Научная статья на тему 'Роль юга России в Каспийском регионе и особое положение Дагестана'

Роль юга России в Каспийском регионе и особое положение Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль юга России в Каспийском регионе и особое положение Дагестана»

Руслан Мамараев,

политолог

РОЛЬ ЮГА РОССИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ И ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДАГЕСТАНА

В наши дни Каспийский регион, и прежде всего его углеводородные ресурсы, - геостратегический и геоэкономический факторы, оказывающие растущее влияние на мировую политику и экономику. Наиболее очевидно это стало после таких узловых мировых событий начала XXI в., как террористический акт в США 11 сентября 2001 г. (и его последствия для международной, в особенности ближневосточной, политики, которые изменили геополитическую карту евразийского пространства), военная операция в Афганистане, кризис вокруг Ирака, рост мировых цен на нефть. Все эти события усилили спрос на энергоресурсы Каспия. В немалой степени геополитическое и геоэкономическое значение Каспийского региона продолжает зависеть от развития ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Персидском заливе, определяемой в первую очередь затянувшимся иракским кризисом, развертыванием Ираном собственной ядерной программы и угрозами в его адрес со стороны США. В этих условиях геополитическая и геоэкономическая роль в регионе той или иной страны непосредственно соответствует уровню ее контроля над топливно-энергетическими ресурсами и их транспортировкой, ее способности обеспечить при этом их надежную защиту. В настоящей статье рассматривается ряд вопросов, связанных с экономическим потенциалом Юга России, в контексте возрастания геополитической важности всего Каспийского региона.

Охватывая обширный морской бассейн, западную часть Центральной Азии, южные субъекты Российской Федерации, Закавказье и Северный Иран, а также Переднюю и остальную Центральную Азию, Каспийский регион занимает весьма важное стратегическое положение. В условиях обостряющегося глобального дефицита энергоресурсов этот регион, в недрах которого находятся огромные запасы нефти и газа, с каждым годом приобретает все большее геополитическое значение. По оценкам Министерства энергетики США, совокупные уже обнаруженные запасы нефти в регионе сопоставимы с резервами Катара. Разведанные резервы каспийского природного газа превосходят, по некоторым оценкам, региональные запасы нефти и сопоставимы с природными богатст-

вами Саудовской Аравии. Если прежде Каспийский регион не относился к геополитически важным, то в XXI в. он становится таковым для всего евразийского континента. Геостратегически связанный со Средиземным морем (через Турцию), Индийским океаном (через Иран) и Европой (через европейскую часть России) регион превращается в одно из средоточий геополитических противоречий современного мира: он мог бы стать плацдармом для господства над центром Евразии, откуда можно влиять на международную политическую обстановку.

В то же время есть несколько обстоятельств, снижающих оценку геополитического потенциала Каспийского региона. Его геологическая структура еще плохо изучена, а потому нефти здесь может оказаться меньше, чем считается сейчас. Сказывается и такой объективный фактор, как география: Каспий со всех сторон окружен сушей, поэтому нефть и газ из него можно доставлять до терминалов других морей только по наземным трубопроводным системам. Практически все они проходят через Россию, которая сама добывает нефть и газ и крайне негативно воспринимает экспансию западных компаний в собственном тылу. Стремление участвовать в разработке нефтегазовых запасов Каспия и в их транспортировке на мировые рынки обусловливает борьбу за контроль над этими энергетическими ресурсами не только между прибрежными, но и другими крупными региональными (и не только) государствами.

Распад СССР привел к радикальным геополитическим переменам в регионе. Если прежде Каспий фактически был внутренним морем Советского Союза (который делил его акваторию только с Ираном), то сегодня Россия - лишь один из пяти претендентов на его природные ресурсы. Само же Каспийское море до сих пор не имеет международного статуса, вследствие чего по сей день ведутся споры о разграничении акватории между прикаспийскими государствами. Общая длина береговой линии Каспия (с островами) составляет около 7 тыс. км. Без учета островов она наиболее протяженная у Казахстана - 2320 км, в Туркменистане равна 1200, в Иране - около 900, в Азербайджане - 850, в России - 695 км. Для всех прибрежных государств Каспий самым непосредственным образом связан с национальной, военно-политической и экономической безопасностью, здесь пересекаются их стратегические интересы. Поэтому при попытках раздела Каспийского моря предлагаются разные, порой взаимоисключающие, варианты, что и является

причиной нерешенности проблемы его статуса. В условиях интернационализации экономики все большее значение обретает политика внерегиональных государств. Значительно увеличилось число стран, имеющих здесь геополитические и геоэкономические интересы. Наряду с традиционными геополитическими игроками - Россией, США, Великобританией, Турцией и Ираном - все большую активность на Каспии проявляют, в частности, Франция, Китай, Пакистан, Саудовская Аравия, Япония. Это поднимает градус напряженности как в самом регионе, так и в системе международных отношений в целом.

Начиная с 90-х годов здесь постепенно фокусируется противостояние Восток-Запад. Наступление США и других стран НАТО осуществляется с запада - из Средиземноморья (Турция), с юга -из арабского мира (Ирак) и с востока - из Пакистана, Афганистана и Центральной Азии. Речь идет о попытке вытеснения России с данного экономического поля, в результате чего она утратит традиционную роль доминирующей на нем силы.

Осознавая всю значимость данной проблемы, Россия не скрывает опасения, что британо-американские нефтяные компании медленно, но верно наступают, стремясь установить транснациональный контроль над природными ресурсами Каспия. С точки зрения Москвы, геополитическая выгода Запада от проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан выражается в четырех моментах. Во-первых, Запад экономически закрепляется в прилегающих, очень чувствительных для России, зонах. Во-вторых, проект будет способствовать горизонтальной консолидации государств Центральной Азии и Кавказа вокруг новых коммуникационных артерий, ориентированных друг на друга, а это лишает Россию контроля над товаропотоками. В-третьих, своими инвестициями Запад будет способствовать укреплению (ныне хрупкой) государственности образовавшихся на постсоветском пространстве новых независимых стран, склоняя их при этом к прозападной ориентации. В-четвертых, в качестве противовеса России Запад создаст мощный экономический и военно-политический союз. Усилить свое влияние в регионе пытается и Иран. Поскольку он - один из ключевых геополитических факторов для новых прикаспийских государств, Запад вряд ли сможет полностью исключить его из участия в каспийских проектах. Именно Иран наряду с Арменией - основной стратегический союзник России, противостоящий продвижению НАТО на юго-восток от Каспия.

Среди главных игроков, определяющих будущее Среднего Востока и непосредственно влияющих на геополитические сдвиги на постсоветском пространстве, особенно на Кавказе, выделяется Анкара. После фрагментации советского пространства у Турции появился реальный шанс усилить свое влияние, реанимируя идеи пантюркизма в близких ей в этническом, религиозном, языковом и культурном отношениях Азербайджане и центральноазиатских государствах. Естественно, с прокладкой нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан новую нишу в системе межгосударственного взаимодействия в регионе получает и Грузия, что в нынешних условиях усилит ее прозападную ориентацию.

Что же касается США, то они расценивают Каспий прежде всего как дополнительный источник энергоносителей. Помимо этого, американская заинтересованность в углеводородах Центральной Азии и Каспия во многом определяется стремлением усилить влияние на своих союзников - Западную Европу и Японию, используя средства доставки нефти в качестве инструмента экономического и политического давления. Контроль над энергоресурсами Каспия и их транспортировкой на мировые рынки даст американцам дополнительный рычаг воздействия на своих союзников при решении актуальных для США международных вопросов.

В новых геополитических условиях, определяющих развитие Каспийского региона, задача РФ, в частности и в особенности ее северокавказских субъектов, - стабилизировать политическую, экономическую, этническую, религиозную обстановку на территории от Каспийского до Черного морей. Они должны продемонстрировать, что обладают большим экономическим потенциалом и конкурентоспособны как внутри страны, так и на международном уровне. В этой связи надо подчеркнуть, что транспортировка нефти от Каспийского до Черного моря, от Махачкалинского порта к нефтеналивному порту Новороссийска и далее на международные рынки по южному региону России - самый короткий и экономически выгодный маршрут. Преимущество Каспийского региона в том, что он находится гораздо ближе к европейскому рынку, традиционному для сбыта российской нефти, чем западносибирские месторождения. А фактор расстояния от производителя до потребителя всегда важен, поскольку высокие расходы на доставку могут сделать неприбыльной даже нефть с низкой себестоимостью добычи.

Тем не менее расширение и модернизация транспортных коммуникаций, дальнейшее включение региона в континентальные

транспортные сети остаются одной из самых насущных и приоритетных задач относящихся к нему стран. Проект транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia - TRACECA) был предложен Евросоюзом и развивается при его активном содействии. Проектом охвачены Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан и Украина. Он направлен на развитие автомобильных, железнодорожных и морских коммуникаций. В его реализации заинтересованы и страны Черноморского экономического сотрудничества. В Азии наиболее активной поддержкой TRACECA пользуется в Китае, Пакистане, Афганистане и Монголии. Имея столько сторонников, данный проект, безусловно, получит в дальнейшем развитие, что будет способствовать расширению регионального и межрегионального сотрудничества и интеграции Закавказья и Центральной Азии в европейскую транспортную систему. К уже достигнутым успехам в реализации данной программы следует отнести развитие портов Каспийского бассейна - модернизацию порта Туркменбаши, казахстанского порта Актау, сооружение причалов и хранилищ-терминалов на Черном море (Поти, Батуми). (Сейчас более половины грузов из более чем 30 стран провозятся в обход России по грузино-азербайджанскому коридору.) Кроме того, в Ашхабаде был введен в строй крупнейший в Центральной Азии аэропорт.

Согласно предварительным подсчетам российских экспертов, в равных условиях тарифы на перевозку зерна, хлопка и контейнеров при использовании российских железных дорог ниже в 1,7 раза, а нефти и цветных металлов - в 1,2 раза, чем по маршруту TRACECA. Сроки доставки грузов по России короче в 1,8 раза. Словом, перевозки через наш Юг до Черного моря или далее по европейской части России обходятся дешевле, чем по Закавказью, так как минимизируется число транзитных государств, тем более что в Закавказье железнодорожная инфраструктура нуждается в расширении и модернизации. Россия выдвинула проект «Север-Юг», по которому создается транспортный коридор с основной ветвью по линии Санкт-Петербург-Москва-Астрахань-Тегеран-Бандар-Абасс (Иран)-Индия. Его участниками, помимо России, стали Беларусь, Иран, Индия и Казахстан; в его реализации с выгодой для себя могут принять участие Азербайджан и Туркменистан. Предполагается, что контейнеры из Индии будут доставляться морем в порты Ирана в Персидском заливе, затем железной дорогой

по Ирану - в его каспийские порты Энзели и Ноушехр, а дальше судами - в наш порт Оля на Северном Каспии. Весь путь контейнеров из Индии в Москву займет 16-20 суток, тогда как перевозка грузов по традиционному маршруту через Суэцкий канал длится 50-60 дней.

Проведение антитеррористической операции в Афганистане не отразилось на конкретных шагах стран - участниц данного проекта. Его реализация будет во многом содействовать интеграции России в целом и ее регионов в частности в мировую систему грузоперевозок. Ведь сейчас объем торговли между Европой и Азией достиг 600 млрд. долл. в год. В ближайшие 10-15 лет, по прогнозам ОЭСР, ожидается устойчивое развитие мировой экономики. Особенно высокие темпы экономического роста будут в Китае (7,9%) и странах Восточной Азии (6,2%). Все это вызовет увеличение производства и потребления товаров и, естественно, рост внешнеторгового оборота между странами Европы и Азии в 1,5-2 раза. При реализации вышеназванных проектов России необходимо прикладывать максимальные усилия, чтобы намечаемые линии коммуникаций в той или иной степени проходили через ее территорию, что экономически выгодно для всех сторон - участниц данных проектов. Это даст дополнительный импульс подъему северокавказских экономик как составляющего элемента экономики страны в целом, укрепит геополитические и экономические позиции России в Каспийском регионе и на международной арене.

Сегодня в большинстве случаев именно экономические отношения составляют основу международной политики, в частности вокруг Каспия и Кавказа. С этой точки зрения страны - участницы данных проектов должны быть заинтересованы в самом экономически выгодном для них варианте транспортировки их грузов на внешние рынки.

В сложившейся ситуации особое значение приобретает внешнеэкономическая деятельность прикаспийских регионов России, входящих в состав Южного федерального округа. Калмыкия занята привлечением зарубежных инвестиций, в частности арабских, для сооружения порта Лагань, а администрация Астраханской области - проектом развития маршрута Армения-Иран-Каспийское море-Россия как составной части транспортного коридора Север-Юг. Для европейских стран было бы экономически целесообразно, если бы пути доставки грузов из Южной и Юго-Восточной Азии и стран Персидского залива в Европу пролегали

через Россию - это более быстро и менее дорого. Такой вариант тем более актуален в силу того, что около половины мирового грузопотока приходится на перевозки из Европы в Азию и в обратном направлении. Эксперты Фонда Жданова, ссылаясь на данные немецких специалистов, утверждают, что груз из Берлина к побережью Персидского залива через Лагань - сначала на скоростном железнодорожном пароме, а затем в автофургонах по территории Ирана - дойдет до места назначения за семь суток. Это в пять раз быстрее, чем из Северного моря вокруг Европы через Суэцкий канал.

По предварительным оценкам, транспортные компании и страны, через которые транзитом следуют грузы, получают от эксплуатации этих торговых путей свыше 1 трлн. долл. ежегодно. Более того, геополитические условия России исключительно удобны для того, чтобы она взяла на себя главную роль в организации международных транспортных коридоров - как по горизонтали Восток-Запад, так и по вертикали Север-Юг. В том и в другом случае российская территория является тем обширным «терминалом», через который экономически наиболее выгодно осуществлять крупномасштабные перевозки.

Геоэкономическое значение Дагестана

В силу своего месторасположения и большой территории Дагестан должен быть заинтересован в реализации указанных перспективных проектов, в перекачке каспийской нефти и газа по трубопроводным системам, проходящим в его границах. Благодаря имеющейся инфраструктуре и выгодному экономико-географическому положению республики в регионе к ней устремлены взоры европейских и азиатских держав. И это внимание к «самому каспийскому» субъекту РФ вполне объяснимо. Республика занимает особое место на региональной арене: общее представление о геополитике России на юге своей территории невозможно составить без рассмотрения той роли, которая отводится Дагестану. Его протяженность с севера на юг - около 400 км, с запада на восток -около 200 км. По размерам территории - 50,3 тыс. кв. км, а также численности населения - 2,6 млн. человек это самая крупная республика Северного Кавказа. Будучи самым южным субъектом России и имея прямой выход к международным морским путям республика граничит по суше и по морю с пятью государствами -

Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Свыше 3/4 береговой линии Каспия в пределах РФ приходятся на Дагестан. Республика является важным звеном кавказского коридора, через который осуществляются интенсивные контакты между народами и государствами.

Такое уникальное положение Дагестана дает возможность выдвигать и реализовывать задачи геостратегического порядка. Особую роль играет транспортная инфраструктура, одним из ключевых объектов которой выступает Махачкалинский международный морской торговый порт - единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся на пересечении транспортных коридоров Север-Юг и Восток-Запад. В создании первого из них делаются определенные шаги дагестанской и иранской сторонами, но данное направление нужно развивать активнее, так как от нынешней медлительности прибыль теряют они обе.

Отдельного внимания заслуживает рост транспортных возможностей Махачкалинского порта. В 2000 г. он обработал более 120 тыс. т генеральных грузов и около 1,5 млн. т нефтепродуктов. Однако мощности порта используются только на 20%. Порт соединен с железной дорогой, имеющей пропускную способность более 10 млн. т в год, и обслуживает Махачкалинскую нефтебазу - одну из самых крупных на Юге России, располагающую терминалом для хранения нефти и нефтепродуктов общей емкостью 500 тыс. куб. м. В нефтегавани построены два новых современных нефтепирса общей мощностью 7 млн. т в год. Введена в эксплуатацию железнодорожная паромная переправа пропускной способностью 20 440 вагонов в год. Она позволяет обеспечить прямое железнодорожное сообщение с портами Казахстана - Актау, Туркменистана - Турк-менбаши, Ирана - Амир-Абад. Махачкалинский порт может переваливать до 7 млн. т наливных и 2 млн. т сухих грузов в год. Он располагает также собственным транспортным флотом. Общая грузоподъемность сухогрузных судов класса «река-море» составляет 7,3 тыс. т, наливных судов - 7,5 тыс. т. После реконструкции порта в 2004 г. он в состоянии увеличить грузооборот до 8,5 млн. т, включая 7,9 млн. т наливных грузов. Большие возможности порта и его экономико-географическое расположение на перекрестке мировых транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг предопределяют его важную стратегическую роль. Необходимо способствовать включению его в мировые транспортные коммуникации и

интеграции Дагестана в международные экономические структуры и отношения.

Помимо морского порта в Дагестане есть международный аэропорт и развитая сеть автомобильных дорог. Через территорию республики проходят основные железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения. В частности - автодороги международного значения Ростов-Баку, Астрахань-Махачкала, автомобильная дорога Москва-Баку, связанная с Ираном и Грузией, магистраль «Кавказ». Протяженность железных дорог равна 550 км. Основной пассажирский поток приходится на международные линии Москва-Баку-Тегеран, Киев-Баку, Москва-Тбилиси. Однако уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует современным требованиям. Транспортный потенциал республики используется крайне неэффективно, что тормозит работу транспорта и вызывает рост связанных с ним издержек. Акватория, шельф и прибрежная зона Дагестана обладают большими природными богатствами - прежде всего углеводородным сырьем, биологическими ресурсами, в том числе осетровыми рыбами, а также высоким потенциалом рекреационных услуг. Здесь имеются значительные предпосылки для развития транспортной инфраструктуры федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы).

Прогнозируемые запасы на суше и море в дагестанской части Каспия - более 500 млн. т нефти с конденсатом и 800 млрд. куб. м газа. По оценкам специалистов, доход от каждой тонны нефти, переработанной в Дагестане для дальнейшей доставки в черноморские порты, составляет приблизительно 7 долл. Поток нефти через Махачкалинскую нефтегавань может достичь 7 млн. т. Если создать соответствующие условия и утвердить приемлемую ставку для американской нефтегазодобывающей компании «Mobil», которая не исключает транспортировку туркменской нефти через Махачкалу, то за короткий период перевозку нефти только для данной компании можно будет планомерно увеличить до 3 млн. т. А при полномасштабном освоении недр дагестанского сектора шельфа Каспийского моря 35-50 тыс. человек найдут работу в основных и вспомогательных отраслях, что в определенной мере решит проблему избытка трудовых ресурсов (в первую очередь занятости молодежи) и тем самым улучшит социально-экономическую ситуацию в республике.

Дагестан не только осуществляет транзит различных грузов, но и добывает полезные ископаемые, пользующиеся высоким спросом на международных рынках. Это прежде всего нефть, отличающаяся - как и на остальном Северном Кавказе - высоким качеством. Из нее можно получать лучшие сорта горючего, масел и других нефтепродуктов, необходимых для авиации, космической и других отраслей хай-тека. Нефть большинства других месторождений мира для этих целей не подходит.

Еще одна составляющая геоэкономического потенциала Дагестана - природно-климатический фактор, который благоприятствует развитию курортно-туристического, рекреационного комплекса. В Дагестане большие запасы минеральной воды, множество термальных лечебных источников.

Сегодня, когда силами многих государств активно ведется исследование и хозяйственное освоение ресурсов Каспия, немалую роль в международном сотрудничестве играют добрососедские отношения Дагестана с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном, в которых значительна дагестанская диаспора. С этими странами республика подписала ряд договоров о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Во всех них открыты дагестанские представительства, которые изучают местные рынки, возможности расширения торгово-экономических связей и создания совместных предприятий, ведут поиск инвесторов, а также оказывают содействие принявшим их государствам в подобной работе в своей республике. На Каспии политические и торгово-экономические приоритеты России в целом и Дагестана в частности во многом совпадают с интересами Ирана. Ирано-дагестанское сотрудничество осуществляется на основе российско-иранских межправительственных соглашений. Вместе с тем правительство Дагестана рассматривало проекты договоров о торгово-экономическом партнерстве с иранской провинцией Восточный Азербайджан. Достигнуты соглашения о строительстве в Иране малых гидроэлектростанций, воздушных линий электропередачи, поставке оборудования для трансформаторных подстанций.

Как и у всего Каспийского региона, у Дагестана огромные возможности для бурного экономического роста, и в случае согласования и начала реализации упоминавшихся проектов он станет привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Международная инвестиционная активность может стать одним из

важных факторов деэскалации конфликтной напряженности в регионе. Воплощение в жизнь перспективных программ будет способствовать экономическому подъему, социально-политической стабильности и обеспечению стратегической безопасности Юга России и страны в целом. Эффективное использование Россией геостратегического положения Каспийского региона сделает ее политику в северокавказских субъектах, в частности в Дагестане, более оптимальной. Это предполагает решение целого ряда социально-экономических, политических, демографических, миграционных и этноконфессиональных проблем, повышенная острота которых обусловливает особую конфликтогенность в республиках Северного Кавказа. Необходимо учитывать при разработке инвестиционных проектов высокую потребность населения в рабочих местах, поднять эффективность управления на республиканском и муниципальном уровнях, тщательно продумать и усилить меры по преодолению этноклановости. К актуальным задачам также относятся более эффективная эксплуатация транспортно-коммуникационных путей, включая морские, их модернизация, укрепление сотрудничества с государствами СНГ и дальнего зарубежья, использование внутренних преимуществ геоэкономического потенциала, который характеризуется в первую очередь природно-климатическими условиями, благоприятными для развития аграрной промышленности и курортно-рекреационной отрасли. Необходимый прогресс в указанных направлениях - залог повышения роли России в приобретающем все большее геополитическое и геоэкономическое значение Каспийском регионе.

«Мировые экономики и международные отношения»,

М., 2009 г., № 1, с. 71-76.

С. Жильцов, И. Зонн,

публицисты

КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: «БОЛЬШАЯ ИГРА-2»

На протяжении XIX в. Англия и Россия вели военно-политическое соперничество за доминирование в регионе, в основном используя экономические инструменты. Позже их соперничество было названо «Большой игрой». После развала Советского Союза и образования «нового геополитического и геоэкономического Каспия» стали говорить о «Большой игре-2». Ее отличие от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.