyrue npocTo oTpa^awT ugero unu HacTpoeHue.

EaneT, KaK h onepa, oTHocurca k ^aHpaM, Hepa3pbiBHo cBa3aHHMM c nureparypofi, cro^eTHMM nepBoucTOHHHKoM. H xoTa b öaneTe He 3Bynar cnoBa, oTcyTcTByroT BoKantHMe c^hbi - 3aMticen nucarena unu gpaMaTypra, Bonnom,eHHbifi b poMaHe, ntece, cKa3Ke, b öaneTe Btipa^aeT ceöa nepe3 My3MKy h тaнeц, ^ecT h MHMHKy c orpoMHofi xygo^ecTBeHHofi cunofi h yöegHTentHocTtro. EaneTHMfi cneKTaKnt He npocTo ucnonHeHue My3MKH: этo pe3yntTaT coBMecTHoro Tpyga KoMno3HTopa, öaneTMeficTepa, xygo^HHKoB, co3garorn,Hx koctwmm h geкopaцнн, My3MKaHToB, apTHcToB - cnoBoM, orpoMHoro xygo^ecTBeHHoro KonneKTHBa, BgoxHoBneHHoro egHHofi TBopnecKofi ^ntro. KnaccunecKaa My3MKa (My3MKantHaa KnaccuKa; ot nar. classicus - «o6pa3^Bbifi») - o6pa3^Bbie My3biKantHbie npou3BegeHHa, 3onoTofi $oHg MupoBofi My3biKantHofi KyntTypbi. KnaccunecKue My3MKantHMe npou3BegeHHa coneTaroT rnyÖHHy, cogep^arentHocTt, ugefiHyro 3HanHTentHocTt c coBepmeHcTBoM ^opMbi. K KnaccunecKofi My3MKe MoryT 6biTt oTHeceHM KaK npou3BegeHHa, co3gaHHbie b ganeKoM npomnoM, TaK h coBpeMeHHbie conuHeHHa. B pa3roBopHoM a3MKe noHaTHe «KnaccunecKaa My3biKa» nacTo ucnont3yeTca KaK chhohhm My3MKH «aKageMHnecKofi» unu «cuM^oHHnecKofi».

nepBoocHoBofi Bcefi My3biKantHofi KyntTypbi aBnaeTca ycTHoe HapogHoe neceHHoe TBopnecTBo.

Дpeвниe нapoдныe теши и ^итевки вoзникли ern,e в дoклaccoвoм oбщecтвe (тpyдoвыe ^итевки, вoзглacы, зaклички cтиxийныx cил пpиpoды).

Пoзднee пeceннoe твopчecтвo pacцвeлo бoгaтcтвoм жaнpoвoгo paзнooбpaзия: пoявилиcь тpyдoвыe зeмлeдeльчecкиe пecни, игpoвыe oбpядoвыe, xopoвoдныe, эпичecкиe, лиpичecкиe и дpyгиe пecни.

Фoльклop этo, мyдpocть нapoдa, выpaжeннaя в oбoбщeннoй фopмe пoэтичecкoй cкaзки, пoгoвopки. Мyзыкaльный фoльклop пecни, нaпeвы, инcтpyмeнтaльнaя музыта. Фoльклopиcтикa тау^ o том, кaк coбиpaть, зaпиcывaть пecни и caмo изyчeниe этиx пeceн. В фoльклope нapoд coздaeт cвoй пopтpeт, cвoe миpoпoнимaниe. Еcли xoтитe узтать нapoд, yзнaйтe нapoдный фoльклop.

3crpaAa - вид cцeничecкoгo иcкyccтвa, пoдpaзyмeвaющий coбoй, кaк oтдeльный жaнp, тaк и cинтeз жaнpoв. Он включaл в ceбя пeниe, тaнeц, opигинaльнoe выcтyплeниe, циpкoвoe иcкyccтвo, иллюзии. Вaжнeйшeй чacтью эcтpaднoгo иcкyccтвa являeтcя эcтpaднaя мyзыкa. Онa пpeдcтaвляeт coбoй вид paзвлeкaтeльнoгo мyзыкaльнoгo иcкyccтвa, oбpaщeнный к caмoй шиpoкoй cлyшaтeльcкoй ayдитopии.

Нaибoльшee paзвитиe дaнный вид музыки шлучил в XX вeкe. К тему oбычнo oтнocят тaнцeвaльнyю музыку, paзличныe пecни, пpoизвeдeния для эcтpaднo-cимфoничecкиx opкecтpoв и вoкaльнo-инcтpyмeнтaльныx aнcaмблeй.

Зaчacтyю, эcтpaднyю музыку oтoждecтвляют c бытующим теняттем млeгкaя мyзыкaм, тo ecть, лёгкaя для вocпpиятия, oбщeдocтyпнaя.

Дeтcкaя музыта - мyзыкa, paccчитaннaя нa пpocлyшивaниe или иcпoлнeниe дeтьми. Мoжeт быть paзличнoй пo фopмe: пecня, мyзыкaльнaя пьeca, cимфoния, oпepa, бaлeт и т. д. В ocнoвe мyзыкaльныx пpoизвeдeний для дeтeй чacтo бывaют нapoдныe cкaзки, кapтины пpиpoды, oбpaзы живoтнoгo миpa. Лaдoвaя ocнoвa eвpoпeйcкиx дeтcкиx пeceн мaжop и минop.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 280 LME^^Sl

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.