Научная статья на тему 'Cursorem tibi Rufe: неучтенный фрагмент Цезия Басса?'

Cursorem tibi Rufe: неучтенный фрагмент Цезия Басса? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Александр Евгеньевич

В статье рассматривается авторство фрагмента cursorem tibi, цитируемого в Третьей книге эпиграмм Марциала и в метрике Афтония (VI 156, 14 GLK).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cursorem tibi Rufe: неучтенный фрагмент Цезия Басса?»

А. Е. Кузнецов

Cursorem tibi Rufe: неучтенный фрагмент Цезия Басса?

Третья книга эпиграмм Марциала завершается небольшим стихотворением 'на посылку', адресованным некоему Руфу1: Cursorem sexta tibi, Rüfe, remîsimus hora,

carmina quem madidum nostra tulisse reor: imbribus inmodicïs caelum nam forte ruebat. non aliter mittï debuit iste liber. Cursor 'скороход' - редкое слово в латинской поэзии2, поэтому не может быть случайным соединение cursorem - tibi -Rufe еще в одной строке, которую мы находим в метрике Афтония (VI 156, 14 GLK):

cursorem tibi vendo Rüfe servum В каком отношении находятся эти стихи? Афтоний приводит пример такой словоделительной схемы фалекия, из которой, переставив трохеическое слово, можно получить сапфический одиннадцатисложник c правильной горациевой цезурой:

Rufe cursorem tibi vendo servum Этот словоделительный вариант оказывается редким. У Катулла встречаются такие стихи, как 1, 3:

Cornell tibi namque tü solebas - где namque не может быть перенесено в начало строки без нарушения грамматической связности. В других случаях трансформированный стих оказывается бесцезурным: ignis mollibus ardet in medullîs (45, 16) ^ ardet ignis mollibus in medullîs.

1 Личность этого Руфа (он же в III 97) не может быть установлена, см. комментарий Фузи против отождествления с Канием или Камонием Руфом (Valerii Martialis Epigrammaton lib. III ... a cura di A. Fusi. Hildesheim, 2006).

2 В корпусе PHI, кроме Плавта (Mer. 123; Poen. 546; Tri. 1023), зарегистрировано у Марциала (III 47, 14; XII 24, 7) и Ювенала (М 52); в Lucret. II 79 cursor - участник состязания в беге.

Не перечисляя всех казусов (см. 14, 6; 14, l; 46, 5), заметим, что у Катулла все же можно найти стихи, позволяющие воспроизвести деривацию Афтония:

oraclum Iovis inter aestuosi (l, 5) ^

inter oraclum Iovis aestuosi münus dat tibi Sulla litterator (14, 9) ^

Sulla münus dat tibi litterator sic inquit mea vîta Septimille (45, 13) ^

vita sic inquit mea Septimille

Редкость таких стихов объясняет, почему Афтоний не дает пример из Катулла, но наличие (хотя бы редких) примеров говорит против того, что фалекий Афтония - вымышленный, поскольку Катулл принадлежит к числу авторов, допущенных в метрики как источник цитат3.

Предположив, что фалекий Афтония был искусственным примером, придуманным ad hoc, мы сталкиваемся и с другими трудностями. Зачем появляется случайное и непонятное личное имя? Как объяснить сходство с Марциалом? Марциал, в отличие от Катулла, не принимается во внимание и не упоминается авторами метрических трактатов, поэтому влияние Марциала на Афтония совершенно исключено. Наконец, текст Афтония, сопровождающий пример, близок к формулам, которые вводят цитаты: denique ut in exemplum trichaeum separatum adferamus, sit versus huius modi... - сравним: et ut per ordinem ipsorum trochaeorum iuxta legem phalaecii e carminibus Flacci exempla proferamus, primus sit nobis ille versus...

Таким образом, фалекий cursorem tibi не был искусственным примером, и Афтоний независимо от Марциала цитирует стих, аллюзия на который содержится в Epigr. III 100, 1.

Третья книга эпиграмм появилась в SS г., что дает terminus ante quem. Далее, можно установить и terminus post quem, хотя и неточный.

Сокращенная форма vendo из спондеического vendo могла появится не ранее 20-10 годов I в. до н. э. Старшие поэты эпохи Августа не допускают таких сокращений. У Проперция находим только один пример (III 9, 35), но в Amores Овидия сокращенные варианты нередки, в его стихах, написанных в изгнании, их

3 До 40 упоминаний и цитаций в корпусе метрических авторов Кейля, что далеко превосходит все остальные тексты Огашшайсогиш Ьайпогиш.

число возрастает, расширяется репертуар затронутых сокращениями словоформ у Манилия4. Появление vendo в единственном, случайно выбранном стихе свидетельствует о высокой частотности сокращений в первоисточнике, который должен относиться к 30-60 гг н. э. с большей вероятностью, чем к предшествующим десятилетиям.

Эти хронологические соображения имеют решающее значение для атрибуции фрагмента, поскольку отсекаются неотерики, априорно наиболее вероятные претенденты на авторство фалекия.

Сложив все эти факты и предположения, мы можем указать на Цезия Басса, как на вероятного автора cursorem tibi.

В конце 80-х годов Цезий Басс еще не был забыт, и Марциал мог цитировать его, рассчитывая на понимание.

Принципиальное значение имеет вопрос о присутствии примеров из поэзии Цезия Басса в «Liber de metris», учебнике метрики, авторство которой традиция приписывает тому же Бассу. Ранняя (до нас не дошедшая) версия этого учебника была одним их основных источников Афтония.

В каноническом (но весьма спорном) собрании поэтических фрагментов Цезия Басса, помещенном в издании Fragmenta Poetarum Latinorum, восемь фрагментов из 10 цитируются анонимно в существующем отрывке из «Liber de metris» (Pseudo-Bassus), один фрагмент (10) происходит из утраченной части этого же сочинения, и только fr. 1 цитируется с именем поэта независимым от метрической традиции источником (Прис-циан)5. В противоположность издателям FPL, Кёртни дает только фрагмент (из Присциана), полагая, что все анонимные цитаты представляют собой искусственные иллюстрации метрических

форм6.

4 R. Hartenberger. De O finali apud poetas latinos ab Ennio usque ad Iuvenalem. Bonnae, 1911.

5 Три издания FPL (Morel 1927, Buechner 1982, Blänsdorf 1995) дают фрагменты Цезия Басса одинаково. Фрагменту 1 был посвящен мой доклад [А. Е. Кузнецов «Лирика» и «Метрика» Цезия Басса // Индоевропейское языкознание и классическая филология - IX. Материалы чтений, посвященных памяти проф. И. М. Тронского. СПб., 2005].

6 E. Courtney. The Fragmentary Latin Poets. Oxford, 2003. P. 251. Скептицизм не решает проблему авторства стихотворных фрагментов. Если Цезий Басс был автором метрического трактата (как полагает

Обсуждение этой проблемы выходит за границы настоящего сообщения, и я здесь могу только сформулировать свою точку зрения: (1) «Liber de metris» не был написан Цезием Бассом; (2) анонимные примеры в значительной степени были взяты из поэзии знаменитого лирика эпохи Нерона, а не были придуманы безвестными грамматиками.

Из посвященной Цезию Бассу VI сатуры Персия мы знаем, что поэт, который разрабатывал важные и героические темы, в какой-то момент обратился к шутливой лирике. Из этой шутливой поэзии происходит, вероятно, стих о скороходе, который с пометкой Dubia может быть добавлен к собранию фрагментов Цезия Басса.

Кёртни), то кто был автором искусственных примеров в этом трактате? Если «Liber de metris» редактировался позднее, то отрывки из собственной поэзии Цезия Басса могли войти уже в эту позднейшую редакцию. В любом случае составитель метрического компендия положительно относился к поэзии эпохи Нерона, о чем свидетельствуют цитаты из Петрония (fr. XIX-XXI): согласие Теренциана Мавра и Афтония (fr. XIX, XX) с определенностью указывает на «Liber de metris» как на источник этих цитат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.