_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.Org/10.23672/SAE.2023.9.9.006 УДК 340.114:340.023
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВУЮ КУЛЬТУРУ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?
Волик К.Б., Мартыненко Б.К.
Северо-Кавказский филиал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар
Аннотация. Актуальность данного исследования заключается в том, что его авторы проводят анализ факторов, влияющих на формирование правосознания и правовой культуры граждан современной России. Цель: авторы статьи ставят перед собой задачу эмпирически проанализировать комплекс причин, влияющих на формирование и состояние правового сознания граждан сегодняшней России. Особенное внимание уделено семье, молодёжи, подрастающему поколению. Авторы ставят вопрос о негативном влиянии «Интернета», так как довольно часто в нём размещается недостоверная информация, которая не соответствует действительности. И не случайно в зону риска попадает молодое поколение. Оно не имеет еще выработанного опыта критического осмысления и анализа получаемой информации. Методы: методологическая основа ис следования обусловлена диалектическим подходом. В ходе исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, ин дукция и дедукция) и специально-научные (исторический, социологический) методы позна ния. Выводы и заключе ния: материалы публикации могут быть использованы для дальнейшего критического осмысления причин, влияющих на формирование правового сознания и правовой культуры, позволяет корректировать государственную политику по правовому воспитанию граждан.
Ключевые слова: регулятор поведения, правосознание, правовая культура, молодежь, семья, элементы, причины, связь, задачи, анализ, искажение правосознания, религия, правовое воспитание.
WHAT INFLUENCES THE FORMATION OF LEGAL AWARENESS AND LEGAL CULTURE OF CITIZENS OF MODERN RUSSIA?
Ksenia B. Volik, Boris K. Martynenko
North Caucasus Branch, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice, Krasnodar
Abstract. The relevance of this study lies in the fact that its authors analyze the factors influencing the formation of legal awareness and legal culture of citizens of modern Russia. Purpose: the authors of the article set themselves the task of empirically analyzing the complex of reasons that influence the formation and state of the legal consciousness of citizens of today's Russia. Particular attention is paid to the family, youth, the younger generation. The authors raise the issue of the negative impact of the «Internet», as quite often it contains false information that does not correspond to reality. It is no coincidence that the younger generation is at risk. It has not yet developed the experience of critical reflection and analysis of the information received. Methods: the methodological basis of the study is due to the dialectical approach. In the course of the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) and special scientific (historical, sociological) methods of cognition were used. Conclusions and Conclusions: The materials of the publication can be used for further critical understanding of the reasons influencing the formation of legal consciousness and legal culture, allows you to adjust the state policy on the legal education of citizens.
Keywords: behavior regulator, sense of justice, legal culture, youth, family, elements, causes, connection, tasks, analysis, distortion of sense of justice, religion, legal education.
Введение.
Правосознание это по своей сути регулятор поведения в праве. Чем это объясняется?
Во-первых, оно отражает и позволяет осмыслить гражданину всевозможные явления социальной действительности, в том числе, что особенно важно, практическое участие индивидов в сфере жизнедеятельности права.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Во-вторых, оно всегда сказывается на действиях граждан.
В-третьих, всегда влияет на мотивы, используемыми гражданами по акцептации конкретных решений.
В-четвёртых, оно коренным образом захватывает нужды человека. При этом, вызывая у него конкретные эмоции, обусловленные эмоционально-волевой связью с фактами и метаморфозами социально-правовой реальности.
Однако не следует забывать, что одно и то же, по сущности, правосознание, вместе с тем, разнообразное по характеру переживание и экспансивной направленности, воздействует отнюдь не одинаково на поступки гражданина и всю его последующую практику [6, с. 70].
Несомненно, правосознание выступает как ипостась возраста. Ведь оно вырабатывается на протяжении всей жизни человека. Конечно же, только появившийся на свет ребенок правосознанием не располагает. Правосознание складывается у личности в процессе социализации [5, с. 300].
В тоже время, нормативно-оценочная грань правосознания охватывает и консервативные элементы. И эти элементы, в процессе своего эволюционирования, вполне могут отставать от задач, возникающих перед общественным субъектом. В роли таких элементов могут выступать как сами общественные обыкновения, так и обычаи правового типа. И здесь весьма важно отметить значительную величину персонального правосознания, что выступает как консигнатор, обеспечивающий развитие личности тогда, когда подавляющая часть людей примирились с таким блекаутом.
Обсуждение. Если обратиться к анализу существенных причин, обуславливающих метаморфизм вырабатывания правосознания, то следует подчеркнуть следующую мысль. Все эти причины - социальные, экономические, политические, психологические и т.п., создают довольно непростую систему аллелопатии социума и личности. И если они рассогласованны, то, следовательно, потенциально формируется отрицательное отношение к самому праву.
Симптоматическими причинами, воздействующие на вырабатывание правосознания следует обусловить зависимостью от количества субъектов.
Традиционно, к формальным источникам вырабатывания правосознания причисляют:
- во-первых, легислатуру власти и официальные лица, воздействующие на вырабатывание правосознания. Это воздействие осуществляется формируемой государственной политикой. И как результат этого воздействия - правотворческая и правоприменительная практика;
- во-вторых, организации образования, развивают правосознание через правовое обучение. Это и школа, и колледж, и вуз;
- в-третьих, средства массовой информации (СМИ) выступают как главный источник развития правосознания. Сюда же следует причислить и средства правовой пропаганды, что способствуют распространению идей права в социуме [3, с. 29-34].
К неофициальным же первопричинам, сказывающимся на развитии правосознания, следует причислить близкое окружение человека и религию.
Да, безусловно, колоссальное воздействие на развитие правосознания индивида оказывает его близкий круг общения. И наиболее существенными объектами при этом выступает:
а) взгляды большей части людей, то есть некое усредненное мнение социально-демографической общины, к которой относит себя человек. Речь идёт о положительном или отрицательном воздействии;
б) семья, где возникает и происходит метаморфоза социализации. Здесь мы говорим об истоках вырабатывания начал общественно адаптированного поведения. Именно в семье происходит привитие ребенку общественных смыслов связей [4, с. 36].
Религия также выступает фактором, влияющим на вырабатывание правосознания. Религия - это источник, не только правил религиозных, но и норм нравственных.
В тоже время, на деформацию индивидуального правосознания, наравне с условиями общественной среды, воздействуют и личностные качества человека и условия микросреды его окружения [7, с. 488].
Не менее существенным вопросом сегодняшнего дня выступает проблема роста уровня преступности среди молодежи. Зачастую, это связано с формированием явно завышенных потребностей, конфликтующих с невозможностью их возмещения на законном основании. Зачастую, на эти процессы оказывают решающее давление, как прямое, так и косвенное, СМИ и ближайшее окружение [2, с. 167].
Следует отметить и появление новых причин, также существенно влияющих на правосознание граждан (в том числе и, особенно, молодежи).
И здесь на первое место выходят «Интернет» и, возникшие с его помощью, различные социальные сети. Сегодня уже не является секретом, что «Интернет» зачастую выступает в роли «всемирной информационной помойки». Сплошь и рядом, довольно часто в нём размещается недостоверная информация, которая не соответ-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ствует реалиям жизни. И не случайно в зоне риска располагается молодое поколение. Оно не имеет еще выработанного опыта критического осмысления и анализа получаемой информации [9, с. 58-60].
Далее. Существенным обстоятельством выступает и влияние «звезд» - людей, популярных в обществе. К их мнению большая часть населения довольно активно принимает во внимание. Люди невольно усваивают чужие мнения и правовые установки. А это также сказывается на формировании их правосознания. Зачастую, в погоне за популярностью «селебрити» активно используют эпатаж. Тем самым, они, как бы, акцентируют свою свободу от социально полезного образа действия. Создавая по виду привлекательный образ героя, способного противопоставить себя закону, они фактически пропагандируют негативное поведение. А это также негативно сказывается на индивидуальном правосознании граждан.
Следующим обстоятельством, воздействующим особенно на правосознание молодых людей, выступает катастрофическое понижение общего уровня образования в результате пандемии СОУЮ-19. Широко стали применяться дистанционные формы обучения. А как показала практика, они менее всего подходят для формирования личности в противовес традиционным формам овладения знаниями [9, с. 58]. Конечно, дистанционно можно передавать знания. Однако при этом не удаётся воспитать позитивную модель правомерную поведения.
Негативную роль в понижении уровня правосознания и патриотического воспитания молодежи сыграло утверждение в конце 1990 - начале 2000-е гг. новой доктрины образования. Согласно этой концепции, образование было причислено к сфере услуг. Сложилась ситуация, когда стало одинаково: что подстричься, что отремонтировать обувь, что получить образование. Учащийся стал выступать в роли потребителя этой услуги. Он стал самостоятельно выбирать, какие знания и в каком объеме он хотел бы их получить. Конечно же, в этих условиях фактически обесценилась, а фактически анулировалась задача формирования целостной, патриотической личности обучающегося.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
И как следствие этого, воспитательная составляющая более чем на двадцать лет выпала из процесса образования, что не могло не сказаться на катастрофическом ослаблении системы подготовки кадров для госслужбы. Именно отсутствие концепции воспитательной работы, отвечающей целям и ценностям правового государства, стало камнем преткновения по формированию мировоззрения, в базу которого был бы положен государственный патриотизм [8, с. 137].
Молодёжь в возрасте от 18 до 27 лет создаёт семьи и становится родителями. И здесь мы наблюдаем парадоксальную ситуацию. А именно? Молодые матери и отцы, которые сами довольно часто не обладают сложившимся пониманием права, должны сформировать первичные правовые установки у своих чад. В результате, у нового поколения воспитываются искаженные, в корне неверные представления, что выработались под воздействием субъективного и необоснованного воззрения родителей [1, с. 20]. А ведь именно семья и образовательные учреждения должны воспитывать у подрастающего поколения общую и правовую культуру. Именно в семье закладывается навык критического осмысления информации. В силу этого, следует приучать молодое поколение заимствовать информацию о праве из публичных источников. А госорганы, в свою очередь, обязаны исполнять контроль за кондициями располагаемой в соцсетях информации, особенно правового характера [1, с. 21].
Заключение. Подводя итоги, мы можем констатировать, что решающее влияние на формирование правосознания граждан и выработку у них позитивной правовой культуры имеет целый ряд факторов:
1) ситуации жизни и трудовой практики;
2) порядок образования и развития личности;
3) воздействие СМИ;
4) национальная молодёжная политика.
И если хотя бы в одном из этих направлений возникает нарушение, то тут же, неизбежно обнаруживается искажение правосознания граждан.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Балковая В.Г. Особенности правосознания молодежи в современной России / В.Г. Балковая, П.И. Кур-пас // Вопросы российского и международного права. 2022. Т. 12. № 5А.
2. Гордеев К.А. Правосознание современной российской молодежи / К.А. Гордеев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5(93).
3. Жамсуева Н.К. Факторы формирования девиантной социализации / Н.К. Жамсуева // Молодежь и общество на рубеже веков. Секция: «Молодежь в конфликтном обществе: воспитание в духе культуры мира». М. : Социс, 2008.
4. Коркунов Н.М. Русское государственное право. М. : НОРМА-М, 2008.
5. Крокинская О.К. Гражданское общество и массовое сознание: несколько социологических фактов. СПб. : Питер, 2010.
6. Матузов Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М. : Юристъ, 2012.
7. Огурцов А.П. Правовая культура и правосознание. М. : Право, 2011.
8. Уткин В.Е. Военно-патриотическое воспитание: компетентностный подход / В.Е. Уткин // Высшее образование в России. 2010. № 10.
9. Фатьянов В.М. Роль сетевых коммуникаций в процессе формирования правовой культуры современной Российской молодежи / В.М. Фатьянов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1.
1. Balkovaya V.G. Features of legal consciousness of youth in modern Russia / V.G. Balkovaya, P.I. Kurpas // Issues of Russian and international law. 2022. Vol. 12. № 5A.
2. Gordeev K.A. Legal consciousness of modern Russian youth / K.A. Gordeev // Monitoring of public opinion: economic and social changes. 2009. № 5(93).
3. Zhamsueva N.K. Factors in the formation of deviant socialization / N.K. Zhamsueva // Youth and society at the turn of the century. Section: «Youth in a conflict society: education in the spirit of a culture of peace». M. : Sotsis, 2008.
4. Korkunov N.M. Russian state law. M. : NORMA-M, 2008.
5. Krokinskaya O.K. Civil society and mass consciousness: several sociological facts. SPb. : Peter, 2010.
6. Matuzov N.I., Malko, A.V. Theory of State and Law : textbook / N.I. Matuzov, A.V. Malko. M. : Jurist, 2012.
7. Ogurtsov, A.P. Legal culture and legal consciousness. M. : Pravo, 2011.
8. Utkin V.E. Military-patriotic education: competence approach / V.E. Utkin // Higher education in Russia. 2010. № 10.
9. Fatyanov V.M. The role of network communications in the formation of the legal culture of modern Russian youth / V.M. Fatyanov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2018. № 1.
References:
Информация об авторах
Волик Ксения Борисовна
старший преподаватель кафедры общетеоретических правовых дисциплин, Северо-Кавказский филиал, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Краснодар [email protected]
Ksenia B. Volik
Lecturer of the Department
of General Theoretical Legal Disciplines,
North Caucasian branch,
Federal State Budgetary
Educational Institution of Higher Education
Russian State University of Justice, Krasnodar
Мартыненко Борис Константинович
кандидат юридических наук, профессор кафедры
общетеоретических правовых дисциплин,
Северо-Кавказский филиал,
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
Российский государственный
университет правосудия, г. Краснодар
ckvo rcov@ inbox.ru
Boris K. Martynenko
Candidate of Law Sciences,
Professor of the Department
of General Theoretical Legal Disciplines,
North Caucasian branch,
Federal State Budgetary Educational
Institution of Higher Education
Russian State University of Justice, Krasnodar
ckvo rcov@ inbox.ru