Тула, 1965 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №44.
4. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. В.В. Попова. -Тула, 1966 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №43.
5. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. З.В. Туманова. -Тула, 1967 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №43.
6. За педагогические кадры: орган партийной, профсоюзной, комсомольской организаций и дерекции Тульского государственного педагогического института имени Л.Н. Толстого / под ред. З.В. Туманова. -Тула, 1969 (тип. газ. «Коммунар»). - Еженед. - №1 - №41.
7. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2013: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №51-№55.
8. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2014: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №56-№60.
9. Наша жизнь: газета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого / ред. М.В. Носкова. - Тула, 2017: Из-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - Ежемес. - №77-№85.
10.Шейла Фицпатрик Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. - М.: РОССПЭН, 2001. - 336 с.
© Сапронов А.А., 2020
УДК 930.(575.1)
Турганов Б.К.
Канд.ист.наук., доцент, НГПИ им. Ажинияза.
г.Нукус.Узбекистан. e-mail: b.turganov@ umail.uz Ачилова Н.А.
Преподователь по истории Академический лицей Нукусского государственного педагогического института.
г. Нукус, Узбекистан.
РЕМЕСЛО КАРАКАЛПАКОВ В XVIII-XIX ВЕКАХ Аннотация
В статье изучены отрасли ремесленного производства каракалпакского народа в XVIII-XIX веках. Каракалпаки были народом полуосёдлого образа жизни и занимались разными видами ремесленничества. В XIX веке усиление товарно-денежных отношений в городах стало толчком для развития различных отраслей ремесла. В ремесленнических мастерских городов изготавливали продукты для рынка. Наблюдается специализация по некоторым отраслям народного промысла и формируются ремесленнические кварталы и кишлаки, специализированные на производстве определённого изделия. Также, исходя из потребностей населения кишлаков, осуществляли деятельность разные ремесленнические мастерские.
Ключевые слова:
каракалпаки, ремесленничество, город, сельская местность, кузнецы, литейщики, деревообделочники, седельники, уйши (мастер юрты), конши (кожевенники), шубники, шапочники, ювелиры, ткачество, ковроделие, кошмование, ремесленная специализация, ремесленные кварталы и кишлаки,
ремесленные лавки.
В истории каракалпаки несмотря на то, что вели полуоседлый образ жизни, занимались многими отраслями ремесленного производства. Согласно источникам и историко-этнографическим материалам, среди каракалпаков были свои мастера - кузнецы, литейщики, деревообделочники, седельники, уйши (мастер юрты), конши (кожевенники), шубники, шапошники, ювелиры и другие мастера-ремесленники. Женщины занимались ткачеством, ковроделием и кошмованием. Каракалпачки ткали на станках (козах и ормек) разнообразные изделия: боз, алаша, шатраш (материалы для женских платьев), шерстяные и полушерстяные ткани и др. Они делали кошмы и ковры. Почти во всех районах было распространено производство циновок: ший, бойра (из камыша) и шыпта (из рогозы). Ший служил для покрытия снаружи стен юрты. Бойра представляла собой плетёную циновку из расщепленных стеблей тростника, шыпту выделывали из стеблей рогозы. Они употреблялись в качестве подстилки, шыптой, кроме того, покрывали юрты.
Отличительной особенностью ремесленничества каракалпакского народа в XVШ и начале XIX веке было то, что оно было непосредственно связано с домашними ремёслами. Ремесленники, кроме своей основной профессии, занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. За произведённую продукцию получали заработную плату в натуральном выражении (зерно, скот). Каракалпакские ремесленники изготавливали продукцию на основе потребностей и заказов соплеменников и других людей в аулах, а остальную часть продукции выпускали на рынок.
Каракалпаки в XVIII веке занималась различными отраслями ремесла и металлообработки. В документе от 1698 года сообщается, что в низовьях реки Сырдарьи каракалпаки добывают свинец и красную медь, селитру и изготовляют порох, хотя ружей сами не выделывают, а привозят их из Бухары [7,с.49]. В других источниках отмечают, что гора Каратау богата свинцовыми рудами, и на этом месте осуществляется добыча и переработка свинцовых руд. В 30-е годы XVIII века каракалпаки совместно с казахами, добывают свинец в горах около Сырдарьи и льют из него пули [7,с.49].
Недостаточны эти сведения, все же следует полагать, что длительное соседство со старыми городскими центрами на Сырдарье не могло не оказать влияния на уровень развития ремесла у каракалпаков. Для первой половины XVIII века это подтверждается в частности Рычковым, который сообщает, каракалпаки продают казахам порох, свинец и ружья, изготовляемые ими самими [9,с.173-175]. К 1720 г. относятся также астраханские известия об изготовлении ружей и пороха каракалпаками [7, с.50].
В XVIII веке расположение каракалпаков вдоль караванного пути создало благоприятную возможность для товарооборота с другими народами.
Дорога к слиянию Западной Сибири со Средней Азией проходила через город Туркестан в XVIII веке. После основания города Оренбурга в 30-е годы XVIII века большое значение в торговле имели дороги, ведущие к городам Оренбургу и Астрахани.
Каракалпаки вели торговлю с аральскими узбеками, Бухарским и Хивинским ханствами, калмыками Поволжья [7,с.50]. Каракалпаки же являлись, отчасти, посредниками в торговле Бухары с населением казахской степи. Также можно проследить расцвет производственных отношений у каракалпаков на примере торгового каравана, состоящий из 1000 верблюдов, отправленного в Россию в 1722 году. Послы, отправившиеся в тот год в Россию с торговым караваном, отмечали, что «каракалпаки были купцами, как и русские, они говорили о вопросах обеспечения безопасности во взаимных торговых отношениях».
В XIX века наблюдается рост торгово-экономических связей и усиление товарно-денежных отношений в городах каракалпаков Южного Приаралья как Кунград, Ходжейли, Чимбай, Мангыт, Кипчак, Шурахан, Шаббаз. Все эти факторы стали толчком для развития отраслей ремесленничества.
В этот период город Кунград становится одним из центров торговли и ремёсел. В произведении «Фирдавс уль-Икбал» Муниса и Агахи (до 1810 г.) сообщается, что недалеко от замка в Кунграде находится рабад Сейидназар-бия [8,с.125]. Согласно традициям градостроительства, рабады были с кварталами ремесленников и располагались за пределами города.
Этнограф X. Есбергенов в труде «Исторические и культурные памятники Кунграда» выделил на карте ремесленные кварталы в городе Кунграде в XVIII-XIX веках [3, с.37-38, рис.3]. В частности, квартал гончаров расположен рядом с городском мостом Кулал купир и за городом с Али аулом,
деревообделочники на юго-востоке от городского моста, циновщики (буйрачи) на левом берегу канала «Равшан» на северной окраине города, маслобойщики - в центре города вокруг моста «Кизил купир» (Красный мост) и <^алла базара». На карте в указанных точках расположены кварталы кузнецов (№56), медников, ювелиров (№16), литейщиков чугуна (№24).
Всё показывает, в этот период в Кунграде были специализированные ремесленные кварталы. Послом Г. И. Данилевским (1842-1843 гг.) сообщается, что в городе были 350 лавок, и в них велась торговля не только в базарные, но и в остальные дни недели [2, с. 67].
Также по данным Килевейн в 1857 году об экономической жизни города Кунграда [6, с.8-9], в это время в городе были сады, поля с овощами и ремесленные мастерские. Владетелями таких земельных участков называли Бек или хозяин.
Данные подтверждают, что в то время ремесленники могли обеспечить население Кунграда и окрестных кочевников своими продукциями.
В середине XIX века город Ходжейли также считался торговым и ремесленным центром каракалпаков. Население Ходжейли занималось земледелием, ремеслом и торговлей. В городе были мастера разных видов ремёсел, как кузнецы, медники, деревообделочники, маслобойщики, уйши (мастер юрты), конши (кожевенники), шубники, шапочники, ювелиры, седельщики, жестянщики. Город располагался в узле караванной дороги, связывающей Кунград, Куня-Ургенч, Хиву, что послужило важным фактором для развития торговли и отраслей ремесленничества.
В середине XIX века в городе Ходжейли действовало 150 торговых лавок [2, с.67], в последней четверти XIX века в городе насчитывалось 300 торгово-ремесленных лавок. Рядом с Чорсуу (центральным рынком), вдоль проходящего через центр города канала Сувенли, находилась покрытая улица, в котором были расположены более 200 торговых и ремесленных лавок. На левом берегу канала находился караван-сарай. В Ходжейли были специализированные ремесленные кварталы, известные как аулы буйрачи (циновщики), ипакчи (шёлкового ткачества), конши (кожевенники), касип аул (квартал ремесленников).
В XIX веке торгово-ремесленным центром казахов и каракалпаков был город Чимбай. По свидетельству Г. И. Данилевского (1842-1843 гг.), в городе находился караван-сарай, осуществляли деятельность 150 лавок [2,с.67]. Город бурно развивался в XIX веке как центр торговли и промышленности каракалпаков. В последней четверти XIX века в Чимбае функционировали 20 производителей мыла, 16 сапожников, 6 кузнечных мастерских, 10 деревообделочников, 8 конши (кожевенных), 5 шапочников (по изготовлению головных уборов), 10 маслобойщиков (по изготовлению масла), 8 пекарен, 20 мясных лавок, 5 ювелирных, 3 гончарных и других ремесленных лавок [10,с.26-29]. В Чимбае были 145 ремесленных мастерских, в которых работали 210 ремесленников.
В тот период в городе насчитывалось около 150 лавок и в более 400 лавках в базарные дни здесь велась торговая деятельность. Из них вели торговлю: 22-драгоценными товарами, 31-лекарствами и пищевыми продуктами, 26-одеждой и халатами, 51-маслобоен и мельниц, 102-торговали чаем, сахаром и табаком, 32-красильни, 28-мастерские по продаже изделиями из дерева , 5-мыловаренных, 28 - мясных, 11-пекарен, 13-сундуками, шкафами, 11 - продуктами из масла, 29 - рыбой, 3 - менял (обмен денег), 5-головными уборами, 6-углём, 23- сапожными товарами, 7 -маслом, 2 - керамической посудой, 4-клевером и другие.
А. В. Каульбарс (1874 год) отмечает, что в Чимбае число лавок было переменным, то есть осенью больше, а летом относительно меньше [5, с.242]. Например, число сапожников осенью достигает 30, а летом - до 15, лавки по продаже одежды осенью приближаются к 60, летом их число ближе к 20.
В тот период в окрестностях Чимбая расположены такие села как Арбашы ауыл (постройки арб), Уйши ауыл (делающий юрты), Кокше (ремесленники), Кумбызшы ауыл (гончары), Конши ауыл (кожевники), Шойыншы ауыл (литейщиков чугуна), которые специализировались на определенных видах ремесленничества.
Кроме того, в городах каракалпаков, в сельской местности осуществляли деятельность ремесленные мастерские. В конце XIX века в Кунградской волости Чимбайского участка имелись три конно-водяные мельницы, 4 маслобойни, 1 кузниц, 4 мастерских для постройки арб (телег). В ауле Байбура в Кук-
Узякской волости имелась 1 мастерская для окраски ткани (красильня), при притоке Кук-Узяк имелась одна мастерская для постройки кибиток [12].
Эти данные свидетельствуют о том, что в городе Чимбай и его окрестностях в XIX веке развивалось ремесленничество.
В XIX - начале XX века у каракалпаков деревообделочники жили главным образом в городах: Чимбай, Кунград, Ходжейли, Шорахан, Кипчак, Мангит и др. Например, в Чимбае определённые кварталы занимали деревообделочники, также окрестях города были Арбашы ауыл (село мастеров по постройке арб). Однако многие ремесленники, в том числе, деревообделочники были в сельских местностях-аулах. Почти каждый большой аул имел своих деревообделочников. Каракалпакские мастера-деревообделочники назывались "агаш уста" (плотник).
Деревообделочники изготавливали деревянные основы юрт, гунде, арбы, чигири, лодки. Некоторые из них умели делать музыкальные инструменты - дутары, кобыз, а также сёдла и домашнюю утварь: сундук, миски, кели-келсап (ступа), губи-шелек (маслобойка) и другие предметы.
В этот период деревообделочники были широко распространены и распределены по специализированным отраслям. Среди них были такие профессии, как мастера двери для юрты, назывались «ергенекли» (мастер делающий дверь юрты), «уйши» (мастер юрты), «сандьщшы» (делающий сундуки), «ерши» (делающий седла), «арбашы» (делающий арбы) и другие. Производство арб, каюков (лодок), чигирей (водяных мельниц) и юрт (кибиток) считается одним из сложных отраслей в деревообработке, и специализируются на их производстве. Эти изделия изготавливались по индивидуальному заказу. Например, мастерских по производству арб не было, мастера делали их преимущественно по заказу, и работа проводилась в доме заказчика, который обеспечивал ремесленника питанием и всем необходимым сырьём. Некоторые мастера-плотники умели создавать различные предметы обихода.
Среди деревообделочников наиболее высоким искусством отличались резчики по дереву, сохранившие традиции многих поколений искусных мастеров. В резных изделиях каракалпаков демонстрируется их своеобразие и характерные черты культуры. Большинство плотников выполняли резные работы самостоятельно. На основе резьбы по дереву наносили узоры в двери для юрты, хозяйственных изделиях, в шкафах и сундуках.
В окрестностях городов и замков, как Чимбай, Кунград, Ходжейли, Даукара, располагались аулы, специализирующиеся на дублении кожи. Аулы, занимающиеся кожевенным производством в Чимбае и Ходжейли, назывались Конши аул (село кожевенников). Кожевники изготавливали кожу в основном из овечьих, ягнячьих, козьих, лошадиных и верблюжьих шкур, шкур каракулевых овец и крупного рогатого скота. В этот период у каракалпаков существовали профессии, связанные с дублением кожи, к которым относились мала^айшы (мастера по изготовлению шапок), тонши (шубник), етикши (сапожник).
Кроме того, в городах было гончарное дело. Изготовляли главным образом горшки для чигиря -гузе. Их производство было сосредоточено в основном в Чимбае и Кунграде. В этом городе были кварталы и специализованные аулов гончаров. К гончарам можно отнести также мастеров по изготовлению «тандыров» - печей для хлеба: это производство встречалось во всех городах каракалпаков.
В конце XIX - начале XX века в Амударьинском отделе насчитывалось 1445 ремесленников, один мастер-кузнец обслуживал 304, один сапожник-87, один мастер деревообделочник - 204 хозяйства [11, с.10-11].
Следовательно, в XIX веке в городах каракалпаков в результате усиления торговли развивались товарно-денежные отношения. Это, в свою очередь, послужило толчком для развития отраслей ремесленного производства. В этот период в городских ремесленных лавках производили продукцию для рынка, они специализируются в некоторых областях ремесленного производства. Формируются ремесленные кварталы в городах и некоторых сельских местах специализируются на производстве определенных ремесленных товаров.
Список использованной литературы: 1. Алламуратов А. Мэнги мийрас. -Некис. Билим. 1993.
2. Данилевский Г.И. Описание Хивинского ханства //Записки Русского географического общества. Кн V. -СПб., 1851.
3. Есбергенов Х. Крнырат. Тарийхый х,эм мэдений естеликлер. -Некис. 1993.
4. Жалилов О. Х1Х-ХХ аср бошларидаги ^ора^алпо^ тарихидан. -Тошкент. Фан, 1986.
5. Кун А.Л. Культура оазиса низовьев Амударья от Кунграда до Чимбая // Туркистанский сборник. Том.123.-С.223-259.
6. Килевейн Е. Отрывок из путешествия в Хиву некоторые подробности о ханстве во время правления Сейд-Мухаммад хана 1856-1860 г. // Туркестанский сборник. -Том, 388. -С. 1-12.
7. Материалы по истории Каракалпаков. Труды института Востоковедение. Том.7. -М-Л.: 1935.
8. Мунис х,эм Агах,ий. Фирдэус-ул-ьщбал. ХДамидов аудармасы //Эмиудэрья журнали. Некис. 2019. №4. -Б.117-128.
9. Рычков П.П. Топография Оренбургская. -СПб. 1762.
10. Риза Кули-Мирза. Краткий очерк Аму-дарьинской области. -СПб., 1875.
11.Утемисов А. Кара^алпа^лардыц енер-кэсиплери. -НекисДара^алпа^стан. 1991.
12. Центральный государственный архив Республика Узбекистана (ЦГА РУЗ) ф.И.-269.оп.1. д.104.лл.23-32,45-53,75-78.
© Турганов Б.К., Ачилова Н.А., 2020