Научная статья на тему 'Что рисуют наши дети? (к истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта)'

Что рисуют наши дети? (к истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2003
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСОВАНИЕ / DRAWING / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN''S CREATIVITY / ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА / REFLECTION OF SOCIAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троицкая И. Ю.

В статье рассматриваются основные этапы изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта в работах отечественных педагогов и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DO OUR CHILDREN PAINT? (THE HISTORY OF THE STUDY OF CHILDREN''S DRAWING AS A MEANS OF REFLECTION OF THE SOCIAL EXPERIENCE)

The article considers the main stages of the study of children's drawing as a means of reflection of social experience in the work of domestic workers and psychologists.

Текст научной работы на тему «Что рисуют наши дети? (к истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта)»

УДК 159.922.7

И.Ю. Троицкая

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ЧТО РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ?

(К ИСТОРИИ ВОПРОСА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА КАК СРЕДСТВА ОТРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА)

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта в работах отечественных педагогов и психологов.

Ключевые слова: рисование, детское творчество, отражение социального опыта.

I.Yu. Troitskaya, Arzamas branch of Lobachevsky Nizhny Novgorod State University

WHAT DO OUR CHILDREN PAINT? (THE HISTORY OF THE STUDY OF CHILDREN'S DRAWING AS A

MEANS OF REFLECTION OF THE SOCIAL EXPERIENCE)

Abstract. The article considers the main stages of the study of children's drawing as a means of reflection of social experience in the work of domestic workers and psychologists.

Keywords: drawing, children's creativity, reflection of social experience.

Рисование по праву считается важным видом творческой деятельности детей. Еще с античных времен оно использовалось в воспитательных целях, исследовательский интерес к детскому рисунку возник лишь в конце XIX - начале XX века. Первое толкование особенностей детского рисования можно найти в трудах европейских ученых этого периода - К. Риччи; К. Лампрехта, З. Левенштейна, Г. Кершентшейнера, Ж. Люкэ, Ж. Рума, К. Бюлля. Ими были заложены основы ведущих направлений в изучении детского рисунка - художественного, психологического, педагогического.

В России первыми исследователями детского рисунка были В.М. Бехтерев [1910], С.А. Левитин [1911], Ю.Н. Болдырева [1913]. Так, работа выдающегося психолога и психиатра В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910 г.) представляет интерес и в настоящее время. Изучая характер штрихов и форм в рисунках у детей 3-4 лет, В. М. Бехтерев утверждал, что для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснять условия, в которых он находится. Он отмечал: «Детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждений взрослых о детском мире и в то же время поможет уразуметь, что такое дитя не с субъективной точки зрения, как это обыкновенно делается, а на основании этого объективного материала» [1]. В.М. Бехтерев первым в отечественной психологии показал возможность изучения детских рисунков для оценки динамики развития ребенка, особенно - психического.

В советский период вопросами изучения детского рисунка занимались Ф.И. Шмит [1924], А.В. Бакушинский [1925], Н.А. Рыбников [1926] и другие. Работы этих авторов приоткрыли психологическую природу феномена детского рисования. Исследователи отмечали, что детский рисунок передает отношение ребенка к окружающей действительности, само по себе рисование стало использоваться как метод изучения внутреннего мира маленького человека, его способности отражать картину мира в целом, мир своих переживаний. Так, А.В. Бакушинский полагал, что каждый ребенок может стать культурной и творческой личностью, думающей и рефлектирующей. Этой цели следовала созданная им система воспитания личности в творческой деятельности, основные идеи которой отражены в его книге «Художественное творчество и воспитание» (1925). Автор рассматривал развитие детского рисунка с разных позиций, в том числе с точки зрения отражения в нем «Я» ребенка. Он отмечал, что на стадии эгоцентризма ребенок изображает себя в центре рисунка, соответственно, воспринимает себя центром социального окружения. Позже, преодолевая эту позицию, он начинает изображать действительность «со стороны наблюдателя». А.В. Бакушинский показал, что, уже начиная с

младшего школьного возраста, ребенок через рисунок выражает свою самоидентичность: мальчики изображают себя в битвах, приключениях, девочки - в домашней обстановке. При этом большое значение в содержании изображения отводилось социальному окружению ребенка, его культурно-бытовой среде.

В русле своих общих концепций психического развития рассматривали детский рисунок Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе. Л.С. Выготский придавал большое значение изобразительному творчеству в формировании личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, показывая социальную природу детского рисования. В работах, посвященных вопросам психолого-педагогического анализа детского творчества, Л.С. Выготский отмечал особенность графической формы детских изображений. По его мнению, они свидетельствуют о том, что «ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает», не считаясь с действительным видом предметов. В статье «Предыстория развития письменной речи» Л.С. Выготский рассматривал детские рисунки как символы предметов окружающей действительности, значимые для ребенка. Рисунок, по его мнению, помогает слову стать знаком [3, 4] .

В работах Д.Н. Узнадзе рассматривались вопросы о закономерностях развития детской психики на основе анализа рисунков детей в разные возрастные периоды, в частности проявление в рисунках особенностей представлений, восприятия, памяти, мышления. Согласно положениям, высказанным Д.Н. Узнадзе, ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Он рисует не то, что непосредственно воспринимает, а то, что имеет в представлении.

Советский психолог В.С. Мухина продолжила развивать идеи Л.С. Выготского о детском рисовании как процессе присвоения социального опыта, разработала концепцию социальной природы детского рисунка.

В проведенном ею исследовании «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» убедительно доказывается позиция, что рисование для ребенка является специфической формой познания действительности и с возрастом становится одним из каналов социальной детерминации развития изобразительной деятельности в целом [7].

Интересным представляется изучение эмоционального отношения детей к социальному окружению через рисунок, проведенное В.С. Мухиной. Анализ детских рисунков на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое» позволил выделить следующие особенности: дети 3-4 лет практически сразу приступали к рисованию, изображая «самое красивое», а вот «самое некрасивое» либо отказывались рисовать, либо прибегали к черканию, рисовали без особых стараний. Начиная с пятилетнего возраста, дети находили значительно больше решений заданных тем. «Красивое» для них - это то, что может быть связано с приятными зрительными впечатлениями (яркие цвета, явления природы, животные, несбывшиеся желания). «Некрасивым» изображалось все неприятное, страшное, пугающее в реальности и в сказках (волк, черти, «грязнули» и т. д.). В рисунках такого рода часто использовались темные краски. Метод «Рисунок самого красивого и некрасивого, доброго и злого», примененный В.С. Мухиной, широко используется в настоящее время в возрастной психологии для выявления эмоционального и когнитивного аспектов нравственных норм и ценностных ориентаций у детей в разные возрастные периоды.

В.С. Мухина подчеркивала значимость дошкольного возраста в овладении детьми выразительными средствами и применением их для выражения своего социального опыта, отношения к нему: «Ребенок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет» [7]. Анализируя рисунки детей в разные периоды истории нашей страны (послереволюционные годы, годы войны, период 50-70-х годов), отмечается, что в содержании рисунков детей отражаются общественно значимые события, происходящие в их время.

Вопросы отражения реального мира, окружающей действительности детьми в своих рисунках так же обсуждались в работах Е.И. Игнатьева, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и др. В работах обозначенных авторов показано, что в рисунке ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира. Детский рисунок демонстрирует и уровень этого познания. Рисунки выразительнее, когда у ребенка развито в соответствии с

возрастом восприятие, наблюдательность, сформирован запас представлений. В изобразительной деятельности ребенка находят отражение особенности его мышления, памяти, воображения. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, половые различия.

Исследователи детского изобразительного творчества отмечали использование детьми линии и цвета в рисунке более как выразительных средств, нежели изобразительных. Кроме того, в качестве особых выразительных средств ребенок использует преувеличение или преуменьшение отдельных предметов, композицию (Флерина Е.А., 1961).

В 60-70-е гг. в нашей стране активно начали разрабатываться вопросы методики обучения и воспитания детского творчества. Так, Комарова Т.С. изучала вопрос о формировании у детей графических умений в рисовании, Казакова Р.Г. уделяла внимание особенностям рисования с натуры детьми дошкольного возраста, Компанцева Л.В. в своих работах проанализировала влияние поэтических образов природы на творчество в рисовании старших дошкольников. Все эти работы легли в основу современных подходов обучения и воспитания детского творчества в дошкольных учреждениях [5].

В настоящее время в детской психологии рисунок активно используется как диагностическое средство, как источник информации об авторе. Рисуночные тесты формально относятся к проективным методам, так как дают возможность автору рисунка выразить свои чувства и мысли, проецировать социальную действительность и по-своему интерпретировать ее. Рисование, как показывают исследования, это не только отражение в сознании социальной действительности, но и ее моделирование, средство самовыражения.

Можно отметить, что за последние сто лет в нашей стране сложилась традиционная проблематика изучения детского рисунка. За эти годы было собрано большое количество фактического материала, на основе которого выделены особенности детских рисунков, охарактеризованы основные стадии развития рисования, разработаны вопросы методики обучения рисованию на разных возрастных этапах. В психологических исследованиях получили разработку вопросы мотивации детского рисования, специфики рисунков на разных этапах детства, социальной природы рисования. Однако многие вопросы так и остались дискуссионными, в полной мере сохраняют актуальность и сегодня.

Список литературы:

1. Бехтерев, В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В.М. Бехтерев. - СПб., 1910. - 50 с.

2. Болдырева, Ю.Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения / Ю.Н. Болдырева // Вестник психологии, криминальной антропологии и педалогии. - 1913. - Т. 10, вып. 5.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3: Проблемы развития психики.

4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество и детском возрасте: психологический очерк / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.

5. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977.

6. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В.Н. Шацкой. - М.: АПН РСФСР, 1961.

7. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.