Научная статья на тему 'Выравнивание уровня экономического развития автономных республик и областей юго-востока России в составе Северо-Кавказского края'

Выравнивание уровня экономического развития автономных республик и областей юго-востока России в составе Северо-Кавказского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / АВТОНОМИЯ / AUTONOMY / РЕСПУБЛИКА / REPUBLIC / ОБЛАСТЬ / REGION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусейнов М. Ш.

В статье проанализировано сложное политическое и экономическое положение на Северном Кавказе в начале 1920-х гг., что требовало решительных действий для укрепления позиций Советской власти и восстановления народного хозяйства края.Кавказские партийные и советские органы власти поставили перед руководствомстраны вопрос о создании на Кавказе центрального руководящего органа. ЦК РКП (б), учитывая сложность обстановки в крае, утвердил высшим партийным органом на Кавказе Кавказское бюро ЦК РКП (б), которое затем было разделено на Кавказское и ЮгоВосточное бюро РКП (б), в компетенцию последнего входили руководство и контроль партийными и советскими органами на Северном Кавказе.В статье нами отражена многогранная деятельность руководства Юго-Восточного,затем Северо-Кавказского края в экономическом и политическом развитии национальных республик и областей края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гусейнов М. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alignment of the economic development level of the autonomous republics and southeast regions of Russia in the North-Caucasus region

The article analyzed the complex political and economic situation in the North Caucasus in the early 1920s and demanded decisive action to strengthen the position of the Soviet power and restore the national economy of the region.The Caucasian Party and Soviet authorities stresseol the urgent necessity of the creation of a central governing body in the Caucasus before the leaders of the country. The Central Committee of the RCP (B.), Considering the complexity of the situation in the province, approved the Caucasian Bureau of the Central Committee of the RCP (B) as the supreme party body in the Caucasus, which was later divided into the Caucasian and Southeast Bureau of the RCP (B.), whose competence included leadership and control Party and Soviet bodies in the North Caucasus.In this article we reflect the many-sided activity of the leadership of the South-East, then the North Caucasus region in the economic and political development of the national republics and regions of the regio

Текст научной работы на тему «Выравнивание уровня экономического развития автономных республик и областей юго-востока России в составе Северо-Кавказского края»

ИСТОРИЯ

УДК 967

DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-6-13 М.Ш. Гусейнов

Выравнивание уровня экономического развития автономных республик

и областей юго-востока России в составе Северо-Кавказского края

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]

В статье проанализировано сложное политическое и экономическое положение на Северном Кавказе в начале 1920-х гг., что требовало решительных действий для укрепления позиций Советской власти и восстановления народного хозяйства края.

Кавказские партийные и советские органы власти поставили перед руководством страны вопрос о создании на Кавказе центрального руководящего органа. ЦК РКП (б), учитывая сложность обстановки в крае, утвердил высшим партийным органом на Кавказе Кавказское бюро ЦК РКП (б), которое затем было разделено на Кавказское и Юго-Восточное бюро РКП (б), в компетенцию последнего входили руководство и контроль партийными и советскими органами на Северном Кавказе.

В статье нами отражена многогранная деятельность руководства Юго-Восточного, затем Северо-Кавказского края в экономическом и политическом развитии национальных республик и областей края.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, автономия, республика, область, экономика, промышленность.

Экономическому подъему всех советских народов содействовали целенаправленная деятельность Советского государства по обеспечению определенных темпов развития национальных районов и то, что в нужную минуту национальные республики всегда могли опереться и опирались на бескорыстную помощь ведущих в экономическом отношении республик и областей, в первую очередь Российской Федерации.

Актуальность избранной темы объясняется растущим в российском обществе интересом к истории развития отечественной экономики вследствие обеспокоенности общества современным состоянием индустриальных отраслей экономики в стране и в отдельных регионах, в том числе в республиках Северного Кавказа.

В статье отражена многогранная деятельность партийного и советского руководства Юго-Восточного бюро ЦК, затем Северо-Кавказского крайкома и крайисполкома в экономическом и политическом развитии национальных республик и областей Северо-Кавказского края. Сложная политическая и экономическая обстановка на Северном Кавказе в начале 20-х гг. требовала решительных действий для укрепления позиций советской власти и восстановления народного хозяйства края. Создание Ревкомов - важный этап в установлении и упрочении

советской власти на Северном Кавказе, особенно в его национальных районах, где они функционировали относительно длительное время.

Кавказские партийные и советские органы поставили перед ЦК РКП (б) вопрос о создании центрального руководящего партийного органа на Кавказе. 8 апреля 1920 г. Пленум ЦК РКП (б), учитывая сложность обстановки в крае, трудности в работе советских и партийных органов, утвердил высшим партийным органом на Кавказе Кавказское бюро ЦК РКП (б) в составе Г.К. Орджоникидзе, С.М. Кирова, Е.Д. Стасовой, Н.Н. Нариманова, М.Д. Орахелашвили, А.Г. Белобородо-ва, А.Н. Назаревича и др. 20 мая 1920 г. бюро приступило к работе. На него возлагалось руководство партийным строительством и организацией Советской власти на юго-востоке России и в Закавказье [1, с. 68]. В марте 1921 г. Кавказское бюро ЦК было разделено на Кавказское и Юго-Восточное бюро РКП (б), в компетенцию последнего входили руководство и контроль партийными и советскими организациями юго-востока, куда входили автономные республики, Донская область, Кубань и Ставрополь.

Учитывая экономическое и политическое значение Северного Кавказа, Советское правительство уделяло краю большое внимание. Исключительно важное значение для страны в целом имело восстановление нефтяной и рыбной промышленности, сельскохозяйственного производства, транспортных коммуникаций и связи Северного Кавказа.

После окончания гражданской войны Советское правительство приняло решение привлечь к хозяйственному строительству воинские соединения. Для этой цели на юго-востоке была создана специальная Кавказская армия труда. Усилия этой армии были направлены на восстановление железнодорожного транспорта, на организацию добычи нефти, ее переработку и отправку нефтепродуктов в центральные районы страны, на восстановление и развитие рыбной промышленности [2, с. 68].

25 марта 1921 г. постановлением Совета труда и обороны, подтвержденным ВЦИКом, Ревтрударм был реорганизован в Краевой экономический совет. Край-экономсовет координировал деятельность всех экономических ведомств края и служил проводником тех мероприятий, которые осуществлялись по линии хозяйственных наркоматов. Распоряжения центральной власти по экономическим вопросам направлялись на места только через Крайэкономсовет, отступления от установленного порядка допускались только в исключительных случаях, причем Крайэкономсовет обязательно получал соответствующие уведомления [3, с. 36].

В связи с ролью, которую должен был играть Крайэкономсовет в экономическом возрождении края, учитывая тяжелое состояние народного хозяйства Дагестана и других автономных республик и областей Северного Кавказа, постановлением от 3 ноября 1921 г. Президиум ВЦИК связал автономии с юго-востоком России [3, с. 36].

Для быстрейшего восстановления народного хозяйства правительства национальных республик и районов Северного Кавказа принимали конкретные меры по укреплению и расширению экономических связей между областями.

Проводилась значительная работа по исследованию производительных сил региона. Научное объединение, созданное в Саратове, занималось изучением рай-

онов юго-востока России и Нижнего Поволжья. А в 1922 г. в Ростове-на-Дону Краевое бюро при уполномоченном Наркомзема приступило к работе над материалами по электрификации Донской и Кубаночерноморской областей, Ставрополья, Терека, Горской автономной республики и Дагестана [4, с. 119].

Восстановление и развитие промышленности национальных республик и областей могло проводиться только на основе изучения природных богатств республик и областей. Так, грозненские нефтяники провели геологоразведочные работы на территории Дагестана. Для этой цели центр выделил около 1,5 млн рублей [5, с. 129].

Особое значение для экономики Северного Кавказа имело восстановление и развитие рыбной промышленности. Для решения этой задачи своим постановлением от 7 октября 1921 г. СТО предложила приступить к постройке железнодорожных веток для соединения промыслов с железной дорогой.

Для выполнения указанных работ был выделен Первый отдельный полк Кавказской армии труда. В короткий срок трудоармейцы построили Огнинскую железнодорожную ветку в 24,5 версты*, Билиджинскую - в 14 верст, полуторо-верстовую Араблинскую ветку, Каякентскую - в 14 верст и Туралинскую в 24,2 версты. Ими же был построен мост через речку Рубас [4, с. 119]. Части Первого отдельного полка занимались также восстановлением Владикавказской железной дороги, фабрик и заводов, нефтяной промышленности и очисткой акваторий Новороссийского и Петровского портов, Дербентской пристани. Трудоармей-цами была полностью восстановлена телеграфная связь в Дагестане, проведены новые телеграфно-телефонные линии [5, с. 132].

Одной из форм помощи национальным республикам в восстановлении и развитии экономики была отправка кадров квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников и других специалистов. Только в феврале 1922 г. юго-восточное руководство направило в Дагестан 5 работников [6, с. 57]. Владикавказский линейный отдел железной дороги обязался также передать в распоряжение республики технический персонал как для составления проекта оросительного канала р. Сулак - станция Порт-Петровск, так и для его строительства и эксплуатации. Линейный отдел отпустил необходимое количество рельсов и шпал для строительства и ремонта мостов, переходов и других сооружений на канале, оказывая тем самым техническое содействие проведению этих работ [5, с. 129-130].

Однако, несмотря на помощь, оказываемую республике, Дагестанский обком партии 11 мая 1924 г. принял решение о выделении Дагестана из Юго-Восточного экономического района России. Данный вопрос стал предметом обсуждения на заседании Юго-Восточного бюро ЦК 12 июня 1924 г.

6 июля 1924 г. ЦК ВКП (б) запросил Дагобком разъяснения о мотивах выхода Дагестана из Юго-Восточного объединения. В ответ Дагобком 5 октября 1924 г. прислал в ЦК ВКП (б) подробный письменный доклад, подписанный 43-мя членами Пленума обкома партии. Пленум Дагобкома отметил, что включе-

* Верста - 1,0668 км.

ние Дагестана в состав Юго-Востока может быть расценено населением республики как «уничтожение автономии, объявленной в 1920 г.».

Тем не менее, постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 9 октября 1924 г. ДАССР была непосредственно подчинена центральным органам РСФСР [6, с. 57] по аналогии с Татарией и Башкирией. До повторного вхождения в СевероКавказский край Дагестан развивался в составе Российской Федерации, которая оказывала ему всестороннюю помощь. Так, размер основного капитала промышленности на душу населения в 1926 г. составила в ДАССР - 19 руб. 40 коп., тогда как по СССР в целом - 43 руб. 30 коп. Если в СССР к этому времени один рабочий приходился на 55 жителей, то в Дагестане - на 155 жителей [6, с. 58].

По данным 1925/26 г. валовая продукция обобществленной (цензовой и нецензовой) промышленности на душу населения составила: в Карачаеве -0,33 руб., в Чечне (без Грознефти) - 1 руб. 62 коп., в Кабардино-Балкарии -4 руб. 08 коп. [7, с. 21]. При этом валовой оборот по всей промышленности на душу населения в 1926/27 г. составил [8, с. 22]:

по СССР - 142,07 руб.,

по республикам Закавказья - 148,20 руб.,

по Северному Кавказу - 80,6 руб.

Даже наиболее промышленно развитые автономные республики и области Северного Кавказа намного отставали от среднесоюзного уровня - удельный вес промышленности по всей валовой продукции народного хозяйства в 1925 г. составил в целом (крупная промышленность) [4, с. 186]: по СССР - 42,2 %,

по ДАССР -31,5%,

по Северо-Осетинской АО - 20,8 %.

Удельный вес промышленности автономных республик и областей по основным производственным показателям (основной капитал, рабочая сила) во всей государственной промышленности Северо-Кавказского края на 1 октября 1926 г. составил 3,7 % [5, л. 13], хотя по населению и территории доля автономных республик и областей была в 3-4 раза больше.

В автономных республиках и областях преимущественно развивались те отрасли промышленности, которые были связаны с переработкой сельскохозяйственного сырья. Это наглядно показывает таблица распределения населения по отраслям народного хозяйства [6, с. 3-15, 43-55, 111-137].

Таблица 1. Данные о распределении населения по отраслям народного

хозяйства в 1926 г.

Республики и области В % к общему количеству ^ национального тселения данного района

Лиц занятых в промышленности, на строительстве и на транспорте Лиц, занятых в сельском хозяйстве

РСФСР 7,69 86,62

Дагестанская АССР 7,27 88,20

Кабардино-Балкарская АО 4,11 92,43

Северо-Осетинская АО 3,80 92,90

Чеченская АО 1,62 97,21

Ингушская АО 1,43 97,18

Отставание Дагестана продолжалось и в последующие годы [6, с. 58]

Таблица 2. Показатели развития экономики в 1928/29 г.

Показатели РСФСР Северо-Кавказский край Дагестан

Валовая продукция промышленности на одного человека (руб.) 192 199 54

Валовая продукция сельского хозяйства на одного человека (руб.) 89 - 73

Электроэнергия (кВт-час) на 1000 чел. 27 24 5,5

Число промышленных рабочих на 1000 чел. 27 25 14

В данный период в Дагестане приходилось 53 руб. капиталовложений на душу населения, в то время как в среднем по СССР - 110, по РСФСР - 87, Северному Кавказу - 88, Крымской АССР - 198 руб. [10, с. 119]. Также наглядным примером недостаточности капиталовложений в дагестанскую промышленность, по сравнению с другими автономными республиками и некоторыми районами СССР, являлись утвержденные пятилетним планом темпы роста основных фондов промышленности (в промышленном отношении) [6, с. 58]:

Дагестан - 250

СССР (в среднем) - 289

РСФСР (в среднем) - 270

Азербайджанская ССР - 302

Чувашская АССР - 943 и др

В Дагестане надлежало обеспечить более высокие темпы роста промышленности, чем в Центральной России. Поэтому Дагобком партии стал ходатайствовать перед Северо-Кавказским крайкомом ВКП (б) о включении Дагестана в состав Северо-Кавказского края Решение данного вопроса было передано на обсуждение ЦК партии.

7 июня 1928 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило условия вхождения автономных республик в состав районированных областей (краев). В постановлении отмечалось, что: «1) вхождение АССР в краевые объединения возможно только на началах добровольности, по решению Съезда Советов данной республики, как и право выхода из них; 2) сохранение конституций АССР, поправок внесения только по постановлению Съезда Советов АССР; 3) культурно-хозяйственный рост и национальное развитие данной автономной республики, входящей в районированный край; 4) единство хозяйственного руководства АССР на основе общего

хозяйственного плана края; 5) вхождение парторганизаций АССР в Краевую парторганизацию и подчинение их общему руководству крайкома» [6, с. 59].

Были и противники повторного вхождения Дагестана в состав СевероКавказского края. На последующее развитие республики окажет позитивное влияние вхождение Дагестана в состав Северо-Кавказского края, так как благодаря этому ДАССР наряду с центром стала получать огромную помощь для развития экономики края.

4 июля 1931 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О вхождении Дагестана в Северо-Кавказский край» [4, с. 123-124]. В постановлении предлагалось обязать органы РСФСР предоставить ДАССР все установленные льготы и преимущества республике. Президиум ВЦИК своим указом от 10 ноября 1931 г. утвердил решение IX Чрезвычайного Съезда Советов ДАССР о вхождении Дагестанской АССР в состав Северо-Кавказского края [4, с. 125].

26 октября 1931 г. теперь уже Северо-Кавказский крайком ВКП (б) принял постановление «Об очередных задачах Дагестанской парторганизации», в котором отмечалось, что «задачей всей краевой парторганизации является максимальное повышение общих темпов социалистического строительства в Дагестане, ликвидация отставания его в ряде решающих областей с тем, чтобы в новых условиях и обстановке в наиболее короткий срок подтянуть Дагестан к уровню передовых районов» [4, с. 126].

Вхождение ДАССР в состав Северо-Кавказского края обеспечило республике в первую очередь более высокие капиталовложения в ее промышленность. Если в 1931 г. капитальные вложения в промышленность Дагестана составили 26,2 млн руб., то в следующем, 1932 г. - 108,7 млн руб. [10, с. 190]. Это сказалось на работе промышленных предприятий: промфинплан местной промышленности в 1934 г. был выполнен на 95,5 % (вместо 72 % в 1933 г.), стекольный завод «Дагестанские Огни» выполнил план на 113 % (вместо 59,6 в 1933 г.), ремонтно-механический завод - на 111 % (вместо 72,3 в 1933 г.) и т. д. [10, с. 190].

Возобновились работы по строительству законсервированной горной гидроэлектростанции «Гергебиль», Дербентского консервного комбината, началось формирование изыскательных работ и составление технических проектов гидроцентрали «Сулакстроя».

Северо-Кавказский крайком ВКП (б) постоянно держал под контролем положение дел в нефтяной промышленности Дагестана и других автономий. В своем постановлении от 15 февраля 1937 г. Крайком подверг критике «хозяйственное и партийное руководство Избербаша (Гоев и Мешков) за слабую организацию работы по освоению месторождения». Крайком поручил председателю СНК республики К. Мамедбекову, руководителям Избербаша решить вопросы строительства в поселке школы, больницы, дорог, магазина. Для решения этих задач, отмечалось в постановлении, дагестанскому правительству необходимо обратиться с просьбой к Наркому тяжелой промышленности страны Г.К. Орджоникидзе об увеличении ассигнований на жилищное строительство до 500 тыс. руб. Директору завода № 182 (г. Каспийск) было предложено позаботиться о принятии мер для улучшения снабжения Избербаша и Ачи-Су (добыча нефти) электроэнергией, используя при этом опыт работы снабжения электроэнергией Грозненского нефтяного треста. Также в постановлении Крайкома предлагалось Грознефти отпустить средства на изыскание и проектирование трассы перекачки станции нефтепровода Избербаш - Махачкала [12, с. 220].

Руководствуясь постановлением Северо-Кавказского крайкома, Дагестанское правительство обязалось в течение 1937 г. завершить строительство рабочего поселка Избербаш: построить 1080 квартир, 7 общежитий, больницы, школы-десятилетки, клубы, детсады и пр. В 1937 г. в нефтяную промышленность республики было вложено более 50 млн руб. и получен один млн тонн нефти [12, с. 220].

Как мы видим, в Дагестане создана новая отрасль всесоюзного значения -нефтяная, объединенная в тресте «Дагнефть», построен завод № 32, имеющий общесоюзное значение. Завершалось строительство Гергебильской гидроэлектростанции, полным ходом шло строительство Нефтегавани в Махачкале, имеющее огромное значение, через которое переваливалось более 30 % нефти для всей страны, построен нефтепровод Махачкала - Грозный, длиной свыше 150 км, стоимостью около 10 млн рубл., больших успехов достигли в дорожном строительстве [12, с. 221].

Под руководством Северо-Кавказского крайкома успешно работала и «Грознефть». Годовой план 1936 г. был выполнен досрочно и дал 3190 тыс. тонн нефти [13, с. 236]. Значение вхождения автономных республик и областей в состав Северо-Кавказского края наглядно видно по росту капиталовложений в промышленность в годы первой и второй пятилеток [14, с. 13-14, 23].

Таблица 3. Капиталовложения в промышленность и энергетику в годы 1 и 2-й пятилеток (на душу населения), тыс. руб.

Показатели В автономных республиках и областях По СевероКавказскому краю в целом

Фактический объем валовой продукции к началу 1-й пятилетки 9,5 80,6

Капиталовложения на развитие промышленности и энергетики в 1-й пятилетке 107,7 65,5

Капиталовложения на развитие промышленности и энергетики во 2-й пятилетке 1736 714

Как видно из таблицы, вхождение автономных республик и областей юго-востока России в Северо-Кавказский край способствовало более конкретному и оперативному руководству ими, а также помощи и поддержке со стороны края, открыв, таким образом, новую страницу в жизни республик и областей.

Литература

1. Бугай Н.Ф. Революционные комитеты Дона и Северного Кавказа 1919-1921. -М., 1979.

2. Гутиева М.А. Формирование советской модели социально-экономического развития республик Северного Кавказа в 1920-1930-е гг. // Современные научные исследования. - 2012. - № 15.

3. Казанбиев М.А. Дагестан в составе юго-востока России (1920-1924 гг.) // Социально-экономические и культурные преобразования в Дагестане (1920-1970).-Махачкала, 1977.

4. Гусейнов М.Ш. Россия и индустриальное развитие Дагестана. Конец XIX - 30-е гг. XX в. - Махачкала, 2004.

5. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX-XX вв. - Махачкала, 1996.

6. Гусейнов М.Ш. Развитие Дагестана в составе Северокавказского края (1920-1930) // Научная мысль Кавказа. - 2004. - № 1.

7. Османов А.И., Гимбатова М.Б., Лысенко Ю.М. Роль РСФСР в процессе трансформации народного хозяйства Северо-Кавказского региона в 1920-1925 гг. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3.

8. Куликов А.А. Экономический потенциал модернизации социально-экономического развития национальных республик юга России // Экономика. Налоги. Право. - 2012. - № 4.

9. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. XX. -М., 1929.

10. Гусейнов М.Ш. Политика Советского государства в экономическом выравнивании национальных республик на примере ДАССР (1926-1932 гг.) // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. -2016. - Вып. 3.

11. Алиева С.И. Развитие нефтяной промышленности в Азербайджане и на Северном Кавказе (досоветский период) // Клио. - 2012. - № 3.

12. Гусейнов М.Ш. Поисково-разведочные работы и добыча нефти в Дагестане накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936-1945 гг.) // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - Вып. 4.

13. История индустриализации Северного Кавказа (1933-1941 гг.). Документы и материалы. - Грозный, 1973.

14. Мусаев И.Л., Магомаев В.Х. Экономика Северного Кавказа накануне Великой Отечественной войны // Материалы Региональной научной конференции, посвященной 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - Махачкала, 2013.

Поступила в редакцию 7 марта 2017 г.

U DC 967

DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-1-6-13

Alignment of the economic development level of the autonomous republics and southeast regions of Russia in the North-Caucasus region

M.Sh. Guseynov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; medzhidguseynov@mail. ru

The article analyzed the complex political and economic situation in the North Caucasus in the early 1920s and demanded decisive action to strengthen the position of the Soviet power and restore the national economy of the region.

The Caucasian Party and Soviet authorities stresseol the urgent necessity of the creation of a central governing body in the Caucasus before the leaders of the country. The Central Committee of the RCP (B.), Considering the complexity of the situation in the province, approved the Caucasian Bureau of the Central Committee of the RCP (B) as the supreme party body in the Caucasus, which was later divided into the Caucasian and Southeast Bureau of the RCP (B.), whose competence included leadership and control Party and Soviet bodies in the North Caucasus.

In this article we reflect the many-sided activity of the leadership of the South-East, then the North Caucasus region in the economic and political development of the national republics and regions of the region.

Keywords: Russia, North Caucasus, autonomy, republic, region, economy, industry.

Received 7March, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.