истории. Чтобы разобрать исторические данные мифом, которые были сформированы намного раньше, нужно изучать географическую составляющую описанных событий.
Естественно такая концепция получила свою долю критики, так как существуют множество мифов, которые уже имеют большую часть правдивых, исторических данных. А так же критики такого подхода обозначили, что в некоторых мифах, существуют такие факты, которые не относятся ни к одному «историческому мифу», и для того, чтобы разрушить определенный миф, в него необходимо вставить только один несуществующий факт, и все исторические теории сами испарятся. На таком примере, они взяли древние карты, на которых были обозначены Антарктида, не имеющая ледяного покрова. Но, за все время существования нашей цивилизации, Антарктида всегда была в своем ледяном панцире.
Так или иначе, невозможно отрицать значение мифа, он всегда будет сопровождать историю. Миф всегда был, и будет продолжать указывать на свое устойчивое место в истории, хоть и не имеющие сто процентной достоверности фактов.
В современном мире зачастую присутствуют мифы, которые направлены в большей степени на политическую идеологию. Такой интерес приобретается потому что, в мире уже достаточно высоко развита информационно доказательная база, и мифы, что человек появился из камня, для современного человека уже неактуален. С космологическими данными происходит то же самое, но в данном случае, ответы на вопросы люди ищут не в мифах, а в религиозных источниках. Поэтому такая концепция в современном мире так же отходит. Но аполитическая составляющая мифа всегда будет прогрессировать, она выражается в идеологии, в СМИ, в конкретно принятых документах, в культе личности правителя и т.д. Но это не означает, что все то, чтобы было выстроено нашими предками, не может считаться историческим источником. Ведь зачастую, чтобы разобрать миф прошлого, необходимо затратить множество усилий. Возможно, большинство мифов мы никогда не сможем разгадать, это как сейф, о котором ты все знаешь, понимаешь из чего он состоит, можешь подобрать нужную комбинацию, и даже его открыть. Но, открыв и получив информацию, не сможешь ей воспользоваться, так как до конца не осознаешь, как ее применять. Список использованной литературы:
1. Михалевская А. С., Кудряшова Т. Б. Космологическое знание как фактор культуры // Вестник Гуманитарного факультета Иван. гос. хим.-тех. ун-та. - 2009. - Вып. 4. - С. 66-71. (автора - 0,25 п.л.)
2. Попкова Л. Трактовка античного мифа в оперном творчестве Р.Штрауса: Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1991, 20 с.
3. Порфирьева А. Вагнеровский миф и германский эпос (К вопросу о средневековых источниках "Кольца Нибелунгов") // Музыкальная культура Средневековья: Теория. Практика. Традиция. JL, 1988, с.149-167.
4. Пивоев В.М. Имя и слово в мифологическом сознании // Эстетика М. М. Бахтина и современность. Саранск: Изд. Морд. ГУ, 1989. - С. 83-86.
5. Античные источники о Северном Кавказе. Составитель В.М.Аталиков. -Нальчик: Эльбрус, 1990. - 310 с.
© Матвеева В.В., 2019
УДК 433
А.А. Сапронов
ТГПУ им.Л.Н.Толстого, г. Тула, РФ E-mail: [email protected]
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО»: ПО МАТЕРИАЛАМ ПРЕССЫ 1930-Х ГГ.
Аннотация
Статья раскрывает образы советских людей через призму советской публицистики. Автор
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №6 / 2019
анализирует советскую публицистику, которая выходила в свет в 1930-е годы, с целью выявления положительного персонажа в СССР в 1930-е годы.
Ключевые слова: Образ, газета, журнал, патриотизм, активист, агитатор, авангард
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?» Это отрывок из стихотворения, написанный в 1925 году, известного русского и советского поэта Владимира Маяковского, суть которого заключается в том, что автор показывает читающим, в первую очередь детям, кто, в новом зарождающимся советском обществе, положительный персонаж, а кто - отрицательный.
1920 - 1930-ые - это годы, когда в обществе СССР развивается процесс трансформации из «имперского» человека (общество Российской империи) в советского (общество СССР) «homo sovieticus» [8, с. 7-10]. Именно в этот исторический период сложились устойчивые стереотипы массового сознания эпохи социализма и сталинизма, совокупность которых сказывается на развитии общества и ныне: принципы отношения к труду, к собственности, тип идеальной личности.
Кто же считался настоящим советским гражданином? Кто формировал эти образы, и для какой цели? В первую очередь, формированием общественного мнения занималась государственная пропаганда. Одним из главных рупоров государственной пропаганды в то время являлась советская публицистика (газеты и журналы), стоимость которых в 1930-е годы в среднем составляла 21 копейку.
Для данного контент-анализа были взяты: газета «Молодой коммунар» (региональная) от 1938 года, в котором были проанализированы номера 1-23, 25-100, 102-125. Сменная периодичность выпуска - от 2 до 5 раз в неделю в разные периоды; газета «Правда» (всесоюзная) от 1936 года, проанализировано первые 50 номеров. Ежедневная газета; сатирический журнал «Крокодил» (всесоюзная) - проанализировано 5 выпусков (1930 (№15), 1933 (№33), 1934 (№9, №13), 1935 (№6, №21). Периодичность выпуска - 3 раза в месяц.
Данные источники являлись ведущей прессой, как в регионе, так и в стране в целом. Они были направлены на массового читателя. Данная пресса была изучена, с целью выявления отношения государства к конкретным поведениям и образом жизни советских граждан в 1930-е гг. Все эти публицистические материалы, хоть и отличались, как мы видим, но всё равно действовали в русле единой информационной политики государства. Скажем, если начиналась определенная информационная кампания, то она велась всей советской публицистикой согласованно. Поэтому отслеживание подобных информационных кампаний - важнейшее средство для изучения реальной государственной политики в СССР в области формирования общественного мнения и сознания. Также, изучая данные источники, можно проследить отношение государства к определённым поведениям людей, образу жизни, идеалам.
Разберёмся, какими же качествами был обязан обладать советский гражданин, если он хотел сосуществовать в данной системе. Условно мы их будем называть «стахановцы».
Для «стахановца» характерен - патриотизм. Развитие патриотизма в обществе всегда в любой стране и в любой политическом режиме является главнейшей задачей. СССР в этом не исключительна, развитию патриотизма уделялось большое внимание в средствах массовой информации 1930-х гг. С помощью каких приёмов Советский Союз прививал любовь к Родине? Например, показать своих героев, на которых будет равняться общество. Таковыми были советские лётчики, которые в совершенстве управляют самолётами, «они выходят политически хорошо грамотными, физически окрепшими, готовые в любой момент подняться на самолёте и без промаха разить врага...» [5, №1, с. 4]; советские полярники, в честь которых сняли фильм на Ленинградской киностудии «Ленфильм» «Семеро смелых» (1936 год), а фотографию из фильма напечатали в газете [6, №31, с. 4]. Героем в прессе, конечно же, был и Иосиф Виссарионович Сталин. «Товарищ Сталин! Родной, наш любимый. . Да здравствует наш родной, наш любимый Сталин!» [6, №141, с. 1] - данные выражения похвалы лидеру страны частое явление на передовицах советских газет
1930-х гг. Всё это было направлено на советских граждан. Читая статьи, в их сознании постепенно формировалась мысль о том, на кого следует ровняться, стремиться быть похожими, чтобы их точно также бы оценили и поставили в пример всем.
Ещё одним способом повышения патриотизма в стране являлись патриотические волеизъявления людей в прессе. Так в статье под названием «Молодые патриоты» приводится письмо комсомольца Михаила Клепикова, где он желает быть в «передовых рядах могучей и любимой Красной Армии»: «Я буду бесстрашным танкистом» [5, №2, с. 2]. Также в статье отмечается, что данный случай не единичен - это массовое желание молодых людей. «Их строки проникнуты горячей любовью к большевистской партии, Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Тяга молодёжи в военные училища в нашей стране - огромна...» [5, №2, с. 2]. Данные статьи печатаются только с одной с целью показать, что в СССР подавляющая часть населения - патриоты, что все они в любой момент готовы жизнь свою отдать во благо благополучия своей Родины.
И, конечно же, советская пресса неустанно повторяла, что самые счастливые люди проживают именно в Советском Союзе. «В Гитлеровской Германии женщине отведена роль производительницы детей и рабыни кухни» [5, №3, с. 2], «.около миллиона детей Польши не учатся в школах.», «в США из-за плохого ухода за беременными, ежегодно умирают от родов 150 тысяч женщин» [5, №9, с. 2] и тому подобные заявления. С новым 1936 годом Советский Союз поздравляли известные иностранцы: Уильям Галлахер (британский политический деятель) - «.передать свои поздравления великому пролетариату и крестьянству Советского Союза», Генрих Манн (немецкий писатель, общественный деятель) - «Я полностью признаю достижения Советского Союза, которые прямо-таки поразительны.», Эптон Синклер (американский писатель) - «.экономический эксперимент, проводимый в Советском Союзе, - самый знаменательный в истории человечества.» [6, №1, с. 6]. Приятно же читать лестные отзывы от уважаемых людей о твоей стране. В то время очень сложно было узнать другою сторону медали советской действительности. Патриотом быть модно и перспективно в советском обществе.
Ещё одним качеством, которым обязан был обладать «стахановец» - это профессионализм. Пролистывая тульскую газету «Молодой коммунар» 1930-х гг., сразу же бросаются в глаза фотографии людей, достигшие определённых успехов в своих профессиях: например, отличники учёбы; токари-стахановцы, которые выполнили большие нормы по ремонту тракторов; комсомольцы-отличники учёбы 7-ой средней школы 8-ого класса Пролетарского района города Тулы; женщина трактористка-активистка, участница слёта женщин трактористов. Проанализировав первые 23 номера газеты «Молодой коммунар» от 1938 года можно сделать следующий вывод:
Рисунок 1 - Статистика появлений фотографий стахановцев в газете
То есть, из 23 номеров в 14 номерах были помещены на главной странице фотографии токаря стахановца, лучшие отличники учёбы, курсы мастеров социалистического труда, отличники учёбы по химии, отличники учёбы 3-й средней школы, инженер Сталинградского химкомбината имени Сталина и тому подобное. Располагаясь на первых планах страниц, фотографии являлись ярким примером, кто в новом советском государстве - авангард советского общества (рабочие и крестьяне). Советская публицистика
наглядно показывала всю «романтику» трудовых будней.
Любовь к партии, к государству, популяризация рабочих профессий шло в умы населения через пропаганду. Рупорами пропаганды являлись агитаторы-активисты. Главной поддержкой советской власти были молодые агитаторы-активисты, которые благодаря своему энтузиазму, пропагандировали коммунистические идеи в массы, а также публично критикуя тех, кто, по их мнению, были не достойными коммунистами. Быть активистом в первую очередь означало добровольно помогать партийной и советской администрации выполнять ее задачи, такие как набор учеников в школы, сбор государственных поставок в колхозах или повышение трудовой дисциплины на заводах. Возвращаясь к страницам «Молодого коммунара», можно сделать вывод о том, что их роль в пропаганде советской идеологии была значима для СССР в 1930-е годы. Для подтверждения обратимся к 10-ю выпускам газеты №1-10 от 1938 года.
Таблица 1
Количество упоминаний в газете «Молодой коммунар» об агитаторов-активистов.
Номер газеты Упоминание агитаторской и активистской деятельности
№1 «Слушатели школы - лучшие агитаторы цеха» (стр.2)
№2 «Беседы в цехах», «Курсы пропагандистов», «Читки газет», «Калужские наблюдатели» (стр.2)
№3 «Райкомовцы без актива» (стр.2), «Активисты оборонной работы» (стр.4)
№4 «Лекции для учащихся» (стр.4)
№5 «Агитаторы» (стр.3), «Беседы с колхозниками (стр.3)
№6 «Инициаторы борьбы за высокий урожай (стр.3), «Самый молодой депутат Верховного Совета» (стр.3), «Молодые политработники (стр.4)
№7 «Комсомольцы - в первых рядах» (стр.3), «Актив одной библиотеке» (стр.4)
№8 «Все, как один, явимся на выборы» (стр. 1), «в кружке агитатора Соколова» (стр.2), «Беседы у пионеров» (стр.3), «Первые выехали в поле» (стр.3), «Молодые агитаторы, «Читка газет в бригадах», «Беседы в общежитиях», «Культурно-массовая работа в колхозе» (стр.4),
№9 «Работая и учась» (стр.3), «Готовы к обороне» (стр.4), «Областное совещание комсомольского актива» (стр.6)
№10 «Будем лётчиками» (стр.4)
Таким образом, в 10 номерах газеты 27 статей посвящены агитаторам-активистам. Таким образом, мы видим, что данная рубрика - постоянна в газете, она посвящёна их труду и их роли в помощи государственной пропаганде. И её роль отмечается в каждом номере.
Слово «Агитатор-активист» состоит из двух частей. С агитаторми разобрались, теперь проанализируем, как советская публицистика 1930-х гг. характеризовала активистов (активных людей). Для советской пропаганды это человек, который не сидит без дела в свободное от работы время. Советская идеология выдвигала на первый план спортивный и активный образ жизни [5, №31, с. 2], критиковалось безделье. В свободное время «стахановцы» занимались общественно-полезными делами, играли в шахматы, учили комсомольские уставы. Изучив прессу, можно сделать вывод, что, по мнению прессы, в СССР нет бездельников. А если и появляются, то они подвергаются жесточайшей общественной критике. Квинтэссенцией «настоящих граждан» СССР являются доски почёта или рубрики, где награждали выдающихся членов советского общества, отмечая их отличия в учёбе, перевыполнение планов производства, общественную деятельность. Например, «Насардинов Рахим - выдвинут комсомольской организацией шахта №16, Щёкинского района. Рештачник, стахановец, активный общественник. Выполнил производственное задание в мае на 284% за 10 дней июня - на 350%. Награждён наркомом значком отличника социалистического соревнования» [5, №31, с.1].
Таким образом, были выявлены положительные образы советского гражданина в 1930-е гг. Патриот, который способен не задумываясь встать грудью для защиты Родины; строитель социализма, который не щадя живота своего трудиться и учиться на благо развития своего государства; активист, который способен своим примером показать, какие преимущества имеет новый политический режим и на сколько эти изменения в стране полезны. Данные идеалы были необходимы самому СССР. Потому, что произошёл
коренной и болезненный для населения слом повседневной действительности. Те идеалы, нормы, смыслы, которые стояли перед людьми несколько сот лет, сломились. Образовался вакуум идей. Оказалось, что они жили неправильно. А как тогда правильно? А вот для этого и нужна была деятельность пропаганды в средствах массовой информации, с целью построения нового вектора развития советского общества. Потому что новому государству нужны были свои герои.
Список использованной литературы:
1. Крокодил / под ред. Мамуильский М.З. - 1930. - №15. - 12 с.; 1933. - №33. - 12 с.; 1934. - №9, - 16 с.; -№13. - 16 с.
2. Крокодил / под ред. Кольцов М.Е. - 1935. - №6, - 16 с.; - №21. - 16 с.
3. Молодой коммунар / под ред. Егоров К.Я. - 1938. - №1-23, 25-100, 102-125. - 4 с.
4. Правда / под ред. Мехлис Л.З. - 1936. - №1 - 50. - 8 с.
5. Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2001. - 336 с.
© Сапронов А.А., 2019