НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26
113
УДК 070.2(470.51)(091)(045)
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИИ И ДОСТИЖЕНИИ В ДОВОЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ прессе
УДМУРТИИ
POPULARISATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL KNOWLEDGE IN PRE-WAR YOUTH PRESS IN UDMURTIA
Г.И. Старкова
G.I. Starkova
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет, Россия, 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 Udmurt State University, 1. Universitetskaya Str., Izhevsk, 426034, Russia
е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье впервые исследуется комплекс приёмов популяризации научнотехнических знаний на страницах детских журналов, пионерских и комсомольских газет Удмуртии в 1930-1940-е гг. Показывается эффективность синтеза вербальных и визуальных материалов разных жанров с учётом особенностей читательской аудитории. Отмечается значимость публикаций о научнотехнических достижениях и выдающихся учёных для развития интереса молодёжи к науке и технике, расширения её научно-технического кругозора и привлечения в технические вузы и на производство.
Abstract. For the first time, there is an article devoted to the representation of scientific and technical knowledge of Udmurt youth press in 1930-1940s. The paper considers the efficacy of combination of materials of different types. Stress is laid on publications about scientific and technical achievements and biographies of scientists which are important for developing the youth’s engagement into science and technic.
Ключевые слова: детско-юношеская пресса Удмуртии, научно-технические достижения,
популяризация научно-технических знаний, расширение научно-технического кругозора, политехнизация школы, привлечение молодёжи в технические вузы и на производство.
Keywords: Udmurt youth press, scientific and technical achievements, popularization of scientific and technical knowledge, attraction of youth into technical institutes.
В настоящее время актуализируется проблема развития научнотехнического кругозора молодёжи, привлечения её в технические вузы и на производство, интерес к которым резко упал из-за трансформации ценностных ориентиров в российском обществе вследствие социально-экономических преобразований в конце ХХ в. Как писала «Российская газета», научнотехническое направление интересует только 9% школьников (2014, 20 нояб.). Решению этой проблемы наряду с усилиями государственных органов должна и может содействовать пресса для молодёжи, о чём свидетельствует опыт редакций детско-юношеских журналов и газет Удмуртии в 1930-1940-е гг.
Темы, которые должны раскрываться литературой перед юными читателями, назвал в своей работе «О темах» писатель А.М. Горький: «О чудесном в работе науки», «О технике будущего», «История двигателя от паровой машины до дизеля» и др.
Первый советский научно-популярный приключенческий журнал «Знание - сила» начал выпускаться в Москве с января 1926 г. и был рассчитан не только на пионеров, но и на более взрослых ребят*. В 1928 г. появился
Комсомол и молодёжная печать (1919-1972 гг.): сб. М., 1973. С. 78.
114
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
журнал «Юный натуралист». В постановлении ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати» (1928 г.) говорилось о
необходимости всемерного содействия росту технических и специальных знаний рабочей и крестьянской молодёжи *. В отчёте ЦК ВЛКСМ VIII съезду ВЛКСМ отмечалось значительное улучшение научно-технических отделов *.
Система молодёжной прессы Удмуртии, сложившаяся в 1930-е гг., наряду с функциями коллективного пропагандиста и агитатора успешно выполняла функцию популяризации научно-технических знаний и достижений науки и техники. Поскольку в стране активно проводилась индустриализация, в молодёжи видели будущих инженеров и техников - специалистов промышленности, сельского хозяйства, лётчиков и т.п. Хотя в Удмуртии не выпускались научно-популярные издания, периодика, используя различные приёмы представления материалов на страницах детско-юношеских журналов и газет, способствовала расширению технического кругозора юношества, содействовала политехнизации школы и трудовому воспитанию.
Детский журнал-учебник «Дэмен уж» («Коллективный труд») в 1931 г. опубликовал на удмуртском языке слова Сталина: «Надо знать технику. Учиться технике. Если будем знать технику, шагнем вперед с небывалой скоростью».
Сообщения о научных открытиях и технических новшествах печатались в детско-юношеской прессе под рубриками «Наука и техника» и «Наука но техника сэрег» («Уголок науки и техники»), «Блокнот любознательных», «Дневник юннатов» в пионерской газете «Дась лу» («Будь готов»), «Блокнот юного натуралиста», «Интересная физиология», «Обо всем понемногу» - в газете «Будь готов»*. «Дась лу» рассказывала о метрополитене, о троллейбусе, о походе Ижевской детской технической станции и т.д., «Будь готов» - о самом холодном месте на Земле, об «электрорыбе» и «зимних насекомых». Комсомольская газета «Молодой большевик» писала о машине для борьбы со шпионажем, о советском малолитражном автомобиле, об автомобиле для радио-репортажа (так в тексте. - Г.С.), о находке гигантского метеорита и др.§
Газеты печатали сообщения юнкоров из Ижевска и районов республики о проведении и изучении радио, об авиамоделировании, о прилёте в село самолёта и т.п. Так, в заметке «Подарок школе» рассказывалось об отличнике Карсовайской школы Васе Учанове, который увлекался естествознанием, мечтал быть врачом и подарил коллекцию преподавателю по зоологии («Будь готов», 1936, 5 окт.). В материале об ученическом самоуправлении одним из направлений работы старостата названо «развертывание авиомоделизма (так в тексте. - Г.С.) и планеризма» («Будь готов», 1936, 5 окт.). Семиклассница Дуся Крысова написала заметку «Уголок живой природы», Мира Рабинович -«Юные географы» («Будь готов», 1936, 22 нояб.). Восьмиклассник Коля Гаврилов в заметке «А все-таки она вертится» писал об астрономическом
2 Советская печать в документах. М., 1961. С. 245.
3 Комсомол и молодёжная печать (1919-1972 гг.): сб. М., 1973. С. 104.
4 Старкова Г.И. «Дась лу!» («Будь готов!») и «Будь готов!» - первые пионерские газеты Удмуртии // Мировая словесность для детей и о детях: матер. Шестнадцатой Всерос. науч.-метод. конф. М., 2012. С. 221-225.
5 Старкова Г.И. «Егит большевик» («Молодой большевик») и «Молодой большевик» -комсомольские газеты Удмуртии 1930-х годов // Книжное дело: матер. Междунар. науч. интернет-конф. Екатеринбург, 2011. С. 37-41.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26
115
кружке школы № 28, члены которого «читают научную литературу о предположениях ученых», изучают биографии знаменитых астрономов Птоломея, Коперника, Бруно и Галилея. Он сообщил об отсутствии в школе астрономических приборов и о решении самостоятельно сделать телескоп для кружка («Будь готов», 1937, 4 февр.). Материал сопровождался фотографией с подписью: «Шумайлов Герман из школы 24 со своим радиоприемником». Пятиклассник Женя Муллин написал в газету об учителе географии, который рассказывал о происхождении и строении солнечной системы, о великих учёных - Галилее, Бруно и Копернике, которые своими открытиями разоблачали сказки церковников, показывал «диапозитивные картины» («Будь готов», 1938, 5 мар.).
Привлекательность научно-популярных статей и очерков обеспечивалась иллюстрированием в виде рисунков и фотографий. Индустриальный фон становится основным на обложках журнала «Пичи дэменчи» («Юный коллективист») с рассказом «Трактор’ёс вуизы» («Трактора пришли») и стихотворением «Чугун сюрес» («Железная дорога»).
Газеты публиковали директивные материалы, например, постановление пленума Удмуртского ОК ВЛКСМ о воспитании пролетарского студенчества сознательными строителями социалистического общества и социалистической культуры на основе овладения высотами науки, постановление Х Пленума ЦК ВЛКСМ «О подготовке и переподготовке кадров для сложных сельскохозяйственных машин» («Егит большевик» («Молодой большевик»), 1935).
В середине 1930-х гг. в Москве выходит журнал «Техника - молодежи», задачей которого было продвижение технической культуры в массы молодёжи. В числе первомайских лозунгов ЦК ВКП(б) в 1935 г. был и такой: «Пионеры и школьники! Овладевайте основами наук!». В докладе на XI пленуме ЦК ВЛКСМ тов. А.В. Косарев говорил о необходимости обогащения кругозора молодёжи на примерах «жизни Леонардо да-Винчи, Микель Анджело, Джемса Уатта, Менделеева, Ломоносова, Мичурина» («Егит большевик», 1935, 4 июля). «Егит большевик» писал об организации в крае геологоразведочной партии (1935, 26 апр.).
Газеты активно отображали процесс овладения научно-техническими знаниями как подготовку к службе в армии и защите Родины, писали об инструкторах стрелкового спорта. 5 марта 1936 г. прошли Всесоюзные военноспортивные соревнования пионеров и школьников - юных стрелков, авиамоделистов, связистов и др., о которых сообщала газета «Дась лу».
На страницах газет печаталось множество материалов, посвящённых достижениям советских лётчиков, например, беспосадочному перелёту советского самолёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс («Егит большевик», 1935, 26 июля). В 1935 г. «Егит большевик» поместил полосу «Над Удмуртией реют самолеты» с фотографиями лётчиков, проводивших аэросев, полосу «Авиация - со милям гордостьмы. Авиация нунал - калык праздник» («Авиация - наша гордость. День авиации - народный праздник») с балладой удмуртского поэта П. Чайникова «Тимофей летчик» и стихотворением Макара Пролетара «Нырысьсэ тэтчи» («Первый прыжок»). Разворот с рисунками паращютов и самолётов был озаглавлен «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Помещена заметка, перепечатанная из газеты «Рейиш вестфалише цейтунг» об истории паращюта «’’Летающий плащ” 1777 года».
116
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
Газета «Дась лу» поместила рисованный портрет героя Советского Союза лётчика Леваневского (1935, 21 июля). С декабря 1935 г. в Удмуртии работали аэроклуб, планерная станция, две парашютные вышки («Молодой большевик», 1937, 24 февр.). Газета «Будь готов» в 1937 г. напечатала материал «Большевики завоевывают воздух (Авиационные рекорды и достижения 1936 года)», опубликовала стихотворение А. Герасимовой «Будущему пилоту», поместила заметку ученика школы № 22 Севы Боровского «Конструирую модели самолетов». Материал «Беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Северная Америка» сопровождался рисунком с подписью: «Герои Советского Союза Байдуков, Чкалов и Беляков» («Будь готов», 1937, 23 июня). «Молодой большевик» представил полосу: «Быть летчиком - великая честь» в марте 1940 г.
В октябре 1936 г. дети готовили подарки Съезду Советов, например, кинокружок (так в тексте. - Г.С.) Ижевского пионерского клуба обязался «сделать выпуск 15 юных кино-механиков», а «фото-кружок приготовит большую фотовитрину “Жизнь пионерского клуба”» («Будь готов», 1936, 16 окт.). В рубрике «Наш подарок с’езду» помещён материал «Наши авиомоделисты» (так в тексте. - Г.С.) («Будь готов», 1936, 28 окт.).
В газете «Будь готов» появляются рубрики «Интересная физиология» и «Геофагия», представлены интересные материалы из журнала «Наука и жизнь», например, фрагмент из статьи К.Г. Григорьева «Первая железная дорога в России» («Будь готов», 1936, 17 нояб.). Газеты рассказывали об известных учёных, таких как М.В. Ломоносов («Дась лу», 1936, 21 нояб.), И.П. Павлов («Будь готов», 1937, 28 февр.), публиковали статьи, приуроченные к юбилейным датам учёных, например, к 85-летию со дня рождения И.В. Мичурина («Молодой большевик», 1940, 26 окт.).
В марте 1937 г. «Егит большевик» опубликовал подборку статей о 1-й и 2-й пятилетках, писал о проведённых в Ижевске в 1931 г. 12-ти технических вечерах, 15-ти конференциях «Техника массам». Рассказывая о 2-й пятилетке, газета сообщила о сдаче молодёжью технического минимума и соцтехэкзамена, о награждении в 1935 г. 10 молодых рабочих машиностроительного завода правительственными наградами, об учёбе 1167 человек в технических кружках в 1936-1937 гг. К 1937 г. сдали норму по основам топографии 4 800 чел., сдали первую ступень по планеризму 126 чел.
В прессе нашли отражение мероприятия по расширению научнотехнического кругозора юношества, такие как деятельность Ижевской детской технической станции («Будь готов», 1936). В 1937 г. публикуется фотоснимок технической станции с подписью: «Нигматуллин Максум оборудует педальный автомобиль». В заметке «Интересные экскурсии» ученик 4 класса школы № 24 Коля Привалов рассказал о посещении чугунолитейного завода, швейной и пуговичной фабрик, пожарной команды («Будь готов», 1937).
Сообщая о строительстве павильона юных натуралистов, отдел пионеров ЦК ВЛКСМ призывал детей готовиться к всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве («Будь готов», 1937, 22 янв.). Редакция обращалась к юным натуралистам, техникам и опытникам сельского хозяйства: «Расскажите, что вы готовите к выставке, как работаете и каких результатов достигли; экспонаты описывайте подробно, свои сообщения дополняйте рисунками и фотоиллюстрациями» («Будь готов», 1938, 5 мар.).
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26
117
В материале «Новая жизнь и новые люди» - перепечатке фрагмента из книги М. Ильина «Рассказ о великом плане» пояснялось: «Машины нам нужны для того, чтобы меньше работать и больше успевать. ... Тяжелый лом и кирка уступят место пневматическому молоту, сжатому воздуху».
Публиковались материалы по вопросам, интересующим читателей. Так, по просьбе юных авиамоделистов из деревни Шубино напечатан материал «Как построить схематическую модель самолета» («Будь готов», 1937, 17 апр.).
Иллюстративный материал способствовал знакомству детей и юношества с незнакомым оборудованием, например, с печатной машиной в наборном цехе типографии («Будь готов», 1937, 9 мая), усилению эмоционального
воздействия на юношество, в частности, публикацией образов летчиков. Так, в публикации «Богатыри», перепечатанной из «Комсомольской правды», присутствует иллюстрация - коллаж: Кремль, три лётчика в шлемах, самолёт («Будь готов», 1937, 23 июля).
Газеты в качестве примеров для юношества помещали фотографии студентов - ударников учёбы, писали о слёте лучших ударников учёбы высших и средних учебных заведений Ижевска, называли конкретных учащихся: «Ваня и Веня -- инструктора Осоавиахима», «Учатся и изобретают» (о Вале Шкляеве, сделавшем действующую модель паровой турбины), «Юные техники Глазова» (о Жене Косолапове, собравшем радиолу) («Будь готов», 1938, 5 февр.).
В 1938 г. газеты сообщали о дрейфующей станции Папанина и строительстве ледокола «Иосиф Сталин» («Будь готов», 1938, 5 февр.). В рубрике «На дрейфующей льдине» опубликована заметка «’’Мурманец” и “Таймыр” на пути к лагерю Папанинцев» («Будь готов», 1938, 12 февр.). В этом же номере - материал «О катастрофе дирижабля “СССР В--6”», в следующем номере - «Подробности катастрофы дирижабля “СССР В--6”». 22 февраля газета «Будь готов» напечатала материал «Пионерский привет славным исследователям арктики!» (так в тексте. - Г.С.) за подписью И. Сталина, В. Молотова, К. Ворошилова и других партийных деятелей.
В публикациях использовались заголовки-призывы: «Молодежь, в
аэроклуб!», выражалось одобрение занятий молодёжи в аэроклубах, отмечалось, что заветной мечтой почти каждого юноши было быть «Сталинским соколом», на фотоснимках показывались пилоты-отличники Ижевского аэроклуба Осоавиахима. Курсанты Ижевского аэроклуба, в котором изучали сложную авиационную технику без отрыва от производства, от учёбы в школах и техникумах, писали в «Молодой большевик» заметки «Буду летчиком», «Готовы пересесть на боевые машины», «Овладеем летным искусством». «Молодежь, на самолеты!» - с таким призывом обратился к молодёжи Герой Советского Союза тов. Ляпидевский. Молодые люди со страниц газет призывали своих сверстников поступать на учёбу в аэроклуб («Молодой большевик», 1940, 7 мар.). Автор заметки «Большая честь» писал: «Овладев искусством воздухоплавания, мы будем всегда готовы защищать священную неприкосновенность социалистической родины и с воздуха громить врага до полного уничтожения». Стремление к техническим знаниям объяснялось патриотическими порывами юношей и девушек, а также желанием приобрести военную специальность и быть полезными своему народу.
Газета «Будь готов» знакомила пионеров с новым Положением о значке «Юный авиастроитель» и поместила изображение этого значка, а также
118
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26
писала, что ребята изучают авиационную технику и мечтают стать такими, как Громов или Чкалов («Будь готов», 1938, 5 мар.), что кабинет юных моряков технической станции готовил значкистов «Моряк» и «Юный моряк». 6 августа 1938 г. в Крыму в честь 20-летия ВЛКСМ открылся XII слёт юных авиамоделистов. В сентябре Н.К. Крупская обратилась к советским пионерам с письмом «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою».
В конце 1930-х гг. в газете «Будь готов» появляется рубрика для любознательных «Попробуй догадаться», сопровождаемая рисунком улыбающегося пионера с карандашом и листком бумаги, в которой были опубликованы вопросы викторины «Хорошо ли вы знаете географию».
В передовой статье первого номера «Молодого большевика» за 1939 г. отмечался вклад молодых в развитие страны: «В суровой Арктике, на заводах, в колхозах и совхозах, школах и институтах, в бою с врагами наша советская молодежь, Ленинско-Сталинский комсомол показывает образцы мужества, отваги и геройства». Об успехах на трудовом фронте рассказывали сами передовики, которые заканчивали школы ФЗУ, осваивали специальности и новые технические нормы, перевыполняли производственные программы, становились инструкторами и обучали группы учеников, осваивали новые модели и мн. др.
В январе 1939 г. начался Всесоюзный конкурс «Юные техники в помощь школе», объявленный Центральной детской технической станцией, в котором участвовали 25 тысяч пионеров и школьников *. «Комсомольская правда» 18 февраля поместила сообщение юнкора из Ижевска о том, что 800 юных техников, конструкторов, авиамоделистов и планеристов детской технической станции готовят подарки XVIII съезду партии. Юнрабселькоры писали о работе в колхозах кружков по изучению трактора («Молодой большевик», 1940, 5 янв.).
В передовых статьях «Молодого большевика» в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Советский Союз характеризуется как могущественная индустриальная держава (1939, 22 янв.), приводится задача, поставленная тов. Сталиным на XVIII съезде партии: «Развернуть дальше под’ем нашей промышленности, рост производительности труда, усовершенствование техники производства ...» (1940, 3 мар.). В газете сообщалось о подготовке мотоводителей в республиканском автомотоклубе, о новых трамвайных вагонах, о втором республиканском слёте авиамоделистов.
Школьники писали в газету о кружке коротковолновиков и своей мечте сдать техминимум только на «отлично», о желании «изучать электричество». Допризывники рассказывали об обучении в стрелковом клубе машиностроительного завода, сопровождая свой материал иллюстрацией с подрисуночной подписью.
Для продвижения научно-технических знаний в молодую аудиторию использовались разные прозаические и поэтические жанры, такие как очерк «Агротехник Лиза Миронова» («Молодой большевик», 1940, 1 мая),
стихотворение «Я поднимусь за облака» в сопровождении рисунка самолёта («Молодой большевик», 1940, 1 мая) и т.п.
6 Зори советской пионерии: очерки по истории пионерской организации (1917-1941). М., 1972. С. 266.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26
119
Многие материалы способствовали выбору юношеством профессии и творческому подходу к своей работе. Так, в статье «Кем быть?» подчёркивалось, что «каждый на своем посту не только выполняет свою непосредственную работу, но и всячески совершенствует технику, вносит свои творческие дары, чтобы могущественнее стало наше любимое отечество» («Молодой большевик», 1940, 30 мая). Материал полосы под общим заглавием «Все профессии в нашей стране хороши» сопровождался рисунками символов того времени - танка, корабля, самолёта, поезда и мотоцикла.
Профессор, заслуженный деятель науки УАССР, доктор медицинских наук
С.Я. Стрелков писал, что в «Молодом большевике» желательно помещать статьи не только о выдающихся партийных и общественных деятелях, но и об учёных (как, например, статья о физиологе И.П. Павлове «Великий русский ученый»), что будет для советской молодежи служить стимулом в её работе («Молодой большевик», 1941, 8 мар.). Учитель Бор-Раменский пожелал, чтобы на страницах газеты отражалась вся многогранная жизнь молодёжи Удмуртии от школы до станка, от трактора до винтовки, от лыж до самолета, от азбуки до научного трактата. Также газете желали писать о молодых стахановцах, инженерах, техниках, учителях, врачах, агрономах.
Авторами статей в 1940-х гг. становятся инженеры и техники, например, техник-строитель И.Вахрушев публиковал лекции, в частности, об устройстве глиносоломенной кровли (с чертежами) («Молодой большевик», 1941, 14 июня). Инженер Наркомзема Удмуртии В.Александров призывал комсомольцев - трактористов использовать картерные газы («Молодой большевик», 1941, 21 июня). И.о. председателя общества по изучению производительных сил УАССР Н.Поздеев рассказал о 300 экспедициях, направленных на поиски полезных ископаемых («Молодой большевик», 1941, 4 июля). На середину июля планировался 3-й республиканский слёт юных авиамоделистов, но планы сорвала Великая Отечественная война.
Таким образом, редакции детских журналов, пионерских и комсомольских газет Удмуртии в 1930-1940-е гг. использовали комплекс приёмов популяризации научно-технических знаний, синтез вербальных и визуальных материалов разных жанров с учётом интересов и особенностей читательской аудитории. Публикации о научно-технических достижениях и жизнедеятельности выдающихся русских и зарубежных учёных способствовали развитию интереса молодёжи к науке и технике, расширению её научнотехнического кругозора и привлечению в технические вузы и на производство.
Список литературы
1. Зори советской пионерии. Очерки по истории пионерской организации (1917-1941). М., 1972. 271 с.
2. Комсомол и молодёжная печать (1919-1972 гг.): сб. М., 1973.
3. Советская печать в документах. М., 1961.
4. Старкова Г.И. «Дась лу!» («Будь готов!») и «Будь готов!» - первые пионерские газеты Удмуртии // Мировая словесность для детей и о детях: матер. Шестнадцатой Всерос. науч.-метод. конф. М., 2012. С. 221-225.
5. Старкова Г.И. «Егит большевик» («Молодой большевик») и «Молодой большевик» -комсомольские газеты Удмуртии 1930-х годов // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: сб. ст. Вып. 3. Екатеринбург, 2011. - С. 37-41.