Научная статья на тему 'Комсомол Ставрополья на страницах газеты «Молодой ленинец» (1934-1937 гг. )'

Комсомол Ставрополья на страницах газеты «Молодой ленинец» (1934-1937 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / NEWSPAPER / КОМСОМОЛ / KOMSOMOL / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / КОММУНИЗМ / COMMUNISM / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ПРОПАГАНДА / PROPOGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобанова Дина Васильевна

В статье рассматриваются основные тенденции комсомольской жизни на Ставрополье середины 1930-х гг. через призму газеты «Молодой ленинец». Автором оценивается информативность и популярность данного издания, выделяются его основные функции, дается предметно-тематическая классификация опубликованных в нем текстов. На основе представленных материалов делается вывод об идеологической ограниченности и пропагандистской обусловленности советской прессы, которая была направлена на формирование определенных настроений в обществе и молодежной среде в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMSOMOL OF STAVROPOL REGION ON PAGES OF THE NEWSPAPER «MOLODOY LENINETS» (1934-1937)

The article studies the main tendencies of Komsomol life in Stavropol Region of the mid-1930th through the prism of Molodoy Leninets newspaper. The author estimates informational content and popularity of this edition, its main functions are considered, subject and thematic classification of the texts published in it are given. On the basis of the presented materials the conclusion about ideological limitation and propaganda conditionality of the Soviet press which was directed on formation of certain moods in society and the youth environment in particular is drawn.

Текст научной работы на тему «Комсомол Ставрополья на страницах газеты «Молодой ленинец» (1934-1937 гг. )»

10. Мас'уди. «Мурудж ад-Дзахаб» (Россыпи золота). Paris, 1869. T.V, Гл. XVII. С.19-20 / пер. Ми-норского В. Ф. История Ширвана и Дербента. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 265 с.

11. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. 265 с.

12. Потто В. А. Два века Терского Казачества (1577-1801). Владикавказ: Электропечатная Типограф. Терского Област. Правления, 1912. Т. I. 383 с.

УДК 908

Д. В. Лобанова

КОМСОМОЛ СТАВРОПОЛЬЯ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ» (1934-1937 гг.)

В статье рассматриваются основные тенденции комсомольской жизни на Ставрополье середины 1930-х гг. через призму газеты «Молодой ленинец». Автором оценивается информативность и популярность данного издания, выделяются его основные функции, дается предметно-тематическая классификация опубликованных в нем текстов. На основе

представленных материалов делается вывод об идеологической ограниченности и пропагандистской обусловленности советской прессы, которая была направлена на формирование определенных настроений в обществе и молодежной среде в частности.

Ключевые слова: газета, комсомол, молодежь, коммунизм, идеология, пропаганда.

D. V. Lobanova

KOMSOMOL OF STAVROPOL REGION ON PAGES OF THE NEWSPAPER «MOLODOY LENINETS» (1934-1937)

The article studies the main tendencies of Komsomol life in Stavropol Region of the mid-1930th through the prism of Molodoy Leninets newspaper. The author estimates informational content and popularity of this edition, its main functions are considered, subject and thematic classification of the texts published in it are given. On the basis of the presented materials Важную роль в формировании человека «нового типа», ориентированного на построение социализма, играли средства массовой информации. Периодическая печать, представляющая собой целый комплекс исторических источников, позволяет погрузиться в жизненный мир людей изучаемого исторического периода, проследить, как информация публичного характера влияла на их настроение и представления о происходящем. Газетные публикации весьма субъективны, но вместе с тем дают прекрасную возможность реконструировать действительность той эпохи во всем ее многообразии. Активно участвующая в формировании общественного

the conclusion about ideological limitation and propaganda conditionality of the Soviet press which was directed on formation of certain moods in society and the youth environment in particular is drawn.

Key words: newspaper, Komsomol, youth, communism, ideology, propoganda.

сознания пресса была целиком подвластна интересам партии.

В середине 30-х годов ХХ века в качестве рупора комсомольской организации в Северо-Кавказском регионе выступала газета «Молодой ленинец». До этого выходила молодежная газета «Большевистская смена». В первом номере «Молодого ленинца», вышедшего в 1934 году в городе Пятигорске, сообщалось, что «с 16 марта подписчикам «Большевистской смены» на Северном Кавказе вместо «Большевистской смены» будет высылаться газета «Молодой Ленинец» - орган оргбюро ЦК ВЛКСМ Северо-Кавказского края» [5, с. 3]. Газета освещала события как

всесоюзного, так и регионального характера. Цена номера была установлена в 10 копеек.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с начала выхода «Молодого ленинца» (март 1934 г.) по август 1937 г. - переименование в газету Орджони-кидзевского крайкома ВЛКСМ.

По уровню информативности газета не являлась сугубо комсомольской и вполне могла удовлетворить запросы самой разной аудитории. На первой странице газеты зачастую размешались главные новости в СССР и события из жизни иностранных государств, на последней - информация развлекательного характера (объявления о пьесах, звуковых фильмах, литературных вечерах, различных конкурсах, состязаниях и т. д.). Рекомендации о том, как правильно пользоваться газетой, на какой странице найти нужный материал и объяснение того, что из себя представляет передовая статья, нередко давали в своих выступлениях агитаторы-чтецы. Функции, которыми наделялась данная газета, были следующие:

- информирование обшества о самых значимых событиях, происходящих в стране и мире, исходя из установок существовавшей тогда политической идеологии;

- поддержание контакта между органами власти и молодежью, создание условий для формирования личного и общественного мнения, а также его выражения;

- укрепление коммунистического духа комсомольцев и агитационно-пропагандистское обеспечение вступления в ряды ВЛКСМ новых лиц;

- удовлетворение образовательных, культурно-развлекательных, рекреационных и иных потребностей читателей.

Выход новой газеты совпал с важным событием начала 1934 года в истории СССР, а именно проведением XVII съезда ВКП(б). Выполнение задач второго пятилетнего плана, развитие науки и техники, подготовка квалифицированных рабочих - все это нашло свое прямое отражение в работе молодежной организации. Обзор всех газетных публикаций, посвященных решениям XVII съезда, на наш взгляд, не является целесообразным ввиду того, что их смысловая часть не имела между собой никаких принципиальных отличий и полностью отвечала поставленным партией задачам. Одним из множества примеров того, какая роль отводилась ВЛКСМ в осущест-

влении указаний партии, служит следующий отрывок из статьи: «Комсомол края должен приложить все свои силы к тому, чтобы весь положительный опыт мобилизации масс, умелого конкретного руководства, сочетающего поистине социалистический размах с деловой оперативностью, боевую практику с повседневной кропотливой и настойчивой борьбой за овладение техникой машин, агрономией, зоотехникой - весь этот положительный опыт перенести на все колхозы края, в другие национальные общества» [5, с. 1].

Стоит отметить, что в газете особое внимание уделялось жизни молодежи в республиках Северного Кавказа. Надо сказать, что руководство страны, проводя социалистические преобразования в национальных регионах, делало ставку именно на молодежь. Так, уже летом и осенью того же года в Ка-рачае на постоянную работу в аулы было мобилизовано 36 человек руководящих кадров. Все выдвигаемые кандидатуры было решено обсуждать на открытых партийных и комсомольских собраниях с участием колхозников, батраков и бедняков. В автономных областях Северного Кавказа государственный аппарат пополнялся в основном за счет молодых работников. В составе советов Чечни в 1935 году было более 1300 комсомольцев, членами президиумов сельских Советов - 355, членами районных исполкомов - 104 члена ВЛКСМ, 29 комсомольцев работали председателями сельских Советов, 96 - секретарями [21, с. 46].

В первом номере «Молодого ленинца» было опубликовано красноречивое обращение к молодежи первого секретаря Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) Ефима Георгиевича Евдокимова, ставшее, на наш взгляд, своего рода лейтмотивом всех дальнейших выпусков этой газеты: «Деритесь за то, чтобы газета ваша была подлинно острым большевистским оружием! Разите, разоблачайте врага, кулацкие недобитки, подкулачников, жуликов, воров, лодырей! Будьте непреклонны в разоблач ении вельможных бюрократов и «честных» болтунов! Деритесь, как молодые львы, за осуществление решений XVII съезда партии, за проведение в жизнь указаний великого СТАЛИНА!» [5, с. 1].

Историко-типологический анализ «Молодого ленинца», основой для которого является предметно-тематическая направленность текстов, позволит определить основные

тенденции комсомольской жизни через призму газетных публикаций.

Первый и наиболее обширный пласт газетных материалов составляют официальные сообщения. К ним относятся нормативно-правовые документы и их проекты (например, проект Устава ВЛКСМ) [14, с. 1], а также доклады и резолюции съездов, пленумов, конференций, отчеты по итогам совещаний, собраний центрального и местного уровня. Объем публикации напрямую зависел от степени значимости текста, масштаба проведенного мероприятия и мог варьироваться от нескольких предложений до двух-трех страниц. В качестве примера можно привести речь Сталина на первом всесоюзном совещании стахановцев [8, с. 1], на заседании Моссовета, посвященном десятилетию Красной Армии [13, с. 1], речь Молотова на совещании передовых колхозников и колхозниц Таджикистана и Туркменистана [9, с. 1], речь Евдокимова на первой краевой конференции комсомола [16, с. 1], и многое другое.

Вторую группу материалов составляют статьи агитационно-пропагандистского характера. Речь идет не только о популяризации ВЛКСМ и агитации вступления в его ряды, но и об улучшении пропагандистской работы среди союзной молодежи. Нередко можно встретить истории из жизни конкретных людей, чьи успехи в комсомоле и в области пропаганды в частности стали образцом для остальных членов комсомола. Одной из целей газеты была пропаганда опыта активистов. «Семь писем об опыте» - так названа заметка о методах работы лучших пропагандистов. Правильная комплектация школы, увязывание прорабатываемых вопросов с практическими примерами, обязательное ведение конспекта, индивидуальный подход, использование первоисточников, обращение к художественной литературе, поддержание хорошей дисциплины - все это, по мнению агитаторов, и является залогом их высоких достижений в пропагандистской деятельности [15, с. 5].

В этот период в республиках Северного Кавказа продолжалась кампания по раскрепощению женщины-горянки. Данный процесс заключался не только в предоставлении женщине социально-экономического и политического равенства, но и в утверждении в обществе совершенного иного к ней отношения. Читая лекцию в 1928 году в Ле-

нинграде, народный комиссар просвещения А. В. Луначарский призывал обратить внимание «на то безобразие, которое все еще имеет место в нашем быту, - мы все еще затаптываем женщину. Мы никоим образом не сможем идти вперед, если, во-первых, мы не дадим женщине возможности вольно развиваться, а во-вторых, если семья будет оставаться эксплуататорской. Ведь иногда действительно не знаешь, какими словами выразить свое презрение и негодование, слушая, как иной коммунист или комсомолец говорит о половом вопросе и об отношении к женщине» [4].

Приведенное высказывание в определенной мере отражают напечатанные на страницах газеты рассказы о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться девушкам из коренных народов Северного Кавказа, решивших связать свою будущую жизнь с комсомолом. Повествуя о своей пропагандисткой работе, о посещениях с газетой или книгой в руках молодежных вечеров, горянки вместе с тем не скрывали фактов ожесточенного сопротивления и осуждения со стороны местного населения, в особенности мужчин. Комсомолки обвинялись в развращении девушек, обучению их бесстыдству. Родители даже перестали отпускать своих дочерей в ликпункты, боясь за их репутацию. Активисткам не раз угрожали расправой. Были случаи, когда парни (в том числе и комсомольцы) врывались в помещение во время проведения политзанятий, выгоняли и оскорбляли горянок [12, с. 3]. Такие инциденты не оставались не замеченными и могли стать основанием для исключения обидчиков из ВЛКСМ.

Вопросу пропаганды коммунистической идеологии уделялось, пожалуй, самое пристальное внимание. И если в каких-либо ячейках или комитетах о ней забывали, то почти всегда находились люди, готовые не только напомнить о ее важности, но и сообщить о пренебрежительном к ней отношении в вышестоящие структуры. В частности, в одном из выпусков газеты порицанию подверглись секретари первичных комсомольских организаций из колхозов Труновского и Спицевского районов, которые, по мнению автора, слабо удовлетворяли запросы молодежи по вопросам внутриполитического и международного положения страны. «Мы накануне Международного юношеского дня... Она (молодежь) хочет послушать о важнейших мероприятиях

партии и правительства, об избирательном законе, о решениях февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б). Молодежь хочет изучить доклад и заключительное слово товарища Сталина, ознакомиться с брошюрами Заков-ского, Уранова и других» [18, с. 3]. Причиной недовольства становилась и постоянная сменяемость пропагандистов или вообще их отсутствие на занятиях, а также то, что ученики иной раз знали и разбирались в пропаганде лучше, чем их учителя [11, с. 2].

В третью группу логично будет поместить публикации (чаще всего письма), содержащие в себе замечания, критику, жалобы в адрес комсомольских структур разного уровня. В этот период письмо в газету с жалобой на действия должностных лиц являлось весьма эффективным средством защиты интересов граждан, так как газета являлась официальным органом и на ее публикации обязательно должна была быть реакция. «Райком мне не помог» - под таким названием опубликовано письмо комсомолки из г. Георгиевска Раисы Косаревой. Девушка оказалась в сложной жизненной ситуации: муж в армии, на работу устроиться не получается по причине беременности. Получив отказ от Георгиевского комбината № 10 «Союзмука», а затем и ватной фабрики в предоставлении вакантной должности, девушка обратилась с жалобой к председателю горсовета и райпрокурору. Однако, ни они, ни Георгиевский райком комсомола помощи Раисе Косаревой не оказали [17, с. 3].

Невозможно не упомянуть о письме юного корреспондента П. Шандро, рассказывающем об издевательствах над комсомолками со стороны председателя колхоза «Луч» Либкнехтовского района Донцова и парторга Гридина, который, кстати, отказался признавать себя отцом ребенка одной из молодых особ. Девушек, пытавшихся сопротивляться «любезностям», как названы в статье домогательства вышеуказанных лиц, изгоняли из колхоза, исключали из ВЛКСМ, всячески запугивали [7, с. 6]. Можно было бы поставить под сомнение правдивость этой заметки, если бы не была проведена специальная проверка, о результатах которой было доложено на заседании оргбюро ЦК ВЛКСМ Северо-Кавказского края 7 августа 1935 года. По ее итогам материал, опубликованный в газете «Молодой ленинец», признавался подтвердившимся. Меры наказания, определенные Нарсудом

Либкнехтовского района парторгу Гридину (один год условно) были расценены как слишком мягкие. Было решено просить краевую прокуратуру судить Гридина показательным судом [20, с. 57].

Помимо этого, в газете поднимались такие проблемные вопросы, как необходимость прикрепления комсомольцев-одиночек к близлежащим территориальным первичным организациям, смены строгих выговоров методами убеждения. Поступали в газету жалобы на плохую работу молодежи в области культуры и просвещения, на травлю чиновниками тех или иных членов комсомола и передовиков в частности.

Четвертая группа газетных материалов - это объявления, заметки о проведении и результатах различных конкурсов, турниров, праздников, балов, выходе новых книг, театральных представлениях, новых веяниях в культурно-досуговой жизни Северного Кавказа. Как уже было сказано выше, информация развлекательного характера размещалась на последней полосе «Молодого ленинца» в разделах «Физкультура и спорт», «Кино», «Дневник искусств» и др. В мае 1934 г., когда редакция объявила «смотр молодежных литературных сил Северного Кавказа» («Молодой ленинец», 1934, 20 мая), в газете появилась «Литературная страничка». В ней регулярно публиковались художественные произведения местных юных литераторов [19, с. 176].

В 30-е гг. руководство страны большое внимание уделяло развитию спорта, популяризации физкультурного движения. В регионе достаточно часто проводились шах-матно-шашечные турниры, конные соревнования (в том числе и среди девушек), состязания стрелков, джигитов, допризывников и др., зарождался парашютный спорт. В колхозе «Красный боец» Пятигорского района комсомольцами даже был организован джаз-оркестр, состоящий из 15 музыкантов, которые с успехом выступали по вечерам в бригадных станах колхозных бригад с западными, национальными и русскими народными танцами и песнями [10, с. 4]. С творчеством российских, советских писателей и поэтов молодежь знакомилась не только индивидуально, но и коллективно. Традиционными стали пушкинские дни, во время которых печатались в газете его самые известные произведения, проводились специальные собрания, перед которыми всем

было необходимо прочесть наиболее известные его стихи, поэмы и рассказы, чтобы потом участвовать в обсуждении. Учитывая то, что уровень грамотности комсомольцев был не одинаков, для тех, кто не мог читать самостоятельно, устраивались громкие читки, порой с привлечением преподавателей литературы.

Так же обстояли дела и с чтением советских книг, особой популярностью среди которых пользовались «Чапаев» Д. Фурманова, «Поднятая целина» М. Шолохова, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Камо» В. Бибенейшвили, «Тропа самураев» Л. Рубинштейна, «Энергия» Ф. Гладкова и др. По итогам изучения этих произведений создавались витрины отзывов и вырезок из печати, иногда проводились конференции. Своими эмоциями, впечатлениями от прочтения любимой книги делится в «Молодом ленинце» некий Петр Славин: «Эта книга волнует потому, что читаешь о живых людях, о твоих ровесниках, друзьях, живущих вместе с тобой в великую эпоху социализма......Я читаю «Люди сталинградского тракторного» и на образах замечательной жизни этих людей я сам учусь работать, жить, чувствовать и побеждать» [6, с. 2].

Пятую группу можно представить как памятные даты из истории России, СССР и дружественных ему государств. Сюда входят дни рождения и смерти известных политиков, революционеров, поэтов, писателей, годовщины знаковых для страны событий. Вот лишь малая их часть: годовщины кровавого воскресенья, революций, убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург, смерти Ленина, Кирова, 15-летие взятия Ростова красными войсками, 100-летия со дня рождения Н. А. Добролюбова и многое другое. Каждая из таких заметок сопровождалась обязательной исторической справкой и воспоминаниями современников, если, конечно,таковые имелись.

Отличительной чертой представленной классификации является то, что в каждой из обозначенных групп, впрочем, как и в текущей новостной информации в большей или меньшей степени присутствует идеологический компонент. Подача материала была таковой, что политическую и иную информацию вообще было сложно отличить от пропаганды, что в свою очередь создавало определенную псевдопрозрачность функционирования политической системы.

Основополагающим принципом комсомольской, да и молодежной печати в це-

лом, являлась идейность. Идеями коммунизма были проникнуты абсолютно все сферы жизни советского человека. Коммунизм по своему предназначению не должен был стать каким-то абстрактным, недосягаемым явлением. Напротив, превратив мечты классиков марксизма и их последователей о создании идеального общества в государственную доктрину, советская власть посредством газет и других средств массовой информации поспешила закрепить в умах народа мысль о реальной достижимости провозглашенных идей. Но сама действительность коммунизма породила ряд проблем и противоречий, а также обнаружила, что различные формы социального и экономического неравенства не уничтожаются при новом строе, а лишь меняют свои формы и в каких-то отношениях еще более усиливаются [2, с. 12].

Еще в 1917 году В. И. Ленин в своем «Докладе о мире 26 октября (8 ноября)» на Втором Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов заявлял: «По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» [3, с. 21]. Расценивать слова Ленина можно как то, что именно недостаточность информационного потока к народу способствовала неразвитости или даже полному отсутствию политической грамотности масс в имперской России, следствием чего стало ослабление государства и дальнейшее свержение самодержавия. Маловероятно, что Ленин и вправду предполагал создание такого государственного строя, при котором народ будет осведомлен о реальном положении дел в стране и политических планах правящей партии. В реалии же люди знали ровно столько, сколько им было дозволено государством.

Таким образом, газетные материалы представляют большую ценность для написания истории комсомола второй половины 1930-х гг. Пропаганда, осуществлявшаяся через средства массовой информации, была тесно связана с воспитанием, цель и задачи которого состояли в прочном усвоении знаний, образующих основу идейных и общественно-политических взглядов [1, с. 88]. Несмотря на субъективность и конъюнктурность советской прессы, «Молодой ленинец» дает нам яркое представление о том, чем жила молодежь того времени, с чем боролась и о чем мечтала.

Литература

1. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / пер. с польского В. Н. Поруса. М.: Прогресс, 1981. 273 с.

2. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность // Кризис коммунизма. М.: Центполиграф, 1994. 500 с.

3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Изд-во политической литературы, 1974. Т. 35. 600 с.

4. Луначарский А.В. Воспитание нового человека. [Электронный ресурс] URL: http://lunacharsky. newgod.su/lib/o-vospitanN-i-obrazovanii/vospitanie-novogo-cheloveka (Дата обращения: 8.09.2015).

5. Молодой ленинец. 1934. № 1.

6. Молодой ленинец. 1935. № 1.

7. Молодой ленинец. 1935. № 122.

8. Молодой ленинец. 1935. № 204.

9. Молодой ленинец. 1935. № 212.

10. Молодой ленинец. 1936. № 4.

11. Молодой ленинец. 1936. № 7.

12. Молодой ленинец. 1936. № 11.

13. Молодой ленинец. 1936. № 27.

14. Молодой ленинец. 1936. № 28.

15. Молодой ленинец. 1936. № 34.

16. Молодой ленинец. 1936. № 42.

17. Молодой ленинец. 1936. № 200.

18. Молодой ленинец. 1937. № 187.

19. Петренко О. А. Газета «Молодой ленинец» как образец краевой молодежной прессы советского периода: историко-типологический аспект //I-формат. Журналистика провинции: научно-публицистический альманах / под ред. Г. Г. Матишова, О. И. Лепилкиной. Ставрополь: Изд-во «Дизайн-студия Б», 2012. Вып. 8. 240 с.

20. Протоколы Заседаний Оргбюро ЦК ВЛКСМ по Севкавкраю 14.07.1935-04.03.1936 гг. // Государственный архив новейшей истории Ставропольского края. Ф. 63. Оп. 1. Д. 3.

21. Тебуев Р. С. Социалистическая индустриализация Карачаево-Черкессии - реальное воплощение в жизнь ленинской национальной политики КПСС (1920-1937) // Вопросы партийного руководства по ликвидации национального неравенства народов Карачаево-Черкесии (1917-1941 гг.). Черкесск: Карачево-Черкесский научно-иссл. институт истории, филологии и экономики, 1984. С. 52-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.