Научная статья на тему '«Лирика» и «Метрика» Цезия Басса'

«Лирика» и «Метрика» Цезия Басса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лирика» и «Метрика» Цезия Басса»

А. Е. Кузнецов «Лирика» и «Метрика» Цезия Басса

Сохранившиеся фрагменты лирики Цезия Басса (или то, что считается таковыми), происходят из двух неравных источников.

Присциан — единственный автор, который цитирует поэта, указывая и на автора, и на источник цитаты:

Bassus in II Lyricorum

Calliope princeps sapientï psallerat o re

(II 527, 16 GLK = Fr 11)

— эта строка и будет предметом настоящей работы.

Все остальные фрагменты (2-10) происходят из учебника метрики, который назывался «Liber de metrïs» и был известен под именем Цезия Басса, возможно, уже с конца II века2. От этой книги до нас дошел объемный отрывок, содержащий в качестве иллюстраций стихи, некоторые из которых представляются придуманными автором учебника. Поскольку большая часть «Librî de metrïs» утрачена, то можно ожидать, что часть примеров из этой, очень авторитетной на закате античности, книги сохранилась у грамматиков. Действительно, у Диомеда находим пример молосса (metrum molossicum), который "дает Цезий Басс" (I 513, 15 GLK = Fr. 10). Что касается анонимных примеров, то они многочисленны,3 однако вопрос об их атрибуции едва ли может быть разрешен3. Проблема в том, что существующий текст

1 Стандартный текст: FPL3 = Fragmenta Poetarum Latinorum Epicorum et Lyricorum praeter Ennium et Lucilium. Post W. Morel [ed. 1a anni 1927] novis curis adhobitis edidit Carolus Buechner [ed. 2a anni 1982]. Editionem tertiam curavit Jürgen Blänsdorf. Studgardiae et Lipsiae, 1995, p. 316; библиография: Fabio Cupaiuolo. Bibliografia della metrica Latina. Na-2poli, 1995, p.77.

«Liber de metrls» был известен Теренциану Мавру, которого датируют от середины II до начала IV в.: Terentiani Mauri De Litteris, De Syllabis, De Metris a cura di Chiara Cignolo. Hildesheim: Olms, 2002, I, p. xxv.

3 Стихи, придуманные metrl causa, не могут принадлежать исключительно Бассу; поэтому сомнительна гипотеза Лео [Friedrich Leo. Die beiden metrischen Systeme des Alterthums // Hermes, 24, 1889, S. 294], который полагал, что nön ignöbilis poeta, упомянутый Квинтилианом как автор versüs reciproci (Inst. IX 4, 90; FPL3 p. 463), может быть отождествлен с Бассом.

«Librï de metrïs» не принадлежит Цезию Бассу: он представляет собой позднейшую переработку какого-то ранннего первоисточника, о котором мы не знаем ничего4. Прямых свидетельств о том, что поэт Басс писал теоретические или дидактические труды по метрике не существует. У Руфина (VI 555, 22 GLK) цитируется Bass[i]us ad Neronem, однако это указывает только на то, что грамматики отождествляли автора метрики с поэтом эпохи Нерона, хорошо известным хотя бы по схолиям к Персию: ни посвящение ad Neronem, ни содержание цитаты не могут восходить к I веку5.

В истории метрики «Liber de metrïs» известен как, вероятно, основной источник для деривационных построения римских грамматиков.

Все фрагменты, происходящие из этого метрического компендия, изданы под рубрикой Incertae seáis.

Происхождение и надежность Fr. 1. Присциан излагает правила образования перфекта глаголов на -lo: стихи Басса дают пример перфектной формы от psallo. Грамматик имел в своем распоряжении список глаголов, образующих перфект по модели vello - vellï, с примерами из стихов и прозы. Как в этот список попал Цезий Басс? Присциан охотно использовал писателей ранней Империи. Десятки примеров из Лукана, Стация, Ювена-ла, Персия составляют разительный контраст с сочинениями других грамматиков, которые этими авторами пренебрегают. Раздел о глаголах на -lo не представляет исключения: его иллюстративную часть составляют вместе с выписками из Вергилия и республиканских авторов несколько стихов из Стация и Лукана. Цезий Басс кажется здесь на своем месте. Однако необычным

4 Вот суждение Кейля по этому вопросу: ... ea quae nunc legimus a grammatico quodam inferioris aetatis e Caesii libro collecta, non ab ipso nobilissimo artis metricae auctore scripta esse credantur [GLK VI p. 250]. Текст, который принято цитировать под именем Pseudo-Bassus, имеет ложный рукописный титул ATILII FORTUN ATI ANI ARS, был издан Кейлем под названием «Caesii Bassi fragmentum de metris» (VI 255272),

5 Это относится, прежде всего, к представлению о том, что ямб отличается от дактиля ритмическим ударение (percussio), цитата Руфина представляет собой ухудшенный вариант аналогичного места из Юбы (III 420 GLK).

для Присциана является то, что эта цитата — единственная и более нигде Присциан не цитирует и не упоминает Цезия Басса. Поэтов Империи Присциан изучал по первоисточникам, чем объясняется и то, что цитат из них очень много, и то, что в репертуар цитируемых авторов входят полностью сохранившиеся тексты. Очевидно, что знакомство грамматика с произведением Басса было иным: его стихи взяты Присцианом из вторых рук, из какого-то каталога редких слов, куда цитата из Басса могла попасть только благодаря исключительной редкости перфектных образований от psallo6. С большой вероятностью мы можем заключить, что цитата из Басса получила статус грамматического примера задолго до Присциана и вне какой-либо связи с метрическими вопросами. Сам Присциан не видел первоисточника, поэтому название «Lyrica» можно принять только bona fide, — однако грамматики редко ошибаются в заглавиях. Надежность цифры 'II' ничем не может быть подтверждена (ясно только, что книг в сборнике Басса было больше, чем одна).

Текст передан в рукописях в двух вариантах. Textus receptus, приведенный выше, дает строку в форме правильного гекзаметра. Это (как можно судить по аппарату Герца) чтение группы рукописей RB ceterique, которые, как полагал издатель, непосредственно восходят к архетипу VI в. Другая группа GLK происходит из того же архетипа, но через посредничество промежуточной островной редакции. Эти рукописи дают плохой гекзаметр (бесцезурный стих с диерезой после третьего метра): Calliope sapientï princeps psallerat o re Превосходство RB не является абсолютным. Эти рукописи и даже их согласие иногда дают худшее чтение, в некоторых случаях это ошибки, в некоторых — неудачная правка (II 444, 1S, 474, 5, 476, 4).

illa stacta] illa est acta RBG illa acta LK II 444, 1S Musa mihi causas] causa mihi B II 449, 24

6 Обсуждаемое место, видимо, единственное [Neue3 III, 418]. Не следует думать, что Басс был замечен грамматиками (II в. ?) непременно как языковой авторитет. Он мог быть примером не вполне удачных новшеств или вульгаризмов, — как Авл Геллий цитирует Левия или Сенеку. В связи с лирическими примерами Присциана интересно заметить, что его раздел о глагольной флексии (Ii p. 484-560 GLK) дает три фрагмента из четырех «Erôtopaegniôn» Левия.

sed valvae] sualde K ual*de L ualde RBG (из ualbe?) II 474, 5 Sulla in] syllaba (I) RB — sylla, silla GLK II 476, 4 Laevius] Livius RB Levius GLK II 484, 14 quid ais] agis RB II 484, 19 (из /ad4is/ ?)

Есть примеры, когда группы рукописей разделяются в выборе древнего разночтения

flagrantia mella GLK fragrantia ceteri И в нашем случае реконструкция для архетипа, чтения, тождественного RB, представляется далеко не очевидной. В этом случае вариант GLK оказывается необъяснимой порчей текста: перестановки слов в стихах не являются чем-то необычным, однако трудно указать примеры, когда перестановка нарушала бы столь резко привычный ритм, ср. 'Musa causa mihi', где все же сохраняется нормальная схема словоделения.

Другая трудность связана с заглавием первоисточника. Если «Lyrica» правильно, то неясно, как в этот сборник мог войти дактилический гекзаметр7.

Метрика. Сомнительность текста и проблемность заглавия могут быть сняты одним предположением: текст островной редакции правильный. Два рукописных варианта представляют не два гекзаметра, ритмически корректный и некорректный, а стихи, которые вовсе не являются гекзаметром (чтение GLK), и, с другой стороны, их банальное исправление по ритмическому стереотипу гекзаметра (ceteri).

Текст GLK разлагается на два метрически тождественных стиха, каталектических дактилических триметра: Calliope sapientî princeps psallerat ore

Метрическая природа этого искусственного размера будет понятна из теории деривации, которой придерживались многие римские грамматики.

Эта теория все размеры объясняла через соединение и модификации сегментов двух основных размеров, ямбического триметра и дактилического гекзаметра.

Важность дактилических триметров в этой системе видна из того, что они позволяют описывать лирические размеры, которые в современной метрике принято называть эолийскими, как

7 С натяжкой гекзаметр можно объяснить только как часть эпода.

сегменты гекзаметра, при условии, что эти размеры взяты в их горациевой форме, с обязательным спондеем на месте эолийской базы.

Согласно Афтонию (VI 74 ОЬК) гекзаметр делится на несколько видов начальных (тШа^) и конечных (йла^) колонов. Тг1ше1гц8 тШа^ (по метрической номенклатуре акаталектиче-ский) совпадает с тем, что Афтоний, как и современные метрики, называют гликонием:

sic te

diva po- -tens Cypri

Этот 'триметр' делится на дактилические метры таким же образом, как____

I II III

nimborum in patri- -am loca

Trimetrus finalis (каталектический) совпадает с ферекрати-

ем:

grato Pyrrha sub antro

IV V VI

Albanique patres atque altae moenia Romae

У Цезия Басса

princeps__psallerat ore

Сакердот (VI 515 GLK) предлагает более разветвленную терминологию. Под названием hemidexium он описывает, полный триметр, в котором допустимы все комбинации дактилей и спондеев. Пример — чистый дактилический: et Chaos et Phlegeton loca8

Ферекратий и гликоний по утверждению Сакердота имеют только строгую эолийскую (горациеву) форму9.

Таким образом, схема 'Calliope sapienti' не описана известными источниками. Однако триметр с первым дактилем вполне соответствует логике деривационной теории.

8 Как сообщает Сакердот, этот размер имеет все восемь возможных вариантов, включая, следовательно, и схему 'Calliope sapienti', все же, скорее, эти восемь вариантов — схоластический формализм. В действительности дактиль и спондей не могут чередоваться в исходе стиха.

9 Здесь Сакердот упоминает метриков, которым была известна эолийская база, то есть правило по которому первый 'метр' этих размеров может быть заполнен любой двусложной комбинацией. Но этих ученых Сакердот неодобрительно характеризует quidam non bene curiosi (VI 515б 13 GLK).

В классическом гекзаметре словораздел после третьего метра не представляет большой редкости. Конечно, этот словораздел не является колометрическим и сочетается с правильной цезурой. Спондей в четвертом метре при этом преобладает, но возможен и дактиль, что дает схему первой строки фрагмента Басса:

I—III IV V VI

nimborum in patriam loca feta fU- -rentibus Austrïs

Callio- -pe sapi- -entï

Поставив чистую дактилическую форму триметра рядом с ферекратием, Цезий Басс наглядно показал деривационный принцип — происхождение эолийских размеров из дактилического гекзаметра.

«Lyrica» versus «Liber dë metrïs». Предложенная метрическая реконструкция может пролить некоторый свет на происхождение «Liber de metrïs». Случайно сохраненный Присцианом отрывок

1) оказывается лирическим в строгом (метрическом) смысле,

2) представляет собой метрический эксперимент, сделанный по предписаниям деривационной теории.

Это позволяет думать, что написанные редкими размерами стихи, известные из метрического учебника, попали туда из лирического сборника Цезия Басса.

Эта гипотеза работает против того, что поэт был автором «Librï de metrïs» в первоначальной форме. Полный текст «Lyri-corum» был утерян, по всей вероятности, задолго до появления известных нам метрических пособий, — об этом говорит молчание грамматиков, которые хорошо знакомы с 'Бассом' как с метрическим авторитетом. В этих условиях многочисленные примеры из лирики Басса уже не отождествлялись с первоисточником. Имя поэта было со временем привязано к учебнику, который был иллюстрирован в значительной степени цитатами из его экспериментальных стихов. Мы могли бы предположить даже, что субстратом «Librï de metrïs» был относительно ранний метрический комментарий к сборнику «Lyrica» нашего поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.