Научная статья на тему '«Что такое хорошо и что такое плохо»: по материалам университетской газеты 1960-х гг'

«Что такое хорошо и что такое плохо»: по материалам университетской газеты 1960-х гг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ СТУДЕНТА / ПУБЛИЦИСТИКА / ПАТРИОТИЗМ / АКТИВИСТ / АГИТАТОР / АВАНГАРД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сапронов А. А.

Статья раскрывает образы советских студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого через призму советской публицистики. Автор анализирует советскую публицистику, которая выходила в свет в 1960-е годы, с целью выявления двух противоположных типажей советских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Что такое хорошо и что такое плохо»: по материалам университетской газеты 1960-х гг»

УДК 433

А.А. Сапронов

ТГПУ им.Л.Н.Толстого , г. Тула, РФ E-mail: [email protected]

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»: ПО МАТЕРИАЛАМ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ГАЗЕТЫ 1960-Х ГГ.

Аннотация

Статья раскрывает образы советских студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого через призму советской публицистики. Автор анализирует советскую публицистику, которая выходила в свет в 1960-е годы, с целью выявления двух противоположных типажей советских студентов.

Ключевые слова:

образ студента, публицистика, патриотизм, активист, агитатор, авангард.

«Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?» Это отрывок из стихотворения, написанного в 1925 году советским поэтом Владимиром Маяковским. Сложно не догадаться, что поэт показывает читателям, в первую очередь, детям, кто в новом зарождающимся советском обществе положительный персонаж, а кто - отрицательный.

1960-е - это годы, когда выросло первое поколение советского общества, которое росло и воспитывалось в Сталинскую эпоху. Появился «homo sovieticus» [10, с. 7-10] - «человек советский» со своими устойчивыми стереотипами массового сознания эпохи социализма и сталинизма, совокупность которых сказывается на развитии общества и ныне: принципы отношения к труду, к собственности, тип идеальной личности. Кажется, что те люди, жившие пол века назад, не похоже на нас, или всё-таки нет? Проведём анализ на примере тульских студентов 1960-х гг. и начала XXI века. Интересно посмотреть, чем образ советского студента с её идеологической пропагандой отличается от современного российского студента XXI века.

Кто формировал эти образы, и для какой цели? В первую очередь, формированием общественного мнения занималась государственная пропаганда. Одним из главных рупоров государственной пропаганды являлась советская публицистика. Для данного контент-анализа были взяты следующие газеты 1960-х гг. выпуска и современные выпуски газеты:

• газета «За педагогические кадры» 1960, 1963, 1965, 1966, 1967 и 1969 гг. Сменная периодичность выпуска - раз в неделю. Цена - 10 копеек в 1960 году, 1 копейка - в последующих.

• газета «Наша жизнь» 2013, 2014, 2017, 2018 гг. Сменная периодичность выпуска - раз в месяц.

Изучены все выпуски газет указанных выше годов. Отбор материала осуществлялся на основе

смысловой тематике статьи в газете. Для исследования использовались статьи, которые были посвящены студентам (критика, похвала, достижения, проступки, отношение студентов к различным общественным явлениям и тому подобное).

Данная газета выпускается в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого и по сей день (только сменила название). Этот исторический источник являлся основной газетой в высшем образовательном учреждении. Хоть она и была направлена на узкий круг читателей, но всё равно газета действовала в русле единой информационной политики государства. Скажем, если начиналась определенная информационная кампания, то она велась всей советской публицистикой согласованно. Поэтому отслеживание подобных информационных кампаний - важнейшее средство для изучение реальной государственной политики в СССР в области формирования общественного мнения и сознания. Данная пресса была изучена, с целью выявления отношения государства в лице партийного аппарата пединситута к конкретным поведениям и образом жизни тульских студентов в 1960-е гг.

Итак, проанализировав «За педагогические кадры» можно сформировать два студенческих образа: «стахановец» (образ идеального студента и гражданина. Слово пошло от стахановского движения - это массовое движение последователей Стаханова Алексея Григорьевича в СССР, целью которого являлось производство многократно превышавших установленные нормы. Образ идеального гражданина) и «равнодушный».

Для «стахановца» характерна высокая успеваемость. Пролистывая газету «За педагогические кадры», сразу же бросаются в глаза статьи, посвящённые успехам в обучении. «Тщательно готовился, детально изучая каждый вопрос программы. ... Отлично, - говорит преподаватель, отдавая зачётную книжку с первой пятёркой. Так же успешно я сдал и другие экзамены» [1, №4, с. 1]. «Все годы она училась отлично. О блестящих ответах студентки на госэкзаменах уже писалось в нашей газете» [4, №26, с. 2]. Особо отличившиеся в учёбе становились «героями дня» [2, №35, с. 2] в газете.

Ещё одним качеством, которым обязан был обладать «стахановец» - это обязательное знание марксистско-ленинской идеологии. «Овладеть марксистско-ленинским учением», «Работать и жить по-коммунистически», «Читая тезисы ЦК КПСС. свет октября» - так звучали названия статей «За педагогические кадры». Изучению марксистско-ленинской идеологии уделялось большое место в системе обучения будущих учителей. Оно было обязательным, так как советская власть нуждалась в людях, которые искренне верили в светлое социалистическое будущее. Учителя должны были знать суть данной идеологии, так как именно они обязаны нести «свет» в массы. «И вы, будущие учителя, готовьтесь успешно нести в массы разумное, доброе, вечное, озарять людям жизнь ярким светом Октября» [5, №29, с. 1].

Таким образом, хорошие советские учителя - это хорошие агитаторы-активисты (активные люди), которые прививали любовь к партии, к государству, популяризировали рабочие профессии. Необходимые знания для этой цели они получали в пединституте. «Студенты нашей группы принимают участие в этой большой работе. Часть из них дежурит на агитпункте. Агитаторы составили списки избирателей, ознакомили трудящихся с биографией кандидата в депутаты.» [3, №8, с. 1]. Эти студенты являлись помощниками советской власти, они пропагандировали коммунистические идеи, публично критиковали тех, кто, по их мнению, были недостойными коммунистами.

Чем же должны заниматься студенты пединститута в свободное от учёбы время? В первую очередь, бездеятельность не поощрялась. В почёте был активный образ жизни. Советская идеология выдвигала на первый план творческий и спортивный образ жизни. В свободное время «стахановцы» занимались общественно-полезными делами («Эта девушка ведёт научную работу, с увлечением занимается с юными химиками» [5, №8, с. 1-2]), посещали различные кружки («летом члены кружка истории КПСС ... решили пойти в поход. Была избрана цель: пойти по партизанским местам нашего края» [3, №34, с. 1]), участвовали в художественной самодеятельности [2, №5-6, с. 4], занимались спортом («Девушки и юноши! Если вы хотите быть педагогами, любите спорт, то приходите учиться в наш институт. Здесь к вашим услугам любая спортивная секция» [2, №5, с. 4]), учили комсомольские уставы, готовились к научным студенческим конференциям. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в СССР нет бездельников. А если и появляются, то они подвергаются жесточайшей общественной критике. «Но, к сожалению, трудятся не все. ... Или в подобных группах есть «особо занятие» или имеются «привилегированные». Это относится в первую очередь, к студентам групп «А» и «Б» 3 курса истфила» [6, №40, с. 1].

Религиозному воспитанию в 1960-е гг. уделялось большое место. Атеизм - неотъемлемая черта будущего гражданина советского государства. «При проведении педагогической практики студентов надо давать всем студентам-практикантам те или иные научно-атеистические поручения. Например, проведение научно-атеистической беседы с классом в целом и, что особенно важно, проведение индивидуальных бесед с учениками и их верующими родителями» [2, №4, с. 2].

Квинтэссенцией «настоящих студентов» ТГПУ им. Л.Н. Толстого являются Толстовские стипендиаты. Толстовская стипендия - это не только материальная поддержка некоторых категорий учащихся пединститута, но и способ отметить особенные заслуги в обучении и общественной жизни, цель данной стипендии, стимулировать дальнейший интерес к науке. «Игорь Шестопалов - один из тех

студентов, которые сознательно готовят себя к будущей педагогической работе в школе. ... Игорь -общественник. ... Игорь - коммунист» [6, №31, с. 1].

Таким образом, были выявлены положительные образы тульского студента пединститута в 1960-е гг. Отличник учёбы; строитель социализма, который, не щадя живота своего, трудится и учится на благо развития своего государства; активист-общественник, участвующий в различных мероприятиях института; атеист. Именно они были в авангарде тульского студенчества.

Газета печатала статьи не только об успехах студентов и преподавателей по проделанной работе, она также отмечала и «равнодушных». Кто же были эти «равнодушные»? Во-первых, это неуспевающие и недисциплинированные. «Результаты зимней сессии мало утешительны: 64 человека получили на экзаменах неудовлетворительные оценки. ... Причина низкой успеваемости являются: недостаточно целеустремлённая и регулярная работа студентов в течение семестра...» [1, №5, с. 1]. Для того, чтобы устыдить этих студентов, в газете печаталась не только общая статистика двоечников, но и конкретные фамилии и имена. «До сих пор не сдала экзамена по зарубежной литературе студентка 4 «А» Л. Минаева. По всей вероятности это её мало волнует» [5, №2, с. 1]. Общественное порицание - один из видов борьбы с «равнодушными».

Во-вторых, критика о нечистоплотности студентов. В газете с периодичностью возникают заметки о нечистоплотности некоторых студентов в общежитии, под угрозой выселения они должны всё привести в порядок. Их имена также печатали на страницах газеты с целью устыдить, положительно воздействовать на них.

В-третьих, не участвующие в жизни факультета, института, города.

«Как видишь, материальные условия у тебя хорошие. Почему же тебе не учиться хорошо и отлично? Почему ты потерял веру в способность «светиться яркой звездой» среди других? Откуда у тебя непростительные вялость и равнодушие к учёбе? Что мешает тебе отдавать себя целиком учёбе, выполнению патриотического долга - стать отличным педагогом-воспитателем?» [5, №12, с. 1]

Таким образом, маленькая газета пединститута выполняла весьма значимую роль. Она являлась рупором пропаганды советской власти. Через призму студенчества газета пропагандировала определённые образы настоящего гражданина СССР.

Прошло уже примерно 50 лет, нет того уже государства и нет той идеологии, по которой оно существовало. Но образ тульского студента 1960-х гг. некардинально изменился. Снова отличники учёбы, активисты, ведущие спортивный образ жизни («Иван возглавляет студенческий совет своего факультета, хорошо учится, занимается спортом, активно занимается спортом, активно участвует в студенческих научных конференциях» [7, №55, с. 8]). На смену толстовской стипендии пришли президентская и правительственная («За прошедшие семестр она написала 7 статей, с которыми участвовала в научных конференциях. За проект . получила благодарственное письмо .» [9, №83, с. 4]). В современной версии газеты не выявлены статьи с критикой нерадивых студентов, про них перестали писать. Возможно общественное порицание не влияет так на современных студентов, как раньше. Такие методы воздействия сегодня не работают.

Таким образом, эпоха стахановцев ушла, на смену ей пришла талантливая молодежь, основные ценности которой до сих пор сохранились.

Список использованной литературы:

1. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. В.В. Попова. -Тула, 1960 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №45.

2. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. В.В. Попова. -Тула, 1963 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №42.

3. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. В.В. Попова. -

Тула, 1965 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №44.

4. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. В.В. Попова. -Тула, 1966 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №43.

5. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. З.В. Туманова. -Тула, 1967 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №43.

6. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. З.В. Туманова. -Тула, 1969 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №41.

7. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2013: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №51-№55.

8. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2014: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №56-№60.

9. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2017: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №77-№85.

10.Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. - М.: РОССПЭН, 2001. - 336 с.

© Сапронов А.А., 2020

УДК 930.(575.1)

Турганов Б.К.

Канд.ист.наук., доцент, НГПИ им. Ажинияза.

г.Нукус.Узбекистан. e-mail: b.turganov@ umail.uz Ачилова Н.А.

Преподователь по истории Академический лицей Нукусского государственного педагогического института.

г. Нукус, Узбекистан.

РЕМЕСЛО КАРАКАЛПАКОВ В XVIII-XIX ВЕКАХ Аннотация

В статье изучены отрасли ремесленного производства каракалпакского народа в XVIII-XIX веках. Каракалпаки были народом полуосёдлого образа жизни и занимались разными видами ремесленничества. В XIX веке усиление товарно-денежных отношений в городах стало толчком для развития различных отраслей ремесла. В ремесленнических мастерских городов изготавливали продукты для рынка. Наблюдается специализация по некоторым отраслям народного промысла и формируются ремесленнические кварталы и кишлаки, специализированные на производстве определённого изделия. Также, исходя из потребностей населения кишлаков, осуществляли деятельность разные ремесленнические мастерские.

Ключевые слова:

каракалпаки, ремесленничество, город, сельская местность, кузнецы, литейщики, деревообделочники, седельники, уйши (мастер юрты), конши (кожевенники), шубники, шапочники, ювелиры, ткачество, ковроделие, кошмование, ремесленная специализация, ремесленные кварталы и кишлаки,

ремесленные лавки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.