Научная статья на тему 'Виртуальный дауншифтинг в социальных сетях (в молодежном сообществе города Кирова)'

Виртуальный дауншифтинг в социальных сетях (в молодежном сообществе города Кирова) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
441
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДАУНШИФТИНГ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ИНТЕРВЬЮ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ / МЕДЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Москвин А.С., Полуян Н.Н., Кушова И.А., Колобова Ю.И.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, с одной стороны, возрастающей ролью виртуальных коммуникаций в современном обществе, а с другой, растущим влиянием информационного потока на сознание человека. Цель статьи анализ повседневной жизни сообщества виртуальных дауншифтеров в молодежной среде (то есть людей, сознательно ограничивающих себя в виртуальных коммуникациях в социальных сетях в Интернете) и выявление их моделей поведения. Исследование проведено при помощи методологии качественной социологии, поскольку предмет исследования новое и нетипичное для современного общества социальное явление. В выборочную совокупность исследования вошли представители молодежи города Кирова, выбор респондентов производился при помощи методики снежного кома. Ведущий метод исследования качественное глубинное полуструктурированное фокусированное интервью, позволяющее выявить причины виртуального дауншифтинга, а также особенности жизнедеятельности участников данной социальной группы. При обработке эмпирического материала использовался метод аналитической индукции, суть которого в том, что из совокупности явлений отбирается несколько групп явлений с повторяющимися признаками, а затем строится гипотеза по поводу свойств получившихся групп. Результаты исследования: во-первых, выявление основных причин виртуального дауншифтинга, во-вторых, характеристика типичной модели поведения сообщества виртуальных дауншифтеров, а в-третьих, выделение двух подгрупп в рамках изучаемого сообщества с несколько отличающимися друг от друга поведенческими характеристиками. Материалы статьи могут быть полезными для органов власти, бизнеса, учителей и преподавателей, работающих с молодежной аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Москвин А.С., Полуян Н.Н., Кушова И.А., Колобова Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный дауншифтинг в социальных сетях (в молодежном сообществе города Кирова)»

Медиакультура Media Culture

Виртуальный дауншифтинг в социальных сетях (в молодежном сообществе города Кирова)

А.С. Москвин

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социологии Вятского государственного университета, 610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36 as_moskvin@vyatsu. ru

Н.Н. Полуян

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Вятского государственного университета, 610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36

usr09044@vyatsu. ru

И.А. Кушова

кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социологии Вятского государственного университета, 610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36 ia_kushova@vyatsu. ru

Ю.И. Колобова

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социологии Вятского государственного университета, 610000, Россия, г. Киров, ул. Московская, д. 36

kolobova@vyatsu. ru

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена, с одной стороны, возрастающей ролью виртуальных коммуникаций в современном обществе, а с другой, растущим влиянием информационного потока на сознание человека. Цель статьи - анализ повседневной жизни сообщества виртуальных дауншифтеров в молодежной среде (то есть людей, сознательно ограничивающих себя в виртуальных коммуникациях в социальных сетях в Интернете) и выявление их моделей поведения. Исследование проведено при помощи методологии качественной социологии, поскольку предмет исследования - новое и нетипичное для современного общества социальное явление. В выборочную совокупность исследования вошли представители молодежи города Кирова, выбор респондентов производился при помощи методики снежного кома. Ведущий метод исследования - качественное глубинное полуструктурированное фокусированное интервью, позволяющее выявить причины виртуального дауншифтинга, а также особенности жизнедеятельности участников данной социальной группы. При обработке эмпирического материала использовался метод аналитической индукции, суть которого в том, что из совокупности явлений отбирается несколько групп явлений с повторяющимися признаками, а затем строится гипотеза по поводу свойств получившихся групп. Результаты исследования: во-первых, выявление основных причин виртуального дауншифтинга, во-вторых, характеристика типичной модели поведения сообщества виртуальных дауншифтеров, а в-третьих, выделение двух подгрупп в рамках изучаемого сообщества с несколько отличающимися друг от друга поведенческими характеристиками.

Материалы статьи могут быть полезными для органов власти, бизнеса, учителей и преподавателей, работающих с молодежной аудиторией.

Ключевые слова: виртуальный дауншифтинг, виртуализация, Интернет, социальные сети, молодежь, интервью, аналитическая индукция, медленное движение.

Virtual downshifting in social networks (in the youth community of the city of Kirov)

Dr. A.S. Moskvin

Vyatka State University, 610000, Kirov, Moskovskaya, 36.

as_moskvin@vyatsu. ru

Dr. N.N. Poluyan

Vyatka State University, 610000, Kirov, Moskovskaya, 36.

usr09044@vyatsu. ru

Dr. I.A. Kushova

Vyatka State University,610000, Kirov, Moskovskaya, 36.

ia_kushova@vyatsu. ru

Dr. Y.I. Kolobova

Vyatka State University,610000, Kirov, Moskovskaya, 36.

kolobova@vyatsu. ru

Abstract. This problem is relevant, on the one hand, the growing role of virtual communications in modern society, and on the other hand, the growing influence of the information flow on a person's consciousness. The purpose of the article is to analyze the daily life of the community of virtual downshifters in the youth environment (that is, people who deliberately limit themselves in virtual communications in social networks on the Internet) and identify their behavior patterns. The research was done with the help of the methodology of interpretative sociology, since the subject of research is a new and atypical social phenomenon for modern society. Respondents are representatives of the youth of the city of Kirov, the choice of respondents was made using the «snowball method». The leading method is a interpretative deep semistructured focused interview, which allows to identify the causes of virtual downshifting, as well as the life peculiarities of participants in this social group. When processing empirical material by the method of analytical induction, the essence of which is that from the set of phenomena selected several groups of phenomena with recurring signs, and then a hypothesis is constructed about the results obtained. The results of the reseacrh are, firstly, the identification of the main causes of virtual downshifting, secondly, the characteristic of the typical behavior patterns of the virtual downshifting community, and thirdly, the identification of two subgroups with behavioral characteristics that differ from each other. The materials of the article can be useful for authorities, business, teachers, working with the youth audience.

Keywords: virtual downshifting, virtualization, internet, social networks, «slow movement», «slow communication», youth, interview, analytical induction.

Введение

Начало XXI века характеризуется гигантским ростом информационного потока, в рамках которого вынуждена жить подавляющая часть человечества. Немаловажную роль в этом процессе сыграло развитие общедоступного Интернета, в том числе развивающиеся как количественно, так и качественно социальные сети. В настоящее время, по данным ВЦИОМ (Пресс-выпуск № 3084,

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657), около 70% граждан пользуются различными социальными сетями, тогда как еще в 2006 году этот показатель составлял 5%. Вследствие этого, в последние несколько лет кардинально сменился «информационный ландшафт», в котором все меньшее место уделяется телевидению и радио.

Подавляющее большинство современного общества, а особенно молодежи, живет в новом виртуальном социуме. «Глобальная деревня», о которой писал М. Маклюэн еще в 1962 году [Маклюэн, 2004] стремительно схлапывается до размера совсем небольшого экрана - компьютера, телефона, умных часов и т.д. Мы уже живем в этой новой «реальной

виртуальности» [Кастельс, 2004]: политика постепенно уходит в блогосферу, культура и искусство в youtube, а в экономике все больший вес приобретают криптовалюты.

Оба вышеназванных обстоятельства (рост информационного потока и виртуализация) во многом предопределяют жизнедеятельность современного человека. С одной стороны, он вынужден постоянно потреблять огромные пласты информации, а с другой, переносить свою жизнь в виртуальную среду. Причем, эти два процесса крайне тесно друг с другом связаны. Впрочем, данная ситуация порождает у определенной части общества сопротивление этим изменениям. Некоторые сообщества людей сознательно отказывается от «темпо-ритма» существования в современном обществе, а именно от той информационной нагрузки и вынужденного, постоянного нахождения в виртуальном социуме.

Такие сообщества стали появляться уже на рубеже XX-XXI веков под общим названием «медленное движение» [Оноре, 2014], суть которых состоит в замедлении темпа жизни: «медленное питание», «медленное чтение», «медленные медиа» [Freeman, 2009] и прочее. В этой статье рассматривается еще один, зарождающийся вид медленных движений в области виртуальной сферы - виртуальный дауншифтинг. Под виртуальным дауншифтингом мы понимаем сознательный частичный или полный отказ от социальных коммуникаций в виртуальном пространстве в пользу социальных коммуникаций в действительной реальности.

Поскольку общественная система строится, в первую очередь, на основе выстраивающихся коммуникаций внутри сообществ и на том, что виртуальные коммуникации в сети Интернет наибольшим образом распространены в социальных сетях, исследование виртуального дауншифтинга проведено именно в этом сегменте виртуальной реальности.

Материалы и методы исследования

Цель исследования - выявление моделей поведения виртуальных дауншифтеров в социальных сетях в молодежной среде города Кирова. Исследование было проведено методом качественного глубинного полуструктурированного фокусированного интервью, в котором выяснялись детали конкретной жизненной ситуации, а именно - проявление виртуального дауншифтинга в процессе межличностных и групповых коммуникаций в социальных сетях. Анализ ряда интервью был проведен методом аналитической индукции, суть которого в том, что «вначале из ряда явлений определенного рода отбираются явления с повторяющимися признаками. На основе этих повторяющихся признаков строится гипотеза по поводу свойств данного ряда явлений» [Ненашев, 2016, с. 74-75].

Исследование проводилось специалистами кафедры культурологии и социологии Вятского государственного университета в срок с апреля по июнь 2017 года в молодежной среде города Кирова. Под молодежью в исследовании понимается общность людей в возрасте от 14 до 35 лет. Объем выборки составил 10 человек. Данное число объясняется тем, что в определенный момент произошла точка насыщения и дальнейшее продолжение опроса респондентов не давало новой по содержанию информации. Респонденты были отобраны методом «снежного кома».

Дискуссия

Исследования по данной тематике можно разделить на две группы. Первая группа -работы, связанные с изучением «медленного движения» в целом, а вторая - исследования конкретных, частных проявлений «медленного движения».

Первая группа источников достаточно разнообразна. «Медленное движение» и дауншифтинг (в данной работе мы считаем эти феномены близкими друг к другу) изучены

со множества сторон. В первую очередь, к этой группе необходимо отнести работу К. Оноре «Без суеты: Как перестать спешить и начать жить», которая стала отправной точкой в популяризации «медленного движения» [Оноре, 2014]. К. Оноре в своей работе анализирует то, с чего началась история «медленных движений», а именно с движения «медленная еда», которое выросло из принципа экономии времени: «Экономя время, горе-труженик питается фастфудом, а расслабляется с помощью алкоголя. Не случайно самые торопливые народы - они же и самые толстые. У трети американцев и каждого пятого британца диагностировано ожирение. Даже японцы прибавляют в весе» [Оноре, 2014, с. 7]. Место дауншифтинга в западных странах и в России первого десятилетия XXI века было эмпирически изучено В.Н. Мерзляковой [Мерзлякова, 2008, с. 33-42], К. Брейспайром, К. Гамильтоном [Breakspear, Hamilton, 2004]. Я.В. Овечкиной было проведено исследование поведения российских дауншифтеров в Интернет-среде [Овечкина, 2016, с. 131-137]. Разновидности дауншифтинга в зависимости от нахождения в той или иной социальной группе выявила Е.В. Лисовой [Лисова, 2008, с. 56-65]. Психологические аспекты дауншифтинга исследованы в работе А.И. Приходько [Приходько, 2008].

Исторические предпосылки «медленного движения» выявила Н.В. Бутонова в статье «Дауншифтинг. Новое правило-отказ от всяческих правил» [Бутонова, 2009, с. 169-176]. Дауншифтинг как реакция на развитие современного капиталистического общества стоит в центре внимания исследований Г.А. Запольских [Запольских, 2009, с. 75-78] и А.А. Яковлевой [Яковлева, 2011, с. 182-192]. Конкретные правила и примеры замедления жизни представлены, по большей части в публицистических, работах С.В. Макеевой [Макеева, 2011] и Д. Дрейка [Дрейк, 2007].

Краткий обзор составляющих «медленного движения» дает в нескольких статьях О.Е. Яцевич [Яцевич, 2015, с. 123-125; Яцевич, 2015, с. 126-129], а именно: «медленная жизнь», «медленные города», «медленная еда», «медленное чтение», «медленные деньги».

Ко второй части исследований отнесем работы, которые обращаются конкретно к определенным сегментам «медленного движения». Говоря о «медленных медиа», необходимо, в первую очередь, обратиться к «Манифесту медленных медиа», который был написан журналистами Б. Келером, С. Дэвид, Й. Блумриттом [Köhler, David, Blumtritt, 2010]. В манифесте они заявляют: «Как и «слоуфуд», «медленные медиа» предполагают не быстрое потребление продукта (в данном случае информационного - прим. автора), а вдумчивый подбор ингредиентов и тщательное приготовление» [Köhler, David, Blumtritt, 2010]. Попытка разобраться в новой дефиниции «медленные медиа» была предпринята в статье филолога А.И. Соловьева [Соловьев, 2013]. Место «медленных медиа» в структуре современной социокультурной реальности рассмотрено в работе В.В. Витвинчука [Витвинчук, 2015]. Особенности существования «медленных городов» рассмотрены в статьях Л.В. Иливицкой [Иливицкая, 2012, с. 44-48] и Д.С. Елмановой [Елманова, 2016, с. 218-224]. Роль движения «медленная еда» в российских условиях проанализирована Н.Б. Кущевой [Кущева, 2016, с. 55-58] и Д.Н. Карповой [Карпова, 2015, с. 66-73]. Движение «медленное чтение» опирается на разработки по филологии Д. Миедемы [Miedema, 2009], Т. Ньюкирка [Ньюкирк, 2011] и других.

Феномен «замедления» собственно виртуальной жизни был обозначен впервые в манифесте (как и «медленные медиа») Д. Фримана под названием «Не так быстро», в котором он выводит три принципа: скорость имеет значение (современное информационное поле он сравнивает с мелькающим стробоскопом на рейв-вечеринках, быстро появляющимся и быстро исчезающим); реальный мир имеет значение (автор заявляет, что в современных кафе, почтовых отделениях, парках, кинотеатрах, городских социальных центрах, конференц-залах поселилась тишина, слышно лишь звуки работы на различных гаджетах, схожий с треском насекомых); связь имеет значение (люди должны

быть связаны между собой не только виртуальной паутиной, но и со своими родственниками, друзьями, коллегами по работе) [Freeman, 2009]. Частично «замедления» виртуальной жизни касается П. Колозариди [Колозариди, 2012]. В своей статье она называет данный феномен «медленное общение», то есть общение между людьми без помощи различных гаджетов и пр. Но хочется отметить, что виртуальная среда включает в себя не только процесс общения, поскольку человек в виртуальной среде может получать также и информацию, развлекаться и пр. Поэтому необходимо более широкое понятие, которое мы используем в статье - виртуальный дауншифтинг (разработка данного понятия проводится в рамках исследования при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований № 17-33-01017 «Виртуальный дауншифтинг в молодежной среде»).

Из всего вышесказанного мы видим, что всестороннее исследование виртуального дауншифтинга как разновидности «медленного движения» в научном дискурсе находится в стадии становления и еще не до конца отрефлексирован исследователями. Вследствие чего, в настоящей статье мы уделили внимание одной стороне данной проблемы: проявление виртуального дауншифтинга в коммуникациях между людьми в социальных сетях.

Результаты исследования

Серия интервью с группой виртуальных дауншифтеров была выстроена по следующей логике. Во-первых, ставился вопрос о целях их нахождения в пространстве социальных сетей и причинах частичного или полного выхода из них. Во-вторых, респонденты рассказывали о своем опыте выхода из социальных сетей. В-третьих, была затронута тема понижения активности в социальных сетях. Наконец, в-четвертых, виртуальные дауншифтеры рассказывали о месте социальных сетей в их учебной, рабочей, повседневной и досуговой деятельности (см. рис. 1). В конечном счете были охвачены все возможные, на наш взгляд, стороны проявления виртуального дауншифтинга в жизни современной молодежи. Это подтверждается результатами поискового исследования, проведенного нами ранее в рамках студенческого сообщества Вятского государственного университета [Москвин, 2016, с. 4274-4279].

Рисунок 1. Структура интервью (Figure 1. Structure ofthe interview)

В результате были выявлены некоторые общие черты в жизни изучаемого сообщества, а также две подгруппы, которые по разному выстраивают модели поведения в рамках виртуального дауншифтинга.

Сначала дадим описание типичной модели поведения, свойственной для социальной группы в целом.

Начнем с утверждения о том, что абсолютно типичное поведение для представителей данного сообщества - акт выхода из большого количества социальных сетей. Из большой когорты аккаунтов в социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Твиттер) после акта дауншифтинга остается минимальное количество, зачастую один, а иногда несколько. Исследование показало, что в условиях города Кирова наиболее популярна у дауншифтиров социальная сеть Вконтакте. Это

связано с тем, что рабочая либо учебная деятельность крайне тесно связана с данной социальной сетью. Один из респондентов утверждает: «Я вообще нахожусь Вконтакте, потому что я староста группы. Вся информация (для одногруппников - прим. автора) передается Вконтакте. Я из-за этого из него и не вылезаю. Я там сижу (для этого -прим. автора), но не общаюсь» (Информант № 8).

Конкретные действия по снижению активности уже в ограниченном пространстве социальных сетей: отказ от просмотра новостной ленты, снижение количества постов и репостов на своей странице, выход из большого числа групп в социальных сетях и подписок и удаление друзей и подписчиков (своего рода «чистка» аккаунта), выход из многопользовательских чатов, сокращение информации о своей личности в описании аккаунта, создание анонимных страниц. Достаточно показательным выглядит данное высказывание одного из опрашиваемых: «Я чищу свой аккаунт постоянно, раз в несколько месяцев. (Если это не делать - прим. автора) это очень много времени занимает. Мне не надо всего этого, это лишняя информация. Зачем себя лишний раз чем-то захламлять?» (Информант № 1).

Отсюда вытекает еще одна важная особенность модели поведения виртуальных дауншифтеров. Если раньше у респондентов в приоритетах стояло общение с друзьями, знакомство в сети, проведение времени в различных группах и подписках и пр., то после акта дауншифтинга их времяпрепровождение в социальных сетях в большей степени ограничивается получением из нее необходимой информации, зачастую связанную с рабочей или учебной деятельностью, либо с их непосредственными интересами. В этом смысле интересно данное высказывание одного из респондентов: «Раньше на все акканты, которые были, заходила каждый день и не по одному разу. Руки, что называется, тянулись <...> Сейчас же я пользуюсь Вконтакте регулярно, практически каждодневно, но на короткий промежуток времени, не могу не читать сообщений, они часто бывают по работе» (Информант № 4).

Отметим важную характеристику. Из всех видов деятельности (рабочая/учебная, внерабочая/внеучебная досуговая), о которых шла речь в ходе интервью, виртуальных дауншифтеров заставляет оставаться в пространстве социальных сетей в наибольшей степени одно - работа, либо учеба (либо и то, и другое вместе). Респонденты сходятся в едином мнении: полностью выйти из виртуальных коммуникаций в современном мире невозможно, иначе можно оказаться в информационном «вакууме». С другой стороны, внерабочая и внеучебная, а также досуговая деятельность выполняют своего рода компенсаторную функцию - человек здесь как бы отдыхает от информационной перенагрузки. «При встрече с друзьями я не захожу в Интернет. Мне не нравится, я не люблю когда люди отвлекаются и вижу, что человек разговаривает и попутно смотрит в свой гаджет. Мне немножечко некомфортно. Бывает, делаю замечания» (Информант № 9), - рассказывает один из дауншифтеров.

На один из основополагающих вопросов исследования, а именно на вопрос о причине акта виртуального дауншифтинга, сообщество дауншифтеров дает единогласный ответ - избыток информации. Именно социально-культурная среда всеобщей виртуализации и информатизации, сложившаяся в XXI веке вынуждает их вести себя в ней описанным выше способом. «Используя Интернет, я получаю большое количество информации. И я заинтересован, чтоб ее переработать. Но происходит какая-то перенагрузка, что ли. И у меня возникает желание отдохнуть» (Информант № 3), -описывает о своем опыте респондент.

В ходе аналитического этапа исследования, с помощью метода аналитической индукции были выявлено два кластера респондентов в рамках сообщества дауншифтеров. Респонденты резко разделились по следующим показателям: удаление своих аккаунтов в социальных сетях, перерывы в использовании аккаунтов в социальных сетях,

выкладывание фотографий, описание личной информации респондента о своей личности. (Отбор отличающихся характеристик показан на рисунке 2).

Выбирая из совокупностей ответов на вопросы, которые указаны в схеме, мы выявили два крупных кластера. Кластеры отбирались по принципу наибольших совпадений в той или иной субкатегории. При этом нужно понимать, что те характеристики, которые были даны выше, подходят так же и к представителям этих двух кластеров.

Первый кластер можно, например, отобрать по следующему набору респондентов: 3,4,6,8,10, то есть по первой субкатегории - удаление из социальных сетей (впрочем, можно взять и другую субкатегорию, результаты в итоге будут одинаковые). В этот кластер попала группа респондентов со следующими характеристиками. Они удаляются из социальных сетей на некоторое время, если им надоедает ими пользоваться, при этом не делают перерывы в пользовании социальными сетями, дают минимальный набор информации о своей личности и личной жизни на странице в социальной сети и не выкладывают фотографии.

Второй кластер, соответственно, отбираем по следующему набору респондентов: 1,2,5,7,9. Это виртуальные дауншифтеры, которые не удаляют свой аккаунт из социальных сетей на некоторое время, когда он необходим, при этом зачастую, они делают большие перерывы в пользовани социальными сетями (то есть просто не заходят на свой аккаунт в социальной сети), иногда выкладывают фотографии, но при этом не дают никакой информации о своей личности и личной жизни.

Рисунок 2. Кластер I и Кластер II (Figure 2. Cluster I and Cluster II)

Обратившись к социально-демографическим характеристикам респондентов, а в рамках данного исследования были уточнены возраст, образование и семейное положение и пол, мы пришли к следующим результатам. Сравним таблицы 1,2,3,4.

Таблица 1. Сравнение респондентов по возрасту

Кластер I Кластер II

№ интервью Возраст респондента № интервью Возраст респондента

3 33 года 1 25 лет

4 33 года 2 24 года

6 35 лет 5 30 лет

8 25 лет 7 16 лет

10 34 года 9 26 лет

Средний возраст - 32 года Средний возраст - 24,2 года

Таблица 2. Сравнение респондентов по наличию образования

Кластер I Кластер II

№ интервью Образование респондента № интервью Образование респондента

3 Высшее 1 Среднее

4 Высшее 2 Высшее

6 Среднее 5 Высшее

8 Среднее 7 Среднее

10 Высшее 9 Высшее

Таблица 3. Сравнение респондентов по семейному положению

Кластер I Кластер II

№ интервью Семейное положение респондента № интервью Семейное положение респондента

3 Разведен(а) 1 Холост / Не замужем

4 Разведен(а) 2 Холост / Не замужем

6 Разведен(а) 5 Женат / Замужем

8 Холост / Не замужем 7 Холост / Не замужем

10 Разведен(а) 9 Холост / Не замужем

Таблица 4. Сравнение респондентов по полу

Кластер I Кластер II

№ интервью Пол № интервью Пол

3 Мужской 1 Женский

4 Женский 2 Женский

6 Мужской 5 Женский

8 Женский 7 Мужской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Женский 9 Мужской

Из четырех таблиц совершенно выбиваются вторая и четвертая таблицы. Видно, что никакой связи между попаданием в тот или иной кластер и уровнем образования, а также полом нет. Но в двух других таблицах сразу же бросается в глаза разница между двумя кластерами. В первом кластере люди более старшего возраста (за 30 лет), а во втором кластере более молодые люди (около 25 лет). Из третьей таблицы можно вынести следующее заключение. Соврешенно понятно, почему во втором кластере большинство холостых/незамужних - это, в целом, молодая категория людей, но интерес вызывает то, что в первом кластере подавляющее количество разведенных людей.

Более глубокий анализ интервью показал, что первичной причиной модели поведения первой группы респондентов является их семейный статус. Это люди, у которых уже есть довольно-таки взрослые дети школьного возраста, которые тоже зарегистрированы в тех же социальных сетях, что и их родители. Родители, естественно, стараются выстроить определенную дистанцию со своими детьми и зачастую не хотят

выкладывать в социальные сети моменты своей личной жизни «напоказ» перед ними. Этим объясняется то, что они совершенно не выкладывают фотографии и склонны именно к удалению своего аккаунта на определенное время. Тем не менее, статус разведенного человека вынуждает их иногда к выходу в виртуальное пространство для возможности знакомства с другими людьми противоположного пола, поскольку в настоящее время это наиболее удобное пространство для этой деятельности в молодежной среде. Этим обстоятельством можно объяснить то, что представители данного кластера все же вынуждены сообщать определенную, хотя и минимальную, информацию о своей личности и личной жизни. Понятно и то, что новые знакомства все же хочется начинать с «чистого листа», вследствие чего лучше просто не иметь воспоминаний о прошлой жизни в виде старых фотографий. Один из респондентов удаление своего аккаунта и фотографий комментирует следующим образом: «Мне нужно было определенный контент слить из своей жизни» (Информант № 3), - немекая на связь со своей бывшей женой.

Во второй кластер входят респонденты более молодого возраста, у которых как правило еще нет своих семей. Это люди, ведущие достаточно активный образ жизни. Они посещают различные мероприятия, проводят вечера со своими друзьями, учатся и у них нет серьезных семейных и рабочих обязательств. Поэтому они более склонны к тому, чтобы просто отрешиться от виртуальных взаимодействий, оставить все как есть, не посещать свой аккаунт некоторое время, а потом, если понадобится, войти в него. Это же обстоятельство влияет на то, что представители данной подгруппы чуть более активны в выкладывание в сеть своих фотографий в виртуальное пространство. Более обширное социальное окружение в действительной реальности, позволяет им отказываться от выкладывания в социальных сетях информации о своей личности и личной жизни. При этом понятно, что большую часть своей жизни они проводят вне виртуальной среды. «Вот человек создает виртуальный образ и все-таки вживую хочется на него посмотреть. Подтвердится этот образ или нет? Зачастую он не подтверждается» (Информант № 9), - описывает свой опыт один из респондентов.

Выводы

Итак, сделаем выводы из исследования совокупности интервью:

- главная причина виртуального дауншифтинга - избыток информации;

- в целом сообществу виртуальных дауншифтеров присущи следующие модели поведения: отказ от использования некоторых социальных сетей и снижение активности в процессе их пользования, акцент в коммуникационном процессе в рамках социальных сетей на поиск нужной информации в рабочей и учебной деятельности;

- в сообществе виртуальных дауншифтеров было выявлено две группы с несколько отличающимися друг от друга моделями поведения. Одна группа - это более взрослые и имеющие в прошлом опыт развода с супругами респонденты, вторая группа - более молодые и не связанные семейными отношениями люди.

Нами было выявлено, что виртуальный дауншифтинг в рамках взаимодействия людей в социальных сетях существует в молодежной среде города Кирова. Необходимо отметить, что данное явление не является массовым для современного общества, в связи с чем мы и обратились к методам качественной социологии, которая занимается изучением нетипичных и новых социальных явлений. С другой стороны, нельзя сказать, что появление данных сообществ - событие, из ряда вон выходящее. На протяжении последних 30 лет мы наблюдаем тенденцию к пресыщенности к современным «жизненным скоростям», которые были нам предложены модернистским обществом, из чего можно сделать вывод - феномен «медленности» заслуживает внимания, а его дальнейшее развитие, в сочетании с другими общекультурными изменениями может стать путем развития общемировой и российской культуры в дальнейшем.

Литература

Бутонова Н.В. Дауншифтинг. Новое правило-отказ от всяческих правил / Под ред. Сурова Е.Э., Рассадина С.А. // Новые традиции. СПб, 2009. С. 169-176.

Витвинчук В.В. Темпоральный парадокс медленных медиа // Журналистский ежегодник. 2015. С. 155-156. Дрейк Д. Дауншифтинг. Как меньше работать и больше наслаждаться жизнью. М.: Добрая книга, 2007. 224 с.

Елманова Д.С. «Медленные города» как стратегия регионального развития / Под ред. А.Г. Дружинина // Факторы и стратегии регионального развития в меняющемся геополитическом и геоэкономическом контексте: материалы международной научной конференции (Грозный, 20-25 сентября 2016 г.). Грозный, 2016. С. 218-224.

Запольских Г.А. Дауншифтинг как социокультурный феномен современного общества // Потребление как коммуникация: Материалы 5 международной конференции, 26-27 июня 2009 г. СПб.: Интерсоцис, 2009. С. 75-78.

Иливицкая Л.Г. «Быстрые» и «медленные» города: к постановке проблемы / Под ред. Котельникова Г., Ягер М., Цепль-Кауфман Г., Майсцис В., Бурлиной Е., Ворониной Н., Злотниковой Т., Шиллинг Е. С. // Город и время. Т.2. Самара: Книга, 2012. С. 44-48.

Карпова Д.Н. Еда как контркультура или движение антикапитализма // Вестник Института социологии. 2015. №3(14). С. 66-73.

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Колозариди П. Медленно // Clowdwatcher. Лаборатория социальных инноваций. 2012. http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/88/ (Дата обращения: 14.08.2017)

Кущева Н.Б. Медленная еда - перспективное направление в современном ресторане / Под ред. Кострюковой О.Н., Никитиной О.А., Печерицы Е.В. // Сборник трудов XII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства», 27 апреля, 2016 г. Санкт-Петербург. 2016. С. 55-58.

Лисова Е.В. Дауншифтинг: стратификационные эффекты // Экономическая социология. 2008. Т.9. №2. С. 5665.

Макеева С.В. Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется. Москва: Эксмо-Пресса, 2011. 256 с.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004. 432 с.

Мерзлякова В. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. 2008. №4 (96). С. 33-42.

Москвин А.С. Стратегии виртуального дауншифтинга в студенческой среде // Общество, наука, инновации (НПК - 2016): всерос. ежегод. науч.-практ. конф.: сб. статей, 18-29 апреля 2016 г. Киров, 2016. С. 4274-4279. Ненашев М.И. Методы исследования в качественной социологии. Киров: Радуга-пресс, 2016. 134 с. Овечкина Я.В. Интернет-сообщество дауншифтеров: особенности стиля жизни // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 131-137.

Оноре К. Без суеты. Как перестать спешить и начать жить. М.: Альпина Паблишер, 2004. 260 с. Приходько А.И. Дауншифтинг как социально-психологический феномен // Психологические исследования. 2008. № 1. http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/80-prikhidko1.html

Соловьев А.И. Неторопливость как жизненный стиль: философия «медленных медиа» // Журналистика -2013: становление, проблемы и перспективы: материалы 15-й международной научно-практической конференции, 5-6 декабря 2013 г. http://elib.bsu.by/handle/123456789/55075 (Дата обращения: 14.08.2017) Яковлева А.А. Потребительский ретретизм: альтернативный стиль жизни в обществе потребления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5 (58). С. 182-192.

Яцевич О.Е. К вопросу о содержании «медленного движения» // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 123-125.

Яцевич О.Е. Медленное движение как новое социокультурное явление / Под ред. Захаровой Л.Н., Шабатуры Л.Н. // Культура и антикультура: теория и практика. Тюмень, 2015. С. 126-129.

Breakspear, C., Hamilton, C. (2004). Getting a life: understanding the downshifting phenomenon in Australia.

Discussion papers. Canberra, 34 p.

Freeman, J. (2009). Not so fast. Sending and receiving at breakneck speed can make life queasy; a manifesto for

slow communication. The Wall Street Journal. August, 21. 2009.

http://www.wsj.com/articles/SB10001424052970203550604574358643117407778

Köhler, B., David, S., Blumtritt, J. (2010). The Slow Media Manifesto. http://en.slow-media.net/manifesto

Miedema, J. (2009). Slow reading. Los Angeles. CA: Litwin Books, 92 p.

Newkirk, T. (2011). The Art of Slow Reading: Six Time-Honored Practices for Engagement. Portsmouth, NH: Heinemann Educational Books, 216 p.

References

Breakspear, C., Hamilton, C. (2004). Getting a life: understanding the downshifting phenomenon in Australia. Discussion papers. Canberra, 34 p.

Butonova, N.V. (2009). Downshifting. The new rule is the rejection of all rules / edited by Surova E.E., Rassadina S.A. New traditions. St. Petersburg, pp. 169-176.

Castells, M. (2004). The Internet Galaxy. Ekaterinburg: U-Factoria, 328 p.

Drake, D. (2007). Downshifting. How to work less and enjoy life more. Moscow: Dobraya kniga, 2007. 224 p.

Elmanova, D.S. (2016). Cittaslow (slow cities) as a strategy of regional development (on the example of Belgium) / edited

by Druzhinina A.G. Factors and strategies for regional development in a changing geopolitical and geo-economic

context: materials of an international scientific conference (Grozny, September, 20-25, 2016). Grozny, 2016,pp. 218-224.

Freeman, J. (2009). Not so fast. Sending and receiving at breakneck speed can make life queasy; a manifesto for slow

communication. The Wall Street Journal. August, 21. 2009.

http://www.wsj.com/articles/SB10001424052970203550604574358643117407778

Honore, C. (2004). No-fuss: How to stop the rush and start living. Moscow: Alpina Publisher, 260 p.

Ilivitskaya, L.G. (2012). «Fast» and «slow» cities: the problem of the statement / edited by Kotelnikova G., Yager M.,

Ysepl-Kaufman G., Mayscis V., Burlina E, Voronina N., Zlotnikova T., Shilling E.S. The city and time. Vol. 2. Samara:

Kniga, pp. 44-48.

Karpova, D.N. (2015). Food as a counterculture or movement of anti-capitalism. Herald of the Institute of Sociology. No. 3 (14), pp. 66-73.

Köhler, B., David, S., Blumtritt, J. (2010). The Slow Media Manifesto. http://en.slow-media.net/manifesto

Kolozaridi, P. (2012). Slow. Clowdwatche. Laboratory of Social Innovations.

http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/88/

Kusheva, N.B. (2016). Slow food is a promising trend in a modern restaurant / edited by Kostrukova O.N., Nikitina O.A.,

Pecherica E.V. Actual problems of the hospitaly industry development (27.05.2016). St.Petersburg, pp. 55-58.

Lisova, E.V. (2008). Downshifting: stratification effects. Economic sociology. Vol. 9. No. 2 , pp. 56-65.

Makeeva, S.V. (2011). Downshifting, or how to work in pleasure, do not depend on traffic jams and do what you want.

Moscow: Exmo-press, 256 p.

McLuhan, M. (2004). The Gutenberg Galaxy. Kiev: Nika-Center, 432 p.

Merzlyakova, V. (2008). Alternative models of success in modern culture: downshifting. Gerald of Society Opinion. No. 4 (96), pp. 33-42.

Miedema, J. (2009). Slow reading. Los Angeles. CA: Litwin Books, 92 p.

Moskvin, A.S. (2016). Strategies for virtual downshifting in a student environment. Society, Science, Innovations (NPC -2016): All-Russian Annual Scientific and Practical Conference: a collection of articles, April 18-29, 2016. Kirov, 2016, pp. 4274-4279.

Nenashev, M.I. (2016). Methods of research in interpretative sociology. Kirov: Raduga-press, 134 p.

Newkirk, T. (2011). The Art of Slow Reading: Six Time-Honored Practices for Engagement. Portsmouth, NH: Heinemann

Educational Books, 216 p.

Ovechkina, Y.V. (2016). Internet community of downshifters: lifestyle features. Sotsiologicheskie issledovaniya. No. 4, pp. 131-137.

Prihodko, A.I. (2008). Downshifting as a socio-psychological phenomenon. Psihologicheskie issledovaniya. No. 1. http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/80-prikhidko1.html

Soloviev, A.I. (2013). Deliberation as a life style: the philosophy of «slow media». Journalism - 2013: formation, problems and prospects: materials of the 15th International Scientific and Practical Conference, December 5-6, 2013. http://elib.bsu.by/handle/123456789/55075

Vitvinchuk, V.V. (2015). Temporal paradox of slow media. Zhurnalistskij ezhegodnik. pp. 155-156.

Yakovleva. A.A. (2011). Consumer retreatism: an alternative lifestyle in a onsumption society. Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. 14. No. 5 (58), pp. 182-192.

Yatsevich, O.E. (2015). Concerning the content of «Slow Movement». Theory and Practice of Social Development. 2015 No. 15, pp. 123-125.

Yatsevich, O.E. (2015). Slow motion as a new sociocultural phenomenon / edited by Zakharova L.N., Shabatura L.N. Culture and anticulture: theory and practice. Tyumen, pp. 126-129.

Zapolskikh, G.A. (2009). Downshifting as a socio-cultural phenomenon of modern society. Consumption as Communication: Materials of the 5th International Conference, June 26-27, 2009. St.Petersburg, pp. 75-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.