Научная статья на тему 'Дауншифтинг как социально-философское явление в теории и практике М. О. Меньшикова: штрихи к биографии идеолога русского национализма'

Дауншифтинг как социально-философское явление в теории и практике М. О. Меньшикова: штрихи к биографии идеолога русского национализма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ДАУНШИФТИНГ / МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МЕНЬШИКОВ / ОТКАЗ ОТ НАВЯЗЫВАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ / СЧАСТЬЕ / ВЫБОР ПУТИ / "БЕРЕЖЕНИЕ ДУШИ" / РАБОТА НАД СОБОЙ / DOWNSHIFTING / MIKHAIL OSIPOVICH MENSHIKOV / HAPPINESS / CHOICE OF ONE'S WAY / "SOUL SAVING" / WORK ON ONESELF / REFUSAL FROM IMPOSED AIMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Санькова Светлана Михайловна, Шевченко Петр Алексеевич

Родиной "дауншифтинга" как понятия и социального явления традиционно считается западный мир, однако в России так же существовали, как теоретические, так и практические примеры дауншифтинга. Самым известным из них является "опрощение" Л. Н. Толстого, но этот пример не единичен. В нашей статье на основе анализа дауншифтинга как современного социально-философского явления доказывается мировоззренческая близость к нему младшего современника Толстого российского публициста М. О. Меньшикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Downshifting as Social and Philosophical Phenomenon in M.O. Menshikov's Theory and Practice: on the Biography of the Ideologist of Russian Nationalism

Downshifting as a notion and social phenomenon originated in the West; however we can also find examples of both theoretical and practical downshifting in Russia. The most famous is that of Leo Tolstoy, but that was not a unique case. The article analyzes downshifting as social and philosophical phenomenon and proves that the views of Tolstoy's younger contemporary Russian publicist M.O. Menshikov were quite close to downshifting.

Текст научной работы на тему «Дауншифтинг как социально-философское явление в теории и практике М. О. Меньшикова: штрихи к биографии идеолога русского национализма»

е контексте социальной работы: сборник научный статей студентов и преподавателей. Выи. 4 / Сев. {Аркт.) Феде р. Унт им. М.Ё, Ломоносова. - М., 2016.-С. 7-10.

8. Илюшин С.Н. Социальный риск: сущность, содержание, пути минимизации (социально-фило-софский анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2015. - 24 с.

9. Туралькина H.A. Социальная безопасность семьи в представлениях населения архангельской области // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы: сборник научный статей студентов и преподавателей. Вып. 4 /Сев. (Аркт.) Федер. Унт им. М.В. Ломоносова.--М„ 2016. - С.10-15,

10. Диев B.C. Риск: оценка и принятие решений // Философия науки. - 2010. С. 15-32.

11. Кравченко CA. Россия в новой социально-политической реальности: мониторинг вызовов и рисков // Новые уязвимости и риски современного этапа развития российского. - 2013, - С. 13-20,

12. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и соци альнаябезопасность. - М.: Academia, 1999. - 357 с.

13. Гиддене Э. Судьба, риск и безопасность. //Электрон, дан. Режим доступа URL : https://igiti,hse.ru/ data/417/313/1234/5_2_ 1Gidd.pdf {дата обращения 13.05.2019}

14. Ёлфимова О.С. Концепт безопасности в современных западных социологических теориях // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, -Нижний Новгород, 2012, - С. 35-41,

15. Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи// Мир России: Социология, Этнология. 2003. -Т.12. - № 1. - С. 3-35.

16. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. - М. : ACT, 2002.-557 с.

17. Штомпка И. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. - М.: Логос, 2008. - 664 с.

18. Владимирова Т.В. Обеспечение безопасности в условиях информационной нестабильности общества : автореф. дис, ... д-ра филос. наук. -Красноярск, 2016,- 50 с.

19. Захаров Н.Л. Специфика социальной системы России : монография. - 2000. - 219 с.

DOWNSHIFTING AS SOCIAL AND PHILOSOPHICAL PHENOMENON IN M.O, MENSHKOV'S THEORY AND PRACTICE: ON THE BIOGRAPHY Of THE IDEOLOGIST OF RUSSIAN NA TtONALfSM

Sankova Svetlana MikhaUovna, DSc. of Historical sciences. Professor

Shevchenko Pyotr Ahxeyevich, Undergraduate student

Department of Philosophy and Cultural Studies, Orel State University named after i,S, Turgenev, Orel

Downshifting as a notion and social phenomenon originated in the West; however we can also find examples of both theoretical and practical downshifting in Russia. The most famous is that of Leo Tolstoy, but that was not a unique case. The article analyzes downshifting as social and philosophical phenomenon and proves that the views of Tolstoy's younger contemporary Russian publicist M.O. Menshikov were quite dose to downshifting.

Keywords: Downshifting; Mikhail Osipovich Menshikov, refusal from imposed aims; happiness; choice of one's way; "soul saving"; work on oneself.

ДАУНШИФТИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ M.O. МЕНЬШИКОВА: ШТРИХИ К БИОГРА ФИИ ИДЕОЛОГА РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

Родиной "дауншифгинга" как понятия и социального явления традиционно считается западный мир, однако в России так же существовали, как теоретические, так и практические примеры дауншифгинга. Самым известным из них является "опрощение"Л. Н. Толстого, но этот пример не единичен. В нашей статье на основе анализа дауншифгинга как современного социально-фило-софского явления доказывае тся мировоззренческая близос ть к нему младшего современника Толстого российского публициста М. О. Меньшикова. Ключевые слова: дауншифтинг; Михаил Осипович Меньшиков; отказ от навязываемых целей; счастье; выбор пути; "бережение души";работа над собой.

УДК 101.1:316 ВАК РФ 09.00.11

í Санькова СМ., 2019 í Шевченко П.А., 2019

САНЬКОВА Светлана Михайловна, доктор исторических наук, профессор

Полнота воссоздания картины той или иной прошедшей эпохи немыслима без обращения к истории личностей, ее составлявших. При этом обращение идет в первую очередь к знаковым людям, удостаивающимся эпитета "исторической личности". Но как только человек по той или иной причине получает этот эпитет, с его личной историей начинают происходить определенные метаморфозы. Большинство исследователей, стремясь использовать эту личность в под-

ШЕВЧЕНЮПетр Алексеевич, магистр

кафедра Философии и культурологии, Орловский государствен ный университет им. И. С. Тургенева, Орел

тверждение своей теории, своего представления об эпохе, начинают вести себя как Прокруст, либо "растягивая" биографическую ткань, чтобы показать ее значительность для истории, либо отсекая от нее все, не вписывающееся в определенный концепт, как малоценное. Особенно часто данная процедура совершается применительно к деятелям, связанным с политической историей. Ярким тому примером может служить история биографии Михаила Осиповича Меньшикова, к слову, так до конца еще и не воссозданной. Наиболее знаковым событием жизни этого некогда весьма популярного публициста считается активное участие в учреждении партии русских националистов в период третьеиюньской системы и пропагандирование ее идей на страницах самой массовой российской газеты начала XX в. "Новое время" Увлечение идеями русского национализма, проявившееся в наиболее крайней, можно сказать воинствующей, форме во время следствия и судебного процесса по делу Бейлиса, привело к тому, что в последующие периоды истории Меньшиков воспринимался именно как идеолог русского национализма, только в зависимости от господствующих в тот или иной период тенденций, либо со знаком минус [6, с. 106; 7, с 142; 8, с. 178], либо со знаком плюс [3; 4, с. 84-90]. Но и в том и в другом случае образ Меньшикова как участника политической жизни общества {период, занимавший 10 лет из его 40-летней публицистической деятельности}, закрывает собой все остальные грани его жизни и творчества. Одну из таких граней мы и хотим раскрыть в данной статье.

Дауншифтинг как понятие и соответственно обозначаемое имявление является продуктом западной цивилизации, поэтому и первенство в его исследовании принадлежит европейским и американским исследователям, Анализ этого явления в западной науке сконцентрировался преимущественно на социальных аспектах дауншифтинга, И нам представляется это совершенно обоснованным, так как дауншифтинг, во всех своих вариантах проявления, - в первую очередь социальное явление. И как любое социальное явление он может и должен рассматриваться как в контексте современности, так и в историко-философской ретроспективе.

Автор одного из "пособий" подауншифтин-гу, доктор философии Джон Дрейк, в предисловии к своей книге перечисляет тезисы, согласие с которыми является индикатором, выявляющим в читателе потенциального единомышленника с автором: недовольство 12-

часовым рабочим днем и желание его сократить, и, в то же время, страх, отказавшись от работы, потерять средства к существованию; неудовлетворенность жизнью, ощущение ее неполноценности; при хорошем заработке ощущение того, что результат неадекватен цене, которую приходится платить; желание больше времени посвящать семье или своему развитию [2, с. 7].

В данной статье мы постараемся показать, что М, О. Меньшиков разделял большую часть заявленных тезисов. Более того, он сам внес немалый вклад в развитие идей дауншифтинга как своей публицисткой, так и личным примером. Причем, как и современный пропагандист дауншифтинга Джон Дрейк, он совершенно не "витал в облаках", а относился к жизни весьма практично.

Так как явление, которое в ряде стран получило название "дауншифтинг", еще довольно молодое, сам термин является не устоявшимся и может на практике подразумевать довольно различные проявления. Поэтому, прежде всего, следует определить, что будет подразумеваться под "дауншифтингом" в данной статье. Отталкиваясь от дословного перевода этого понятия - переключение коробки передач на более низкую передачу, т.е. переход на более низкую скорость, - можно констатировать, что дауншифтинг в первую очередь означает отказ от участия в скоростных гонках, что применительно к общественной жизни означает отказ от стремления к карьерному и соответственно социальному росту. На одном из первых русскоязычных сайтов, посвященных дауншифтингу, его основная идея была сформулирована как "отказ от навязываемых целей". Это, на наш взгляд, одна из основополагающих составляющих данного течения. Меньшиков в своей публицистике проводил те же идеи о необходимости самостоятельно определять собственную систему жизненных приоритетов, невзирая на то, что она может идти в разрез с тем, что на данный момент считается общепринятым в обществе [15, с. 143].

Так как общепринятой целью любого человека, выходящего во взрослую жизнь в так называемых развитых странах принято считзть стремление к успеху, то дауншифтинг выступает как отказ от этого стремления. Мы не согласны с одной из отечественных исследовательниц дауншифтинга, полагающей, что люди, выбирающие этот путь, сохраняют основополагающую установку на успех, наполняя при этом данное понятие новым содержанием [12, с. 33]. Человек, осознавший, что живет в обще-

стве, где ему навязывают чуждые его личности цели, вряд ли согласится принять ключевой термин, их олицетворяющий. Безусловно, есть ряд людей, добившихся на поприще дауншиф-тинга определенной известности и даже коммерческого успеха. Но они для дауншифтера не самоцель, а побочный результат. Основная же цель жизни для дауншифтера как правило заключается в слове, которое, к сожалению, стало исчезать из современного лексикона -"счастье". Не случайно в Интернет-сетях среди философских предшественников идей даун-шифтинга называют Эпикура ¡16,14], одним из первых определившего счастье как мерило качества жизни. И также не случайно один из первых публицистических циклов М, О, Меньшикова, принесший ему первую популярность и несколько раз переиздававшийся отдельной книгой, носил название "Думы о счастье".

Еще одной знаковой характеристикой да-уншифтинга является ориентация на естественные природные потребности и определенное противопоставление природы и цивилизации [12, с. 36], философские основы которого были заложены Ж.-Ж. Руссо и Г. Topo [13, с. 161; 20, с. 184]. Взгляды Меньшикова, созвучны идеям данных мыслителей. В его "Думах о счастье" лейтмотивом звучит противопоставление естественной жизни сельской семьи в совместном труде на лоне природы разобщенности и искусственности существования городской семьи [10, с. 279-285]. Но если Руссо лишь теоретизировал на темудауншиф-тинга, то Topo сумел его воплотить на практике. И Меньшиков так же сумел найти свой путь дауншифгинга, хотя, как это ни парадоксально, он привел его к финансовому успеху. Впрочем, и многие современные дауншифтеры приумножили свои финансы благодаря новому стилю жизни, но это была не цель, а лишь побочный результат.

Говоря о философии Руссо и Topo, из русских мыслителей чаще всего рядом ставят Л. Н. Толстого с его теорией "опрощения", тем более что сам термин на удивление близок по смыслу понятию "простая жизнь", которое стало в англоязычных странах альтернативным названием дауншифтинга. Общим местом в отечественной историографии, касавшейся темы творчества Меньшикова раннего периода является утверждение, запущенное дореволюционным литературоведом С. А. Венгеро-вым, о том, что публицист был увлеченным последователем Толстого, пропагандируя идеи великого писателя [1, c. 107]. Однако из сохранившихся записных книжек Меньшико-

ва, в которых он методично ежедневно записывал свои мысли и настроения, можно сделать вывод, что он не столько вдохновился идеями Толстого, сколько увидел в них отражение собственных взглядов. Таким образом, здесь имеет место не обращение Меньшикова в веру Толстого, а совпадение взглядов на определенные стороны личной и общественной жизни. Сравнительный анализ взглядов Меньшикова и Толстого на современную культуру и общественную жизнь еще ждет своего исследователя, мы же переходим к анализу непосредственно идей Меньшикова в контексте современного движения дауншифтинга.

Отправной точкой для перехода к жизни "на пониженной передаче" является переосмысление свих жизненных ориентиров. Известный автор Самоучителей по финансовому успеху Роберт Кийосаки в одной из своих книг в соавторстве с Шэрон Лектерутверждает, что для этого непременно нужно иметь возможность бросить работу и заняться самосозерцанием (самоанализом), осмыслением всего уже прожито периода жизни [5, с б - 7]. Однако, как показывает опыт Меньшикова, уход от дел вовсе не является необходимым условием для вышеописанного процесса.

Самоанализом и осмыслением всего происходящего Меньшиков стал заниматься очень рано. Начав в 14 лет вести дневник, он не оставлял это занятие почти на протяжении всей жизни. В его записных книжках описание событий жизни в значительной степени уступает социальной рефлексии. Возможно это было связано с тем обстоятельством, что имея безусловно гуманитарный склад ума и рано проявившийся публицистический талант, Меньшиков был вынужден по причине бедности семьи согласиться на обучение в Кронштадтском морском техническом училище. Не находя среди сокурсников людей близких по духу и интересам, он невольно уделял много времени общению с самим собой посредством дневника.

Постоянно размышляя над сущностью мира и своим местом в нем Меньшиков уже перед выпуском из училища планировал оставаться на службе ровно столько времени, сколько потребуется для формирования небольшого капитала, который позволит ему начать вести собственное хозяйство в деревне, где он мечтал завести семью и сочетать физический и умственный труд в свое удовольствие. Будущему публицисту приходилось рассчитывать исключительно на собственные силы и средства, так как мать его к моменту выпуска из

училища умерла, а отец не имел постоянной работы по причине пьянства. При этом Меньшикову еще необходимо было содержать младшего брата, которому он решил, во что бы то ни стало, обязательно дать образование. Так что в первые годы военно-морской службы Меньшиков стремился так организовать все свое свободное время, чтобы использовать его с максимальной, как материальной, так и духовной пользой.

Подобно Генри Topo, Меньшиков исходил из необходимости минимализировать свои материальные потребности: "материальное счастье не имеет для меня цели, - писал он в своем дневнике. - Достаток-да, но богатство... бог с вами, пожалуйста!" [18, л. 117 об. - 118]. Деньги были для Меньшикова не самоцелью, а лишь средством, позволяющим вести такой образ жизни, который обеспечил бы ему возможность для саморазвития. Но и в условиях материальной стесненности первой половины своей жизни. Меньшиков стремился находить время для себя. "Надо временем дорожить для развития", наставлял он сам себя в своем дневнике и эти наставления очень схожи с размышлениями Topo, уже публично утверждавшим: "Если я запродам все утренние и дневные часы обществу, как делает большинство, то мне не зачем будет жить" [ 17, с. 107].

При этом Меньшиков был уверен, что никакое саморазвитие не возможно для человека в одиночестве, поэтому мечтал о семье: "Мне кажется, - писал он в дневнике, - что нельзя быть вполне образованным, нельзя быть философом, не поучившись порядочно в детской" [18, Л. 127].

Меньшиков, подобно многим современным потенциальным дауншифтерам, тяготился своей военной службой, которую не выбирал, а попал на нее по воле обстоятельств. Но он не сдавался перед ними и строил планы изменить свою жизнь. Будучи уже признанным публицистом Меньшиков будет, уже опираясь на собственный опыт, констатировать, что изменять свой путь легче в начале жизни, а с возрастом все сложнее: "Раз выведен нижний этаж судьбы - трудно строить верхние по иному плану" [9, с, 236], Ему самому это удалось, но решился он на изменение архитектуры своей жизни не сразу. Он не был уверен в том, каким образом строить свою дальнейшую жизнь. Позднее он признавался, что выбор был слишком сложен, так как "даже и не слишком грубая в начале ошибка на долгом пространстве жизни ведет к потере цели, как небольшая погрешность в курсе корабля ведет его иногда к ката-

строфе" [9, с. 237]. Он предостерегал новые поколения быть бдительными и не позволить "опыту жизни" заслонить их мечты, не допустить, чтобы с течением времени "жизнь взяла вас со всеми мечтами и идеалами" [9, с. 239]. Приспособление к внешним условиям, общепринятым в том или ином обществе установкам, которое в настоящее время определяют как конформизм, Меньшиков называл "взрослением". По-своему трактуя христианское изречение "будьте как дети", он вопрошал: "не есть ли "зрелый опыт" в сущности лишь медленным умиранием?" советуя всем сохранять молодость души. И это состояние также необходимо для того, чтобы решиться на дауншиф-тинг, поскольку моральная старость более всего боится перемен в жизни. А люди, которые даже в зрелом возрасте не боятся искать себя, в общественном мнении чаще всего выглядят как "не повзрослевшие" или "впавшие в детство"

Сохранить "молодость души", по рецепту Меньшикова можно "тщательным бережением ее, охранением от всякой порчи" [9, с. 252]. Именно такое "бережение души", а не карьеру и накопление средств про черный день, публицист (вслед за другом и единомышленником Г. Topo Р. Эмерсоном} считал подлинной заботой о себе. И это не случайно, так как из других публикаций Меньшикова видно, что он был знаком сего взглядами и читал его книгу "Опыты" [10, с. 382; 11, с. 474] (скорее всего на английском, так как в русском переводе она появилась лишь в начале ХХв.), в которой в числе прочих было знаменитое эссе "О доверии себе". Рассуждения Меньшикова весьма созвучны этому эссе, в котором Эммерсон, в числе прочего противопоставляет "независимого" и открыто действующего ребенка и взрослого человека, который "всегда на стороже и словно в тисках у самого себя". И если бы человек освободился от давления чужих мнений и стал вести себя всегда и во всем "прямо, естественно, неподкупно", то он получил бы "закал вечной юности" [18, с. 5 - 6] И Меньшиков словно вторит этим идеям, призывая читателей: "Во что бы то ни стало нужно делаться сознательнее, чище, человечнее, свободнее духом" [9, с. 252].

Военная служба тяготила Меньшикова не только тем, что отнимала много времени, но и тем, что он не чувствовал к ней своего призвания. Гонорары и чины, которые людям со стороны кажутся вполне высокими, самим человеком воспринимаются незначительными именно потому, что работа не имеет для них

"внутренней ценности" и они отбывают ее как повинность [9, с. 240]. В противоположном случае человек вполне довольствуется невысоким доходом и небольшой карьерой, так как это компенсируется осознаннымудовольстви-ем от выполняемого дела. Это наблюдение Меньшикова так же вписывается в идеологию дауншифтинга, проповедующего не добиваться карьеры и высоких доходов ценой душевного комфорта. Найдя себя в публицистике, Меньшиков убеждал своих читателей, что для счастья вполне достаточно "работать с любовью" и прожить просто "хорошую жизнь", которая "стоит карьеры" [9, с. 246].

Примечания:

1. Венгеров С. А. Меньшиков // Энциклопедичен кий словарь Т. XIX (37).- СПб.: Издатели Ф. А. Брок гауз и И. А. Ефрон, 1996. - С. 107.

2. Дрейк Д, Дауншифтинг: как меньше работать и больше наслаждаться жизнью / пер. с англ. М. Белова. - М, : Добрая книга, 201 7. - 224 с.

3. Жилкин 6. С Верный сын России [Электронный ресурс] // Русский дом. - 2003. - № 9. URL: http:// www.ru ssrfdfri. Й/ol dsayte/2Ö03/2®3 ® /2ШЗШ14, html {Дата обращения: 10.05.2019).

4. Камнев S.M. "Национальная империя" М.О. Меньшикова // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. История философии. - 2009. - № 4{70). - С. 84 90,

5. Кийосаки Р. Т., Лектер Ш. Л. Отойти отдел молодым и богатым. - М.: Иоппури, 2008. - 576 с.

6. Ленин В. И. О национальной гордости великороссов // Ленин В. И. ПСС - Изд-е 5. Т. 26, - М. : Политиздат, 1969.-С, 106-110,

7. Ленин В. И. Пятидесятилетие падения крепост ного права // Ленин В. И. ПСС. - Изд-е 5. Т. 20. - М. : Политиздат, 1973. - С. 139-142.

8. Ленин В.И. "Крестьянская реформа" и проле та реки-крестьянская революция // Ленин В.И.

ПСС. - Изд-е 5. Т. 20. - М.: Политиздат, 1973. - С, 171-180.

9. Меньшиков М. О. Высшая цель // Книжки Недели, - 1894.-№ 11, - С. 236-267. Ю.Меньшиков М, О. Думы о счастье // Меньшиков М. Ü, Великорусская идея. - М.: Институт рус ской цивилизации, 2012. - Т. 1. - С. 271-424. 1 Т.Меньшиков М. О. О любви // Меньшиков М. О. Великорусская идея. - М.: Институт русской цивилизации, 2012. - Т. 1. - С. 424-622.

12.Мерзлякова В. Альтернативные модели успеш ности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. - 2008. - N°4. - С, 33-42.

13. Миронов А, В. История дауншифтинга в европейской философии XVIII - XIX вв. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2017. - Т. 12. - № 1 (161).-С. 161-168.

14. Никольский Е. В., Ефимов В. Ф., Романова Д. Я. Современный дауншифтинг: опыт социально-психологического и религиозно философского анализа [Электронный ресурс]// Научно-популяр , ный журнал Метеор-Сити. - 2016. - №6. URL: http:/ ' /www.meteorcity.top/daunshifting

15.Санькова С. М,, Орлов А. С. Михаил Меньшиков. - СПб.: Наука, 2017. - 252 с.

16.Тихомирова М. Философия и психология дауншифтинга: сбавить скорость или сжечь двигатель? [Электронный ресурс] // М onocl er. URL: https:/ /monocler.ru/psihologiya-daunshiftinga/.

17. Topo Т. Д. Жизнь без принципа // Писатели CUJA о литературе. В 2-х тт. - М.: Прогресс, 1982. - Т. 1. -С. 104-119.

18. Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС). Ф.202. Михаил Осипович Меньшиков. Оп. 1, Д. 6. Л. 1 -141.

19. Эмерсон Р. О доверии к себе. - М.: Посредник, 1900,- 16 с.

20.Яцевич О. Е. Дауншифтинг: от истории к современности//Тео рил и практика общественного развития. - 2005. - №9. - С. 184-186.

ОУ

т—I

0

СИ -О

X

1

cu öl

Z

i 27S

THEORETICAL ASPECTS OF THE COMMUNICATIVE CULTURE STUDY Skazko Anna Sergeyevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Agirbov Stanislav Rashidovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Км tin a Gatina Vasilievna, PhD ofPhilosophical sciences, Senior Lecturer Department of Philosophy and Humanities, Stavropol State Medical University, Stavropol

The article considers modern approaches to the concept of "communicative culture" and analyzes its structure. The correlation of categories is considered: culture - Communication Culture of communication. Special attention is paid to the problem of formation of communicative culture of personality, as well as interaction of personality and society.

Keywords; communicative culture; communication; categories of communicative culture; informative society.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКА ТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены современные подходы к понятию "коммуникативная культура"и проанализирована ее структура. Рассмотрено соотношение категорий: культура - коммуникация - культура коммуникации. Особое внимание уделено проблеме формирования коммуникативной культуры личности, а также взаимодействию личности и общества.

УДК 165 ВАК РФ 09.00.11

ФСказко A.C., 2019 вАгтрбов СР., 2019 0 Костина ГЛ, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.