УДК 93 (471.67)
ДАССР В СОСТАВЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЯ
(20-30-е гг. XX в.)
© 2008 Ибрагимова А.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена исследованию малоизученной проблемы по истории Дагестана. На основе новых архивных документов, с учетом достижений отечественной исторической науки рассматриваются актуальные вопросы, связанные с вхождением Дагестана в Северо-Кавказский край, а также, изменения, произошедшие в хозяйственном и культурном строительстве Дагестана в 20-30 гг. XX в.
The article is dedicated to the study of insufficiently researched problem in the history of Daghestan. On the basis of new archive documents, taking into account the achievements of the domestic historic science, solving the actual problems is considered, connected with Daghestan's joining Northern-Caucasian Kray, as well as the changes, which took place in the Daghestan economic and cultural construction during 20-30s of the 20th century.
Ключевые слова: краевой экономический совет, Юго-Восточное бюро, Северо-Кавказский край.
Keywords: Economic Council of Kray, South-Eastern bureau, Northern-Caucasian Kray.
По решению XII съезда РКП(б) (апрель 1923 г.) в качестве неотложной задачи политико-экономического строительства в стране проводилась реформа административно-территориального переустройства системы управления в соответствии с экономическими потребностями страны. Съезд партии, «признав прежнее административное деление не соответствующим новым
политическим и экономическим потребностям страны, принял решение о проведении в качестве эксперимента опытного
районирования двух регионов РСФСР» [5]. К лету 1923 г. для опытного районирования были выбраны сельскохозяйственный Северный Кавказ и промышленный Урал.
В марте 1921 г. постановлением Совета Труда и Обороны (СТО), утвержденным ВЦИК, экономическое руководство Юго-Востоком (позже Северо-Кавказским краем),
включившим в себя помимо территорий губерний и областей Северного Кавказа и Дагестанскую автономную республику, возлагалось на Краевой экономический совет (КрайЭКОСО). Административным центром краевых организаций был определен город Ростов-на-Дону. Что касается партийных
организаций, то они были переданы в ведение созданному в марте 1921 г. Юго-Восточному бюро ЦК РКП(б).
В 1922-1924 гг. в партийных организациях, подчиненных Юго-Восточному бюро ЦК, высказывались мнения о нецелесообразности существования этого
промежуточного звена в партийном руководстве национальных
автономий и, прежде всего Дагестанской. Партийные и советские органы республик, краев и областей Северного Кавказа высказались за сохранение непосредственных связей с соответствующими центральными органами по примеру Башкирии и Татарии (по партийной линии с ЦК РКП(б), по советской -Правительством РСФСР). Однако в ходе обсуждения всех этих вопросов были предложены различные проекты экономического
объединения регионов Северного Кавказа. В результате прошедших дискуссий внимательное
рассмотрение поднятых вопросов с учетом политических, национальных и экономических условий районируемых территорий
способствовало выработке решений о создании Юго-Восточной области, переименованной в конце 1924 г. в Северо-Кавказский край.
Целесообразность политического и экономического объединения северо-кавказских территорий с единой Юго-Восточной областью и вхождение парторганизаций в состав Юго-Восточного бюро ЦК мотивировались сложностью
прямого руководства и управления многонациональным Северным Кавказом из Центра,
необходимостью концентрации сил и средств для решения
народнохозяйственных задач,
ликвидации фактического
неравенства национальных районов по сравнению с центральными (русскими) районами и оказании им помощи со стороны более развитых областей.
Против создания такого объединения особенно возражало руководство Дагестанской АССР (М. Далгат - секретарь обкома партии, Н. Самурский - председатель ДагЦИК, Д. Коркмасов - председатель Совнаркома, А. Тахо-Годи - нарком
просвещения, И. Алиев -председатель Главсуда и др.). Одной из главных причин этого явилась неудовлетворенность деятельностью Крайэкономсовета, постоянно
превышавшего свои полномочия и решавшего не только экономические, но и административные вопросы без учета интересов регионов. В итоге возникали крайне серьезные трения между руководством КрайЭКОСО, республиканскими и областными органами.
В 1922-1924 гг. Дагестанский обком партии, опираясь на решения пленумов, IV областной партийной конференции (март 1923 г.), III Вседагестанского съезда Советов (декабрь 1923 г.), несколько раз обращался в ЦК РКП(б) с просьбами о выделении Дагестана из Юго-Восточного объединения. Учитывая эти настойчивые требования и ходатайства, Президиум ВЦИК в феврале 1924 года принял решение «не включать Дагестан в состав Юго-Восточного объединения при новом районировании». Было решено сохранить партийную организацию в составе Юго-Восточного бюро ЦК.
В апреле 1924 г. V Дагестанская областная партконференция и в мае 1924 г. Президиум Дагестанского обкома партии (в 20-е годы вместо Бюро функционировал Президиум обкома партии) поставили перед ЦК РКП(б) вопрос о целесообразности прямого подчинения дагестанской областной парторганизации
Центральному Комитету РКП (б). 2628 июня 1924 г. расширенный пленум Дагобкома РКП(б) в присутствии представителя ЮВбюро ЦК РКП(б) подтвердил выход Дагестана из всех организаций Юго-Востока [9].
6 июля 1924 года Оргбюро ЦК РКП(б) поручил Дагестанскому обкому партии подготовить мотивированное решение пленума обкома по этому вопросу. Состоявшийся в конце сентября 1924 г. расширенный пленум обкома партии принял развернутое постановление «По поводу
районирования Юго-Восточной
области и о предполагаемом включении Дагестана в эту область». Постановление подписали 43 члена и кандидата в члены обкома партии -руководители партийных и советских органов республики. В истории партийной организации Дагестана данное постановление получило название «Письмо 43-х», позже, в 1937 г., решение сыграло роковую роль в судьбах подписавших «Письмо 43-х» и получило новое название «Письмо-платформа 43-х». На допросе в 1937 году Н. Самурский признался (вынужденно), что данный документ назывался еще
«Клятвенным письмом»,
составленным им самим, Тахо-Годи и Коркмасовым [9].
В обстоятельном постановлении, которое подготовили члены Президиума обкома партии, излагались политические,
экономические, национальные,
исторические обычаи, традиции народов Дагестана, которые необходимо учитывать при формировании объединения. Эти обстоятельства делали
невозможным вхождение Дагестана в состав Юго-Восточной области. Указывалось также, что
экономическое районирование, проводимое по решению XII съезда партии, является только опытом, последствия которого очень трудно предсказать. Настаивая на необходимости внимательного учета национальных интересов и своеобразия республики при проведении районирования, в постановлении пленума было отмечено, что «интересы решения национального вопроса никоим образом не могут приноситься в жертву опытному районированию» [8].
В «Письме-платформе»
руководители республики высказывали опасения о том, что в случае включения Дагестана в Юго-Восточный край с центром в Ростове-на-Дону
республика потеряет свою автономию, а незначительное ее
представительство в краевых организациях затруднит решение многих национальных проблем. В качестве доказательства авторы письма приводили примеры, когда в течение трех лет краевые органы не оказывали никакого внимания решению проблем Дагестана. Руководство Края ограничивалось пересылкой в Махачкалу решений и циркуляров ЦК РКП(б), по существу невыполнимых в условиях Дагестана. Краевые органы не оказывали реальной помощи республике в ликвидации последствий засухи, неурожая, голода, решении финансовых проблем. Для решения этих и других вопросов Дагестанский обком партии напрямую обращался в ЦК РКП(б) и всегда находил поддержку.
Сравнивая экономику Дона и Кубани с Дагестаном, отмечали, что если таковая связана с зерновым хозяйством, то экономика Дагестана лежит в иной плоскости: в животноводстве и кустарных промыслах.
По вопросу взаимоотношений Дагестана с Россией в постановлении пленума обкома партии было отмечено, что дагестанское горское крестьянство вплоть до установления советской власти отрицательно относилось к царизму, который загнал их в горы, отрезал от плодородной равнины и поэтому новое присоединение республики к Юго-Восточной области горцами будет воспринято как уничтожение автономии, возвращение их под власть казаков, и не учитывать этого нельзя. При этом постановление напоминало и о вопросе председателя СНК РСФСР В. И. Ленина, заданном членам дагестанской делегации при приеме в Кремле 12 февраля 1921 года: «Скажите, дагестанцы все так же безмерно ненавидят русских?» [4].
Значительное внимание в постановлении уделялось
провозглашению автономии
Дагестана в ноябре 1920 г. Отмечалось, что трудящиеся Дагестана поддерживают советскую власть и полученную благодаря этой власти национальную автономию. В этой связи авторы письма указывали на помощь российского
правительства в строительстве таких объектов, как канал им. Октябрьской революции, стекольный завод «Дагестанские огни»,
восстановление рыбных промыслов, текстильной фабрики, консервных заводов, виноградников и виноделия, присоединение к Дагестану северных территорий, имеющих большое значение для народного хозяйства республики.
Постановление завершалось выводом: вхождение Дагестана в Юго-Восточное объединение ни политически, ни экономически не оправдано, это нарушение принципов национальной политики партии, Конституций РСФСР и ДАССР, ликвидация автономии Дагестана, что вызовет резкий протест населения.
Вопрос, связанный с сохранением за Дагестаном прав автономной республики при вхождении в структуры Северного Кавказа, был очень серьезным, ибо вплоть до конца 1924 г. не было разработано положение, которое определяло бы принципы объединения. Такое «Положение о Северо-Кавказском крае», где автономным
образованиям гарантировалось сохранение всех прав, было разработано в октябре 1924 г, то есть после пленума Дагобкома партии, состоявшегося в сентябре 1924 г.
Главные и основные аргументы против включения Дагестана в краевые объединения были связаны с национальными особенностями
республики (экономика, язык, культура, обычаи и традиции). Учет национального интереса был главным при принятии решения ЦК РКП(б) о выделении Дагестана из состава
краевого объединения. С учетом этих особенностей в октябре 1924 г. ЦК РКП(б) принял решение о выделении Дагестана из Юго-Восточного края. Это решение соответствовало указаниям В. И. Ленина «о необходимости самого внимательного учета национального момента при решении вопросов, затрагивающих интересы ранее угнетенных (малых) национальностей» [6]. В. И. Ленин неоднократно обращал внимание на то, что национальный вопрос является проблемой большой сложности и решать его необходимо с величайшей терпеливостью и осторожностью, чтобы «возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то доверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации» [7].
Последующее развитие
Дагестанской республики, особенно в годы первой пятилетки, показало существенное отставание темпов развития промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства, подготовки национальных кадров от Северо-Кавказского края, в том числе от автономных областей, вошедших в его состав.
С 21 по 31 января 1931 г. проходил восьмой Вседагестанский съезд Советов, приуроченный к 10-летию образования Дагестанской автономной республики. Съезд подвел итоги десятилетнего существования автономной
республики в составе РСФСР. В постановлении съезда были затронуты вопросы советского хозяйственного и культурного строительства за десять лет существования Дагестанской
республики. Отмечалось, что «за короткий промежуток времени в жизни трудящихся Дагестана произошли существенные изменения в хозяйственном и культурном строительстве» [10]. Были построены новые фабрики и заводы,
реконструировано энергетическое хозяйство, рыбные промыслы, что позволило довести долю промышленности в валовой продукции всего народного хозяйства до 43,95 в 1930 г. Несмотря на это, Дагестан нуждался в помощи. Поэтому встал вопрос о вхождении ДАССР в состав передового СевероКавказского края.
В первое десятилетие советской власти в Дагестане приступили к реконструкции и созданию новых мощностей нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и
газодобывающей промышленности. В начале 30-х годов XX в. была начата промышленная разведка нефти в Берикее, Дузлаке, Каякенте, Махачкале и Дагестанских Огнях.
Большие успехи были достигнуты и в области культурного строительства. В республике работали 928 школ с 88 тыс. учащихся. Стали издаваться национальные газеты, были организованы пункты по ликвидации неграмотности, открыты клубы, избы-читальни, кино, радио и другие.
В постановлении съезда подчеркивалось, что «это результат не только упорной работы трудящихся Дагестана, партийных и советских органов, но и активной материальной и моральной помощи трудящихся всего Советского Союза [10. Л. 21].
Съезд Советов Дагестана заслушал и отчетный доклад председателя правительства Д. Коркмасова. В постановлении съезда по отчету правительства было записано: «решительно ускорить перестройку работы советов всех уровней в соответствии с задачами социалистического строительства [10. Л. 43-45]. На съезде был избран ЦИК ДАССР и его Президиум во главе с М. Далгатом.
Состоявшаяся 25 мая - 1 июня 1931 г. под руководством М. Далгата вторая сессия ЦиК ДАССР VIII созыва рассмотрела ряд хозяйственно-политичес-ких
вопросов (колхозное и совхозное строительство, роль советов в переустройстве сельского хозяйства и коллективизации республики). На повестку дня сессии был поставлен вопрос о плане
народнохозяйственного и
культурного строительства.
Предлагалось вложить 105,6 млн руб., из них 79,8 млн рублей (75,5%) предназначалось на развитие народного хозяйства, а 25,8 млн руб. (24,5%) - на культуру [10. Л. 21-32].
ВЦИК в феврале 1931 г., обсудивший доклад дагестанского правительства в связи с десятилетием ДАССР, определил большие задачи экономического и культурного развития. Однако для решения важных проблем социалистического строительства Дагестана, ускоренного
промышленного развития,
реконструкции сельского хозяйства республика нуждалась в кадровой и финансовой помощи. В связи с этим дагестанская партийная организация поставила перед ЦК ВКП(б) вопрос о вхождении ДАССР в состав промышленно развитого СевероКавказского края. Однако это не означало ограничение прав Дагестана как автономной республики. Для решения данного вопроса 5 сентября 1931 г. был созван внеочередной Чрезвычайный IX Вседагестанский съезд Советов под председательством М. Далгата.
В постановлении съезда подчеркивалось, что «целью вхождения Дагестана в состав Северо-Кавказского края является обеспечение более успешного решения основных хозяйственных и политических задач Дагестана путем использования огромного
положительного опыта трудящихся передового Северо-Кавказского края, в основном завершившего коллективизацию сельского
хозяйства и обеспечившего развертывание промышленного строительства» [10. Л. 231].
В феврале 1932 г. состоялась третья сессия ЦИК ДАССР VIII созыва, которая обсудила и утвердила контрольные цифры развития народного хозяйства и социально-культурного развития республики на 1932 г. В контрольных цифрах в качестве основной задачи предусматривалось ускорение
ликвидации отставания Дагестана от передовых районов Советского Союза, в том числе и Северного Кавказа. Сессия утвердила бюджет республики на 1932 г. и приняла решение о ходе подготовки к весенне-посевной кампании.
В декабре 1932 г. работала четвертая сессия, утвердившая контрольные цифры бюджета республики на 1933 год и рассмотревшая вопросы ликвидации неграмотности в Дагестане. Необходимо отметить, что бюджет республики в 1932-1933 гг. вырос почти в 35 раз [1], что способствовало быстрому
продвижению вперед Дагестана в хозяйственно-культурном отношении. Сессия отметила огромные успехи в ликвидации неграмотности
населения.
Шестая сессия ЦИК ДАССР VIII созыва 25-28 февраля 1934 г. обсудила контрольные цифры хозяйственного и культурного строительства республики в 1934 г. и проект бюджета на 1934 г. Большое значение сессия придавала вопросу подготовки колхозов и совхозов к весеннему севу и организационно-хозяйственному укреплению
колхозов. Она подвела итоги выполнения плана 1933 г. и отметила, что этот год был годом крупных побед и больших успехов на фронтах социалистического
строительства. Планом на 1934 г. был установлен общий объем капиталовложений в сумме 110 млн руб., что на 66,6% было больше, чем в 1933 г. [2].
Важное событие в жизни населения ДАССР - организация и
проведение X Вседагестанского съезда Советов, проходившего с 26 декабря 1934 г. по 2 января 1935 г. Было отмечено, что со времени, прошедшего после VIII съезда (январь 1931 г.), произошли огромные изменения в республике. План развития народного хозяйства республики за четыре года был выполнен на 102,8% [3]. Значительно окрепли и выросли все основные отрасли промышленности
республики: металлургическая,
химическая, нефтяная, газовая, рыбная, консервная и другие. Продукция всей промышленности с 46,7 млн руб. в 1930 г. увеличилась до 71,3 млн руб. в 1934 г., то есть на 24,5 млн руб. или 52,6% [11].
Значительными были и успехи в сельском хозяйстве. Процент коллективизированных хозяйств в республике увеличился с 9% в 1930 г. до 28% в 1934 г. Было создано 11 МТС, число совхозов увеличилось с 17 до 24 [11. Л. 6].
Большие успехи были достигнуты и в культурном строительстве. Сеть начальных школ увеличилась с 758 в 1930 г. до 1298 в 1934 г., то есть на 540 единиц или на 71,2%, сеть неполных средних и средних школ -с 26 до 68, или в 2,6 раза. В эти же годы в Дагестане были открыты три вуза - педагогический,
сельскохозяйственный и
медицинский [11. Л. 8].
22 июня 1935 г. состоялась вторая сессия ЦИК ДАССР X созыва, посвященная 15-й годовщине установления советской власти в Дагестане. Состоялось и заседание Президиума ВЦИК, на котором было принято постановление «О состоянии советского хозяйственного и культурного строительства Дагестанской АССР к 15-летию ее существования». Сессия ЦИК ДАССР и Президиум ВЦИК констатировали, что к 15-летию автономии Дагестана республика превратилась из аграрной в индустриально-аграрную.
Третья сессия ЦИК ДАССР (7-11 марта 1936 г.) подвела итоги социалистического строительства в Дагестане. В докладе правительства Дагестана было отмечено, что валовая продукция промышленности Дагестана возросла по сравнению с 1934 г. на 16,1%, посевные площади расширились на 23%, процент коллективизации сельского
хозяйства поднялся с 55 до 78% на равнине и с 11,1% до 25,7% - в горах. В области культурного строительства республика
переходила к семилетнему обучению.
Сессия установила объем капиталовложений по всем отраслям народного хозяйства и социально-культурного строительства в сумме 78 млн руб., а валовая продукция была определена в сумме 114,5 млн руб. В области сельского хозяйства главное внимание уделялось развитию и улучшению
животноводства республики,
повышению урожайности
сельскохозяйственных культур,
расширению поливных площадей.
Для принятия Конституции ДАССР 10-12 июня 1937 г. был созван Чрезвычайный XI Вседагестанский съезд Советов. 14 июня 1937 г. состоялась четвертая сессия ЦИК ДАССР X созыва, на которой был рассмотрен бюджет республики на 1937 г.
Таким образом, за период с 1931 г. по 1937 г. были проведены четыре Вседагестанских съезда Советов и семь сессий ЦИК ДАССР, на которых рассматривались актуальные
вопросы развития экономики и культуры народов Дагестана.
Благодаря настойчивым просьбам председателя ДагЦИК М. Далгата и председателя Совнаркома Д. Коркмасова Президиум СевероКавказского крайисполкома передал Дагестану все водоемы местного значения, завод сернистого натрия и туралинские озера.
В начале 1934 г. СевероКавказский край был разделен на два края: Азово-Черноморский (центр г. Ростов-на-Дону) и СевероКавказский (центр г. Пятигорск). В эти же годы были разукрупнены большие (по территории) районы Дагестанской АССР и образованы 8 новых районов: Ахвахский (1933 г.); Агульский (1934 г.); Акушинский, Кул инекий, Каякентский,
Карабудахкентский, Унцукульский и Хивский (1935 г.).
Партийные, советские,
хозяйственные органы, трудящиеся Северо-Кавказского края оказали Дагестану самую разнообразную помощь и поддержку. Включение Дагестана в состав края способствовало росту
капиталовложений в народное хозяйство республики,
способствовало росту темпов социалистического строительства, форсированию культурных
преобразований в республике.
Необходимо положительное многочисленных территориальных
отметить влияние административно-преобразований,
создание новых районов, способствующих развитию
экономических, национально-
демографических, социальных и других процессов в Дагестане в довоенные годы.
Примечания
1. Дагестанская правда, 1932, 20 декабря. 2. Дагестанская правда, 1 934, 9 марта. 3. Десятый Вседагестанский съезд Советов. Отчетный доклад правительства. - Махачкала, 1935. С. 7. 4. Коркмасов Д.А. О нашем свидании с Аениным//В боях за власть Советов. Воспоминания участников социалистической революции и гражданской войны в Дагестане. Махачкала, 1957. С. 14. 5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. Изд. 9-е, доп. и испр. М„ 1984. С. 88. 6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 359. 7. Ленин В.И. Полн.
собр. соч. Т. 40. С. 43. 8. Магомедов А.М. Алибек Тахо-Годи. Жизнь, мировоззрение, творческое наследие. Махачкала, 1993. С. 50. 9. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 490. Л. 8. 10. ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 19. Д. 184. Л. 15. 11. ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 19. Д. 345. Л. 5,6.
Статья поступила в редакцию 07.11.2008 г.