Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 10
1529
Ю: 2017-09-5-А-12946 Краткое сообщение
Кудаев А.Т.
Действие стрессовых факторов на психоэмоциональное состояние детских врачей стоматологов
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии
Научные руководители: к.м.н. Петрова А.П., асс. Венатовская Н.В.
Резюме
В данной работе рассмотрены различные стрессовые факторы и их действия на организм врача, как психически, так и физиологически. 60 врачей стоматологов прошли анкетирование. Из которых половина - детские врачи стоматологи. Это позволит узнать значения действий стрессовых факторов на состоянии детских врачей стоматологов.
Ключевые слова: стресс, детский врач стоматолог, синдром эмоционального выгорания
Актуальность
Выявление стрессовых факторов в профессиональной деятельности детского врача стоматолога необходимо для возможного предотвращения их действий и профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Цель: выявление факторов стресса и выраженности значения их действий на состояние детских врачей стоматологов.
Задачи:
1. Определение выраженности эмоционального истощения у детских врачей стоматологов.
2. Определение стрессовых факторов, действующих на детского врача стоматолога.
Материал и методы
Проводилось изучение научных статей и учебных пособий по стрессу в стоматологии и эмоциональному выгоранию.
С целью установления взаимоотношения выраженности профессионального выгорания между стоматологами взрослого приема и детских врачей стоматологов была применена методика К. Маслач и С. Джексон адаптированная Н. Водопьяновой. Использовали опросник, состоящий из 22 утверждений, где исследуемый должен выбрать цифру от 0 до 6. Методика специализирована с целью диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений" (редукция персональных достижений). Диагностируя выгорание, необходимо принимать во внимание определенные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и половые характерные черты. В соответствии с единым "ключом" подсчитывается совокупность баллов для каждого субфактора. Анализ степени выгорания может реализоваться как для каждого отдельного показателя, так и по накопленному показателю.
Результаты и обсуждение
Психологический стресс - это конкретное состояние мощной психологической напряженности и дезорганизации поведения, что формируется в следствии опасности либо нелегкого влияния сверхэкстремальных условий общественного, психологического, экологического и профессионального характера. Стресс в огромной степени считается провиантом образа мысли и оценки ситуации, познания своих способностей, уровня обученности способам управления и стратегии поведения в сверхэкстремальных обстоятельствах. Психологический стресс - это мощное состояние взволнованности.
Реакция индивидуума, что доходит вплоть до лиминальных степеней психологических и физиологических способностей, может быть признана стрессовой. При стрессе перемена поведения считается особым и наиболее накопленным признаком характера решения на влияние, нежели единичные многофункциональные показатели. Модель поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, потере строя прежде полученных реакций, преобладании шаблонных решений, возникновении неправильных действий, при стрессе у человека зачастую преобладает [1-3].
Множество стрессовых факторов оказывают большое влияние на детского врача стоматолога. Так как он работает в среде повышенной интенсивности шума и психологического давления. Врач, равно как и обычный человек, испытывает психологический (рабочий стресс) в обыденной жизни. На это влияют организационно-экономические и социальные характеристики деятельности: структура (источники информации, взаимосвязи и т.д.), стимулы труда (моральные, материальные), социальные факторы (статус, ролевые отношения, потеря близких), служба персонала (отборка, подготовка, продвижение), руководство (формы подчинения, степень автономности). Кроме того рабочие характеристики деятельности: сущность труда (проблемы, методы постановления), средства труда (их эргономичность, адекватность задачам), санитарно-гигиенические условия (пагубность, препятствия), общественные условия (общепсихологический фон, межличностные инциденты), организация хода труда (распорядок труда и отдыха, рабочая производительность). Заодно с общими характеристиками имеют роль и индивидуальные характеристики субъекта труда: профессиональные (подготовленность, навык), морально-нравственные организационные (ответственность, предприимчивость), психические (мотивационные, эмоционально-волевые, когнитивные), физические (степень многофункциональных запасов, состояние здоровья) [4-6].
У детских врачей стоматологов стрессовых ситуаций значительно больше. Самая значительная психическая нагрузка: трудные дети (непослушание, гиперактивность в кресле стоматолога), остроконфликтные ситуации с родителями ребенка, хроническая усталость на фоне криков детей. Это наиболее общие раздражающие факторы со стороны пациентов. Кроме того со стороны самого врача: опасность операций врача, требующая от доктора способностей, превышающих те, которыми он владеет; сложная задача, препятствие, серьезная и вероятно рискованная ситуация. Профессиональные стрессовые факторы для врачей стоматологов работающих, с детьми ведут к профессиональному стрессу.
1S30
Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2017. Volume 7. Issue 10
Профессиональный стресс - это интенсивное состояние работника, появляющееся у него при влиянии эмоционально-негативных и сверхэкстремальных факторов, сопряженных с исполняемой профессиональной деятельностью. Существует подобные типы профессионального стресса, равно как коммуникативный, эмоциональный и информационный стресс.
Коммуникативный стресс, сопряжен с действительными проблемами делового общения, выражается в высокой раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности выразить отказ там, где это требуется, в незнании специализированных методов защиты от манипулирования.
Эмоциональный стресс появляется при истинной либо вероятной опасности, переживаниях унижения, обиды, вины и гнева в случаях непонимания либо разрыва деловых взаимоотношений с коллегами по работе либо инцидента с управлением. Эмоциональный стресс критически переживается человеком, так как разрушаются внутренние установки и ценности работника, сопряженные с его специальностью.
Информационный стресс способен возникнуть в следствии информационных перегрузок, кроме того из-за возникающих в следствии повышенной профессиональной мотивации, когда работник не справляется с задачей, не успевает ориентироваться в информационном пространстве и принимать требуемые решения. Кроме того факторами его возникновения может являться и недостаток информации, влекущий к неопределенности в ситуации [7-9].
Выраженное и продолжительное воздействие профессионального стресса приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания. Первостепенной причиной СЭВ является психологическое, моральное изнеможение. Когда требования (наружные и внутренние) длительное время доминируют над ресурсами (наружными и внутренними), у человека нарушается состояние гомеостаза, которое в экстренном порядке приводит к СЭВ. Главными симптомами СЭВ считаются:
1. психосоматические патологии (заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, головные боли, увеличение либо снижение артериального давления, неврологические расстройства, отсутствие сна);
2. утомленность, усталость, истощение после активной профессиональной деятельности;
3. враждебные тенденции (гневность и нервозность по отношению к коллегам и пациентам);
4. негативная настроенность к исполняемой деятельности;
5. возникновение негативного отношения к пациентам;
6. отрицательное многофункциональное отношение к себе;
7. беспокойство, пессимистическая направленность, депрессивные состояния, чувство бессмысленности событий, чувство вины[10].
Синдром СЭВ включает в себя 3 главные образующие - эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение - ощущение эмоциональной пустоты и усталости, спровоцированное собственной работой. Деперсонализация - беспардонное, безразличное отношение к труду и объектам собственного труда. Редукция профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в собственной профессиональной сфере, понимание не успешности в ней. СЭВ включает в себя 3 стадии, любая из которых состоит из нескольких симптомов.
• 1-я стадия «Напряжение» с соответствующими симптомами: недовольство собою; «Загнанность» в клетку: переживание психотравмирующих ситуаций; беспокойность и подавленность.
• 2-я стадия «Резиденция» с соответствующими симптомами: неадекватное, селективное эмоциональное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентированность; увеличение области экономии эмоций; сокращение профессиональных обязанностей.
• 3-я стадия «Истощение» с соответствующими симптомами: эмоциональный недостаток; эмоциональная безучастность; индивидуальная отстраненность; психосоматические и психовегетативные патологии [11, 12].
Профессиональные стрессовые ситуации у врачей стоматологов встречаются очень часто, и чтобы выяснить какие из врачей стоматологов наиболее подвержены профессиональному стрессу было проведено исследование в котором приняли участие 60 врачей стоматологов, 30 из них детские врачи стоматологи. Выборка составила 42 женщин и 18 мужчин (врачи общей практики, врачи терапевты, врачи детские стоматологи и др.), а также стаж врача. С каждым врачом индивидуально было проведено анкетирование, проведена обработка первичных данных и определены количественные показатели выраженности стресса. Было выделено 8 групп:
1. женщины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет
2. мужчины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет
3. женщины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет
4. мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет
5. женщины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более лет
6. мужчины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более лет
7. женщины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более лет
8. мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более лет.
Из таблицы мы видим, что наиболее эмоционально истощены детские врачи стоматологи, так как они находятся в стрессовых ситуациях чаще, чем врачи стоматологи других видов приема. п1 - женщины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет п2 - мужчины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет п3 - женщины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет п4 - мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет п5 - женщины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более п6 - мужчины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более п7 - женщины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более п8 - мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более.
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 10
1531
Таблица 1. Эмоциональное выгорание врачей стоматологов
Критерии стресса Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция персональных достижений
1) женщины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет 29% 13% 58%
2) мужчины детские врачи стоматологи со стажем 5-20 лет 20% 10% 70%
3) женщины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет 14%% 12% 74%
4) мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 5-20 лет 10°% 9% 81%
5) женщины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более лет 35%% 15% 50%
6) мужчины детские врачи стоматологи со стажем 20 и более лет 24% 12% 64%
7) женщины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более лет 16% 12% 72%
8) мужчины стоматологи взрослого приема со стажем 20 и более лет 13% 10% 77%
90 Q
Эмоциональное выгорание в раче й-стоматологрв
^мгн^мпнальнг*1 ИГТГНЦРНИР
ОЦеперсонализация
Редукция пере&ньльных. достижений
2 3 15 5 7 8 9
Рисунок 1. Эмоциональное выгорание врачей-стоматологов
На диаграмме показаны данные исследования по эмоциональному истощению. Было выяснено, что детские врачи стоматологи чаще подвергались стрессу, чем стоматологи взрослого приема. Среди детских врачей стоматологов к стрессу более устойчивы мужчины, чем женщины. Также огромную роль играет стаж врача, оказалось, чем выше стаж врача, тем более он эмоционально отстранен.
Выводы
1. Наиболее подвержены стрессу детские врачи стоматологи. У женщин детских врачей стоматологов со стажем 20 и более лет более выраженное эмоциональное истощение.
2. Профессиональные стрессовые факторы в практике врача детского стоматолога: повышенная интенсивность шума, трудные дети, конфликты с родителями детей, хроническая усталость на фоне непослушания детей, ,угроза действий врача, требующая от врача способностей , превышающих те, которыми он владеет, ошибки врача, тяжелые клинические случаи.
Литература
1. Хубиев Х.М., Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов Черкесска // Российский стоматологический журнал. - 2005. - N 4. - С. 39-41.
2. Афанасьева О. Ю. Причины, содержание и способы управления конфликта- ми в стоматологии : автореф. дисс. ... к. м. н. - Волгоград, 2008. -26 с
3. Ларенцова Л. И., Максимовский Ю. М., Соколова Е. Д. Синдром «эмоционального выгорания» (burnout) у врачей-стоматологов // Новое в стоматоло- гии. - 2002. - № 2. - С. 97-99.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.
5. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / е^ J.W. Jones. L., 1982. Vol. 11. N 78. P. 78-85.
6. Пуйда С.И. Факторы, оказывающие негативнее влияние на формирование взаимоотношений врача и пациента на стоматологическом амбулаторном приёме // Российский стоматологический журнал. - 2008. - N 2. - С. 27-30.
7. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout. Vol. 9 / еds. W.S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26-31.
8. Рыжова Е.А., Петрова А.П. Формирование долгосрочных позитивных отношений врача - стоматолога и пациента // Дентал Юг. 2010. N 5. С. 56.
9. Лепилин А.В., Суетенков Д.Е., Казакова Л.Н. Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития стресса // Стоматология детского возраста и профилактика. 2004. Т. 3. № 3-4. С. 28-30.
10. Фирсова И.В., Суетенков Д.Е., Давыдова Н.В., Олейникова Н.М. Взаимосвязь и взаимовлияние уровня стоматологического здоровья и средовых факторов // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 1. С. 239-245.
Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150) 1532_2017. Volume 7. Issue 10
11. Петрова А.П., Сергиенко Е.Д., Мирзаева Л.И.К., Кадиев У.А. Проблемы стандартизации в стоматологии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Т. 4. № 12. С. 1372-1374.
12. Казакова Л.Н., Махонова Е.В., Погосян М.А., Прокаева Е.А. Влияние психоэмоционального напряжения детей во время стоматологического вмешательства на формирование дистресса у стоматологов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 69.