Научная статья на тему 'ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ: ПРИЧИНЫ ВХОЖДЕНИЯ, ИТОГИ'

ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ: ПРИЧИНЫ ВХОЖДЕНИЯ, ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Северо-Кавказский край / Дагестан / административные изменения / границы / социально-экономическое и политическое развитие / 30-е годы ХХ в. / North Caucasian Territory / Dagestan / administrative changes / borders / socio-economic and political development / 30s of the twentieth century.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Михайловна Лысенко

В статье раскрываются причины включения Дагестанской автономной советской социалистической республики в состав административного образования РСФСР Северо-Кавказского края. Показаны основные правовые аспекты данного процесса, отмечено сохранение границ, прав республики, особенности партийной структуры при включении республики в состав края; особое внимание уделено помощи краевых организаций, отдельных республик и районов, оказанной Дагестану. Помощь оказывалась финансами, техникой, в республику направлялись кадры, в краевые учебные заведения принимались молодые дагестанцы. Отмечены основные итоги и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE NORTH CAUCASUS REGION: REASONS FOR COMBINING AND ITS RESULTS

The article reveals the reasons for the inclusion of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic in the administrative formation of the RSFSR the North Caucasian Territory. The main legal aspects of this process is studies, the preservation of borders, the rights of the republic, the peculiarities of the party structure when the republic is included in the territory are noted. The author pays special attention to the assistance provided to Dagestan by regional organizations, individual republics and regions. Assistance was provides with finances, equipment, personnel were sent to the republic, young Dagestanis were admitted to regional educational institutions. The main results and problems are noted.

Текст научной работы на тему «ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ: ПРИЧИНЫ ВХОЖДЕНИЯ, ИТОГИ»

ДАГЕСТАН В СОСТАВЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ: ПРИЧИНЫ ВХОЖДЕНИЯ, ИТОГИ*

Лысенко Юлия Михайловна к.и.н., в.н.с., ученый секретарь, Дагестанский федеральный исследовательский центра РАН, Махачкала, РФ. ljuma78@mail.ru

Аннотация:

В статье раскрываются причины включения Дагестанской автономной советской социалистической республики в состав административного образования РСФСР -Северо-Кавказского края. Показаны основные правовые аспекты данного процесса, отмечено сохранение границ, прав республики, особенности партийной структуры при включении республики в состав края; особое внимание уделено помощи краевых организаций, отдельных республик и районов, оказанной Дагестану. Помощь оказывалась финансами, техникой, в республику направлялись кадры, в краевые учебные заведения принимались молодые дагестанцы. Отмечены основные итоги и проблемы. Ключевые слова:

Северо-Кавказский край, Дагестан, административные изменения, границы, социально-экономическое и политическое развитие, 30-е годы ХХ в.

Juliya M. Lysenko PhD (In History), Leading Researcher, Scientific Secretary, The Daghestan Federal Scientific Centre of Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russian Federation ljuma78@mail.ru

Annotation:

The article reveals the reasons for the inclusion of the Dagestan Autonomous Soviet Socialist Republic in the administrative formation of the RSFSR - the North Caucasian Territory. The main legal aspects of this process is studies, the preservation of borders, the rights of the republic, the peculiarities of the party structure when the republic is included in the territory are noted.

The author pays special attention to the assistance provided to Dagestan by regional organizations, individual republics and regions. Assistance was provides with finances, equipment, personnel were sent to the republic, young Dagestanis were admitted to regional educational institutions. The main results and problems are noted.

Keywords:

North Caucasian Territory, Dagestan, administrative changes, borders, socio-economic and political development, 30s of the twentieth

century.

Территориальная организации общества и государства, разграничение полномочий между уровнями власти, оптимизация управления регионами, как показывает практика, процессы весьма сложные, затрагивающие интересы многих политических акторов, что подтверждается достаточно острой полемикой и на современном этапе развития нашей страны в вопросах, связанных даже с уточнением административных границ даже муниципальных образований, не говоря уже об изменениях административной принадлежности отдельных территорий. [1]. «Ведь любая новая граница - это не просто линия, проведенная на карте, а способ организации пространства, проводя ее тем или иным образом, можно управлять процессами, происходящими на территории, а можно препятствовать им. Удачно проведенная граница содействует поставленной перед ней цели, неудачно -мешает». [2, с. 120.].

DOI: https://doi.org/10.24412/2658-3836-2021-41005 * © Лысенко Юлия Михайловна

© РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

«¡^^кна Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

И в 20-е, и в 30-е годы ХХ в. административное устройство страны менялось радикально, и в основу деления закладывался административно-хозяйственный принцип. Северный Кавказ был одним из регионов Российской социалистической федеративной советской республики (наряду с Уралом), в котором в опытном порядке проводилось первое районирование. Официальное объяснение необходимости районирования Северного Кавказа как края сводилось к тому, что осуществленное в середине XIX в. административное деление края с населением в один миллион человек было проведено «при сугубо бюрократическом режиме»; оно неприменимо «для нынешнего советского управления на территории с населением в шесть миллионов человек». [3, с. 12].

Проблемы социально-экономического и культурного развития автономных образований, входивших в состав Российской Федерации, в том числе и Дагестана решались правительством РСФСР. Проверка, проведенная комиссией Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета страны в конце 20-х гг. ХХ в., выявила целый ряд недостатков, ставшие причиной отставания темпов «социалистического строительства» ДАССР. Государственные органы власти и управления, общественные организации Дагестана встретились с серьезными трудностями в управлении и экономике, культурном развитии. В связи с этим, руководством страны был поставлен вопрос о включении Дагестана в состав СевероКавказского края, который являлся одним из передовых и крупных экономических регионов страны и имел лучший опыт экономического строительства. Основными задачами при включении республики в состав края объявлялись: «ликвидация экономической и культурной отсталости горских народов, индустриализация, подъемом и преобразования в сельском хозяйстве» [4, с.9].

Республиканские органы власти негативно относились к подчинению и другим формам регионального объединения помимо Москвы. Так, когда Юго-Восточный край преобразовывался в Северо-Кавказский (1923 г.), куда намеревались включить и ДАССР, руководство республики резко отрицательно отнеслось к этому. Учитывая пожелания республики, ВЦИК в своем постановлении от 13 февраля 1924 г. «О районировании Северного Кавказа» не включил в состав нового края Дагестанскую АССР. Однако уже к концу 20-х гг. ХХ в. ситуация изменилась. [4, с.9].

28 июня 1928 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений» (Собрание узаконений РСФСР. Ст.544). В соответствии со ст. 3 постановления основная идея включения автономных республик в состав более крупной и индустриально развитой административно-территориальной единицы заключалась в обеспечении более высоких темпов экономического и культурного строительства в этих республиках. Статья 1 Постановления указывала на то, что включение автономных республик в состав нового административно-территориального образования возможно исключительно на добровольных началах и только по решению съездов Советов соответствующих автономных республик, утвержденных ВЦИКом. Статья допускала возможность в любой момент по одностороннему решению своих республиканских съездов Советов выхода из состава края, в этом случае решение ВЦИКа не требовалось. [5].

Обком партии ДАССР отправил (скорее всего, добровольно-принудительно; руководство республики вынуждено было это сделать) ходатайство СевероКавказскому краевому комитету ВКП (б) о включении Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края. Решение данного вопроса было передано на обсуждение ЦК партии. Рассмотрев решение 1Х внеочередного съезда Советов о вхождении Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края, президиум ВЦИК указывал,

«учитывая, однородность естественно-исторических и хозяйственных условий территории Северо-Кавказского края и Дагестана, а также необходимость проведения на всей указанной территории согласованных соответствующих задачам социалистического строительства, мероприятий по планированию и регулированию народного хозяйства в целях облегчения трудящимся Дагестана достигнуть более высоких, чем до сих пор темпов» положительно решить вопрос о вхождении ДАССР в состав края. Решение это было вынесено не сразу, органами власти велась определенная правовая подготовка и работа с общественным мнением. [6, с. 60.].

4 июля 1931 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О вхождении Дагестана в Северо-Кавказский край».[7, л.2], в котором отмечалось: «поручить СевероКавказскому ВКП (б) немедленно включить Дагестанскую партийную организацию в состав Северо-Кавказской партийной организации обеспечить руководство разрешением основных политических и хозяйственных вопросов Дагестана, ускорить разработку вопросов нового электро-гидростроительства, строительство Дербентского химического комбината, перестройку Махачкалинского порта4 строительство Гергебильской ГЭС и др.), обязать Крайком в широком привлечении дагестанских партийных руководителей в руководящие СевероКавказские партийные, советские и другие органы».[7, л. 3]. При введении ДАССР в состав Северо-Кавказского края, республика сохраняла существующие границы. Главной целью вхождения декларировалось следующее: «на основе единого хозяйственного плана обеспечить более высокие темпы развития производительных сил на основе использования природных богатств республики». Далее в постановлении отмечалось, что необходимо «обязать органы РСФСР обеспечить ДАССР все льготы и преимущества, предоставленные республике правительством». Для обеспечения вхождения ДАССР в Северо-Кавказский край, как указывалось в постановлении, необходимо было созвать внеочередной Вседагестанский съезд Советов в сентябре 1931 г. [7, л. 1-3]. Чтобы разъяснить населению цели включения ДАССР в состав Северо-Кавказского края, на страницах газет «Красный Дагестан» и «Молот» с передовыми статьями выступили Коркмасов, секретарь Дагестанского ЦИК Сафаралиев и другие.

Так в газете «Молот» 5 сентября 1931 г. была опубликована передовая статья «За высокие темпы социалистического строительства в Дагестане», в которой отмечалось - «...трудящиеся Дагестана могут быть уверены в том, что Северокавказская партийная организация, пролетарии крупнейших индустриальных гигантов края - Сельмаша, Шахт, Грознефти и т.д.- готовы передать весь свой опыт успешного социалистического строительства народам Дагестана». [8, л. 1].

Для практического разрешения всех вопросов, связанных с вхождением ДАССР в состав Северокавказского края, была создана Комиссия под председательством Пивоварова. Комиссия постановила, что после созыва съезда Советов Дагестанской республики и решения о вхождении республики в состав края, необходимо созвать Пленум ЦИКа, для того чтобы ввести в состав Северокавказского Крайисполкома представителей Дагестанской республики (30 человек), и в состав Пленума Крайнацсовета (4 человека). Руководство подготовкой всех практических вопросов, связанных с вопросами вхождения Дагестанской республики в составе Северокавказского края, было возложено на Фридберга, а по линии ВСНХ на Шаблиевского. [9, с. 315].

Президиум ВЦИК указом от 10 ноября 1931 г. утвердил постановление 1Х Чрезвычайного Съезда Советов ДАССР о вхождении Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края [10, с. 125] и принял постановление «О вхождении ДАССР в состав Северо-Кавказского края». [11, л. 6].

В постановлении отмечалось, что «в соответствии с волеизъявлением трудящихся ДАССР и учитывая необходимость проведения на её территории и однородной с ней по естественно-историческим и хозяйственным условиям территории Северокавказского края мероприятий. Согласованных на основе единого хозяйственного плана, соответствующих задачам социалистического строительства, максимальному использованию природных богатств, а также дальнейшему хозяйственному и культурному развитию Дагестанской автономной республики -Президиум ВЦИК постановляет: утвердить постановление IX Чрезвычайного съезда Советов Дагестанской советской социалистической республики и вхождение ее в ныне существующих границах в состав Северо-кавказского края на основаниях, предусмотренных постановлением Президиума ВЦИК от 28 июня 1928 года «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений».

Постановление декларировало: «все права, предоставленные ДАССР Конституцией РСФСР, постановлением Президиума ВЦИК от 10 января 1921 года об образовании ДАССР, Конституцией ДАССР, а равно узаконениями, изданными в развитие этих законодательных актов, полностью сохраняют свою силу после вхождения ДАССР в состав Северокавказского края; всякие изменения и дополнения этих постановлений, а равно настоящего постановления вносятся не иначе, как по решению Вседагестанского съезда советов, за ДАССР сохраняется права выхода из Северокавказского края по решению Вседагестанского съезда советов». [7, л. 10].

26 октября 1931 г. Северо-Кавказский краевой комитет партии принял постановление «Об очередных задачах Дагестанской парторганизации», где отмечалось, что «задачей всей краевой организации является максимальное повышение общих темпов социалистического строительства в Дагестане, ликвидация отставания его в ряде решающих областей с тем, чтобы в новых условиях и обстановке в наиболее короткий срок подтянуть Дагестан к уровню передовых районов». [12, л. 3].

Краевой комитет партии обязывал руководителей краевых организаций «переключиться на оперативное руководство соответствующими организациями Дагестана, проявляя особую тщательность и внимательность ко всем вопросам, которые были в какой бы то ни было мере связаны с Дагестаном». [7, л. 21]. Причем особое внимание обращалось на гарантию недопустимости «великодержавных проявлений со стороны шовинистических элементов. Любой документ, любая директива, исходящая из краевого учреждения или организации, касающаяся Дагестана должна была быть продумана, как по существу, так и по форме. Все должно было соответствовать установкам, данным в решениях ЦК партии и ВЦИКа». [7, л. 21].

Все права, предоставленные республике конституцией РСФСР, полностью сохраняли свою силу после вхождения ДАССР в состав Северо-Кавказского края.

При представлении на утверждение правительства РСФСР проектов и заявок, затрагивающих общехозяйственные интересы Дагестана и Северо-Кавказского края соблюдался порядок предварительного согласования между соответствующими организациями Дагестанской республики и Северо-Кавказского края, причем изменения утверждаемые правительством РСФСР для ДАССР цифр и ресурсов в порядке внутрикраевого перераспределения допускалось лишь с согласия правительства Дагестанской АССР. [7, л. 5].

Планы развития народного хозяйства Дагестанской АССР, рассмотренные и утвержденные Дагестанским правительством, представлялись в Северо-Кавказский исполнительный краевой комитет и непосредственно в центральные органы власти РСФСР. План народного хозяйства Дагестанской АССР включался, как

самостоятельная часть в план народного хозяйства Северо-Кавказского края с непременным выделением в особую графу. [7, л. 4]. За правительственными органами ДАССР полностью сохранялось право руководства народным хозяйством республики.

В Дагестан краевыми партийными, советскими и хозяйственными органами власти были направлены партийцы, специалисты народного хозяйства, просвещения и здравоохранения. Только с ноября 1931 по март 1932 года в республику приехало 864 специалиста. Значительно расширилась подготовка специалистов из Дагестана в краевых ВУЗах (так как в Дагестане они только создавались), готовились профессиональные рабочие кадры. Дагестану было оказана помощь в строительстве и реконструкции ряда промышленных предприятий, электростанций, махачкалинского морского порта, проведении геологоразведочных работ, проектировании заводов, развитии сельского хозяйства, в частности в проведении агрокультурных мероприятий. Северный Кавказ выделил сельским районам Дагестана новую сельскохозяйственную технику, автомобили, промышленные товары и многое другое. Передовые области и районы края взяли шефство над различными районами горной республики.

На Х11 областной партийной конференции (15 - 19 января 1932 г.), прошедшей под лозунгом «1932 год - решающий год пятилетки!», с докладом о работе Дагестанского обкома партии за отчетный период выступил секретарь обкома А.А. Цехер. Конференция заслушала также отчеты о работе Северо-Кавказского крайкома и краевой контрольной комиссии, ревизионной комиссии, ДКК и наркомата РКИ. С докладом «Социалистическая реконструкция сельского хозяйства и подготовка к посевной кампании» на конференции выступил секретарь Обкома партии М. Шарапилов, доклад «О промышленном строительстве в Дагестане в 1932 году» сделал председатель СНК республики К. Мамедбеков. [9, с. 318].

Конференция признала, что уровень промышленного развития ДАССР недостаточен и по ряду показателей ниже уровня Северо-Кавказского края. В этой связи конференция выразила твердую уверенность, что вхождение Дагестана в состав края, братская помощь трудящихся Северного Кавказа позволит преодолеть отставание.

22 марта 1932 г. Президиум Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета принял постановление по докладу председателя Дагестанского совета народного хозяйства Алхасова «О работе Дагестанской промышленности за первые три месяца 1932 г.». В постановлении отмечалась неудовлетворительная работа местной промышленности и союзной, находящейся на территории Дагестана. По итогам работы за два месяца 1932 года в качестве основных причин невыполнения плана Президиум Краевого исполнительного комитета назвал «отсутствие необходимой перестройки в работе промышленных предприятий» в соответствии с новыми условиями. В Постановлении отмечалось, что Крайснаб обязан оказать Дагестанскому правительству необходимую помощь. Учитывая, что основной причиной низких темпов развития промышленности являлась «текучесть» кадров, особенно рабочих из коренных народностей из-за необеспеченности жильем, Краевой коммунальный банк выделил предприятиям на эти цели долгосрочную ссуду в размере 350 тыс. руб. Кроме того, для «освоения» Туралинских озер из резерва краевого бюджета было отпущено 130 тыс. руб.; для завершения строительства и ввода в эксплуатацию Махачкалинской промышленной электростанции краевому отделению Котлотурбина было намечено закончить монтаж оборудования этой станции не позднее 15 мая 1932 года и выделить ей 500 тонн цемента. [13, л.57]. На строительство здания курорта Талги Народным комиссариатом здравоохранения было выделено 150 тыс. руб. [14, л.5].

Вхождение ДАССР в состав Северо-Кавказского края обеспечило в первую очередь большие финансовые вливания в промышленность республики. Удельный вес промышленной продукции в народном хозяйстве республики в 1933 г. составил более 45 %. Во всей промышленности республики производительность труда за 19291932 года повысилась на 92,8%. Выработка продукции в рублях на каждого промышленного рабочего увеличилась в два раза с 423 руб. в 1928-1929 гг. до 7047 руб. в 1932 г. [16, л. 17]. Но, тем не менее, отставание дагестанской промышленности по темпам развития и объемам инвестиций еще было значительным.

В результате мер, принятых органами власти в 1933 г., имеющиеся промышленные предприятия пополнились новым оборудованием. К концу 1934 г. промфинплан предприятий местной промышленности был выполнен на 95,5 % (в 1933 г. - 72 %). Стекольный завод «Дагогни» выполнил план на 113 % (в 1933 г. - 59,6 %), шерстопрядильная фабрика на 100,8 % (в 1933 г. - 75,4%), кожзавод - 104,5 % (в 1933 г. - 67,3 %), по ремонтно-механическому заводу было выпущено в 1934 г. продукции на 72,2 %, что также превышало уровень 1933 г. [18, л. 1-2].

После вхождения Дагестана в Северо-Кавказский край усилились темпы дорожного строительства. За только один 1934 г. было построено 402 км. новых дорог. [18, л. 12].

Во второй пятилетке в развитие народного хозяйства Дагестанской республике было вложено 390 млн. рублей, или на 179 млн. руб. больше, чем в первой пятилетке. [19, с. 244]. Основная часть средств была направлена в промышленность и энергетику. Так, например, в 1934 г. были выделены дополнительные фонды заводу и поселку «Двигательстрой» (круглого леса 40 тыс. м.3, леса пиленного 24 тыс. м.з и 15000 м3 леса за счет Грознефти). [20, л.19].

Под руководством Северо-Кавказского края правительству ДАССР удалось значительно улучшить состояние товарооборота и потребкооперации в республике. Потребкооперации была оказана помощь в размере 400 тыс. руб. были снижены налоги, улучшен кадровый состав управленцев.

Нельзя не признать, что вхождение республики в состав Северо-Кавказский край способствовало более конкретному и оперативному руководству Дагестаном, а также материальной и кадровой помощи и поддержке со стороны края, открыв, таким образом, новую страницу в жизни республики.

Для индустриального развития Дагестана и других национальных областей были намечены высокие темпы развития. Если в целом по Северному Кавказу на душу населения в промышленность планировалось вложить 65,9 руб., то по национальным областям -107,7 руб., т.е. на 64,4 % больше, чем по краю в целом. Если объем валовой продукции промышленности по Северо-Кавказскому краю намечалось повысить на 262,4% , то в национальных областях края он должен был возрасти на 930 %. [17, с. 151].

Для реализации этих планов республике была оказана помощь различными фондовыми материалами и новым оборудованием. Были увеличены размеры капиталовложений в промышленность республики. Вместо 26,2 млн. руб., намеченных в 1931 г., было выделено 108, 7 млн. руб. [15, с. 190]. Улучшилось снабжение промышленных рабочих республики продуктами питания и промтоварами. Северо-Кавказский Крайснаб установил для Дагестана ряд льгот и исключений, так для улучшения жилищных условий рабочих была выделена долгосрочная ссуда в размере 350 тыс. руб. [15, с. 152]. Северо-Кавказские краевые органы власти сочли необходимым, чтобы «передовые районы края в том числе и отдельные национальные области, приняли бы шефство над отдельными районами Дагестана». [15, с. 68].

Темпы роста бюджетов автономных республик опережали рост бюджетов других регионов. Расход на душу населения по бюджету в 1930 г. составил по автономным республикам и областям - 30, 79 коп; по Северо-Кавказскому краю в целом - 25 руб. 93 коп., а по «русским районам» края -13 руб. 84 коп. [10, с. 194].

Вхождение Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края положительно сказалось на развитии сельского хозяйства, особенно это касалось переустройства сельского хозяйства, в русле колхозного и совхозного строительства, (под которым и понималась коллективизация), усилении темпов практического осуществления плана земельно-водной реформы, считавшейся важнейшим хозяйственно-политическим мероприятием в Дагестане. [7, л.5].

Республиканские сельскохозяйственные хозрасчетные организации (Госземтрест, Союзсельстрой, Сельхозснабжение, Трактороцентр) вошли в соответствующие краевые объединения, с сохранением при этом за правительством ДАССР права утверждения их производственных планов. [15, с. 68].

Меры по дальнейшему развитию колхозного движения, повышению материального благосостояния трудящихся крестьян, организационно-хозяйственному укреплению колхозов, внедрению сдельщины, повышению производительности труда и трудовой дисциплины колхозников, подготовке колхозных кадров, усилению материально-технической базы МТС были намечены в постановлении Северо-Кавказского краевого комитета от 26 октября 1931 года «Об очередных задачах дагестанской парторганизации». Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет партии должен был оказывать максимальное содействие и практическую помощь в деле перенесения своего опыта переустройства сельского хозяйства на основе развертывания совхозного и колхозного строительства и усиления темпов практического осуществления плана земельно-водной реформы, как важнейшего хозяйственно-политического мероприятия Дагестанской АССР. [7,

л. 5].

Постановлением краевого комитета партии от 18 ноября 1931 года «О шефстве передовых районов и областей края над районами Дагестана» было организовано шефство передовых районов и областей края над районами Дагестана. [21, с. 391398].

Специальные бригады рабочих, колхозников и служащих, направленные государственными органами власти и общественными организациями этих областей и районов в Дагестан, знакомили сельских тружеников республики с опытом своей работы по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, оказывали помощь колхозам в составлении производственных планов и годовых отчетов, работе сельских Советов и комсомольских ячеек, проводили агитационно-массовую работу.

Огромное внимание краевые органы власти уделяли посевным и уборочным кампаниям на селе, так называемому «хлебному вопросу». Своего зерна Дагестану не хватало. Республика обеспечивала себя им только на три - четыре месяца. Поэтому республику поддерживал и край, и центральные государственные органы власти. Так, например, в 1934 году из краевых ресурсов для обеспечения хлебом населения Дагестанской АССР было отпущено 3000 тонны хлеба. [22, Л.6]. Нужно отметить, что первоначальный «порыв» и большая помощь дали положительный эффект от вхождения республики в состав края, но затем, постоянные изменения в самом крае и связанные с этим проблемы, лишние административные и партийные звенья в управлении и замедление процессов в принятии определенных решений привели к разочарованию на местах от создания и включения республики в состав края.

Уже в январе 1934 г. Серо-Кавказский край был разукрупнен на Азово-Черноморский (с центром в Ростове-на-Дону) и Северо-Кавказский - с центром в

Пятигорске). ДАССР, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская, Карачаевская, Черкесская автономные области остались в составе Северо-Кавказского края. Этот разукрупненный край просуществовал до конца 1936 г., затем каждая республика получила административную независимость и стала развиваться без подчинения краевому руководству. Так, 5 декабря 1936 г. из состава края были выведены Дагестанская АССР и, преобразованные в АССР, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская автономные области. 13 марта 1937 г. Северо-Кавказский край переименован в Орджоникидзевский край.

Административно-территориальные изменения в России в целом, и на Северном Кавказе, в частности, на протяжении всей истории, были подчинены циклическому принципу - «укрупнение-разукрупнение» [23, с. 191]. Характер, размах и причины изменений неодинаковы в различные периоды, но, тем не менее, общим фактором является уровень усиления или ослабления центральной власти. Уже в XXI веке Россия была разделена федеральные округа, был создан и СевероКавказский Федеральный округ (2010 г.), во многом повторяющий границы и проблемы Северо-Кавказского края. Частые административные переделы и неустойчивость границ на Северном Кавказе были вызваны поиском наиболее оптимальных форм военно-административного и гражданского территориального управления. Образование Северо-Кавказского края представляет первый определённый опыт создания укрупненной административно-хозяйственной единицы на основе интеграции национальных территорий. Вхождение национальных автономий в состав нового краевого объединения, по мнению большинства исследователей, отвечало основным принципам и целям самого районирования. Однако по мере укрепления правовых и политических позиций автономий, их отношения с краевым руководством приобретали более сложный характер. Причинами тому являлись как непродуманные действия краевого центра, так и достаточно ревностное отношение со стороны автономий к идее собственной национальной самостоятельности. [24, с. 52].

Список литературы

1. Тетуев, А. И. Проблемы институциализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник Института истории, археологии и этнографии. - 2017. -№ 1.

2. Говоренкова Т.М., Савин Д.А., Чуев А.В. Что сулит и чем грозит административно-территориальная реформа в России / / Федерализм. 1997. № 3.

3. Северный Кавказ после районирования. Ростов н/Д, 1925. Т. 1.

4. Летифов А.А. Исторический опыт национально-государственного строительства на Северном Кавказе. Махачкала, 1972.

5. Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 71. С. 503.

6. Алиева А.Б. Дагестанская АССР в структуре Северо-Кавказского края (1931-1937 гг.) // Вестник Института истории, археологии и этнографии. - 2007. - № 2.

7. ЦГА РД. Ф.1-П. Оп.1. Д.1401.

8. Молот. 5 сентября 1931.

9. Лысенко Ю.М. Дагестанская АССР в составе Северо-Кавказского края (1931-1937 гг.): причины вхождения, аспекты и механизм взаимодействия, итоги // Дагестан в составе Российского государства: от Дагестанской области до Республики Дагестан. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 150-летию образования Дагестанской области и 90-летию образования Дагестанской АССР. Махачкала: Алеф, 2011.

10. Гусейнов М.Ш. Россия и индустриальное развитие Дагестана. Конец XIX в. - 30-е годы ХХ в. Махачкала, 2004.

11. ЦГА РД. Ф. 260-р. Оп.13. Д.6.

12. ЦГА РД. Ф.1-П. Оп.1. Д.2080.

13. ЦГА РД. Ф.168-р. Оп.12. Д.37.

14. ЦГА РД. Ф. 1-П. Оп.1. Д.2378.

15. Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1920-1940). Махачкала, 1960.

16. ЦГА РД. Ф. 168-р. Оп. 13. Д. 59.

17. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже Х1Х-ХХ вв. Социально-экономическое развитие в 80-х гг. XIX - 30-е гг. ХХ вв. Махачкала, 1996.

18. ЦГА РД. Ф. 1-П. Оп. 1. Д. 2733.

19. Очерки истории Дагестана. М., 1957. Т. 2.

20. ЦГА РД. Ф. 1-П. Оп. 1. Д. 2383. Л. 19.

21. Коллективизация сельского хозяйства ДАССР. 1927 - 1940 гг. В 2 ч. Отв. ред. А.С. Гаджиев. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. Ч.1. С. 391-398.

22. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 2390. Л. 6.

23. Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России // Регионализация и развитие России: географические процессы и проблемы. М., 2001. С. 191.

24. Белоусова О.А. Северо-кавказский край как опыт наднационального административно-территориального деления (1924-1937 гг.)// Юг России: проблемы, прогнозы, решения. Сборник научных статей / Гл. ред. акад. Г.Г. Матишов. - Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010.

Статья поступила: 20.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.