Научная статья на тему 'Дагестанская АССР в структуре СевероКавказского края (1931-1937 гг. )'

Дагестанская АССР в структуре СевероКавказского края (1931-1937 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестанская АССР в структуре СевероКавказского края (1931-1937 гг. )»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 2. С. 59 - 69.

А.Б. Алиева

ДАГЕСТАНСКАЯ АССР В СТРУКТУРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ (1931-1937 гг.)

Советское государство для решения практических задач становления и развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства в национальных районах страны применяло в зависимости от особенностей исторического, экономического, политического и культурного развития республик, конкретные формы и методы руководства.

Проблемы социально-экономического и культурного развития автономных образований, входивших в состав Российской Федерации, в первые годы советской власти решались правительством России. Уровень экономического и культурного развития Дагестанской автономной республики, образованной декретом ВЦИК от 20 ноября 1920 г., оставался невысоким по сравнению с другими республиками, краями, областями Северного Кавказа. Промышленное производство, хотя и шел процесс индустриализации, было развито слабо. Сельское хозяйство, несмотря на переход к коллективным формам хозяйствования, отличалось низкой доходностью. В отраслях производства еще в огромном масштабе применялся ручной труд, обработка земли проводилась примитивной техникой с применением сохи, плуга и тяги их с помощью лошадей и быков. Низок был и уровень образованности людей. Только с 1930/31 учебного года было введено обязательное начальное обучение детей, а также развернута сеть школ колхозной молодежи.

Дагестанская республика была отсталой национальной окраиной царской России и позже всех приступила к восстановлению своего народного хозяйства, разрушенного Гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Поэтому сельское хозяйство Дагестана к 1926 г. не достигло уровня 1913 г.: посевные площади составляли 96,8 %, площади садов и виноградников соответственно -96,8 и 85,2%, поголовье лошадей - 74,7%, овец и коз - 69,3% (Кириллов А. С., 1928. С. 20).

Для восстановления сельского хозяйства правительством ДАССР было принято решение о проведении земельно-водной реформы, рассчитанной на 6 лет. Она включала в первую очередь ликвидацию феодальных отношений в землепользовании, уничтожение кабальных условий в отгонном животноводстве, изъятие избыточных земель у кулаков и помещиков, переселение горцев на равнину. План проведения земельно-водной реформы в Дагестане был одобрен правительством РСФСР 21 сентября 1927г. и для ее проведения были выделены 20 970 тыс. рублей (Кириллов А.С., 1928. С. 21).

Что же касается промышленного производства, то оно было размещено в основном на плоскости и в предгорной части республики, главным образом в городах: Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, поселке Дагестанские Огни. В феврале 1926г. был сдан в эксплуатацию крупнейший в Советском Союзе, оснащенный современной техникой стекольный завод «Дагестанские огни». Для его строительства и покрытия расходов советским правительством была выделена ссуда в сумме 650 тыс. руб. (Дагестанская промышленность за 5 лет. С. 26). Общие же капитальные вложения в промышленность Дагестана в сумме более 6

млн.руб. позволили к 1928 г. расширить и реконструировать рыбную промышленность, построить узкоколейку длиной 80 км для обслуживания рыбных промыслов, начать строительство ряда заводов по переработке овощей, фруктов, шерсти в Буйнакске и Дербенте (История Дагестана. 2005. С. 126).

Однако Дагестан, несмотря на оказываемую помощь, не всегда был в состоянии собственными силами решать задачи, стоящие перед ним. Темпы развития народного хозяйства в республике были недостаточными, и преодолевать отставание собственными силами было трудно. Поэтому надо было найти новые пути оказания помощи автономной республике, чтобы поднять ее экономику и культуру. Одним из таких путей решения этой сложной и трудоемкой проблемы явилось включение ДАССР в состав крупной территориальной единицы, которая возникла, наряду с другими территориями, на основе экономического районирования страны в 20-х гг. XX в.

При решении этого очень деликатного вопроса Советское государство исходило из того, что без достаточного выяснения последствий такой реорганизации оно могло лишь осложнить дело социалистического строительства. Поэтому требовалась ясность в определении целей этого мероприятия и взаимоотношений автономной республики с новым государственным образованием - СевероКавказским краем.

28 июня 1928 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление «Об условиях вхождения автономных советских социалистических республик в состав районированных краевых (областных) объединений» (Собрание узаконений РСФСР. Ст.544).

В соответствии со ст.3 постановления основная идея включения автономных республик в состав более крупной и индустриально развитой административнотерриториальной единицы заключалась в обеспечении более высоких темпов экономического и культурного строительства в этих республиках. Ст.1 постановления указывала на то, что включение автономных республик в состав нового административно-территориального образования возможно исключительно на добровольных началах и только по решению съездов Советов соответствующих автономных республик, утвержденных ВЦИКом. Статья допускала возможность в любой момент по одностороннему решению своих республиканских съездов Советов выхода из состава края. В этом случае решение ВЦИКа не требовалось. Ст.4 специально была посвящена гарантии прав автономных республик. Все права, предоставленные автономиям конституцией РСФСР и конституциями автономных республик, сохранялись при вхождении этих республик в краевые (областные) объединения в полном объеме: а) право на непосредственное представительство на Всероссийском и Всесоюзном съездах Советов; в) право на законодательные инициативы по вопросам компетенции необъединенных наркоматов, а в известных пределах и по вопросам компетенции объединенных наркоматов.1 Вслед-

1 Декрет ВЦИК об образовании Дагестанской АССР от 20 января 1921 г. устанавливал деление наркоматов республики на объединенные и автономные, а также связанные с этим делением формы взаимоотношений наркоматов с высшими органами ДАССР и РСФСР.

Объединенными наркоматами были: наркоматы продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции, Совет народного хозяйства. Они находились в подчинении соответствующих наркоматов РСФСР. Указанные наркоматы все мероприятия и распоряжения проводили в жизнь через Совнарком (правительство) ДАССР. Ответственность перед СНК РСФСР они несли через СНК ДАССР.

ствие этого создать систему, при которой, с одной стороны, были бы обеспечены предусмотренные Конституцией права автономных республик в области законодательной и распорядительной, а с другой, чтобы не было коллизий между распорядительными актами автономных республик и краевых органов власти, было нелегко. Поэтому ряд статей постановлений Президиума ВЦИК «Об условиях вхождения...» от 28 июня 1928 г. был посвящен решению этой сложный проблемы. Так, в ст.11 говорилось, что ЦИК автономных республик осуществляет свою законодательную деятельность в соответствии со ст.48 Конституции РСФСР и может издавать законодательные акты: 1) по предметам, отнесенным к ведению союзных и объединенных наркоматов, при отсутствии противоречия их законодательству Союза ССР и РСФСР, а также постановлениям соответствующих краевых съездов Советов и исполкомов, вошедшим в силу на территории автономных республик; 2) по предметам, отнесенным к ведению необъединенных наркоматов в пределах прав, предоставленных республикам законодательными органами РСФСР. Таким образом, конституционные нормы оставались в силе. Что же касается постановлений краевых съездов Советов и решений сессий краевых исполкомов, то они обязательны для автономных республик немедленно по опубликовании лишь по тем вопросам, которые относились к компетенции союзных наркоматов. Постановления же краевых органов власти по вопросам, отнесенным к компетенции объединенных наркоматов, проводились на территории автономных республик лишь через ЦИК и СНК этих республик. Наконец, третья группа распорядительных актов краевых органов власти - по линии необъединенных наркоматов издавалась на территории автономных республик от имени правительств этих республик (Игнатов В., 1929. С. 68, 69).

Таким образом, согласно постановлению ВЦИК от 28 июня 1928 г. законодательные права автономных республик были обеспечены достаточно полно и широко. Краевые органы власти не могли давать указания непосредственно местным органам власти автономной республики, если они касались компетенции необъе-диненных и объединенных наркоматов.

Сохранение за автономными республиками самостоятельных прав выражалось прежде всего в том, что они могли приостановить исполнение решений краевых органов власти вплоть до краевых съездов Советов. Разногласия между краевыми органами и ЦИК автономных республик разрешались Президиумом ВЦИК и Совнаркомом РСФСР. Краевые же органы власти не имели права приостанавливать распоряжения органов власти автономных республик и могли только опротестовывать их в Президиум ВЦИК.

Сохраняя самостоятельные права автономных республик, условия вхождения, установленные постановлением ВЦИК от 28 июня 1928 г., обеспечивали проведение в жизнь общих директив в области народного хозяйства при помощи и посредничестве краевых объединений. Вхождение автономных республик в краевые объединения должно было обеспечить как культурно-хозяйственный рост и национальное развитие автономных республик, так и «единство хозяйственного руководства на основе общих хозяйственных планов соответствующих краевых (областных) объединений». В основу объединенной деятельности краев и

Наркоматы внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия были автономны в своих действиях и подчинялись только СНК и ЦИК ДАССР. Ответственность перед ВЦИК они несли через ЦИК ДАССР.

б1

автономных республик, в них входящих, был положен краевой общехозяйственный план.

Большое значение имели постановления о бюджете автономных республик, входящих в состав краевых объединений. Он включался как самостоятельная часть в общий свод бюджета края. А сам бюджет автономной республики должен был увязываться с общекраевым планом.

Такие взаимоотношения между краевыми объединениями и автономными республиками, входящими в их состав, установленные постановлением ВЦИК от 28 июня 1928 г., обеспечивали общее плановое руководство хозяйственной жизнью всего края. Вступив в краевое объединение, автономная республика становилась административно-территориальной единицей его народного хозяйства. Такая политика способствовала проведению общехозяйственной деятельности всего края и в интересах автономных республик, входящих в состав этого края.

Однако для решения важнейших проблем развития Дагестанской автономной республики в начале 30-х гг. XX в. ее сил и средств было недостаточно. Поэтому Центральный комитет партии и Дагестанский обком ВКП (б), учтя опыт других автономных республик и областей Российской Федерации, вошедших в состав крупных краевых объединений, поставили вопрос о вхождении ДАССР в состав Северо-Кавказского края.

Вхождение Дагестана в состав Северо-Кавказского края не означало ограничения прав автономий республики. Трудящиеся Дагестана, обсудив данный вопрос на общих районных собраниях, на пленумах сельских и городских Советов, одобрили вхождение в состав края.

Пленум Дагестанского обкома ВКП (б), состоявшийся в июле 1931 г., отметил, что опыт деятельности ряда автономных республик РСФСР и СССР, вошедших в краевые объединения, дал положительные результаты: ускорение темпов хозяйственного и культурного строительства, хозяйственная и финансовая помощь Советского государства.

Северо-Кавказский край в 30-е гг. достиг больших успехов. Край играл в общесоюзном хозяйстве двойную роль: с одной стороны, он поставлял для союзного хозяйства продукцию промышленности. С другой, положение края в общесоюзном хозяйстве как основного сельскохозяйственного района предполагало одновременное форсирование роста сельского хозяйства, особенно его зерновую отрасль. Если по ряду производимых в крае продуктов сельского хозяйства край являлся базой для снабжения внутрисоюзных рынков, то в основном исключительно благоприятное географическое положение Северного Кавказа предопределяло его роль как экспортного района.

В Северо-Кавказском крае развертывалось строительство «Ростсельмаша», Артемовской, Гизельдонской, Новороссийской, Краснодарской электростанций, было завершено строительство нефтепровода Грозный - Туапсе, реконструировались металлургические и машиностроительные заводы Ростова, Таганрога, нефтепромыслы и нефтезаводы Грозного, цементные заводы Новороссийска. Быстрыми темпами строились предприятия легкой и пищевой промышленности. Намеченный общий темп роста валовой продукции всей цензовой промышленности Северо-Кавказского края на 198% (с 714,5 млн. руб. в 1927-1928 гг. до 2.127 млн. руб. в 1932-1933 гг.) был выполнен на 197,8% (История индустриализации Северного Кавказа. С. 251).

Таким образом, Северо-Кавказский край являлся передовым краем с развитым сельским хозяйством и большой промышленной базой, способным оказать необходимую помощь и обеспечить конкретное руководство в решении сложных вопросов хозяйственного развития ДАССР.

Решения пленума обкома партии (июль 1931 г.) о вхождении Дагестана как по партийной, так и по советской линии в состав Северо-Кавказского края были одобрены всеми трудящимися республики. Газета «Красный Дагестан» от 19 августа 1931 г. сообщала, что бедняцко-середняцкие массы всех аулов Г умбетовско-го района решили поддержать предложение ЦК ВКП (б) и Дагестанского обкома партии о вхождении Дагестана в состав Северо-Кавказского края. Аналогичные решения были приняты на собраниях трудящихся, колхозников, сельских и городских Советов, на съездах Советов всех районов республики.

Вопрос о вхождении Дагестана в состав Северо-Кавказского края был обсужден 5 сентября 1931 г. на внеочередном Чрезвычайном IX Вседагестанском съезде Советов с участием 208 делегатов.

На съезде было принято постановление о вхождении Дагестана в состав Северо-Кавказского края. В постановлении подчеркивалось, что целью вхождения является обеспечение более успешного и быстрого решения основных хозяйственных и политических задач Дагестана путем использования огромного положительного опыта трудящихся Северо-Кавказского края, завершившего коллективизацию и развернувшего большое промышленное строительство. В постановлении было записано: «Просить ВЦИК разрешить ДАССР войти, а Северо-Кавказскому крайисполкому согласиться с вхождением в ее ныне существующих границах, с полным сохранением ее прав как Автономной Советской Социалистической Республики» (Съезды Советов в документах. С. 1131). Съезд принял и обращение к трудящимся Дагестана, в котором объяснялась необходимость вхождения Дагестана в Северо-Кавказский край.

В обращении говорилось, что «на основе тесного братского сотрудничества трудящихся всех национальностей края и Дагестана. в ДАССР будут обеспечены еще большие успехи в деле социалистического строительства, в деле индустриализации, социалистической перестройки сельского хозяйства и культурного подъема масс Дагестана».

На состоявшемся 23 октября 1931 г. заседании Северо-Кавказского крайисполкома было принято решение согласиться с решением Чрезвычайного IX съезда Советов и поддержать его ходатайство перед правительством РСФСР и ВЦИК о вхождении Дагестана в состав Северо-Кавказского края.

10 ноября 1931 г. ВЦИК принял постановление, в котором указывалось, что Дагестан включается в состав Северо-Кавказского края «в соответствии с волеизъявлением трудящихся Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики и, учитывая необходимость проведения на ее территории и однородной с нею по естественно-историческим и хозяйственным условиям территории Северо-Кавказского края соответствующих задачам социалистического строительства и направленных к обеспечению более высоких темпов этого строительства, к максимальному использованию природных богатств и к дальнейшему хозяйственному и культурному развитию Дагестанской АССР» (Собрание узаконений РСФСР. Ст.503).

В общехозяйственный план Крайисполкома в виде отдельной его части был включен и план Дагестана. В краевом плане устанавливался необходимый рост

экономического развития республики, который мог быть обеспечен ее возможностями, с учетом национально-бытовых и экономических особенностей.

По взаимному соглашению в процессе проведения различных мероприятий общекраевого значения делались попытки объединения хозяйственной деятельности отдельных отраслей Дагестана и Северо-Кавказского края.

16 февраля 1932 г. постановлением президиума Северо-Кавказского крайисполкома Дагестану были переданы водоемы местного значения, а 22 марта 1932 г. - в систему Химтреста Северо-Кавказского края были переданы завод сернистого натрия и Туралинские озера Дагестана (Постановление президиума СевероКавказского крайисполкома.).

За правительством республики было сохранено право изымать из краевых структур те предприятия, которые еще оставались в ведении народного хозяйства Дагестана, но подчинялись краевым органам. Поэтому все планы краевых трестов, в состав которых были включены производственные предприятия Дагестана до утверждения их крайисполкомом подлежали рассмотрению правительственными органами Дагестана. Таким образом, вхождение некоторых предприятий Дагестана в состав краевых структур имело место тогда, когда возникала потребность в их организационной помощи и руководстве.

В области социально-культурного строительства, деятельности административно-судебных учреждений и по вопросам, имеющим всеобщее значение (подготовка кадров, борьба с эпидемиями и др.), краевые и дагестанские организации согласовывали свою деятельность.

Необходимо отметить, что Дагестанская республика сохраняла свою независимую хозяйственно-организационную связь с центральными органами РСФСР. Контрольные цифры бюджета и дотации определялись центральными органами, так как дефицит бюджета ДАССР покрывался только из бюджета РСФСР. Федеральные наркоматы и центральные управления РСФСР осуществляли в отношении наркоматов республики руководство и связь в пределах, установленных Конституциями РСФСР и ДАССР, а также другими законодательными актами.

Взаимоотношения наркоматов Дагестана с аналогичными ведомствами Северо-Кавказского края были самыми разнообразными. Самостоятельно от краевых организаций работал Наркомат труда Дагестана, Наркомат финансов находился на положении информационного ведомства, деятельность Наркомата юстиции была ограничена участием в съездах и совещаниях краевого значения, Наркомат рабоче-крестьянской инспекции находился под надзором таких же краевых органов. Отдельные краевые органы и организации пытались, не считаясь с соответствующими республиканскими органами и организациями, непосредственно связываться только с низовыми органами, минуя республиканские.

Вхождение Дагестанской автономной республики в состав СевероКавказского края было связано главным образом с необходимостью оказания ей помощи в решении вопросов развития промышленности, сельского хозяйства и культурного строительства.

В докладе председателя ДагЦИКа М. Далгат на Чрезвычайном IX Вседагестанском съезде Советов, опубликованном в газете «Красный Дагестан» 7 сентября 1931 г., отмечалось, что «вхождение Дагестана в состав края предполагает помощь со стороны краевых организаций в области промышленности и сельского хозяйства».

В постановлении сессии Крайисполкома от 23 октября 1931 г., опубликованном в газете «Красный Дагестан» 27 октября 1931 г., было записано: «Поручить

президиуму Крайисполкома и всем краевым организациям обеспечить наибольшее внимание и всемерную поддержку трудящимся в деле дальнейшего повышения темпов социалистической перестройки народного хозяйства ДАССР и успешного разрешения основных хозяйственно-политических и культурных задач, стоящих перед трудящимися Дагестана».

Необходимо отметить, что с первых же дней включения в состав СевероКавказского края Дагестанская республика стала получать самую разнообразную помощь и поддержку со стороны краевых организаций.

В сентябре 1931 г. в республику прибыла делегация партийных, советских и хозяйственных работников края для изучения состояния промышленности и сельского хозяйства республики. Делегация Крайисполкома в первую очередь рассмотрела состояние рыбного хозяйства республики, его готовность к осенней путине 1931 г. В резолюции совещания по рыбному хозяйству говорилось о необходимости оказать реальную помощь Дагестану в организации осенней путины 1931 г. (Резолюция совещания по рыбному хозяйству.).

Наркомпрос Дагестанской республики поставил перед краевым отделом народного образования вопрос о формировании культурной революции в ДАССР. В Дагестан была направлена большая группа специалистов народного образования для работы в аппарате Наркомпроса и 150 учителей русского языка, окончивших средние и высшие педагогические учебные заведения, для работы в школах республики.

В республике ощущалась острая нехватка медицинских работников, особенно в горных районах. В протоколе президиума Крайисполкома, состоявшегося 2 марта 1932г., была отмечена необходимость принятия мер по усилению медицинского обслуживания населения горных районов Дагестана и направлению 10 врачей и 20 работников среднего медицинского персонала (Протокол президиума Крайисполкома...).

В 1931г. значительную помощь краевые органы оказывали в налаживании городского хозяйства в г. Махачкале, в частности Ростовский городской Совет депутатов трудящихся. Делегация специалистов Ростовского горсовета, прибывшая в г. Махачкалу, оказала помощь в укреплении городского бюджета, генеральной планировке и постройке города, борьбе с подпочвенными водами, в организации производства и добычи местных строительных материалов, школьном и медицинском строительстве.

В бюджете Ростовского городского Совета на 1932 г. было предусмотрено 300 тыс. рублей для оказания помощи Махачкале, особенно в строительстве центральной библиотеки (ныне библиотека им. А.С. Пушкина). В комплектовании библиотеки помощь оказали библиотеки Ростова. Для оказания помощи лечебным учреждениям г. Махачкалы было выделено значительное количество оборудования, в том числе для создания рентгеновского кабинета в ЦКБ.

26 октября 1931 г. краевой комитет партии на своем заседании рассмотрел вопрос «Об очередных задачах Дагестанской парторганизации». В опубликованном в № 10-11 газеты «Революция и горец» за 1931 г. постановлении крайкома были отмечены недостаточные общие темпы роста промышленности и сельского хозяйства республики. Постановление предусматривало широкую программу помощи Дагестану. Планировалось создание новых МТС, организация совхозов, реконструкция старых и строительство новых промышленных предприятий, открытие высших учебных заведений, строительство дорог.

Вхождение Дагестана в состав Северо-Кавказского края обеспечило республике более высокие темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. С его помощью были построены промышленные предприятия, достигнуты значительные успехи в сельском хозяйстве, успешно решались вопросы культурного строительства.

Состоявшийся в январе 1934г. XVII съезд ВКП (б) рассмотрел и утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.). Основной хозяйственной задачей пятилетки являлось завершение технической реконструкции всего народного хозяйства, освоение новой техники, новых производств, повышение квалификации рабочих, техников, инженеров, подготовка производственно-технической интеллигенции.

В целях обеспечения быстрых темпов строительства новой хозяйственной жизни в регионах в конце 1933 - начале 1934 г. Советское государство провело разукрупнение краев и областей. В январе 1934 г. Северо-Кавказский край был разделен на два края: Азово-Черноморский с центром в г. Ростове-на-Дону, куда вошли территории Краснодарского края и Ростовской области, и СевероКавказский с центром в г. Пятигорске, включившем территории Ставропольского края, Дагестанской АССР, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской, ЧеченоИнгушской, Карачаевской и Черкесской автономных областей.

Северо-Кавказский край отличался от других краев и областей Советского Союза тем, что он был одним из основных районов Союза по добыче и переработке нефти, развитию цветной металлургии и пищевой промышленности. В сельскохозяйственном отношении край являлся районом зернового хозяйства и мясо-шерстемолочного животноводства.

Во второй пятилетке здесь планировалась закладка ряда заводов металлургической промышленности, строительство предприятий машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

Ведущей отраслью промышленности края оставалась нефтяная, занимающая второе место в СССР. В первой пятилетке (1928-1932 гг.) отрасль была подвергнута глубокой реконструкции и значительно расширена. Планом второй пятилетки предусматривалось дальнейшее увеличение разведочного и эксплуатационного бурения с вовлечением в эксплуатацию новых нефтяных районов и пластов. Добычу нефти предполагалось увеличить с 8064 тыс. т в 1932 г. до 9750 тыс. т в 1937, т.е. на 1686 тыс. т. больше, или на 20,95% (История индустриализации Северного Кавказа. С. 95).

Крупные работы были развернуты в области нефтеперерабатывающей промышленности и транспортировки нефти. Строились нефтепроводы Махачкала -Воронеж и Малгобек - Моздок.

В Дагестанской АССР на основе богатых запасов местного сырья проектировалось сооружение крупных предприятий химической промышленности на базе использования природных газов и базовых вод. В республике заканчивалось строительство Гергебильской ГЭС и разворачивались подготовительные проектные работы к началу строительства каскадов гидроэлектростанций на р. Сулак.

22 июня 1935 г. состоялась юбилейная сессия ДагЦИКа, посвященная 15-летию автономии Дагестана, где с докладом о развитии промышленности республики за годы советской власти выступил председатель Совнаркома ДАССР К.Г. Мамедбеков. В докладе было отмечено, что за 15 лет, помимо восстановления довоенной промышленности, построены десятки больших и малых новых предпри-

ятий, созданы новые отрасли промышленности. Были построены и работали заводы сернистого натрия, кирпично-черепичный, стекольный; типографии, десятки предприятий пищевой промышленности (винзаводы, маслосырзаводы, фруктовоконсервные и др.). Полностью были реконструированы рыбные промыслы, заново создана консервная промышленность, построены и оборудованы по последнему слову техники 4 крупных и десятки мелких заводов. Промышленная продукция выросла за эти годы больше чем в 10 раз и составляла больше половины продукции всего народного хозяйства республики.

Таким образом, Дагестанская республика, в прошлом аграрная территория России, в процессе выполнения плана второй пятилетки превратилась в индустриально-аграрную республику.

В 1936 г. в связи с принятием новой Конституции СССР автономные области (Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская) были преобразованы в автономные советские социалистические республики. Все они вышли из состава Северо-Кавказского края, вышла из края и Дагестанская республика.

Конституция СССР, принятая на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г., в отличие от первой Конституции СССР 1924 г. содержала специальную главу (VII), посвященную автономным республикам. В ней было закреплено право автономных республик иметь свою конституцию, учитывающую особенности каждой. В Конституции было записано, что единственным законодательным органом автономной республики является Верховный Совет АССР, что он избирает Президиум и образует Совет Народных Комиссаров (Правительство).

В связи с ликвидацией краев согласно ст.22 Конституции АССР все автономные республики, в том числе и Дагестанская АССР, вошли в состав РСФСР.

Проект Конституции Дагестанской АССР был одобрен и утвержден на Чрезвычайном XI Вседагестанском съезде Советов 12 июня 1937 г. (Проект Чрезвычайного XI Вседагестанского съезда.) и на третьей сессии Верховного Совета РСФСР первого созыва 2 июня 1940 г. (Третья сессия Верховного Совета РСФСР. С. 340).

По Конституции ДАССР 1937 г., республика обладала обширными правами, в том числе в ее компетенции находились: 1)установление районного деления, границ районов и городов; 2) утверждение плана и бюджета республики и контроль их выполнения; 3) управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;4) руководство и контроль за порядком пользования землей, недрами, лесами, водами в соответствии с законом СССР и РСФСР; 5) дорожное строительство, руководство местным транспортом и связью;6) руководство делами здравоохранения, социального обеспечения, начального, среднего и высшего образования, культурно-просветительными и научными организациями, учреждениями физической культуры и спорта; 7) организация судебных органов и другие.

В Конституции было зафиксировано и административно-территориальное деление республики. В ст. 14 были перечислены районы, на которые была разделена ДАССР, и названы города, непосредственно подчиненные ее высшим органам государственной власти. Сюда вошли 34 района, существовавшие ко времени принятия Конституции, и 4 города (Махачкала, Буйнакск, Дербент, Хасавюрт), непосредственно подчиненные высшим органам государственной власти республики.

13 марта 1937 г. Северо-Кавказский край был переименован в Орджоникид-зевский, а его центр 26 мая 1937г. перенесен из г. Пятигорска в г. Ворошиловск (12 января 1943 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский, а краевой центр Ворошиловск - в Ставрополь).

13 сентября 1937 г. Азово-Черноморский край был разделен на Краснодарский край с центром в г. Краснодаре и Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону. Адыгейская автономная область с центром в г. Майкопе вошла в состав Краснодарского края.

22 февраля 1938 г. постановлением ВЦИК на территории Дагестанской АССР был образован Кизлярский округ, преобразованный в район. Этим же постановлением в целях успешного хозяйственного развития Ачикулакский, Каясулинский, Кизлярский и Шелковский районы были переданы из состава Дагестанской АССР в состав Оржоникидзевского (ныне Ставропольского) края.

Такое административно-территориальное деление сохранялось до 1941 г.

Таким образом, создание новой системы административно-территориального деления, основанной на сочетании экономических и национальных принципов, способствовало ликвидации округов и участков, созданию целостных, этнически единых национальных республик. Образованные новые административные единицы по национальному признаку явились важным фактором для коренизации аппарата органов власти и управления, широкого вовлечения коренного населения республики в русло советского строительства. В процессе районирования республики были уточнены границы районов, разрешены многие земельные споры, что имело исключительно важное значение для ликвидации межнациональных трений, столкновений, создания атмосферы дружбы и сотрудничества, воспитания трудящихся в духе интернационализма и дружбы народов. Создание более мощного и экономически крепкого объединения - Северо-Кавказского края в 30-е гг. ХХ в. с включением в него национальных республик, в том числе и Дагестанской АССР, способствовало ускорению развития экономики и культуры республики. Получая огромную и разностороннюю экономическую и финансовую помощь от краевых организаций, других более развитых центральных областей, промышленных центров страны, республика в кратчайший срок сумела преодолеть свою вековую отсталость и выйти на передовые позиции промышленного и культурного развития. Однако успехи республики были омрачены проводимыми репрессивными актами не только в Дагестане, но и во всем Северо-Кавказском крае. Уже в 1923 г. были начаты процессы выселения кулацких хозяйств за пределы края. Из 1500 хозяйств, подлежавших выселению, 450 хозяйств числились по Дагестану. Репрессиям были подвергнуты представители духовенства. По неполным данным, количество репрессированных только за 1930-1933 гг. достигло 1212 чел. Репрессии коснулись работников науки, образования, культуры и наконец первых лиц республики: Н. Самурского, М. Далгат, К. Мамедбекова. Были репрессированы и руководители Северо-Кавказского края, других республик: Е. Евдокимов - первый секретарь Северо-Кавказского крайкома партии, Б. Калмыков - первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома партии и др.

БИБЛИОГРАФИЯ

Дагестанская промышленность за 5 лет (1920-1925 гг.). 1926. Махачкала.

Далгат М.,1931. Доклад на III Чрезвычайном Вседагестанском съезде Советов // Красный Дагестан. 7 сентября.

Игнатов В., 1929. Национальный момент в районировании // Советское строительство. № 10. Октябрь.

История Дагестана с древнейших времен до наших дней. 2005. Т.2. Махачкала.

История индустриализации Северного Кавказа (1933-1941 гг.). 1973. Грозный.

Кириллов А.С., 1928. Земельная реформа в Дагестане. М.

Постановление бюро Северо-Кавказского крайкома партии «Об очередных задачах Дагпарторганизации» // Революция и горец. 1931. Октябрь.

Постановление президиума Северо-Кавказского крайисполкома от 1б февраля 1932 г. // ЦГА РД. Ф. Р-1б8. Оп. 11. Д. 2.

Проект Чрезвычайного XI Вседагестанского съезда Советов от 12 июня 1937 г. // ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 19. Д. 370

Протокол президиума Крайисполкома от 2 марта 1932 г. // ЦГА РД. Р-1б8. Оп. 11. Д. 2.

Резолюция совещания по рыбному хозяйству // ЦГА РД. Р-1б8. Оп. 11. Д. 2

Собрание узаконений РСФСР. 1928. М.

Третья сессия Верховного Совета РСФСР. Стенографический отчет. 1940. М.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.