Е. В. Белина
(Санкт-Петербург)
О РАЗВИТИИ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ И НАУКЕ
В статье рассматривается проблема культуры чтения в информационном обществе, представлены основные этапы развития культуры чтения в истории России как важного условия достижения саморазвития личности и формирования общечеловеческих и национальных ценностей.
Чтение является одним из основных средств получения информации, обеспечивающих человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Книжная культура и феномен чтения, бесспорно, относятся к фундаментальным достижениям человечества в целом.
Можно сказать, что сегодня мы находимся на «вершине» электрической эпохи, принесшей человечеству научный и технологический прогресс, распространение новых средств коммуникации, которые модифицируют наши «старые формы восприятия и мышления», о чем писал Маршалл Мак-Люэн в «Галактике Гутенберга» [2, с. 406]. Новые источники и технологии получения информации оказывают глубокое воздействие на традиционные способы деятельности и установившиеся «ценности алфавитной письменности и печатной культуры», изменяют формы опыта, мировоззрения и самовыражения» [2, с. 4].
Осознавая мощный потенциал электронной коммуникации и ее влияние на социально-политическую жизнь общества, важно помнить о негативных последствиях зависимости от техники для нормального развития человеческой психики (ослабление внимания, снижение интеллектуальной восприимчивости, мозаичность индивидуальной памяти и т.п.] [9, с. 104]. Можно с уверенностью констатировать, что в мире уже выросла «массовая аудитория, воспитанная не в атмосфере книжности, а в атмосфере мультимедиа» [9, с. 103]. При этом современные ученые обращают внимание общества на то, что «человек читающий лучше подготовлен к творческой и коммуникационной деятельности, он более полноценен социально и богат духовно, чем люди «облученные телевидением» [9, с. 104].
Читательская грамотность и читательская культура личности в настоящее время высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. На развитие читательской культуры направлены такие программы и события, как национальная «Программа поддержки и развития чтения в РФ» (2006], провозглашение ООН 2003-2012 годов десятилетием грамотности и многие другие. И сегодня проблема чтения, и в частности актуализировавшиеся в 2013-2014 гг. вопросы цели и содержания школьного литературного образования, являются приоритетной задачей российского общества и системы образования. Об этом свидетельствуют такие важные события, как съезд учителей-словесников в Москве (ноябрь 2013 г.], обсуждение Общественной палатой РФ вопросов современного образования в области русского языка и литературы (2014] и др.
Чтение, как базовый компонент воспитания, образования и развития культуры человека и общества, является деятельностью, формирующей и развивающей личность. В современном обществе уровень культуры чтения может служить свидетельством сфор-мированности не только коммуникативной и профессиональной компетенции любого специалиста, но и одним из важных показателей его личностного развития.
Несмотря на это, современная ситуация «характеризуется как системный кризис читательской культуры», наше общество подошло «к критическому пределу пренебрежения чтением», как отмечалось на международной научной конференции «Чтение в образовании и культуре» в 2011 г. [6, с. 5].
Таким образом, имеет место противоречие: с одной стороны, общество осознает возрастающую значимость чтения, с другой стороны, наблюдается кризис культуры чтения,
который длится уже не одно десятилетие. Что же мешает обществу преодолеть данный кризис и каковы пути его преодоления?
Подобная проблема, безусловно, не может быть решена в рамках одной научной статьи, и потому в данной работе мы ставим задачу раскрыть понятие «культура чтения» применительно к школьной системе образования.
На протяжении Х1Х-ХХ веков проблема культуры чтения, деятельность читателя, механизмы понимания и интерпретации художественного текста читателем стали предметом осмысления философии, эстетики, психологии, герменевтики, филологии, методики.
В философском значении культура чтения понимается «как определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности» [1, с. 124]. Понятие «культура чтения» можно определить, как способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, представленную в разных вариантах форматов (письменном, печатном и электронном] [8]. Следовательно, культура чтения как социокультурное явление, имеющее в основе своей деятельностный познавательный процесс, определяет уровень интеллектуального и духовного развития общества.
Исходя из этого определения и учитывая современный кризис культуры чтения, можно сделать неутешительный вывод о сегодняшнем положении - напрашивается тревожный вопрос о будущем развитии интеллектуальной и духовной составляющей современного общества.
Если обратиться к истории возникновения и развития понятия «культура чтения» в русской культуре, то его истоки появляются в эпоху образования Древнерусского государства. Так как данное понятие формировалось на протяжении нескольких веков, оно «впитало в себя многие смыслы, которые вкладывались в него» в зависимости от того, как понималась функция чтения в обществе [5, с. 1].
В ходе анализа и исследования материалов по проблеме нами были выделены следующие этапы развития понятия «культура чтения» в истории России.
Первый этап. Утверждение Христианства и образование Древнерусского государства. Основная функция чтения в это время эзотерическая [3, с. 166]. Культура чтения воспринимается как культура общения с Божественным Словом «душеспасительной книги».
Второй этап. «Эпоха консолидации русской культуры» - XV век. Чтение становится «мирским» занятием, оно доступно самым различным слоям населения от князей до крестьян. Формируется познавательная функция чтения [3].
Третий этап. Это время с начала Петровских реформ до конца XVIII века. Возникает новое отношение к чтению как к средству повышения уровня образования, получения знаний и, как следствие, формируется «новая функция чтения - утилитарная» [3, с. 167].
Именно на этом этапе в статьях известных ученых XVIII века (В. Н. Татищева, Х. А. Чеботарева, М. В. Ломоносова] появляются советы и рекомендации читателю для формирования «качественного чтения», которые можно считать первыми рекомендациями по формированию «культуры чтения». Постепенно общество приобретает не только новые знания, издательская и просветительская деятельность (Н. И. Новиков] формирует читательские вкусы, можно сказать, культуру чтения того времени. К концу XVIII века сформировалась очевидная разница между умением читать и быть читателем [3].
В истории русской культуры с X по XVIII век были заложены основы понятия «культура чтения», основными элементами которого в XVIII веке стали: выбор книги, соотнесение книги и цели чтения; умение понимать текст, умение закреплять прочитанное.
Четвертым этапом в развитии культуры чтения становится XIX век. Чтение приобретает самообразовательную функцию.
В 1858 году Акционерным обществом распространения чтения в России ставится задача «приучения к чтению широких слоев народа», а главное - формирование культуры чтения. Для чего создаются библиотеки и кабинеты для чтения в книжных магазинах [3, с. 169]. Проблема культуры чтения в это время связывается с проблемой поиска нужной книги и умением пользоваться книгой для самообразования (Х. Д. Алчевская, Н. А. Рубакин].
Понятие «культура чтения» было обогащено в этот период привнесением таких элементов, как «любовь и привычка к чтению», «методы чтения», «приемы чтения».
Пятый этап связан с изменениями в обществе в начале XX века. В это время появляются работы, посвященные психологическим аспектам культуры чтения.
Однако основное обращение к проблеме культуры чтения было связано с преобразованием российского общества после революции 1917 года и формированием «нового человека», который должен был освоить все накопленные достижения в области науки, культуры и техники. Поэтому на первое место выходит такая характеристика чтения, как темп.
Культура чтения в первые годы советской власти подчинена политическим, идеологическим целям партии. Подобный подход «вульгаризировал» проблемы культуры чтения и выдвигал на первое место прагматические аспекты чтения, отодвигая или «зачеркивая» те аспекты, которые делают чтение «душеразвивающим занятием» [3, с. 171].
В 1950 годы, годы восстановления после войны, предпринимается попытка классифицировать способы чтения в зависимости от содержания книг и целей чтения. В понятие «культура чтения» этого времени обязательно входят умения вести записи, конспектировать прочитанное, сохранять информацию, а также гигиена чтения.
Особо выделяется шестой этап, связанный с возникновением и развитием понятия «библиотечно-библиографическая грамотность» или «библиотечно-библиографиче-ские знания (конец 50-х годов - 60-80 годы XX века]. В этот период впервые термин «культура чтения» уходит на второй план, так как сложилось представление о культуре чтения только как о системе знаний, умений и навыков, необходимых читателю для работы с книгой [3]. Большой интерес на этом этапе вызывает такой аспект культуры чтения, как рациональное чтение, «быстрочте-ние».
Седьмой этап. Мировое сообщество вступило в информационный век (80-е годы XX века - XXI век]. Появление самого термина «информационное общество» связано с превращением информации в важнейший ресурс современной цивилизации. Вместе с этим возникает ряд терминов, которые отражают умение человека работать с информацией в новых условиях: «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура». «Информационная культура», в свою очередь, становится неотъемлемой частью общей культуры современного человека, что отмечено в материалах ЮНЕСКО (2000].
В настоящее время термин «культура чтения» особо выделяется среди других терминов, отражающих квалификацию читателя. Получение информации и в электронной среде (с экрана] происходит также посредством чтения, которое можно рассматривать как важнейшую универсальную технику. «Информационная культура», «информационно-библиографическая грамотность» и др. больше отражают внешние проявления читательской деятельности. Они легко поддаются учету или анализу. В отличие от них культура чтения включает в себя не только умение ориентироваться в мире информации, но и такие понятия, как «любовь к книге», «интерес к чтению», «восприятие и понимание прочитанного», «творческое чтение», «диалог с автором и героем» и т.п. [3, с. 174].
Исследование, проведенное Ю. П. Меленть-евой и поддержанное Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), выявило «связи между уровнем традиционной культуры чтения и уровнем информационной культуры личности, то есть качеством навигации читателя (пользователя] в электронной среде» [4, с. 49]. Автор исследования приходит к выводу о «первородности», «масштабности и емкости» понятия «культура чтения».
Важно отметить, что термин «культура чтения» существует в своем уникальном «полном значении» только в русском языке. Если рассматривать его аналоги в английском языке (reading habits (навыки чтения], reading knowledge, reading skills (умение читать], comprehension of the text (понимание текста], reading taste (вкус к чтению, читательские вкусы], то становится очевидно, что все приведенные выше термины лишь приближаются к сущности анализируемого понятия [3].
Итак, понятие «культура чтения», имея глубокие корни в исторической и национальной культуре России, является динамично развивающимся процессом, «отражающим интеллектуальные и информационные потребности и запросы общества» [8, с. 2].
Необходимо отметить, что проблема формирования культуры чтения художественной литературы всегда занимала особое место в контексте общей проблемы чтения и читательской культуры.
Это нашло отражение в становлении и развитии такой науки, как методика преподавания литературы. На протяжении двух столе-
тий в России в методике преподавания литературы накапливается богатейший опыт в области литературного развития читателя-школьника. Можно сказать, методика создала «школу читателя».
Проблемам литературного развития читателя-школьника посвящены исследования отечественных методистов (В. Г. Маранцмана, Г. А. Беленького, Т. Г. Браже, М. П. Воюшиной, Е. В. Сосновской, Е. Р. Ядровской и др.]. Именно методика преподавания литературы занимается не только формированием культуры чтения в целом, но и формированием культуры чтения художественного текста. Она ставит своей целью целостное системное и поэтапное развитие школьника как читателя. В методической науке уделено внимание формированию и развитию литературных способностей читателя, выделены периоды развития читателя-школьника, определены критерии литературного развития (методическая школа В. Г. Маранцмана].
В отечественной системе образования чтение художественной литературы, умение читать и выбирать книги всегда ценились. Именно этим обусловлена традиция русской методической школы. В России, в отличие от других стран, в общеобразовательной школе для дисциплины «литература» отводится необыкновенно длительный период изучения -с 1 по 11 класс. В отечественной методике создана уникальная система литературного развития, цель которой - формирование культуры чтения школьника (от потребности в чтении до создания творческой работы].
В основе формирования культуры чтения лежит развитие деятельности читателя: от восприятия до интерпретации. Не случайно в методической науке именно интерпретационная деятельность рассматривается как ключевой механизм развития читателя [10].
Поэтому основополагающим в культуре чтения художественного текста является процесс «восприятие - понимание - интерпретация» произведения, в котором уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека, его литературным развитием. Высокий уровень культуры чтения обязательно характеризуется «формированием творческого восприятия, то есть способностью создавать новые образы, новую реальность» [8, с. 1].
Анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что формиро-
вание культуры чтения художественного текста прежде всего работает на полноценное восприятие авторского произведения. Следовательно, развитие культуры чтения художественного текста и литературное развитие взаимосвязаны и активно взаимодействуют.
Действительно, чтение художественного текста построено на эстетической деятельности: взаимосвязанной работе эмоций, воображения, мышления. Именно она приводит к воссозданию образа, постижению авторской идеи произведения [7]. Это не только «деятельность, в основе которой лежит распознавание текста», это индивидуальная творческая деятельность, в основе которой всегда диалог с автором, а читатель это и собеседник, и герой, и критик. Подобный диалог не возможен без определенного уровня литературного развития читателя.
К сожалению, в современном обществе понимание ценности формирования и развития культуры чтения недостаточно, а само понятие для многих ограничено лишь прагматическим подходом к чтению как поиску информации. При этом идет смешение стратегий чтения художественного текста и обычного текста.
Анализируя сложившуюся на сегодня в нашей стране ситуацию с чтением, мы видим два ключевых аспекта этой проблемы: чтение художественной литературы и чтение как поиск информации. Оба направления актуальны, но решение их находится в разных стратегиях чтения. Их смешение или неразграничение целей и задач информационного чтения и чтения художественного текста приводит к утилитарному подходу. А ведь одним из основных средств, формирующих мировоззрение, способствующих принятию современным читателем норм, нравственных установок и общечеловеческих и национальных ценностей является художественный текст и его осмысление.
В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования - саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей.
Несмотря на то, что новый образовательный стандарт уделяет большое внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных уста-
новок, общечеловеческих и национальных ценностей, реальное положение урока литературы в школе достаточно сложное. Бесспорно, что культура чтения в целом и культура чтения художественного текста формируются в начальной школе. Однако достаточно сложно «вырастить» достойного читателя, если количество часов, отводимых программой на литературное чтение в начальной школе, сегодня сокращено в связи с введением новых предметов (вместо 4 часов в неделю, в 3 классе - 3 часа, а в 4 классе только 2 часа].
Хотелось бы, чтобы литературному чтению и литературе как учебным дисциплинам было уделено должное внимание и оценено
их бесспорное значение в развитии личности и культуры обучающихся. Это возможно только при полноценной и осознанной поддержке семьи, общества и государства. Общими усилиями возможно повысить статус предмета литература в школе и в вузе, повысить статус читателя художественной литературы в обществе в целом.
Ведь совершенно очевидно, что школьник, который увлекается чтением, умеет отбирать круг необходимой литературы, владеет культурой чтения, анализирует прочитанное и стремится понять его смысл, имеет гораздо больше возможностей адекватно ориентироваться в окружающем мире, решать разного уровня проблемы, гармонично развиваться.
Литература
1. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования) : моногр. - СПб., 2007. - 164 с.
2. Мак-Люэн Маршалл. Галактика Гутенберга : Сотворение человека печатной культуры. - К.: Ника-Центр, 2004. - 432 с.
3. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Отделение историко-филол. наук РАН ; науч. совет РАН «История мировой культуры». - М., 2010. - С. 166-175.
4. Мелентьева Ю. П. Культура чтения как фундамент информационной культуры личности: по материалам исследования // Чтение в библиотеках России : информ. изд. Вып. 7. - СПб.: Рос. нац. б-ка. - 2007. - С. 45-49.
5. Мелентьева Ю. П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции // Гос. публич. науч.-тех. б-ка [сайт]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/ cd/11.pdf (дата обращения 02.07.2014)
6. Международная научная конференция «Чтение в образовании и культуре» : докл. и тез. / сост. Ю. П. Мелентьева, Т. С. Мар-карова - М., 2011. - С. 5.
7. Воюшина М П., Кислинская С. А., Лебедева Е. В. и др. Методика обучения литературе в начальной школе : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М. П. Воюшиной. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 288 с.
8. Перцовская Р. Ф. Развитие культуры чтения основа формирования инновационного мышления // Науч. лаб. "Социально-информационные технологии" при каф. информационно-анали-тич. деятельности факультета менеджмента и социально-инфор-мац. технологий Мос. гос. ун-та культуры и искусств [Электронный ресурс]. - URL: http://misit.ucoz.ru/load/15-1-0-41 (дата обращения 18.11.2013)
9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2002. - 461 с. http://www.smolsoc.ru/images/referat/a1163.pdf (дата обращения 24.08.2014)
10. Ядровская Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы): моногр. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2012. - 184 с.