Научная статья на тему 'Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры'

Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
775
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕНИЕ / КАТЕГОРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATION / CATEGORIES OF COMMUNICATIVE CULTURE / INFORMATIVE SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сказко Анна Сергеевна, Агирбов Станислав Рашидович, Костина Галина Васильевна

В статье рассмотрены современные подходы к понятию "коммуникативная культура" и проанализирована ее структура. Рассмотрено соотношение категорий: культура коммуникация культура коммуникации. Особое внимание уделено проблеме формирования коммуникативной культуры личности, а также взаимодействию личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Сказко Анна Сергеевна, Агирбов Станислав Рашидович, Костина Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical aspects of the communicative culture study

The article considers modern approaches to the concept of "communicative culture" and analyzes its structure. The correlation of categories is considered: culture Communication Culture of communication. Special attention is paid to the problem of formation of communicative culture of personality, as well as interaction of personality and society.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты исследования коммуникативной культуры»

"внутренней ценности" и они отбывают ее как повинность [9, с. 240]. В противоположном случае человек вполне довольствуется невысоким доходом и небольшой карьерой, так как это компенсируется осознаннымудовольстви-ем от выполняемого дела. Это наблюдение Меньшикова так же вписывается в идеологию дауншифтинга, проповедующего не добиваться карьеры и высоких доходов ценой душевного комфорта. Найдя себя в публицистике, Меньшиков убеждал своих читателей, что для счастья вполне достаточно "работать с любовью" и прожить просто "хорошую жизнь", которая "стоит карьеры" [9, с. 246].

Примечания:

1. Венгеров С. А. Меньшиков // Энциклопедичен кий словарь Т. XIX (37).- СПб.: Издатели Ф. А. Брок гауз и И. А. Ефрон, 1996. - С. 107.

2. Дрейк Д, Дауншифтинг: как меньше работать и больше наслаждаться жизнью / пер. с англ. М. Белова. - М, : Добрая книга, 201 7. - 224 с.

3. Жилкин 6. С Верный сын России [Электронный ресурс] // Русский дом. - 2003. - № 9. URL: http:// www.ru ssrfdfTi. Й/ol dsayte/2Ö03/2®3 ® /2ШЗШ14. html {Дата обращения: 10.05.2019).

4. Камнев S.M. "Национальная империя" М.О. Меньшикова // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. История философии. - 2009. - № 4{70). - С. 84 90,

5. Кийосаки Р. Т., Лектер Ш. Л. Отойти отдел молодым и богатым. - М.: Иоппури, 2008. - 576 с.

6. Ленин В. И. О национальной гордости великороссов // Ленин В. И. ПСС - Изд-е 5. Т. 26, - М. : Политиздат, 1969.- С 106-110,

7. Ленин В. И. Пятидесятилетие падения крепост ного права // Ленин В. И. ПСС. - Изд-е 5. Т. 20. - М. : Политиздат, 1973. - С. 139-142.

8. Ленин В.И. "Крестьянская реформа" и проле та реки-крестьянская революция // Ленин В.И.

ПСС. - Изд-е 5. Т. 20. - М.: Политиздат, 1973. - С, 171-180.

9. Меньшиков М. О. Высшая цель // Книжки Недели, - 1894.-№ 11. - С. 236-267. Ю.Меньшиков М. О. Думы о счастье // Меньшиков М. О, Великорусская идея. - М.: Институт рус ской цивилизации, 2012. - Т. 1. - С. 271-424. 1 Т.Меньшиков М. О. О любви // Меньшиков М. О. Великорусская идея. - М. : Институт русской цивилизации, 2012. - Т. 1. - С. 424-622.

12.Мерзлякова В. Альтернативные модели успеш ности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. - 2008. - N°4. - С, 33-42.

13. Миронов А, В. История дауншифтинга в европейской философии XVIII - XIX вв. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. - 2017. - Т. 12. - № 1 (161).-С. 161-168.

14. Никольский Е. В., Ефимов В. Ф., Романова Д. Я. Современный дауншифтинг опыт социально-психологического и религиозно философского анализа [Электронный ресурс]// Н луч ¡-да популяр . ный журнал Метеор-Сити. - 2016. - №6. URL: http:/ ' /www.meteoTcity.top/daunshifting

15.Санькова С. М,, Орлов А. С. Михаил Меньшиков. - СПб.: Наука, 2017. - 252 с.

16.Тихомирова М. Философия и психология дауншифтинга: сбавить скорость или сжечь двигатель? [Электронный ресурс] // М onocl er. URL: https:/ /monocler.ru/psihologiya-daunshiftinga/.

17. Topo Т. Д. Жизнь без принципа // Писатели США о литературе. В 2-х тт. - М.: Прогресс, 1982. - Т. 1. -С 104-119.

18. Центральный московский архив-музей личных собраний (ЦМАМЛС). Ф.202. Михаил Осипович Меньшиков. Оп. 1, Д. 6. Л. 1 -141.

19. Эмерсон Р. О доверии к себе. - М.: Посредник, 1900,- 16 с.

20.Яцевич О. Е. Дауншифтинг: от истории к современности//Теория и практика общественного развития. - 2005. - №9. - С. 184-186.

ОУ

т—I

0

СИ _р

X

1

cu öl

Z

i 27S

THEORETICAL ASPECTS OF THE COMMUNICATIVE CULTURE STUDY Skazko Anna Sergeyevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Agirbov Stanislav Rashidovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Км tin a Gatina Vasilievna, PhD ofPhilosophical sciences, Senior Lecturer Department of Philosophy and Humanities, Stavropol State Medical University, Stavropol

The article considers modern approaches to the concept of "communicative culture" and analyzes its structure. The correlation of categories is considered: culture - Communication Culture of communication. Special attention is paid to the problem of formation of communicative culture of personality, as well as interaction of personality and society.

Keywords; communicative culture; communication; categories of communicative culture; informative society.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКА ТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассмотрены современные подходы к понятию "коммуникативная культура"и проанализирована ее структура. Рассмотрено соотношение категорий: культура - коммуникация - культура коммуникации. Особое внимание уделено проблеме формирования коммуникативной культуры личности, а также взаимодействию личности и общества.

УДК 165 ВАК РФ 09.00.11

ФСказко A.C., 2019 ФАгирбов СР., 2019 Ф Костина Г.В., 2019

Ключевые слова; коммуника тивная куль тура; общение; категории коммуникативной культуры; информационное общество.

s

LU

S

о 0 О

о о с

*

276

СКАЗКОАнна Сергеевна, кандидат философских наук, доцент

АГИРБОВ Станислав Рашидович, кандидат философских наук, до цент

КОСТИНА Галина Васильевна, кандидат философских наук, старший преподава толь

кафедра Философии и гуманитарных дисциплин, Ставрополь с кий гос.ударе твенный медицинский университет, Ставрополь

Феномен коммуникативной культуры необходимо рассматривать в тесной связи с понятиями "культура", "общение", "коммуникация" Культура в философском дискурсе рассматривается с позиций деятельностного, аксиологического и личностного подходов. Представители деятельностного подхода {Е.В.Давидович, М.С. Каган) рассматривают возможности формирования культурой социально активной личности, ориентированной на преобразование окружающего мира. С позиций аксиологического подхода (А. Кре-бер, 8.С. Степин, Г.П. Францев) культура - совокупность ценностей, идей, обусловливающих стабильность социума. В основе личностного подхода (Е. Боголюбова, Н.С. Злобин) - способность человека транслировать собственные мировоззренческие установки среде. Именно личность создает социально значимые образцы, ценности и символы.

В широком смысле слова понятие "культура" связано со способностью человечества создать новую реальность, возвыситься над с естественной биологической природой. М.С, Каган определяет культуру как "целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в котором реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений человек - общество" [8; с. 176].

С позиций философии, культура и общение находятся в сложном взаимодействии. Коммуникация - важное условие производства ценностей, образцов, способ существования культуры.

Необходимо определить понятия "коммуникация" и "общение". Ряд исследователей (Л.Ф, Ильичев, С.С. Аверинцев) используют их как синонимы. Однако, рассматривая данные дефиниции в широком смысле, приходим к выводу, что общение - психологическое явление, процесс обмена информацией. Коммуникация же - сложный феномен, в котором выделяют технологический, психический, информационный аспекты. Некоторые мыслители полагают, что коммуникация выступает как составной элемент общения.

Зачастую понятия "культура общения" и "коммуникативная культура" употребляют как синонимы. Культура общения - комплекс нравственно-ценностных ориентиров личности. Они позволяют человеку регулировать взаимоотношения с социумом. Компонентами культуры общения В.Н. Наумчик определяет личностную культуру, основанную на интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной культуре, и нравственную культуру, проявляющуюся в моральных принципах, идеалах, нормах ПО; с.31].

Коммуникативная культура - понятие сложное и многоаспектное, поэтому требует разнопланового анализа. Оно является междисциплинарным и изучается в философии, лингвистике, теории коммуникации, социальной психологии, педагогике.

В философии исследуется содержание коммуникативной культуры (B.C. Библер, М,М, Бахтин, М.С. Каган).

Большое количество трактовок этого понятия сложилось в теории языка. Одни ученые считают, что коммуникативная культура характеризуется уровнем освоения, применения и использования в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений [3; с.29-31!; другие - связывают коммуникативную культуру с

языковыми умениями и навыками [1;сЗ-6].Для третьих - коммуникативная культура - единство культурных норм, знаний, ценностей, используемых в процессе общения (6; с.25]. В большинстве источников понятие приравнивается к культуре речи, важного элемента общей культуры личности.

Важным свойством когнитивного уровня личности, синонимом термина "культура общения" (Г.М. Андреева, Ю,М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский) является коммуникативная культура в социальной психологии. Современная психология общения изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, В.Н. Мясищев и т.д.}, разрабатывает методики анализа уровня коммуникационной компетенции {Б.Ф.Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, 8.В. Семкин},

В рамках культурологического подхода (B.C. Виблер, С.Ю. Курганов, коммуникативная культура определяется как "инвариантно-де-ятельное качество личности" (B.C. Леднев), как показатель общей (A.B. Мудрик, В.А, Кан-Калик, В.А.Сластенин) и социальной культуры (В.В. Кра-евский, И.Я. Лернер, С.Е, Матушкин).

В педагогике содержание понятия "коммуникативная культура" понимается по-разному. Оно определяется как умения, обеспечивающие эффективное взаимодействие индивидов, позволяющие решить задачи коммуникации, является результатом развития личности; как часть профессиональной культуры будущего специалиста. Некоторые исследователи рассматривает коммуникативную культуру как часть профессиональной культуры специалиста, синтез знаний, умений, норм, стереотипов поведения, используемых в социуме. В структуру коммуникации входит также умение реа-лизовывать эти навыки в процессе разнопланового общения [9; с.35].

Понятие коммуникативной культуры личности тесно связано с такими феноменами, как "культура", "общение", "коммуникация". При попытке обобщения вышеперечисленных подходов, многочисленных теорий коммуникации, приходим к следующим выводам:

- единого определения коммуникативной культуры на сегодняшний день не существует;

- коммуникативная культура - производное от понятий "культура" и "коммуникация", что выражается в единстве их признаков и характеристик;

- коммуникативная культура выступает элементом понятий "культура общения", "профессиональная культура".

Логически непротиворечиво и последовательно описать феномен коммуникативной культуры позволяет выявление фундаментальных категорий.

Одной из важных особенностей коммуникативной культуры личности является духовность. Эффективное культурное взаимодействие как трансляция духовных ценностей возможно только посредством общения. По мнению М.С. Кагана, духовный контакт выступает самораскрытием каждого другому "как другу, как близкому, дорогому существу, которому ты можешь открыть свою душу, поделиться с ним самымдля тебя сокровенным и благодаря этому приобщить его к твоим ценностям..." [7; с.102].

Важная категория коммуникативной культуры личности - сложная диалогичность. Она опосредованно связана с природой человека, развитие которого происходит в процессе общении, в диалоге с окружающим миром. По мнению М.М. Бахтина, диалогичность проявляется как "диалог сознаний", в котором отпечатываются и раскрываются мировоззрения личностей. В таком взаимодействии сознания представлены как равноправные, за каждым -жизнь, склад мышления и чувствования, своя картина мира [2; с.116].

Диалогическое общение способствует формированию внутреннего диалога, самоанализа, саморепрезентации, создает почву для рефлексии личности.

Рефлексия - важнейшая категория коммуникативной культуры. В работах экзистенциалистов и герменевтических теориях (М.Хайдег-гер, Г.-Г. Гада мер) анализируется роль рефлексии в самопознании, ее тесная связь со словом и смыслом. По мнению Э. Гуссерля, рефлексия - это волнующее переживание, попытка прочитать символы, проникнуть в смыслы, представленные в познавательных актах. Г.-Г. Гадамер считает, что польза рефлексии заключается в том, что, "развертывая" смысловые структуры так, чтобы они могли быть "видимыми" извне, субъект делает их доступными каким-то "внешним", вспомогательным механизмам сознания, которые не входят в состав сферы субъективного, целиком лежат за пределами "Я" [5; с. 143]. Рефлексия, самоанализ являются необходимыми компонентами формирования коммуникативной культуры личности.

Определяющей категорией коммуникативной культуры является понимание. Все человеческие отношения начинаются с понимания. В рамках герменевтической концепции философии (Дильтей, Г.-Г. Гадамер,®. Шлейермахер)

понимание мира, человека возможно только через призму собственного сознания, собственной картины мира. Дильтей считал, что понимание базируется на методе интерпретации духовной целостности. Внутренний мир человека, внешний мир и культура выступают в качестве объекта понимания. Операция понимания становится возможной благодаря способности, которой наделено каждое сознание, проникать в другое сознание не непосредственно, путем "переживания", а опосредовано, посредством воспроизведения творческого процесса. Важнейшую роль в процессе взаимодействия с миром играет язык. М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт рассматривают язык как сущностное свойство бытия, характеризующее коммуникативную культуру личности.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии - осознании действующим индивидом того, как он воспринимается партнером. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

Философский дискурс рассматривает коммуникативную культуру как сложное многогранное явление духовности человека. Основной метод, обеспечивающий нормальное взаимодействие между субъектами - диалог, в том числе внутренний. Движущей силой становления коммуникативной культуры является развитие внутренней свободы личности. Только свободная личность может увидеть в другом субъекта и услышать его, не попирая свободу Другого,

В структуру коммуникативной культуры как сложного социального образования входят следующие части:

- когнитивный компонент, включающий знания о межличностном общении, представления о толерантной личности;

- эмоционально-оценочный компонент выражается в способности к эмпатии, адекватной оценке поведения и речи людей;

- поведенческий компонент, проявляющийся во взаимодействии между людьми, в установлении сотрудничества, в осуществлении совместной деятельности и ведении диалога.

Когнитивный компонент состоит из знаний и представлений о коммуникативной культуре и основах межличностного общения, представления о культуре и этике общения.

Эмоционально-оценочный компонент коммуникативной культуры связан нравственными качествами личности и проявляется в

виде оценочных суждений, убеждений, чувств и настроений личности.

Поведенческий компонент связан с действиями и поступками личности, с межличностным и культурным взаимодействием. Уровень сформированное™ культуры коммуникации определяется на основе поведения. Критериями выявления его являются: толерантность, гибкость суждений, вежливость, коммуникабельность, способность к адаптации в социуме.

Коммуникативная культура личности отражает особенности культурных установок общества и проявляется в процессе общения. Как социальный феномен она обладает следующими аспектами: ценностным, нормативным и информационным. Первый аспект выражается во включении гуманистических ценностей в картину мира. Способность к эффективной коммуникации воспринимается как важное условие формирования личности. Нравственные нормы и моральные требования личности характеризуют нормативный компонент коммуникативной культуры. Информационный компонент связан с пониманием социальной значимости информации, обеспечивающей стабильность. Общение является необходимым условием формирования подобных представлений.

Важнейшая функция коммуникативной культуры - интегративная. Она проявляется в способности коммуникативной культуры соединять индивидов, обеспечивать эффективное взаимодействие. Интеграция проявляется также в укреплении ранее сложившихся связей и форм объединений. Интегративная функция базируется на потребности человека в общении с себе подобными, на самовыражении. Зачастую индивиды преодолевают социальные и культурные разночтения, отстаивая свои интересы и собственные потребности. Отсутствие интеграции, обеспечиваемой коммуникацией, может серьезно дестабилизировать положение.

Внимание к этой функции коммуникативной культуры повышается в связи с формированием информационного общества. Информационное общество основано на технологиях и новых типах коммуникации. Традиционные формы общения сегодня часто заменяются более эффективными видами взаимодействия. Эти типы взаимодействия изменяют ценности, культурные установки, формируют новые грани идентичности. Основными принципами коммуникативной культуры информационно-

го общества являются: мультицентральность, взаимозависимость, взаимозаменяемость, разрушение дихотомии "центр - периферия". Коммуникативная культура является средством интеграции индивидов и социальных субъектов в информационном обществе.

Таким образом, коммуникативная культура личности - сложный синтез коммуникативных знаний, коммуникативных умений и навыков. Кроме того, это динамическая развивающаяся система. Она изменяется под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных {воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства) и объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что коммуникативная культура является базовым компонентом культуры и дает огромные возможности для формирования и нормального функционирования личности. Она - способ адаптации к условиям окружающего мира, способ формирования мировоззрения человека в ходе деятельности. Исходя из этого, коммуникативная культура личности трактуется как совокупность интеллектуальных, профессиональных и индивидуал ьно-ду-

ховных качеств, способствующих взамодей-ствию с окружающим миром.

Литература:

1. Андреева С.М., Игнатова И.Б. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития "вторичной" языковой личности ииосграиных студентов II Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному: материалы конференции. Белгород, 2006. - Ч. 2. - С. 6.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского, -М.,1979.

3. 6 и кул и на М.А, Смирнова Н.М. Культура общения в студенческой среде вуза : монография. Нижний Новгород, 2010.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.- М., 1991.

5. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии, - 1988, - №4.

6. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. - СПб,, 1997. .

7. Каган М. С. О духовном // Вопросы философии.' -1995.-№ 9.

8. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъ-ективиых отношений. М., 1998.

9. Мудрик А.8. Социальная педагогика. М., 2002. Ю.Наумчик 8.Н. Социальная педагогика ? пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистратов, аспирантов педагогических высших учебных заведений. - Мн., 2005.

11.Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М„ 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОУ

т—I

0

СИ -О

X

1

CU

ел

ё 279

THE PRESENCE OF UMITfNGNESS FROM EARTHLY LIFE TO HEA VENLYAND FROM HUMAN EXISTENCE TO ROBOTIC fN THE WORKS OF UTOPIANS

Fusu La risa Ivanovna, Associate Professor, PhD of Medical science, Rector, Institute of Psychology and Psychoanalysis at Chistye Prudy, Moscow

The article is devoted to the problem of limiting. The author presents representations of such a transitional state of personality on the example of the Utopias of Plato, F. Bacon, T.Mora, T. Сатрапе/la. At the beginning of the article, the complexity andrnu/tk/imensionality of human nature isJustified, which is reflected in philosophical anthropology. Further, the state of a person is indicated in reality as striving to ease tensions between desires and reality by getting rid of the affective side of the psyche. After that, manifestations of liminality in Utopian societies are considered. It is said that it is possible to recognize the normality of such a state of a person only on condition of agreement with the interpretation of D. Dennett's consciousness, according to which the inner world of a person is an illusion.

Keywords; limiting; Utopia; affects; consciousness.

ПРИСУТСТВИЕ ЛИМИНАЛЬНОСТИ ОТ ЗЕМНОЙ жизни К РАЙСКОЙ И ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ К РОБОТООБРАЗНОМУ В РАБОТАХ УТОПИСТОВ

Статья посвящена проблеме лиминальности. Автор представляет репрезентации подобного переходного состояния личности на примере утопий Платона, Ф. Бэкона, Т. Мора, Т. Кампанеллы. В начале статьи обосновывается сложность и многоаспектность человеческой природы, что отражается в философской антропологии. Далее указывается состояние человека в реальности как стремящегося к принципу удовольствия согласно положению Фройда, снятию напряженности между желаниями и действительностью (принцип реальности Фройда) через избавление от аффективной стороны психики, не без влияния влечения к смерти. После этого рассматриваются проявления лиминальности в утопических обществах. Говорится о том, что признать нормальность такого

УДК 1

ВАК РФ 09.00.11

> Фу су Л. И„ 2019

ФУСУ Лариса Ивановна, доцент, кандидат медицинских наук, ректор, Институт психологии и психоанализа на Чистых прудах, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.