Научная статья на тему 'Что у трезвого на уме…'

Что у трезвого на уме… Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что у трезвого на уме…»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.П. Василевич ЧТО У ТРЕЗВОГО НА УМЕ...

Лингвистика уже давно изучает специфику так называемых специальных, а также профессиональных языков (язык моряков, юристов, молодежный язык и т.п.) и выявила ряд универсальных для этих языков свойств [Василевич 1988; Hudson 1979; Sager et al., 1980 и мн.др.]. Главное из них -формирование специальной лексики, т.е. таких терминов, которые обозначают предметы и понятия, встречающиеся только в данной области. С другой стороны, таким языкам свойственна и лексика, сближающая их с жаргонами - слова, называющие привычные предметы и явления иначе, чем это принято в общеупотребительном языке. Характерно для них и использование обычных слов в необычных, неожиданных значениях. Наконец, есть свидетельства и фонетических особенностей. По наблюдению А.А. Зализняка, профессиональным языкам свойственно ненормативное употребление ударения на последнем слоге в существительных множественного числа: боцманА, плотникА и т.д. [Зализняк 1977]. Сюда же относятся английские заимствования в современном молодежном жаргоне - герлА, шузЫ.

В отдельных случаях языковые особенности специального языка обретают относительно широкую употребительность, в особенности, когда соответствующая социальная или профессиональная группа имеет высокую значимость или когда трудно провести четкую грань между такой группой и основной массой носителей языка. Примером может служить блатной жаргон: о его влиянии на литературный русский язык не говорит лишь ленивый. Мало исследована противоположная задача: идентификация человека по его языку. В некоторых случаях это представляет интерес с научной точки зрения (ср. пример с проф. Хиггинсом и Элизой Дулитл). Однако иногда такая идентификация может иметь чис-

то практическое значение. Именно к такому случаю относится объект настоящего исследования - язык, обслуживающий весьма четко определяемую область человеческой деятельности, а именно, «процесс пития».

Заметим, что соответствующая лексическая группа в русском языке имеет (и уже давно!) особый статус. Неожиданное свидетельство этому мы нашли в книге Ю.Лотмана [Лотман 1983]. Обсуждая смысл Пушкинских слов Как Зюзя пьяный... , автор пишет:

«Выражение как зюзя ввел Д. Давыдов:

А завтра - черт возьми! - как зюзя натянуся,

На тройке ухарской стрелою полечу; Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся, И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!»

Выражение взято из гусарского языка. Этот язык отличался особым синонимическим богатством в описании состояния и стадий опьянения. Так, Вяземский вспоминает о некоем Раевском, командире конногвардейского полка, который был в некотором отношении лингвист; по крайней мере, он обогатил гвардейский язык многими новыми словами и выражениями, которые затем оказывались общеупотребительными, например, пропустить за галстук, немного под

шефе (фр. екаи//ё ‘разогретый’) и пр. Все это, по его словотолкованию, значило, что человек лишнее выпил, подгулял (П.А. Вяземский, Старая записная книжка, с. 110).

Заметим, что «специальным» данный язык можно считать весьма условно: вряд ли есть люди, которые не пьют вовсе и не пользуются соответствующей лексикой. Ассоциативное поле слов, связанных с процессом выпивки, при всей своей обширности, в равной степени необходимо и

больным алкоголизмом, и здоровым. Тем не менее, вполне возможно, что алкогольная лексика все же обладает признаками специального языка, которые выявляются, прежде всего, при анализе языка алкоголиков. В таком случае, изучение алкогольной лексики может дать ценную информацию о природе алкоголизма как патологического состояния, поражающего разные стороны личности, и в том числе речевую деятельность.

Как бы то ни было, наш анализ показал, что алкогольная лексика в полной мере обладает свойствами специального языка.

Начнем с фонетического аспекта. Нестандартная акцентуация, обычно свойственная специальному языку, в нашем случае имеет место: ср. примеры типа стаканЫ, из горлА, нОлито - и т.п.

Далее, анализируемый словник содержит десятки слов, называющих предметы или явления, которые встречаются исключительно в ситуации потребления алкогольных напитков: зашибать, кирять,

бухать (выпивать), бормотуха, мурцовка (плохое вино), фуфырь - собирательное название стеклянных емкостей и т.д. С другой стороны, многие слова обретают здесь совершенно новые значения: лачок -собирательное название для напитка, который потребляется в дополнение к основной выпивке для усиления эффекта опьянения (покрыть лачком); хромой - пара бутылок, из которых одна поллитровка, а другая -четвертинка; клопомор, коричневый (коньяк), партейное (портвейн) и т.д.

И, наконец, алкогольный словарь содержит большое число синонимов. Например, нам удалось обнаружить более 60 синонимов слова выпить. Много синонимов имеется для обозначения крепленого вина плохого качества (бормотуха, бормота, бормотёнь, гадость, гнилуха, отрава, чер-вивка, чернила, компот, мурцовка). Вот еще примеры синонимических рядов:

вермут: вермуть, вертит-мутит, Вера Михайловна

водка: водяра, родимая, белая, белый

друг, сучок (плохого качества).

сухое вино: сухарь, сушняк, Сухэ Батор

Известно, что формирование алкоголизма сопровождается образованием новой системы ценностей. При этом возникает необходимость в новых языковых обозначениях. Это, отчасти, связано с тем, что «выпивка» - центральный момент в возникновении алкоголизма как заболевания -происходит в компании, в условиях интенсивного речевого общения, когда язык выступает не только как средство коммуникации, но, возможно, и как фактор упрочения системы новых предпочтений. Если это так, то лексика больных алкоголизмом может отражать эти новые ценностные ориентации.

Согласно принятой точке зрения, система субъективной значимости слов тесным образом связана с субъективной частотой их употребительности, которая в свою очередь определяется прошлым речевым опытом индивида [Фрумкина 1971]. Таким образом, изменение ценностной иерархии понятий у больных алкоголизмом может быть выявлено путем анализа вероятностной структуры их словаря.

Цель настоящего исследования состояла в сопоставлении частотной организации словаря специальной алкогольной лексики больных алкоголизмом и здоровых людей.

Для того, чтобы описать алкогольную лексическую группу в целом и выявить особенности лексики алкоголиков, мы обследовали три группы испытуемых:

• здоровые мужчины (20 чел.; средний возраст 42,6 лет, большинство с высшим образованием);

• здоровые женщины (40 студенток вуза, средний возраст 22 года);

• больные (25 мужчин с диагнозом «хронический алкоголизм II стадии», средний возраст - 25,9 лет со средним или незаконченным высшим образованием). В момент эксперимента находились на излечении в специализированной клинике.1

1 Эксперимент проводился в сотрудничестве с проф. А.В. Немцовым.

В инструкции каждому испытуемому предлагалось вспомнить и записать по возможности все слова, которые так или иначе ассоциируются у него с ситуацией «выпивки». По существу проводился ассоциативный эксперимент с неограниченным числом ответов. Известно, что в экспериментах такого рода ответы хорошо отражают ассоциативное поле ключевого понятия, а частота встречаемости в ответах позволяет судить о психологической значимости слов или соответствующих понятий для испытуемых.

Всего было получено более 2000 ответов, в том числе 700 разных слов, причем в группах здоровых было получено более 1,5 тыс. слов-ответов (в среднем 26 от каждого испытуемого); в группе больных - 459 ответов (в среднем 18). Это различие в продуктивности вызвано, видимо тем, что контингент больных сильно уступает здоровым по уровню образования и, как нам представляется, уровню общего и языкового развития.

Здоровые превзошли больных также по разнообразию слов (467 и 251 разных слов соответственно). Однако было бы ошибочным считать, что у больных в этой области менее «богатый» словарь. Скорее всего, те 404 слова, которые встретились только в ответах здоровых, известны больным, но составляют их пассивный запас. Обратное вряд ли верно. Смею предположить, что 188 слов, которые назвали больные, не входят в пассивный словарь здоровых. Кстати, косвенным подтверждением того, что пьющие обладают большей «лексической активностью», может служить сопоставление данных по двум группам здоровых. Напомним, что одну группу составили мужчины, а другую - молодые женщины, причем мужчин было в два раза меньше. Так вот, средняя продуктивность в группе мужчин (36 слов в каждой анкете) превосходит продуктивность женщин (21 слово) -при том, что в любой другой ситуации речевой деятельности женщины всегда оказываются успешнее мужчин.

Больше всего словники двух групп испытуемых различаются по их отношению к нормативности: 85 % всех слов у здоровых вполне нормативны, поскольку зафиксированы в академическом 4-томном словаре русского языка (хотя многие из них имеют пометы разг. или просторен.). У больных таких слов оказалось всего 23 %. Из этого следует, что больные алкоголизмом действительно владеют лексикой, которую можно считать «специальной».

По мнению К. Хадсона [Hudson 1979], одной из причин появления большого числа профессиональных жаргонизмов является недостаточно высокий интеллектуальный уровень соответствующих носителей языка, а также их стремление убедить окружающих в своей важности и даже уникальности. Это вполне приложимо к больным алкоголизмом, для которых специальная лексика может служить не только средством установления контактов в компании себе подобных, но и способом самоутверждения. Анализ ряда слов из словника больных типа портвишок (портвейн), Поленька (политура), Стёпочка (стопка), хрусталь (стеклотара), Зося (крепленое вино «Золотая осень»), Борис Федорович (клей БФ) и т.д. показывает, что больные стремятся придать словам более «мягкое» звучание, чтобы в какой-то мере компенсировать их иногда весьма зловещий смысл. Характерно, что в ответах больных практически не встречаются слова, обозначающие неприятные физиологические последствия опьянения (тошнит, головная боль и т.п.), а такое понятие, как «рвота», передается эв-фимизмом пугать унитаз и его синонимами (см. ниже в словаре терминов).

И последнее. Больные явно избегают «конкретики». Из 68 ответов, связанных с названиями напитков, они в 43 случаях (63%) давали родовые названия (бормотуха, бухало, сивушняк, краснотуха, и т.п.), а не конкретные названия (типа Ркацители). В группе здоровых на долю родовых названий напитков приходится менее 24 %. Аналогично при упоминании закусок больные привели всего одно название еды

(шашлык); остальные слова имели самое общее значение (закусь, заед и др.). У здоровых в общей сложности приведено более 50 названий закусок. Таким образом, склонность к употреблению слов с более общим содержанием является еще одной характерной особенностью лексики больных алкоголизмом.

Теперь рассмотрим содержательную структуру ответов в группах здоровых и больных. Как мы увидим, это даст нам возможность еще более четко дифференцировать группы и в какой-то мере позволит рассматривать результаты ассоциативного эксперимента как прогнозирующий фактор при определении склонности к алкоголизму.

Таблица 1. Категории слов ассоциативного поля «выпить»

Название категории Примеры

1 синонимы слова выпить дернуть, вмазать, принять на грудь, тиндарах-нуть, остограммиться

2 покупка напитков магазин, бабули (деньги), на троих

3 место выпивки бар, гадюшник (пивная), скамейка

4 емкость для напитков банка, фуфырь (оба - в значении «бутылка»), стопарь (стопка)

5 состояние опьянения и название пьющих лиц напиться, назюзюкаться, алконавт (алкоголик), торчок

б психофизиологические последствия выпивки тошнит, похмелка, колотун, головная боль

7 социальные последствия выпивки милиция, конфликт, алименты

8 родовые названия алкогольных напитков бормотуха (любое крепленое вино), бухало (алкогольный напиток), галантерея (суррогат спиртного), мокрое (крепкое, не сухое)

9 видовые названия алкогольных напитков водяра (водка), коньяк, пиво, Зося (вино «Золотая Осень»), Ркацители

10 повод для выпивки крестины, междусобойчик, беседа, собраться

11 процесс выпивки, застолье налить, пробка, тост

12 закуска закусь, занюхать, огурец, вобла

В целях удобства весь полученный в трех группах словник был разделен на 12 понятийных категорий (табл. 1).

Для каждой категории была вычислена доля ответов по группе здоровых и больных. Результаты приведены в табл. 2, где первые пять строк соответствуют категориям, в которых доля ответов по группе больных существенно выше, чем в группе здоровых, а в последних пяти строках имеет место обратная картина.

Как мы уже говорили, доля ответов в той или другой смысловой категории отражает ее субъективную значимость для данной группы испытуемых [Cramer 1968].

Таблица 2. Распределение ответов по категориям у больных алкоголизмом (Б), _____________здоровых мужчин (Зд-м) и здоровых женщин (Зд-ж)_______________

Краткое название категории Всего разных слов Число ответов Доля (в %)

Б Зд-м Зд-ж Б Зд-м Зд-ж

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 синонимы слова выпить 92 110 49 65 24,0 6,9 7,6

2 емкость, доза 46 60 55 67 13,1 7,8 7,8

3 покупка напитков 47 52 35 15 11,3 4,9 1,8

4 место выпивки 39 47 30 21 10,2 4,2 2,5

5 состояния опьянения 64 47 70 65 10,2 9,9 7,6

6 родовые названия напитков 40 43 44 25 9,4 6,2 2,9

7 патофизиологические следствия 50 39 31 108 8,3 4,4 12,6

8 видовые названия напитков 100 25 142 155 5,4 20,0 18,2

9 повод, компания 50 14 74 79 3,1 10,4 9,3

10 застолье 41 10 68 113 2,2 9,6 13,2

11 закуска 41 8 72 121 1,7 10,2 14,2

12 социальные следствия 36 5 39 20 1,1 5,5 2,3

Всего 655 459 709 854 100 100 100

Из табл. 2 видно, что наибольшая доля ответов у здоровых приходится на категории №№ 8, 10 и 11 (43 %). Следовательно, здоровые ориентированы, главным образом, на детализацию напитка (перечисление конкретных марок вина, коньяка и т.д.), а также на ритуал застолья и закуску (беседа, друзья, свадьба, именины, банкет, поднять бокалы, тост, фужер, вилка, скатерть, селедка и т.д.). У больных доля слов этих трех категорий составляет всего 9 %.

С другой стороны, у больных большая часть ответов (70 %) пришлось на категории 1-5, где сосредоточены слова, обозначающие факт выпивки, способы приобретения напитков, место выпивки и ее количество. У здоровых на долю этих категорий пришлось только 30 % ответов.

Итак, были выявлены различия в структуре наполнения категорий у больных и здоровых. Естественно оценить эти различия числом. С этой целью мы введем простой количественный показатель ИСА -«индекс склонности к алкоголизму». Чтобы определить показатель ИСА, суммируем отдельно долю (в %) ответов категорий 1-5

(эти ответы характерны для алкоголиков) и категорий 8-12 (ответы характерны для здоровых). ИСА есть простая разность между найденными суммами. Чем больше показатель ИСА, тем больше вероятность наличия у индивида склонности к алкоголизму. Легко видеть, что шкала возможных значений ИСА простирается от [+ 100] до [- 100].

Проиллюстрируем процедуру определения ИСА. Вернемся к табл. 2 и рассчитаем ИСА для группы больных. Из данных столбца 7 следует, что суммарная доля категорий 1-5 в этой группе составляет 68,8 % всех ответов, а доля ответов категорий 812 - 13,5 %. Таким образом, ИСА {группа больных} = 68,8 - 13,5 = [+55,3], что весьма близко к максимальному значению.

В свою очередь, из данных столбцов 8 и 9 следует:

ИСА {группа здоровых, мужчины} = [22,0];

ИСА {группа здоровых, женщины} = [29,9].

Как и следовало ожидать, склонность к алкоголизму в группе больных намного

выше, чем в группе здоровых, а ИСА женщин чуть меньше, чем ИСА мужчин.

Читатель может и сам оценить ИСА своих знакомых и близких. Для этого достаточно попросить их выступить в роли испытуемых, а затем подсчитать индивидуальный показатель ИСА. Покажем на примере, как это делается.

Приведем пример расчета ИСА. В табл. 3 представлен реальный бланк ответов исп. К. (группа здоровых). Сохранен порядок появления ответов в анкете. Для удобства последующего анализа каждый из 23 ответов снабжен указанием на его принадлежность к той или иной категории.

Таблица 3. Бланк ответов исп. К.

Ответы, зафиксированные в бланке Катего- рия Ответы, зафиксированные в бланке Катего- рия Ответы, зафиксированные в бланке Кате- гория

водка 8 бутылка 2 шататься 7

закусить 11 занюхать 11 головокружение 7

радость 9 селедочка 11 хорошее настроение 10

вздрогнем! 10 чокаться 10 друзья 10

тост 10 поздравлять 9 собутыльники 10

закуска 11 сок 11 вечеринка 9

соленые огурчики 11 похмелье 7 повод 9

рюмка 2 пьяный 5

Преобразуем данные анкеты следующим образом (табл. 4).

Таблица 4. Исходные данные для расчета ИСА исп. К.

Кате- гория Ответы, зафиксированные в бланке Кате- гория Ответы, зафиксированные в бланке

1 - 8 водка

2 бутылка рюмка 9 радость вечеринка поздравлять повод

3 - 10 вздрогнем! чокаться собутыльники друзья хорошее настроение тост

4 11 закусить занюхать закуска селедочка соленые огурчики сок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 пьяный 12 -

б - 7 похмелье шататься головокружение

Из 23 слов, помещенных в табл. 3, на долю категорий 1-5 приходится 3 слова (13 %), а на долю категорий 8-12 - 17 слов (74 %). В категории 6 и 7 (они не входят в

расчет) попали всего три слова (13 %). По описанной выше процедуре ИСА {исп. К.} = 13 - 74 = [- 61]. Это существенно «лучше», чем в среднем по группе здоровых.

В табл. 5 приведены ИСА еще нескольких ии. в группе здоровых

Таблица 5. Показатели ИСА здоровых ии. (фрагмент матрицы)

Испытуемые

В. К. А. Б. Д. М. Бр.

Всего ответов 22 38 23 33 15 21 17

Доля ответов в категориях 1-5 (в %) 0 7 13 24 27 43 35

Доля ответов в категориях 8-12 (в %) 82 71 74 5б 54 48 29

ИСА - S2 -64 - 61 -32 -21 -5 +6

Как мы видим, разброс индивидуальных данных весьма велик. При увеличении объема выборки можно было бы стандартизировать показатель ИСА и определить точную границу нормы и патологии. В данных примерах тревогу вызывают исп. М. и Бр.: можно предположить, что у них с потреблением алкоголя не все благополучно.

Индивидуальные показатели ИСА в группе больных также варьируют весьма сильно, но важно, что практически все они существенно превосходят [0].

Следует заметить, что наш эксперимент проходил почти 20 лет назад. Конечно, основные закономерности, полученные в нем, имеют вневременной характер, но конкретная лексика, встретившаяся в ответах испытуемых, возможно, устарела. С другой стороны, она представляет интерес с чисто филологической точки зрения, поскольку отражает состояние русского языка на тот момент (конец 80-х годов, самый разгар перестройки).

Часть слов к настоящему времени уже вышла из употребления, и молодые люди, возможно, уже не знают их значения. И все же было бы жаль навсегда потерять эти слова из виду. Они представляют собой ценный фактический материал для изучения истории лексики русского разговорного языка (а в определенной мере отражают и соответствующую эпоху развития общества). Мы считаем своим долгом зафиксировать все эти слова - в тех значениях, в которых они употреблялись тогда. Конечно, было бы интересно располагать также и

современным набором слов, чтобы провести сопоставительный анализ двух словников. Например, нам кажется, что нынешняя лексика лишена известной мягкости и остроумия, свойственной лексике двадцатилетней давности и наоборот пестрит прямыми заимствованиями. Вот лишь несколько примеров:

Общее значение Тогда Сейча<

деньги, операции с бабки, бабули, башли, ма

ними капуста, мо- отсусолив

нета, фанера; бабло (пла

рваный, ры- тить), сгре

жий (1 руб.), бать бабл

трюндель, (получать

трюник (3 руб.), пит-рофан (5 руб.), пятнашка (15 руб0; у музыкантов: соль мажор (1 руб.), терция 3 руб.), квинта (5 руб) деньги)

пиво пивняк пивчара, челло

большая бомба, фугас, сиська

бутылка огнетушитель

вечеринка, времяпре- шара (компа- тус, сег

провождение ния) пати, за галово

Как бы то ни было, процесс сбора современного материала еще далек от завер-

шения. Ограничимся представлением лек- нонимы центрального понятия данного ас-

сики 80-х годов. социативного поля; часть II содержит ос-

В первой части словаря приводятся си- тальные слова с подробным толкованием.

Часть I. Слова со значением ‘пить’, ‘выпить’

Курсивом выделены (за) керосинить нагреть 7 смодулировать

слова, встречающиеся залить насыпать собрать схему

преимущественно в от- залить за воротник* опохмелиться* спрыснуть

ветах алкоголиков; звез- залить за галстук* опрокинуть съесть

дочкой (*) помечены замочить оросить тиндарахнуть

слова, зафиксированные замутить 4 освежиться треснуть

в Академическом слова- заправиться* отметиться тяпнуть* 6 уговорить

ре русского языка (в 4-х засадить отравиться3

тт.). засосать оттянуться ужалиться

бацнуть зацепить пить* халкнуть

вдарить зашибать* поддать* хлестать*

вдеть вздрогнуть1 злоупотреблять покатить5 хлобыстать*

калдырнуть поправить здоровье 6 приговорить хлопнуть

вкатить квакнуть хрюкнуть

влить кирнуть принять (на грудь) 6 хряпнуть

вмазать клюкнуть * причаститься царапнуть

впендюрить клюнуть промочить горло* чеколдыкнуть

врезать куликнуть пропустить (рюмку)* чибиргасить

втереть 4 лечиться раздавить* шарахнуть

втюхать ломать разогреться шваркнуть

выжрать лупить распить* шлепнуть

гепнуть махнуть рвануть щелкнуть

грохнуть

дербалызнуть

дербануть *

дернуть*

дерябнуть*

дринчать2

жирануть

заглотить (стакан)

(за) квасить

1 Обычно в повелительной форме: "Вздрогнем!"

2 От англ. drink ‘пить’.

3 Обычно в вопросительно-повелительной форме: "Отравимся?"

4 Выпить с похмелья.

5 Обычно в повелительной форме: "Покатили!"

6 Обычно с указанием дозы (100 грамм, бутылку и т.п.)

7 Преим. в среде музыкантов.

Часть II. Алкогольные термины и их толкования

абстинент, отказник - лицо, воздерживающееся от выпивки, непьющий

автопилот (реже улет) - психофизиологический механизм, позволяющий выпившему самостоятельно добраться до дома, хотя впоследствии он не может понять, как ему это удалось ("включить автопилот") автопоилка (устар.) - автомат по продаже пива или сухого вина

аквариум - см. стекляшка алконавт (ирон.), алкав, алик - хронический алкоголик, горький пропойца

андроповка - относительно дешевая водка, появившаяся в продаже при Ю.В. Андропове

аршин - небольшая доза АлНап1 аптека - 1) винный магазин (ср. лечиться); 2) собирательное название лекарств, используемых в качестве АлНап

бабьи слезы - 1) алкоголь; 2) пивная балдеть - пить, получая удовольствие от процесса выпивки или от перехода в состояние опьянения

банка, пузырь - стеклянная емкость для АлНап, чаще всего - бутылка; полбанки -полбутылки

барыга - спекулянт, специализирующийся на продаже АлНап безрукий - см. автопоилка белая, белочка, белый друг - водка белая головка - сорт водки в бутылке с алюминиевой крышкой (в противовес продаваемой тогда же более дешевой водке -см. красная головка)

бескозырка, матроска - 1) бутылка с алюминиевой крышкой, не имеющей язычка; 2) сама крышка (пробка) такой бутылки биомицин - белое крепкое (от укр. бгле мицнэ)

бо-бо - плохое самочувствие после выпивки (чаще всего головная боль)

бодун - тяжелое физическое состояние вследствие выпивки

бомба (а также фугас, огнетушитель,

1 Здесь и далее так будем обозначать «алкогольные напитки».

Сабонис - по фамилии известного баскетболиста ростом 220 см) - бутылка емкостью 0,8 л, по форме сходная с бутылкой из-под шампанского; обычно содержит напиток низкого качества

Борис Федорович, Б.Фь (произносится : бэ-эфь) - клей БФ, употребляемый вместо АлНап

бормотолог - тот, кто потребляет преимущественно бормотуху (см.)

бормотуха, бормота, бормотёнь, гадость, гнилуха, отрава, червивка, чернила, компот, мурцовка - дешевое крепленое вино низкого качества

буденовка (устар.) - бутылка водки, на этикетке которой был изображен буденовец на коне

бульки, були - звуки наливаемой жидкости, используемые как мера объема ("наливать по булькам")

буряк, бурячок - самогон из свеклы бухой - пьяный; ср. также бухать -много пить, закладывать; бухало - собирательное название алкогольных напитков; бухарики (мн.ч.) - алкаши

в доску, вдребадан, в дупель (пьяный) -сильно опьяневший

Вера Михайловна - вермут вермуть, вертит-мутит - вермут Верочка - вино марки "Иверия" взять - купить АлНап винище - вино

винт (винтовой) - бутылка с завинчивающейся пробкой

винтовой коньяк - одеколон винчестер - вино водяра - водка

выпасть (в осадок) - см. вырубиться выпивон - выпивка

вырубиться - оказаться в состоянии бесчувствия вследствие чрезмерно большой дозы выпитого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выходец - см. отходняк гадик - бутылочка коньяка емкостью 50 г гадюшник - то же, что пивнуха (см.) газ - собирательное название для АлНап (ср. загазован, под газом = выпивший) галантерея - собирательное название заменителей АлНап, которые можно при-

обрести в галантерейном магазине (тройной одеколон, шампунь и т.п.)

глоток, капля, наперсток (ирон.) - доза выпитого; отнюдь не подразумевает малое количество

гонец - тот, кого послали купить АлНап; пользуется определенным расположением участников выпивки, вследствие чего ему и доверяют собранные деньги готов - см. туманы

губастый, гранчик - граненый стакан (0,25 л) с гладкой полосой в верхней части; может означать также дозу вшитого ("приняли по губастенькому")

для дам, как дам - агдам (сорт вина) доза - количество выпитого, обычно достаточная для опьянения доктор - см. лекарь доля («принять по дольке») - см. доза жбан - голова ("жбан трещит") зажевать, заклевать - закусить заквашенный - выпивший (заквасить = выпить)

закусь, заед(ка) - закуска залететь - попасть пьяным в милицию, вытрезвитель

замазка - закуска

занюхать - совершить действие, заменяющее закуску

зашиться - перенести операцию по вшиванию противоалкогольной спирали Зося, Золушка - вино марки "Золотая осень"

из горла, из дупла - (пить) не наливая, прямо из бутылки

кабак - питейное заведение (собирательное название)

кайф, Кайф Петрович - удовольствие, испытываемое от процесса выпивки или от состояния опьянения (ловить кайф); кай-фолом - большой кайф; кейфарик - тот, кто ловит кайф

кирной - пьяный (от кирять = пить - ср. «пошли, кирнём!»).. Соответственно: ки-рюха, Кирюша, Кир Иваныч - пьющий, но не так, как алкаш; кир = выпивка; накирял-ся (напился); недокирит - недоливший свою дозу и поэтому испытывающий потребность добавить; перекирит - тот, кто

перепил, перебрал клопомор - коньяк

коленвал (или пьяная) - сорт водки, имевшей на этикетке надпись: в д а

о к

колотун - специфическое физиологическое состояние после сильной выпивки; похмельный синдром копытник - см. гонец коричневый - коньяк косорыловка - самогон краска, краснотуха - красное вино,

обычно крепленое и дешевое

красная головка - сорт водки, продававшейся в бутылках с залитым красным сургучом горлышком

кристалл - чистый, незамутненный АлНап (обычно - о водке)

кучер - водка, на этикетке которой нарисована тройка (продавалась при

К.У. Черненко)

кущи - кусты, в которых удобно распить АлНап

лачок - напиток, потребляемый после крепкого АлНап, напр., пиво или красное вино после водки ("покрыть лачком") лекарь - то же, что похметолог (см.) литруха - 1 литр

ломка - плохое самочувствие после выпивки; похмельный синдром луноход - см. хмелеуборочная Ляля - собирательное название бутылок мальчик, малец, маленькая, мерзавчик, мотылек - бутылка маленького размера (0,25 или 0,33 л)

Марусин поясок - гладкая полоска в верхней части граненого стакана ("налить по Марусин поясок", а не полный)

междусобойчик - совместная выпивка, застолье

мокрое - оппозиция к сухому (вину); крепкий или крепленый АлНап

на бровях (быть на бровях) - (быть)

пьяным

на бугре - пивная; особенно, если она расположена на высоком месте

нагубениться - сильно выпить, перебрать

напиться в дупель, в кайф, до блева, до остекленения - очень сильно выпить, потерять контроль над собой вследствие выпивки

наркомовские - 100 г водки, даваемые на фронте перед наступлением

на троих, сообразить на троих - (выпить бутылку) втроем; строить(ся) - собраться втроем для совместной выпивки на халяву - не платя денег, даром ("выпить на халяву")

нахрюкаться - сильно выпить, нализаться (хрюкнуть = выпить) нашарпаться - напиться не просыхать - находиться в состоянии запоя, не трезветь

нолито - налито (по рюмкам) одеколонщик - тот, кто в качестве Ал-Нап потребляет одеколон

одинар - пьющий в одиночку остаканиться - выпить по стакану остограммиться - выпить по 100 г; вообще выпить

откат, отруб - бесчувственное состояние после выпивки (быть в откате, быть в отрубе)

отход - состояние постепенного выхода из опьянения ("быть в отходе")

отходняк - лицо, находящееся в состоянии протрезвления, «в отходе»

отшлюзоваться - разойтись по домам партейное - портвейн парфюмерия - см. галантерея Паша Ангелина - см. бурак (по имени трактористки, работавшей на свекольных полях)

пережрать, нажраться - чрезмерно напиться, перебрать

перепел - плохое самочувствие вследствие выпивки, синдром похмелья петля - очередь в магазине пивец - см. питок (преимущ. в среде музыкантов)

пивнуха - пивная, забегаловка (обычно невысокой категории) пивняк - пиво

пионерчик (устар.) - бутылка емкостью 100 г

питок - пьющий, не абстинент (см.)

пить до упора - пить, пока не вырубишься (см.)

плодововыгодное - дешевое плодовоягодное вино

по граммуле - (выпить) по грамму, немного

Поленька, Полина Ивановна - политура, употребляемая в качестве АлНап

политрук - тот, кто пьет в качестве АлНап политуру

полканить - шакалить понюхать - см. занюхать; в последнее время приобретает значение, связанное с наркоманией

портвишок - портвейн потяжелеть - сильно выпить похмелка, с похмелючи, с похмела - похмелье, с похмелья

похметолог - тот, кто деньгами или АлНап обеспечивает возможность опохмелиться; ср. лекарь

проскочил - констатация того, что организм хорошо принял выпитую дозу («стакан проскочил»); аналогично: хорошо пошла

пугать унитаз - эвфимизм, называющий неблагоприятные физиологические последствия выпивки. Значение ясно из анекдота: «Мама, что с папой? Он стоит на коленях и пугает унитаз.» Синонимичные обороты: общаться с уником, вызывать ихтиандра, исполнять риголетто, хвалиться щами, метать харч

пятачок - место выпивки; чаще всего -пивная

пятая - бутылка емкостью 0,5 л разводящий - стакан, идущий «по кругу»

раскатать губу - предъявить необоснованные претензии на выпивку

реанимация - действия, обеспечивающие возможность опохмелиться

резать банку - открывать бутылку; вообще выпить

резьбовой - см. винт родимая - водка

рыгаловка - то же, что пивнуха (см.) рыковка (устар.) - первая советская водка (1925 г.); Рыков - предсовнаркома в это

время

рысачить - бегать в поисках АлНап самопляс - самогон

сдаться - явиться в диспансер на лечение (от алкоголизма)

седьмая - бутылка емкостью 0,7 л сельпо (пренебрежит.) - прозвище сельского жителя (ср. "деревня") сивота, сивушняк - сивуха слезы Мичурина (устар.) - вино марки "Золотая осень"

слезы комсомолки - АлНап, представляющий собой смесь одеколона и газированной воды

сломаться - потерять контроль над собой вследствие сильного опьянения

смур(н)етъ - придти в состояние "туманы" (см.)

сок - пот («сок выступил») сообразить - собраться с целью выпить сотка (устар.) - 100 г спиртяга - спирт

стаканЫ (мн.ч.) - посуда для распития АлНап; чаще всего граненые стаканы

ствол: 1) выпивка; 2) бутылка); ство-лить - пить

стекляшка - магазин или кафе со стеклянными стенами

Степочка (ласкат.) - стопочка, стопка стервецкая - водка «Стрелецкая» стопарь - стопка

стрит - улица (бухать по стриту = пить на улице, не дома)

сучок - водка плохого качества сушняк, сухарь, Сухэ Батор - сухое вино тормозить - сбавлять темп выпивки в ситуации, когда остается мало АлНап, но есть желание растянуть удовольствие

торчок - собутыльник, находящийся в состоянии сильного опьянения (торчать = еще сидеть за столом, но уже пребывать в состоянии невменяемости)

точка - место продажи АлНап (магазин, ларек и т.п.)

тошниловка - см. пивнуха трезвяк - трезвый

три ступеньки - винный магазин или пивная, расположенная в полуподвале тройной - тройной одеколон, употреб-

ляемый как АлНап трясун - см. колотун туманы, мутный - замутненное (вследствие опьянения)сознание

тю-тю - состояние опьянения с потерей контроля над собой уксус - плохое вино

У Ну (устар.) - бутылка с жестяной пробкой, имеющей язычок (аналогия с головным убором У Ну - гос. деятеля Бирмы, популярного у нас во времена Н.С. Хрущева)

упиться в сосиску - напиться до бесчувствия

флэт - дом, квартира (бухать на флэту = пить дома, не на улице)

флакон - 1) емкость для парфюмерных жидкостей, употребляемых в качестве АлНап; 2) то же, что банка (см.) фурик - см. одеколонщик фуфырь, фанфурик, фанфарик - емкость для АлНап, банка (см.) ханка, ханя - бутылка водки ханыга - доходяга, очень слабый здоровьем

хвост - тот, кто держится поблизости от пьющих и шакалит (см.) с целью получить дармовое угощение или как минимум пустую бутылку

хмелеуборочная - милицейская машина, подбирающая пьяных

хорош сидим - выражение удовольствия от процесса выпивки, застолья, компании хронь - хронический алкоголик, алкаш (см.)

хрусталь - пустые бутылки, предназначенные к сдаче в качестве стеклотары

хрюкнувши, хрюкнумши - сильно выпивши (см. нахрюкаться)

хромой - пара бутылок разного размере (напр., пол-литра и четвертинка) чан - см. жбан

чапок (устар.) - место, где АлНап продаются в розлив

чека - бутылка 0,25 л; аббревиатура от чекушка (см.)

чекушка - 1) небольшая рюмка; 2) бутылка 0,25 л

четверть - четвертинка, бутылка 0,25 л

шакалить - выпрашивать АлНап на халяву

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шалман - см. кабак шампунь - шампанское шара - компания (поставить на шару -выставить угощение компании; выпить на шару - выпить бесплатно, воспользоваться выставленным угощением)

Литература:

Василевич А.П. Специальный язык: статус и методы исследования. Уч. Зап. Тар-тусск. ун-та. 1988, Вып. 838.

Зализняк А.А. Закономерности акцентуации русских односложных существительных мужского рода // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики.

М., МГУ, 1977.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983.

Солнышкина М.А. Словарь морского языка. М., 2005.

Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение. М., Наука, 1971.

Cramer Р. Word association. N.Y., Academic Press Inc., 1968.

Hudson K. The jargon of the profession. L., 1979.

Sager J., Dungworth D. , McDonald Р. English special languages. Wiesbaden, 1980.

Е.И. Горошко

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ

(ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ)

В настоящее время в эпоху глобальных коммуникаций общение через сеть Интернет становится одним из самых популярных. И это общение соединяет и порождает громадное разнообразие речевых практик, способов и форматов коммуникации. В XXI веке можно говорить уже о появлении виртуальной языковой личности, которая является «непосредственным» речевым порождением высоких технологий. Более того, если мы попытаемся реконструировать или скорее деконструировать модель виртуальной языковой личности, то предполагаемая деконструкция может быть проведена по определенным биосоциальным параметрам, составляющих виртуальную личность - образование, возраст, социальное происхождение и прочее. Не последнее место, по данным анализа как англоязычной, так и русскоязычной Интернет-коммуникации, здесь занимает и гендерная составляющая этой личности [Компанцева 2004; Горошко 2005а; 2005б; 2005г].

Сразу же подчеркнем, что собственно сама категория гендер может приобретать определенную специфичность именно в электронной коммуникации: при опосредо-

вании электронной средой некоторые гендерные особенности коммуникации могут проявляться иначе, или нейтрализовывать-ся, или возникать в новых формах, которые не фиксируются при обычном общении. В плане взаимосвязи гендерного параметра с другими психофизиологическими или социальными факторами была зафиксирована устойчивая корреляция гендера с возрастом и профессиональной деятельностью участников электронной коммуникации. Менее значимыми стали социальный статус и этническая принадлежность, что косвенно может свидетельствовать о большей демократичности в целом всей виртуальной реальности. Однако этот вопрос требует отдельного изучения. Ряд работ, посвященных гендерным аспектам Интернет-обучения с использованием лингвистического аппарата, показал, что Интернет-среда также отнюдь не гендерна нейтральна, а во многих планах более враждебна женщине, чем мужчине [Postmes, Spears 2002]. При этом почти все исследователи признают, что гендерные особенности в электронном общении скорее являются тенденцией и носят вероятностный, а не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.