Научная статья на тему 'Ключевая составляющая инфраструктурного комплекса Дагестана'

Ключевая составляющая инфраструктурного комплекса Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевая составляющая инфраструктурного комплекса Дагестана»

М. ГАСАНОВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института социально- экономических исследований Дагестанского

научного центра РАН С. ДОХОЛЯН, доктор экономических наук, профессор ведущий научный сотрудник Института социально- экономических исследований Дагестанского

научного центра РАН

КЛЮЧЕВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ДАГЕСТАНА

Одним из основных направлений совершенствования регионального транспортного комплекса Дагестана, фактором повышения качества и эффективности предоставляемых транспортных услуг является устранение существующих инфраструктурных ограничений в данном регионе. Эта задача имеет важное геополитическое и экономическое значение для России, поскольку на Дагестан приходится самая протяженная часть российской морской береговой линии на Каспии - 530 км. По суше и по морю Дагестан граничит со странами ближнего и дальнего зарубежья -Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры Южного федерального округа, дагестанского побережья Каспия, является Махачкалинский морской торговый порт. Располагаясь на западном побережье Среднего Каспия, Махачкалинский порт, построенный в 1870 г., занимает крайне выгодное географическое положение в зоне международных транспортных направлений, считается единственным незамерзающим портом на Каспии.

Перспективы модернизации Махачкалинского морского торгового порта связаны с расширением международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад». Реализация потенциала Махачкалинского порта сократит сроки доставки продукции по направлению «Север-Юг» до 21 дня против нынешних 45 дней по существующим маршрутам через Индийский океан, Средиземное и Балтийское моря. Затраты грузоотправителей российских субъектов уменьшатся на 20-25%. Порт является связующим звеном экономики Юга России со всеми государствами Каспийского региона - государствами Средней Азии и Ираном, Закавказьем. Продукция из Казахстана и Ирана, Туркмении и Индии пойдёт в Россию морем через Махачкалу и обратно. Как известно, объем торговли между Европой и Азией достигает 600 млрд. долл. в в год.

Международный порт имеет перегрузочные мощности на 8 млн. т наливных и свыше 2 млн. т других народнохозяйственных грузов. В перспективе намечается обрабатывать более 10 млн. т нефтеналивных и 5 млн. т других грузов. Реконструкция и развитие порта осуществляются по совместным проектам итальянских и отечественных специалистов. Реализация проекта позволит увеличить количество работающих более чем на одну тысячу человек.

Особое значение имеет инвестиционный проект по строительству и эксплуатации железнодорожных паромов. Смешанные железнодорожно-водные перевозки продукции из Казахстана, Туркмении и Ирана в перспективе принесут миллиардные доходы и

увеличение платежей в бюджет РФ. Порт намеревается приобрести к имеющимся 4 еще 8 паромов (из Хорватии) вместимостью по 52 железнодорожных вагона каждый.

В настоящее время нефтеналивной район порта включает пять специализированных причалов, способных обрабатывать одновременно более 5 танкеров. К нефтегавани примыкает территория нефтебазы емкостью единовременного хранения 500 тыс. куб. м. Махачкалинский морской международный торговый порт активно развивает судоходное, судоремонтное и судостроительное производство. В его управлении находится 18 единиц новых специализированных буксиров. Все это позволяет проводить гибкую тарифную политику в работе с экспедиторскими компаниями при погрузочно-разгрузочных работах и осуществлении российских морских перевозок.

Таким образом, в настоящее время в порту стала возможной переработка практически всех видов продукции - нефти и нефтепродуктов, металла и древесины, сжиженного газа, зерновых и химических грузов. Изменения, произошедшие в порту за последние годы, действительно впечатляют. Сегодня это практически полностью обновленное, современное и высокотехнологичное предприятие с большим будущим. Наращивается грузооборот порта. Кроме того, уже сейчас совместно с зарубежными партнерами прорабатываются вопросы строительства выносной новой платформы на расстояние 12 км от берега и подводного нефтепровода на глубине 16 м для перевалки нефти на крупнотоннажные танкеры дедвейтом до 60 тыс. т. Одновременно причалы порта будут принимать танкеры грузоподъемностью 10-12 тыс. т.

В соответствии с государственной программой, утвержденной президентом Российской Федерации, в зоне Махачкалинского морского торгового порта создана и введена в эксплуатацию Система управления движением судов, а морские районы включены в глобальную морскую систему спутниковой связи. Это стало значительным шагом на пути признания Махачкалинского порта Международной морской организацией безопасности мореплавания.

Как уже отмечалось, привлекательность проекта обусловлена расположением порта на исторически сложившихся транспортных магистралях, по которым традиционно перевозятся нефтепродукты и другие виды народнохозяйственных грузов. В настоящее время успешно осуществляются реконструкция действующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузов и нефтегавани с образованием акватории, строительством административных зданий, подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог и других инфраструктурных объектов.

Реализация данного проекта имеет огромное значение, так как она обеспечивает России роль одного из главных транспортировщиков каспийской нефти и перевозки грузов, формирующихся в Казахстане, Турции, Индии, Иране и других странах ЮгоВосточной Азии.

В настоящее время порт - это более 25 га территории сухогрузного района. Причалы генеральных грузов, расположенные в сухогрузной гавани, оснащены перегрузочной техникой, имеют подъездные и выставочные железнодорожные пути и коммуникации. Введенный в эксплуатацию причал для приема автомобильного парома, перевозки автомобилей и контейнеров общей грузоподъемностью до 1,6 млн. т в год, обеспечивает линию Россия - Иран. Первая очередь железнодорожной паромной переправы располагает пропускной способностью более 20 тыс. вагонов в год для обеспечения прямого железнодорожного сообщения с портами Казахстана, Туркмении и Ирана.

В 2004 г. введены в эксплуатацию три новых причала суммарной производительностью 3,5 млн. т в год. Они оборудованы современной перегрузочной техникой грузоподъемностью до 64 т, складскими площадями открытого и закрытого типов

хранения, а также имеют зерновой терминал производительностью до 1 млн. т. Ведётся реконструкция нефтеналивного района. Уже построены два новых современных нефтяных пирса, завершена реконструкция волнолома, началось восстановление еще одного нефтеналивного причала.

Реализация данного проекта будет способствовать дальнейшему социальноэкономическому развитию региона побережья Каспия. Отдача выразится в значительном увеличении платежей в бюджеты всех уровней, в создании около двух с половиной тысяч дополнительных рабочих мест в Дагестане.

Геополитическое значение проекта заключается в создании на Каспии сбалансированной и устойчивой транспортно-технологической системы, объединяющей в единый комплекс железную дорогу, паромы и портовые сооружения для перевозки продукции смешанным железнодорожно-водным сообщением на выгодных для российской стороны контрактных условиях.

Устойчивая транспортная инфраструктура на Каспии укрепит позиции страны в транспортной системе международного направления: Центральная Азия - Россия -Украина - Балканские страны. Реализация проекта обеспечит реальный противовес другим маршрутам, следующим в обход российской территории через Закавказье. Политика России в отношении Каспия направлена на обеспечение в этом регионе мира и стабильности, укрепление добрососедских отношений с прибрежными государствами и многостороннее сотрудничество, как с прикаспийскими странами, так и иными регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.