ЧТО ТАКОЕ СОВЕТ ЕВРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА?
Т.Г.Пархалина,
руководитель Центра научно-информационных исследований глобальных и региональных проблем ИНИОН РАН
В последние два месяца в различных аудиториях мне задавали вопрос: а что такое Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП)? Каковы цели его создания? Не является ли он еще одной бюрократической структурой, обеспечивающей доминирование Запада в процессе принятия решений в условиях расширения альянса?
Попытаемся разобраться в том, что же такое СЕАП в действительности.
Процесс трансформации Североатлантического союза, который фактически начался в 1991 г., предусматривает два уровня - внутреннюю и внешнюю адаптацию к новым условиям в сфере безопасности. Под внутренней адаптацией имеется ввиду трансформация построения вооруженных сил НАТО, разработка и реализация концепции многосторонних оперативных сил, в которой акцент делается на антикризисном урегулировании. Внешняя адаптация предполагала "открытие дверей" альянса для новых членов со всеми вытекающими последствиями, работу по реализации программы "Партнерство во имя мира" (ПИМ), тесные партнерские отношения между НАТО и Россией, НАТО и Украиной, функционирование Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), на смену которому в июне 1997 г. и пришел СЕАП.
Таким образом, СЕАП заменил ССАС, решение об этом было принято на встрече министров иностранных дел и представителей стран-членов Союза в Синтре (Португалия) 29 мая 1997 г. СЕАП - это качественно новый механизм, основная цель которого состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень многостороннее политическое и военное сотрудничество, построенное
под эгидой ССАС и программы "Партнерство во имя мира". СЕАП предполагает новые возможности для расширения политического аспекта партнерства и для развития практического сотрудничества между НАТО и ее партнерами. В частности, предусматривается расширение возможностей для политических консультаций в самых различных гибких формах, чтобы решать более широкий спектр вопросов, представляющих общий интерес. Предусматривается также дальнейшее развитие программы "Партнерство во имя мира", как особого элемента в рамках СЕАП с тем, чтобы укрепить индивидуальное сотрудничество между НАТО и ее партнерами. При этом акцент делается на определении каждым партнером его конкретных интересов в сотрудничестве на основе принципа самоидентификации.
В соответствии с одобренными в Синтре документами, СЕАП должен следовать основным принципам ССАС, к которым относятся укрепление сотрудничества, транспарентность и доверие в вопросах безопасности. На встрече в Португалии был принят Основной документ СЕАП, разработанный в тесном взаимодействии между НАТО и странами-партнерами.
В Основном документе подчеркивается, что СЕАП будет дополнять соответствующую деятельность ОБСЕ и таких институтов, как ЕС, ЗЕС и Совет Европы. В нем предусматривается, что страны-партнеры смогут развивать прямые политические контакты с НАТО либо на индивидуальной основе. либо в рамках небольших групп. СЕАП предоставляет основу для политических консультаций и практического сотрудничества для всех стран-членов НАТО и партнеров на равноправной основе. Страны-партнеры смогут сами определять уровень и области сотрудничества с НАТО. Кроме того, деятельность в рамках СЕАП не затрагивает двусторонние обязательства или отношения между какой-либо страной-партнером и НАТО.
Работа СЕАП будет поддерживаться на регулярной основе Политико-военным комитетом и Политическим комитетом НАТО. СЕАП, на основе политического опыта, будет решать, должна ли эта деятельность поддерживаться Руководящим комитетом СЕАП, который интег-
рирует функции расширенного Политического комитета и Политико-военного комитета, существовавших в рамках ССАС/ПИМ. Последние два комитета будут встречаться с партнерами по меньшей мере раз в месяц или чаще, если это будет необходимо. Другие комитеты НАТО также будут развивать сотрудничество с партнерами и будут информировать СЕАП о своей работе в этом направлении. В этом контексте важно подчеркнуть, что открываются новые возможности для консультаций между партнерами и Военным комитетом НАТО, который будет играть более важную роль в развитии сотрудничества между НАТО и партнерами.
Расширенный политический контекст консультаций и сотрудничества, который должен обеспечить СЕАП, предоставляет странам-партнерам возможность по своему усмотрению устанавливать прямые политические взаимоотношения с Североатлантическим союзом. Кроме того, СЕАП обеспечивает основу для предоставления странам-партнерам более широких возможностей для участия в принятии решений по реализации тех мероприятий, в которых они участвуют.
Заседания СЕАП будут проводиться два раза в год на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также ежемесячно в Брюсселе на уровне послов. В случае необходимости заседания могут проводиться и на уровне глав государств и правительств.
На сегодняшний день в СЕАП насчитывается 44 члена: 16 стран-участниц НАТО и 28 государств-партнеров1 Однако он открыт для всех других стран-членов ОБСЕ, которые разделяют его основные принципы и цели.
СЕАП одобрил уже существующий Рабочий план ССАС по организаии диалога, партнерства и сотрудничества, включающий систематические консультации по политическим вопросам и проблемам безопасности, а также меро-
4 Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызская Республика, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, бывшая Югославская Республика, Македония, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
приятия в сфере экономики, экологии, информации и науки.
Осенью 1997 г. будет разработан новый Рабочий план. Предположительно, на первых порах Рабочий план СЕАП будет аналогичен рабочим программам ССАС и охватит следующие направления: политические консультации по конкретным политическим вопросам и проблемам безопасности, в том числе урегулированию конфликтов, региональным проблемам, вопросам контроля над вооружениями, вопросам обороны и нераспространения оружия массового уничтожения, международному терроризму, планированию обороны, а также влиянию вопросов безопасности на экономические процессы. Будут проводиться консультации по вопросам готовности к гражданским чрезвычайным ситуациям, стихийным бедствиям и авариям, ядерной безопасности, окружающей среды (имеющим отношение к обороне), координации между гражданскими и военными службами в области управления воздушным движением, сотрудничества в области вооружений, научного сотрудничества, операций по поддержанию мира. Предполагается, что со временем в рамках СЕАП могут появиться и дополнительные направления сотрудничества.
Что касается экономического измерения сотрудничества, то особое внимание уделяется оборонным бюджетам и их взаимосвязи с экономикой, вопросам конверсии оборонной промышленности. В области конверсии оборонной промышленности создаются базы данных и разрабатываются экспериментальные проекты с целью их практической реализации в странах-партнерах. Предполагается также проводить ежегодные коллоквиумы НАТО по экономическому развитию стран-членов СЕАП, в ходе их работы экспертам представится возможность обменяться мнениями по интересующим экономическим вопросам.
В рамках СЕАП будут продолжены заседания (совместно с представителями стран-партнеров) Комитета НАТО по проблемам современного общества, который реализует обширную программу совместных мероприятий в сфере науки и экологии. В вышеупомянутой программе особое место отводится разработке таких направлений, как технологии разоружения, экологическая безопасность,
высокие технологии, научно-техническая политика и развитие компьютерных сетей.
В области информации будет продолжено проведение ежегодных заседаний Комитета НАТО по информации и культурным связям. Эти заседания, как в случае Комитета по проблемам современного общества, проводятся совместно с представителями стран-партнеров для того, чтобы обсуждать ход реализации совместных мероприятий в области информации, которые включают визиты, совместно проводимые семинары и конференции, публикации, предоставление стипендий в целях развития демократических институтов.
В целом же, учитывая расширение программы ПИМ, усиление элемента консультаций и активизацию роли партнеров в принятии решений в ее рамках, СЕАП должен сыграть роль мотора, который будет приводить в действие сложный механизм взаимодействия ядра Североатлантического союза с его новыми составными частями.
♦ ♦ ♦