УДК 81.02
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ЧИТАЮТ НАШИ ДЕТИ
Крылова М.Н. канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарных наук и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет
В статье рассматривается состояние современной российской подростковой литературы. Подчёркивается, что от качества книги, попавшей в руки подростка, зависит, полюбит ли он чтение, станет ли квалифицированным читателем. Выделяются три сегмента современной литературы для подростков: «хорошая», «плохая» и «средняя» книга, анализируется каждый из них, приводятся примеры.
Первое, что хочется ответить на вопрос, обозначенный в названии статьи, - не читают вообще. Любой учитель (преподаватель) может выяснить это сам, проведя опрос класса (группы), или задав сочинение на эту тему, или проведя анкету. Ежегодно, работая с первокурсниками в Азово-Черноморском инженерном институте, я провожу такой опрос и получаю результат: читающих от нуля до десяти процентов в разных группах, в целом же - не более пяти процентов.
Чем же занимаются наши дети? Общаются в социальных сетях (что само по себе не плохо, ведь общаются же), играют в компьютерные игры, совсем немного гуляют с друзьями на улице. Не читают...
Проблема эта остро стоит уже не первое десятилетие. Мало того, первое поколение нечитающих русских (дети страшных 90-х) уже выросло и само воспитывает детей. Если их не удалось приобщить к чтению (а их родители читали), то для их детей чтение вообще представляется анахронизмом, избыточностью, привилегией «ботанов». Проблема острая, но рассматривать её мы сейчас не будем. Это предмет особого и очень неприятного разговора. Это проблема, решения требующая, но пока не имеющая.
При этом надо учитывать, что одним из способов привлечения детей к чтению является качественная детская и подростковая литература. Смоделируем ситуацию. Некий нечитающий
подросток заинтересовался: почему это у некоторых его сверстников есть интерес к чтению, да и учителя постоянно твердят, что надо читать... Чтобы получить ответ на свой вопрос, он берёт в руки книгу. Если это хорошая книга, то есть шанс, что наш гипотетический подросток увлечётся чтением. Согласитесь, хорошая литература способна увлечь, заворожить, околдовать... Под влиянием хорошей книги личность может значительно измениться. А если в руки подростку попалась книга некачественная? Интерес к чтению так и не появится, наоборот, подросток убедится, что в чтении нет ничего хорошего, а те, кто читает, просто ничего не соображают.
Вот здесь и встаёт вопрос: а что же читают наши дети? Какая книга имеет сегодня больше шансов попасть им в руки? Оговоримся сразу: мы не берём во внимание так называемой «программной» литературы. Известно, что чтение по программе - это обязанность, а наши дети совсем не любят обязанностей и любыми способами от них уклоняются. Например, читая книги в кратком изложении или не читая вообще. И ещё одно замечание: мы говорим о чтении применительно в большей степени к подросткам, так как в этом возрасте у детей формируются осознанные желания и привычки, в этом возрасте они делают в основном то, что хотят, а не то, к чему их подталкивают взрослые.
Вопросы отсутствия и необходимости формирования интереса к чтению у современных детей, подростков и юношества обсуждают такие исследователи, филологи, педагоги и психологи, как Н.Ф. Белякова [Белякова, 2015], В.М. Букатов [Букатов, 2014], Л.С. Васильева [Васильева, 2005], З.А. Гриценко [Гриценко, 2004], И.В. Кузнецов [Кузнецов, 2014], Е.Н. Майорова [Майорова, 2014], М.А. Малахова [Малахова 2016], Б.Л. Цветкова [Цветкова 2009] и др. В поле их внимания попадают проблемы формирования у детей и подростков интереса к чтению, но не круг той литературы, который готовы предложить подростку сегодняшние книжные прилавки / сайты. Хотя нельзя не отметить, что вопросы круга чтения подростков также начинают рассматриваться исследователями: Е.Б. Брякотнину и Е.А. Полеву волнует «проблема несовпадения круга чтения подростков и учителей» [Брякотина, 2016, с. 129], в результате которой учитель не может опираться на прочитанное учениками, участвовать в обсуждении интересующих их книг.
Серия: филологические науки
Цель нашего исследования - провести обзор и краткий анализ наиболее распространённых сегодня жанров и произведений подростковой литературы с точки зрения идейной и художественной ценности данных книг и их возможностей в формировании у подростков интереса к чтению и художественного вкуса. Будем рады, если наше исследование поможет кому-то из родителей и педагогов в их нелёгком труде по воспитанию интереса к чтению у подростков и привитию им интереса к по-настоящему хорошей книге.
Кстати, мы не видим ничего страшного в том, что современные подростки мало читают классические произведения. С учётом большего инфантилизма современного подрастающего поколения по сравнению с поколением 70-80-х годов прошлого века, когда подбирались произведения классики для изучения в школе, современным подросткам читать то, что изучается в школе, рано. Речь идёт не о чеховской «Каштанке» и не о тургеневском «Муму». Произведения большого объёма, романы «Обломов» И.А. Гончарова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака и др., не в состоянии понять и полноценно воспринять многие взрослые, что уж о детях говорить. Для учителей и методистов несомненны «противоречия между огромным объёмом и количеством текстов для изучения и возможностями современных школьников их прочтения» [Маранцман, 2016, с. 183]. Более того, романы «Война и мир» или «Преступление и наказание» могут оттолкнуть современного подростка от классической литературы и чтения вообще в силу значительной сложности текста. Поэтому для школьника мы считаем вполне допустимым изучить эти книги по кратким пересказам с зачитыванием наиболее важных фрагментов. Если они научатся читать, то, став взрослее, обязательно перечитают и тогда -поймут. Но это если научатся читать...
Чтобы подросток научился читать, нужна хорошая книга. То, какую книгу возьмёт в руки подросток, во многом зависит от того, кто будет давать ему советы и рекомендации. С. Дементьева изучила, какие факторы влияют на выбор книг подростками. Наиболее часто выбрать книгу для чтения подростка подталкивают мнения друзей (38 %) и фильмы, снятые по мотивам книг (37 %). Вполне ожидаемо, что рекомендации родителей и
учителей при выборе книги учитываются редко (соответственно 15 и 10 %) [Дементьева, 2015].
Что касается жанров, предпочитаемых подростками, то, по данным социологического исследования, проведённого С. Дементьевой, более всего привлекают подростков книги в жанре приключений (их предпочитают около 35 % читателей), а также фантастика, фэнтези, поэзия, романы (по 10-16 %). На последнем по популярности месте детективы (около 6 %) [Дементьева, 2015]. В данной статистической справке нет ничего удивительного, всё ожидаемо.
Хотелось бы также найти более-менее достоверную статистику любимых подростками произведений, но её нет и приходится руководствоваться собственными опросами и наблюдениями, а также результатами опросов педагогов. Итак, современные подростки предпочитают следующие книги:
1. Книги о Гарри Поттере (серия состоит из 7 книг, автор - английская писательница Дж. Роулинг, жанр - фэнтези). Популярность книг данной серии невозможно отрицать, хотя влияние на рост этой популярности американских экранизаций также очевидно.
2. Книги из серии «Сумерки» (серия состоит из 5 книг, автор - американская писательница Стефани Майер, жанр - фэнтези, фэнтезийная мелодрама). После экранизации произведений книги стали популярными у девочек, увлёкшихся романтическим образом главного героя - оборотня.
3. Романы «Хоббит» и «Властелин колец» (автор - английский писатель Джон Толкиен, жанр - фэнтези). После экранизации данных произведений они стали популярными среди читателей и любителей компьютерных игр.
4. Таня Гроттер (серия состоит из 16 книг, автор - российский писатель Дмитрий Емец, жанр - фэнтези). Серия, начавшаяся как подражание книгам о Гарри Поттере Дж. Роулинг, вскоре стала самостоятельной и понравилась подросткам. Отличается некоторой схематичностью характеров и примитивизмом языка, поэтому читается в основном детьми 11 -15 лет.
5. Подростковые романы американского писателя Джона Грина «Виноваты звезды», «Бумажные города», «В поисках Аляски», «Многочисленные Катерины» и др. [Брякотина, 2016, с. 129]. Это книги неплохого качества (по крайней мере, в США каждая из них награждена какой-либо национальной премией), повествующие о дружбе и любви, об отношениях со сверстниками. Книги Джона Грина также экранизированы, и, по-видимому, именно поэтому они нашли российского читателя.
6. Книги Дмитрия Глуховского из серии «Метро 2033». Романы этого талантливого автора послужили толчком к созданию целой «Вселенной Метро 2033», в которой начали писать книги другие авторы. Вся эта постапокалиптическая Вселенная достаточно популярна у подростков.
7. Книги американского «короля ужасов» Стивена Кинга - «Зеленая миля», «Мобильник», «Кладбище домашних животных» и др. Любовь подростков к «ужастикам» связана с необходимостью избавления от собственных страхов, а также с любопытством. Психологи не видят в этом увлечении ничего плохого, если оно, конечно, не поглощает ребёнка полностью.
8. Книги проекта S.T.A.L.K.E.R. Данный проект восходит к произведению А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», однако сегодня уже практически утратил связи со своим источником. Многочисленные книги данной серии принадлежат разным авторам и рассказывают о том, как «сталкеры» добывают «артефакты» с «Зоны» (загадочного места приземления инопланетян, или экологической катастрофы, или др.). Популярность книг проекта подпитывается успешным существованием одноимённой компьютерной игры.
9. Приключенческая классика зарубежной детской литературы, например, книги Жюля Верна - «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Двадцать тысяч лье под водой».
Простейший анализ приведённого выше списка позволяет отметить следующие вещи: во-первых, современные подростки предпочитают зарубежную книгу отечественной; во-вторых, такие аргументы, как поставленное по книге кино или компьютерная игра с её атрибутикой, являются в большинстве случаев решающими для подростка. Что касается жанрового и тематического состава предпочитаемых подростками книг, то нельзя не согласиться с исследователями: «Читаемая литература отвечает не педагогическим задачам, а психологическим запросам подростков, что естественно для досугового чтения» [Брякотина, 2016, с. 130]. Книги жанров фэнтези и постапокалипсис привлекают юных читателей своей необычностью, бунтарским характером: мир в них иной, совсем не похожий на тот, что окружает подростка, и именно этим он привлекателен. Немаловажен и тот факт, что данных книг нет в школьной программе: подростку важно выбрать не то, что рекомендуют взрослые, и таким образом также проявить своё бунтарство.
Остановимся подробнее на вопросе предпочтения подростками зарубежной литературы. По нашему мнению, вопрос качества
современной отечественной подростковой книги и является сегодня наиболее сложным в контексте анализируемой проблемы.
Наш анализ позволяет выявить в книгах для подростков современных российских писателей три сегмента. Упрощая, назовём эти сегменты «хорошая книга», «средняя книга» и «плохая книга». Как нам кажется, такой упрощённый подход позволит сориентироваться в современной российской детской литературе всем заинтересованным в этом лицам.
Мы уже начали рассматривать хорошую подростковую книгу, отметив в ней произведения Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее», «Москвест» и «Гимназия № 13» [Крылова, 2015]. Анализ этих книг показывает их исключительно высокие содержательные, идейные и литературные достоинства; сочетание в них образовательной, воспитательной, развлекательной и эстетической функций, и в то же время лёгкость стиля и выбор авторами жанров, которые предпочитают подростки (фантастическое путешествие, квест, фэнтези).
Кроме того, к хорошим подростковым книгам можно отнести серию произведений А. Жвалевского и И. Мытько о Порри Гаттере («Порри Гаттер и Каменный Философ», «Личное дело Мергионы», «Девять подвигов Сена Аесли»). Это интересный пример того, как на основе апелляции к популярной среди подростков серии книг Дж. Роулинг авторам удалось создать совершенно оригинальное юмористическое произведение. Книги полны оригинальных поворотов сюжета, искромётной фантазии и юмора. Вообще, всё, что создаётся данными белорусскими писателями, получается талантливым и оригинальным. Назовём, кроме того, книгу А. Жвалевского и И. Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда», сборник «Открытый финал» и др. (См. сайт А. Жвалевского: http://az-book.info).
Перечислим ещё несколько произведений, которые, по нашему мнению, входят в сегмент современной хорошей подростковой книги: «Детская книга» Б. Акунина, «Девочка с Земли» и «Убежище» К. Булычёва, «Ключ от королевства» М. и С. Дяченко, книги о Мефодии Буслаеве и Тане Гроттер Д. Емца, «Переулок капитана Лухманова» и «Стеклянные тайны Симки Зуйка» В. Крапивина, «Костя + Ника» Т. Крюковой, «Рыцари Сорока Островов» и другие книги С. Лукьяненко, «Настоящие сказки» и «Счастливые кошки» Л. Петрушевской, книги о Волкодаве М. Семёновой, «Дела и ужасы Жени Осинкиной» М. Чудаковой, «Малуся и рогопед» А. Усачёва и др. Думается, что другие книги Б. Акунина, в частности, серии об Эрасте Фандорине и Пелагии, также можно ввести в круг чтения старших подростков (15-18 лет). Как видим, перечень хороших детских книг не так уж и мал, с учётом общего падения качества современной русской литературы. Хорошие писатели есть, и они пишут, несмотря ни на что.
«Плохая» подростковая книга понимается нами как произведения низкого качества, сомнительных художественных достоинств, не учитывающие психологических особенностей подростков, не способные оказать на читателя воспитательное, развивающее и иное положительное воздействие. В современной литературе это книги «Большая книга ужасов», «Любовь со второй попытки», «Счастье для двоих» и др. В. Селина, «Влечение», «Искушение» и др. Е. Усачёвой, «Глинтвейн для Снежной королевы», «Невеста и Чудовище» и др. Н. Васина, «Сказки выпускного бала» Е. Габовой, «Похищение с продолжением» и другие детективы С. Иванова, «Дом, в котором.» М. Петросян и др.
Создают плохие книги авторы, которых нельзя назвать талантливыми, но которым современная система книгоиздания,
ориентированная только на коммерческий успех, даёт возможность печататься. Данные книги достигают определённого коммерческого успеха, во многом благодаря выбору авторами жанров, популярных у подростков (фэнтези, любовные романы для девочек, подростковые детективы, мистика, «ужастики» и др.), а также их плодовитости. Создание плохой книги не отнимает у писателя много времени, и он очень быстро пишет.
Между данными крайними звеньями создаётся промежуточное звено - книги, определяемые нами как «средние». У них нет отточенности художественной формы и идеального сочетания содержательного, идейного и эстетического компонентов. Но в то же время назвать их полностью провальными нельзя. В принципе эти книги не плохи и могут быть включены в круг развлекательного детского чтения. Им не хватает только искры авторского таланта.
Отнесём к средней подростковой книге произведения «Алиби Деда Мороза» А. Белогорова, «Тайна взорванного монастыря» А. Биргера, «Юлианна, или Игра в киднеппинг» Ю. Вознесенской, «Загадка старинных часов» А. Иванова и А. Устиновой, «Если бы я был вампиром» А. Коша, «Блин - секретный агент» Е. Некрасова и другие книги этих авторов, являющихся, как правило, плодотворными и пишущих в популярных подростковых жанрах -детективной повести, фэнтези и др.
If»
iiä
в в в дв л в в в в л
Итак, на формирование интереса подростка к книге огромное влияние может оказать то, какая именно книга попадёт ему в руки. Здесь может действовать фактор случайности: кому-то повезёт, он начнёт чтение с хорошей книги, увлечётся и постепенно сформируется как квалифицированный читатель, способный освоить, кстати, и произведения школьной программы. Кто-то познакомится сначала со средней книгой, и это тоже неплохо: при квалифицированной помощи взрослого он сможет потом перейти к другой, более качественной литературе. Если же первой в руках желающего «почитать» подростка окажется плохая книга, то он либо забросит чтение навсегда, не поняв «кайфа» этого процесса, либо станет бесталанным
читателем, не способным воспринять сложный текст, готовым поглощать лишь
низкокачественные произведения, которые единственные кажутся ему простыми и понятными.
В наших силах свести фактор случайности к минимуму и сделать процесс выбора подростком книги более продуктивным. Современный родитель и педагог обязан читать те книги, которые любимы подростками. Если он будет в курсе круга чтения своих детей или воспитанников, то сможет обсуждать с ними прочитанное, полноценно дружески общаться, а значит, получит возможность влиять на дальнейшее развитие читательских интересов подростков. Совет по выбору книги, полученный от человека, не владеющего ситуацией, для подростка неприемлем. Взрослый обязан быть «в курсе» и вести за собой подростка по пути проникновения в прекрасную страну чтения.
Литература
1. Белякова Н.Ф. Читать не вредно. Вредно не читать // Народное образование.
2015. № 2. С. 198-201.
2. Брякотнина Е.Б., Полева Е.А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение.
2016. № 2 (12). С. 129-134.
3. Букатов В.М. Не люблю читать или зачем в библиотеке собака // Директор школы. 2014. № 10 (193). С. 100-104.
4. Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать: монография. Саратов: Лицей, 2005. 223 с.
5. Гриценко З.А. Детская литература: Методика приобщения детей к чтению: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 313 с.
6. Дементьева С. Что читают современные подростки. 6.07.2015 [Электронный ресурс] // БиблиоГид. Электронный журнал [Сайт]. Режим доступа: URL: http://demsvet.ru/chtenie-knig/chto-chitayut-sovremennyie-podrostki. 23.02.2016.
7. Крылова М.Н. О современной хорошей детской книге (А. Жвалевский, Е. Пастернак) // Филология и литературоведение. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://philology.snauka.ru/2015/07/1613. 06.07.2016.
8. Кузнецов И.В. Почему дети не читают: кто виноват и что делать? // Сибирский учитель. 2014. № 3 (94). С. 23-28.
9. Майорова Е.Н. Роль родителей в приобщении ребенка к чтению // Актуальные вопросы совр. науки: Мат. XXIV Междунар.
науч.-практ. конф. / Научн. ред. И.А. Рудакова. М.: Перо, 2014. С. 54-59.
10. Малахова М.А. Ситуация с чтением сегодня: обзор подходов к проблеме // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 1-2 (55). С. 31-34.
11. Маранцман Е.К. Проблема чтения сквозь призму школьной программы // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2016. Т. 2. С. 183-187.
12. Цветкова Б.Л. Что читают и чего не читают дети: анализ ситуации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 1. С. 74-78.