УДК 327 (470.67)
АЛИБЕКОВА С.Я., Республика Дагестан ЛАНДА К.Г. в геополитическом пространстве
Каспия
В статье затрагиваются актуальные проблемы в Каспийском регионе и положительные моменты выгодного для России геополитического положения в регионе Республики Дагестан. О необходимости использования Россией исключительных возможностей для организации и управления международными транспортными коридорами, грузопотоков мировой торговли, транспортировки и добычи углеводородов.
Ключевые слова: Каспийский регион, Дагестан, трансграничное сотрудничество, экономические связи, межнациональные связи, транспортные коммуникации, религиозная идентичность, углеводороды.
В современных реалиях Республика Дагестан1, в частности с точки зрения стратегии безопасности России на ее южных рубежах, приобретает новое измерение для Российского государства. Стратегическая значимость Дагестана для России определяется прежде всего его геополитическим положением на стыке нескольких государств, с которыми Россия в силу целого ряда исторических факторов имеет самые тесные связи, и немаловажный исторический факт, и то, что Дагестан всегда играл ключевую роль на Кавказе29. На юго-западе он граничит с Грузией с ее антироссийской политической ориентацией, нестабильным и неадекватным политическим руководством, претендующим на вхождение в НАТО. И в будущем, при определенных условиях, она способна предпринять непредсказуемые шаги и действия3. На юге - с Азербайджаном, а на западе - с мятежной Чечней, которая благодаря помощи федерального центра и административной команде Рамзана Кадырова постепенно стабилизируется.
Тесная взаимосвязь и близость народов Дагестана с народами, населяющими бассейн Каспийского моря, сохраняется, несмотря на нестабильность, политические разногласия, разрыв экономических отношений и связей после распада СССР. И при анализе истории взаимоотношений народов региона эти отношения никогда не разрывались, так как они были взаимозаменя-
емы. Многовековой исторический региональный опыт показывает, что, если конфликты и войны и нарушали связи между народами в регионе, то только на короткий период, а затем они быстро восстанавливались, так как оставались экономические связи, а если и таковые прервутся, то в регионе всегда остаются связи на уровне куначества или родства, и это является одним из главных аргументов того, что межгосударственные связи в регионе на уровне народной дипломатии никогда не прерываются. Это выступает немаловажным аргументом тесной взаимосвязи народов Дагестана с народами Каспийского региона.
Доказательством этого постулата является и тот факт, что весь южный Дагестан по национальным, куначеским и родственным признакам взаимосвязан с северным Азербайджаном. А северный Иран можно считать продолжением Азербайджана по национальному признаку и одноконфессиональности. С Чечней, Калмыкией, Астраханской областью с выходом на Атыраускую область Казахстана сохраняются не менее прочные связи представителей Республики Дагестан.
Что касается Казахстана, Туркменистана и Ирана, то Дагестан сотрудничает с ним на уровне постоянных и торговых представительств, параллельно используя федеральные дипломатические возможности России.
Другим практическим направлением, требующим немедленного развития, явля-
ется недооцененный потенциал регионального или трансграничного сотрудничества (ТГС). ТГС стало живой тканью интеграции, и оно же сделало ее необратимой. Шарль де Голль в свое время считал ТГС чуть ли не единственной возможностью преодоления национальных эгоизмов, выдвинув формулу "от Европы отечеств к Европе регионов". ТГС сегодня однозначно можно рассматривать как важнейшее направление сотрудничества сопредельных стран.
Трансграничные связи - это именно тот вектор сотрудничества, который необходимо развивать в Каспийском регионе, где сосредоточено множество государств, бурно развивающаяся экономика и частный бизнес. Потенциал ТГС заключается в том, что оно приносит практический результат. Учитывая интересы вовлеченных в него субъектов, оно меньше всего подвержено политической конъюнктуре. Более того, по мере своего развития оно само подталкивает государства к разрешению политических противоречий. Таким образом, регионы различных государств, вовлеченные в ТГС, становятся участниками формирования внешней политики своих стран.
Субъектами трансграничного сотрудничества выступает частный бизнес, регионы государства и наконец, само государство. И не случайно государство поставлено на последнее место. Его задачу в ТГС классически определил Столтенберг бывший министр иностранных дел Норвегии, в первой половине 90-х годов стоявший у истоков создания межгосударственной региональной организации Баренц-Евро-арктический регион. Он подчеркивал, что государство должно создавать условия для трансграничных связей4.
В целях расширения и укрепления торгово-экономических и культурных связей Республики Дагестан ее представительства открыты и функционируют в более чем 45 субъектах Российской Федерации и в 6 странах СНГ, в т.ч. - Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Киргизии. Всего на 1 января 2008 года подписано около 60 соглашений о сотрудничестве между Республикой Дагестан и 44 субъектами Российской Федерации, а также соглашения с 5 государствами-участниками СНГ -
Азербайджаном, Казахстаном, Республикой Беларусь, Киргизией, Украиной, а также с Ираном.
При анализе геополитических перспектив Дагестана в Каспийском регионе необходимо, на наш взгляд, выделить конфессиональную общность Каспийского региона.
По периметру Каспия, 90% территории, омываемой берегами моря, заселено народами, исповедующими ислам (за исключением северного Каспия, территорий, прилегающих к Астраханской области, хотя и они всегда считались территориями, заселенными мусульманами, и Калмыкии исповедующей буддизм, нельзя не отметить и Казахстан, где около 40% населения русские).
Зачастую ислам рассматривается в качестве интегральной духовной составляющей этнических культур различных народов. Более того, он является фактором, способным объединить разрозненные нации и народности в единое целое, ибо ислам всегда стоит над нациями и государственными образованиями и идеологией. Но на самом деле в жизни происходит совершенно по-другому, так как вмешиваются многие другие факторы, в первую очередь экономические, и "политическая целесообразность", принуждающие использовать исламский фактор в целях реализации политических амбиций.
Внутриисламские противоречия в Дагестане существовали всегда. В советское время мюриды одного шейха доносили на другого, а иногда дело доходило и до столкновений, но во многих случаях эти противоречия не становились достоянием гласности. В российский период все дагестанские исламские разветвления, исповедующие традиционный ислам, не переставая враждовать друг с другом, ополчились против "ваххабитов". Времена укрепления позиций "ваххабитов" (благодаря поддержке извне) были опасным периодом в истории Дагестана, так как на религиозной основе могли начаться нескончаемые межконфессиональные конфликты, которые могли перерасти и в национальные. В настоящее время эта опасность в республике минимизирована, но
опасность "взращивания террористов" продолжает иметь место. В борьбе с отдельными "группами" террористов необходимо, на наш взгляд, применить не только силовые методы воздействия, но и экономические, идеологические, национально-патриотические, воспитательные.
А конфессиональный фактор необходимо использовать для стабильности и экономического процветания Каспийского пространства, не позволяя религиозным объединениям стать главенствующей политической силой в регионе. Нет необходимости, на наш взгляд, бояться исламиза-ции региона, объективных факторов для этого в регионе нет. Как отмечает российский исламовед Алексей Малашенко, Москве не стоит опасаться консолидации на основе радикального ислама на Северо-Кавказском общерегиональном уровне5. Проблемы с исламом в регионе возникают только тогда, когда вопрос касается власти, когда узкий круг исламистов начинает, выступая от имени всех мусульман, претендовать на власть и требовать установления шариатских законов. Так было на Кавказе в период двух чеченских войн. Ныне сложилась совершенно иная политическая ситуация.
Для развития экономики в республике и в регионе стратегическую роль играет махачкалинский морской порт. Он расположен на пересечении морских путей в Астрахань, Актау (Шевченко), Красноводск, Баку, Пехлеви. В состав порта входят такие подразделения, как нефтеналивной и грузовой терминалы, база технического обслуживания порта6.
Дагестан располагает уникальными транспортными магистральными путями, которые при эффективном использовании могут "прокормить" республику и способны сократить безработицу в республике на десятки тысяч человек. Почти по всей территории Дагестана с севера на юг проходит железнодорожная магистраль (правда, пассажиропоток значительно сократился после начала контртеррористической операции в Чечне). Параллельно с железной дорогой проходит и автомагистраль, связывающая Дагестан с Москвой автодороги ведут на Украину, в Турцию, далее - на Южную Азию и Ближний Восток. На самой
южной оконечности Дагестана через пограничную реку Самур обе магистрали проходят по крупным железнодорожному и автодорожному мостам - единственным связующим звеньям между Россией и Азербайджаном и Ираном по суше7. С учетом ситуации в Чечне построена железнодорожная ветка на Кизляр в обход Гудермеса (Чечня), а также продолжена автомобильная дорога на Элисту (также в обход Чечни) с выходом на Астрахань и Волгоград.
Эти магистральные пути позволяют соединить пути не только между Востоком и Западом (воссоздание "великого шелкового" пути), но и между Севером и Югом ("водный путь": Санкт-Петербург - Москва - по Волге до Астрахани - далее через Каспийское море до Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион называют Транскаспийским. Неслучайно на ЕвроАзиатской конференции по транспорту в октябре 2000 года в Санкт-Петербурге было подписано Соглашение по созданию коридора "Север - Юг", участниками которого стали Российская Федерация, Индия, Иран. Позднее к ним присоединились Белоруссия, Оман, Таджикистан и Казахстан.
На сегодняшний день к проекту прича-стны более 10 стран. Новый транспортный проект выстраивает единую цепочку транспортных узлов: Мумбаи (бывший Бомбей) - Бендер-Аббас - Бендер-Анза-ли - Оля и Астрахань; после чего следует железнодорожная или речная перевалка грузов до Санкт-Петербурга.
Перспективный объем перевозок оценивается до 10-20 млн. тонн в год. При этом оборот только транзитных контейнерных грузов далеко переваливает за цифру в 30 млрд. долларов.
Этот торговый путь, длина которого составляет 6245 километров, позволит сократить продолжительность перевозки грузов на 10-12 дней по сравнению с традиционным морским путем из Азии в Европу через Средиземное море и Суэцкий канал, время доставки по которому сейчас занимает 35 дней. "Север - Юг" также сократит транспортные затраты примерно на 2 тыс. долларов за один грузовой контейнер.
В свое время СССР получал до 1,5 млрд. долларов в год за счет транзита гру-
зов из стран Западной Европы в Иран и далее на арабский Восток и в Индию. Всего в 1970-80-е годы на иранском направлении транзитом через территорию СССР перевозилось до 5 млн. тонн грузов.
В создавшейся ситуации различным регионам юга России, в том числе и Дагестану, суждено играть возрастающую роль в налаживании партнерских торговых связей с зарубежными, особенно соседними странами.
Так, внешнеторговый оборот республики в 2008 году оценивался (включая неорганизованную торговлю) в 449,5 млн. долларов, что на 2,8 процента больше оборота предыдущего года.
Во внешнеторговых операциях с Дагестаном участвовало около 35 стран. Основные из них - Азербайджан, Иран, Турция, Китай, Ирак.
Внешнеторговый оборот со странами ближнего зарубежья, по данным Дагестанской таможни, составил 361,7 млн. долларов и увеличился за год на 2,4 процента, по сравнению с 2006 годом. Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья, по данным Дагестанской таможни, составил 152,8 млн. долларов и уменьшился на 19,7 процента.
По данным Дагестанской таможни, то-варопоток из республики в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2007 году, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, увеличился в 1,7 раза и составил 108 млн. долларов. В том числе в страны дальнего зарубежья соответственно в 1,9 раза -108 млн. долларов. В страны ближнего зарубежья увеличился соответственно в 1,6 раза и составил 56,9 млн. долларов.
Товаропоток в республику за 2007 год по сравнению с аналогичным периодом 2006 года уменьшился на 12,3 процента и составил 253,7 млн. долларов. В том числе из стран ближнего зарубежья увеличился на 19,9 процента и составил 152 млн. долларов, из стран дальнего зарубежья, наоборот, уменьшился на 37,4 процента и составил 101,7 млн. долларов.
Геостратегическое значение Дагестана состоит и в экономической роли, которую он может играть в развитии взаимовыгодных экономических отношений Российской Федерации и странами Среднего и Ближнего Востока.
Исключительную роль Дагестан может сыграть и в решении проблем России по использованию природных ресурсов Каспийского моря. (Дагестан имеет более 400 километров прибрежной зоны). Каспийское море дает до 90% черной икры на мировой рынок. В акватории Каспийского бассейна расположены огромные запасы нефти и газа, по некоторым оценкам, со временем они могут стать главными в мире. За влияние в этом регионе уже ведется борьба между транснациональными монополистическими компаниями8.
Республика Дагестан - один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Здесь на сравнительно небольшой территории проживает более 100 наций, в том числе более 30 коренных народов и этнических групп, говорящих на разных языках и диалектах, 14 коренных национальностей имеют свою письменность. За рубежами республики проживает многочисленная дагестанская диаспора9. Это произошло как в результате войн досоветского периода истории (эмиграция в страны мусульманского Востока, прежде всего в Турцию, Сирию, Иорданию), так и в результате установления государственной границы России и Азербайджана, итогом которого является то, что большая часть лезгин, аварцев, цахуров проживают в Азербайджане10.
Становится очевидным, что для сохранения за Россией уникальных геополитических и экономических возможностей Каспийского региона необходимо выработать геостратегию Российской Федерации, основанную на важнейшем базовом принципе, суть которого состоит в укреплении геополитического положения России на Кавказе, в Каспийском регионе, в Центральной Азии, которое немыслимо без укрепления политического единства и улучшения социально-экономической ситуации в приграничных с регионом субъектах Федерации. И в этом плане Республика Дагестан выступает в роли ключевого звена российской геополитики на Каспии. Добиваясь политической и экономической стабильности Дагестана, Россия добьется укрепления общероссийских позиций в Каспийском регионе. Так как российский
Дагестан является не только транзитной территорией, но и, что самое важное, обширным полигоном, обеспечивающим формирование единого политического, экономического, культурного, информационного и др. пространств на территории государств Каспийского региона. Эта роль обусловлена высоким экономическим и социальным потенциалом Дагестана, его уникальным геополитическим положением, наличием устойчивых национально-этнических, конфессиональных и культурных связей со странами региона, колоссальным опытом в решении проблем межнационального общения.
Таким образом, можно констатировать, что в современных условиях Республика Дагестан как самый южный российский субъект, непосредственно граничащий с некоторыми из участников международных и региональных центров силы, имеет значительный потенциал в определении и защите геополитических и геостратегических интересов России в Каспийском регионе. Так сложилось исторически.
Перефразируя геополитический императив Макиндера, можно сказать: кто контролирует Дагестан, тот контролирует Северный Кавказ и тем самым владеет ключами от Причерноморья и Каспия. Республика Дагестан способна взять на себя и решать многие федеральные проблемы, возникающие на Каспийском направлении.
1 Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 километров, с запада на восток - 200 километров. По размерам территории (50,3 тысячи квадратных ки-
лометров) и численности населения (2,6 миллиона человек) это самая крупная республика на Северном Кавказе.
2 Многовековой исторический опыт показывает, что временами Дагестан выступал как ориентир для республик Кавказа; как поведет себя Дагестан в тех или иных исторических поворотах судьбы Кавказа, так зачастую поступал и Кавказ.
3 Что и доказала политика режима Саа-кашвили, который хотел решить силовым методом юго-осетинскую проблему. Операция по «принуждению к миру», судя по действию грузинских военных, была направлена на захват территорий и геноцид осетин и жителей Южной Осетии для высвобождения себе «жизненного пространства».
4 См.: Дахин В.Н. Россия в современном мире / Государственная служба. 2003. № 4.
5 См.: Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006.
6 См.: Юсупова Г.М. Дагестан в новом геополитическом пространстве: конструктивный потенциал и конфликтогенные факторы. Махачкала, 2007.
7 См.: Гаджиев Г.Н. Дагестан в XXI веке: приоритеты государственной экономической политики. Махачкала, 1998.
8 См.: Колчин С. Нефть и газ Каспия: стратегические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 3; Мальгин А. Каспийская нефть и безопасность России // Власть. 1999. № 3, Фоменко О.В. Каспий и «нефтяная дипломатия». М., 2001.
9 См.: Магомеддадаев А. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (История и современность). Махачкала 2001.
10 См.: Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1994.