Давуд КАХРИМАНОВ
ДАГЕСТАН В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье рассматриваются геополитические характеристики Дагестана. Показано, что в постсоветский период, когда Дагестан стал приграничным регионом кавказского геополитического пространства, он приобрел особое значение для национальной безопасности России.
This article discusses the geopolitical characteristics of Dagestan. It is shown, that in the post-Soviet period, when Dagestan became the frontier region of Caucasus geopolitical space, it gained a special meaning for the Russia national security.
Ключевые слова:
Дагестан, геополитическое пространство, национальная безопасность, конфликт, международные отношения; Dagestan, geopolitical space, national security, conflict, international relations.
КАХРИМАНОВ
Давуд
Мугудинович — аспирант кафедры политологии РГТЭУ; координатор отдела международных связей РГТЭУ hikm.wa.souf@ gmail.com
События, которые мы наблюдаем в результате распада СССР, напрямую связаны с местом и ролью, которую получили и играют регионы в рамках измененной геополитической системы и формирования нового мирового порядка. Образование новых независимых государств на постсоветском пространстве кар динально изменило расстановку сил в Евразии, что послужило нача -лом развития новых международных отношений. Кавказский регион, частично выйдя из - под влияния бывшего политического центра евра -зийской империи — России, превратился в зону соприкосновения интересов как региональных, так и внерегиональных игроков1.
Значимость данной тенденции для России становится очевид -ной, если учесть, что Кавказ сегодня является регионом, откуда исходит непосредственная угроза безопасности страны. Ключевую роль здесь играет тот факт, что распад СССР привел к возрождению находившиеся ранее в латентном состоянии этнонациональных, конфессиональных, территориальных и иных противоречий и кон -фликтов, которые в новых условиях проявляются в наиболее запу -танной форме, чреватой далеко идущими и трудно предсказуемыми негативными последствиями2.
В создавшейся ситуации Дагестан в силу своих этнополитиче -ских, конфессиональных, геостратегических характеристик стано вится одним из наиболее уязвимых приграничных регионов России, который в наибольшей степени подвержен влиянию происходящих на Кавказе процессов. Не случайно именно на российском Кавказе как внутренними, так и внешними деструктивными силами в лице международных и локальных террористических сообществ и наби рающего мощь на постсоветском пространстве Евроатлантического блока разрабатываются различные модели дестабилизации региона с последующим превращением его в неуправляемую и хаотич -ную зону, неподконтрольную федеральному центру3. Подобная тенденция предполагает рассмотрение геополитической модели Республики Дагестан для поиска и выявления существующих инте
1 Черноус В. В. Кавказ в системе евразийской безопасности: от биполярности через атлантизм к глобальной безопасности // Кавказский регион: пути стабилизации. — Ростов н/Д, 2004, с. 16—17.
2 Гаджиев К.С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. — М., 2010, с. 40-41.
3 Арухов З.С. Республика Дагестан в глобальной геостратегии конца XX века: религиозный фактор в кавказской геополитике // Взаимодействие государства и религиозных объединений: состояние и перспективы : материалы Северокавказской научно-практической конференции. — Махачкала, 2004, с. 57.
грационных и дезинтеграционных факто ров в контексте региональной безопасно сти России.
В результате изменений на постсовет ском пространстве Дагестан как субъект Российской Федерации приобретает особо важное геополитическое значение и стано -вится осевым регионом в Кавказском гео политическом пространстве, российским рубежом, позволяющим обеспечивать защиту национально государственных интересов в регионе1. Поэтому исследо -вание Дагестана с точки зрения геополи -тической методологии является необхо димым условием для выявления истоков формирования кризисных зон респу -блики, а также выработки необходимых мер для устранения угроз национальной безопасности России на Кавказе.
Геополитические факторы при этом рас -сматриваются на двух уровнях: на регио -нальном (место Дагестана в системе гео -политических процессов на Кавказе) и локальном (степень влияния геопо литических процессов на положение в Дагестане). Как отмечал А.Г. Дружинин, «здесь взаимно наслаиваются противоре -чивые интересы глобальных и региональ ных “центров силы”, продолжающийся передел властных полномочий и собствен ности российского федерального центра и регионов, межрегиональные и межэтни ческие противоречия... Сама геополитиче -ская модель региона должна в этой связи быть “многослойной”, ориентирующейся на сопряженный анализ разноуровневых (макро - , мезо - , микро - ) явлений»2.
Геополитическое пространство Дагестана может быть структурировано по следующим основаниям: гео графическому, этнополитическому, социально экономическому, культурно цивилизационному. Состояние и взаимо действие этих типов пространства могут рассматриваться для характеристики геополитической динамики, а также для выявления баланса внутренних и внеш них факторов, воздействующих на респу блику3. Как представляется, именно такой
1 Ковалев Е.А. Геополитическое положение регионов России. — М., 1995, с. 34.
2 Дружинин А. Г. Юг России конца XX — начала XXI вв. (экономико -географические аспекты). — Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2005, с. 117.
3 Махулова З.А. Дагестан в современной кав -казской геополитике России (на материалах Республики Дагестан) / отв. ред. И.П. Добаев. — Ростов н/Д : Изд-во ЮНЦ РАН, 2006, с. 120.
подход отражает специфику геополити -ческого моделирования, позволяя скон -струировать целостную геополитическую картину Дагестана.
Географическое положение Дагестана во многом определило ход его историче ского развития и является одним из наи -более значимых факторов, наложивших отпечаток на этноконфессиональную и культурно-цивилизационную картину республики. Располагаясь на важном стратегическом коммуникативном пути Север — Юг и Запад — Восток, террито -рия Дагестана являлась одной из немно -гих главных миграционных магистралей Кавказского региона, что обусловило его высокую степень вовлеченности в регио нальные процессы.
С распадом СССР Дагестан обретает статус приграничного рубежа России на Кавказе, где республика имеет общую сухопутную границу с Азербайджаном и Грузией. Вдоль территории Дагестана про -ходит большая часть российского побе -режья Каспийского моря, через которое республика граничит с Туркменистаном, Ираном и Казахстаном4. В условиях воз -росшей геополитической привлекатель -ности Кавказско - Каспийского региона, а также обозначившейся тенденции гео экономической интеграции евразийского пространства данное обстоятельство выходит на первый план при оценке стра тегического значения Дагестана5.
Изменение конфигурации государ ственных границ наряду с увеличением числа соседей имеет своим результатом не только возможность расширения между народных связей, но также вероятность неблагоприятного воздействия процес сов и событий, происходящих в отдель ных странах и регионах. В данном случае геостратегическое положение Дагестана выступает как ведущий фактор конфликтологической характеристики региона и превращает территорию Дагестана в зону особой ответственности для России6. Республика занимает геостратегическое пространство, присутствие на котором дает возможность эффективно защищать
4 Северный Кавказ: проблемы экономики и политики / под общ. ред. А.А. Языковой. — М. : Изд-во ЛКИ, 2008, с. 22—23.
5 Багранов В.Э. Россия и Кавказ. К истории формирования многонационального государства // Полис, 1998, № 11, с. 32—33.
6 Махулова З.А. Указ. соч., с. 63.
стратегические и геополитические инте ресы России в Кавказско - Каспийском регионе, а также обеспечить политиче скую и социально экономическую ста бильность на южных рубежах страны.
Следует подчеркнуть, что в рамках кав казского геополитического пространства внутренние и внешние факторы этниче ских, конфессиональных, социокультур ных аспектов геополитических процессов настолько тесно связаны между собой, что их порой невозможно адекватно исследо вать отдельно друг от друга1. Для правиль -ного понимания данного тезиса необхо -димо учесть, что, в отличие от региона, который складывается на основе терри ториальных принципов, геополитическое пространство имеет расплывчатый терри ториальный детерминант и формируется под влиянием как внутренних, так и внеш -них факторов2. В силу того что народы Кавказа, прежде всего Восточного, в этно культурном плане теснейшим образом связаны друг с другом и Россией в целом, любые возникающие споры и конфликты, в частности этнополитического характера, так или иначе отражаются на поло жении дел на всем пространстве Большого Кавказа.
С учетом обозначенных выше критериев можно отметить, что в республике обра -зовался узел сложных этнических, кон -фессиональных, социальных, культурных систем, уходящих за пределы самой республики на территорию Северного, Южного Кавказа и далее на Ближний и Средний Восток. В данном контексте границы гео политического пространства Дагестана довольно условны и подвижны: адми -нистративные и даже государственные границы не всегда совпадают с этниче скими, конфессиональными и культурно цивилизационными. Так, например, зна чительная популяция лезгин населяет тер ритории на севере Азербайджана, аварцы проживают на территории Азербайджана и на востоке Грузии. В свою очередь, значи тельная азербайджанская диаспора представлена на юге Дагестана. Ареал расселе ния кумыков и ногайцев также выходит за территориальные рамки Дагестана3.
1 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. — М. : Международные отношения, 2001, с. 74—75.
2 Сивков К., Морозов Ю. Реализация геополитических интересов России в XXI в. // Обозреватель,
2008, № 9, с. 54.
3 Гаджиев К.С. Указ. соч., с. 47—48.
Что касается конфессионального фактора, то здесь дагестанские этносы тради -ционно связаны с мусульманским миром Востока, а сама республика входит в исламский геополитический полумесяц, охватывающий страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока и ЮгоВосточной Азии, где, по сути, является частью конфессиональной границы между мусульманским Югом и христианским Севером. Исследователи отмечают, что в рамках Кавказского региона конфессио -нальный фактор приобретает особое зна чение с учетом того, что для кавказских этносов религиозная принадлежность является одним из аспектов этнической идентификации4. Поэтому для Кавказа с его весьма пестрой этноконфессиональ ной картиной характерна повышенная значимость роли религиозного фактора, что в современных условиях политиза ции межконфессиональных отношений обретает особо значимый оттенок. Не случайно этнополитический кризис на Северном Кавказе, начавшийся еще в начале 1990 -х гг., очень быстро приоб -рел религиозный оттенок, а в ряде респу блик, таких как Дагестан и Кабардино -Балкария, почти полностью перешел в религиозную плоскость.
С учетом приведенных факторов можно выделить этническую, социокультурную и конфессиональную стороны геополити ческой модели Дагестана, границы кото рой выступают за пределы самой респу блики. В силу этого Республика Дагестан может рассматриваться, с одной стороны, как российский регион, с другой, в более широком плане, — как часть Кавказско -Каспийского региона. И с данной точки зрения республика выступает в качестве коммуникативного звена, связывающего Россию со странами Закавказья, Центральной Азии и далее со странами Ближнего и Среднего Востока. В этой связи представляет интерес концепция американского географа С. Коэна, кото рый выделял «регионы - ворота», служа -щие своего рода контактными зонами, которые обеспечивают взаимосвязь, или коммуникацию, между прилегающими странами и народами5.
4 Новицкий И.Я. Управление этнополитикой Северного Кавказа. — Краснодар, 2011, с. 76.
5 Cohen S.B. Geopolitics of the World System. — Lanham: Rowman and Littlefield Pub., Inc., 2003, p. 36-40.
Дагестан отличается именно таким промежуточным положением, смеж ной этноконфессиональной и духовно цивилизационной характеристикой, что позволяет говорить о республике как о «воротах»РоссиивКавказско - Каспийский регион и исламский мир в целом. Так, исследователь Кавказа К.Г. Ланда считает, что «Республика Дагестан выступает в роли ключевого звена российской геополитики на Каспии. Добиваясь политической и экономической стабильности Дагестана, Россия добьется укрепления общерос сийских позиций в Каспийском регионе, поскольку российский Дагестан является не только транзитной или приграничной территорией, но и обширным полигоном, обеспечивающим формирование единого политического, экономического, куль -турного и информационного пространств на территории государств Каспийского региона. Эта роль обусловлена высоким экономическим и социальным потенциа лом Дагестана, его уникальным геополи тическим положением, наличием устой чивых национально этнических, кон фессиональных и культурных связей со странами региона, колоссальным опытом в решении основных, типичных для реги она проблем социально экономического и культурного развития и межнациональ ного общения»1.
Это обстоятельство объективно позво -ляет Дагестану выйти в первые ряды рос сийской геополитической структуры и занять заметное место в геополитических процессах Кавказско Каспийского реги она2. Во вновь создавшихся геополити -
1 Ланда К.Г. Трансграничное сотрудничество: Дагестан в международных связях России // Современные проблемы науки и образования,
2009, № 3, с. 183.
2 Там же.
ческих условиях Дагестан обретает статус самой южной республики Российской Федерации, «южных ворот» страны во вза имоотношениях со странами Кавказско Каспийского региона, в результате чего значительно увеличивается геополити -ческий вес республики в рамках россий -ского внутрирегионального пространства. При этом соседство с закавказскими и центральноазиатскими республиками, духовно - цивилизационная связь со стра -нами Ближнего и Среднего Востока, вхо -дящими в геополитическое пространство Большого Ближнего Востока, определяют статус республики как важной стратегиче -ской точки соприкосновения интересов мировых держав и стран региона.
Таким образом, геополитические характеристики Дагестана обретают особое зна -чение в контексте защиты стратегических и геополитических интересов России, обеспечения политической и социально экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния на прилегающих территориях. Дагестан ста новится российским форпостом, важной военно политической областью, от которой во многом зависит успешная политическая деятельность как внутри страны, так и за ее пределами. Дагестан тесно связан со сложной системой стра тегических, этнических, конфессиональ -ных факторов, уходящих за пределы соб ственно Российской Федерации. Поэтому естественно, что геополитическая модель республики обретает основополагаю -щие характеристики Юга России и всего Кавказа, выступая связующим звеном во взаимоотношениях с государствами Южного Кавказа, Центральной Азии и далее с государствами Большого Ближнего Востока, что в условиях российского Юга обретает особое значение.