Научная статья на тему 'Чужой в философии Жана поля Сартра'

Чужой в философии Жана поля Сартра Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1583
266
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРУГОЙ / ЧУЖОЙ / НЕПОНИМАНИЕ / АБСУРД / ЛОГОИ ЭГОЦЕНТРИЗМ / ИНАКОВОСТЬ ДРУГОГО / 'DIFFERENT' / 'ALIEN' / DIFFERENCE OF 'DIFFERENT' / MISUNDERSTANDING / ABSURDITY / LOGOAND EGOCENTRISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ватолина Юлия Владимировна

В статье предпринята попытка анализа теории Другого в философии Жана Поля Сартра. Автор реконструирует представления Сартра о воздействии взгляда Другого на мое Я. Выявляется, что отношения Я/ Другой трактуются Сартром как абсурдные. Другой предстает как Чужой и более того враждебный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Alien» in the philosophy of Jean Paul Sartre

The article represents the analysis of Jean Paul Sartre's theory of 'Different'. The author reconstructs Sartre's approach to the problem of influence of the attitude of ';Different' to our 'Self'. The article reveals that in fact Sartre treats 'Self' ';Different' relationship as absurd. ';Different' occurs as alien and, moreover, hostile.

Текст научной работы на тему «Чужой в философии Жана поля Сартра»

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

УДК 1 (44) (091) "18"

ББК 87.3 (4 Фр) 52

Ю. В. Ватолина Чужой в философии Жана Поля Сартра

В статье предпринята попытка анализа теории Другого в философии Жана Поля Сартра. Автор реконструирует представления Сартра о воздействии взгляда Другого на мое "Я”. Выявляется, что отношения “Я”/ Другой трактуются Сартром как абсурдные. Другой предстает как Чужой и более того враждебный.

Ключевые слова: Другой, Чужой; непонимание, абсурд; лого- и

эгоцентризм; инаковость Другого.

Существуют и сейчас границы. Больше, чем когда-либо. У каждой улицы свой шлагбаум и демаркационная линия. Между ними пролегают пустыри, нейтральная земля, отделенная изгородью или канавой. Кто отважится пересечь границу, рискует попасть в ловушку или будет сражен лучом лазера. Форели, плавающие в реках, - это торпеды ... У немцев столько же маленьких государств, сколько и людей, только эти государства могут перемещаться: каждый носит с собой свое пространство и требует пошлину от каждого, кто хочет туда проникнуть. Это похоже на муху в янтаре или на флягу...

Из кинофильма “Небо над Берлином”, 1987

В современной философии тема Другого приобретает все большее значение. Валерий Подорога определяет ее как “линию демаркации между классической и современной философией”. «В классической философской традиции тема другого отсутствует, так как в центре ее внимания -автономия и суверенность человеческого разума. Появление деистических масок Бога (“Бог-геометр”, “Бог-часовщик”, “Бог-законодатель”) сводит проблему Другого к отношению человеческой разумности к Высшему разуму и составлению списка “божественных гарантий”, которые бы обосновали их “родство”. Отсюда пренебрежение к статусу возможного Другого, соседствующего на одной плоскости социальной жизни, в пользу вертикализации всех отношений познания» [3, с. 40-41], - пишет Подорога. Тема Другого, проблематизированная Э. Гуссерлем, получает гораздо более радикальное и полное истолкование в философии Жана Поля Сартра; прежде всего, в его работе “Бытие и ничто” (1943).

Для Ж. П. Сартра Другое, Другой ограничивается другим человеком. Соответственно, для философа существенно выявить, что отличает Другого как человека от вещей, которым присущи антропоморфные атрибуты: фонографа, издающего голос, или “усовершенствованного робота”, или просто куклы.

Существование другого человека не нуждается в доказательствах, оно очевидно. На присутствие Другого в “моей” реальности указывают

переживаемые состояния: беспокойство, стыд, страх, гордость. Подобные состояния всегда связаны с наличием в моем мире кого-то, по отношению ко мне внешнего.

Другой не раскрывается ни на познавательном (в качестве объекта), ни даже на уровне бытийственном (как субъект) в акте мистического соприсутствия. Сфера, где он обнаруживает себя наиболее непосредственно, - сфера повседневности. Именно повседневное взаимодействие становится материалом, на основе которого автор создает свою теорию Другого.

Ж. П. Сартр замечает, что в отсутствии Другого пространство группируется вокруг “Я”. Вещи находятся в индифферентных отношениях друг с другом. “Я” структурирует их, собирает в “инструментальные комплексы”. Именно “Я” выступает как абсолютный центр, мера, в соответствии с которой выстраивается мир.

Ситуация изменяется, когда в моем поле появляется Другой; Другой, который не имеет на меня интенциональной направленности. Теперь вещи моего универсума обнаруживают свое местонахождение не по отношению ко мне, а по отношению к нему, к Другому. В моем восприятии, они находятся от него, Другого на таком-то и таком-то расстоянии. Мир переструктурируется: Другой вместо меня становится центром, вокруг которого разворачивается пространство. «Появление другого в мире соответствует, следовательно, фиксированному перемещению всего универсума, смещению центра мира, подрывающего снизу централизацию, которую я в то же самое время провожу» [4, с. 279], - пишет философ по этому поводу. Другой похищает у меня мир; мой мир будто убегает от меня к Другому. Выражаясь словами автора «“Бытия и ничто”, мой универсум “пронизывается опустошающей дырой в середине своего бытия и... постоянно течет в эту дыру”» [4, с. 279].

Философ замечает, что в подобной ситуации Другой остается объектом, хотя и привилегированным. Ситуация эта, вообще, еще не затрагивает глубины отношений “Я”/ Другой, а касается лишь “человека и вещей мира”.

Сартр обращает внимание и на случаи, когда Другой вовсе не проявляет направленности вовне, представляет собой нечто вроде замкнутой на себе системы (примером может служить человек, погруженный в чтение книги). Тогда Другой может удерживаться в статусе объекта без особых усилий. Практически, он становится взаимозаменяемым с пространственно-временными явлениями, такими как дождь или камень.

В этих модусах взаимодействия с моим “Я”, Другой, однако, не раскрывается как субъект (или, иначе, не раскрывает своей человеческой сущности). Он трансформируется из объекта в субъект в момент, когда направляет на меня взгляд; “Я”, напротив, преображаюсь в объект наблюдения.

По логике Сартра, как “Я” могу быть увиден Другим, так и Другой может быть увиденным мною. Говоря словами самого философа, «то, к чему относится мое восприятие другого в мире (как являющегося, вероятно,

человеком), и есть моя постоянная возможность быть-увиденным-им, то есть постоянная возможность для субъекта, который меня видит, замениться объектом, увиденным мной. “Быть-увиденным-другим является истиной “видеть-другого”» [4, с. 280]. Таким образом, отношения “Я”/ Другой - это, прежде всего, отношения взгляда. Они видятся Сартру субъектнообъектными, притом, - основанными на постоянном чередовании позиций. «Монотонные повторы обратимостей: субъект-объект - объект-субъект» [3, с. 42], - комментирует размышления Сартра В. Подорога.

По Сартру, отношения взгляда являются всеобъемлющими отношениями. Взгляд проникает везде и всюду. Философ замечает, что “он не связан ни с какой определенной формой”: «Конечно, то, что чаще всего обнаруживает взгляд, так это направленность двух глазных яблок на меня. Но он хорошо обнаруживается также в шорохе ветвей, в шуме шагов, следующем за тишиной, в приоткрывании ставни, в легком движении занавески» [4, с. 280-281]. С этой точки зрения, глазные яблоки, кусты, ферма уравниваются автором “Бытия и ничто” в своем воздействии.

Осмысливая опыт существования в социальной среде, Сартр пытается выяснить смысл взгляда Другого, его значение для моего “Я”. Анализ воздействия взгляда Другого философ осуществляет на примере ситуации, где имеет место ревность. Человек смотрит за происходящим в комнате в замочную скважину, и его сознание рассеивается в рассматриваемых вещах: «Моя позиция ... не имеет никакого “вне”; она является чистой постановкой в отношении инструмента (замочная скважина) с целью, которой нужно достигнуть (зрелище, которое нужно увидеть), чистым способом потеряться в мире, впитаться вещами, как промокательная бумага чернилами, чтобы инструментальный комплекс, ориентированный к цели, синтетически выделился на фоне мира» [4, с. 282]. При этом инструментальный комплекс, присутствующий в данной ситуации, конституируется моей свободой, моей целью. Все изменяется, когда “Я” обнаруживаю на себе взгляд Другого.

Воздействие Другого на мое Я имеет пространственный аспект. По Сартру, Другой, лишая мое “Я” трансцендентности, суживает его до границ физического тела. «... Для другого я являюсь расположенным, как эта чернильница расположена на столе; для другого я наклонен к замочной скважине, как это дерево склоняется ветром» [4, с. 285], - воссоздает автор образ моего “Я” в восприятии другого человека. Чувства, испытываемые мной при встрече с собой, каким “Я” представляюсь Другому, описываются философом следующим образом: «То, что я постигаю непосредственно, когда я слышу треск ветвей позади себя, не означает, что кто-то есть; это значит, что я уязвим, что я имею тело, которое может быть ранено, что я занимаю место и ни в коем случае не могу избежать пространства, в котором я беззащитен, короче говоря, я рассматриваюсь» [4, с. 282].

Кроме того, что взгляд Другого объективирует меня в пространстве, он также определяет меня во времени, чуждой “мне” темпоральности. Из своего субъективного времени “Я” оказываюсь перенесенным в универсальное (календарное) время. Таким образом, взгляд Другого превращает меня из субъекта в “пространственно-временной объект мира”.

Специфика моего бытия “Для-другого” состоит в том, что оно не определяется моим бытием “Для-себя”, не является результатом моего выбора или моей свободы. Моя свобода оказывается ограниченной свободой Другого. Другой конституирует мое бытие как нечто для меня неопределенное и непредсказуемое. Мое бытие Для-другого не есть «строгое следствие моих действий, как, например, моя тень на земле, мое отражение в зеркале колеблются в соответствии с жестами, которые я произвожу... если оно сравнимо с моей тенью, то именно на тени будут проектироваться деформации, которые проистекают из движущейся и непредвиденной материи, и которые никакая расчетная таблица не сможет вычислить» [4, с. 284-285]. Философ ссылается на Андре Жида, который, с его слов, “удачно” сравнивает вмешательство Другого с вмешательством дьявола.

Другой наделяет мои действия смыслом, для “меня” неизвестным. Он оценивает меня, но “Я” пребываю в неведении относительно сути этих оценок. “Я” же вбираю в себя эту неопределенность: «Именно

первоначально я чувствую себя находящимся там, для другого, и этот проект - призрак моего бытия проникает внутрь меня самого, так как через стыд, досаду, страх я не прекращаю брать на себя его как такового. Брать на себя его вслепую, поскольку я не знаю то, что беру на себя. Я просто этим являюсь» [4, с. 288]. Другой раскрывает во мне чужака для меня самого, или, как выражается Сартр, раскрывает во мне “иностранца”.

Таким образом, человеческая реальность предполагает не только бытие Для-себя. Присутствие Другого раскрывает в ней еще одну, принципиально отличную от первой структуру - Для-другого. “Я” включает в себя элементы, рассогласованные, не связанные между собой; по сути, это делает невозможным самопонимание, сводит на нет возможность автокоммуникации.

Ж. П. Сартр отмечает, что Другой необходим для меня в той же мере, в какой он несет в себе для меня ад. Следуя его мысли, “Я” не может быть явлено своему сознанию непосредственно; оно предстает перед ним только в качестве объекта, в своем бытии Для-другого. В этом смысле Другой есть необходимое условие всякой мысли, которую “Я” могу о себе сформулировать. В данном случае, речь не идет о формировании “Я”-концепции в процессе взаимодействия структур Для-себя и Для-другого. Структуры Для-себя и Для-другого связываются философом не отношениями познания, а отношениями бытия. «Под этим, - пишет автор “Бытия и ничто” о процессе самосознания, - нужно понимать не то, что я поселяется в нашем сознании, а то, что самость укрепляется, возникая как отрицание другой самости, и что это укрепление положительно постигается как непрерывный выбор самости ею самой как той же самости и как этой самой самости» [4, с. 305].

В соответствии с логикой отношений “Я”/ Другой, заданной подобным образом, понятно, что “Я” присуще желание трансформировать Другого из субъекта в объект, охраняя свою трансцендентность и статус субъекта. Сартр: «Объективация другого. является защитой моего бытия, которая как раз освобождает меня от бытия для другого, придавая другому бытие для меня» [4, с. 291]. Вначале “Я” осознаю ограничения, налагаемые

Другим на мою свободу. Вместе с тем, возникает осознание себя как субъекта, способного закрепить Другого в определенных рамках, осуществить его отрицание. Объективация Другого - аффективный жест, который направлен на преодоление стыда или страха, связанных с его (Другого) присутствием.

Следуя мысли Сартра, Другой как объект вовсе не абстракция. Он то и дело возникает перед нами в повседневности как наделенный такими-то и такими-то качествами: «является “живым”, или “радостным”, или

“внимательным”, он “симпатичен” или “антипатичен”, “скуп”, “вспыльчив” и т. д.». Низведение другого человека до объекта характерно для обычной логики повседневной жизни.

В рассказе “Герострат” переживание чуждости Другого представлено в гипертрофированной форме - предельных страхе и ненависти; также в нем показаны возможные социальные последствия переживания этих чувств -бунт, который приводит к гибели людей. Герой рассказа Поль Эльбер всеми способами добивается собственной неуязвимости для других: он

наблюдает за ними с над-стоящей позиции (из окна, расположенного на высоте седьмого этажа), оставаясь невидимым (потушив свет); оплачивая услуги проституток, ставит их в унизительное положение (раздевает, сам оставаясь одетым); избегает обнажения хоть какой-либо из частей тела (никогда не снимает перчаток для рукопожатия). Он приобретает револьвер и долгое время питается фантазиями о том, как расстреливает из него людей. Сигналом к воплощению фантазий в жизнь для Эльбера становится услышанная история о Герострате, который сжег храм в Эфесе - одно из семи чудес света, с чем остался в памяти многих поколений: “Вот уже две с лишним тысячи лет, как он мертв, а поступок его все еще сияет черным алмазом. Я подумал, что и моя судьба должна быть короткой и трагичной” [5, с. 67]. Герой тщательно продумывает план, в который входит разрядить обойму в пятерых прохожих и оставить одну - последнюю пулю - для себя. В итоге, Эльбер совершает только одно из пяти убийств, запланированных им, да и то из страха: испугавшись “раздраженного” взгляда прохожего. Застрелиться самому Эльберу уже не хватает сил, и он сдается в руки полиции.

Итак, с точки зрения Сартра, самопонимание человека в силу неоднородности его бытия (соприсутствия в нем бытия Для-себя и бытия Для-другого, раз и навсегда разделенных) не представляется возможным. Тем более невозможно понимание Другого на уровне социального взаимодействия. Другой человек обращен ко мне лишь своим бытием-для-другого. Он как объект помещается мной в мир, задаваемый моей трансцендентностью: мир как систему орудий и препятствий, организуемых вокруг моих целей. Мое “Я” конституирует “мирской образ” Другого, участвует в формировании его Для-другого бытия. Другой как субъект, или Другой в своем бытии Для-себя остается невидимым для меня, абсолютно недоступным. Философ пишет об этом: «Принципиальное различие между Другим-объектом и Другим-субъектом исходит единственно из того факта, что Другой-субъект совсем не может быть познан и даже представляем как таковой; не существует проблемы познания Другого-субъекта, и объекты мира не указывают на его субъективность; они относятся только к его объективности в мире как смысл внутримирского течения, переведенный к

моей самости» [4, с. 315]. По Сартру, мир насквозь пронизан непониманием и абсурдом.

Создавая свою теорию Другого, Сартр во многом опирается на размышления Гегеля, связанные с этой проблематикой. Наибольшее возражение у французского философа вызывает сама позиция, с которой Гегель решает данный вопрос: позиция абстрактно-теоретическая. В изложении автора “Бытия и ничто”, Другой понимается Гегелем как необходимое условие “появления сознания как самосознания”: процесс самосознания предполагает установление тождества с самим собой (“Я есть Я”), а установление этого тождества - исключение инакового. По мнению Сартра, Гегель, создавая свою теорию, абстрагируется от бытия какого бы то ни было конкретного сознания; в том числе своего собственного: «В действительности, Гегель забыл свое собственное сознание. В самом деле, Гегель не ставит вопроса об отношениях своего собственного сознания с сознанием другого, но, полностью абстрагируясь от своего сознания, исследует просто-напросто отношение сознаний других между собой, т. е. отношение сознаний, которые являются для него уже объектами, природа которых, по его мнению, как раз в том, чтобы быть особого типа объектами, субъект-объектами, и которые с позиции целостности, где он находится, строго эквивалентны между собой, и никакой из них не отделяется от других особым преимуществом. Но если Гегель забыл, мы не можем забыть Гегеля» [4, с. 267]. Ж. П. Сартру не представляется возможным решать проблему Другого, отношений “Я”/ Другой с позиции истины Целого, с претензией на исчерпывающее описание. Он бдительно, детально описывает субъективный опыт взаимодействия с Другим, изменения ландшафта внутренней жизни, связанные с присутствием, появлением Другого. Подобное описание показывает, как Другой выводит “меня” за пределы поля саморефлексии, лишает возможности мыслить рационально, возвращает к телесному проживанию мира. Оно позволяет Сартру раскрыть часть истины Другого. Эмманюэль Левинас пишет по этому поводу: «Сартр замечательно скажет, правда, слишком рано прекращая анализ, что Другой - просто дыра в мире» [2, с. 317-318].

В “Бытии и ничто” подчеркивается, что описание воздействия Другого на “Я” является здесь осуществленным “целиком в плоскости cogito”. Ж. П. Сартр вообще приверженец картезианской традиции мысли. В духе философии Декарта познание ограничивается для него познанием рациональным, основанном на принципах формальной логики; сознание полагается в качестве основы человеческого существования. В пределах, или, вернее, на пределах, задаваемых подобными установками, шоковое воздействие взгляда Другого, его присутствия - последнее, что удается увидеть философу. Непонимание, абсурд - и ничего более, без какой-либо бытийственной, мыслительной перспективы. Другой в такой картине мира обретает статус не только чужого, но и враждебного.

Немецкий философ и антрополог Кристофер Вульф выделяет три стратегии, используемые европейской культурой в ограничении инакового: логоцентризм, эгоцентризм и этноцентризм. Эти стратегии характеризуются им следующим образом: «В случае логоцентризма европейская форма рациональности (logos) служит девальвации и игнорированию других форм рационального мышления и действия. Эгоцентризм фокусируется на “Я” и

его волю к осуществлению, которая чужда представителям других культур. Этноцентризмом (ethnos) называют формы мышления, чувствования и действия, которые исходят из более высокой ценности европейской культуры и одновременно допускают неполноценность других культур» [1, с. 81]. Сартр не осуществляет рефлексии относительно культурной подоплеки своего опыта взаимодействия с Другим, относительно перспектив его изменения. Он раскрывает опыт проживания человека в коммуникативной среде, завязанный на лого- и эгоцентризме. Традиционно в пространстве европейской культуры иное по отношению к моему “Я”, не-“Я” воспринимается как враждебное, чуждое. Другой / Другое мыслится по аналогии с “Я”, приводится в соответствие с существующими форматами или вытесняется.

Другое, Инаковое - не только другой человек, но и Бог, смерть, тексты другой культуры и другая культура как текст. Это все то, что не подвергнуто рационализации; что сопротивляется рациональному осмыслению и ускользает от однозначных определений.

Другое требует радикального переопределения дискурсивной позиции исследователя и иных, чем классические философские, стратегий познания. Инаковость проявляет себя посредством принесения жертвы. В жертву должны быть принесены идентичность, социальные установки и стереотипы; вообще, “Я” в варианте “я мыслю”.

Другое, освобожденное от метафизического насилия, эмансипированное от чужого взгляда, несет в себе не только разрушение “субъекта мысли”. Вместо разрушенной машинерии самоповторения, оно раскрывает перспективу человеческого бытия и мышления. “Я” восполняется, трансформируется Инаковым до живой, телесной “субъективности”.

Список литературы

1. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. - СПб., 2007.

2. Левинас Э. Ракурсы / Э. Левинас // Избр.: Тотальность и Бесконечное. -М.; СПб., 2000. - C. 292.

3. Подорога В. Словарь аналитической антропологии: Антропология тела, Мимесис, Другой, Событие, Тело без органов, Картография тела // Логос: филос. журн. - 1999. - №2.

4. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М., 2000.

5. Сартр Ж. П. Герострат / Ж.-П. Сартр // Стена. Фрейд: рассказы, сценарий. - СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.