УДК 614.253/254/256:616.31:159.944.4:378.046.4(470.57)Т23
CИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ ДЕТСКИХ
Степанова Т.С., СуховаВ.А., СапегинаЕ.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 [email protected] - Степанова Татьяна Сергеевна
Резюме: Проведено анкетирование 56 практикующих врачей-стоматологов детских г. Смоленска. Эмоциональное выгорание по результатам проведенной работы зафиксировано в незначительной степени, однако ряд выявленных факторов свидетельствует о том, что в совокупности они могут привести к возникновению синдрома. Для профилактики последнего врачам даны рекомендации.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, классификация, врачи-стоматологи детские, факторы, типы людей.
SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING AMONG CHILDREN'S DENTISTS Stepanova T. S., Sukhova V. A., Sapegina E. V.
Smolensk State Medical University, 28, Krupskaya St., 214019, Smolensk, Russia
Summary. There were questioned 56practicing children's dentists in Smolensk. According to the results the emotional burnout is recorded to a small extent, however, a number of identified factors indicate that they can lead to the occurrence of the syndrome. For the prevention of the latter, doctors are described recommendations.
Keywords: burnout syndrome, classification, children's dentists, factors, people types.
Введение. Термин «эмоциональное выгорание» впервые ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Им обозначают психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с клиентами в эмоционально нагруженной сфере [1]. Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач - социальный психолог. Она разделила синдром эмоционального выгорания (СЭВ) на три составляющие:
1. эмоциональное истощение;
2. деперсонализация, которая характеризуется развитием негативного отношения к клиентам;
3. редуцирование личных достижений, которое проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [2].
Исследованием данной проблемы также занимались отечественные учёные Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц (1998). Они рассматривают синдром эмоционального выгорания как состояние «профессиональной деформации». Эмоциональное выгорание - это проблема современного общества, особенно в тех сферах, где характерен непосредственный контакт «человек-человек» [3]. В частности, профессия врача предполагает эмоциональную насыщенность и совокупность различных факторов, вызывающих возникновение стрессовых ситуаций. [4].
Стоматологи в большей степени подвержены воздействию эмоционального выгорания, по сравнению с врачами других специальностей, а исследования его факторов у врачей - стоматологов детских заслуживает особого внимания, поскольку их деятельность связана с повышенной эмоциональной нагрузкой. Связано это, во-первых, с постоянным тесным контактом с детьми, которые обладают нестабильной психикой в силу возрастных
особенностей, а во-вторых, с необходимостью параллельного взаимодействия с их родителями.В 2019 году синдром эмоционального выгорания был включен в Международную классификацию болезней (МКБ 11) и отнесен к классу «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» [5].Следует отметить, что также были выделены следующие признаки эмоционального выгорания:
1. чувство истощения или нехватки энергии,
2. умственная отстраненность от работы,
3. чувство негативизма или цинизма, связанное с работой,
4. снижение профессиональной эффективности.
При этом данный синдром не признан заболеванием как таковым и не включен в перечень медицинских диагнозов, а является фактором, который вызван длительным стрессом, связан с профессиональной деятельностью и может влиять на развитие заболеваний [6]. Феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия пациентов [7]. В ходе исследований Киреевой С.А. и соавт. (2015) были выделены три типа людей, которым грозит СЭВ.
I тип - так называемый "педантичный". Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе). Основные симптомы - апатия, сонливость.
II тип - "демонстративный". Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием
III тип - "эмотивный". "Эмотики" бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности.
По данным советского психолога Е.И. Бойко синдром эмоционального выгорания включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов [8].
Цель исследования. Выявление первых признаков синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) среди врачей-стоматологов детских г. Смоленска и разработка рекомендаций по предупреждению его развития.
Задачи:
1. Определить наиболее значимые факторы, участвующие в возникновении СЭВ у врачей - стоматологов детских г. Смоленска, и рассмотреть их влияние.
2. Выявить зависимость выраженности СЭВ от специфики и условий труда врачей-стоматологов детских г. Смоленска по результатам анкетирования.
3. Предложить меры профилактики СЭВ для выявленных факторов.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось методом анкетирования в январе-феврале 2020 года по специально разработанному инструментарию. В опросе приняли участие 56 практикующих врачей-стоматологов детских города Смоленска. Выборка сплошная. Выявлялись взаимоотношения с коллегами, пациентами, готовность к саморазвитию в профессиональной деятельности, особенности труда, и влияние этих факторов на эмоциональное выгорание. Обозначенный круг задач определил целесообразность применения метода опроса. Обработка результатов осуществлялась с помощью программы для работы с электронными таблицами Excel.
Результаты исследования и их обсуждение. Синдром эмоционального выгорания определи по следующим показателям: условия и характер труда, удовлетворённость
результатами работы, самооценка профессиональной деятельности, взаимодействие с пациентами и коллегами, состояние физического и эмоционального здоровья, а также субъективное отношение врача к работе в целом. Чувство эмоционального напряжения после рабочего дня испытывает подавляющее большинство врачей, но в различной степени. Так, часть врачей указывают, что испытывают эмоциональное напряжение достаточно часто (42%), либо постоянно (8%), тогда как другая часть лишь эпизодически (46%). Полученные результаты можно объяснить спецификой работы врача-стоматолога, которая требует высокой ответственности, постоянной концентрации внимания и тесного контакта с пациентами. Следует также отметить, что определенные факторы, не устраивающие врачей в их трудовой деятельности, могут повлиять на возникновение эмоционального напряжения после рабочего дня. Так, большинство специалистов недовольны отсутствием ассистента/медицинской сестры (96%). Также врачи выразили недовольство, связанное с низким уровнем оснащения рабочего места (35%), что увеличивает затраты времени и сил на одну ту же работу, сказывается на физическом и эмоциональном состоянии врача. Одними из немаловажных факторов, которые усугубляют работу стоматологов, являются необоснованные претензии пациентов.
Появление проблем со здоровьем, возникших в результате трудовой деятельности также заслуживает внимания. Подавляющее большинство врачей отмечают появление заболеваний, причиной которым стала их работа. Прослеживается характерная прямая зависимость от стажа работы - с увеличением трудового стажа наблюдается рост появления заболеваний. Причиной тому могут служить различные факторы, негативно влияющие на здоровье врача: от неэргономичного рабочего места до превышения продолжительности рабочего дня.
Среди анкетируемых был поставлен вопрос, об их интересе к работе и какие факторы на это влияют. Для наибольшего количества врачей (92,3%) их работа интересна. Интерес к работе прослеживается через ряд случаев: частое сталкивание с интересными случаями (65%), интересно находить подход к каждому пациенту (75%), нравится испытывать новые подходы в лечении и современные технологии (42,3%), работа как хобби (30%), интересно узнавать что-то новое от коллег и делиться с ними опытом (57,7%). Оставшиеся 7,7% относятся к работе как к тяжкому труду. Угасание интереса к работе может прослеживаться среди врачей разного стажа работы. Этот факт следует устранять в самом начале, и не допускать дальнейшего его развития.
При исследовании потребности врачей в профессиональном развитии выяснилось, что большинство опрошенных испытывают потребность в повышении квалификации (69%), чтении специальной литературы (50%), обмене опытом с коллегами (50%), участии в семинарах, лекциях, конференциях и т.п. (69%). В связи с вышесказанным можно с убеждением сказать, что врачи хотят повышать уровень своего профессионализма и делают это, что свидетельствует о том, что они вдохновлены и удовлетворены своей профессией.
Одним из значимых аспектов исследования являлось рассмотрение усталости как важного показателя возникновения синдрома эмоционального выгорания, поэтому респонденты были опрошены на предмет того, как они борются с усталостью. Большинство врачей предпочитает снимать усталость совместным времяпрепровождением с семьей (58%). Также часть респондентов занимаются физической нагрузкой (42%), что благоприятно влияет на здоровье врача, так как длительное статическое положение тела в течение рабочего дня приводит к напряжению одних групп мышц и спазму других. Оставшиеся респонденты предпочитают проводить время в одиночестве, читать научную или художественную литературу (31% и 23% соответственно). Часть опрашиваемых врачей уделяют особое внимание различным хобби, рассматривая данный вид активности как способ борьбы с усталостью.
Заключение. Так, из проведенного нами исследования, были выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на возникновение данного синдрома. Те респонденты, которые отмечали недостаточную оснащенность рабочего места, чаще испытывали усталость
в течение и после рабочего дня. Также подчеркивалась неудовлетворенность врачей своей работой по поводу отсутствия ассистента/медицинской сестры, необоснованность претензий пациентов в отношении врачей. Немаловажным фактором, который прослеживается среди стоматологов, является наличие проблем со здоровьем. Особое место занимает напряженные отношения с коллегами среди анкетируемых врачей со стажем работы более 20 лет. Такие результаты могут говорить о разногласиях между коллегами, причинами которых являются большой опыт работы и устоявшееся собственное мнение по поводу той или иной проблемы.
Во избежание прогрессирования синдрома эмоционального выгорания могут быть даны следующие рекомендации:
1. Врачам-стоматологам детским следует рационально рассчитывать и обдуманно распределять нагрузку и рабочее время.
2. Необходимо уметь совмещать свою профессиональную деятельность с другими видам активности, которая снимает утомляемость на работе.
3. Важно поддерживать доброжелательные и профессиональные отношения с коллегами, прислушиваться к их мнению и делиться результатами своей работы.
4. Используемые в исследовании показатели могут стать основой для проведения врачами - стоматологами самодиагностики с целью определения СЭВ и самостоятельного принятия мер по его предотвращению или снижению. В особых случаях может потребоваться обращение к специалисту.
Вопрос, о том, насколько выявленные факторы специфичны для стоматологов детских остаётся все же открытым и требует дальнейшего изучения в сравнении с врачами-стоматологами других специализаций.
Литература
1. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. - 2003. - № 25. - С. 25-28.
2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебн. пособие// М.: Вестник МГУ, 2005. - 54 с.
3. Баранов А.А., Сагитова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» как показатель зависимости специалиста от его профессиональной деятельности // Зависимость, ответственность, доверие: материалы науч.-практ. конф. Ижевск: изд-во УдГУ. - 2004. - С. 54-57.
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении.- СПб.: Питер, 1999.- С. 90-92.
5. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М.: Инст - та РАН, 2008. - 352 с.
6. Киреева С.А., Алигаджиева Д.Л., Алекперова К.З.К. Эмоциональное выгорание и особенности саморегуляции в профессиях «человек-человек» // Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150). - 2015. - Том 5. - № 12.
7. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под редакцией Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина. - ВОЗ - СПб.: АДИС, 1994. - 303 с.
8. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. -2007. - №1. - С. 46 - 54.