Научная статья на тему 'ЧТО МОЖНО ИМПЛЕМЕНТИРОВАТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРОЛЕВСТВЕ ДАНИЯ'

ЧТО МОЖНО ИМПЛЕМЕНТИРОВАТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРОЛЕВСТВЕ ДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

В настоящей статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, определена актуальность рассматриваемой темы, приведен пример наиболее успешного опыта противодействия коррупции в Королевстве Дания. Представляется, что описанный опыт действительно заслуживает внимания, и некоторые положения могут быть заимствованы в национальное законодательство Российской Федерации. В завершении статьи делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дроздова Елена Анатольевна, Лосева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What can be implemented in the legislation of the Russian Federation? Successful practice of fight against corruption in the Kingdom of Denmark

This article reviews problems of fight against corruption, sets urgency of the considered topic, provides the example of the most successful practice of fight against corruption in the Kingdom of Denmark. It is submitted that the described practice objectively deserves attention, and some provisions can be implemented in the national legislation of the Russian Federation. At the end of the article it draws the conclusions.

Текст научной работы на тему «ЧТО МОЖНО ИМПЛЕМЕНТИРОВАТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРОЛЕВСТВЕ ДАНИЯ»

6.10. ЧТО МОЖНО ИМПЛЕМЕНТИРОВАТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В КОРОЛЕВСТВЕ ДАНИЯ

Дроздова Елена Анатольевна, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник, доцент. Место работы: НИИ ФСИН России, Российский университет транспорта (МИИТ). Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства, кафедра уголовное право, уголовный процесс и криминалистика. E-mail: [email protected]

Лосева Светлана Николаевна. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: [email protected]

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены проблемы противодействия коррупции, определена актуальность рассматриваемой темы, приведен пример наиболее успешного опыта противодействия коррупции в Королевстве Дания. Представляется, что описанный опыт действительно заслуживает внимания, и некоторые положения могут быть заимствованы в национальное законодательство Российской Федерации. В завершении статьи делаются выводы.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, антикоррупционная организация.

WHAT CAN BE IMPLEMENTED IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION? SUCCESSFUL PRACTICE OF FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE KINGDOM OF DENMARK

Drozdova Elena Anatolievna, PhD at law. Position: senior researcher, associate professor. Place of employment: research Institute of FPS Russia, Russian University of Transport (MIIT). Department: study of domestic and foreign experience, history of the penal system, comparative analysis of the penitentiary legislation, Criminal law, Criminal process and Forensics chair. E-mail: [email protected] Loseva Svetlana Nikolaevna. Position: Senior researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation. E-mail: [email protected]

Annotation: This article reviews problems of fight against corruption, sets urgency of the considered topic, provides the example of the most successful practice of fight against corruption in the Kingdom of Denmark. It is submitted that the described practice objectively deserves attention, and some provisions can be implemented in the national legislation of the Russian Federation. At the end of the article it draws the conclusions. Keywords: corruption, anti-corruption policy, anticorruption organization.

Согласно социологическим данным проведенным «Левада-центр» в феврале 2019 года, граждан тревожит после роста цен и бедности уровень коррупции в

стране. Данные по обеспокоенности проблемами, связанными с коррупцией, с 2016 года увеличились практически вдвое с 24% до 41% [1]. Это тревожный показатель, поскольку нарастание недоверия народа порождает в целом недоверие в эффективность власти, и у населения создается ощущение отсутствия заботы о нем. Безусловно, сказывают на формирование такого отношения и средства массовой информации, к примеру, арест в зале заседаний Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сенатора Рауфа Арашукова.

По данным международной антикоррупционной организации Transparency International, которая ежегодно проводит исследования восприятия коррупции в разных странах мира, Российская Федерация стремительно падает в рейтинге стран (всего 180 стран). С 2013 года Российская Федерация с 127 места переместилась на 136 место в 2018 году, что, безусловно, тревожный показатель.

Индекс восприятия коррупции определяется набранными баллами, где 100 баллов - коррупции нет, а 0 -ситуация крайне критичная, одна коррупция вокруг.

При этом 100 баллов не набрала ни одна страна, однако можно отметить только пять лучших стран с наибольшим индексом восприятия коррупции это Королевство Дания (89) (далее - Дания), Новая Зеландия (88), Финляндия, Швеция и Швейцария (85) [2]. Таким образом в этих странах ситуация с коррупцией коррупционными проявлениями наиболее благоприятная, то есть население практически убеждено, что в их станах коррупция минимальна во всех сферах жизнедеятельности.

Конечно, в Дании имеют место быть коррупционные проявления, но они достаточно незначительные и по мнению экспертов из Transparency International, это происходит крайне редко в силу мощнейшей культуры общественного управления, относительной немногочисленности антикоррупционных законов и неуклонной приверженности принципам честности. Дания характеризуется чрезвычайно высокой степенью социальной сплоченности и инклюзивной политической культурой.

Интересен тот факт, что в Дании волонтерской деятельностью занимаются около 40% населения, а это важное занятие, которое вырабатывает чувство ответственности у населения. Кроме того, по гендерному равенству и эгалитаризму Дания занимает одно из лидирующих мест в мировом сообществе. При этом такое положение дел в стране не навязывается, а является частью менталитета нации.

Например, в XX веке Сингапур стал одним из тех государств, которому удалось за короткий срок создать систему честного правительства, это стало возможным благодаря отделению от Малайзии. Тогда ее лидер Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew) сказал: «Мы устали от жадности, коррупции и декаданса многих азиатских лидеров».

Чтобы нация смогла избавиться от коррупции, большинство ее граждан должны сделать честность своим главным и неопровержимым принципом. И в этом им могут помочь изменения в законодательстве, повышение уровня достатка и экономической свободы, уважение к разнообразию и стабильность. Другими словами, в этом обществе не должно остаться места для нечестности, продажности, подкупности лишь в том случае, если большинство его граждан будут следовать принципу неподкупности. Или, как сказал Горацио в «Гамлете», «его направит небо».

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Дроздова Е.А. Лосева С.Н.

В Дании для разрушения и противодействия коррупции, как на государственном, так и на уровне самых граждан создается нетерпимость к самому этому явлению. В этой связи в Дании граждане с коррупцией сталкиваются в 8 раз реже, чем в иных европейских странах.

Важной причиной такой ситуации является то, что на уровне коммерческих структур проводится пропаганда «полной нетерпимости» к коррупционным проявлениям и даже намекам. Работает это как внутри страны, так и в процессе сотрудничества с внешними партнерами.

Так, одним из правил, направленных на искоренение коррупции и ее проявлений, является подписание специального договора при трудоустройстве на работу, в котором содержится обязательство о том, что работник не приемлет получать и давать взятки или иным способом - коррупционным осуществлять свои должностные обязанности. При этом, если ты не подписываешь такой договор, автоматические твои помыслы не чисты и это вполне может явиться основанием отказа в приеме на работу. Кроме того, если сотрудник совершил коррупционное нарушение, то это отражается в его личном деле и учитывается в общей базе, а на карьере такого работника можно поставить «крест». Основополагающей причиной низкого уровня коррупции, заключающейся в культивировании осуждения этого явления не только среди государственных чиновников, но и среди граждан, является создание негативной реакции общества.

В стране существует гласность и открытость, при чем на уровне правительства, действуют этические кодексы в различных организациях и компаниях, кодексы чести чиновников.

Все движения денежных средств в стране прозрачны и доступны в свободном доступе, всю прибыль и траты, также можно отследить посредством сети Интернет, скрыть эту информацию невозможно.

Общественные организации и специальные контрольно-надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о деятельности и финансовом состоянии компаний в сети Интернет.

Вместе с тем, государственные служащие и сотрудники правоохранительных пенитенциарных систем в Дании имеют высокую степень социальной и иной защиты государством: получают качественное бесплатное образование, квалифицированные медицинские услуги, имеют социальные гарантии, и иные льготы, а это безусловно способствует уменьшению вероятности совершения коррумпированных действий.

Анализ закона Дании о коррупции, принятого в 2002 году говорит об обязанностях всех чиновников и служащих публиковать информацию о своем имуществе и личных доходах и расходах. Кроме того, чтобы чиновники не имели возможности использовать служебное положение в личных целях, они обязаны продать свои акции в иностранных предприятиях. Пункт 20 Конструкционного регламента датского парламента гласит о том, что любой депутат имеет право на получение информации о позиции любого министра по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию. В связи с этим в парламенте регулярно проводятся заседания, на которых министры отвечают на запросы своих коллег относительно подозрений в получении взятки или лоббирования интересов какой-либо компании [4].

Способы противодействия коррупции в Дании практикуют многие государственные и частные учреждения

не только внутри самой страны, но и за ее пределами. В Королевстве всячески культивируется неприятие коррупции и возвышение образа порядочного рабочего, служащего.

Большой опыт борьбы с коррупцией в Дании имеет агентство международного развития DANIDA. Соглашения, заключенные этим агентством, обязательно сопровождаются подписанием декларации о неприменении взяток. Несоблюдение положений о взяточничестве ведет к расторжению договора и отказу агентства сотрудничать с нарушителем в дальнейшем. В дополнение к стандартному антикоррупционному положению компания запустила еще и «горячую линию», дающую возможность простым гражданам сообщать в дирекцию компании о противозаконном использовании финансов.

Кроме того, существенное противодействие коррупции в Дании оказывает Датское Агентство по кредитованию экспортных операций (Е№). Лица, которые подают заявки в агентство, в обязательном порядке подписывают декларацию о неприменении взяточничества, подразумевающую отказ участия в коррупционных действиях. Если действия лиц приводят к нарушению подписанных договоренностей и это влечет за собой финансовые убытки, заявители выплачивают агентству компенсацию, а сами теряют право на покрытие потерь по гарантии, выданной агентством ранее.

Торговый Совет Дании (TCD) также занимается противодействием коррупции на международных рынках, при этом обеспечивает и сохраняет хорошую репутацию датских компаний. Совет оказывает содействие в решении как несложных, так и серьезных проблем, для разрешения которых необходимо привлечение местного правительства [5].

Еще одной из подобных организаций можно назвать Фонд индустриализации для развивающихся стран ^и), работа которого направлена на борьбу с противодействием коррупции. Фонд занимается тем, что оказывает помощь при расширении бизнеса за рубежом через инвестирование международных компаний развивающихся стран при поддержке Дании. В своей деятельности Фонд активно использует типовые антикоррупционные положения при заключении каких либо договоров или соглашений.

Необходимо также отметить, что помимо всего вышеперечисленного в Дании с 2013 года проводится политика, направленная на ужесточение ответственности за коррупционные действия и проявления. Вместе с тем, санкции в сравнении с Российскими довольно незначительные. Максимальное наказание за взяточничество в государственном секторе увеличилось до 6 лет, а за взяточничество в коммерческом секторе - до 4 лет лишения свободы. Для примера в Уголовном кодексе Российской Федерации предусматривает лишение свободы в первом случае до 15 лет (статья 290 УК Получение взятки), а во втором - до 12 лет (статья 204 УК Коммерческий подкуп).

Стоит отметить, что в условиях ужесточения законодательства о взяточничестве, в Дании делается упор на доверие населения к власти и коммерческому сектору экономики, поскольку, по мнению датчан только так можно побороть коррупцию и ее проявления в стране. Не зря Дания считается благоприятной для проживания, в отличие от остальных Европейских стран и наиболее благоприятной для ведения бизнеса в связи с безопасностью среды и эффективностью

функционирования государственного сектора в целом [3].

Список литературы:

1. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/02/27/za-bednostyu-sleduet-korruptsiya/ (дата обращения: 10.03.2019).

2. Электронный ресурс // Режим доступа: https://www.transparency.org/ (дата обращения: 10.03.2019).

3. Электронный ресурс // Режим доступа: https://emigranto.ru/evropa/daniia/korruptciia-v-danii.html (дата обращения: 10.03.2019).

4. Бочарова А. Э. Коррупция в России // Молодой ученый. 2014. №21. С. 499-501. Электронный ресурс // Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/80/14252/ (дата обращения: 14.03.2019).

5. Датские Антикоррупционные Инициативы. Электронный ресурс // Режим доступа: Business anticorruption portal. URL: http://www. business-anticorruption. ru/resources/anti-corruption-initiatives/partner-initiatives/denmark. aspx (дата обращения 11.03.2019).

Рецензия

на статью старших научных сотрудников ФКУ НИИ ФСИН России кандидата юридических наук, Дроздовой Е.А. и Лосевой С.Н. «Что можно имплементировать в законодательство Российской Федерации? Положительный опыт противодействия коррупции в Королевстве Дания»

Представленная статья Дроздовой Е.А. и Лосевой С.Н. для рецензирования написана на актуальную тему, поскольку вопросы борьбы с коррупцией в настоя-

щее время поднимаются все чаще и чаще и, к сожалению кардинального изменения, в этой сфере по мнению многих ученых не наблюдается. В статье приводятся данные социологического исследования проведенные «Левада-центр» в 2019 году, в которых отражены сведения относительно высокой тревожности населения по вопросам эффективной борьбы с коррупцией. Проанализированы отчеты международной антикоррупционной организации Transparency International, согласно которым Российская Федерация находится на очень низком уровне по восприятию коррупции в стране населением и набрала менее 30 баллов, где 100 баллов коррупции нет, а 0 - страна погрязла в коррупции.

В работе приводятся данные относительно успешности некоторых стран в противодействии коррупции. Подробно рассматривается опыт Королевства Дании как наиболее успешной страны по вопросам противодействия коррупции. Авторами четко соблюдаются правила научной этики, о чем свидетельствует высокий уровень работы, проверенной системой «Антиплагиат». Полагаю, что задача, поставленная авторами, решена успешно. Материал изложен логично, выводы сделаны. Статья может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся вопросами успешного противодействия коррупции.

Вывод: статья Дроздовой Е.А. Лосевой С.Н. «Что можно имплементировать в законодательство Российской Федерации? Положительный опыт противодействия коррупции в Королевстве Дания» отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор С.И. Гирько

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,12%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.