Научная статья на тему 'Чтение в век информационно-коммуникативных технологий'

Чтение в век информационно-коммуникативных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
661
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ / ЭКРАННОЕ ЧТЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васёв Дмитрий Валерьевич

Чтение как коммуникативный процесс способствует активизации познавательной деятельности, систематизации знаний, расширению культурного и профессионального горизонта, гармонизации внутреннего мира личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение в век информационно-коммуникативных технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЧТЕНИЕ В ВЕК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ Васёв Д.В.

Васёв Дмитрий Валерьевич - доцент, кандидат педагогических наук, кафедра режиссуры и мастерства актёра, Пермский государственный институт культуры, г. Пермь

Аннотация: чтение как коммуникативный процесс способствует активизации познавательной деятельности, систематизации знаний, расширению культурного и профессионального горизонта, гармонизации внутреннего мира личности.

Ключевые слова: традиционное, экранное чтение, социализация личности.

Чтение - форма опосредствованной коммуникации в общей системе социальных коммуникаций; с его помощью на протяжении тысячелетий сохранялась, передавалась, интерпретировалась социокультурная информация, обеспечивающая устойчивое существование всей системы культуры. Предыдущими поколениями были сформированы исходные установки, порождающие конкретные социальные практики; к ним можно отнести устойчивую потребность в чтении как особом виде получения информации, форму усвоения социального опыта, культурных традиций. Чтение повышает общий уровень интеллекта, связано с успехами в образовании, профессии и даже с общим уровнем здоровья и долголетия.

В современном мире без традиционного и экранного (с электронных средств) чтения невозможно получение информации, способствующей развитию и процветанию страны, но при этом время чтения постоянно сокращается, круг чтения сужается; литературные вкусы делаются более примитивными, отсутствуют навыки чтения. Отказ от традиционного чтения печатных книг опасен тем, что человек постепенно перестает думать над прочитанным, а это ведёт к снижению качества чтения. Чем меньше читательский опыт человека, тем беднее его язык и концептосфера, определяющая его менталитет, проявляющийся в поведении и в особенностях коммуникативной деятельности.

В XXI веке - веке глобальной информатизации приоритетны скорость и качество каналов обмена информацией, качество самой информации и степень её освоения всем обществом. Воздействие многообразных источников информации в системе коммуникации (устной, письменной, на бумажных или электронных носителях) направлено на социализацию личности. Книги оказывают такое особое социализирующее влияние на формирование индивидуального, группового и общественного сознания, какое не заменит никакое другое средство коммуникации. Широкое распространение экранной и компьютерной культур изменило ценностный статус чтения в общественном сознании, обострило противоречие между интенсивным развитием информационных технологий, способных обеспечить оперативный доступ к любой информации в неограниченных объемах и психофизиологическими возможностями процесса чтения, практически не изменившимися по скорости и качеству усвоения и переработки информации. Информационно-коммуникативные технологии, требующие высокой скорости освоения информации, постепенно из сферы технического обеспечения жизнедеятельности человека стали её интеллектуальным дополнением. Кризис читательской культуры привёл к снижению духовной составляющей чтения по сравнению с утилитарно-информационными и релаксационно-развлекательными функциями; обострил прагматизм, особенно в молодёжной среде; получение образования стало простым накоплением профессиональных знаний. Преодолеть, вернуть интерес к чтению можно, отрабатывая инструментальные умения работы с текстами:

- осознания стратегических и оперативных целей чтения;

- выбора соответствующей целям литературы;

- постижения сути излагаемого в книге: учебной, художественной, технической, научно -популярной;

- освоения технических приёмов, обеспечивающих закрепление и использование полученной информации (тезисы, выписки, конспекты и т.д.);

- ориентирования в книге с целью максимального охвата и глубокого понимания прочитанного;

- интерпретации, эмоционально-интеллектуального восприятия текста.

Чтение, являясь основой воспитания, образования и развития культуры человека и общества постоянно трансформируется: на смену традиционному чтению пришло экранное чтение; уровень культуры чтения свидетельствует о сформированности коммуникативной и профессиональной

66

компетенции специалиста, это один из важнейших показателей его личностного развития. Компьютерные технологии произвели информационный переворот в практике чтения; альтернативой печатной книге стало экранное и аудиочтение.

Традиционное книжное чтение требует умения выразительно прочитывать слова и текст без искажений, пропусков и замен, в определенном темпе, при этом понимая и интерпретируя смысл текста. Книгу можно читать «от корки до корки», можно пропускать места, кажущиеся неинтересными, заглянуть в конец и вернуться в начало, можно быстро вернуться к любой странице, и т.д. При чтении мозг, активно обрабатывая печатное слово, позволяет проникать в иные миры, зачастую расширяя, обогащая содержание книги. Чтение книг способствует приобретению навыка грамотности, пониманию и интерпретированию текста, формированию отношения к книге не только как к источнику полезной информации или увлекательного времяпрепровождения, а как к

духовно-материальной ценности.

К недостаткам чтения с листа печатного (книги) относятся:

- отсутствие возможности найти нужное место в тексте по отдельному слову;

- необходимость источника освещения.

Практика традиционного книжного чтения позволяет читающему человеку осознавать себя грамотным книгочеем, представителем образованных слоёв общества, обладающих возможностью интеллектуального развития.

Экранное чтение требует технического оснащения: стационарного персонального компьютера, ноутбука, смартфона, электронной книги. Обязательным элементом цифрового снаряжения для экранного чтения являются карты памяти, диски хранения информации, устройства для подключения к сети Интернет; регистрация, пароль и логин для доступа к некоторым сайтам. Помимо умения читать, для экранного чтения требуются навыки медийно-информационной грамотности - умения пользования различными программами, набора текста, поиска, выбора и копирования текста. Компьютер радикально разгружает память пользователя: текстовый редактор снимет проблемы написания букв, правил переноса, орфографических и даже стилистических тонкостей. Экранная страница интерактивна и динамична, она одновременно даёт сведения по интересующему вопросу и массу гиперссылок; набранный текст можно исправлять и дополнять, создавая собственный уникальный текст. Экранное чтение учит правильно формулировать запросы при поиске информации; оценивать значимость найденной информации, отличая рекламный текст от информационного, позволяет использовать сразу несколько источников, собирая с них сведения воедино, обеспечивает возможность хранения и передачи информации.

К недостаткам экранного чтения можно отнести:

-большой объем информации, не оставляющий времени для размышления,

творческого чтения, приводящий к психофизиологическим перегрузкам;

- устаревание компьютерных программ, устройств и технологий;

- фрагментарное, поверхностное восприятие информации и, как следствие, стереотипизация мышления и форматизация сознания;

- деструктивность виртуальной коммуникации, трудность в определении

достоверности информации, её низкое качество;

- относительно высокая стоимость и необходимость обслуживания технических устройств -гаджетов;

- замена собственной памяти оперативной памятью компьютера;

- компиляция и плагиат, выдаваемые как результаты собственных усилий;

- зависимость от электричества, заряда батареи, связи с интернетом.

Сформировавшееся за последние годы общество потребления считает, что чтение книг не имеет самостоятельной ценности, а экранное чтение служит средством получения информации и развлечения. Пользователи Сети могут получать любой учебный материал, информацию любого объема и считают себя не просто грамотными, а мультимедийно грамотными. Основными требованиями, предъявляемыми к информационным источникам, являются объём, достоверность, надёжность, быстрота, точность. Компьютер хранит и передаёт информацию, она становится доступной, но он не гарантирует качество информации, порождает отказ от самостоятельности в выработке новых знаний, провоцирует использование непроверенного материала. Объём и быстроту информации обеспечивает интернет, а вот достоверность, надёжность и точность больше соответствуют книге. Книжное и экранное чтение требуют разных условий и навыков, они не противоречат друг другу, а дополняют, образуя подвижную, сложную и развивающуюся систему чтения.

Аудиокниги - это мобильная практика чтения, требующая наличия различных гаджетов или стационарной аудиосистемы, снабжённых наушниками для персонального прослушивания.

Аудиочтение, как и экранное чтение, основывается на медийно-информационной грамотности, то есть умении пользоваться аналоговыми и цифровыми устройствами. Аудиочтение эффективно:

- в разъездах, поездках в транспорте, так как даёт возможность обособиться от других, слушая информацию различного характера;

- при выполнении монотонной работы, когда воспользовавшись наушниками, можно расширять свой кругозор;

- при необходимости получить общее представление о книгах, которые предстоит серьёзно изучить.

Недостатками аудиочтения являются:

- трудность в осознании и запоминании текстов, так как не все тексты одинаково удобно воспринимаются на слух;

-высокая информационная плотность текста, не дающая возможности осознать его, насладиться стилем изложения;

- сложность возвращения к прочитанному, охвата текста в целом;

- зависимость восприятия текста от манеры чтеца;

- низкое качество музыкального сопровождения.

Аудиочтение даёт возможность читателю, особенно с ограниченными возможностями по зрению и слуху, погрузиться в многообразный звучащий мир культуры: почувствовать себя полноценным, технически продвинутым пользователем мультимедийных устройств.

Сравнение культурных практик книжного, экранного и аудиочтения в изложении французского философа и социолога П. Бурдьё показало, что при всех изменениях снаряжения главной является ценность книги, понимаемой как некоторый содержательно неповторимый, уникальный текст, нуждающийся в осознании и интерпретации. Выдающийся книговед Н.А. Рубакин выделял значимость чтения, говоря: «Книги через читателя меняют саму жизнь». В процессе чтения происходит совершенствование субъекта: развиваются воля, терпение, память, наблюдательность, расширяется культурный и профессиональный кругозор. Чтение книг не только развивает воображение человека, но и способствует накоплению полученных знаний, развитию полноценной в интеллектуальном и эмоциональном плане личности, способной к саморазвитию и реализации. В информационном пространстве каждый читатель будет выбирать наиболее подходящий для себя коммуникативный формат чтения: книжное, экранное или аудио чтение. Методология чтения допускает использование разных техник и способов чтения, которые не противоречат, а дополняют друг друга, являясь средством саморазвития, интеллектуального и эмоционально-духовного становления личности.

Список литературы

1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений /М. Адлер. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2011. 344 с.

2. Бурдьё П. (Pierre Bourdieu) Социальное пространство: поля и практики / Espace social: champs et pratiques: пер. с фр. / П. Бурдье. СПб.: Институт экспериментальной социологии, 2005. 576 с.

3. Васёв Д.В. Чтение как основа духовно-нравственного становления молодёжи: Монография / Д.В. Васёв. ISBN 978-3-659-18603-5. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 113 с.

4. Коряковцева Н.А. Чтение и образование в информационном обществе: учебное пособие / Н.А. Коряковцева, В.А. Фокеев. М.: Литера. 2009. 208 с.

5. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги /Н.А. Рубакин. М.: 1977. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.