Научная статья на тему '2001. 04. 022. Абашидзе З. НАТО и Грузия: от утопии к реальности. Тбилиси, 2000. 288 с. (на груз. Яз. )'

2001. 04. 022. Абашидзе З. НАТО и Грузия: от утопии к реальности. Тбилиси, 2000. 288 с. (на груз. Яз. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО - И ГРУЗИЯ / СОВЕТ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ГРУЗИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 022. Абашидзе З. НАТО и Грузия: от утопии к реальности. Тбилиси, 2000. 288 с. (на груз. Яз. )»

2001.04.022. АБАШИДЗЕ З. НАТО И ГРУЗИЯ: ОТ УТОПИИ К РЕАЛЬНОСТИ. - Тбилиси, 2000. - 288 с. (На груз. яз.).

В работе З.Абашидзе, посла Грузии в Российской Федерации, рассматриваются становление и развитие взаимоотношений НАТО и Грузии в период с 1992 г. до Вашингтонского саммита НАТО (1999).

Первая глава книги посвящена анализу роли НАТО в преобразовании бывшего социалистического лагеря, предпосылки которого были созданы еще в 1960-1970 гг. и в значительной степени были обусловлены политическим единством, эффективностью военного потенциала альянса и экономическим преимуществом стран Запада.

Сложившаяся в Советском Союзе в результате “перестройки” в конце 80-х годов политическая обстановка поставила качественно новые задачи перед НАТО, подчеркивает автор. Цель новой стратегии альянса заключалась в переходе от конфронтации эпохи “холодной войны” к установлению партнерских отношений с бывшими противниками. В создании нового климата взаимоотношений особую роль сыграл визит министра иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе в 1989 г., а наиболее значительным шагом “поворота” НАТО к Восточной Европе и Советскому Союзу стал Лондонский саммит Альянса 1990 г. В принятой на саммите декларации были сформулированы главные контуры системы евроатлантической безопасности, которые отныне должны были основываться не на балансе сил двух противостоящих лагерей, а на принципах сотрудничества и партнерства.

Последовавшие за попыткой военного переворота в августе 1991 г. в Москве события ускорили дезинтеграцию СССР и сближение стран Восточной Европы с НАТО, послужили толчком к принятию на саммите НАТО 1991 г. решения о создании Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), в котором объединились страны - члены альянса и его бывшие противники (Грузия - с 1992 г.). В рамках ССАС осуществлялись разработка первых программ сотрудничества НАТО и новых стран-партнеров, а также рассмотрение вопросов региональной безопасности. Особое внимание уделялось вопросам нераспространения ядерного оружия, в частности проблемам, связанным с размещенным на Украине, в Белоруссии и Казахстане ядерным оружием.

На отношения НАТО с новыми партнерами большое влияние оказывал фактор возможного расширения альянса. Детальное рассмотрение проблематики расширения НАТО с привлечением

материалов встреч НАТО и ССАС дается во второй главе. Большое значение, по мнению З.Абашидзе, имела принятая на саммите НАТО 1994 г. новая инициатива - Программа “Партнерство ради мира”, которая вывела отношения НАТО и стран бывшего социалистического лагеря на качественно новый уровень сотрудничества по практическим направлениям, в том числе и в военной сфере. Отныне перспектива членства в НАТО зависела от того, насколько успешно страна-партнер могла приблизиться к установленным в НАТО политикогосударственным и военным стандартам. 23 марта 1994 г. Грузия, одна из первых среди бывших советских республик, присоединилась к Программе “Партнерство ради мира”.

В работе рассматривается обстановка, сложившаяся на европейском континенте в результате начала процесса расширения НАТО и его новой стратегии, прослеживаются как подход России к расширению НАТО, так и различные оценки в отношении “движения НАТО на Восток”, существовавшие на Западе. Серьезную источниковую базу для этого предоставляет анализ документов НАТО и ССАС, западной прессы, российских источников, а также информации дипломатического представительства Грузии. Так, если ряд экспертов считают, что НАТО должна ускорить свое “вступление” в данный регион, то, по мнению их оппонентов, распространение гарантий безопасности со стороны альянса на страны Кавказа и Средней Азии создало бы серьезную опасность для НАТО. Автор книги считает, что распространение в данном регионе интересов Запада должно произойти с учетом законных интересов России.

В следующей главе исследуются этапы сотрудничества НАТО и Грузии, причем особое внимание уделяется проведенным в рамках ССАС встречам, политическим консультациям и возрастающему практическому сотрудничеству, в частности, привлечению Грузии к строительству системы евроатлантической безопасности и ее возрастающему участию в программе “Партнерство ради мира”. Отмечая повышение внимания НАТО и его партнеров к вопросам региональной безопасности Южного Кавказа, З.Абашидзе анализирует итоги и значение первого визита Генерального секретаря НАТО Х.Соланы в страны Кавказа в 1997 г.

Автор обращается к целям и особенностям созданного в 1997 г. в результате слияния ССАС и Программы “Партнерства ради мира” Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), которые, в отличие от ССАС, были ориентированы на специфичные интересы отдельных стран по

принципу так называемой самодифференциации. СЕАП, как

подчеркивается в книге, представлял собой новый механизм партнерства, охватывающий как расширенное политическое измерение, так и практическое сотрудничество в рамках Программы “Партнерства ради мира”. Таким образом, Грузия присоединилась к новому

международному органу, обладавшему важнейшими функциями в строительстве системы евроатлантической безопасности, которые были обусловлены тесным политическим и военным сотрудничеством стран-партнеров с НАТО.

В 1997 г. в Мадриде на встречах глав государств - членов НАТО и СЕАП был принят ряд важных решений (в частности, приглашение в состав альянса новых членов - Польши, Чехии и Венгрии), которые не только окончательно подвели черту под балансом сил времен “холодной войны” в Европе, но и утвердили претензии НАТО на роль главного гаранта безопасности на континенте. Рассматривая принятые на саммите документы, автор подчеркивает, что в них также предусматривалась перспектива принятия в ряды НАТО тех стран Европы, которые в будущем могли проявить стремление присоединиться к этой организации. На Мадридском саммите были также предприняты важные шаги по углублению сотрудничества стран-партнеров с Североатлантическим альянсом.

В частности, партнерам была предоставлена возможность создания при НАТО полноценных дипломатических представительств, в соответствии с которой 22 апреля 1998 г. посол Грузии вручил верительную грамоту Генеральному секретарю НАТО. Особое внимание уделено в этом разделе книги тому, какое развитие получило предложение, высказанное в выступлении на саммите Президента Грузии Э.Шеварднадзе, о создании кавказской региональной группы в рамках СЕАП. О возрастающем интересе НАТО к Кавказскому региону свидетельствовал и состоявшийся в сентябре 1998 г. повторный визит Генерального секретаря НАТО в Грузию.

Достаточно детально освещено в работе такое важное направление взаимоотношений НАТО и Грузии, как военное сотрудничество, развивающееся в соответствии с так называемым рамочным документом о двустороннем сотрудничестве с НАТО - Программой индивидуального партнерства, а также “процесс планирования и анализа” (РЛЯР) в строительстве Вооруженных сил Грузии.

Пятая глава посвящена Вашингтонскому саммиту НАТО и СЕАП 1999 г., состоявшемуся в год 50-летнего юбилея альянса. Подготовка к Вашингтонской встрече проводилась на фоне сложных международных событий, которые развивались вокруг Косово. В книге описано, какие меры совместно с международной общественностью принимались НАТО для “приостановления осуществлявшейся властями Белграда этнической чистки в Косово” и затем, когда эти меры не принесли результата, рассказывается, как было принято решение о проведении военной операции НАТО. Тем самым был создан прецедент осуществления альянсом масштабной военной операции за своими пределами “в целях восстановления справедливости и соблюдения нравственных принципов”. Автор рассматривает последствия этой операции и ее влияние на все евроатлантическое пространство, в частности, на Кавказский регион и происходящие там конфликты, а также обращает внимание на те соображения, в соответствии с которыми Грузия поддержала сначала военную акцию НАТО, а затем и миротворческую операцию в Косово, направив в Косово небольшой грузинский миротворческий контингент.

Вашингтонский саммит ознаменовался официальным принятием в состав НАТО трех новых членов - Польши, Венгрии, Чехии, а также утверждением новой стратегической концепции альянса, наметившей обновленную роль и функции альянса в строительстве системы единой евроатлантической безопасности, и “Плана членства” в НАТО (МАР). Особое внимание в главе уделено тем положениям стратегической концепции, от которых в значительной мере зависит евроатлантическая безопасность в XXI в.: вопросу о мандате Совета Безопасности ООН для проведения миротворческих операций НАТО за пределами альянса, вызвавшему острые дискуссии, и крайне актуальному для Грузии вопросу о том, следует ли НАТО иметь право “нейтрализовать” “будущие угрозы”, исходящие из регионов, непосредственно граничащих с альянсом. В “Плане членства” в НАТО сформулированы конкретные рекомендации для стран, стремящихся к интеграции с НАТО, и анализ этого документа, проведенный автором, отчасти дает ответы на вопросы грузинской общественности, касающиеся перспектив дальнейшей интеграции Грузии в структуры НАТО.

В контексте строительства единой евроатлантической системы безопасности автор в заключительной части исследования рассматривает новые инициативы по укреплению безопасности стран Закавказья и

урегулированию существующих в этом регионе конфликтов. В частности, З.Абашидзе считает, что заслуживает особого внимания разрабатываемый по инициативе ЕС “Пакт о стабильности для Кавказа”, основным тезисом которого является гармонизация интересов Запада, России и стран региона, а также коллективная ответственность за безопасность в Закавказье.

М.Н. Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.